Когда попал в аварию. Что делать, если попал в ДТП: порядок действий водителей
К сожалению, даже если вы являетесь ответственным водителем, и соблюдаете все правила дорожного движения, рано или поздно вам придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами на дороге. Все дело в том, что вы не являетесь единственным участником движения, а остальные водители могут быть не столь законопослушными. Очень важно знать, что делать, если попал в ДТП, так как в сложившейся ситуации нужно разрешить все вопросы как можно быстрее. Ведь если вы столкнулись, закон велит вам остановиться на том же месте, а это непременно создаст трудности другим участникам дорожного движения.
Как и для множества иных ситуаций, закон предусматривает четкую схему действий, которой необходимо следовать водителю, попавшему в неприятную ситуацию на дороге.
Рассмотрим их в этом разделе по порядку.
Пункт №1. В первую очередь вы обязаны остановить транспортное средство, а затем включить аварийные световые сигналы, иными словами, поставить на мигающий режим задние фары автомобиля, нажав на кнопку аварийной сигнализации, расположенную на приборной панели вашего автомобиля.
Пункт №2. Следующим этапом достаньте аварийный треугольник из бардачка или багажника. Это знак происшествия, который каждый водитель обязан брать с собой в каждую поездку. Лучше всего хранить его в машине все время. Достаньте знак, и установите его на следующем расстоянии от авто:
- если вы находитесь в пределах населенного пункта, необходимо установить аварийный треугольник на расстоянии не менее 15 метров от места происшествия;
- при условии, что вы находить вне городской черты, установите знак аварийной остановке не менее чем за 30 метров от вашего автомобиля.
Пункт №3. Если во время аварии вы задели какие-либо предметы, не смещайте их с того места, где они находятся, так как в этом случае сотрудники ГИБДД не смогут восстановить полную и достоверную картину событий, касающихся ДТП.
Пункт №4. Проверьте, не пострадали ли в аварии ваши невольные товарищи по несчастью или проходящие мимо люди. Если наличие пострадавших подтвердилось, немедленно:
- вызывайте на место происшествия медиков;
- окажите пострадавшим первую помощь, используя медицинскую аптечку водителя;
- если сложилась такая ситуация, что гражданину, пострадавшему в аварии, угрожает смерть, постарайтесь отвезти его в больницу на собственном автомобиле, если это невозможно, на попутном автомобиле проезжающих мимо людей (при этом вам необходимо будет сообщить в больнице свои личные сведения, номер транспортного средства, предъявить документы и вернуться на место происшествия).
Пункт №5. Если вокруг места столкновения столпился народ или, возможно, остановилось несколько машин, уточните, кто из них был свидетелем произошедшей с вашим участием аварии на дороге, и попросите у них следующие данные:
- имя, фамилию, отчество;
- телефонный номер.
Пункт №6. Бывают ситуации, при которых столкновением вы не просто затрудняете перемещение остальных участников движения, но и вовсе его прекращаете.
- освободить дорогу, отъехав к обочине;
- предварительно снять место происшествия на камеру (фото– или видеосъемка), зафиксировав тем самым изначальный его вид.
Снимая место аварии, необходимо в обязательном порядке захватить:
- положение, в котором находится ваш автомобиль и иные транспортные средства, участвующие в ДТП;
- задетые вами или остальными участниками предметы;
- следы, оставленные на дорожном полотне колесами.
Хотим заметить, этот пункт является обязательным даже в том случае, когда остальные автомобили, участвующие в движении, могут объехать столкнувшиеся транспортные средства. Искомые визуальные доказательства вам нужно будет предъявить непосредственно страховой компании для получения денежной компенсации ущерба.
Перечисленные выше правила поведения при ДТП являются основными для каждого водителя. Одновременно с этим их выполнение – предварительный этап перед вызовом сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, или самостоятельным заполнением протокола Европейского типа. В следующих инструкциях мы поговорим о каждом развитии событий в отдельности, предоставив вам инструкцию по обоим вариантам.
Видео – Что делать, если попал в ДТП
Заполнение европейского протокола
Заполнение европейского протокола – официальный способ зафиксировать произошедшую аварию без вызова представителей Государственной автомобильной инспекции. Рассмотрим в нижеследующей таблице его преимущества и недостатки.
Таблица 1. Преимущества и недостатки европротокола
Как видите, преимущества у использования протокола по европейской системе действительно имеются. Однако, чтобы была получена возможность его заполнить, аварийная ситуация должна соответствовать некоторым характеристикам.
Важный совет: всегда возите с собой полис, полученный в ОСАГО, его необходимо будет предъявить вашему товарищу по несчастью и представителям Государственной автомобильной инспекции. В мы рассказывали где застраховать автомобиль ОСАГО, предложения страховых компаний и определим, которая из них достойна получить новых клиентов.
Теперь рассмотрим краткую инструкцию по заполнению бланка европейского протокола, к которому можно прибегать лишь в том случае, если ситуация соответствует представленным выше условиям.
Шаг №1 – вносим сведения на лицевую сторону бланка европротокола
В первую очередь необходимо заполнить переднюю часть бланка.
Сюда вносят данные о:
- месте происшествия;
- актуальной на момент аварии даты;
- конкретного времени, когда произошло ДТП;
- личные сведения о каждом из автомобилистов, ставших участниками неприятности на дороге;
- личные данные свидетелей аварии;
- сведения о страховщике;
- описываются полученные автомобилем повреждения;
- указываются обстоятельства происшествия.
Для каждого из элементов перечисленной выше информации в бланке отводится собственная графа. Заполнять ее необходимо внимательно, проверяя на несколько раз все внесенные сведения:
- собственные;
- второго участника аварии.
Особенное внимание необходимо уделить описанию поврежденных сегментов кузова или иных внешних частей автомобиля. Суть в том, что водитель имеет право перечислить только их, ведь за оценку сохранности внутренней составляющей автомобиля отвечают эксперты страховой компании.
На этой же стороне бланка необходимо будет изобразить схему ДТП, участником которого вы стали. Для этого на специальной пустой площади листа схематично нарисуйте:
- дорогу, на которой произошло столкновение, границы ее обозначьте контурами;
- укажите названия дороги, на которой вы находитесь (например, проспект Ленина);
- если вы находитесь на перекрестке или за пределами городской черты, также укажите наименование каждой трассы или дороги;
- нарисуйте транспортные средства в том месте, где они располагались при аварии, и стрелкой покажите направления их движения;
- внимательно нарисуйте на положенном месте какие-либо знаки, разметку автодорожного полотна;
- нарисуйте схематично также предметы, которые вы задели во время ДТП.
По завершению процедуры проставьте личную подпись на бланке, это должен сделать каждый водитель.
Образец заполнения европротокола при ДТП найдете в
Шаг №2 – вносим данные на обратную сторону листа
Если первую сторону листа вы заполняете вместе с другим водителем, эту часть необходимо последовательно наполнить сведениями самостоятельно. После того, как процедура будет завершена, вы должны проверить данные, внесенные вторым участником ДТП, в противном случае существует риск внесения недостоверной информации.
Итак, во второй части бланка нужно указать:
- транспортное средство, за рулем которого вы находились, выбрав маркировки «А» или «В» в зависимости от того, какую часть лицевой стороны листа вы заполняли;
- своими словами, но емко и без излишних эпитетов описать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;
- указать, под чьим управлением находилось автотранспортное средство передвижения (собственника или иного лица, официально имеющего право управлять автомобилем);
- указать иные имущественные объекты, которые были повреждены в процессе, при этом также необходимо обозначить, кому оно принадлежит;
- отметить, остался ли автомобиль на ходу, и если нет, куда он был (или не был) отбуксирован;
- добавить примечание;
- завизировать бланк собственной подписью.
Шаг №3 – прилагаем к бланку дополнительные сведения
Цель заполнения бланка заключается не только в том, чтобы зарегистрировать происшествие. С его помощью вы получаете от страховой компании ОСАГО выплату на устранение причиненного вашему автомобилю ущерба. Чтобы все получилось, необходимо придерживаться следующих нюансов:
- после попадание в происшествия не приступать к ремонту транспортного средства до истечения срока в 15 дней с момента ДТП (это возможно только при согласовании со страховщиком);
- приложите фотографии или видео, снятые на месте аварии, к бланку, это поможет вам как можно быстрее урегулировать все возникающие у страховщиков вопросы (съемку, к слову, необходимо провести непосредственно до истечения одного часа с момента попадания в ДТП);
- напишите заявление на получение компенсации, если нуждаетесь в ней, и отнесите его представителям ОСАГО.
Чем подробнее вы сняли место столкновения, тем выгоднее вам же. При возможности захватите камерой:
- общий план аварии (оба авто, дорога, следы);
- отдельно снимите каждое повреждение на собственном автомобиле;
- крупным планом снимите то, как машины стоят относительно друг друга;
- не упустите следы колес, валяющиеся на дороге предметы и тому подобное.
Шаг №4 – обращаемся к страховщику
На то, чтобы оповестить страховщика о произошедшей аварии, вам и другому ее участнику дается 5 дней. Перед обращением необходимо собрать и подготовить к передаче некоторые файлы:
- заполненный экземпляр европротокола, данные в который были внесены на месте происшествия;
- заявление, в котором выказана просьба о возмещении нанесенного вам другим автомобилем ущерба;
- какой-либо электронный носитель, например диск или флешку, на который нужно записать фотографии и видео, снятые после аварии;
- еще одно заявление, в котором будет сказано, что вся информация в бланке, которая заполнялась другим участником ДТП, вами не корректировалась и осталась в исходном виде.
Важный момент: если вы оформили страхование не только по ОСАГО, но и КАСКО, придется вам изначально отказаться от оформления европротокола, так как второй страховщик без справки, полученной от сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, компенсации не предоставляет.
Вызов сотрудников ГИБДД
Если по каким-либо причинам заполнение европейского протокола невозможно, вам придется все же обратиться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Опишем порядок действий в данном случае.
Шаг №1 – вызов работников ГИБДД
После того, как вы удостоверились, что в аварии нет пострадавших (если есть, первым делом вызывайте карету скорой помощи), наберите номер автодорожной инспекции. Когда сотрудники структуры поднимут трубку, вам будет необходимо:
- сказать им, что вы стали участником дорожно-транспортного происшествия;
- сориентировать по месту вашего нахождения.
Специалисты выедут, когда получат от вас перечисленную выше информацию.
Шаг №2 – освободите проезжую часть и зафиксируйте аварию при помощи гаджета
Напоминаем, что ранее по закону запрещалось столкнувшиеся транспортные средства перемещать непосредственно с места аварии, однако, с 2015 года искомая законодательная установка утратила силу. Теперь водители не просто могут, но и обязаны освободить дорогу другим участникам движения, если это возможно, и один из автомобилей, например, не потерял возможность перемещаться.
Однако, прежде чем отъехать от точки столкновения, вы обязаны выйти их машины и провести фиксацию места происшествия, засняв:
- полную картину аварии;
- повреждения автомобилей крупным планом;
- тормозные пути, оставленные колесами на дорожном покрытии;
- какие-либо задетые по ходу дела объекты;
- знаки и иные объекты дорожной инфраструктуры и тому подобное.
Хотим предупредить: если вы не исполните требование, связанное с освобождением дороги, вас ждет штраф. Несмотря на то, что конкретный временной период, отданный на эту процедуру, законом не определен, лучше отъехать на обочину до того, как прибудет полиция.
Шаг №3 – проверяем подлинность документов других участников аварии
Этот шаг необходимо выполнить, чтобы затем не возникли проблемы во взаимодействии со страховщиком.
- взял машину «покататься»;
- угнал автомобиль и т.д.
В том случае, если какой-либо из документов, например, полис, оказался подделкой, вас ждет отнюдь нелегкий процесс дальнейших разбирательств. Проходить они, к слову, будут в суде, так как стребовать компенсацию за ущерб с искомого лица иными способами не представляется возможным.
Разумеется, если второй водитель в этом случае проявит сговорчивость, вам не придется обращаться за помощью к представителям судебной власти и нанимать адвоката, вся проблема решится на месте и без участия страховой компании.
Шаг №4 – дожидаемся составления протокола
Согласно букве закона, разъехаться участникам аварии можно будет, как только прибывшие на место происшествия инспекторы государственной инспекции безопасности дорожного движения проведут:
- осмотр аварийной локации;
- составление протокола по проведенному осмотру.
Что будет, если покинуть место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД
По закону вы имеете полное право покинуть место аварии в том случае, если вы заполнили европейский протокол с другим ее участником, при этом были соблюдены все указанные в разделе, посвященном заполнению европротокола, правила и обстоятельства соответствовали требуемым характеристикам.
Во всех иных случаях водители не имеют права покидать место происшествия, однако, это все равно часто происходит, так как ими овладевает паника. Искомый поступок классифицируется, как правонарушение административной категории, и грозит следующими последствиями:
- лишением водительских прав на срок до полутора лет;
- или попаданием под арест административного характера, длящийся до 15 суток.
В случае, когда авария прошла благополучно, то есть пострадали только транспортные средства, оставлять место аварии нельзя, но с точки зрения серьезности последствий еще терпимо. Если же попутно вы нанесли вред здоровью какого-либо человека, или даже стали причиной чьей-либо смерти, административное наказание перерастает в уголовное. Это обстоятельство будет для вас отягчающим, когда вы предстанете перед судом, в результате чего вы рискуете получить реальный срок.
Позволит разобраться, что будет, если водитель скрылся с места ДТП, и когда позволительно сделать это в рамках закона, не дожидаясь разрешения ситуации инспекторами ДПС.
Получите ли вы компенсацию, если являетесь виновником аварии
Хотим сразу обозначить ответ на вопрос, заданный в теме подраздела: компенсации от ОСАГО при попадании в аварию, виновником которой вы являетесь, вы не получите, так как изначально данный тип страхования не предусматривает ее.
Именно поэтому в статье мы многократно акцентировали ваше внимание на необходимости сбора следующих сведений:
- фото и видео с места происшествия;
- тщательного описания событий в протоколе;
- составленной схемы аварии и т.д.
По той же причине очень важно осуществлять проверку данных, вносимых в протокол вашим товарищем по несчастью, так как он, если является виновником, может схитрить, сделав следующее:
- ложно описав события;
- неверно оценив величину ущерба;
- записав на ваш «счет» ранее нанесенные его автомобилю повреждения;
- зафиксировать фотографии с подставными данными и т.д.
Если сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения предложат вам пройти процедуру медицинского освидетельствования, не отказывайте им.
Совет: если авария, в которой вы оказались невольным участником, привела к возникновению негативных последствий, настаивайте на прохождении освидетельствования непосредственно в медицинском учреждении.
Что касается порядка действий, которые вы должны осуществить после дорожно-транспортного происшествия, он не отличается ни для виновных, ни для невиновных участников аварии.
Считается ли попадание в яму ДТП
Некоторые водители не знают, что попадание в яму и повреждение вследствие этого машины – также дорожно-транспортное происшествие, при котором требуется вызвать представителей Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Согласно букве закона, ДТП является каждое событие на дороге, которое:
- возникает во время движения транспортного средства;
- произошло с участием транспортного средства;
- в результате повлекло за собой нанесение вреда жизни и здоровью людей;
- повлекло значительные или незначительные повреждения автомобиля или иные средства передвижения;
- повлекло иной ущерб материального характера.
Получается, если от попадания в яму вашему автомобилю нанесен вред, нужно вызывать ГАИ. Схема действий в данном случае будет аналогичная, за исключением того, что оформление европейского протокола, по сути, будет невозможным, так как участников аварии насчитывается не двое, а всего один.
К слову, все то же самое можно сказать и про ситуации, когда вместо ямы причиной образования повреждений транспортного средства стали:
- ворота;
- столбы;
- деревья и прочие объекты, расположенные в окружающем нас пространстве.
Вот, что вам следует сделать в этих случаях.
Снять на видео или сделать несколько фотографий (лучше и то и то):
- окружающее пространство, чтобы доказать, что предупреждающих знаков на поврежденном участке дорожного полотна не было;
- конкретное место расположения ямы (если есть возможность, зафиксируйте таблицы с названием конкретной улицы и номера строения, около которого «выросла» яма).
Когда к вам приедут инспекторы, нужно будет проследить, чтобы они измерили размеры ямы, в которую вы попали, и указали их в протоколе. Согласно закону, ямы, выбоины и иные дефекты дорожного полотна могут иметь следующие предельные параметры:
- глубина 5 сантиметров;
- длина 15 сантиметров;
- ширина 60 сантиметров.
Если перечисленные в списке выше значения превышены, в суде вы можете выиграть дело и без привлечения опытных юристов. При этом ответчиком будет выступать организация, которая отвечает за содержание дорожного полотна на искомом участке.
Подведем итоги
Что делать, если попал в ДТП – вопрос, который задает себе каждый неопытный водитель, все еще паникующий на дорогах. Главное, что вам стоит запомнить, это то, чего делать не стоит: покидать место происшествия без оформления документов.
У вас есть два пути при попадании в дорожно-транспортное происшествие:
- оформить европротокол, при условии, что второй участник аварии готов сотрудничать, и ситуация согласуется с предъявляемыми к ней условиями;
- вызвать сотрудников ГИБДД и заняться оформлением документов в их присутствии.
Если вы не знаете, что делать, и слишком обеспокоены, лучше всего все же вызвать представителей правопорядка, так как их присутствие в некоторой степени гарантирует быстрое и благоприятное разрешение ситуации. Разумеется, если вы являетесь виновником аварии, по итогу для вас все кончится не совсем радужно, однако, это произойдет в любом случае.
Позаботьтесь, чтобы все необходимые документы, имеющиеся у вас на руках, были в порядке, так как от их состояния в момент после аварии будет зависеть очень многое.
Контролируйте свое состояние, соберитесь и ведите дела совершенно спокойно. Если иные участники аварии этого спокойствия не проявляют и пытаются ввязать в вас в перепалку, удалитесь и запритесь в машине до приезда представителей ГИБДД. В противном случае, может возникнуть драка, и тогда неприятности будут обеспечены обеим сторонам.
Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие .
Все мы находимся и ходим под богом и ни один из нас, кто постоянно или периодически садится за руль не застрахован от аварий и любых дорожно - транспортных происшествий. Как себя вести и что делать, если авария все таки произошла? Как правильно поступать на месте аварии, как не упустить что-либо важное, чтобы минимизировать полученный ущерб или избежать незаслуженного обвинения в вашу сторону?
Перед тем как приступить к практическим советам, кратко остановимся на факторе, который очень существенно влияет на исход разбирательства, это - поведение водителей после аварии. Мы естественно не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в аварию получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи. Тут уж не до жиру, быть бы живу. Но если вы сильно не пострадали физически, можете соображать и стоять на ногах - тут вам карты в руки.
Как показывает практика, это поведение водителей можно условно разделить на несколько видов:
водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления протокола; водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию; водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило в данной ситуации, особенно в условиях стресса это не удается и данный водитель только ухудшает свое положение; водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем не видели несколько свидетелей; водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.
Попав в аварию постарайтесь взять себя в руки и действовать согласно нашим советам, согласуясь с конкретной обстановкой.
Итак, совет первый
От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании первоначально составленных документов - протокол осмотра места происшествия, справка о ДПТ, протокол о техническом состоянии транспортных средств, схемы ДПТ, обьяснения участников ДПТ, показания свидетелей и т.д. органы ГАИ устанавливают связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому, не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДПТ, а наоборот принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначить первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.
Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что по вашему мнению может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам - линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и т.п.
Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля "обидчика" - известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п.
Совет второй
Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДПТ первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ их подробного составления.
Например, не допускайте таких общих фраз, типа: "помято левое крыло". Такую фразу лучше описывайте так: "левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля".
Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.
Совет третий
До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя а копию передайте гаишникам для внесения в протокол. ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения - запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная речь и т.д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был совершенно трезв, ведь ее можно купить у знакомого врача.
Совет четвертый
Как правило, не вступайте в перепалку с представителями ГАИ на месте аварии. Помните, что все, с чем вы не согласны, вы можете внести в составляемые документы.
Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или милиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГАИ или в прокуратуре. После проведения освидетельствования на алкоголь, гаишники предлагают написать участникам ДТП собственноручные обьяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное обьяснение как правило самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или неоднозначность.
Совет пятый
Если у вас есть возможность, сразу после аварии вызовите по телефону опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу по работе для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно, чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве свидетеля с вашей стороны, подсказывал вам необходимые действия. Если есть возможность, пусть он привезет с собой тетрадь с ручкой, рулетку для измерения, ведь может, что вы придете к соглашению с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для дальнейшего оформления.
На основании первичных материалов принимается решение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело передается из ГАИ в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования - до двух месяцев. Если за два месяца его не завершили, например из-за сложных экспертиз, следствие продлевается районным прокурором на один месяц. Дальше следствие продлевается только в исключительных случаях более высоким начальством. Если в происшествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу пригласили адвоката, специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходимо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие.
Квалифицированный адвокат поможет вам минимизировать например сумму выплат, понести более легкое наказание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адвоката вам все равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.
Совет шестой
Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам должны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. Закон не ограничивает для вас время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.
Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего - добиться полного возмещения материального ущерба, причиненного ему в результате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия.
Он должен содержать подтвержденные ксерокопиями документов все сведения о понесенных убытках из-за действий обвиняемого, например: - калькуляция на ремонт вашего автомобиля от независимой оценочной формы, - счет за фактически выполненные ремонтные работы (фактические затраты), - счет за услуги, оказанные адвокатом, - счет за услуги, оказанные юридической консультацией, - счет от транспортной формы за транспортировку поврежденного автомобиля к месту постоянной стоянки а затем в ремонтную мастерскую, - квитанции о посланных телеграммах с уведомлением обвиняемому, - квитанции об уплате госпошлины, квитанции о ксерокопировании документов, справку с места работы о ежедневном заработке и о количестве дней, потраченных для ремонта и хождения по судам и т.д.
Подлинники документов вы предьявляете в суде по мере необходимости. И еще, не надо особо жадничать. Вряд ли обвиняемый хотел разбить сознательно вашу машину, пострадал он же тоже. Поэтому подавать еще что-либо на моральный ущерб неэтично, а вот полного возмещения ваших материальных потерь необходимо добиваться.
Совет седьмой
На всех этапах разбирательств ведите себя честно и достойно. Помните, что любые ваши противоправные действия могут вызвать адекватную реакцию. Например, если вы изрядно помяв чужую машину, удрали с места происшествия, не удивляйтесь, что через день - два к вам домой явиться ее владелец с претензиями, а если вы его послали куда подальше, то еще через пару дней вы увидите, что ваша машина стоит на привычном месте вся раскуроченная.
Если вы послали к "обидчику" бандитов для разборки, выбивания денег, то такая же банда может прийти и к вам и переломать ноги вам или вашей жене. Поступайте в отношении оппонента точно также, как вы хотели, чтобы поступали с вами. Действуйте всегда строго официально и по закону.
Такие действия уважают все, даже самые отпетые бандиты. Если авария произошла, и ущерб на ваш взгляд велик, не верьте обещаниям "обидчика" расплатиться потом, предложениям разобраться без ГАИ, оплатить ремонт прямо на месте и т.д. А то впоследствии может оказаться, что ремонт стоит гораздо дороже, чем вам заплатили на месте аварии или виновник аварии на следующий день заявляет вам в глаза, что впервые вас видит, или вдруг противная сторона приводит на следующий день кучу свидетелей, которые якобы все видели и вы из пострадавшего превращаетесь в обвиняемого.
Учтите также, что далеко не всякая мастерская возьмется ремонтировать вашу машину без справки об аварии из ГАИ.
Только в самых простых случаях, когда материальный ущерб минимален, неисправность можно быстро устранить своими силами (например заменить разбитую фару) и вам предлагают с лихвой компенсировать весь ущерб на месте, можно разойтись миром, без гаишников. Если деньги предлагаете вы и у вас их согласны принять, то обязательно возьмите у пострадавшего расписку о том, что он взял от вас деньги и больше не имеет к вам никаких претензий.
ОБРАЗЕЦ:
Р А С П И С К А
Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г.Урюпинск, ул. Широкая д.23 кв.65 получил от гр. Сидорова Петра Петровича, проживающего по адресу г. Москва, ул. Мосфильмовская д. 56 кор. 3 кв. 241 деньги в сумме 300 (триста) долларов США в виде компенсации за материальный ущерб, причиненный моему автомобилю ВАЗ 21053 госномер н 29-76 УК (разбита правая передняя блок-фара и сломана декоративная решетка радиатора) которые гр. Сидоров П.П. причинил моему автомобилю, стоящему на автостоянке по ул. Тверская при парковке своего автомобиля джип Чероки госномер М777МВ.
Других повреждений моему автомобилю не нанесено. В настоящее время никаких материальных или иных претензий к гр. Сидорову П.П. не имею.
" " месяц 1998 г.
Иванов И.И.
Никто из нас не застрахован от ДТП, даже если вы неукоснительно соблюдаете все правила дорожного движения.
Обычно дорожно-транспортные происшествия вызывают стрессовое состояние у его участников, поэтому они могут совершать ошибки.
Чтобы не усугубить положение и не совершить опрометчивые поступки, нужно знать, что делать, если попал в ДТП.
Порядок действий в случае ДТП
При мелком ДТП без пострадавших:
- Остановите транспортное средство и включите аварийную сигнализацию.
- Для определения виновника происшествия при расследовании аварии лучше будет заручиться поддержкой свидетелей. Это может быть ваша супруга, друг или человек, который в момент ДТП находился рядом с вами или видел подробности аварии.
- Обозначьте следы торможения и предметы после аварии. Оградите это место знаком аварийной остановки.
- Сообщите о случившемся сотрудникам ДПС и специалистам страховой компании (при необходимости), дождитесь их приезда.
Участники аварии могут договориться самостоятельно, что делать с европротоколом, не дожидаясь приезда ГИБДД, если:
В таком случае не нужно вызывать полицию, к административной ответственности никто из водителей привлечен не будет .
Если им удалось договориться об обстоятельствах происшествия и установить размер ущерба, то они могут прийти в отделение Госавтоинспекции с уже составленной схемой аварии.
Если ситуация спорная и водителям не удалось прийти к разрешению спора, то рекомендуется собрать координаты свидетелей происшествия, уговорить их дождаться работников ДПС и оформить свидетельские показания.
Авария с пострадавшими или погибшими людьми
Ваши действия, если погибли люди и сильно повредился автотранспорт:
- Немедленно остановите автомобиль. Следы торможения предметы, относящиеся к аварии, нужно оградить предупреждающим знаком. Это особенно важно сделать в условиях недостаточной видимости в темное время суток. Несоблюдение этого условия может привести к еще одному ДТП с еще более тяжкими последствиями.
- Необходимо незамедлительно оказать медицинскую помощь пострадавшим. Остановить попутную машину и отправить в больницу.
- О случившемся сообщите работникам полиции и страховой компании. До их приезда заручитесь показаниями очевидцев. Это могут быть ваши друзья и родственники, оказавшиеся в машине, водители других транспортных средств или случайные прохожие, которые предоставят необходимую информацию.
- Если столкнувшийся транспорт полностью перекрывает проезжую часть и создает заторы, нужно сфотографировать место происшествия с разных ракурсов, чтобы восстановить картину происходящего. Согласно поправке ПДД от 15. 07. 15 г. водители должны убирать с проезжей части свои автомобили, если они мешают передвижению других транспортных средств. Проезд необходимо освободить, в присутствии свидетелей составить схему с расположением автомобилей.
Решение суда зависит от тяжести последствий. К погибшим в дорожном происшествии относятся также люди, которые скончались в больнице в течение 5 суток после ДТП.
От ваших действий после аварии во многом зависят страховые выплаты, административные или судебные разбирательства.
Если вы хотите, чтобы ваши интересы были защищены, то вызывайте аварийного комиссара, в чьи обязанности входит оказание помощи пострадавшему в аварии.
Он может:
- вызвать эвакуатор и скорую помощь;
- оказать медицинскую и психологическую помощь;
- опросить свидетелей;
- составить схемы повреждений;
- оказать помощь в составлении документов;
- сделает необходимые фото с места происшествия.
- оценит степень повреждений для страховки;
- позаботится о доставке вас домой, позвонив в службу такси.
Если в ДТП нет пострадавших, а участники аварии согласны договориться мирно, инспектора ГИБДД можно не вызывать .
Вызов комиссара особенно оправдан, если имеются подозрения на действия мошенников. Он может быстро их вычислить, защитив ваши интересы. Так как аварком наделен некоторыми компетентными правами сотрудника ГИБДД, он может юридически правильно оформить нужные бумаги.
В протоколе инспектора ГИБДД не фиксируются сведения об ущербе, из-за чего возникают проблемы со страховыми выплатами.
Правда, если аварком является представителем страховой фирмы и его помощь предлагается компанией бесплатно, то, возможно, он будет стараться уменьшить сумму по выплате.
Телефон комиссара можно узнать в вашей страховой компании . Лучшим решением может стать вызов независимого комиссара. Тогда можно смело ожидать защиты именно ваших интересов. Его можно вызвать, позвонив в службу аваркомов, услуги тогда оплачиваете вы.
В ходе расследования сотрудники ДПС составят протокол с подробным описанием всех повреждений.
Не торопитесь признавать себя виновным лицом, так как в любой аварии можно найти вину участников с двух сторон.
ДТП могло произойти по вине дорожных служб (состояние дорожного полотна, неисправная сигнализация, нечитаемые дорожные знаки). Если ты виноват и есть пострадавшие, то нужно срочно искать адвоката.
Важно как можно раньше подать все документы, так как разбирательство будет длиться около 30 дней . Не лишним будет периодически наведываться в свою страховую компанию, и узнавать о наличии всех собранных документов.
Если подтвердится, что второй участник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то вам понадобится медицинское заключение и об этом факте.
Видео: Действия водителя после ДТП. Что делать и в каком порядке?
Если пострадавший не виновен в ДТП, то ему необходимо собрать как можно больше документов после составления протоколов . Страховая компания поможет покрыть убытки.
Огромным плюсом для пострадавшего будет наличие полиса ОСАГО, так как за нанесенный ущерб страховая компания выплатит компенсацию, если виновник аварии этого сделать не в состоянии.
Если вы оформили документы о ДТП (с сотрудниками ДПС или без них), то у вас есть всего пять дней, чтобы обратиться в страховую компанию.
Будьте внимательны при заполнении бланка извещения о ДТП, так как страховщики могут отказать в выплате, если вы неправильно нарисовали схему или не там поставили галочку.
Что делать, если виновник скрылся с места ДТП?
К сожалению, виновники аварии иногда покидают место происшествия. Не пытайтесь сами догнать нарушителя. Такие гонки опасны и часто заканчиваются новой аварией.
Также это грозит тем, что виновное лицо вернется, вызовет сотрудников службы и объявит виновным именно вас, а доказать обратное почти невозможно.
Обязательно вызовите сотрудников патрульной службы и сообщите им, что второй участник ДТП скрылся .
Зафиксируйте следы аварии и положение автомобиля. Это можно сделать, сняв видео и фото, а также изобразив в виде схемы.
Возможно, рядом установлены уличные камеры . Можно попросить владельцев техники выдать вам видеозапись через сотрудников правоохранительных органов.
Возможно, записи с регистратора будут у свидетелей происшествия. Остановите запись на видеорегистраторе, так как он удаляет старые видео, записывая новую информацию.
Оформление ДТП . Заполните все необходимые бумаги, и укажите, что один из участников аварии покинул место происшествия. Подайте заявление на розыск виновного лица в отделении полиции.
Сообщите о случившемся в страховую организацию, и заполните соответствующее заявление . Ущерб будет возмещен, если виновника найдут. В противном случае вы останетесь без выплат.
Не ремонтируйте свой автомобиль хотя бы 3 месяца, пока есть вероятность поимки виновника или позаботьтесь о подтверждении ущерба автотехнической экспертизой. Сохраните чеки с подтверждением ваших затрат на ремонт или лечение пострадавших.
Поиски виновника . Активно интересуйтесь у сотрудников органов о ходе расследования. При бездействии следователя пишите жалобу в прокуратуру. Проводите самостоятельные розыски, разместив объявления в соц. сетях или газетах.
Хотя страховка для автомобиля является обязательным требованием для водителей, но не все успевают вовремя продлить или оформить страховой полис.
Поэтому в случае аварии вы можете оказаться в неприятной ситуации. Что делать, если у виновника ДТП нет страховки, и как за причиненный ущерб получить денежную компенсацию?
Если у виновника дорожного происшествия нет страхового полиса, то обязательно запишите его контактный номер телефона и адрес проживания. Если такую информацию о себе он категорически отказывается предоставлять, то попросите ее у сотрудника патрульной службы, который оформляет данное происшествие.
Скорее всего, вам придется заниматься доказательствами вины второго участника самостоятельно с сопутствующими расходами. Если в суде вы докажете его вину, то сможете компенсировать денежные затраты.
После проведения экспертизы и определения величины ущерба составляется акт с подробностями происшествия, устанавливается виновник аварии и точная сумма для ремонта вашего автомобиля.
Чтобы виновник аварии без страховки не смог оспорить эти данные, лучше оповестить его о месте и дате проведения оценки заказным письмом.
Также следует ознакомить его с результатами, предоставить для ознакомления оригинал акта и отдать копию документа. Многие предпочитают не доводить дело до суда, выплатив необходимую сумму для ремонта пострадавшему.
Если вашей вины нет, а у виновного в происшествии отсутствует полис ОСАГО, то денежную компенсацию можно требовать не только за ремонт транспорта, но и за:
- затраты на лечение пострадавших в аварии;
- расходы на оценку ущерба;
- стоимость автотехнической экспертизы;
- эвакуацию ТС;
- моральный ущерб.
В случае признания судом вины, расходы должны быть выплачены вам в полном объеме виновником столкновения.
Судебный процесс может длиться 2-3 месяца, и даже затянуться на длительное время, если виновная сторона не является на слушание дела или суду понадобятся дополнительные документы.
В таком случае вы имеете право требовать в суде изъятие машины виновника аварии для возмещения ущерба. Автомобиль реализовывают посредством аукциона, компенсация выплачивается из средств от продажи транспорта.
Сложности могут возникнуть, если виновник без страховки оказался из малообеспеченной семьи, и у него нет необходимой суммы.
Если размер ущерба большой, то его возмещение будет происходить в течение нескольких лет.
Если вы остались недовольны выплатой, насчитанной страховой компанией, то можно провести независимую экспертизу за свой счет.
Желательно, чтобы транспортное средство еще не было отремонтировано. Возможно, оценочная организация укажет больший ущерб.
О проведении повторной экспертизы необходимо за 3 дня известить виновника ДТП заказным уведомлением или телеграммой.
Затем с досудебной претензией обратиться в следственный комитет, приложив копию заключения независимой экспертизы и указанием, что копия отправлена в ФССН и РСА. В случае удовлетворения иска, вам полностью или частично компенсируют расходы.
В любом случае не затягивайте с проведением экспертизы, если она не будет произведена в течение 14 дней, то суд может отказать в разбирательстве из-за отсутствия доказательной базы.
Любое промедление снижает ваши шансы на получение денежной суммы. Если вы будете действовать в рамках закона, то сможете без проблем справиться с этой неприятной ситуацией.
Обычно, в жизни часто работает знаменитый закон Мерфи - не ожидаемое и не предвиденное, как правило, случается тогда, когда Вы ждете этого меньше всего. Так происходит везде, в том числе и на дороге. По теории вероятности, риск попадания в на дороге больше, чем на другом виде транспорта, но, тем не менее, не велик.
Парадоксально, но более 70 процентов водителей не знают, что делать ? Казалось бы, что информации об этом предостаточно. Но по факту ситуация катастрофическая. Большинство водителей, попав в аварию, не знают, что предпринимать сразу после происшествия.
Во-первых, каждый водитель должен понять, что нельзя нервничать. Сохраняйте самообладание и здравый ум, даже несмотря на возможные провокации со стороны других участников дорожно-транспортного происшествия.
Если Вы не можете свыкнуться с мыслью, что именно Ваши действия стали причиной аварии, то успокойтесь и возьмите себя в руки. От аварии никто не застрахован. Даже профессиональные водители . Примеров этому не мало.
Главное поймите, что различные неприятные события окружают наш мир каждый день. Этот факт жизни, который надо принять. Конечно, любая даже мелкая авария может стать для Вас как гром среди ясного неба, но это не означает, что надо паниковать и сильно нервничать.
В таком случае Вам будет очень сложно доказать, что Вы не виноваты. Многие участники дорожных происшествий идут на подобную хитрость, чтобы не нести ответственность за виновность в аварии. Ведь в случае оставления место ДТП, даже если Вы не виноваты в аварии, у Вас вряд ли получится в последующем доказать свою правоту. В таком случае, как правило, пострадавшим признают виновника аварии.
5. Станьте экспертом для фиксирования всех обстоятельств аварии
Пока Вы дожидаетесь сотрудников ДПС, Вы должны записать все детали аварии, а также сфотографировать все транспортные средства, участвовавшие в ДТП: Общая , которая показывает расположение автомашин на местности, каждый автомобиль в отдельности, зафиксировав каждое повреждение крупным планом. Также необходимо сфотографировать ближайшие дома или здания, которые находятся рядом с дорогой. Желательно что бы на объекте недвижимости был адрес. Если по близости нет объектов недвижимости, то посмотрите внимательно, что еще можно сфотографировать. К примеру можно сделать снимки автобусной остановки. В том числе не забудьте сфотографировать разметку до места и после, не забыв сделать фотографии дорожных знаков.
Если в аварии есть свидетели, необходимо записать их данные, обязательно взяв у них телефон для связи. Советуем Вам расспросить свидетеля, что он видел, кратко записав его показания в блокнот. После того, как Вы запишите свидетельские показания, попросите свидетеля расписаться под ними.
Также Вы должны записать все данные водителей, которые стали участниками ДТП: ФИО, дата рождения, место рождения, адрес регистрации по месту жительства, номер и серия паспорта, номер и серия водительского удостоверения, номер свидетельства о регистрации автомобиля, государственный номерной знак транспортного средства и обязательно .
Обязательно запишите . Не забудьте у других участников дорожно-транспортного происшествия взять контактные телефоны, обязательно, сразу после получения номеров телефонов, проверив их работоспособность.
6. Сообщите об аварии своей страховой компании
Теперь пришло время звонить в свою страховую компанию и сообщить о происшествии. Большинство страховщиков имеет круглосуточный телефонный номер, где оператор принимает 24 часа в сутки звонки от водителей.
Таким образом, Вы не нарушите условия страхования и получите необходимую консультацию о том, что Вам необходимо сделать.
7. Если Вы повредили автомобиль, в котором нет водителя
Часто случаются аварии, когда по своей невнимательности или по другим причинам мы повреждаем чужой автомобиль, который у дома или на стоянке. Что в таком случае делать? Не уезжайте с места ДТП, поскольку в таком случае Вы будете нести ответственность, в соответствии с действующим законодательством. Обязательно вызовите сотрудников ДПС на место аварии.
Даже если Вы считаете, что Вы своими действиями не причинили имущественный ущерб другому автомобилю, не уезжайте с места происшествия, поскольку водитель автомобиля может посчитать, что Вы все-таки повредили его машину и вызовет ДПС для оформления аварии. И представите, что будет, если Ваши или на видеорегистратор.
8. Страховое возмещение ущерба
Если Вы являетесь пострадавшим в аварии, то прежде чем (если Вы не хотите ждать получение страхового возмещения) Вам необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением о ДТП, в котором Вы признаны пострадавший стороной (справка из ГИБДД). Также Вы должны пройти независимую экспертизу, которая установит характер и размер повреждений транспортного средства.
После того, как Вы выбрали возмещение в виде денежной выплаты, Вы можете отогнать автомобиль в ремонтную мастерскую, чтобы устранить повреждение. Не забывайте, что также Вы можете вместо выплаты получить от страховой компании возмещение в натуральной форме. У каждой страховой компании есть договора со многими автосервисами, которые отремонтируют Вам автомобиль по страховке.
9. Дождитесь суммы выплаты, которая если Вас не устроит, может быть оспорена
Если после выплаты ущерба Вы не согласны с суммой выплаты, Вы вправе обратиться к страховщику с претензией (согласно новым правилам , в соответствии с новым федеральным законом " ", подавать исковое заявление в судебные органы без заявления о претензиях страховой организации, теперь нельзя). В случае отказа в дополнительной выплате, Вы вправе обратиться в суд с требованием о выплате большей суммы.
Даже несмотря на то, что в нашей стране недавно была увеличена максимальная сумма выплат по и изменены коэффициенты износа деталей, все равно в большинстве случаев, выплаты не перекрывают весь ущерб причинённый автомобилю. Поэтому каждый из нас имеет право требовать в судебном порядке со страховой компании дополнительной суммы выплаты.
Надеемся, что все наши советы в этой статье помогут многим водителям, хотя бы примерно сориентироваться, что делать после ДТП. Но конечно, лучше не . Будьте бдительны и внимательны на дороге. Следите не только за своими действиями, но и за действиями других участников дорожного движения. Ведь вовремя заметив, что кто-то на дороге нарушает правила ПДД или какой-то водитель не внимателен, Вы сможете вовремя избежать ДТП.
Старайтесь не отвлекаться за рулем на экран информационно-развлекательной системы, не разговаривать по мобильному телефону и не перекусывать за рулем. Не нарушайте правила дорожного движения. Не соблюдение ПДД в 95 процентах случаев оказывается причиной аварий.