Презентация на тему "трудовой договор". Конспект урока по обществознанию "составление трудового договора"
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Административная юрисдикция в Российской Федерации». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Понятие административной юрисдикции. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
2. Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
3. Субъекты административной ответственности:
а) граждане с 16 лет;
б) должностные лица (руководители организаций);
в) юридические лица.
4. Основные участники производства по делам об административных правонарушениях:
а) нарушитель;
б) потерпевший;
в) свидетели, эксперты, понятые, переводчики.
5. Виды административных наказаний:
а) предупреждение;
в) возмездное изъятие или конфискация предмета нарушения;
г) лишение специального права;
д) арест (до 15 суток за мелкое хулиганство);
е) выдворение за пределы России и др.
6. Основные стадии производства по делу об административном правонарушении. Право на обжалование постановления.
Наличие любых двух из 3-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Понятие права.
2) Другие виды социальных норм:
а) моральные;
б) эстетические;
в) традиции и обычаи и т.д.
3) Отличия права от других видов социальных норм:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности и т.д.
4)Структура системы права:
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права
5) Источники права:
а) правовой обычай;
б) судебный прецедент;
в) нормативный правовой акт и др.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Юридическая ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Понятие юридической ответственности.
2) Цели юридической ответственности:
а) восстановление нарушенного права;
б) наказание правонарушителя;
в) предотвращение противоправного поведения и др.
3) Виды юридической ответственности:
а) гражданско-правовая;
б) административная;
в) уголовная;
г)дисциплинарная.
4) Признаки юридической ответственности:
а) применяется только на основании существующих правовых норм;
б) имеет негативные последствия для лица, к которому применяется;
в) применяется к лицу совершившему правонарушение и т.д.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Понятие и виды правоотношений». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие о правоотношениях.
2.Основания для возникновения правоотношений – юридические факты:
а) события;
б) действия.
3. Субъекты правоотношений:
а) физические лица (граждане)
б) юридические лица (предприятия, организации);
в) публично-правовые образования.
4. Правоспособность и дееспособность участников правоотношений.
6. Виды правоотношений по отраслям права:
а) гражданские;
б) конституционные;
в) административные;
г) трудовые;
д) уголовные;
е) процессуальные.
7) Особенности формирования и развития правоотношений в современном праве.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2, 3, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
а) обязательные условия;
б) дополнительные условия.
а) паспорт;
б) трудовая книжка;
г) документы воинского учета
б) по инициативе работника;
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательское право и его особенности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Предпринимательское право.
2. Основные принципы предпринимательского права:
а) свобода предпринимательской деятельности
б) юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности
в) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
г) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности
д) законность в предпринимательской деятельности
е) государственное регулирование предпринимательской деятельности
3. Важнейшие институты предпринимательской деятельности
а) институты банкротства
б) институт разгосударствления и приватизации;
г) институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг;
4. Специфика предпринимательских правоотношений
а) субъекты предпринимательского права
б) объекты предпринимательского права (правовой режим имущества предпринимателя);
в) предпринимательские сделки
5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики
6. Защита имущественных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности
7. Правовые аспекты экономической безопасности.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданский процесс». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие гражданского процесса / гражданский процесс - урегулирование нормами гражданского процессуальная деятельность, возникающие при рассмотрении гражданских дел в суде.
2. Принципы гражданского процесса:
а) осуществление правосудия только судом;
б) равенство перед законом и судом;
в) независимость судей;
г) гласность судебного разбирательства;
д) состязательность и равноправие строн;
е) обязательность судебных постановлений.
3. Участники гражданского процесса
в) ответчик;
г) лица, способствующие осуществлению правосудия.
4. Этапы гражданского процесса.
5. Основные дела, рассматриваемые гражданским судопроизводством
а) исковые дела по спорам;
б) дела, по которым судьи выдают судебные приказы;
в) дела, возникающие из публичных правоотношений;
г) дела особого производства.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Уголовный процесс». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Понятие уголовный процесс.
2. Основные принципы уголовного судопроизводства
а) законность;
б) правосудие осуществляется только судом;
в) уважение чести и достоинства;
г) неприкосновенность личности;
д) неприкосновенность жилища;
е) презумпция невиновности;
ж) состязательность сторон.
3. Субъекты уголовного процесса
б) участники со стороны обвинения;
в) участники со стороны защиты.
4. Меры процессуального принуждения.
5. Этапы уголовного производства
1) Досудебное разбирательство
2) Прохождение дела в суде
а) подготовительный этап
б) судебное заседание
в) порядок обжалования
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2, 3, 5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические права и свободы граждан». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие прав и свобод гражданина.
2.Классификация прав человека:
а) гражданские (личные);
б) политические;
в) социально-экономические;
г) культурные.
3. Политические права граждан:
а) права на участие в управлении делами государства;
б) свобода объединений;
в) свобода собраний и т.д.
4. Избирательные права граждан:
а) активное право;
б) пассивное право.
5. Гарантии политических прав в демократическом обществе.
6. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Международное гуманитарное право». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие о международном гуманитарном праве.
2. Первичные принципы гуманитарного права, закрепленные Женевскими и Гаагскими конвенциями:
а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;
б) направление военных действий только против сражающихся армий;
в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;
г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;
д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;
е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которого нельзя отменять местные порядки и обычаи.
3. Основные источники международного гуманитарного права:
а) Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.
4. Принципы современного международного права, закреплённые ООН:
а) принцип равноправия и самоопределения народов;
б) принцип уважения прав человека;
в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.);
г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.
5. Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Предпринимательское право и его особенности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие предпринимательское право.
2. Основные принципы предпринимательского права:
а) свобода предпринимательской деятельности;
б) юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
в) свобода конкуренции и монополистической деятельности;
г) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
д) законность в предпринимательской деятельности;
е) государственное регулирование предпринимательской деятельности.
3. Важнейшие институты предпринимательского права:
а) институт банкротства;
б) институт разгосударствления и приватизации;
в) институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг.
4. Специфика предпринимательских правоотношений:
а) субъекты предпринимательского права;
б) объекты предпринимательского права (правовой режим имущества предпринимателя);
в) предпринимательские сделки.
5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики.
6. Защита имущественных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.
7. Правовые аспекты экономической безопасности.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правосознание и правовая культура». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятия правосознания и правовой культуры.
2. Структура правосознания:
а) правовая идеология (совокупность идей, взглядов, теорий, научно обоснованные представления о праве);
б) правовая психология (совокупность переживаний, эмоций, чувств, связанных с восприятием права).
3. Функции правосознания:
а) оказывает влияние на правотворчество и содержание права;
б) влияет на процесс правоприменения;
в) способствует соблюдению и исполнению права.
4. Классификация правосознания:
а) в зависимости от субъекта (индивидуальное, групповое, общественное);
б) по мотивационно-регулятивному характеру (законоодобряющее, законопослушное, закононарушающее);
в) по уровню знаний (обыденное, профессиональное, научное).
5. Современная правовая культура и её черты:
а) осознание определяющего значения прав и свобод гражданина;
б) утверждение в массовом сознании уважения к закону и правопорядку;
в) правовая активность граждан в осуществлении своих прав.
6. Опасность правового нигилизма для общества и государства.
7. Правовое воспитание и его роль в формировании правосознания и правовой культуры.
Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовые основы избирательного права в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе в ответе учитываются:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие избирательное право.
2. Виды избирательных прав граждан РФ:
а) активное;
б) пассивное.
3. Основные принципы демократического избирательного права в РФ:
а) равное;
б) прямое;
в) всеобщее;
г) тайное;
д) альтернативное и т.д.
4. Избирательные системы, применяемые в РФ:
а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная и т.д.
5. Органы государственной власти формируемые выборным путем в РФ:
а) Государственная Дума РФ;
б) Президен РФ;
в) законодательные собрания субъектов федерации и т.д.
Наличие любых двух из 2, 3, 5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие трудового договора.
а) обязательные условия;
б) дополнительные условия.
3. Виды трудового договора в зависимости от срока:
а) на неопределенный срок (бессрочный);
б) на определенный срок не более пяти лет (срочный).
4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:
а) паспорт;
б) трудовая книжка;
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
г) документы воинского учета
5. Основания для трудового договора:
а) по инициативе работодателя;
б) по инициативе работника;
в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.
6. Гарантии при заключении трудового договора.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие трудового договора.
а) обязательные условия;
б) дополнительные условия.
3. Виды трудового договора в зависимости от срока:
а) на неопределенный срок (бессрочный);
б) на определенный срок не более пяти лет (срочный).
4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:
а) паспорт;
б) трудовая книжка;
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
г) документы воинского учета
5. Основания для трудового договора:
а) по инициативе работодателя;
б) по инициативе работника;
в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.
6. Гарантии при заключении трудового договора.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 5.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система российского права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие система права.
2. Структура системы права:
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права.
а) публичное, частное;
а) гражданское право;
б) уголовное право;
в) семейное право;
г) трудовое право и т.д.
5. Источники права в РФ:
а) нормативно-правовой акт;
б) правовой обычай;
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система российского права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие система права.
2. Структура системы права:
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права.
3. Классификация отраслей права:
а) публичное, частное;
б) материальное, процессуальное
4. Основные отрасли российской системы права:
а) гражданское право;
б) уголовное право;
в) семейное право;
г) трудовое право и т.д.
5. Источники права в РФ:
а) нормативно-правовой акт;
б) правовой обычай;
в) международный договор и т.д.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Уголовное судопроизводство в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие уголовного процесса.
2. Задачи уголовного судопроизводства:
а) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления;
б) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод
3. Функции уголовного судопроизводства:
а) разрешение дела - принятие итогового решения о виновности или невиновности обвиняемого судом;
б) обвинение - уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
в) защита - уголовно-процессуальная деятельность по опровержению инкриминируемого деяния.
4. Группы участников уголовного судопроизводства:
б) сторона обвинения;
в) сторона защиты;
г) иные участники (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые).
5. Стадии уголовного судопроизводства
а) досудебная стадия;
б) разбирательство дела в суде.
6. Основные принципы уголовно-процессуального законодательство России
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданские права и свободы граждан и механизмы их обеспечения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Классификация конституционных прав человека:
а) гражданские (личные);
б) политические;
в) социально-экономические;
г) культурные.
2. Личные права и свободы:
а) право быть свободными и равными в своём достоинстве;
б) право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
в) равенство перед законом и право на равную защиту закона,
г) право на выбор места жительства;
3. Нормативно-правовые акты, гарантирующие гражданские права и свободы:
а) Всеобщая декларация прав человека;
б) Конституция РФ.
4. Механизмы защиты гражданских прав человека в демократическом обществе:
а) судебная защита;
б) правозащитные институты гражданского общества и т.д.
5. Гарантии гражданских прав в современной России.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие система права.
2. Структура системы права:
а) отрасли права;
б) институты права;
в) нормы права.
3. Классификация отраслей права:
а) публичное, частное;
б) материальное, процессуальное
4. Основные отрасли российской системы права:
а) гражданское право;
б) уголовное право;
в) семейное право;
г) трудовое право и т.д.
5. Источники права в РФ:
а) нормативно-правовой акт;
б) правовой обычай;
в) международный договор и т.д.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 4.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный конфликт и его разрешение». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более должны быть детализированный в подпунктах.
Пояснение.
Может быть приведен следующий план.
1. Понятие социальный конфликт.
2. Стадии социального конфликта:
а) предконфликтная стадия;
б) конфликтная стадия;
в) постконфликтная стадия.
3. Виды конфликтов:
а)по участникам
1. внутриличностный
2. межличностный
3. социальный
б) по предмету спора
1. экономический
2. политический
3. профессиональный
4. этнический
5. культурный
в) по способам протекания
1. конфронтация- пассивное противостояние групп с разными интересами
2. соперничество-борьба за признание личных досстижений и способностей
3. конкуренция
4. Пути разрешения конфликта:
1. применение силы
2. компромисс
3. посредничество
4. арбитраж
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Источник: РЕШУ ЕГЭ - Предэкзаменационная работа 2014 по обществознанию.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в законодательстве РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие трудового договора.
а) обязательные условия;
б) дополнительные условия.
3. Виды трудового договора в зависимости от срока:
а) на неопределенный срок (бессрочный);
б) на определенный срок не более пяти лет (срочный).
4. Документы, предъявляемые при приеме на работу:
а) паспорт;
б) трудовая книжка;
в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
г) документы воинского учета
5. Основания для трудового договора:
а) по инициативе работодателя;
б) по инициативе работника;
в) по обстоятельствам не зависящим от воли сторон.
6. Гарантии при заключении трудового договора.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданско-правовая ответственность и её виды». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие юридической ответственности и её виды:
а) уголовная;
б) административная;
в) гражданская;
г) дисциплинарная.
2. Понятие гражданско-правовой ответственности.
3. Признаки гражданско-правовой ответственности:
а) является имущественной;
б) носит компенсационный характер;
в) является средством предупреждения гражданских правонарушений в будущем и т. д.
4. Виды гражданско-правовой ответственности
а) солидарная;
б) субсидиарная и т. д.
5. Способы защиты гражданских прав:
а) признания права;
б) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
в) самозащиты права;
г) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
д) возмещения убытков;
е) взыскания неустойки;
ж) компенсации морального вреда и т.д.
Наличие любых двух из 1, 3-5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Предпринимательская деятельность гражданина (ИП).
3. Корпоративные и унитарные юридические лица.
4. Хозяйственные товарищества и общества:
а) Характеристики:
1. разделение на доли (вклады) учредителей (участников) уставного (складочного) капитала;
2. права собственности на имущество и др.
б) формы хозяйственного товарищества: полное и коммандитное.
в) формы хозяйственного общества: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.
5. Крестьянское (фермерское) хозяйство.
6. Хозяйственные партнерства.
7. Производственные кооперативы, характеристики:
а) Личное трудовое участие участников кооператива;
б) объединение паевых взносов участников и др.
8. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, характеристики:
а) имущество принадлежит учредителю;
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Понятие брака.
2. Условия заключения:
а) взаимное добровольное согласие;
б) достижение брачного возраста вступающих в брак.
3. Обстоятельства препятствующие вступлению в брак:
а) недееспособность;
б) наличие уже зарегестрированного брака;
в) близкое родство и т.д.
3. Права и обязанности супругов
а) личные;
б) имущественные.
4. Основания для прекращения брака:
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
а) владение;
6) пользование;
в) распоряжение.
2. Субъекты права собственности:
а) граждане;
б) юрицические лица;
B) муниципальные образования;
г) РФ и субъекты РФ.
3. Равноправие всех собственников.
4. Основания приобретения права собственности:
а) купля-продажа;
б) дарение;
г) наследование и др.
5. Прекращение права собственности.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
а) смерть или признание умершим одного из супругов;
б) расторжение брака (через ЗАГС или через суд);
в) признание брака недействительным.
6. Личные права супругов:
а) равенство супругов;
б) право выбора фамилии.
7. Имущественные права супругов:
а) законный режим имущества супругов;
б) договорной режим имущества супругов.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2-7 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Воинская обязанность и военная служба в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной
темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «военная служба».
2. Прохождение военной службы:
а) по призыву;
б) по контракту.
3. Основные этапы прохождения воинской службы по призыву:
а) постановка на воинский учёт;
б) обязательная подготовка к военной службе;
в) призыв на военную службу;
г) прохождение воинской службы;
д) увольнение в запас;
е) призыв на военные сборы.
4. Основания для освобождения для прохождения воинской службы по призыву:
а) состояние здоровья;
б) если гражданин проходит или прошел военную службу или АГС в Российской Федерации и т.д.
5. Основания для предоставления отсрочка от призыва:
а) признание временно негодным к прохождению службы;
б) наличие ребенка и воспитывающим его без матери ребенка;
в) наличие двух и более детей;
г) обучение в учебном заведении на очной форме и т.д.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они
могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие любых двух из 2-5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие экологического права.
2. Основные экологические права граждан:
а) право на благоприятную окружающую среду;
б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:
а) несудебные;
б) судебные.
4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:
а) административная;
б) уголовная и др.
5. Понятие окружающая среда, ее элементы:
а) природные объекты;
б) природно-антропогенные объекты;
в) антропогенные объекты.
6. Экологические обязанности граждан.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из 2-5. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Институт брака в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие «брак».
2. Условия заключения брака:
а) взаимное согласие мужчины и женщины;
б) достижение брачного возраста и др.
3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака:
а) кровное родство;
б) отношения усыновления;
в) наличие нерасторгнутого брака;
г) признание судом недееспособным вследствие психического расстройства и др.
4. Права и обязанности супругов:
а) личные;
б) имущественные.
5. Условия прекращения брака.
а) расторжение брака (через суд, через ЗАГС);
б) признание брака недействительным;
в) смерть или признание умешим одного из супругов.
6. Права и обязанности родителей и детей.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие любых двух из 2–5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР 1.Что понимается под трудовым договором? 2.Каково содержание трудового договора? 3. Кто может выступать сторонами трудового договора? Дайте их характеристики. 4. Какие существуют виды трудового договора? 5. Назовите продолжительность испытательных сроков. 6. Какие вы знаете формы и сроки трудового договора? 7. Какие документы предоставляет работник для приема его на работу?
33 трудовых договора ЮРИСТЫ: На острове Буяне случилось такое чудо. Из воды вышли 33 богатыря во главе с дядькой Черномором и предложили князю Гвидону свои услуги по охране границ государства. Князь дал задание придворному юристу выяснить, каким договором (трудовым или гражданско-правовым) следует урегулировать отношения между княжеской администрацией и богатырями? Надо ли богатырям обращаться в компетентные органы для получения лицензии на осуществление охранной деятельности?
Юристы Задание 2. При приеме на работу экономиста Николаева начальник отдела кадров потребовал от него представление характеристики с прежнего места работы, а также справок о наличии жилой площади и состава семьи. Какие документы должны быть представлены Николаевым в данном случае?
РАБОТНИК: Задание 3. Серегин 27 февраля приступил к выполнению обязанностей инженера отдела технического контроля завода. При выплате зарплаты за март бухгалтерия сообщила ему, что за работу в феврале зарплата ему не начислена, т.к. согласно приказу он принят на работу с 1 марта. С какого времени должен считаться заключенным трудовой договор с Серегиным? Правильно ли поступила бухгалтерия?
Прекращение трудового договора Какой установлен порядок увольнения по инициативе работника при наличии уважительных причин? Перечислите случаи, когда работник, который увольняется, не должен отрабатывать 2 недели. Может ли остаться на работе работник, который подал заявление об увольнении? Если да - то на каких основаниях? Какие есть основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя? Какие установлены гарантии от незаконных увольнений работников по инициативе собственника предприятия? В каких случаях расторжение трудового договора по инициативе собственника производится без предварительного согласия профсоюзного органа? Когда невозможно уволить работника по инициативе собственника?
Контракт Мальвины /для работодателей Как и любая актриса, Мальвина была чрезвычайно взбалмошной и капризной. Угодить ей было практически невозможно. А после того как Карабас- Барабас отказался сбрить бороду, Мальвина почувствовала себя до такой степени уязвленной, что сбежала из театра. При этом, она прихватила с собой и своего воздыхателя – актера Пьеро. В результате чего, несколько спектаклей было сорвано. Директор театра Карабас-Барабас был в ярости, ведь пришлось вернуть деньги за билеты. Имела ли право Мальвина до окончания срока действия трудового договора покинуть театр и имеет ли Карабас-Барабас право на возмещение вреда, причиненного в результате возврата билетов за несостоявшееся представление
Задание 6. В АО Донецкий трикотажный комбинат «Вариант» с просьбой о трудоустройстве обратились: ткачиха Сидорова, юрисконсульт Петренко и водитель Остапов. Все они представили в отдел кадров свои трудовые книжки и паспорта. Какие еще документы вправе потребовать от них администрация акционерного общества? РАБОТНИКИ:
Трудовая книжка Ильи Муромца До 33 лет Илья Муромец лежал на печи и не мог подняться, и лишь случайное стечение обстоятельств излечило его - двигательный аппарат. Однако былины умалчивают, что прежде, чем стать богатырем и воином, Илья Муромец пытался реализовать себя в мирном труде. Он обращался ко всем окрестным купцам с просьбой принять его на работу. «А трудовая книжка у тебя есть?» – спрашивали купцы. «Нет» –честно отвечал Илья. «Извини, друг. Сам понимаешь, приедут княжеские тиуны с проверкой, дадут нам по голове – терпеливо объясняли купцы. – Скажут, а почему это вы завели на него вторую трудовую книжку? Он что, до 33 лет не работал? Непорядок». «Но клянусь, я до той недели правда не мог двигаться!» – в отчаянии кричал Илья. «Расскажи это своему адвокату», - ехидно советовали купцы. Не сумев реализовать себя в мирной жизни, Илья взял палицу, пришел в военкомат и завербовался охранять государственную границу, где и завоевал свою славу богатыря и защитника Отечества. Разъясните, насколько оправдан и юридически грамотен был отказ купцов завести на Илью Муромца трудовую книжку?
РАБОТОДАТЕЛЬ: Задание 8. Медсестра городской больницы 8 Федосеева подала заявление об увольнении по собственному желанию 10 апреля. Отработав 2 недели, она обратилась к главному врачу больницы с просьбой предоставить ей расчет и выдать трудовую книжку. Последний отказался это сделать, сославшись на то, что пока еще не найдена ей замена и попросил ее поработать еще месяц. Права ли администрация больницы?
Отделаться поцелуем / для работников Свинопас сделал чудесную трещотку и предложил принцессе купить ее за 100 поцелуев. «Надо поощрять искусство, - сказала принцесса. - Но 100 поцелуев – это много. Я поцелую тебя 10 раз, а остальные поцелуи с фрейлин». «А нам это не вкусу», – заявили фрейлины. «Пустяки, – сказала принцесса. Я вас кормлю и плачу жалованье, так что будете целоваться как миленькие». Может ли работодатель обязать работника оказывать данные услуги?
Фрекен Бок за работой \для юристов Родители Малыша наконец-то нашли няню для своего шаловливого ребенка. Обговорив условия труда, в том числе, что няня будет называться домоправительницей, стороны ударили по рукам. Использовав все возможные физические способы борьбы с домомучительницей, Малыш и Карлсон решили использовать тяжелую артиллерию и обратились в компетентные органы. Фрекен Бок и родители Малыша так и не смогли объяснить в прокуратуре, какой вид правоотношений существует между ними. Если это договор на оказание услуг, то почему Фрекен Бок не предприниматель? Если трудовой договор, то могут ли родители Малыша быть работодателями?
Составляем трудовой договор урок в 9 классе Цель занятия: создать условия для получения учащимися социального опыта при устройстве на работу Компетенции, формируемые и отрабатываемые на занятии: * составление трудового договора (контракта) * выстраивание модели своего поведения при устройстве на работу * анализ договора на предмет его юридически грамотного составления * коммуникативные навыки (отношения работник - работодатель) * навыки оценки и самооценки своих действий при устройстве на работу Знания и умения, которые сформированы у учащихся на начало работы на данном занятии, социальный опыт: * основные понятия по трудовому праву (Трудовой кодекс РФ, Трудовой договор, трудовая книжка) * навык работы с нормативно-правовыми документами * социальный опыт при устройстве на работу * навыки самооценки Технология: практическое занятие с элементами ролевой игры. Ход занятия. 1. Мотивация. Беседа с учащимися: 1) Кто из вас (ваших друзей) уже пытался устроиться на работу или работал? 2) Кто из вас (ваших друзей) считает, что его права при устройстве на работу были нарушены? Если да, то какие? 3) Испытали ли вы чувство удовлетворения от работы? Поясните свой ответ. 4) Как вы думаете, какой способ самый надежный в случаях защиты ваших прав при устройстве на работу (предполагаемые ответы: знание трудового законодательства, заключение трудового соглашения) 2. Постановка цели занятия: сегодня мы вместе выстроим модель вашего поведения при устройстве на работу и научимся составлять трудовой договор. 3. Введение в новый материал. Правила (алгоритм) устройства на работу. Рабочий лист таблица: "Последовательность действий при устройстве на работу" - индивидуальная работа - работа в группе - советы специалистов (учитель, либо ученик, выполнявший индивидуальное задание, при возможности, желательно пригласить специалистов молодежных бирж по трудоустройству несовершеннолетних) - работа в группе (поиск групповой ошибки) - индивидуальная работа (поиск индивидуальной ошибки) Рабочий лист к занятию Последовательность действий при устройстве на работу ДействияИндивидуальный Советы специалистовГрупповой ОтветОшибкаОтветОшибка1. Подписание трудового договора7.2. Выяснение ситуации на рынке труда2.3. Собеседование с администрацией фирмы, предприятия, компании об условиях вашей работы5.4. Сбор информации о фирме, предприятии, компании где собираетесь работать (например, имеется ли социальный пакет, какого рода работу вам предстоит выполнять и т.п.)4.5. Изучение условий работы, прописанных в трудовом договоре6.6. Определение целей вашего устройства на работу: профессиональная проба, работа связана с вашими интересами, заработать и т.п., так как от этого будет зависеть выбор места работы1.7. Приступить непосредственно к работе 8.8. Обращение за помощью, консультацией в специальные организации, занимающиеся проблемой трудоустройства несовершеннолетних3. Вопросы: 1) Есть ли такие, которые улучшили свой результат в группе? 2) Есть ли такие, которые лучше имели индивидуальный результат, чем групповой? 3) Остались ли у Вас вопросы к последовательности действий? Работа с Трудовым кодексом РФ (выдержки прилагаются к уроку), отвечаем на вопросы к документу o Какие документы необходимо предоставить при устройстве на работу? o Какие документы должны быть оформлены работодателем при устройстве на работу? o Защищают ли данные документы права работника? А работодателя? 4. Интерактивная часть занятия. Мы определили с вами последовательность действий при устройстве на работу, следующий наш шаг научиться составлять непосредственно трудовой договор. Задание (в парах): изучить образец трудового соглашения, выделить основные его элементы (части). Образец трудового соглашения прикладывается Учащиеся выделяют: 1. Формальная часть * указаны стороны, участвующие в подписании договора (работник - фамилия, имя, отчество; работодатель - полное название для юридических лиц) * указано место и дата подписания договора * указаны адреса сторон * имеются подписи сторон * написано разборчиво 2. Содержательная часть * место работы * дата начала работы * наименование должности, специальности, профессии * права и обязанности работника * права и обязанности работодателя * характеристики условий труда * режим труда и отдыха * условия оплаты труда * виды и условия социального страхования Задание в парах, представьте, что один из вас нанимается на работу на летний период, другой является директором совхоза, где выращивают клубнику. Составьте трудовой договор, который бы удовлетворял обе стороны. Задание: работа в четверках: обменяйтесь своими трудовыми договорами, прочитайте их и оцените каждый критерий (баллы обсуждаются с учащимися, и за каждый критерий и за документ в целом). Заполните таблицу. Формальные критерии:Баллы* указаны стороны, участвующие в подписании договора (работник - фамилия, имя, отчество; работодатель - полное название для юридических лиц) * указано место и дата подписания договора * указаны адреса сторон * имеются подписи сторон * написано разборчивоСодержательные критерии (в соглашении определены): * место работы * дата начала работы * наименование должности, специальности, профессии * права и обязанности работника * права и обязанности работодателя * характеристики условий труда * режим труда и отдыха * условия оплаты труда * виды и условия социального страхованияИтого баллов 5. Подведение итогов, рефлексия Задание: на основании анализа трудовых договоров, составьте перечень (банк советов вашим сверстникам, которые собираются устраиваться на работу и заключать трудовой договор) Трудовой кодекс РФ Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда Статья 57. Содержание трудового договора В трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор. Существенными условиями трудового договора являются: место работы дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации. права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем. Статья 66. Трудовая книжка Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе Образцы документов МОУ гимназия № 33, учитель высшей квалификационной категории Цветкова О. Н.
Урок № 22 Трудовой договор
Слайд 2
План урока.
1.Понятие трудового договора.
3.Порядок заключения трудового договора.
4.Виды трудовых договоров.
5.Перевод на другую работу.
6.Основания прекращения трудового договора.
Слайд 3
1.Понятие трудового договора.
Конституция РФ
Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию
Свобода труда-свобода заключения трудового договора
Трудовой договор
Соглашение о труде в качестве конкретного работника,
Юридический факт, являющийся главным основанием заключения трудового договора,
Часть трудового права
Соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечить условия труда
Слайд 4
Предметом является личное выполнение трудовой функции,
Подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка,
Оплата труда по заранее установленным нормам,
Администрация обязана организовать труд и его охрану.
Двустороннее соглашение.
Признаки трудового договора
ТК РФ ст.173
Гражданин вправе заключить трудовой договор с 15-летнего возраста,
С 14 лет требуется согласие родителей или лиц их заменяющих.
Стороны трудового договора гражданин работодатель
Слайд 5
Обязанности работника
Юридические лица
Работодатель
Честно и добросовестно работать,
Соблюдать дисциплину труда,
Точно и своевременно исполнять распоряжения админист-рации,
Повышать производительность труда,
Улучшать качество продукции и др.
Физические лица
Коммерческие,
Некоммерческие,
Предприниматель
Субъекты трудового договора равноправны!!!
Слайд 6
Значение трудового договора
1. Правовая форма реализации свободы труда
2. Основание установления трудовых отношений и их правовой основой
3.Предпосылка для применения к работнику трудового законодательства
4.Регулятор трудовых и иных отношений, входящих в предмет трудового права
5.Регулятор социально-бытовых вопросов
6.Включает работника в трудовой коллектив в качестве составной части
Слайд 7
Виды условий:
Совокупность всех его условий.
производные
непосредственные (охрана труда, дисциплинарная и материальная ответственность)
(определяются соглашением сторон- о месте работы, о трудовой функции,об оплате труда, о времени начала работы)
Место работы:
Обычно определяется местонахождением организации или уточняется в договоре, изменение возможно лишь по обоюдному согласию
Слайд 8
Трудовая функция
Обычно определяется путем установления профессии, специальности и квалификации. (Работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы не предусмотренной трудовой функцией)
Время начала работы
Обычно начало работы следует сразу за заключением трудового договора.
(С момента начала работы на работника распространяется трудовое законодательство).
Время работы:
Обычно определяется в результате соглашения между работником и работодателем.
Слайд 9
3. Порядок заключения трудового договора.
Документы необходимые при приеме на работу
Удостоверение личности,
Трудовая книжка,
Справка о последнем занятии (для поступающих на работу впервые),
Военный билет(для уволенных из рядов ВС).
Дополнительно:
Диплом о специальном образовании,
Медицинскую справку.
Трудовой договор заключается в 2 экземплярах
Прием на работу оформляется приказом,
Если работник приступил к работе, то трудовой договор считается заключенным, даже без надлежащего оформления.
Слайд 10
Приеме на работу производится по принципу отбора по деловым качествам
Запрещается необоснованный отказ от приема на работу, в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места, жительства, религиозных убеждений и т.д.
Отказ от приема на работу может быть обжалован в суде
Трудовой договор может быть заключен
с 14-летнего возраста
Необходимо согласие органов опеки,
В период летних каникул (устанавливается сокращенный рабочий день),
Заключается самостоятельно (устанавливается сокращенный рабочий день),
Слайд 11
Испытание при приеме на работу
Устанавливается по соглашению сторон.
Нельзя подвергать испытанию:
Несовершеннолетних,
Выпускников средних специальных и высших учебных заведений,
При переводе на работу в другую организацию.
(срок испытания - не более 6 месяцев)
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание,
Увольнение работника не выдержавшего испытание
возможно лишь до окончания испытательного срока
Трудовая книжка
Является основным документом при приеме на работу,
Заводится в течение 5 дней с момента приема на работу,
Заносятся сведения о выполняемой работе и поощрениях
Слайд 12
4.Виды трудовых договоров.
1.Бессрочный трудовой договор.
Заключается в большинстве случаев
2.Срочный трудовой договор
Заключается на срок не более 5 лет в следующих случаях:
а)в силу характера работы, или условий ее выполнения,
б)когда этого требуют интересы работника,
в)в случаях, предусмотренных законом (работа в районах Крайнего Севера и др.)
3.Трудовой договор на время определенной работы
Заключается без четких временных рамок, оплата производится по окончании выполнения работы
Слайд 13
Совместительство
вторичная занятость, когда работник выполняет помимо основной работы по трудовому договору другую работу также по трудовому договору
внутреннее
На том же самом предприятии
На том другом предприятии разрешения на совместительство не требуется
Исключение(кроме преподавательской деятельности):
Служащие государственного аппарата,
А так же лица в возрасте до 18 лет
Рабочий день совместителя не может превышать половины времени рабочего дня для основного работника,
Увольнение совместителя возможно в случае приема на ра-
боту на его место постоянного работника.
Слайд 14
5.Перевод на другую работу.
перевод на другую работу
Изменение в деятельности работника, когда ему предоставляется другая работа по сравнению с оговоренной по трудовому договору
изменяются:
Место работы,
Трудовая функция.
перевод = перемещение (изменение в рамках организации и места работы структурного подразделения, агрегата, механизма и др. в пределах специальности, профессии, квалификации. (нельзя перемещать работника из-за медицинских противопоказаний)
Слайд 15
перевод на другую работу
В связи с изменением условий организации производства и условий труда допускается изменение существенных условий-зарплаты, места и времени труда, по работник оповещается при этом за 2 месяца.
В случае его несогласия, договор расторгается в силу изменения существенных условий труда.
Виды переводов
перевод на другую работу
временный перевод
(М. б. перевод по инициативе администрации и перевод по инициативе работника.)
Слайд 16
временный перевод
Перевод обязательный для работника,
Перевод обязательный для администрации,
Перевод по взаимному соглашению сторон.
Перевод внутри организации или в другую местность только с согласия работника
Срок – не более одного месяца, с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе
временный перевод по инициативе работника по медицинским показаниям
Перевод осуществляется временно, или постоянно
Для беременных женщин снижаются нормы выработки, или они переводятся на работу исключающую воздействие неблагоприятных факторов при сохранении среднего заработка по прежней работе
Слайд 17
6.Прекращение трудового договора.
Основания (ст. 29 КЗоТ РФ)
1.Соглашение сторон,
2.Истечение срока договора,
3.Призыв или поступление работника на военную службу,
4.Расторжение трудового договора по инициативе организации либо работника,
5.Перевод работника с его согласия на работу в другую организацию, предприятие, учреждение или перевод на выборную должность,
6.Отказ работника от перевода на другую работу в связи с изменением условий труда,
7.Вступление в законную силу приговора суда, которым работник лишается свободы.
Слайд 18
расторжение срочного трудового договора по инициативе работника
Вправе расторгнуть договор в любой момент, известив администрацию не позднее, чем за 2 недели,
В течение этого срока работник вправе отозвать свое заявление
По истечении срока работник вправе прекратить работу, а работодатель - обязан выдать трудовую книжку и произвести полный расчет.
расторжение договора по инициативе работника
Возможно с согласия администрации,
При наличии уважительной причины
(в случае отказа администрации расторгнуть трудовой договор спор решается через Комиссию по трудовым спорам).
Слайд 19
Ликвидация, предприятия, организации, учреждения,
Сокращение штатов,
Несоответствие работника занимаемой должности,
Систематическое неисполнение работником своих обязанностей без уважительной причины,
Прогул(в т.ч. отсутствие в течение 3-х часов без уважительной причины),
Неявка на работу в течение более 4 месяцев подряд в силу временной нетрудоспособности (кроме беременности),
Появление на работе в нетрезвом состоянии,
Совершение по месту работы хищения. расторжение договора по инициативе работодателя
Расторжение договора производится с согласия выборного профсоюзного органа!!!
Слайд 20
Администрация обязана выдать трудовую книжку, с записью причины увольнения,
Трудовая книжка выдается работнику в день его увольнения,
В случае задержки трудовой книжки работнику выплачивается средний заработок за время его вынужденного простоя
Порядок расторжения трудового договора
Выходное пособие
В случае увольнения в следствие нарушения трудового, коллективного договора или законодательства о труде администрацией, а так же в иных случаях предусмотренных законом
выплачивается в размере не менее двухнедельного среднего заработка
Посмотреть все слайды
Трудовой договор.
выполнили ученицы 9 «а» класса.
МБОУ «Икрянинская СОШ»
Сергина Кристина и Тренина Анна .
Руководитель – Трофимова Т.Ф.
Понятие трудового договора.
Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовым актами, содержащими нормы трудового права,коллективным договором,соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующее у данного работодателя. ст. 56. ТК
Стороны трудового договора.
Стороны трудового договора .
Работник
Работодатель
Ст. 56 ТК
Обязательные условия трудового договора.
Место работы (наименование организации и структурного подразделения);
Дата начала работы;
Трудовая функция (наименование должности, специальности профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации);
Права и обязанности работника и работодателя;
Характеристики условии труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных, опасных условиях.
Режим труда и отдыха.
Условия оплаты труда.
Виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой детальностью.
Разъездной характер работы.
Срок трудового договора (виды):
Трудовые договоры могут заключаться на определённый срок не более пяти лет(срочный трудовой договор)
Трудовые договоры могут заключаться на неопределённый срок. Если в трудовом договоре оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Ст.58 ТК
Срочный трудовой договор заключается:
1. На время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы;
2. Для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода(сезона);
3. С лицами, направляемыми на работу за границу;
4. Для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателей.
5. С лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях когда ее завершение не может быть определенно конкретной датой.
6. Для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника;
7. С гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданкой службы;
ст.59 ТК
Вступление трудового договора в силу.
Со дня его подписания работником и работодателем;
Со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
ст.61 ТК
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
Паспорт или иной документ , удостоверяющий личность;
Трудовую книжку, за исключение случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условия совместительства;
Страховое свидетельств государственного пенсионного страхования;
Документы воинского учета - для военнообязанных и лиц. подлежащих призыву на военную службу;
Справку о наличии (отсутствии)судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования реабилитирующим основаниям
ст. 65 ТК
Испытание при приеме на работу
При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Отсутствие в трудом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.
Испытание при приеме на работу не устанавливается:
Лиц, избранных по конкурсу на замещение соответсвующей должности, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
Лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
Лиц, окончивших имеющих государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего на работу по профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течении одного года
Лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
Лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работода теля по согласованию между работодателями;
Оформление приема на работу
Прием на работу оформляется приказом(распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа(распоряжения)работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ(распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок дня фактически начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа(распоряжения)
При приеме на работу(до подписания трудового договора)работодатель обязан ознакомить работник под роспись правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Ст. 68 ТК
Общий порядок оформления прекращения трудового договора
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа(распоряжения). В случае, когда приказ распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись,на приказе(распоряжении) производиться соответствующая запись.
Днем сокращения трудового договора всех случаях последний день работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы.
В день прекращения трудового договора работодатель обязан дать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет. Ст. 84.1. ТК
Литература:
Конституция РФ
Трудовой кодекс РФ.