Какие изменения в регламенте гибдд г. Новый административный регламент: разъяснения гибдд
Сегодня, 20 октября 2017 года, вступил в действие новый административный регламент ГИБДД 2017. Вокруг него ходило много слухов и мифов. Какие-то из них были воплощены в реальность, а какие-то так и остались слухами. Давайте вместе разберёмся — какие появились изменения в регламенте ГИБДД с 20 октября.
Скачать полный текст нового регламента ГИБДД от 20.10.2017 можно здесь — ссылка .
Съемка инспектора на видео-камеру и телефон
Эта тема была самой обсуждаемой в РУНЕТЕ. Дело в том, что в новом регламенте 2017 года исключили норму, запрещающую полицейским ДПС не препятствовать использованию участниками дорожного движения фотокамер, видеокамер и звукозаписывающей аппаратуры. Сразу поднялся гвалт, что теперь будет запрещено снимать инспекторов. Дескать, если полицейский потребует его не снимать и гражданин откажется — его можно взять под стражу, инкриминировав неподчинение требованиям сотрудника полиции — статья 19 часть 3 КоАП РФ.
На самом деле всё просто. Снимать по прежнему не только можно, но и нужно!!! А исключение пункта из регламента ГИБДД объяснили тем, что норма избыточна, то есть уже есть разрешение снимать разговор с полицейским в текущей редакции закона «О полиции». Каждый гражданин по Конституции имеет право свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом.
Самое главное — не боятся и руководствоваться статьёй 8 закона «О Полиции», если недобросоветстные сотрудники пытаются Вас запретить съёмку.
Засада ДПС
Как сказано в новом регламенте, патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети. Это совсем не значит, что патрули ГИБДД могут устраивать засады, пряча машину в кустах на абсолютно ровном участке дороги. Автомобиль ДПС по прежнему должен быть четко и ясно виден участникам дорожного движения. Этот пункт регламента сделан для устранения пробелов в законодательстве. Просто если это требование исполнить нельзя в силу особенностей местности или рельефа дороги, то инспектор может поставить машину исходя из соображений безопасности. Кстати, составлять административный протокол о правонарушении, передвигаясь на машине, не имеющей цветографической схемы, гаишники тоже не смогут.
Проверка документов
Лишение сотрудников ГИБДД возможности проверки документов у водителей вне стационарных постов в прошлой редакции документа руководство ГИБДД признало своей ошибкой. Решение было принято без учета географии страны и транспортной логистики. Теперь это допущение исправлено. Кстати, теперь проверить документы могут ещё и у пассажиров.
Хотя по сути, для водителей ничего не меняется. Несмотря на то, что до 20 октября формально сотрудник ДПС не мог останавливать авто вне стационарного поста для проверки проверить документов не имея на это конкретной причины, он всегда мож оправдаться одной из допустимых причин — проводимые спецмероприятия, ориентировки, собственное подозрение и т. д.
В ведомстве отметили, что данный шаг направлен в первую очередь против тех категорий водителей, кто начинает разговор с инспектором со скандала и требований объяснить остановку, при этом не принимая во внимания никакие приводимые им причины.
Пьяный или трезвый
Ещё одна норма регламента 2017 года дает инспекторам право требовать от водителя выйти из автомобиля. Правда, для этого у него должны присутствовать признаки опьянения или болезненное состояние. К тому же, гаишник теперь может предложить водителю сесть в патрульный автомобиль. А вот делать это водитель он не обязан.
Согласно новому нормативу, если гражданина забрали в медцентр для экспертизы и по её результатам водитель признан трезвым, то экипажу придется отвезти его обратно к его автомобилю.
Права на цепочке
Согласно регламенту ГИБДД 2017 года, водитель обязан передать документы для проверки без каких-либо «удерживающих устройств». Теперь популярные у блоггеров цепочки, которые мелькали в роликах несколько лет назад, в России вне закона.
Вежливость на трассе
С 20 октября новый регламент ГИБДД наконец-таки запретил гаишникам делать неправомерные обвинения водителей, направленных на дискримининацию их по полу, возрасту, национальности, языку, гражданству, расе, социальному, имущественному, семейному положению, политическим и религиозным предпочтениям, а так же другим подобным любым признакам. Инспектору запрещены проявления грубости, пренебрежительный тон, оскорбительные выражения и реплики. Провокация граждан на скандал тоже запрещена! Если инспектор видит, что водитель находится в состоянии сильного нервного возбуждения, то он обязан дать ему время успокоиться, а уже затем продолжить общение с ним.
Пожаловаться на действие инспектора можно, позвонив в дежурную часть ГИБДД, где Вам обязаны дать овтет — правомерна ли работа экипажа ДПС на данном участке дорги или нет.
Сотрудникам ГИБДД вменили в обязанность помогать помогать детям и инвалидам переходить дорогу.
Помощь на дороге
С 2017 года инспекторы дорожного движения должны помогать водителям в организации транспортировкуи автомобиля при его поломке, а так же содействовать в охране имущества поврежденной машины.
Работа нарядов ДПС будет направлена на наблюдение за дорожной ситуацией в местах наибольшей аварийности и потенциально опасных участках.
Временные знаки
Теперь из документа пропал имевшийся ранее запрет на установку камер видеофиксации в зоне действия временных знаков. Этот момент нового регамента ГИБДД эксперты считают наиболее противоречивым и способным породить немало проблем. Теперь водитель может получить штраф даже в том случае, если временный знак был установлен с нарушениями либо упал или даже улетел из-за сильного ветра. Если у сотрудника инспекции есть соответствующая бумага об установке знака от подрядной организации, ремонтирующей участок дороги, то доказывать, что знака не стояло придется оштрафованному водителю. Единственное, что может сыграть в его пользу — это запись с видеорегистратора.
Отмена справок о ДТП
Ещё одна огромная пока ложка дёгтя в новом регламенте ДПС 2017 года для автовладельцев заключается в том, что с 20 октября ГИБДД не будет выдавать справки о ДТП участникам аварий. Вместо этого им будут выданы только копии протоколов и постановлений. В то же время, согласно Положению ЦБ №431-П от 19 сентября 2014 года, страховые компании для выплаты возмещения по ОСАГО, КАСКО и т.п. должны требовать с пострадавших автовладельцев среди прочего ещё и эти самые справки. Соответственно, если справки нет, то в выплате пострадавшему могут и отказать. Все в курсе этой ситуации — и чиновники Центробанка, и страховщики. Но отменять постановление никто не торопится. Так что, эксперты предвидят кучу прецедентов, связанных с отказом в выплате страховки.
Приказом МВД № 664 утвержден . Еще в процессе обсуждения проекта документ вызвал массу споров. Давайте посмотрим, что теперь ожидает автомобилистов.
Необходимость принять новое положение назрела давно - слишком много в последнее время было внесено , Закон об ОСАГО и в другие нормативные документы, касающиеся дорожного движения. Латать прежний регламент уже не было смысла.
Справка о ДТП и европротокол
После аварии нам не будут выдавать справки о ДТП - те самые, которые пострадавшие предоставляют в страховые компании для получения . Но это вовсе не означает, что инспекторы не будут оформлять сами ДТП. В пункте 31 нового регламента прямо указано, что сотрудники ДПС выезжают на место аварии и оформляют необходимые документы.
Ждать инспектора не стоит, если аварию можно оформить по европротоколу. В этом случае водители заполняют извещение о ДТП самостоятельно. Что касается аварий, которые нельзя оформить самостоятельно, нужно знать следующее. Инспектор по-прежнему будет составлять схему аварии, оформлять протокол по административному нарушению, выписывать постановление виновнику. Копии постановления и протокола при этом вручаются пострадавшему по его требованию. И именно эти документы нужно направить в страховую компанию для получения выплаты.
Если в ближайшее время ЦБ не внесет поправки в Правила ОСАГО, то у пострадавших могут возникнуть проблемы. Ведь здесь прописана обязанность автовладельцев помимо прочих документов предоставить справку о ДТП. Хотя, по сути, вся информация, которая указывается в справке, - это дублирование сведений из протокола, постановления или определения по административному делу. Но формально отсутствие справки о ДТП может послужить причиной отказа в получении страховки.
Где могут размещать стационарные камеры фотофиксации?
Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание. Речь идет о работе . Напомню, что раньше камеры нельзя было размещать в зоне действия временных дорожных знаков. Ведь как у нас часто бывает? Начали дорожники ремонт, поставили знаки, ограничивающие скорость. Ремонт закончили, а знаки остались. И все к этому привыкли и смирились. Водители не сбрасывают в таких местах скорость, инспекторы их не наказывают (в том числе и с помощью камер).
|
Уж не знаю, чем руководствовались в МВД, убирая из регламента подобный запрет. Может быть, дорожники пообещали, что не будут больше забывать свои знаки, а, может, наоборот. Все понимают, что многолетняя привычка водителей не обращать внимание на эти знаки поможет серьезно пополнить госбюджет, а коммерсантам с автоматическими камерами - подзаработать. В общем теперь водителям нужно быть аккуратными и внимательными: отныне мобильные комплексы могут легально устанавливать и в зоне проведения ремонтных работ.
Где инспектор может остановить водителя?
Остальные «страшные» моменты, появившиеся в документе, новыми серьезными последствиями нам не грозят. Так, в регламенте больше нет фразы, что останавливать водителя для проверки документов можно только на стационарных постах.
То есть останавливать нас теперь могут везде. Но тут нужно понимать, что и раньше у инспектора ДПС было большое число оснований, чтобы выцепить вас из потока. И все эти основания продублированы в новом документе. Перечислены они в четырнадцати пунктах (84.1–84.14). Так что тут сильно-то ничего не поменялось. Как говорится, было бы желание, а причину остановки инспектор всегда найдет.
Можно ли снимать на видео инспектора ДПС?
Многие, ознакомившись с регламентом, сделали ошибочный вывод, что теперь нельзя снимать на видео работу инспектора ДПС. Это не так. Да, в регламенте исключили положение, по которому инспектор не имел права препятствовать ведению видеозаписи. Но при этом в документе указано, что принят он в соответствии с действующим законодательством. А раз так, то запретить нам вести съемку можно в сильно ограниченных случаях (антитеррористические мероприятия, режимные объекты). Причем при запрете инспектор обязан сослаться на конкретный нормативный акт. Поэтому и тут никаких проблем я не вижу. Конечно, если инспекторы ДПС на местах будут руководствоваться законом и здравым смыслом.
В общем, как я уже отмечал, изменения были вызваны необходимостью привести основной документ Госавтоинспекции в соответствие с новым законодательством и современными реалиями. В регламенте учли и новые технические возможности слежения за дорожным движением. Ведь теперь никого не удивить следящими за водителями дронами. Кроме того, в МВД решили, что дублировать все права и обязанности участников дорожного движения в регламенте нет смысла, ведь они прописаны в других нормативных актах.
Еще ряд изменений носят уточняющий характер и направлены на сокращение числа споров на дороге. К примеру, убрали возможность изъятия водительских прав и снятия номеров. Такие действия давно канули в Лету. Отдельно прописали и то, что документы водитель обязан передавать без удерживающих устройств. Купили полис ОСАГО ? Теперь обычная распечатка подойдет для инспектора.
Если исходить из утверждения, что все участники дорожного движения и сотрудники Госавтоинспекции законопослушные, то злоупотреблений и перегибов быть не должно. Хотя, если честно, я в этом сильно сомневаюсь. Ведь так уж устроено наше общество, что суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения, а и обязанностей мы принимаем как должное.
20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.
Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.
1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД
Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.
Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:
- Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
- Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
- Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
- Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились - для этого необходимы перечисленные основания.
2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений
Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.
Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.
При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.
3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС
Сразу скажем, что снимать инспектора на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.
Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ - Конституцией, так и иными федеральными законами.
часть 4 статьи 29 Конституции РФ:
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
часть 2 статьи 8 Федерального закона "О полиции":
Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.
4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).
Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.
5. Прекращение выдачи справок о ДТП
Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:
- решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
- протокол об административном правонарушении;
- постановление по делу об административном правонарушении;
Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.
В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.
86309 7
20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД МВД Российской Федерации, отменяя действие , предусмотренного Приказом № 185 от 02 марта 2009 года.
Зачем регламент ГИБДД в 2017 году меняют на новый?
Действующий до указанной даты административный регламент ГИБДД был утвержден за три года до реформы МВД и писался под старые законы, приказы и инструкции.
Да, в него вносились поправки и изменения, но настал момент, когда без фундаментального пересмотра взаимоотношений сотрудников ДПС и ГИБДД с участниками дорожного движения уже было не обойтись. Несоответствия старого документа с современными реалиями стали все больше вызывать недовольство обеих сторон.
Видео — комментарии сотрудников МВД по новому административному регламенту ГИБДД от 20 октября 2017 года:
Нет смысла много говорить об устаревшем и утратившем силу документе, давайте посмотрим, с чем нам предстоит теперь жить и как себя вести.
Кто имеет право осуществлять надзор на дорогах
Согласно нового административного регламента ГИБДД 2017 года следить за порядком на дорогах обязаны сотрудники Госавтоинспекции, участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции, в рамках предоставленных им полномочий. Данная норма давно прописана в ряде законодательных актов, например, в законе «О полиции», что вступало в противоречие с прежней редакцией регламента.
ВАЖНО . При исполнении своих обязанностей сотрудник должен находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак (п. 34 Регламента).
То есть, не смотря на существенное расширение списка лиц, потенциально способных следить за порядком на дорогах, введено жесткое требование о форменной одежде.
Согласитесь, не совсем верно, когда тот же участковый уполномоченный, в форме и при исполнении служебных обязанностей, видя пьяного садящегося за руль, не имеет возможности пресечь его противоправные действия. Вынужден вызывать наряд ДПС, а что успеет натворить указанный гражданин до приезда госавтоинспекторов?
Права и обязанности сотрудников МВД, осуществляющих федеральный государственный надзор
Рассказывать о том, что полицейский имеет право останавливать, проверять документы и тому подобное нет смысла, стоит отметить ряд прав, которые могут вызвать по незнанию, вопросы участников дорожного движения.
Права сотрудников
Беспрепятственно пользоваться в служебных целях, в случаях не терпящих отлагательства средствами связи негосударственных предприятий, учреждений, организаций и ГРАЖДАН. Вопрос о возмещении затрат в регламенте не указан. Потребовал у вас сотрудник телефон, предоставьте. Вряд ли сотрудники станут злоупотреблять данным правом.
Так же сотрудник имеет право, при тех же обстоятельствах, воспользоваться транспортным средством граждан. А вот тут, прямо предусмотрено материальное возмещение расходов и возможного ущерба, понесенного владельцем автомобиля.
ВАЖНО . В данном случае простого требования недостаточно, сотрудник обязан разъяснить цель использования, указать маршрут движения (за исключением преследования правонарушителя), предупредить об ответственности владельца автомобиля в случае отказа выполнить указанное требование.
При этом сотрудник выдает справку или делает отметку в путевом листе, указывая продолжительность поездки, пройденного расстояния, свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения, наименование строевого подразделения Госавтоинспекции.
Обязанности сотрудников
Особую заботу об участниках дорожного движения видно в обязанности полицейского «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения и место ДТП». Это не может не радовать, но вот смогут ли сотрудники в современных условиях в полной мере выполнять данную обязанность? Ожидание наряда ДПС в случае дорожно-транспортного происшествия растягивается на часы и чаще всего не по вине инспекторов.
Права и обязанности водителей (лиц, в отношении которых осуществляется государственный надзор)
С правами и обязанностями сотрудников разобрались, а на что же может рассчитывать водитель и другой участник дорожного движения?
Права
Новый регламент ГИБДД 2017 г. не предлагает ничего нового, все права прописаны в целом ряде Законов, начиная с Конституции РФ и заканчивая Уголовным и Административным кодексами. Упомянем лишь некоторые из них.
Видео — о плюсах и минусах нового административного регламента ГИБДД 2017 года для водителей:
Разумеется, это право обжаловать, как действия, так и бездействия полицейских – вышестоящему руководству, прокурору и суд.
Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Проще говоря, это дословная цитата статьи 51 Конституции РФ, если решили воспользоваться данным правом, в объяснении так и укажите.
ВАЖНО . Отказ от дачи показаний не является доказательством вины и никак не влияет на результат рассмотрения дела по существу.
Можно давать показания на родном языке или языке, которым владеете и пользоваться бесплатной помощью переводчика.
И наконец, использовать фото-, видео и аудиозаписывающую аппаратуру не запрещено. Именно такие разъяснения дает зам. министра МВД России А.В. Горовой:
Видео — гражданам по-прежнему разрешено снимать инспекторов ГИБДД:
Обязанности
Авторы нового административного регламента ГИБДД 2017 года, не мудрствуя лукаво, вменили в обязанность участникам дорожного движения соблюдать правила дорожного движения, подчиняться распоряжениям разметки, знаков, светофоров и регулировщиков.
Неприятная неожиданность
Новый регламент содержит исчерпывающий перечень административных процедур, проще говоря, чем должны заниматься сотрудники ГИБДД. Ничего необычного, тут и надзор за дорожным движением, остановка транспортного средства и пешехода, проверка документов и сверка номеров.
ВНИМАНИЕ. И на закуску – проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства (абзац 4 п. 31 Регламента).
Много лет назад, в целях борьбы со злоупотреблениями инспекторам запретили проверять техническое состояние автомобиля в случае, если пройден технический осмотр.
Теперь же, передав функцию техосмотра частным автосервисам, руководство ГИБДД решило вернуть указанное право инспекторам на дороге. Данное решение многим покажется спорным, однако это устраняет ряд спорных моментов.
Во что это выльется на практике покажет время.
Права и обязанности обеих сторон — это хорошо, но как это должно выглядеть на дороге?
Общие требования к исполнению административных процедур (действий)
Из общих требований следует отметить, тот факт, что новый регламент ГИБДД 2017 года приведен к действующим нормам Закона «О полиции», в котором сказано, что оформление административного правонарушения осуществляется на месте , если позволяют погодные условия или нет иных оснований для задержания и доставления.
Проще говоря, сотрудник не должен по надуманным причинам требовать от правонарушителя следовать в помещения территориальных или строевых подразделений, а составить протокол или вынести постановление на месте.
И тут была проблема с интерпретацией этого самого «на месте». Как правило, инспектор просил выйти из автомобиля и проследовать с ним в служебный транспорт или в помещение стационарного поста. Водитель же требовал составить протокол около своего автомобиля, не желая его покидать.
И оба участника диалога были по своему правы. Первый в силу того, что действующий регламент, а равно инструкции и постановления требуют зачастую составление не одного документа, а нескольких, так еще и погодные условия нашей Родины не позволяют, зачастую, этого сделать чисто физически. А второй просто пользовался правами, предоставленными ему пробелами в ведомственном законодательстве.
В рассматриваемом регламенте четко прописана возможность составления протокола в служебном автомобиле или в помещении стационарного поста ДПС (п.37 Регламента).
Следовательно, нежелание проследовать с инспектором ГИБДД в служебный автомобиль, может быть расценено как невыполнение законных требований должностного лица, а это уже часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ, штраф до одной тысячи рублей, а возможно и административный арест до 15 суток.
Взаимоотношения сотрудников ГИБДД с водителями
По сути требования к сотруднику, остановившему участника дорожного движения статичны и не меняются от регламента к регламенту. Сотрудник представляется, разъясняет причину и цель обращения, предъявляет по требованию служебное удостоверение, не выпуская его из рук, разъясняет порядок обжалования своих действий.
Пункт 46 нового административного регламента ГИБДД 2017 года сводит общение инспектора ГИБДД с обратившемся к нему гражданам (если речь не идет о сообщении о преступлении или правонарушении) к разъяснению специфики проезда или уточнению маршрута следования, в том числе к больницам, подразделениям ГИБДД и отделам полиции. По всем остальным вопросам, сотрудник может лишь предоставить телефон дежурной части или адрес строевого подразделения.
Так же сотруднику предписано при проверке документов граждан относиться к ним аккуратно, не делая каких-либо пометок в неположенных местах (п.53 Регламента).
ВАЖНО . Сотрудник Госавтоинспекции принимает документы без обложек и удерживающих устройств (абзац 2 п.53).
Опять спрятались, не имеют права!.. Или имеют?
Извечный спор водителей и инспекторов ГИБДД – расположение служебного автомобиля.
Авторы регламента умудрились в одном пункте запретить скрывать служебный автомобиль, четко указав, что он должен быть виден участникам дорожного движения для своевременного пресечения (отказа) правонарушения, и тут же дали право прятать указанное транспортное средство за рельефом местности, поворотами дороги и элементами обустройства улично-дорожной сети, в случае надзора на аварийно опасных участках и при осуществлении надзора с помощью технических средств (п.63 Регламента).
С учетом, что участок дороги признается аварийно опасным самими органами Госавтоинспекции по целому ряду оснований (частые ДТП или единичные, но повлекшие гибель людей) спорить с инспектором ГИБДД о месте расположения служебного автомобиля становится бессмысленно.
Хотя в этом же пункте предусмотрена дисциплинарная ответственность сотрудника создавшего помехи для распознавания служебного автомобиля. Как говорится – и нашим, и вашим. 😉
Выезд на место дорожно-транспортного происшествия
Уже упоминалось, что сотрудник ГИБДД обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, однако, новый административный регламент четко прописывает действия инспектора в данной ситуации. А именно приступить к разбирательству он может только по указанию дежурного (п.266 Регламента).
Поэтому не следует требовать от инспектора ГИБДД, ставшего свидетелем ДТП, немедленно начать его оформление. Прежде всего он обязан сообщить о произошедшем в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел и в дальнейшем действовать согласно полученных указаний, а они не всегда соответствуют желаниям участников происшествия (п.267).
Кроме того, текст нового регламента ГИБДД 2017 года дает право сотрудникам вообще не выезжать на место, в том случае если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали только транспортные средства, застрахованные в установленном порядке, и участники происшествия не имеют разногласий в произошедшем. В подобной ситуации сотрудник разъясняет порядок оформления соответствующих документов и действия участников ДТП (п.284).
Следует обратить внимание, что новый административный регламент не несет в себе ссылки на сумму ущерба при подобном оформлении, которая в настоящий момент не должна превышать пятьдесят тысяч рублей. Как поступать автовладельцам при более значимом ущербе в случае отказа выезжать со стороны ГИБДД непонятно.
20 ноября вступает в силу новая редакция документа, который описывает права и обязанности сотрудника ГИБДД — административного регламента (приказ МВД РФ № 664). Как он повлияет на отношения инспекторов и водителей?
На злобу дня
Смысл новой редакции понятен: привести регламент в соответствие с реалиями. Например, в нем появилось вполне логичное требование организовать доставку водителя из медцентра до автомобиля, если во время медосвидетельствования не подтвердилось состояние опьянения.
Этический вопрос
Многие мелкие изменения относятся к этике инспектора: ему запрещено дискриминировать водителей по любому признаку, включая расовый, высказываться неуважительно, провоцировать противоправные действия. Зато исчез запрет на курение — последнее, правда, сделано не потому, что курить разрешили, а чтобы не дублировать требование, которое прописано в Кодексе этики госслужащих.
Несъемный инспектор
Но исчезло, например, и прямое разрешение снимать инспектора, которое в прежнем регламенте было прописано четко: сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. Исключением были случаи, когда съемка запрещена законом.
Такое изменение многие трактовали, как запрет снимать инспектора. Это не так: право снимать инспектора есть у водителя согласно Конституции РФ (п. 4, ст. 29), а также не противоречит закону об «Информации…» и другим нормативным актам, поэтому де-факто из регламента просто убрали избыточную фразу. А значит, угрозы инспекторов применить арест за невыполнение требования прекратить съемку по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ незаконны, кроме исключительных ситуаций (государственная тайна).
Вместе с тем, растиражированный СМИ якобы запрет на съемку инспектора может сыграть злую шутку: опрошенные нами правозащитники сошлись во мнении, что рядовые инспекторы не читают регламент сами, а ориентируются на общий информационный фон. И отсутствие прямого запрета не препятствовать съемке будет трактовано ими по-своему.
Причина остановки
Прежний регламент вызывал большое количество споров о том, имеет ли инспектор право останавливать автомобиль вне стационарных постов «просто так». Под этим в основном подразумевалась остановка с целью лишь проверить документы, и прежний регламент этого не допускал. Точнее, он допускал остановку при выявлении признаков нарушения, скажем, если инспектор заподозрил избыточную тонировку стекол. Но исключительно ради проверки документов тормозить случайную машину вне поста было нельзя.
В новом регламенте такая возможность прописана, но тонкость в том, что для проверки документов все равно нужны основания, причем те же самые. Если не усложнять, причин для остановки может быть три: все те же выявленные инспектором признаки нарушения, наличие ориентировки или проведение спецоперации. В этом аспекте ничего особенно нового в регламенте нет: при желании инспектор всегда обоснует необходимость проверки документов.
Частные камеры
Камеры видеофиксации отныне могут принадлежать не только органам внутренних дел, но также общественным объединениям и организациям. В данном случае, регламент просто подтвердил реалии дня, потому что во многих регионах России хлопотное «камерное» хозяйство отдано на откуп сторонним организациями, которые работают с ГИБДД или муниципалитетами в рамках государственно-частного партнерства. Но если со стационарными камерами такой подход не особенно бросается в глаза, то передвижные комплексы на треногах (вроде КРИС-П), которые устанавливают люди в гражданской одежде, вызывают у населения вопросы — не мошенничество ли это? Однако теперь практика такого партнерства зафиксирована в регламенте. Формально сторонние организации являются лишь исполнителями — место и время установки камер определяет госавтоинспекция, равно как следит за настройкой оборудования.
Временные знаки стали опаснее
В новом регламенте исчез прямой запрет на использование автоматических комплексов видеофиксации в зоне действия временных знаков. Запрет этот был вполне логичен, потому что временный знак несложно уронить, закрыть, украсть. И доказать что-либо через несколько недель водителю удастся едва ли. Это открывает перспективы для мошеннических схем: представьте, сколько штрафов можно выписать за знак ограничения скорости 20 км/час на загородной трассе, который «случайно» повалило ветром. Даже если у отдельных водителей сохранятся записи видеорегистраторов, и они оспорят штраф, большей части пострадавших доказать что-либо будет почти невозможно.
Антикоррупционная статья
Если водитель предлагает инспектору взятку или склоняет его к злоупотреблению служебным положением, сотрудник ГИБДД обязан подать уведомление в МВД России, а в отдельных случаях должен задержать провокатора.
При этом все административные процедуры инспектор обязан выполнять в зоне видимости камер, установленных в патрульном автомобиле или на стационарном посту. Конечно, изобретательный ум найдет способ обойти эти требования, но в любом случае «решать на месте» станет сложнее.
Перегретая тема
Эксперты отмечают, что преувеличивать значение «гаишного» регламента для рядовых водителей не стоит. Он является внутренним документом, а по сути — сводом правил, большая часть которых вытекает из других, более фундаментальных документов, таких как Конституция, Закон о полиции и так далее. Поэтому при рассмотрении административных дел в отношении водителей нормы регламента всплывают достаточно редко.
Регламент может быть использован в отдельных случаях для привлечения сотрудника к ответственности, например, за недостойное поведение или провокации. Однако эксперты охлаждают горячие головы, которые уверовали во всесильность регламента — самих водителей от ответственности он, как правило, не спасает.
Например, если нетрезвый водитель планирует развалить дело, потому что его остановили вне поста ДПС без оснований, суды вряд ли учтут это обстоятельство, тем более, грамотный инспектор всегда обоснует необходимость остановки тем или иным обстоятельством.