Основные понятия в учебном курсе "правоохранительные органы россии". Назначение и задачи учебного курса «по в рф» Какие знания дает дисциплина правоохранительные органы
Правоохранительные органы. Семинары. 2014-2015 гг.
Семинарское занятие 1.
(2 часа, темы 1,2,3)
Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в РФ». Основный понятия.
Назначение и задачи учебного курса «по в рф».
Учебная дисциплина «ПО» дает общую, исходную информацию о ПД и б основах организации тех гос. и негос. Учреждений, главная задача которых состоит в реализации такой Д.
Цель изучения данной дисциплины – дать будущим юристам четкое представление о том, как строятся и какие функции выполняют эти учреждения, как они взаимодействуют друг с другом, иными гос. и негос. организациями, каково их социальное предназначение.
Предмет и система учебного курса.
Предмет – круг вопросов и проблем.
Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.
Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.
Система курса – последовательность изложения материала.
Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.
В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.
В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и организаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они также являются предметом изучения данного курса.
Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе. Формирование системы учебного курса осуществляется по-разному (главы, главы и разделы, части – общая, особенная).
Ясельская Вероника Владимировна: части. Общая – предмет в целом и всех ПО. В особенной части освещаются вопросы организации конкретных органов, осуществляющих ПД.
Лонь Сергей Леонтьевич: разделы. Общие положения курса; Судоустройство; Гос. Органы, осуществляющие ПД; Профессиональные юридические объединения; Система органов уголовной юстиции ЗГ (ЗС)
Место учебного курса в системе смежных юридических дисциплин. Соотношение с учебными курсами ТГП, Конституционное право, Административное право, Уголовный процесс, Гражданский процесс, Прокурорский надзор и др. юридическими дисциплинами.
Учебный курс «ПО РФ» является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы ПО России, отдельных видов органов по осуществлению ПД составляет основу в изучении данного курса. НП информация об организации и Д ПО делает его общеобязательным юридическим курсом в обучении студентов.
Большой объем учебного и нормативного материала предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов.
Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” занимает особое место среди других юридических дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними. В нем даются начальные представления о деятельности ПО, их полномочиях и взаимоотношениях.
Подробно Д органов предварительного расследования, прокурора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, наказанием виновных, раскрыта в курсе “Уголовный процесс”.
В курсе “Гражданский процесс” изучаются нормы, определяющие Д суда по рассмотрению гражданских дел.
В курсе “Арбитражный процесс” освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции.
Курс “Прокурорский надзор” подробно излагает формы и методы Д прокурора при осуществлении надзора, в том числе за другими ПО.
В курсе “Административное право” изучается Д органов государственного управления, к которым относятся и многие ПО. Такие направления Д органов ВД, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, заключаются в применении, в основном, норм административного права.
Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет взаимосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как ТГП, конституционное право. ТГП определяет многие понятия, применяемые в ПД, такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подходы к изучению функций Г, сущности П. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль ПО, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.
Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом . Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей Д широко применяют нормы этих отраслей П. От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность Д этих органов.
1. Под правоохранительными органами понимается совокупность судебных органов, органов исполнительной власти и негосударственных организаций, которые систематизируются по признаку профессиональной принадлежности и по осуществлению своей деятельности.
2. Правоохранительные органы как учебная дисциплина – система теоретических знаний об органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, основывающихся на обобщении нормативной и практической деятельности, представляющей собой основу всей правоохранительной структуры РФ. Это предмет изучения данной дисциплины. Предметом курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» являются юридические институты и нормы права разного уровня правовой силы и значимости, на основе и во исполнение которых действуют все правоохранительные органы.
3. Предмет данного курса состоит из следующих элементов:
☝структура и устройство органов;
☝основы организации правоохранительных органов в части ее соответствия задачам и целям, для которых они предназначены;
☝функции, которые выполняют правоохранительные органы;
☝правовые и технические средства, посредством которых осуществляется деятельность правоохранительных органов.
4. Курс «Правоохранительные органы» делится на шесть разделов.
Раздел 1 определяет общие положения, основные понятия, предмет и систему данного курса; основные черты, задачи и функции правоохранительных органов, приоритетные направления их деятельности; источники права о правоохранительных органах.
Раздел 2 рассматривает судебную власть; значение, характерные черты, правовое регулирование правосудия; конституционные основы организации и деятельности органов судебной власти, их понятие и систему принципов правосудия. Данный раздел отражает судебную систему РФ.
Раздел 3 раскрывает сущность государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности. Здесь раскрываются задачи и структура органов внутренних дел; организационные основы полиции в РФ. Данный раздел характеризует органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы; таможенные органы; органы юстиции.
Раздел 4 рассматривает органы предварительного расследования, задачи и структуру следственного аппарата, органы дознания и их задачи.
Раздел 5 раскрывает сущность и предназначение прокуратуры РФ.
Раздел 6 рассматривает систему органов по правовому обеспечению и правовой помощи, в которую включаются нотариат, адвокатура и др. Также рассматриваются частные детективные и охранные службы.
5. Учебный курс «Правоохранительные органы» рассматривает вопросы организации и основы деятельности
суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и др. Освоение этой учебной дисциплины способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.
2. Система правоохранительных органов
1. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.
2. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
3. Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).
4. Система судов общей юрисдикции включает городские и районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.
5. Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. На основании Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» систему арбитражных судов также возглавляет Верховный Суд РФ. Кроме того, в структуру арбитражных судов также входят федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.
6. Суды субъектов РФ включают мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.
7. Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую:
✓ из органов прокуратуры;
✓ органов внутренних дел;
✓ федеральной службы безопасности;
✓ органов государственной охраны;
✓ органов государственной налоговой службы;
✓ таможенных органов;
✓ органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
✓ органов предварительного расследования;
✓ органов юстиции.
8. Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:
✓ конституционный контроль;
✓ отправление правосудия; прокурорский надзор;
✓ расследование преступлений;
✓ оперативно-розыскная деятельность;
✓ оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
✓ предупреждение преступлений и иных правонарушений.
9. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.
10. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.
11. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащего им имущества. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.
12. Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в УПК РФ (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).
3. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государства. Законодательство о правоохранительных органах
1. Правоохранительные органы как общественно-правовой институт взаимодействуют с такими институтами права, как защита прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций.
2. Критерии, которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:
☝правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;
☝правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;
☝в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;
☝законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную юридическую ответственность.
3. Исходя из указанных критериев к правоохранительным органам могут быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных охранных и детективных служб.
4. Определяя место правоохранительных и судебных органов в системе органов государства, необходимо исходить из принципа разделения власти. С этой позиции место правоохранительных органов определяется функциями данного вида государственной деятельности, обеспечивающими выполнение стоящих перед ними задач: защиту личности, общества, государства.
5. Деятельность каждого из правоохранительных и судебных органов нацелена на достижение определенных результатов:
☝обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ, проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов;
☝справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел;
☝выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения;
☝раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовку материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;
☝исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений;
☝предоставление квалифицированной помощи всем, в ней нуждающимся, оказание других юридических услуг.
6. Данные результаты достигаются путем реализации правоохранительными и судебными органами соответствующих функций:
✓ конституционный (уставный) контроль;
✓ правосудие и судебный контроль;
✓ прокурорский надзор;
✓ выявление и расследование преступлений;
✓ исполнение судебных решений;
✓ предупреждение преступлений и иных правонарушений;
✓ оказание юридической помощи гражданам и организациям.
Некоторые правоохранительные органы призваны осуществлять только одну функцию, на другие же возлагается целый ряд функций.
7. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены:
☝установление системы федеральных органов судебной власти;
☝судоустройство; прокуратура;
☝формирование федеральных органов судебной власти;
☝формирование федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы.
8. Законодательство о правоохранительных органах РФ состоит из нескольких частей. К основным нормативным актам о правоохранительных органах относятся:
✓ Конституция РФ;
✓ Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
✓ Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ);
9. Другую часть законодательства о правоохранительных органах составляют законы, определяющие место и роль конкретного правоохранительного органа, например федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
10. Также к законодательству о правоохранительных органах относятся законы РФ, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации»”.
11. Нельзя не учитывать указы Президента РФ. Они носят подзаконный характер. Относительно правоохранительных органов Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции РФ, федеральных, конституционных и иных законов. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. В законодательстве о правоохранительных органах взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе РФ, положения федеральных законов – с положениями законов республик в составе РФ, указы Президента РФ – с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений – с положениями ведомственных нормативных актов и т. д.
В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.
Примечание . Под предметом любой учебной дисциплины принято понимать те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.
Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» - устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.
Дисциплина «Правоохранительные органы» - это вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органовв Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности, правоохранительных и судебных органах изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.
Например , в соответствии с Положением о Минюста России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.
Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности - СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.
Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.
Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов (см. СД: Программа учебной дисциплины). Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплине посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.
Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами
Изучение дисциплины «Правоохранительные органы», как уже отмечалось, предшествует изучению специальных курсов: административного права, гражданского права и процесса, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:
с теорией государства и права - является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины, обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);
с конституционным правом - формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;
с административным правом - изучается деятельность органов государственного управления в различных сферах государственной жизни. Многие органы исполнительной власти (МЮ РФ, МВД, ФСБ и др.) осуществляют правоохранительные функции. Например, в курсе «Административное право» рассматриваются основания, и порядок применения мер административного принуждения, а деятельность правоохранительных и судебных органов связана с применением таких мер воздействия;
с процессуальными отраслями права - гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством - регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешении уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов.
с материальными отраслями права - гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговое и др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т.д.
с курсами «Прокурорский надзор » и «Организация деятельности адвокатуры» - изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.
Взаимную ответственность государства и граждан .
Функции правоохранительных органов
Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений , административную деятельность.
Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры . Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности , и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства .
Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.
Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.
Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.
В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось,
В результате изучения раздела студент должен:
- знать систему курса «Правоохранительные органы России», соотношение данного курса с другими юридическими дисциплинами;
- уметь анализировать основные понятия учебного курса «Правоохранительные органы России», давать общую характеристику федерального законодательства и других нормативных правовых актов, в том числе о судах;
- владеть навыками сравнительного исследования Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов правоохранительных органов РФ.
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Предмет и система курса «Правоохранительные органы России», методы его изучения
Накопленный объем научных знаний о государственном устройстве России, опыт практической деятельности в государстве по созданию, построению правоохранительных органов, организация деятельности государственных органов по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России».
Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни ученые отталкиваются от назначения уголовного процесса и организации в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих отдельные виды правоохранительной деятельности наряду с главной и основной для них иной правоисполнительной деятельностью.
Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения.
Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.
Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки.
Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной, комплексной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.
Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законо- дательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.
Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.
Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины.
Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную.
В данном учебнике авторами предлагается также определенная систематизация изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по взаимосвязи материала курса.
Раздел I. Общие положения.
Раздел II. Органы судебной власти и судебная система Российской Федерации.
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации.
Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора.
Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи.
Раздел VI. Органы юстиции в зарубежных государствах.
Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.