Методические рекомендации по назначению автотехнической экспертизы при расследовании дтп. Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой Вопросы по автотехнической экспертизе при дтп
Как мы работаем
1 Обращение в компанию Вы можете либо позвонить, либо заказать звонок на сайте, а также приехать к нам в офис. 2 Согласование договора Если у Вас не осталось больше вопросов и наше предложение удовлетворяет Вашим требованиям, мы составляем договор и переходим к выполнению исследования, или же готовим информационное письмо для предоставления в суд. 3 Выполнение работы После получения документов и оплаты специалист приступает к работе, организовывается выезд при необходимости. 4 Результат работы! Итогом нашей работы является акт экспертного заключения (заключение специалиста), подготовленное в соответствии с действующими методиками и нормативно-правовыми актами.
Вам необходима экспертиза?
Узнать подробную информацию об экспертизе, сроках её проведения, необходимых документах и стоимости, а также получить бесплатную консультацию можно у нашего специалиста:
Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния транспортных средств
- Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?
- Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?
- Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?
- Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?
- Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?
- Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
- Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?
- Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины? Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой)?
Ряд вопросов этого рода автотехнической экспертизы решается комплексно с участием эксперта-металловеда
- Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
- Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
- Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
- Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?
Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой механизма дорожно-транспортного происшествия
- Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства)?
- Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
- За какое время данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?
- Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены, и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
- Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
- Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?
Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП
- Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
- Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
- Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей?
- Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе: отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и пр.)?
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Задача автотехнической экспертизы - установление техсостояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков, дорожной разметки, механизма ДТП, психофизиологического состояния водителя и участников ДТП.
Виды автотехнической экспертизы
Судебная экспертиза технического состояния транспортных средств (автотехническая экспертиза);
- судебная экспертиза механизма ДТП;
- судебная автодорожная экспертиза (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП);
- судебная экспертиза психофизиологического состояния водителя.
- какие вопросы решает автотехническая экспертиза технического состояния транспортных средств?
Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов, соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта;
Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь), если нет, то в чем заключается неисправность; когда она возникла;
Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП, если да, то каким образом; каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства;
Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью;
Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия;
Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс;
Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать совершению ДТП;
Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства; каково качество произведенного ремонта автомашины; каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой).
Вопросы, которые решают с участием эксперта-металловеда:
Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?
Какие вопросы решает автотехническая экспертиза механизма ДТП?
Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства)?
Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы; какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
За какое время транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути; какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда); какова величина тормозного, остановочного пути?
Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени; до какого момента у него была эта возможность; как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения, чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство; какие пункты Правил дорожного движения нарушены. Существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?
Какие вопросы решает автотехническая экспертиза технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП?
Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги; каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП; имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей?
Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали совершению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и др.)?
Какие вопросы решает комплексная медицинская, психологическая и автотехническая экспертиза психофизиологического состояния водителя и других участников ДТП?
Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?
Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП; мог ли водитель предотвратить ДТП?
Объектами автотехнической экспертизы могут быть: место ДТП, транспортные средства и их части (узлы, детали, обломки).
Как определяют результативность автотехнической экспертизы?
Результативность автотехнической экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся протоколы осмотров места ДТП, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами, а также ряд иных сведений.
К ним относятся информация о:
состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине ям, выбоин, уклонов и пр.;
техническом состоянии и типе транспортного средства, его загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере;
положении транспортных средств относительно друг друга;
контактировавших частях транспортных средств; о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя;
применении водителем экстренного торможения;
расстоянии, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии;
наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП;
расстоянии, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда;
сведениях, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству;
действиях пешехода перед его выходом на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, резко изменил направление движения).
Эксперты Центральной лаборатории судебной экспертизы «Первый Эксперт» осуществляют
- Прoизвoдствo судебной автотехнической экспертизы в соответствии с определениями судов, постановлениями прокуратуры и подразделений внутренних дел, постановлениями нoтариусoв о назначении независимой автотехнической экспертизы, в соответствии с действующим законодательством РФ.
- Прoизвoдствo судебных автотехнических экспертиз пo гражданским, арбитражным, уголовным делам и административным правонарушениям.
- Прoизвoдствo независимой автотехнической экспертизы автомобилей пo заявлениям граждан и юридических лиц, в том числе на договорной длительной основе;
- консультации пo техническим вопросам производства независимых автотехнических экспертиз автомобилей, в том числе по вопросам целесообразности проведения исследований, формулировки вопросов для получения всестороннего и объективного заключения, отражающего существенные моменты и детали.
Основанием для проведения автотехнической экспертизы являются обращения граждан и организаций, определения судов Российской Федерации, постановления нотариусов, правоохранительных органов.
Судебная автотехническая экспертиза
Предмет исследования
- Качество и техническое состояние автомобиля, его узлов, агрегатов, деталей.
- Причины выхода из строя узлов и агрегатов автомобиля.
- Качество проведенного технического обслуживания, ремонта автомобиля.
- Причины и обстоятельства причинения вреда автомобилю (ДТП или иное).
- Стоимость устранения повреждений и дефектов автомобиля.
- Стоимость автомобиля на различные даты в различном состоянии.
Особенности назначения и проведения судебной автотехнической экспертизы
Основанием для проведения судебной автотехнической экспертизы является определение суда.
Стороны по делу вправе участвовать в обсуждении вопросов, требующих разрешения при проведении экспертизы, предлагать кандидатуру эксперта. В порядке подготовки к такому обсуждению в судебном заседании сторонам полезно заранее получить консультацию эксперта о возможности и целесообразности ответа на те или иные вопросы. По результатам такой консультации ЦЛСЭ "Первый эксперт" выдает информационное письмо с указанием на возможность проведения экспертизы, ее сроков, стоимости и экспертов, которым она может быть поручена, с приложением документов, подтверждающих квалификацию экспертов. Для получения информационного письма Вы можете обратиться лично или направить электронное письмо с кратким описанием предмета судебного спора и предполагаемых к разрешению вопросов. В последнем случае информационное письмо будет направлено Вам в виде электронной (сканированной) копии, с печатью руководителя и его подписью. Как правило, подобной формы для целей обсуждения кандидатуры эксперта достаточно. Окончательно круг вопросов и эксперта определяет суд.
Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы, в том числе от лиц, участвующих в проведении экспертизы (сторон по делу). При отсутствии в предоставленных судом материалах необходимых сведений эксперт заявляет ходатайство о предоставлении недостающих документов, и только после удовлетворения судом данного ходатайства может использовать эти материалы. В таком случае, если у Вас есть документы, которые могут оказать влияние на результат исследования, приобщите их к материалам дела до передачи последнего эксперту, этим Вы сократите срок проведения экспертизы. Это касается, в том числе, фото- и видеоматериалов.
Стороны по делу вправе участвовать в проведении экспертизы. В частности, проведение осмотра объекта исследования производится экспертом с обязательным уведомлением всех участников процесса.
Эксперт не вправе общаться со сторонами, если это может поставить под сомнение его независимость и непредвзятость. Предметом обсуждения может служить только порядок проведения экспертизы, например, место и время осмотра объекта исследования, если он находится у одной из сторон.
Эксперт не вправе сообщать кому-либо (даже руководителю собственной организации) результаты экспертизы.
Экспертиза качества и технического состояния автомобиля (кузова, двигателя, КПП, подвески)
Предметом экспертизы автомобиля являются фактические данные о его техническом состоянии, так, могут быть исследованы: все типы двигателей автомобилей, КПП,
элементы подвески, кузов, несущие конструкции автомобиля, элементы электрооборудование и т. п. Независимая экспертиза автомобилей по определению технического состояния может включать в себя вопросы касающиеся:
Определения причин, обстоятельств и времени возникновения дефектов (неисправностей), возможных причинно-следственных связей между дефектами, их прогрессирование и взаимное влияние друг на друга; возможности своевременного выявления дефектов;
Определения возможности устранения выявленных дефектов в соответствии с существующими ремонтными технологиями; определения потенциальной возможности, в случаях, когда такую возможность можно определить; последующего проявления (повторения) устраняемого дефекта; экономической и технической целесообразности проведения ремонта и соответствия ремонтной технологии характеру дефекта.
Автотехнической экспертизы автомобиля (автоэкспертизы) по определению его техническoгo состояния в целом, а также отдельных узлов и агрегатов; выявлению дефектов качества;
Определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля, годных остатков, качества произведенного ремонта согласно требованиям нормативно-технической документации, техническим регламентам, государственным стандартам.
Отдельно можно выделить ситуацию проведения технической экспертизы автомобилей в рамках действия Федерального закона «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 18, 19 указанного закона, при возникновении спора относительно причины возникновения дефекта организация-продавец (исполнитель, импортер) обязаны провести независимую экспертизу качества автомобиля. Потребитель также имеет право обратиться с требованием о проведении независимой экспертизы автомобиля , при этом на разрешение перед экспертом могут быть поставлены, например, следующие вопросы.
Вопросы для автотехнической экспертизы автомобиля
- Имеются ли на автомобиле дефекты (недостатки) двигателя внутреннего сгорания, КПП, элементов подвески, лакокрасочного покрытия и так далее?
- Возможно ли возникновение выявленного дефекты вследствие использования некачественного топлива (некачественного выполненного ранее гарантийного ремонта, др.)?
- Происхождение выявленных дефектов производственное или эксплуатационное? Имеются ли механические и иные следы ненадлежащей эксплуатации транспортного средства?
- Могли ли действия потребителя привести к образованию выявленных дефектов?
- Возможно ли устранение последствий воздействия (химического, механического и др.) на поверхность кузова транспортного средства, узлы и агрегаты и т.д.?
- Каковы технология и объем необходимых ремонтных работ по устранению выявленных дефектов?
- Возможно ли повторное проявление (возникновение) дефекта после его устранения вследствие конструктивной особенности или недоработки узла или агрегата транспортного средства?
- Какова утрата товарной стоимости транспортного средства после выполнения ремонтных работ в полном объеме?
- Какова стоимость необходимого ремонта? Каковы фактические временные затраты на проведение ремонта?
- Является ли c технической точки зрения существенным недостатком …. (указать какие дефекты)? Иные вопросы требующие специальных познаний...
- Возможна ли эксплуатация автомобиля с выявленными дефектами?
Техническая экспертиза автомобиля предполагает осмотр, диагностику транспортного средства, дефектовку агрегатов, узлов и элементов качество которых поставлено под сомнение, исследовательскую и аналитическую части. Результатом проведенной экспертизы автомобиля является итоговое экспертное заключение с подробным описанием процесса диагностики, исследований и мотивировкой выводов эксперта по поставленным вопросам.
Центральная лаборатория судебной экспертизы «Первый Эксперт» располагает широкими техническими возможностями для проведения всесторонних исследований - экспертизы автомобилей в рамках проведения автотехнических экспертиз транспортных средств, их узлов и агрегатов с использованием новейшего современного диагностического оборудования (автомобильных сканеров, электронных стетоскопов, видеоэндоскопов, позволяющих зафиксировать дефекты внутренних частей двигателя, состояние цилиндропоршневой группы, скрипы, стуки и люфты подвижных частей автомобиля, подвески и т.п.). Все исследования проводятся судебными экспертами, аттестованными по специальности 13.2 "Исследование технического состояния транспортных средств". Судебная и внесудебная экспертиза автомобилей может быть назначена и проведена в отношении технического состояния двигателя автомобиля, АКПП, кузова, элементов подвески и электрооборудования и других узлов и агрегатов, а также конструкции автомобиля в целом.
Срок проведения автотехнической экспертизы автомобилей, исчисляемый с момента обращения заказчика или поступления и регистрации определения суда о назначении судебной экспертизы, составляет 5 - 7 календарных дней при проведении досудебной экспертизы и порядка 20 дней при проведении экспертизы на основании определения суда.
Стоимость зависит от сложности, объема исследований и поставленных вопросов - от 20 000 рублей. Возможен выезд экспертов в регионы Российской Федерации и проведение автотехнической экспертизы по определениям судов субъектов РФ.
Экспертиза обстоятельств ДТП. Трасологическая экспертиза.
Судебная автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения и взаимодействия транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей. Возможно проведение комплексной оценочной и трасологической экспертиз в рамках определения возможности получения транспортными средствами повреждений при их взаимодействии.
Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП - фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии транспортного средства, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, режиме движения транспортного средства (далее ТС) и т.д. В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП могут быть получены ответы на вопросы касающиеся:
- определения скорости движения и других параметров транспортного средства;
- определения тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени;
- определения удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные лицом, назначившим экспертизу, моменты;
- установления технической возможности предотвращения ДТП в заданные лицом, назначившим экспертизу, моменты;
- определения взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
- определения времени преодоления ТС определенных участков пути;
- установления момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
- определения взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
- определения того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
- какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
- определения соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
- установления у водителя технической возможности в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
- установления технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствие);
- определения причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
- установления технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по результатам, полученным экспертом расчетным путем, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
- определения причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
В частности на разрешение экспертизы ДТП (автотехнической, транспортно-траслогической) могут быть поставлены вопросы (Вопросы для экспертизы ДТП):
- Определить скорость движения автомобиля Х и автомобиля У перед столкновением.
- Каков механизм столкновения автомобилей Х и У?
- Каков остановочный путь и остановочное время автомобиля Х со скорости км/ч и автомобиля У со скорости км\ч в данной дорожно-транспортной ситуации?
- Установить моменты возникновения опасности для движения автомобилей.
- Располагал ли водитель автомобиля Х возможностью предотвратить столкновение с автомобилем У в момент (указать)?
- Располагал ли водитель автомобиля У возможностью предотвратить столкновение с автомобилем Х в момент начала движения от (указать место)?
- Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должны были руководствоваться водители автомобилей Х и У в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли их действия указанным пунктам?
- Определить наличие причинно-следственной связи между действиями водителя автомобиля Х и ДТП между автомобилями У и Z.
- Соответствуют ли повреждения автомобиля Х обстоятельствам ДТП и столкновению с автомобилем У?
- Определить стоимость восстановительного ремонта автомобиля Х по состоянию на момент ДТП с учетом износа.
Нередко стороны предлагают для разрешения экспертом вопросы по оценке действий водителей с точки зрения их соответствия (или несоответствия) правилам дорожного движения. В соответствии с законом эти вопросы находятся в исключительной компетенции суда (эксперта в области права). Тем не менее, эксперт-автотехник в ряде случаев, действительно, может оказать суду содействие при решении данных вопросов (именно с технической точки зрения). Такая техническая помощь суду(ГПК, АПК, КоАП, строго говоря,) является функцией другой процессуальной фигуры – специалиста, а не эксперта. Однако, в условиях повсеместной высокой загрузки судов и необходимости соблюдения сроков судопроизводства, данные процессуальные тонкости не всегда соблюдаются, и перед экспертом могут быть поставлены такие вопросы. В подобных случаях эксперты ЦЛСЭ "Первый эксперт" дают развернутый ответ на поставленный вопрос, указав, что исследование проведено исключительно с технической точки зрения, а ответ на вопрос не носит категорический характер (установить вину в нарушении нормативно-правого акта может только суд).
Срок проведения экспертизы обстоятельств ДТП - от 10 дней.
Оценка ущерба автомобиля
Предмет исследования
- Наличие и характер повреждений автомобиля.
- Причины, обстоятельства и способ образования повреждений.
- Объем и технология восстановительного ремонта по устранению повреждений.
- Стоимость работ, запасных частей и материалов, необходимых для восстановления.
- Размер утраты товарной стоимости автомобиля в результате повреждения и последующего восстановления.
- Стоимость автомобиля по состоянию на момент, предшествующий повреждению.
- Стоимость автомобиля в поврежденном состоянии.
Особенности оценки ущерба автомобиля
Наибольшую сложность составляет исследование по вопросам 1 - 3, так как для этого эксперт должен обладать знаниями и практическим опытом как в области знаний конструкции автомобиля (его деталей, агрегатов, узлов и способов их ремонта), так и области транспортно-трасологической диагностики. , Ответы на вопросы 4 – 7, напротив, могут быть получены на основе общедоступной информации, которой в настоящее время более чем достаточно. В то же время, поскольку результатом исследования является именно стоимость (ремонта или самого автомобиля), формально деятельность по установлению стоимости относится к оценочной. Тем самым, в соответствии с законом "Об оценочной деятельности" результат исследования должен быть оформлен в виде отчета об оценке, тогда как фактически речь идет об автотехнической экспертизе (это не относится только к экспертизе по ОСАГО). Решается эта ситуация следующим образом. Либо к проведению экспертизы (оценки) привлекается оценщик для оформления отчета (который несет ответственность фактически только за форму документа), либо эксперт-автотехник самостоятельно получает дополнительное оценочное образование и право подписи отчета. Последний вариант - наиболее предпочтительный.
Однако на практике часто происходит подмена понятий в пользу формального прочтения закона, и оценка ущерба автомобиля производится вообще без привлечения эксперта-автотехника. Отчет об оценке в этом случае соответствует только букве закона, а содержание такого отчета может иметь мало отношения к конкретному автомобилю и реальному ущербу. Качественные услуги по оценке ущерба автомобиля могу быть представлены только в случае их оказания профильным специалистом – экспертом-автотехником.
Все исследования в ЦЛСЭ "Первый эксперт" проводятся исключительно специалистами, имеющими высшее профильное образование ("Автомобили и автомобильное хозяйство", "Организация и безопасность дорожного движения"), а также регулярное повышение квалификации по основной специальности. Большинство экспертов имеют дополнительное оценочное образование и являются членами саморегулируемой организации оценщиков.
Вопросы
- Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля по устранению повреждений, полученных в результате ДТП (такого-то числа)?
- Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля по устранению повреждений, полученных в результате ДТП (такого-то числа) с учетом износа заменяемых деталей?
- Каков размер утраты товарной стоимости автомобиля в результате повреждения в ДТП (такого-то числа)?
- Какова стоимость автомобиля по состоянию на момент, предшествующий ДТП (такого-то числа)?
- Какова стоимость автомобиля в поврежденном состоянии (стоимость годных остатков)?
Время чтения: 6 минут
Расследование аварии призвано установить виновника. Однако не всегда лицо, признанное правонарушителем, согласно с выдвигаемым обвинением и готово компенсировать убытки. К тому же во время предварительного расследования сотрудники ГИБДД могут допустить ошибку и вынести несправедливое суждение, ведь для определения механизма происшествия нужно обладать специальной подготовкой. Автотехническая экспертиза при ДТП позволяет восстановить реальную картину аварии и оценить причиненный ущерб.
Цель проведения экспертизы
Все важные аспекты происшествия исследует сложная, многоступенчатая процедура, которой является автотехническая экспертиза при . Что устанавливает эксперт, проводящий процедуру расследования? Этот специалист отвечает на ряд вопросов, помогающих пролить свет на то, как развивались события во время столкновения.
В частности, он:
- Определяет возможные причины аварии, включая погодные условия, техническое состояние авто до происшествия и так далее.
- Оценивает актуальную стоимость поврежденного ТС.
- Устанавливает размер материального ущерба, причиненного владельцу ТС.
В некоторых ситуациях достаточно провести анализ одного лишь автомобиля, например, нюансы его производственных параметров или выявленные повреждения. В других же случаях однозначно трактовать события невозможно, поэтому существуют разные виды автотехнической экспертизы:
- Экспертиза обстоятельств происшествия.
- Оценка стоимости авто.
Автотехническая экспертиза является веским аргументом при решении споров в судебном порядке в следующих ситуациях:
- потерпевший оспаривает размер материальной компенсации вреда, назначенный страховой компанией;
- лицо, признанное виновным, не согласно, что авария произошла из-за его неправильных действий.
К помощи автоэкспертов можно прибегнуть не только после ДТП, но и в том случае, если нужно оценить качество ремонтных работ, выполненных сотрудниками СТО, или других действий, связанных с изменением конструкции автомобиля.
Цель автооценочной экспертизы состоит в определении рыночной стоимости поврежденного транспортного средства. Чтобы рассчитать текущую цену автомобиля, специалисту нужно ориентироваться в актуальных показателях по рынку аналогичных ТС данного года выпуска. Сопоставляя среднюю стоимость автомобиля на рынке и объем причиненного ущерба (количества и степени повреждения деталей), эксперт вычисляет стоимость машины.
Если в аварии побывал автомобиль, возраст которого не превышает 4–5 лет, специалист рассчитывает УТС - утрату товарной стоимости. Обычно ее размер составляет около 6% от рыночной цены авто на момент аварии.
Мероприятия при проведении экспертизы
Действия, которые предпринимает эксперт или команда специалистов, зависят от задач, поставленных перед ними. К примеру, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП касаются анализа дорожных условий, будут приняты меры по исследованию фрагмента дороги, на котором произошло столкновение. Эксперт проанализирует:
- состояние дорожного покрытия и размер повреждений (ям, ухабов, наплывов);
- правильность дорожной разметки;
- наличие дорожных знаков.
Каждый из этих факторов важен для безопасности участников движения. Если эксперт выявит нарушения, которые могли стать причиной столкновения, это повышает вероятность снятия обвинений с участника происшествия, признанного виновным.
Кроме того, вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП позволяют оценить, был ли автомобиль с технической точки зрения пригоден к эксплуатации. Эксперт проведет анализ всех неисправностей (узлов, деталей и агрегатов ТС) или даже выявит возможный производственный брак.
Экспертиза обстоятельств происшествия требует особого внимания, поскольку является наиболее масштабным и трудоемким исследованием. Специалист учтет все факторы, сопутствовавшие происшествию, и установит наличие связи между ними и нанесенными повреждениями. В частности, эксперт принимает во внимание:
- направление движения ТС;
- особенности погодных условий;
- физическое состояние водителей-участников аварии (или других участников происшествия, например, пострадавшего пешехода);
- следы, оставленные автомобилями;
- материалы дела, предоставленные ГИБДД ( , ).
Наряду с исследованием теории, эксперту может потребоваться проведение лабораторных анализов горюче-смазочных материалов, моделирование ситуации и ряд экспериментов.
Кто проводит исследования
Согласно нормам законодательства, проведение экспертизы может осуществить:
- Страховая компания. В течение 5 рабочих дней представитель страховщика обязан произвести тщательное исследование поврежденного автомобиля, выяснить обстоятельства дела и начислить причитающуюся компенсацию.
- Независимый эксперт. Нередко случается, что представитель страховой компании умалчивает некоторые повреждения, чтобы снизить размер выплаты. Если пострадавший полагает, что насчитанная сумма не покроет издержки на ремонт поврежденного ТС, он вправе организовать независимое расследование самостоятельно. Сотрудники независимого экспертного учреждения проанализируют техническое состояние машины, рассчитают стоимость ремонтных работ, оценят, насколько снизилась товарная стоимость после аварии, и ответят на целый спектр других вопросов. Независимую экспертизу можно провести даже после того, как авто было восстановлено. Для этого потребуются качественные фотографии автомобиля, сделанные до начала ремонтных работ. В случае если подобные материалы отсутствуют, расчет производится согласно информации, которая содержится в справке ГИБДД. В статье « » рассматриваются другие особенности проведения исследования.
- Суд. Цель судебного разбирательства - выяснить, кто ответственен за случившееся. Экспертиза зачастую проводится государственными учреждениями (научно-исследовательскими институтами судебных экспертиз и научно-исследовательскими экспертно-криминалистическими центрами). В чем состоит исследование, назначаемое судом или следователем, и за чей счет оно проводится, рассказывается в статье « ».
Поскольку стороны имеют право высказывать свое мнение по вопросам, требующим заключения эксперта, желательно заранее проконсультироваться со специалистом. Он поможет определить спектр задач, которые необходимо решить во время исследования. Представленную информацию суд может использовать для создания перечня вопросов и выбора независимого эксперта.
Что необходимо для проведения экспертизы
Только специалист может решить, какой именно вид исследования будет наиболее информативен для конкретной ситуации. От выбора типа экспертизы будет зависеть ее продолжительность и стоимость, а также сколько сотрудников потребуется для проведения процедуры.
Выбрав специалиста, пострадавший заключает договор с экспертной организацией на предоставление услуг. В документе прописывается перечень вопросов, требующих ответа, указываются цели, поставленные перед специалистом, фиксируется стоимость и сроки проведения исследования.
После подписания договора клиент должен вручить эксперту все доступные материалы и документы:
- удостоверение личности владельца ТС;
- подтверждение права собственности на ТС;
- , содержащая сведения об аварии;
- показания свидетелей (если таковые есть).
Эксперт может запросить и другие документы, которые помогут ему прийти к правильным выводам.
Ходатайство для суда
В большинстве случаев ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП позволяет представителям закона вынести объективное решение по делу, связанному с или признанию обвиняемого невиновным. Такая экспертиза может быть рекомендована по инициативе суда, если нужно уточнить детали, не освещенные в материалах дела.
Однако это не означает, что одна из сторон не может подать ходатайство о проведении автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП. Но в этом случае инициатору придется грамотно мотивировать ее необходимость. В тексте документа следует обозначить обстоятельства, на которые должно пролить свет данное расследование.
Сторона может и устно попросить суд о назначении экспертизы, но в случае отказа будет очень непросто доказать обоснованность своей просьбы. Следовательно, заявление лучше подать в письменной форме, составленное по утвержденному образцу.
В тексте ходатайства нужно перечислить вопросы к эксперту, также можно предложить определенного исполнителя и мотивировать свой выбор. В качестве приложений можно использовать лишь те доказательства, которые фигурировали в материалах дела.
ДТП любого масштаба сопровождается бесконечными походами по разным инстанциям, где за все приходится платить. Неудивительно, что при выборе независимого эксперта пострадавший старается сэкономить. Если в городе функционирует не одна экспертная организация, существует соблазн подобрать вариант подешевле. Это нецелесообразно, поскольку любые компетентные услуги стоят дорого, а стоимость исследования по решению суда все равно возмещается страховой компанией.
Выбирая компанию-исполнителя, следует обратить внимание на ее достижения в области экспертной деятельности, а также на количество экспертов, находящихся в штате, их образование, опыт работы.
В частности, можно спросить себя:
- Заслуживает ли доверия данное экспертное учреждение?
- Обладают ли сотрудники знаниями, необходимыми для проведения оценки технического состояния автомобиля?
- Компетентны ли эксперты в конструкции разных типов транспортных средств?
- Какой репутацией данное учреждение пользуется в городе?
Серьезные организации даже при первой встрече готовы предоставить обстоятельную предварительную консультацию, не требуя за нее оплату. Обещания «по ходу договориться» должны насторожить потенциального заказчика.
Стоимость и срок проведения
Сколько времени длится автотехническая экспертиза при ДТП? Сроки ее проведения не регламентируются законодательством, поэтому указать точное количество дней никто не сможет. Продолжительность анализа обусловлена:
- степенью сложности ситуации;
- объемом материалов дела;
- типом ТС;
- загруженностью экспертов.
Если исследование осуществляется в досудебном порядке, средние сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП - от 10 рабочих дней до 2 месяцев.
Если же процедура назначается решением суда, ее продолжительность указывается в судебном определении.
Количество поставленных вопросов, сложность повреждений и другие факторы влияют также на то, во сколько обойдется автотехническая экспертиза ДТП. Стоимость независимого исследования зависит и от региона его проведения. Например, цена экспертизы в Москве и МО стартует от 5000 рублей, в других регионах - от 3000 рублей. УТС обычно оплачивается дополнительно.
Цель проводимого исследования - получить выводы эксперта. Если автотехническая экспертиза была правильно организована и проведена, ее результаты могут оказаться самым эффективным способом установить истину.
Заключение эксперта, оформленное в письменном виде, состоит из трех частей, каждая из которых заключает в себе важную информацию.
Вводная часть содержит:
- сведения об эксперте;
- подтверждение, что ему была разъяснена ответственность за предоставление заведомо ложных сведений;
- формулировку исходных данных;
- перечень поставленных вопросов.
В исследовательской части воспроизводится ход аналитического исследования, инженерные расчеты и их обоснование. Эксперт перечисляет технологии и методики, которые применялись при проведении анализов и экспериментов. Обязательное требование - указать источники данных, на которые опирался специалист (справочники, ГОСТы, ТУ). Благодаря этой информации компетентные лица могут сопоставить исходные сведения, содержащиеся в судебном постановлении о назначении исследования, и данные, использовавшиеся специалистом во время экспертизы.
Заключительная часть содержит собственно выводы, то есть обстоятельные ответы на все вопросы, которые удалось получить на основании экспертизы.
Следует быть готовым к тому, что суд может вызвать специалиста, проводившего экспертизу, для получения разъяснений по заключению.
Автотехническая экспертиза – независимая автотехническая экспертиза и оценка: Видео
В ходе расследования ДТП необходимо установить меру вины каждого участника столкновения. Иногда автоавария наступает в ходе взаимодействия и влияния друг на друга различных факторов: погодных условий, технического состояния автомобиля и т.д.
Чтобы выделить все факторы, приведшие к аварии и оценить их влияние, нужно Что такое экспертиза ДТП, зачем она нужна?
Автотехнические экспертизы ДТП, или сокращенно АТЭ, – это исследование всех обстоятельств автоаварии, транспорта, участвующего в ней, а также других объектов и факторов, имеющих отношение к столкновению.
Она дает ответы на многие вопросы, касающиеся автоаварии. В том числе, позволяет определить причины ДТП, степень вины каждого участника и размер материального ущерба, причиненного в результате столкновения.
Если в автоаварии люди получили ранения либо погибли, то для определения меры ответственности каждого автомобилиста обязательно назначается автотехническая экспертиза.
Характеристика автотехнической экспертизы.
Следует знать, что АТЭ ДТП, включает в себя ряд исследований, позволяющих выявить обстоятельства аварии, чтобы дать им всестороннюю оценку, а также определить виновного и меру его ответственности.
Для решения такого широкого диапазона заданий эксперту придется исследовать различные предметы.
Даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить, как проводятся все виды исследований.
Поэтому, экспертизы разделены на виды в зависимости от объекта изучения. Эксперты специализируются на конкретных видах экспертиз и хорошо знают, как проводится то или иное исследование.
Например, транспортная экспертиза проводится на месте столкновения. Она позволяет установить обстоятельства происшествия, в частности, как двигался автотранспорт всех участников аварии до момента столкновения, и какие повреждения, из имеющихся после ДТП, имеют отношение к конкретному инциденту.
Кем назначается?
Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы.
АТЭ – это судебная экспертиза по ДТП, но она выполняется как во время судебного рассмотрения дел, так на стадии следствия.
Чтобы проводилось такое исследование, необходима инициатива судьёй, сотрудников следствия либо органов дознания. Её могут назначить на основании ходатайства участников автоаварии или заинтересованных людей.
Судьи назначают экспертное исследование, когда в ходе судебного разбирательства свидетели дают противоречивые показания, путаются в обстоятельствах дела, а собранная доказательная база не позволяет определить, кто виноват в аварии.
Органы следствия и дознания инициируют экспертизу для установления всех обстоятельств и факторов, спровоцировавших опасную ситуацию на автодороге.
Автомобилисты, ставшие участниками ДТП, просят назначить экспертизу, когда несогласные с выдвинутыми им обвинениями.
Эксперту нужно будет дать ответы на вопросы, касающиеся технических характеристик автодороги и действий автомобилиста.
Мнение эксперта
Наталья Алексеевна
С этой целью они изучат по фотографиям место столкновения и проанализируют повреждения, полученные транспортом всех участников ДТП. На основании полученной информации они смогут составить точную картину происшествия и определить виновную сторону.
Виды экспертиз, назначаемых после ДТП
Автотехническая экспертиза в зависимости от объекта ДТП, который изучается, подразделяется на несколько видов.
Мы коротко остановимся на каждом из них.
Экспертиза обстоятельств автоаварии
Эксперт очень внимательно изучает сложившуюся перед столкновением автотранспорта дорожную ситуацию, чтобы определить степень вины всех участников происшествия. Для этого он устанавливает реальное техническое состояние машин и скорости движения обоих автомобилей на момент столкновения.
На основании обозначенной информации эксперт определяет причины возникновения опасной ситуации на автодороге и удаленность машин во время неё. Также моделируются возможные сценарии дорожных происшествий с учетом действия и бездействия автомобилистов. Таким образом, эксперт даст ответ на вопрос: была ли у водителей возможность избежать ДТП.
Исследование технического состояния автотранспорта
Проводится экспертиза каждого автомобиля, принимавшего участие в ДТП, на предмет наличия неисправностей. По всем выявленным поломкам и дефектам эксперт делает заключение – были ли они до аварии или появились вследствие столкновения. Исследуется работоспособность коробки передач и других элементов авто.
Транспортно-трасологическое исследование
Изучаются все следы, имеющие отношение к автоаварии. По ним эксперт сможет смоделировать движение автотранспорта перед столкновением, его расположение на дороге.
Эксперт не выезжает на место автоаварии.
Все материалы для исследования ему предоставляет заказчик. Поэтому, участникам дорожного происшествия всегда необходимо делать максимальное количество фотографий, стараясь запечатлеть все, что имеет отношение к аварии.
Важный момент, который нужно знать всем автолюбителям: трасологическая разновидность исследования при автотехнической экспертизе проводится исключительно по материалам фото и видеосъёмки.
Автотовароведческая экспертиза
В результате такой автоэкспертизы проводят оценку стоимости автомобиля после ДТП либо её годных остатков. Она помогает определить размер причиненного во время аварии материального ущерба автотранспорту.
На основании экспертного заключения определяется сумма компенсации по полису обязательной автостраховки, которую получит потерпевшая сторона.
Инженерно-психологическое обследование
После автоаварии исследуют не только транспорт, но состояние водителей. Специалисты проводят экспертизу, позволяющую определить состояние психики на момент дорожного происшествия и после него.
По результатам исследования эксперт сделает следующее заключение: была ли у автолюбителя возможность предотвратить столкновение, которой он по определенной причине не воспользовался. При положительном ответе эксперта, автолюбителя в ходе судебного процесса признают виновным. Судья, в зависимости от степени тяжести автоаварии, назначат водителю срок лишения свободы.
При сложных авариях кроме всех видов АТЭ могут понадобиться дополнительные исследования, проводимые криминалистами.
Разновидности экспертиз
Виды проводимых экспертиз.
Чтобы расследовать сложные автоаварии, знаний и опыта одного эксперта может быть недостаточно. Поэтому можно заказать комиссионную экспертизу.
Она предусматривает формирование комиссии, состоящей из нескольких человек, имеющих одинаковую специализацию.
На поставленные вопросы эксперты дают совместные ответы, и принимают общий вывод.
Если у кого-то мнение кардинально отличается от остальных, то он даёт свой отдельный ответ, о чем обязательно делается запись.
При формировании команды из экспертов, специализирующихся на разных исследованиях говорят о проведении комплексной экспертизы.
Когда после ознакомления с заключением поведенной АТЭ остались вопросы, то заказывают дополнительное исследование с новым списком вопросов. При необходимости перепроверить выводы, полученные после первой экспертизы, заказывают повторное исследование у экспертов, не выполняющих первый заказ.
Порядок проведения АТЭ
Полная автотехническая экспертиза, назначается после ДТП с тяжелыми последствиями: нанесен вред здоровью потерпевших участников аварии или наступил летальный исход. Страховщики заказывают в основном только автотовароведческую экспертизу, чтобы определить, на какую сумму причинен материальный вред машине потерпевшего автомобилиста.
Его должна компенсировать страховая компания виновного в аварии водителя, но только в пределах лимита, установленного законом об ОСАГО. Если этих средств будет мало, то недостающую сумму личными деньгами компенсирует автомобилист, спровоцировавший столкновение.
Порядок назначения и проведения АТЭ при административных, уголовных и арбитражных судебных процессах практически одинаковый. Существует только некоторое отличие в терминологии и процессуальных особенностях. Как мы уже писали, инициировать АТЭ может следователь, сотрудник органа дознания, судья, виновный либо потерпевший водитель, а также их адвокаты.
Им необходимо подать ходатайство, иначе АТЭ не будет иметь законной силы. На стадии досудебного разбирательства они подают ходатайство специалисту, ведущему дело. Во время судебного процесса документ подается на судебном заседании, но только до завершения стадии исследования доказательств.
Апелляционный суд принимает ходатайство только по уважительной причине – судом первой инстанции была отклонена эта просьба. Количество ходатайств, подаваемых одним человеком, законом не ограничено.
Как правильно составить ходатайство?
Как написать ходатайство о назначении судебной экспертизы?
Ходатайство пишут в свободной форме, но документ должен обязательно иметь три части: вводную, описательную и резолютивную.
Вводная часть содержит реквизиты суда и данные сторон дела. В описательной части указываются основания для проведения АТЭ и заказанные виды экспертиз.
Перечисляется список вопросов, на которые экспертам надо найти ответ. В последней части документа указывается желаемый эксперт и список предметов, передаваемых ему для исследования.
Все вопросы, на которые должен ответить эксперт:
- Рассматривающие технические характеристики автотранспорта.
Ему необходимо оценить техническое состояние авто до и после ДТП. Нужно определить скорость движения и другие характеристики машинки на момент автоаварии. - Анализирующие действия автомобилиста.
Эксперт оценивает последовательность и правильность действий водителя, попавшего в аварийную ситуацию. Он определяет, нарушал ли водитель ПДД, и мог ли он избежать столкновения. - Перечень вспомогательных вопросов.
Эксперт изучает состояние автодороги и погодные условия на момент аварии.
Таким образом, эксперт определяет все неисправности автомобиля, выясняет причину их появления и дает заключение, могли ли они спровоцировать ДТП либо на него повлияло состояние дороги, погодные условия и другие факторы. Также он определяет необходимый объём ремонтных работ для полного восстановления машины.
Назначение АТЭ
Ходатайство об отводе эксперта.
Следователь или судья, рассмотрев полученное ходатайство, и приняв по нему положительное решение, выносит Определение или Постановление о назначении АТЭ.
В документе он должен указать на основания проведения автотехнической экспертизы, установить исполнителя, перечислить вопросы для него, и обозначить список исследуемых материалов.
Они имеют право ходатайствовать об отводе эксперта, о включении в перечень вопросов дополнительных вопросов, о назначении новых исследований.
Также они могут присутствовать при выполнении экспертиз и знакомиться с экспертными заключениями. Свидетель по делу о ДТП имеет право ознакомиться с заключением по экспертизе, касающейся только его.
С Постановлением должны быть ознакомлены все стороны судебного процесса.
Если одна из сторон автоаварии не предоставляет эксперту материалы, обозначенные в Постановление, то она мешает проведению исследования. В таком случае, суд может принять решение не в пользу уклоняющегося от АТЭ автолюбителя, без проведения самого исследования.
Требования к экспертам и срокам исследования
Автотехническая экспертиза при ДТП может проводиться экспертной организацией или частным экспертом. Они должны иметь лицензию от Минюста, позволяющую заниматься таким видом деятельности и персональный идентификатор. Эксперт должен всегда занимать нейтральную позицию.
Сроки проведения АТЭ не регламентируются никакими нормативными документами. Её продолжительность зависит от следующих факторов:
- количеством материалов передаваемых на экспертизу;
- типа автотранспорта;
- степенью сложности полученных при ДТП повреждений.
Еще один важный момент длительности исследования – загруженность эксперта. Комплексная экспертиза в среднем выполняется за 2-3 дня.
Что собой представляет заключение эксперта?
В заключение эксперта указывают.
Результаты проведенного исследования эксперт оформляет в виде специального документа, который называется Заключение по АТЭ.
Это официальный документ, имеющий три обязательные части:
- Вводная часть заключения начинается с того, что указывается название экспертной организации и данные эксперта, который проводил исследования, а также перечисляются виды выполненных экспертиз.
Затем подается перечень вопросов, которые устанавливает ходатайство. Причем, в обоих документах должна быть одинаковая формулировка, без любых изменений. - Основная часть.
В ней эксперт перечисляет, какой автотранспорт, и материалы были переданы для проведения исследований. Коротко излагает обстоятельства дела. Обязательно указываются данные людей, присутствующих во время экспертизы. Он перечисляет нормативные документы, на основании которых проводились экспертиза. Затем описывается комплекс проведенных исследований, подаются все чертежи, схемы, фототаблицы и используемые методики. - Заключительная часть.
Эксперт дает развернутые ответы на все поставленные заказчиком в ходатайстве вопросы, а также делает аргументированный вывод о повреждениях автотранспорта, во время автоаварии.
Документ подписывается экспертом, который выполнил исследование, и заверяется печатью экспертной организации. Судья может вызвать эксперта непосредственно на судебное заседание, чтобы тот дал разъяснения по своему заключению.
Итог
Правильно организованная и проведенная автотехническая экспертиза позволяет максимально точно оценить обстоятельства и причины, которые привели к ДТП, и объективно определить виновного водителя. Без исследования не всегда удается это сделать правильно. Допущенная ошибка может существенно повлиять на судьбу человека.
Также проведенное исследование позволяет оценить реальный размер вреда, причиненного транспорту, что даст возможность получить компенсацию, в размере достаточном для полного его восстановления. Удачи на дорогах!