Процессуальный порядок производства осмотра места происшествия. §2
Следственный осмотр процессуальное действие, предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ), состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления. Их следователь получает из двух источников от людей и вещей.
Первые это свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые. Вещи все иные объекты материального мира, несущие информацию о расследуемом событии. Их форма, содержание, местонахождение и другие признаки могут отражать какие-либо обстоятельства совершения преступления. Иногда их называют «немыми свидетелями» преступления.
Практически невозможно представить себе уголовное дело, где не фигурировали бы вещественные доказательства, и ни одно из них не может оказаться в материалах дела без предварительного осмотра.
От того, насколько криминалистически грамотно произведено это следственное действие, часто зависит успех всего расследования. Поэтому не случайно криминалисты особо подчеркивают важность осмотра места происшествия и обнаруженных там объектов. Известный русский юрист XIX в. В. Леонтьев еще в 1887г. писал: «Осмотры составляют основу всего следствия, и нет предела в тщательности, с которой они должны производиться» .
Следственные органы России регулярно анализируют причины нераскрываемости преступлений. В большинстве случаев одним из главных недостатков указан неквалифицированно или небрежно произведенный осмотр места происшествия, в результате чего важные улики, которые могли бы дать ключ к раскрытию преступления, оказываются утраченными.
Поэтому руководство российских правоохранительных органов неоднократно подчеркивало необходимость повысить качество неотложных следственных действий, в первую очередь осмотров.
Основания и порядок следственного осмотра регламентированы уголовно-процессуальным законом предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ). Исходя из его содержания следственный осмотр помогает решить следующие важные задачи расследования:
1. разобраться в обстановке места происшествия, выяснить, как развивались события, понять действия преступника;
2. выявить и изъять следы совершенного преступления;
3. установить возможные источники получения других доказательств;
4. получить информацию для выдвижения следственных версий;
5. решить вопрос о приобщении к делу того или иного предмета в качестве вещественного доказательства;
6. проверить другие источники доказательств по делу .
По последовательности производства следственный осмотр классифицируется на первичный и повторный. Повторный осмотр производится в тех случаях, когда первоначальный проходил в неблагоприятных условиях (в дождь, ночью), в связи с чем важные для установления истины следы и предметы могли быть не обнаружены, был проведен недоброкачественно: не исследовались существенные для дела обстоятельства; не привлекались сведущие лица и т.д.
По объему следственный осмотр бывает основным и дополнительным. Последний производят в тех случаях, когда в ходе дальнейшего расследования выясняется, что отдельные объекты были вовсе не осмотрены или это сделано недостаточно детально. Дополнительный осмотр и призван устранить допущенные пробелы .
Осмотр места происшествия зачастую включает как составные элементы все другие виды следственного осмотра. На месте происшествия нередко присутствуют и предметы, и документы, и трупы, само оно обычно является участком местности или помещением. В такой ситуации осмотр всех составляющих будет производиться в рамках одного следственного действия и оформляться одним протоколом. Поэтому, несмотря на отдельные особенности и специфику каждого вида осмотра, все они представляют собой единство однородных явлений, что и позволяет выделить общие тактические положения их производства: единое руководство осмотром; своевременность; объективность; полнота; планомерность осмотра; использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов и оперативных подразделений; безопасность осмотра .
Единое руководство осмотром необходимо потому, что следственный осмотр сложное действие, связанное с привлечением значительного числа лиц, выполняющих различные функции. Успех в работе зависит от того, насколько четко и криминалистически грамотно будет организована деятельность каждого участника осмотра, что осуществимо лишь при едином руководстве осмотром. По закону оно возлагается на следователя. Все остальные лица, в том числе и руководящие работники правоохранительных органов, должны исходить из того, что он ответственный за результаты осмотра. Задача руководителей обеспечить следователю необходимую помощь. В противном случае возможна несогласованность действий участников осмотра, ведущая к изменению обстановки, уничтожению следов преступления и утрате предметов, имеющих важное доказательственное значение.
Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результаты осмотра.
Своевременность осмотра заключается в том, что после сообщения о происшествии следователь и другие лица безотлагательно выезжают на место происшествия для его осмотра. Это требование направлено на обеспечение максимальной сохранности обстановки места происшествия и непосредственно влияет на эффективность и результативность осмотра. Именно поэтому осмотр места происшествия относится к неотложным следственным действиям .
Объективность осмотра предполагает исследование и фиксацию всех объектов в том виде, в каком они были обнаружены; недопустимость отражения в протоколе выводов, заключений и предположений следователя, оперативного работника или других участников осмотра.
Полнота осмотра гарантирует, что все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, будут обнаружены, исследованы и надлежащим образом отображены в протоколе осмотра и приложениях к нему. Полнота, кроме того, означает такое его проведение, которое исключает необходимость в повторном осмотре по мотивам недостаточности первоначального. В любом случае повторный осмотр не может заменить первоначального, поскольку отделен от преступного события большим промежутком времени . Вследствие этого осматриваемые объекты под воздействием неблагоприятных погодных условий, технических средств, людей, животных и насекомых могут претерпеть существенные изменения или быть уничтожены .
Планомерность осмотра состоит в правильном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра, заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизации решаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередности конкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств. Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всех необходимых действий, а в итоге максимальную эффективность следственного осмотра .
Использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов оперативных подразделений. При производстве осмотра необходимы полностью укомплектованный чемодан следователя, фотоаппарат с запасными пленками и импульсной лампой. Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и характером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются.
Специалист это квалифицированный помощник следователя. Он может обратить внимание следователя на обстоятельства, трудно воспринимаемые в конкретных специфических условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению более обоснованных версий. Участие специалиста в осмотре обязательно в двух случаях: при осмотре трупа и при освидетельствовании лица иного, чем следователь, пола. Однако сейчас методически обязательным участие специалистов считается тогда, когда в ходе следственного действия могут встретиться объекты, осмотр, исследование или фиксация которых требуют специальных познаний, отсутствующих у следователя. Это, например, осмотр мест пожара, взрыва, крушения, аварии. Использование оперативных возможностей необходимо для получения дополнительной информации о характере происшествия, о лицах, к нему причастных, местонахождении и признаках объектов, имеющих значение для дела. Такая информация позволяет выдвинуть новые версии и глубже проверить отрабатываемые, выявить и закрепить следы и предметы, могущие стать доказательствами по уголовному делу.
Если при осмотре места происшествия выяснилась возможность преследования преступника «по горячим следам», оно поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех вещественных доказательств, изъять которые с места происшествия невозможно .
Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.
Безопасность осмотра обеспечивается его правильной организацией; четким распределением функций между его участниками; использованием знаний специалистов, например, баллиста (оружейника), пожарного, химика, взрывотехника, специалиста по работе с радиоактивными материалами, своевременным привлечением к осмотру кинолога со служебно-розыскной собакой для обнаружения взрывных устройств; правильным применением криминалистических средств, приемов и методов .
Все виды осмотров проводятся в присутствии понятых (ч.1 ст.170 УПК РФ), наименьшее число которых - два.
Требования, которые предъявляются к понятым, приводятся в (ст. 60 УПК РФ): «1.Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.
2. Понятыми не могут быть:
1) несовершеннолетние;
2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники;
3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
3. Понятой вправе:
1) участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;
2) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал;
3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права.
4. Понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации».
УПК РФ устанавливает, что следственные действия производятся с участием понятых (не менее двух) и без их участия (ч.3 ст.170 УПК РФ).
В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. При невозможности их использования следователь вносит соответствующую запись в протокол и поясняет, почему это нельзя было сделать .
Во всех случаях производства следственного действия без участия понятых в протоколе следственного действия делается запись об их отсутствии с указанием причин принятия такого решения.
Остальные следственные действия производятся без участия понятых. Следователь, однако, может принять, по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе, и иное решение, т.е. произвести следственное действие с участием понятых.
Перед началом следственного действия следователь, дознаватель в соответствии с (ч. 5 ст. 164 УПК РФ) разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные (ст. 60 УПК РФ) .
Цель следственного действия обозначается для того, чтобы понятые понимали суть происходящего.
Для надлежащего выполнения своей функции понятым разъясняется их право:
1. участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;
2. знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого они участвовали;
3. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие их права.
Понятым разъясняется их ответственность. Главное - не разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом предупреждены заранее в порядке, предусмотренном (ст. 161 УПК РФ). При этом поясняется, что за разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность в соответствии со (ст. 310 УК РФ).
Осмотр местности, помещений, места происшествия производится в пределах их границ и требует предварительной подготовки. Она зависит от содержания события и физических пределов помещений, участков местности .
Получив известие о происшествии, следователь должен оценить характер события, сведения о том, где оно произошло, о лице, сообщившем о том, что случилось, выяснить, охраняется ли место происшествия. Обычно следователь действует не в одиночку, он руководит оперативно-следственной группой, имеющей в своем составе работников дознания, специалистов-криминалистов, судебно-медицинского эксперта. К группе по мере осмотра происшествия могут присоединиться и другие силы - патрульно-постовая служба, участковый инспектор, сотрудники ГИБДД. Перед выездом на место происшествия должен быть решен вопрос об охране оперативно-следственной группы, поскольку возможно сопротивление осмотру, нападение на лиц, производящих осмотр. Вопросы создания оперативно-следственных групп и организации их работы, в том числе и защиты, решаются руководителями органов дознания, прокурорами - руководителями и начальниками следственных отделов. Одному следователю для осмотра места происшествия выезжать не следует.
Непосредственно на месте происшествия после оказания помощи пострадавшим, беседы с потерпевшим, очевидцами, организации охраны места происшествия и защиты группы от возможных нападений, привлечения понятых и распределения обязанностей между участниками осмотра следователь начинает осмотр.
Осмотр предполагает применение технических средств - общее, узловое, детализированное фотографирование, видеосъемку, применение средств поиска и изъятия следов, микрочастиц, измерения расстояний, осмотра документов и других - перечень в данном случае не исчерпывающий. Надо определить исходное место осмотра - по общему правилу это место начала движения преступника или его проникновения в помещение. Затем выделяются отдельные участки осмотра и производится их последовательное изучение .
Во время осмотра обнаруживаются вещественные доказательства. Громоздкие (мебель, телевизор, холодильник, машина, и т.п.) и не подлежащие в силу этого изъятию вещественные доказательства осматриваются на месте.
Изымаемые вещественные доказательства могут быть осмотрены позднее. В любом случае они должны быть показаны понятым и всем участникам осмотра, индивидуализированы, упакованы, причем их упаковка опечатывается печатью следователя, подписывается следователем, понятыми, лицами, участвующими в осмотре.
В осмотре места происшествия могут участвовать, специалисты, эксперт, потерпевший, представители организаций, в здании которых совершено преступление. В состав участников следует включить командира подразделения, охранявшего место происшествия, и оперативно-следственную группу, включая всех ее сотрудников, как прибывших вместе со следователем, так и присоединившихся позднее.
Осмотр местности и нежилых помещений является продолжением осмотра места происшествия. Этим осмотром выявляются пути подхода преступника к месту происшествия, пути ухода от него, в ходе осмотра проводятся мероприятия по поиску скрывшихся преступников, прочесывание местности. Поиск доказательств, их изъятие и осмотр проводятся по правилам осмотра места происшествия .
Криминалистически значимые данные могут быть получены при осмотре помещений. В качестве объектов такого осмотра различают жилые и служебные помещения; торговые, складские и производственные постройки; выставочные залы, павильоны, музеи. Основными задачами осмотра помещений являются выяснение назначения и режима работы; определение дислокации; изучение обстановки с выяснением индивидуальных признаков, характеризующих конкретный объект; ознакомление с охранной системой защиты. Осмотр помещения целесообразно производить по периметру в направлении по часовой стрелке, по правилам осмотра места происшествия.
Осмотр предметов. В качестве самостоятельного следственного действия осмотр предметов производится в двух случаях:
1. когда для осмотра предметов, обнаруженных при производстве обыска, осмотра места происшествия, местности, помещения, требуется продолжительное время и специальные условия;
2. когда предметы представлены следователю потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или другими лицами. Следователь производит их осмотр по месту производства следствия, обеспечивая сохранность и возможность использования в качестве вещественных доказательств.
Осмотр начинается с изучения общего вида предметов, их состояния, назначения и правил пользования. Если на предмете могут быть микрообъекты, потожировые следы рук или иные следы, пригодные для экспертного исследования, то осмотр начинается с их обнаружения и фиксации (это лучше сделать с помощью соответствующих специалистов). Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его особенности и дефекты, следы, указывающие на связь осматриваемого предмета с расследуемым преступлением. Все они подробно отражаются в протоколе и фотографируются.
Осмотр документов проводится с целью выявить, исследовать и зафиксировать признаки, позволяющие считать их вещественными доказательствами, или установить по содержанию документа криминалистически значимые факты и обстоятельства. Криминалистический порядок осмотра документа имеет свои особенности. При детальном осмотре документа нельзя использовать такие технические средства, приемы и методы, которые могут его повредить или изменить. Рекомендуется обращаться с документами так, чтобы не уничтожить следы преступника и не оставить свои . Осматривают документ при естественном или хорошем искусственном освещении под различными углами зрения. При осмотре применяются лупы, светофильтры, электронно-оптические преобразователи.
Документы вещественные доказательства следует предъявлять участникам осмотра в полиэтиленовых пакетах и вынимать только при необходимости. Сгибать их можно лишь по старым складкам, нельзя подчеркивать или обводить отдельные места в тексте, подшивать документы в дело.
Если документ носит удостоверительный характер, то при его осмотре обращают внимание на наличие подписи конкретного должностного лица, дату, печать. Из содержания иных документов можно определить, какую цель преследовал автор при написании текста; наличие в нем сведений о малоизвестных фактах, событиях, их деталях, о конкретных лицах как участниках этих событий и другие обстоятельства.
При следственном осмотре документа в протоколе осмотра фиксируется:
1. место, дата и время обнаружения документа;
2. адресат, от которого он поступил;
3. наименование документа;
4. его внешний вид, реквизиты и особенности;
5. содержание;
6. индивидуальные признаки документа, например при описании паспорта в протоколе осмотра отмечается: кому, когда, где и кем он выдан, номер, серия и другие сведения, вносимые в него от руки .
Осмотр местности производится в тех случаях, когда она является местом происшествия. Организация осмотра зависит от размера территории: чем она значительнее, тем больше участников приходится привлекать к осмотру. Практика выработала следующие способы осмотра: сплошной, когда отсутствуют ориентировочные сведения о местонахождении следов и предметов; от периферии к центру или от центра к периферии, когда участок местности имеет округлую форму; линейный, когда осматриваемая площадь имеет удлиненную форму; плановый или секторный, когда вся осматриваемая площадь разбивается по квадратам или по секторам; узловой, когда осматриваются важные участки местности.
При привлечении к осмотру большого количества лиц они могут быть поставлены в цепь на расстоянии, позволяющем качественно производить осмотр. Между участниками осмотра и следователем обязательно устанавливается радио- или иная связь. Это помогает ему постоянно быть в курсе дела в случае обнаружения предмета, подлежащего осмотру .
Осмотр в жилом помещении возможен при согласии лиц, в нем проживающих. Перед осмотром лица, находящиеся в помещении, извещаются об осмотре и их праве возразить против него. Одновременно им разъясняется необходимость его проведения.
Если возражения остаются, следователь составляет в присутствии понятых протокол об отказе дать согласие на проведение осмотра, оглашает его и в дальнейшем действует в порядке (ст. 165 УПК РФ), определяющей судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Частью 2 ст. 23 Конституции РФ устанавливается, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.
Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В части 3 ст. 35 Конституции РФ говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
В УПК судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных (п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В их число входят:
1. производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
2. производство обыска и (или) выемки в жилище;
3. производство личного обыска;
4. производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
5. наложение ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;
6. наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
7. контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Учитывая новые изменения в УПК РФ, процедура возбуждения уголовного дела следователем, а так же, дознавателем и органом дознания упростилась: им не потребуется согласовывать соответствующее решение с прокурором.
Основным в принятых изменениях является снижение роли прокуратуры в расследовании уголовных дел и надзоре за органами предварительного следствия, а следовательно, повышение статуса следователя как участника уголовного судопроизводства. (Необходимо отметить, что изменения не коснулись деятельности органов дознания и дознавателей).
Итак, прежде всего, из УПК РФ полностью изъяты нормы, регламентирующие возможность прокурора возбуждать, расследовать уголовные дела, давать по ним обязательные для исполнения указания, а также принимать по ним какие-либо процессуальные решения, кроме права в окончательной стадии предварительного следствия утверждать обвинительное заключение для направления уголовного дела в суд.
УПК РФ установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства.
Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия.
Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство.
Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации .
УПК РФ, однако, допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска без получения судебного решения.
Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства, как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска.
Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска в таких ситуациях производится на основании постановления следователя, дознавателя.
Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.
К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия.
Цель данного уведомления – проверка законности решения о его производстве.
Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.
Прокурор также должен проверять обоснованность производства следственных действий.
Нередко возникает обстановка, исключающая ожидание решения суда. Неотложность осмотра может вызываться разными причинами - необходимостью обнаружить скрывающегося преступника, предотвратить гибель людей, утрату документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, припрятывание ценностей, оружия, наркотиков, предупредить совершение особо тяжкого и тяжкого преступления. Следователь в подобных случаях вправе провести осмотр и без согласия лиц, проживающих в жилом помещении. Материалы осмотра в течение 24 часов представляются в суд для проверки законности проведенного действия.
Признание его незаконным переводит протокол осмотра в разряд недопустимых доказательств (ст. 165 УПК РФ) .
Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель придает следственному осмотру огромное значение, наделяя органы предварительного расследования значительными полномочиями на ущемление прав граждан в ходе данного следственного действия. Такое положение обусловлено важностью данного следственного действия для закрепления следов преступления.
Баянов А.И. Стратегия и практика в структуре следственного действия //Криминалистические чтения посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко: Тезисы выступлений. - М.: МАКС-Пресс, - 2004. - С.46-49.
Осмотр места происшествия: Практическое пособие /Под ред. А.И.Дворкина.- М.:Норма, 2001. - С.25.
Сиваев В.С. Следственные действия до возбуждения уголовного дела: теория и практика применения //Уголовное досудебное производство: проблемы теориии практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции (6 октября 2004 года). – Омск: Омский юридический институт.- 2004. - С.165-170.
Яблоков Н.П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2006. - С.125.
Власова Н.А., Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. – С.7. Тертышник В.М. Непосредственное обнаружение и техническое документирование преступного деяния (концептуальная модель процессуального института и нового следственного действия) //Право и политика. - М.; Nota Bene, 2004. - № 5. - С.113-118.
Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Спарк, 2004. – С.234.
Власова Н.А., Соловьев А.Б., М.Е. Токарева. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. – С.23.
Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. - С.137.
Леонова О.В. Особенности проведения некоторых следственных действий по уголовно-процессуальному законодательству //Актуальные проблемы современного уголовного процесса России: Сборник научных статей. – Самара: Самарский университет, 2005. - С.112-118.
Уголовный процесс России: Учебное пособие для вузов /Под ред. Безлепкина Б.Т.: М.: КноРус, 2006. – С.486.
Осмотр и предварительное исследование документов /Под ред. Подволоцкого И.Н., Зинина А.М. - М.: Юрлитинформ, 2004. - С.172.
Сиваев В.С. Указ. соч. - С.165.
Леонова О.В. Указ. соч. - С.112.
Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. Указ. соч. – С.356.
Под ред. Лупинской П.А. Указ. соч. - С.354.
Задачи осмотра
Осмотр места происшествия по делам о расследовании многих преступлений - неотложное следственное действие, которое в соответствии со ст. 178 УПК 1 производится для «обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела». Отсюда задачами осмотра являются:
1) изучение и фиксация обстановки места происшествия с целью выяснения характера и механизма происшествия;
2) обнаружение и изъятие следов преступления, которые в дальнейшем могут служить вещественными доказательствами по делу;
3) выявление признаков, характеризующих лиц, участвовавших в совершении преступления (их число; примерный возраст; физические данные; наличие у них определенных привычек, навыков, психических отклонений, а также осведомленности о жизненном укладе, распорядке работы потерпевшего);
4) фиксация особенностей, присущих потерпевшему и иным объектам посягательства;
5) установление обстоятельств, отражающих объективную сторону преступления: время и способ его совершения; действия преступника на месте происшествия; последствия преступления; наличие причинной связи между действиями преступника и наступившими последствиями;
6) выявление признаков, указывающих на мотивы и цели совершения преступления;
7) выявление обстоятельств, способствующих совершению преступления.
Выполнение задач осмотра места происшествия помогает получить исходные данные для раскрытия преступления, розыска и изобличения преступника.
Действия следователя при получении сообщения о преступлении
Получив сообщение о преступлении, следователь должен:
1) выяснить, что случилось; где; когда; кто и когда обнаружил происшествие; кто из сотрудников органов внутренних дел или должностных лиц находится на месте происшествия;
2) дать указание сотрудникам органов внутренних дел, находящимся на месте происшествия или в районе его расположения, организовать охрану места происшествия;
3) вызвать для участия в осмотре сотрудника органа дознания и в необходимых случаях кинолога с собакой;
4) пригласить для участия в осмотре соответствующих специалистов (например, по делам о взрывах - специалиста по взрывному делу;
при наличии на месте происшествия трупа - специалиста в области судебной медицины или иного врача), а также специалиста-криминалиста с соответствующей техникой;
5) дать задание специалисту-криминалисту проверить состояние техники;
6) предложить сотрудникам органа дознания, находящегося в районе расположения места происшествия, пригласить понятых, не заинтересованных в исходе дела;
7) сообщить начальнику следственного отдела или прокурору о предстоящем выезде, согласовав с ними состав следственно-оперативной группы и обеспечение ее транспортными средствами для выезда на место происшествия.
Действия следователя по прибытию на место происшествия
Прибыв на место происшествия, следователь
1) принимает меры для оказания помощи потерпевшему;
2) оказывает содействие в организации тушения пожара, спасения ценного имущества и т.п.;
3) проверяет, как осуществляется охрана места происшествия и защита следов преступления;
4) обеспечивает удаление с места происшествия посторонних;
5) путем опроса работников внутренних дел и должностных лиц, находящихся на месте происшествия, а также очевидцев получает информацию о происшествии, о том, какие изменения внесены в обстановку происшествия с момента его обнаружения;
6) в соответствии со ст. 133", ст. 139 и 135 УПК разъясняет специалисту и понятым их права и обязанности и в случае необходимости предупреждает понятых о неразглашении ими сведений, полученных при осмотре места происшествия, а специалиста - об ответственности за отказ и уклонение от выполнения своих обязанностей;
7) принимает меры, направленные на улучшение условий осмотра (например, обеспечение осмотра искусственным освещением; оборудование рабочего места для составления протокола осмотра);
8) при осмотре больших территорий, нескольких помещений к их осмотру могут дополнительно привлечь другого следователя.
Действия следователя при осмотре места происшествия
После подготовки к осмотру необходимо:
1) произвести обзор места происшествия для определения границ участка, подлежащего осмотру, и способа последовательного изучения обстановки на месте происшествия. Границы осмотра места происшествия охватывают место, где произошло событие и вследствие этого возможно обнаружение следов или предметов, связанных с ним; пути прихода преступника на место происшествия или ухода с него; место засады, где преступник ожидал жертву; иные помещения или участки местности, которые также могут быть носителями следов преступления. К методам осмотра относятся приемы и способы его проведения:
сплошной и выборочный;
концентрический (от периферии к центру) и эксцентрический (от центра к периферии); линейный (фронтальный);
статический и динамический;
2) поручить специалисту-криминалисту произвести ориентирующую и обзорную фотосъемку места происшествия; помощнику следователя составить черновик схемы (плана) расположения видимых с одной точки объектов обстановки происшествия;
3) дать задания сотрудникам органов дознания о проведении неотложных оперативных мероприятий;
4) если для осмотра приглашен кинолог с собакой, обеспечить возможность ее применения;
5) после производства обзора приступить к детальному осмотру места происшествия, применяя один или несколько выбранных методов осмотра; при этом необходимо учитывать следующее:
В первую очередь осматривать, фиксировать и изымать предметы со следами, которые могут исчезнуть или легко видоизмениться (например, предметы, возможно, содержащие запаховые следы; пищевые продукты со следами зубов или пальцев рук, возможные предметы - носители микрочастиц и др.);
Учитывать изменения, которые могли внести в обстановку места происшествия до прибытия следователя лица, оказавшиеся первыми на месте происшествия: работники органов внутренних дел, должностные лица предприятия или учреждения, где совершено преступление, пожарные и др.;
Обращать внимание на наличие негативных обстоятельств;
Выдвигать и по возможности проверять версии, возникшие в ходе осмотра;
6) если это необходимо, прерывать долго длящиеся осмотры, отмечая время начала и окончания перерыва в часах и минутах;
7) в соответствии со ст. 182 УПК составить протокол осмотра места происшествия, а также план и схему. Изъять и упаковать следы и вещественные доказательства.
Основные вопросы, подлежащие установлению при осмотре
При осмотре места происшествия необходимо стремиться выяснить следующее:
1) Какое именно событие произошло на месте происшествия?
2) Время совершения исследуемого события.
3) Объект преступного посягательства.
4) Имеются ли жертвы происшествия и кто именно.
5) Сведения о преступниках: их количество, пол, возраст, антропологические данные, пути их прихода на место происшествия и ухода с него. Для установления этих данных детально изучается весь комплекс оставшихся на месте происшествия следов совершенного преступления.
6) Как долго находились преступники на месте происшествия? Такие данные могут быть получены в результате моделирования события происшествия с учетом способа его совершения.
7) Как вели себя на месте происшествия преступник и жертва? Какие действия и в какой последовательности совершали? Для ответа на этот вопрос также изучаются все обнаруженные следы.
8) Какие орудия, инструменты и иные средства использовались при совершении преступления?
9) Что похищено при совершении корыстных преступлений? Могло ли быть похищенное унесено с места происшествия или его увезли на каком-либо транспорте? Не спрятаны ли похищенное или его часть неподалеку от места происшествия?
10) Какой вид транспорта использовался преступниками для прибытия на место происшествия и убывая с него?
11) Предпринимали ли преступники меры для сокрытия следов своего пребывания на месте происшествия и какие именно?
12) Каковы мотивы и цели совершения преступления?
Осмотр производит лично следователь. Остальные лица помогают ему и действуют только по его указанию. Осмотр может и должен проводиться в любое время суток, если только имеется хотя бы минимальное освещение. Если осмотр осуществляется ночью и без надлежащего освещения, то, организовав охрану места происшествия, утром следует произвести дополнительный осмотр.
Последовательность осмотра отдельных объектов зависит от обстоятельств конкретного случая, однако избранный план осмотра должен обеспечить такое положение, при котором все объекты, относящиеся к месту происшествия, были бы тщательно осмотрены. При осмотре помещения обычно сначала передвигаются вдоль стен (справа-налево или слева-направо), а затем выходят на середину помещения. Однако, если на месте происшествия имеется труп или другой объект (след взлома и пр.), связанный с преступлением, осмотр может быть начат с этого "узлового" места. В таком случае следователь постепенно передвигается как бы от центра к периферии.
На открытой местности место происшествия условно делится на несколько участков, обычно ограниченных естественными рубежами (канава, тропинка, забор и т.п.), а затем каждый участок тщательно осматривается.
Осмотр должен вестись без спешки: излишняя торопливость снижает качество осмотра. В начале осмотра, пока еще не нарушена обстановка, рекомендуется сделать ориентирующие и обзорные фотоснимки, а также фотоснимки наиболее важных (узловых) участков места происшествия.
В ходе осмотра необходимо делать пометки в блокноте обо всех обнаруженных следах и вещественных доказательствах с тем, чтобы не забыть о них к концу осмотра, когда будет составляться протокол.
Все обнаруженное на месте происшествия следует предъявлять понятым, которые, как правило, должны передвигаться вместе со следователем.
Осмотр состоит из двух стадий. Сначала объекты рассматриваются без изменения их положения (статический осмотр), а затем каждый объект подвергается всестороннему осмотру, для чего его можно, а в необходимых случаях нужно, например, сдвинуть, взять в руки, повернуть (динамический осмотр).
Поднимая с земли оружие, передвигая стол и производя иные подобные действия, при помощи мела или иным способом следует точно обозначить их первоначальное местоположение с тем, чтобы в случае необходимости к концу осмотра можно было восстановить примерную обстановку.
Все измерения нужно проводить с возможно большей точностью и, как правило, с помощью рулетки, мягкого метра или линейки.
Местоположение важнейших следов и отдельных предметов должно быть определено по отношению к двум постоянным точкам.
При осмотре следует принять все необходимые меры предосторожности, чтобы не уничтожить следы и не изменить обстановку, а также, чтобы не перепутать свои следы со следами, уже имеющимися на месте происшествия. Для этого нужно:
Передвигаться только по заранее намеченным направлениям, убедившись, что при этом не будет изменена обстановка или уничтожены следы;
Разрешить другим участникам осмотра передвигаться только по указанным им дорожкам;
Обнаружив следы, могущие иметь значение для дела, или вещественные доказательства, обозначить их условным знаком (листом бумаги, колышком, мелом и пр.) или во избежание возможного повреждения прикрыть каким-либо предметом (ящиком, коробкой, корзинкой);
Не сорить, не бросать окурков.
Нельзя ограничиваться осмотром только той территории, на которой имеются явные следы происшествия. Как правило, осмотр следует проводить и на прилегающей местности, где, судя по характеру и обстоятельствам происшествия, могут находиться следы преступников, их транспорта, брошенное оружие, спрятанные похищенные вещи и т.п.
В ходе осмотра важно обращать внимание на так называемые "негативные" обстоятельства, т.е. на отсутствие следов и предметов, которые должны быть при тех условиях, о которых свидетельствует обстановка места происшествия.
Помимо составления протокола, изготовления фотоснимков нужно начертить план места происшествия.
Указание о приведении обстановки на месте происшествия в обычный вид может быть дано только следователем и лишь после того, как будет составлен и подписан протокол осмотра.
Феофанова Ю.В., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
С действий, связанных с обследованием места происшествия и следов преступления, а также объектов, имеющих связь с событием преступления, начинается расследование практически каждого уголовного дела, в процессе которого реализуются знания криминалистической тактики как наиболее значимого института следственной деятельности, что значительно проблематично осуществлять в условиях чрезвычайной ситуации. Особенностям проведения данных действий и посвящена статья.
Эволюция понятия тактики в дальнейшем происходила преимущественно за счет изменения его содержания. Если, например, А.Н. Васильев отнес к содержанию тактики следственные версии, планирование расследования, привлечение общественности к расследованию преступлений, взаимодействие между органами предварительного следствия и дознания, тактику оперативно-розыскных мероприятий и т.д., то А.И. Винберг включил сюда ее логические и психологические основы, тактические основы криминалистической идентификации, применение криминалистической техники и пр.
Структура осмотра места происшествия, осуществляемого в условиях чрезвычайной ситуации, может быть представлена следующими этапами и стадиями:
- Подготовительный этап. Специфика данного этапа состоит в том, что подготовка к осмотру места происшествия подразделяется на две части - стадии до выезда на место происшествия и непосредственно на месте происшествия.
До выезда на место происшествия могут иметь место:
а) стадия уяснения данных о характере происшествия, условиях и обстановке, в которой придется проводить осмотр места происшествия;
б) предварительная стадия обеспечения безопасности участников осмотра места происшествия. На данной фазе подготовительной стадии основная задача оперативных служб ОВД (разумеется, при взаимодействии с оперативными службами МЧС) - идентификация (т.е. распознавание и количественная оценка) возможных негативных воздействий опасных и вредных факторов начальной ситуации. К основным мероприятиям, осуществляемым в связи с этим, относятся: во-первых, прогнозирование развития чрезвычайной ситуации - метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф и др., посредством развертывания системы наблюдения и разведки; во-вторых, определение возможных мероприятий защиты - подготовка средств экстренной эвакуации или укрытия в защитных сооружениях (при необходимости); в-третьих, подготовка средств индивидуальной защиты, предназначенных для исключения попадания внутрь организма, на кожу и одежду химически опасных и биологически вредных веществ. Это средства защиты органов дыхания, специальные защитные одежда и обувь. Кроме того, должны быть подготовлены медицинские средства индивидуальной защиты, предназначенные для профилактики и оказания первой помощи пострадавшему. Они включают вещества, ослабляющие или предотвращающие воздействие на организм человека токсичных веществ или ионизирующих излучений, противобактериальные средства, а также средства частичной санитарной обработки и обеззараживания;
в) стадия организации охраны места происшествия;
г) стадия определения круга участников осмотра места происшествия. Опуская основное содержание данной стадии, которое подробно рассматривается в исследовательской части, отметим, что в условиях чрезвычайной ситуации привлечение с учетом характера опасности в качестве специалиста представителя оперативных служб МЧС следует считать обязательным;
д) стадия подготовки и проверки готовности необходимых технических и иных средств. В типичных ситуациях при производстве осмотра места происшествия применяется стандартный универсальный комплект технико-криминалистических средств. Вместе с тем в условиях чрезвычайности нельзя исключить необходимость применения специального инструментария, гидравлических устройств, специальных приспособлений, применяемых, например, для преодоления завалов, преград, возникших в результате разрушений, и др.
Непосредственно на месте происшествия. По прибытии следственно-оперативной группы на место осуществляемые действия характеризуются следующими стадиями:
а) стадия обеспечения безопасности участников следственного осмотра и лиц, причастных к происшествию;
б) стадия выяснения первичной информации об обстоятельствах происшествия;
в) стадия обеспечения взаимодействия участников.
- Рабочий этап подразделяется на общий и детальный осмотр.
- Заключительный этап включает в себя стадию фиксации хода и результатов осмотра, стадию упаковки, изъятия и удостоверения следов и иных вещественных доказательств, стадию оценки результатов осмотра места происшествия. Специфика данных стадий, связанная с условиями чрезвычайности, заключается в следующем.
Необходимость проведения экспертизы после осмотра места происшествия в условиях чрезвычайной ситуации возникает в случаях, когда для разрешения насущных вопросов расследования важно исследовать не только отдельные вещественные доказательства, но и обстановку места происшествия, объекты, которые не могут быть доставлены с места происшествия в лабораторию из-за громоздкости или вследствие опасности искажения или порчи следов при транспортировке и т.д. Очевидно, что данная обстановка, а также целостность объектов позднее будут видоизменены в связи с устранением либо исчезновением факторов чрезвычайной ситуации.
В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в процессуальное законодательство в части предоставления возможности назначения и производства судебных экспертиз до возбуждения уголовного дела в связи с чрезвычайной ситуацией. Понятно, что без этого практически невозможно реализовать рекомендации о производстве экспертизы на месте происшествия параллельно с его осмотром, а также эффективно использовать передвижные экспертно-криминалистические лаборатории. Без этого не может быть объектом экспертного исследования и место происшествия, когда условием достоверности заключения является его исследование в первоначальном, неизменном виде.
Процессуальный порядок следственного осмотра предусмотрен ст. 177, 178 и 180 УПК. В соответствии с законом осмотр производится с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Перед началом осмотра следователь разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК. Следователь по своему усмотрению может привлечь к участию в осмотре свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, защитника, специалиста соответствующей отрасли специального знания. Специалист помогает следователю в осмотре объектов, оценке и фиксации его результатов. В ходе осмотра следователь создает необходимые условия для непосредственного восприятия понятыми и другими участниками этого следственного действия общих свойств и индивидуальных особенностей осматриваемого объекта.
При производстве следственного осмотра не допускаются действия, опасные для здоровья участников осмотра и окружающих лиц или унижающие их честь и достоинство.
По завершении осмотра следователь выясняет наличие у всех его участников, прежде всего у понятых, заявлений по поводу произведенных им действий.
Осмотр места происшествия
Осмотр места происшествия как вид следственного осмотра приобретает значение доказательства по уголовному делу только в том случае, если он произведен в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Осмотр места происшествия производится с участием понятых, за исключением тех случаев, если место происшествия находится в труднодоступной местности, отсутствуют надлежащие средства сообщения, производство этого следственного действия связано с опасностью для жизни или здоровья людей (в суровых климатических условиях, в обстановке чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами, в условиях вооруженных конфликтов и т.п.). Об этом в протоколе осмотра места происшествия делается соответствующая запись. В случае производства осмотра без участия понятых в обязательном порядке применяется фотографирование и (или) видеосъемка для фиксации его хода и результатов. Если применение фото- и (или) видеосъемки невозможно, то следователь делает в протоколе осмотра места происшествия соответствующую запись.
В соответствии с общими требованиями закона осмотр места происшествия производится с участием не менее двух понятых. Количество понятых может быть и больше, если осмотр места происшествия производится группой следователей, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, что затрудняет понятым наблюдать за всем ходом осмотра, воспринимать его содержание и результаты и затем удостоверить соответствие изложенного в протоколе осмотра всему тому, что происходило в ходе этого следственного действия.
Все обнаруженное и изъятое при осмотре места происшествия должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.
Кроме понятых в осмотре места происшествия по решению следователя могут участвовать должностные лица заинтересованных учреждений, организаций, предприятий, на территории которых находится место происшествия.
Осмотр обнаруженных следов преступления и преступника и иных объектов, имеющих значение для дела, производится, как правило, на месте происшествия. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то объекты должны быть изъяты и упакованы в соответствии с рекомендациями криминалистики и затем осмотрены в надлежащих условиях в рамках самостоятельного осмотра - осмотра предмета, документа и т.п.
Ход и результаты осмотра места происшествия фиксируются в протоколе и приложениях к нему.
В качестве приложения к протоколу составляется план или схема места происшествия. Если местом происшествия является помещение, то составляется план, который может быть выполнен в масштабе. План местности составляется схематически с указанием расстояний между объектами размерными стрелками. Отображенные в плане или на схеме места происшествия объекты отмечаются общепринятыми условными обозначениями.
С появлением цифровых технологий имеется возможность использования в уголовном судопроизводстве цифровой фотографии. При осмотре места происшествия цифровую запись изображения можно применять без ограничений как техническое средство фиксации всего того, что запечатлевается на обычную пленочную фотографию. Фотографирование может производиться как следователем, так и специалистом.