Государственный эксперт по условиям труда. Государственная экспертиза условий труда
Необходимость и важность проведения специальной оценки условий труда в организации уже ни для кого не секрет. Однако не следует забывать и о качестве проведенной спецоценки. Обеспечить надлежащее качество и объективность результатов проведенной специальной оценки условий труда в организации поможет государственная экспертиза условий труда (статья 216.1 ТК РФ).
Что такое экспертиза качества условий труда
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден Основной идеей экспертизы качества условий труда является последовательный анализ результатов проведенной спецоценки. Государственный эксперт обязан убедиться, что спецоценка была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» и с требованиями «Методики проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н.
Основными объектами анализа являются:
- правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. В данном случае государственный эксперт должен убедиться в том, что выявленные факторы производственной среды соответствуют Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение № 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н), а также в том, что результаты идентификации оформлены должным образом.
- правильность проведенных исследований (испытаний) и измерений идентифицированных факторов. Проверке подлежат все средства измерения, методы исследований и методики измерения, с помощью которых были проведены исследования (испытания) и измерения идентифицированных факторов, а также содержание оформленных протоколов измерения.
- правильность определения класса (подкласса) условий труда. Эксперт должен убедиться, что класс (подкласс) условий труда установлен с учетом комплексного воздействия вредных и (или) опасных факторов и трудового процесса в соответствии с Методикой. Также он принять во внимание оценку эффективности средств индивидуальной защиты, в соответствии с Приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом».
Кто инициирует проведение экспертизы условий труда
В случае несогласия работники, профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или работодатель, страховщики могут подать заявление о проведении государственной экспертизы условий труда в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Необходимо отметить, что проведение данной экспертизы платное и осуществляется за счет заявителя.
Также государственная экспертиза условий труда может быть проведена по инициативе органов исполнительной власти, территориальных органов Роструда, судебных органов. В данном случае экспертиза будет проводиться бесплатно.
Результаты государственной экспертизы условий труда
По итогам проведения государственной экспертизы условий труда составляется заключение государственной экспертизы:
Заключение выдается заявителю не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения. Копии заключения направляются работодателю (в случае, если работодатель не являлся заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда.
Несогласие с результатами государственной экспертизы условий труда
Стоит отметить, что есть вероятность несогласия заявителя с результатами государственной экспертизы. В этом случае заявитель вправе подать в Министерство труда и социальной защиты РФ заявление о рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда. Если заявление удовлетворяет всем необходимым требованиям, то оформляется заключение о рассмотрении разногласий и назначается повторная экспертиза качества спецоценки, в этом случае уже на бесплатной основе. Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда утвержден
В заключение данной темы хочется обратить внимание всех работодателей, готовящихся проводить спецоценку в своей организации, на то, что во избежание некачественно проведенной специальной оценки у себя на предприятии необходимо очень ответственно подходить к выбору организации, проводящей спецоценку. Данные организации должны быть обязательно включены в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также соответствовать всем требованиям Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в рамках мероприятие с точки зрения государственной политики - одно из ключевых, позволяющих обеспечить достойные рабочие условия всем трудящимся гражданам страны. Органы государственной экспертизы условий труда - это Минтруда, а точнее, его региональные подразделения. Именно их представители осуществляют как оценку, так и формулировку рекомендаций предпринимателям.
Как происходит?
Государственная экспертиза производится квалифицированными специалистами исполнительных органов. Заниматься этим могут только те, у которых есть соответствующие полномочия. При этом осуществляется не только непосредственно надзор над условиями, свойственными месту, где работающий человек находится, но и берется под контроль документация, оформляющая сотрудничество предприятия и его штата.
Зачем?
Цели государственной экспертизы условий труда:
- Выявление корректности произведенной ранее спецоценки.
- Оценка условий, фактически окружающих людей на предприятии.
- Контроль за тем, чтобы персонал правильно получал гарантии, компенсации, если приходится трудиться в сложных, опасных ситуациях, регулярно контактируя с вредными факторами.
Когда?
Осуществление государственной экспертизы условий труда возможно, когда суд региона выдал предписание, определение. Также в качестве инициатора могут выступить: исполнительная власть, сам предприниматель или объединение, включающее в себя несколько работодателей.
Работники, желающие, чтобы их рабочие места были аттестованы, могут запросить проведение этой процедуры лично. Насколько проще сделать это через профессиональные организации - профсоюзы, призванные отстаивать выгоду персонала. Производящая заключение государственная экспертиза условий труда выгодна страховым компаниям, работающим с предприятием, в том числе Фонду соцстраха. Иногда проверка инициируется представительскими органами или компаниями, делавшими специальную оценку.
ФЗ: условия работы
Если в рамках госконтроля возникли предположения о нарушении Трудового кодекса, территориальные службы могут вынести представление, согласно которому организуется проведение государственной экспертизы условий труда.
Как правило, проверка выявляет, соблюдается ли в компании ФЗ, введенный в силу в 2013 году под номером 426. Он посвящен оценке условий труда, декларирует, в каких условиях могут работать люди, что им за это полагается вознаграждением, компенсацией. Проверка может начаться с поступления в территориальный орган заявления от тружеников предприятия, профсоюзов, работодателей, заинтересованных лиц.
Особенности
Как правило, проведение государственной экспертизы условий труда начинается заявлением заинтересованной персоны. Она же представляет чиновникам материалы, документы, на основании которых производится анализ рабочего процесса компании. Если таковые представлены не были сразу, тогда ведомство направляет на предприятие обращение, прося в его адрес отправить документацию на те рабочие места, относительно которых мероприятие будет проверено. Дополнительную информацию чиновники добывают из органов, занимающихся госуслугами. Определенные данные представляет местное самоуправление, организации, подведомственные государственным инструкциям. Правда, это происходит только в том случае, когда все эти лица располагают полезными для экспертизы материалами.
В своей работе чиновники, чья задача - государственная экспертиза условий труда, используют нормативные правовые акты, действующие на федеральном уровне и в конкретном субъекте, муниципалитете.
Как оценят?
Каковы цели осуществления государственной экспертизы условий труда? Это выявление факта того, корректно ли работникам уплачивают компенсации, в каких условиях те трудятся и насколько рабочие места приведены в соответствие с действующими законами. Чиновники выявят, предоставляются ли персоналу все те гарантии, которые положены работникам по закону.
При этом эксперты от государственных инстанций вправе посещать рабочее место, которое подлежит оценке. Для этого они должны предъявить удостоверение. На текущий момент в нашей стране нет таких работодателей, у которых есть права воспрепятствовать инспектору. Эксперты могут потребовать документы, материалы. Работодатель обязан таковые предоставить безвозмездно и предельно быстро, если подтверждено, что государственная экспертиза условий труда нуждается в этой информации.
И измерят!
Кроме того, эксперты от государственной инстанции могут наблюдать за работниками компании, производить на местах измерения, вычисления, позволяющие выявить особенности предприятия. Допускается прибегать к возможностям лабораторий - измерительных, исследовательских. Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда - это выявление всех вредных, опасных факторов, а значит, для достижения их необходимо прибегать к любым аккредитованным установкам, чтобы обнаружить все важные источники воздействия на персонал. О том, какую аппаратуру можно использовать, рассказывают действующие федеральные законы, а также некоторые нормативные акты.
Эксперты: есть ли обязательства?
Рассматривая основные цели государственной экспертизы условий труда, неоходимо выделить выявление небезопасных явлений на рабочих местах. Это помогает людям осознавать риски, связанные с трудовой деятельностью, а также разобраться в своих правах, знать, на какие компенсации нужно рассчитывать.
Чтобы эксперты от государственных инстанций справлялись с поставленными задачами, законодательно был очерчен круг их обязательств. В первую очередь это формирование отчетности по итогам проведенных исследований. Отчет имеет форму экспертизы, в которой аналитически обоснуется, почему условия труда соответствуют (или нет) нормативным, принятым в стране.
Кроме того, в по закону вменяются:
- объективность;
- обоснование выводов;
- обеспечение сохранности материалов, документации, полученной в рамках проведения проверки;
- сохранение полученной секретной информации.
Организуем проверку в своей компании: с чего начать
Если государственная экспертиза условий труда инициируется работодателем, он в первую очередь пишет заявление в адрес администрации населенного пункта. Бумагу придется зарегистрировать, чтобы она не потерялась и был соблюден порядок документооборота.
Далее нужно собрать пакет документов, сопровождающих заявление. Обычно чиновники нуждаются в отчете, проведенном ранее, о мероприятиях специальной оценки. Если есть предписания на то их нужно приложить к пакету документации. Если на предприятии уже известны опасные, вредные факторы, то к заявлению прикладывают отчеты о проверках, ранее изучавших этот вопрос.
Обычно производится государственная экспертиза условий труда при наличии коллективного договора (хотя возможна и без него). Если таковой есть, нужно обязательно представить его чиновникам. Также работодатель прикладывает локальные нормативные акты, описывающие взятые им на себя обязательства. Необходимо представить положение об оплате труда и ЛНМ, посвященные компенсациям из-за вредных, опасных факторов.
Как направить заявление?
Самый простой, а по мнению многих, наиболее надежный способ направления документации в государственную инстанцию - личное посещение чиновников. Чтобы не тратить время зря, можно сформировать пакет документов и выслать его почтой с уведомлением. Наконец, можно воспользоваться интернетом. В этом случае документацию отправляют через портал «Госуслуги». Это требует наличия электронной цифровой подписи для заверения документации и шифрования ее с целью защиты.
По итогам проведенных мероприятий работодатель получит направление заключения. Если проверка не проводилась, тогда чиновники направят в компанию уведомление о том, что мероприятие не было организовано.
Оценка - это защита
Государственная экспертиза условий труда - мероприятие, направленное на защиту интересов как работодателей, так и работников. Кроме того, это создает благоприятный имидж фирмы, делает ее более привлекательной для работников: они видят, что предприниматели соблюдают законы и готовы гарантировать своему персоналу защиту и лучшие условия труда, компенсации и иные преференции.
Кроме того, в ходе проведения экспертизы квалифицированные специалисты выявляют, насколько строительные, технологические проекты, производственные технологии и применяемая техника соответствуют действующим на территории страны законам, охраняющим трудящихся. Эксперты сопоставляют реальные условия работы и нормативы, а если на производственной линии произошел несчастный случай, то выявляют особенности рабочих мест, свойственные производственным территориям в момент произошедшего.
Чем занимается Министерство труда?
Государственная экспертиза проводится с прямым участием представителей Министерства труда по региону, в котором расположено предприятие. Как правило, чиновники отвечают не только за, собственно, экспертизы, но и за внедрение на подведомственной территории нормативов, улучшений, позволяющих сделать охрану труда более эффективной и результативной. Из года в год создаются все новые программы, направленные на улучшение условий трудящихся, и воплощением их в жизнь занимается именно региональное подразделение Министерства труда.
Кроме того, представители государственной инстанции проводят обучение как среди линейного персонала, так и среди руководителей компаний. Тематика семинаров - охрана труда. Это позволяет получить нужный объем знаний, чтобы осознавать, какие условия труда относятся к сложным, опасным, вредным, в каких случаях необходима мест, какие выгоды и пользы она принесет, а когда станет обязательным условием для продолжения работы фирмы.
Что дает экспертиза?
По итогам заключений, сформулированных экспертами по завершении проверки, предприятие может быть ликвидировано, если были найдены серьезные нарушения. В некоторых ситуациях суд предлагает ликвидировать не всю компанию, но только конкретное подразделение, в котором были выявлены критические ошибки.
По итогам экспертной проверки формируются предложения, позволяющие условия труда сделать лучше, снизить профессиональные риски, а также оформить принадлежность к той или иной категории предприятий. Государственная проверка - это еще и метод защиты прав трудящихся. По действующим законам все граждане страны вправе рассчитывать на безопасность при работе. В случае опасности они должны быть предупреждены об этом, им выплачиваются компенсации.
Специальная оценка и государственная экспертиза
Один из довольно спорных и неясных в среде работодателей вопросов - насколько важно провести государственную экспертизу, если на предприятии была организована специальная оценка рабочих мест. Наиболее полно этот вопрос раскрывается в принятом в 2014 году приказе Министерства труда под номером 549н.
Во втором пункте первой главы этого основополагающего документа указывается, что государственная экспертиза призвана проконтролировать факт того, что специальная оценка была выполнена корректно, с соблюдением нормативов, качественно, то есть стала базой для начисления работникам компенсаций в соответствии со сложностью, вредностью производственных факторов.
В третьем пункте этой же главы указаны все основания для проведения экспертизы (выше они уже были перечислены, как то обращения, постановления суда, заинтересованность надзорных органов). То есть в обязательном порядке по действующему законодательству государственную экспертизу организовывать не надо, тем не менее сделать это желательно.
А заплатить?
Что касается денежного вопроса, то тут есть два случая: проверка может проводиться бесплатно или за счет работодателя. Первый вариант возможен, когда таковая инициирована в интересах судебного органа или есть представление от трудовой инспекции.
А вот если инициатор процесса - работодатель, тогда фирме придется раскошелиться, поскольку услуга обойдется в копеечку. Также платной экспертиза будет, если она организуется по инициативе работника, союза рабочих. Если проверка началась с заявления всего лишь одного человека, тогда специалисты будут изучать исключительно его рабочее место, не обращая внимания на прочие.
Долго ли?
В большинстве случаев государственная экспертиза условий труда требует на свое проведение 30 рабочих дней. Отсчет начинается в тот день, когда было зарегистрировано заявление, инициирующее процедуру. Но ситуация может оказаться достаточно сложной. В этом случае эксперт, ответственный за предприятие, запрашивает продления процедуры. Как правило, это не более месяца.
Как только заключение сформировано, подписано и зарегистрировано, оно подлежит отправке заказчику. Это происходит в срок до трех рабочих дней. Впрочем, процедура может растянуться на непредсказуемый период, если работодатель или иное заинтересованное лицо не согласятся с итогами мероприятия. В этом случае формируется пакет документов, запускается установленный законами порядок рассмотрения разногласий.
ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА – это комплексная оценка специалистами (экспертами) факторов производственной среды (физических, химических, биологических, тяжести труда и напряженности труда) по показателям факторов, оказывающих влияние на и человека в процессе трудовой деятельности. Э. условий труда способствует реализации одной из целей трудового законодательства – созданию благоприятных УТ (ст. 1 ТК РФ).
Э. УТ может осуществляться как:
государственная (органы власти РФ и субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда);
отраслевая (лицензионные органы федеральных органов исполнительной власти и их филиалы на территориях субъектов РФ);
муниципальная (органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти в установленном порядке);
независимая (профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, региональные центры ОТ, общественные организации).
Государственная Э. УТ – это деятельность специально уполномоченных органов по осуществлению контроля за УТ и ОТ, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также по подготовке предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
В соответствии со ст. 2161 ТК РФ государственная Э. УТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ в порядке, установленном Правительством РФ, в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по УТ;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными УТ;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям ОТ;
фактических УТ работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная Э. УТ осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС РФ.
Согласно ст. 215 ТК РФ , реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий запрещаются без заключений государственной Э. УТ о соответствии проектов требованиям ОТ.
Постановлением Минтруда России от 2 июля 2001 г. № 53 утверждены Методические рекомендации по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности. В данном документе приведены: примерный перечень вопросов, рассматриваемых при проведении государственной Э. УТ; основные требования ОТ в законах и иных нормативных правовых актах.
При экспертизе качества аттестации рабочих мест по УТ проводится оценка соответствия фактического состояния УТ на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, по степени травмобезопасности средств производства, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств. Задачи и процедуры аттестации рабочих мест по УТ определены Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которое утверждено постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12. Заключение государственной Э. УТ субъекта РФ о качестве проведения аттестации рабочих мест по УТ обязательно при подаче заявки на проведение сертификации работ по ОТ в организациях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях».
Методические указания Минтруда России от 22 ноября 1996 г. по проведению экспертизы на соответствие проектов строительства требованиям УТ устанавливают общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов по УТ на , расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений на территории РФ. Обеспечение требований ОТ в проектной документации регламентировано СНиП 12.03 –2001 « в строительстве», СП 11101 –95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в предприятий, зданий и сооружений», СНиП 1101 –95 « о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».
Лица ответственные за государственную Э. УТ имеют право:
в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными актами РФ.
Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.
Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.
Что такое госэкспертиза условий труда
Такое понятие, как появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.
Проведение государственной экспертизы условий труда можно назвать важной процедурой, способной помочь улучшить взаимоотношения между работодателем и наемным персоналом, а также создать условия, при которых осуществление трудовой деятельности любого человека не будет нести ему никакого вреда.
Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным. Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.
Органы, осуществляющие экспертизу условий труда
Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.
По сути, государственная экспертиза условий труда - это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.
Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.
Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:
- федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
- исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.
Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.1 ТК РФ, граничный не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы). Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.
Цели государственной экспертизы условий труда
Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.
Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.
Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:
- повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
- отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
- оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками - установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
- соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.
Основания проведения экспертизы
Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.
Как отмечено в ст.216.1 ТК Российской Федерации, инициировать проведение государственной проверки и написать соответствующе заявление могут как сами сотрудники, так и работодатели.
Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.
Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда. Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:
- фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
- работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
- применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
- политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.
Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество. Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.
Для выявления необходимых сведений в ходе следствия проводят независимую экспертизу.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В зависимости от предмета исследования их подразделяют на почерковедческую, строительную, лингвистическую и экспертиза специальной оценки условий труда.
Что это
Давайте разберемся, что представляет собой независимая экспертиза условий труда.
Цель создания профсоюза – отстаивание интересов сотрудников, выражение их интересов перед руководителями организации.
Цель экспертизы аналогична: соблюдение условий труда сотрудников согласно нормам закона.
Кто проводит: право передано в полномочия федерального органа исполнительной власти.
Он также осуществляет тотальный надзор и контроль за правильностью и своевременностью исполнения норм ТК РФ.
При несоблюдении норма Трудового Кодекса РФ сотрудник или работодатель имеет право обратиться в соответствующий орган с заявлением о проведении проверки.
Цели проверки:
- специализированная оценка условий труда на рабочем месте сотрудника;
- при работе с вредоносными и опасными материалами, проверка предоставления компенсаций и соблюдения льгот (для назначения льготной пенсии в будущем);
- условия труда работников.
Суть гос.экспертизы условий труда заключается в совокупности всех факторов производственной среды, оценка тяжести рабочего процесса, оказывающим воздействие на работоспособность специалистов предприятия.
Исследование, согласно закону, должно производиться на всех предприятиях, где согласно условиям договора реализуется программа РОСТ по охране труда.
Созывается временная экспертная комиссия по их запросу работодатель необходимые документы по подразделениям на отдельные рабочие места и в целом по предприятию.
Законодательство
Основные законы:
- права профсоюзов законодательно закреплены в главном законодательном акте страны – ;
Права и обязанности между работодателем и сотрудником отражены в Трудовом Кодексе РФ .
Видео: специальная оценка
Какие задачи решает
Для достижения цели, приведенной выше, профсоюз должен решить следующие задачи:
- обязательное создание безопасных условий для трудовой деятельности сотрудников, закрепление гарантий руководителя на бумаге и фактическое выполнение;
- договоренность о максимальной оплате для всех участников профсоюза;
- полная занятость, по возможности, трудовых кадров.
Для решения поставленных задач, руководитель профсоюза договаривается с управляющим предприятия о наиболее выгодных для сотрудников условиях.
После чего первые имеют право наблюдать и контролировать обещанные их участникам гарантии.
Варианты на предприятии
Экспертиза на предприятии может проводиться, как уже после аттестации, так и после нее.
В зависимости от этого будет увеличен или уменьшен объем работы.
Рассмотрим оба варианта более подробно.
назначение после проведения аттестации рабочих мест
Аттестация рабочих мест проведена. Возникает вопрос: зачем после этого проводить экспертизу?
Все просто. Даже проведенная аттестация не гарантирует «честной» компенсации согласно тяжести выполняемой работы. Поэтому проводят независимую экспертизу.
Результаты аттестации рабочих мест и исследования отправляют в гос. экспертизу условий труда, где признают результаты экспертизы правомерными.
Таким образом, экспертиза после проведения аттестации, первым делом запрашивает ее результаты. Тщательно их изучает и перепроверяет подлежащие сомнению.
Обязанности комиссии:
- определение объема вредных факторов, которые оказывают влияние на здоровье сотрудников, степень тяжести работы;
- проверка соблюдения доплат, оформления льгот для сотрудников, занимающихся тяжелыми видами работ;
- составление акта экспертизы условий труда;
- на основании акта выдает управляющему предприятия рекомендации по модернизации условий труда.
назначение без проведения
На предприятии, где не проводилась аттестация рабочих мест, объем работы значительно выше.
Комиссия должна выявить совокупность факторов среды, оказывающих влияние на производственный процесс и здоровье сотрудника.
Обязанности экспертной комиссии:
- начальный этап проведения аттестации рабочих мест;
- сопоставление нормам и нормативам условий и факторов рабочего процесса;
- выявление класса условий труда по отраслям;
- составление протоколов по тяжести условий рабочего процесса.
Проведение экспертизы на таком предприятии может проводиться, как тотально, затрагивая каждое рабочее место, так и выборочно, согласно заявке от профсоюза.
Стоит отметить, что в основном проверяются все рабочие места.
Проведение независимой экспертизы условий труда
При проведении экспертизы обязательным условием выступает наличие 3 сторон:
- заявитель;
- проверяющий;
- проверяемая организация.
заявители
Государственная экспертиза проводится для каждого рабочего места при создании проекта строительства и реконструкции производственных объектов.
Самостоятельно провести исследование невозможно, для этого нужен ряд оснований.
Основания для проведения:
- постановление органов судебной власти;
- обращение работников;
- обращение работодателя;
- обращение органов исполнительной власти.
Цели заявителей:
- проведение аттестации рабочих мест;
- оплата компенсаций и льгот в связи с тяжелым трудом;
- фактические условия труда;
- при наступлении страхового случая предшествовавшего несчастному случаю, оценка условий и характера труда работника.
кто осуществляет
Осуществлять гос. экспертизу имеют право работники, входящие в комиссию.
Согласно они имеют право беспрепятственно попадать в любое помещение предприятия для проведения исследования.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны предъявлять удостоверение, установленного образца.
Также им должна предоставляться вся запрашиваемая документация относительно условий труда.
При изучении они могут замерять, рассчитывать, изымать часть материалов для проведения проб в лабораториях и т.д.
На основании проведенной работы должно быть составлено заключение. Более подробно рассмотрим его в следующем пункте.
документы
Все документы, которые передаются на гос.экспертизу должны быть зарегистрированы и выдаваться под подпись сотрудника.
Для проведения исследования должны предоставляться следующие документы:
- государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании заявления на проведение экспертизы;
- при оценке аттестации рабочих мест:
1) штатное расписание;
2) численность работников;
3) структура подразделения и организации в целом.При наличии травматизма:
1) степень;
2) количество;
3) причины. - договора с работниками;
- список всех должностей, на которых осуществляется тяжелый труд и контакт с вредным производством;
- акты о проводимых медосмотрах;
- расстановка рабочих на производственном процессе, их должностные инструкции;
- наличие индивидуальной защиты и сертификация на них, учет на личных карточках сотрудника;
- журналы инструктажа;
- документы, подтверждающие обучение работников и возможность работы на занимаемых должностях;
- документы о назначении ответственных лиц за проведение инструктажа
получение заключения
После проведения экспертизы, комиссией составляется заключение в 2 экземплярах . В последствии, одно отдается работодателю, другое остается у органов исполнительной власти (хранится 5 лет ).
В него входят выводы по проведенному исследованию.
Проверяемая сторона может быть не согласна с экспертным заключением.
Тогда следует обжаловать выводы комиссии на судебном заседании.
Для суда необходимо составить заявление о несогласии и предоставить заключение экспертов.
срок
Срок проведения экспертизы напрямую зависит от объема работы и сложности проведения.
Законодательно срок не может превышать 1 месяц .
В исключительных случаях, его разрешают продлить до 90 дней , но не более.
кто оплачивает
В некоторых случаях проведение экспертизы возможно бесплатно:
- оценка качества условий труда на основании заявления органа исполнит. власти;
- фактические условия труда сотрудников на основании заявления органа исполнительной власти;
- проверка расчета и исполнения предоставления льгот и компенсаций за тяжелые условия труда и работу с вредными материалами.
В случаях, которые не заявлены выше, оплату производит заявитель.
Центр экспертизы условий труда
Центр экспертиз условий труда проводит исследование условий труда на предприятии для производственного контроля.
Для проведения могут быть применены лабораторные исследования.
Опыт работы подобных центров насчитывает более 10 000 аттестаций рабочих мест.
Один из наиболее крупных центров — ООО «Центр экспертизы условий труда» , Санкт-Петербург.
Заключение
Итак, в статье была рассмотрена государственная экспертиза условий труда. Её цель — проверка условий труда каждого работника, соблюдение положенных льгот.
Проводить имеет право федеральный орган исполнительной власти. Законодательно регламентируется , ТК РФ , и рядом Федеральных Законов и Постановлений .