Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях — Гипермаркет знаний. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении Гражданская оборона в организациях образования
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ ОБЖ МОУ БОЛЬШЕКАРАЙСКАЯ СОШ ИМ. Н.Ф. Сосина ЦЫПЛАКОВА З.А.
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА это система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей при ведении военных действий или вследствие них
4 слайд
Описание слайда:
5 слайд
Описание слайда:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Руководство гражданской обороной (ГО) в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации Управление гражданской обороной (ГО) в России осуществляет МЧС (министр – Владимир Пучков)
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее
8 слайд
Описание слайда:
Основными задачами ГО учебного заведения являются планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;
9 слайд
Описание слайда:
Основными задачами ГО учебного заведения являются обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС; обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС; создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения
10 слайд
Описание слайда:
Основными задачами ГО учебного заведения являются обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
11 слайд
Описание слайда:
Основными задачами ГО учебного заведения являются Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.
12 слайд
Описание слайда:
Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) - подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении - начальнику ГО по месту расположения учебного заведения. Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ
13 слайд
Описание слайда:
Обязанности начальника ГО обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени; > обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями; > создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности; > обучение персонала и учащихся действиям в ЧС; > повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.
14 слайд
Описание слайда:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения. Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.
15 слайд
Описание слайда:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Заместителем начальника ГО по эвакуации, он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС
16 слайд
Описание слайда:
Обязанности заместителя начальника ГО 1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС; 2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации; 3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии; 4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны. При угрозе и возникновении ЧС: 5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии; 6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт; 7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.
17 слайд
Описание слайда:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС
18 слайд
Описание слайда:
Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС; создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени; разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС; периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.
19 слайд
Описание слайда:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.
20 слайд
Описание слайда:
На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается: > организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС; > оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС; > разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени; > осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени; > организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени; > создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС; > обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения
21 слайд
Описание слайда:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.
22 слайд
Описание слайда:
На сандружину возлагаются следующие задачи: проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных; Командир дружины отвечает за: подготовку сандружины к действиям в ЧС; оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.
23 слайд
Описание слайда:
Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для: > разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения; > контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты; > проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения; > организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).
24 слайд
Описание слайда:
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).
25 слайд
Время: 2 часа.
Цели занятия :
Ознакомиться с организацией гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначением.
Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: Об организации гражданской обороны.(часть1 и часть2)
План занятия.
На доске:
Число, месяц
Общеобразовательные учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством общего и профессио-нального образования Российской Федерации. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в чрез-вычайных ситуациях, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофа-ми, в нем может быть создана объектовая комис-сия по чрезвычайным ситуациям. Ее возглавляет руководитель образовательного учреждения (ди-ректор школы). Кроме того, может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычай-ных ситуаций природного, техногенного и социаль-ного характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Эту комиссию возглавляет заместитель ди-ректора по учебно-воспитательной работе. Он же обычно отвечает за организацию деятельности по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении.
Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изу-чение с ними основных мероприятий гражданской обороны и правил безопасного поведения в чрез-вычайных ситуациях.
В подсистемах и звеньях РСЧС в целях преду-преждения чрезвычайных ситуаций и максималь-но возможного снижения размеров ущерба и по-терь в случае их возникновения осуществляется планирование действий.
В образовательном учреждении для защиты уча-щихся и персонала разрабатываются план действия в чрезвычайных ситуациях и план гражданской обороны. В них предусматриваются следующие мероприятия:
укрытие учащихся и персонала в приспособ-ленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих фак-торов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;
эвакуация учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения там угрозы для их жизни и здоровья;
использование средств индивидуальной защи-ты органов дыхания и кожных покровов;
организация медицинской защиты путем при-менения профилактических медицинских препара-тов — антидотов и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
В учебных целях в общеобразовательном учреж-дении, как правило из числа учащихся старших классов (курсов), могут создаваться формирования: спасательная группа, группа охраны общественно-го порядка, звено по обслуживанию убежища (ук-рытия), санитарный пост.
ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Каждый учащийся образовательного учрежде-ния должен уметь:
действовать при угрозе возникновения чрез-вычайных ситуаций;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;
проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку оде-жды и обуви;
работать с приборами радиационной и хими-ческой разведки и дозиметрического контроля;
пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);
оказывать само- и взаимопомощь в условиях ЧС.
Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне».
Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения директор, который по должности несёт персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям . Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.
В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.
Для организации управления деятельностью учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, или заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по обеспечению безопасности.
На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения в нём разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала учебного заведения в чрезвычайных ситуациях.
В плане предусматриваются следующие мероприятия: укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;
- эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;
- использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;
- проведение мероприятий медицинской защиты путём применения профилактических медицинских препаратов (антидотов) и организация оказания первой помощи пострадавшим.
Учения по эвакуации учащихся общеобразовательного учреждения
Выводы
- Учащиеся общеобразовательных учреждений обучаются навыкам гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
- Гражданской обороной в общеобразовательном учреждении может руководить заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.
- Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту работы.
- Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях.
Вопросы
- В соответствии с каким государственным документом организуются мероприятия гражданской обороны в общеобразовательном учреждении?
- Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?
- С какой целью в общеобразовательном учреждении создаётся объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям?
- Какие важные мероприятия предусматриваются для защиты учащихся и персонала учебного заведения в случае чрезвычайной ситуации?
Задания
- Определите и запишите в дневник безопасности свои действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии со школьным планом мероприятий.
- Подготовьте сообщение на тему «Работа эвакокомиссии общеобразовательного учреждения в случае чрезвычайной ситуации».
- Подготовьте сообщение на тему «Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне».
- Решите ситуационную задачу: «Вы, находясь в школе, в случае техногенной аварии не успели укрыться в специальном сооружении. Ваши действия?»
Заключение
Таким образом, можно сказать, что жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек - среда обитания».
Из всего вышесказанного следует вывод, что необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных сферах жизни общества является одной из важнейших проблем человечества.
Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях
Подготовка к ведению гражданской обороны в системе образования заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите обучающихся и работников, объектов, материальных и культурных ценностей образовательных учреждений и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите обучающихся и работников, объектов, материальных и культурных ценностей образовательных учреждений и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны в Федеральном агентстве по образованию и подведомственных образовательного аппарата, системы Федерального агентства по образованию и подведомственных образовательных учреждений и организаций, разрабатываемых в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России.
Общеобразовательные учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС (российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях). Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебных заведений во время ЧС в них создаются комиссии. Её возглавляет руководитель образовательного учреждения (директор школы)в соответствии с настоящим положением. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию деятельности по вопросам ГО и ЧС в образовательном учреждении.
Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся является изучение с ними основных мероприятий гражданской обороны и правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
В образовательном учреждении для защиты учащихся разрабатывается план действия в чрезвычайных ситуациях и план ГО. В них предусмотрены:
Укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях;
Эвакуация учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения угрозы;
Использование средств индивидуальной защиты;
Организация медицинской защиты и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Каждый учащийся образовательного учреждения должен уметь:
Действовать при угрозе возникновения ЧС согласно указаниям;
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
Пользоваться индивидуальной аптечкой (АИ).
В образовательных учреждениях создаются условия для поэтапного обучения молодежи: изучаются особенности воздействия того или иного вредного (поражающего) фактора и возможные способы защиты от него. При этом система подготовки является пролонгированной с первого класса до подготовки (переподготовки) в рамках послевузовского профессионального и дополнительного образования.
Гражданская оборона - это целенаправленная деятельность начальников, штабов и служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий и направлению усилий на успешное выполнение задач для защиты населения и народного хозяйства в военное время.
Задачи управления: поддержание высокого политико-морального состояния личного состава органов управления и сил гражданской обороны; сбор, обработка и оценка данных об обстановке; принятие решения; доведение задач до подчиненных; организация и поддержание взаимодействия; всестороннее обеспечение проводимых мероприятий, подготовка формирований к предстоящим действиям; организация и поддержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения гражданской обороны; постоянный контроль за готовностью органов и сил и выполнением поставленных задач.
4. Тест № 1.
Ответ: 1,3,4,6,7 Отсутствие дыхания и кровообращения свидетельствует о том, что пораженный мертв. Реанимационные мероприятия при массовых санитарных потерях не показаны.
В случае достаточного количества сил и средств для оказания первой медицинской помощи и при отсутствии признаков биологической смерти может быть предпринята попытка проведения мероприятий сердечно-легочной реанимации.
Клинимческая смерть -- обратимый этап умирания, переходный период между жизнью и смертью. На данном этапе прекращается деятельность сердца и дыхания, полностью исчезают все внешние признаки жизнедеятельности организма. При этом гипоксия (кислородное голодание) не вызывает необратимых изменений в наиболее к ней чувствительных органах и системах. Данный период терминального состояния, за исключением редких и казуистических случаев, в среднем продолжается не более 3-4 минут, максимум 5-6 минут (при исходно пониженной или нормальной температуре тела). Продолжительность клинической смерти зависит от температуры окружающей среды. Чем ниже температура, тем больше продолжительность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Гражданская оборона это – система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для решения этих задач на базе организаций (в том числе и в учебных заведениях) создаются гражданские организации гражданской обороны.
Задачи в области гражданской обороны:
Обучение учащихся и личного состава уч. заведения способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Оповещение учащихся и личного состава об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Эвакуация учащихся и личного состава, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Проведение мероприятий по световой маскировке;
Проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей;
Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
Восстановление и поддержание порядка в уч.заведении при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Медицинское обслуживание, включая первой медицинской помощи;
Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Директор УЗ– начальник ГО планирует и организует проведение мероприятий по ГО, осуществляет обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
1. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Р.Ф. создаваемые для защиты населения и организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Формирования создаются для проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.
3. Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно – технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.
4 В формирования могут быть зачислены граждане Р.Ф: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
5 Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов и субъектов Р.Ф.
ликвидация учебный мирный должностной
Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях
Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.
ГО организуется по территориально-производственному принципу.
Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.
Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.
Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.
Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.
Основными задачами ГО учебного заведения являются:
● планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;
● планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;
● обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;
● обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;
● создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;
● обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Начальник ГО - Директор УЗ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в УЗ может быть создана объектовая комиссия по ЧС.
Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы – начальник ГО.
Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.
Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения
▲ Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) – подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении – начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.
Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.
В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:
обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;
обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;
создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;
обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;
повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.
По распоряжению директора-начальника ГрОб учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.
Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.
Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.
▲ Заместителем начальника ГО по эвакуации , он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС.
Он обязан:
1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;
2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;
3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;
4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.
^ При угрозе и возникновении ЧС:
5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;
6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;
7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.
▲ Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
Он обязан:
● участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;
● создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;
● разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;
● периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.
Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.
▲ Начальником штаба ГО ЧС, как правило, назначается заместитель начальника ГО, его заместитель и помощник – из постоянного состава персонала учебного заведения.
Начальник штаба ГО ЧС имеет право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО и ЧС.
На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается:
организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС;
оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС;
разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени;
осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени;
организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени;
создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС;
обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения.
Другими словами, начальник штаба ГО ЧС учебного заведения организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирования, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО ЧС.
На штаб ГО ЧС возлагается задача организации и проведения «Дня защиты детей».
Невоенизированные формирования создаются в учебном заведении из персонала и учащихся старших курсов (классов). Руководителями назначаются преподаватели, которые выполняют по совместительству функциональные обязанности командиров соответствующих формирований.
▲ Спасательная группа (команда) – ее командиром назначается, как правило, преподаватель физкультуры или другое, подготовленное для этих целей лицо из преподавательского состава.
На спасательную группу (команду) возлагается задача по розыску пораженных, извлечение их из-под завалов, из разрушенных помещений, зданий, убежищ, вынос пораженных.
Спасательные группы, как правило, действуют с санитарными дружинами или санитарными постами, в задачу которых входит оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.
▲ Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.
На сандружину возлагаются следующие задачи:
● проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;
● оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;
● осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных;
Командир дружины отвечает за:
▪ подготовку сандружины к действиям в ЧС;
▪ оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.
▲ Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для:
разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения;
контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;
организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).
Руководителем звена ПР и ПХЗ, как правило, назначается преподаватель химии. Состав звена определяется, исходя из наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории.
Звено должно иметь, исходя из реальной обстановки мирного и военного времени и характера ближайших промышленных и других объектов, средства радиационной (приборы ДП-5), химической (ВПХР), бактериологической защиты (МПХР) или другие приборы радиационного, химического, дозиметрического и бактериологического контроля.
Звено при ПХЗ создает пост наблюдения за радиационной и химической обстановкой (ПРХН), который обеспечивается соответствующими приборами, средствами связи, СИЗ и другим необходимым имуществом.
Задачей поста радиационного и химического наблюдения является ведение радиационной и химической разведки и своевременный доклад в штаб ГО ЧС учебного заведения о радиационной и химической обстановке в районе учебного заведения.
При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).
В каждом учебном заведении разрабатываются планы:
«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время»
«План гражданской обороны» – на военное время.
Структура построения планов примерно одинакова. Каждый план состоит из разделов. Первый раздел – «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС». Для «Плана на мирное время – это возможные ЧС природного характера в районе расположения учебного заведения, ЧС в самом учебном заведении (пожары, взрывы, разлив ртути, отравления при проведении химических опытов и т.д.), оценка предприятий в районе расположения учебного заведения, их технологических процессов с точки зрения возможных опасностей в случае аварий и катастроф на данных предприятиях и возможных последствиях, других особенностей района расположения учебного заведения, влияющих на безопасность учащихся и персонала.
В плане ГО на военное время – это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.
В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.
Второй раздел плана отражает порядок выполнения всех мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.
Планом определяются ответственные за выполнение мероприятий из персонала учебного заведения, а также расчетное время на каждое мероприятие от времени «Ч».
В плане предусматриваются следующие основные мероприятия:
укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;
эвакуация учащихся и персонала из зоны ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;
использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;
проведения мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи;
проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
План доводится до всех исполнителей и старшеклассников (старшекурсников). Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС учебного заведения должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС предприятий и учреждений, расположенных вблизи учебного заведения, заместитель начальника ГО по эвакуации – с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которых расположено учебное заведение.
Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО
Учащиеся и персонал учебного заведения являются гражданами РФ и на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов, такие как:
1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время;
2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
3) изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.
Однако, специфичность учебного заведения, главной задачей специфики которого является «научить» - возлагает и определенные задачи и обязанности, как на персонал, так и на учащихся.
В обязанности персонала входят:
1) научить учащихся правилам безопасного поведения и действиям по самозащите, а также приемам оказания помощи другим в ЧС мирного и военного времени;
2) привить и закрепить путем тренировок морально-психологическую готовность к действиям в ЧС;
3) выработать у учащихся волевые качества на выживание в любых ЧС;
4) выполнение этой главной обязанности требует от персонала учебного заведения постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков в области защиты учащихся в ЧС:
а) быть примером исполнения своих обязанностей по выполнению требований законов в области соблюдения правил безопасного поведения, как в повседневной деятельности, так и в ЧС;
б) при возникновении ЧС принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;
в) сохранять хладнокровие, спокойствие и не поддаваться панике в любых ситуациях, помня о том, что учащиеся всегда видят в преподавателе пример для подражания, а в ЧС - как человека, который все знает, все умеет и всегда поможет выйти из сложившихся обстоятельств.
Главной обязанностью учащихся является добросовестное отношение к изучению такого учебного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно этот предмет предназначен для того, чтобы дать учащимся знания и практические навыки поведения и действия в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают навыки:
▪ действий при угрозе возникновения ЧС;
▪ пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;
▪ изготовления простейших средств защиты органов дыхания;
▪ использования и приспособления домашней одежды и обуви в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;
▪ предохранения продуктов питания и питьевой воды от заражения;
▪ проведения частичной и полной санитарной обработки открытых частей тела и частичной обработки одежды и обуви;
▪ работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
▪ действий в составе поста РХН и других формирований;
▪ быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;
▪ пользования индивидуальной аптечкой АИ-2;
▪ оказания первой помощи пораженным и раненым.
Обучить этому, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний и практических навыков для защиты своей жизни и оказания помощи товарищам в ЧС – долг и главная обязанность учителя, преподавателя и всего персонала учебного заведения. Это и есть вклад в успешное выполнение мероприятий РСЧС и ГО.
Учебное заведение любого типа – это самостоятельный объект (организация) и в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указом президента РФ № 643 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне» оно обязано:
1. Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся и персонала от ЧС мирного и военного времени.
2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учебного заведения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и персонала в ЧС.
3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение учащихся и персонала учебного заведения способам защиты и действиям в ЧС.
4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в ЧС.
5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС и др.
Ответственность за выполнение этих задач персонально несет директор учебного заведения.
На персонал учебного заведения возлагается ответственность за здоровье и жизнь учащихся (детей) при любых ЧС.
Основная задача персонала учебного заведения по организации защиты детей в ЧС определяется их моральной, административной и юридической ответственностью за жизнь и здоровье детей – принятие всех необходимых мер в любой ЧС для того, чтобы исключить или ослабить воздействие неблагоприятных факторов создавшейся обстановки .
Размещ