Государственный совет консистория в византии выполнял. Общественно-политический строй византии
Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».
При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.
Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.
Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.
Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.
Основные черты феодального общественного и государственного строя Западной Европы.
Феодальный строй формировался на развалинах римской империи.
Черты феодализм:
· связь собственности на землю с политической властью.
· органы самоорганизации общества. Сословия: феодалы, духовенство, работники, торговцы.
· корпоративное общество.
· договорное общество.
Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира, но все же не означала регресса в истории государственности. Развал империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов , которые сумели создать свои более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни.
I. В период ранних (варварских) государств , когда формирующийся класс феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся поддержкой крестьян-общинников и церкви, преобладала раннефеодальная монархия .
II. Постепенно в условиях крайней децентрализации единственным способом организации и поддержания гос. власти становится закрепление отношений сюзеренитета-вассалитета – к IX-XIII вв. преобладающей формой правления становится сеньориальная монархия .
III. Экономический подъем XIII-XV вв., связанный с ростом городов и развитием торговли, породил сословную консолидацию общества. Усиливавшаяся королевская власть искала поддержки у населения, что привело к становлению сословно-представительных монархий .
IV. В Позднем Средневековье (XVI-XVII вв.) разложение феодализма и опора власти на бюрократию и военно-политическую силу приводят к становлению абсолютных монархий .
V. Падение же абсолютизма означает уже начало Новой истории.
Особенностью западноевропейской модели средневекового государства:
o последовательной смены форм монархического строя,
o диффузия политической власти, которая переходит от короля к отдельным светским и духовным магнатам, становясь неотъемлемым атрибутом земельной собственности.
o Чрезвычайно сложные и неоднозначные взаимоотношения королевской власти и христианской церкви.
Христианская церковь:
ü «Варварские» короли подносили церкви обширные земельные владения, вследствие чего церковь превратилась в крупного земельного собственника, а земли ее не подлежали дроблению и возврату («мертвая рука»).
ü Однако до XI в. церковь еще находилась под эгидой императоров и королей, а не папского престола. Политические амбиции пап вскоре привели к расколу христианской церкви на греко-православную и римско-католическую, в основе чего лежала борьба за руководство христианским миром и светской властью.
ü Усиливающаяся римско-католическая церковь опиралась на свои земельные владения, религиозные чувства верующих, мощную и централизованную церковную организацию
ü В XI-XIIвв. церковь фактически превращается в общеевропейскую теократическую монархию.
ü Наибольшего могущества она добивается в XIIIв. при папе Иннокентии III, установившего порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы.
ü Они могли прибегать к таким средствам, как наложение интердикта или отлучение от церкви.
ü Создавалась система особых церковных судов – инквизиций, вычищавшей из общества антицерковные настроения и породившей презумпцию виновности.
Города.
Иную роль в формировании политического и правового сознания в Европе сыграли города, ориентировавшиеся на старинные демократические порядки и «мешавшие» феодальным отношениям.
v Они обладали значительным экономическим и политическим потенциалом. Некоторые из них даже приобретали статус городов-государств.
Однако главным институтом по-прежнему считалось государство , так как королевская власть являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом.
36. Понятие рецепции права. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права». Глоссаторы. Комментаторы. Гуманисты.
«Рецепция римского права » - его усвоение средневековым обществом. Этот процесс начинается в XI-XII вв. После образования «варварских» королевств римское право было предано забвению: примитивные варварские общности не нуждались в достижениях античного права. Хотя элементы римского права были сохранены и развиты каноническим правом. Второе рождение римского права происходит в 9 веке в городских республиках Северной Италии и Южной Франции после обнаружения Дигест Юстиниана . Эпоха Возрождения создала условия для восстановления элементов классического римского права (этого требовало развитие общественно-экономических отношений).
Необходимость рецепции:
· Он был вызван экономическим фактором (точные нормы для регулирования имущественных отношений),
· Социальные и духовные потребности общества, нуждавшегося в правовом порядке и стабильности.
· Поддержала и католическая церковь, увидев в нем средство укрепить позиции канонического права.
· Было санкционирована королевской властью, стремящейся к централизации всей общественной и государственной жизни.
Базой для возрождения и развития римского права стали университеты Италии (Болонский университет), Германии (Гайдельбергский университет), Франции (Парижский университет), Испании. Здесь стали преподавать «новое», «Справедливое» право в его связи с философией, религией и моралью. Появляется ряд юридических школ, изучавших римское наследие.
Цель – найти справедливые нормы, которые судьи и юристы-практики могли бы применять в своей деятельности. Целью университетской науки стало создание словаря и методов для поиска справедливых решений.
Обучение занимало 5-7 лет. Для получения образования необходимо было овладеть 7 свободными искусствами: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Обучение строилось на лекциях и диспутах (семинарах).
Глоссы – объяснения правовых текстов. Глоссаторы – объясняющие люди.
Исторически первой школой стала школа глоссаторов , созданная на юридическом факультете Болонского университета (глосса - замечания на полях). Цель глоссаторов – установление первоначального смысла римских законов . Многие разделы кодификации Юстиниана были забыты (например, институт рабства). Школа обработала классическое римское право, разъяснила устаревшие термины, ввела широкие обобщения, провела систематизацию права, были выработаны общие понятия договора, института владения, вещного права. С глоссаторов начинается развитие юридической науки в собственном смысле слова. Однако глоссаторы ограничились только рекомендациями, составленными на основе устаревших Дигест, которые противоречили новому королевскому законодательству.
Последний выдающийся представитель глоссаторов, Аккурций, собрал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников. Этот сборник получил название «Большая Глосса» и в течении нескольких веков рассматривался как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.
В конце 13 века появляется школа постглоссаторов , которая «очистила» римское право и подвергла его переработке, приспособлению к новым историческим условиям и нуждам практического применения. Они анализировали не тексты, а правовые принципы и институты, многие из которых отсутствовали в классических источниках. Постглоссаторы ввели понятие собственности, обязательства, держания, юридического лица (с его помощью стали разрешаться вопросы взаимных требований учреждений, государства, церкви). Таким образом, возникло новое систематизированное право, основанное на разуме и предназначенное для всеобщего применения.
После зародилось движение постглоссаторов, наиболее выдающимся представителем которых был Бартоло. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отрывков из кодификации Юстиниана с целью выведения «общего мнения ученых». В своих комментариях они нередко отступали от первоначальных римских правовых конструкций, но провели большую работу по согласованию его с нормами средневекового канонического, городского и обычного права.
Глоссаторы основывались на принципах естественного права, т.е. вырабатывали общие правовые понятия как универсальные, основанные на естественной справедливости.
В начале 16 века возникает гуманистическое направление, которое анализировало римские памятники исторически и филологически. Была выявлена историческая обусловленность правовых институтов, динамика римского права. Таким образом, римское право было положено в основу возникавших национальных правовых систем.
Университеты помогли установить транснациональный характер права . Право стало наукой, а не дисциплиной, обособилось от других дисциплин.
Государственный строй Византии.
Византия – преемница Рима. Основа – восточная часть Римской империи (разделение в конце 3 века и окончательное утверждение в конце 4 века).
3 фактора основали Византию:
o античное политическое мышление
o римское право
o христианская религия Греко-восточной православной церкви.
Идея самодержавной власти и взаимоотношения между церковью и государством восходит к Византии.
Византийское гос-во IV-VIIвв. унаследовало основные черты гос. строя позднеримской империи:
· Во главе стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти, а также являлся верховным покровителем христианской церкви, которая разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору.
· Власть императора в IV-VIIвв. не была произвольной: она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и отсутствием принципа наследственности. Новый монарх избирался «народом Константинополя» (политические партии – димы : «синие » - сенаторская аристократия; «зеленые » - торгово-финансовая верхушка) и армией. Самовластие также сдерживалось органом византийской аристократии – константинопольским сенатом , который обсуждал государственные дела и участвовал в избрании нового императора. Поэтому в актах ранневизантийских императоров признавалась необходимость «согласия великого сената и народа».
· С VIIIв. начинается новое укрепление центральной власти, базой которого стала стабилизация экономики на новой феодальной основе. Наивысшего развития Византийское государство достигло во время правления Македонской династии, когда жизнь страны контролировалась с помощью огромного бюрократического аппарата.
o Политические организации, сдерживавшие всевластие императора, ликвидируются.
o Единственной крупной политической силой остается православная церковь: возрастает роль патриарха в общественно-политической жизни Византии, который участвует в борьбе наследников за престол и венчает их на царство. Однако император сохранил право выбирать патриарха из трех предложенных ему кандидатур и низлагать неугодного ему.
o Изменяются атрибуты императорской власти: за ним утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца)
o Однако, несмотря на полное всевластие, власть василевса не была очень прочной: императором делало не рождение, а «божественное избрание», вследствие чего бытовало насильственное устранение монархов.
· По мере развития феодализма между императором и крупными землевладельцами складываются новые сеньориально-вассальные отношения, что приводит к ограничению реальной власти императора.
o В основе огромного чиновничьего аппарата лежала строгая иерархия: 60 титулов.
o Центральное управление сосредотачивалось в Государственном совете (консистории) , функции которого не были четко определены.
o Магистр и квестор дворца осуществляли непосредственное управление делами империи с помощью бюрократического аппарата, роль которого особенно возросла к XI в.
o C IXв. происходит постепенное слияние дворцовых и государственных ведомств, что приводило к частому дублированию функций.
Административное деление вначале было равнозначно позднеримскому (префектуры, диоцезы, провинции). В VIIв. появилась фемная система местного управления. Фемы возникли как военные округа, во главе которых стояли стратеги, объединявшие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. К 11 в. в связи с развитием феодальных отношений эта система окончательно приходит в упадок.
Похожая информация.
Общественно-политический строй Византии имел свои специфические черты. Процесс разложения рабовладельческих порядков шел в Византии медленно.
Господствующий класс Византии IV-VII вв. был неоднороден. Экономические и социальные позиции занимали сенаторские круги и земельная аристократия. Экономической основой их господства была крупная частная собственность на землю рабовладельческого типа. Высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов Империи, особенно столицы - Константинополя.
Рабы, находясь на самой низкой ступени общественного развития, входили в отношения социальной лестницы. К различным категориям свободных относились прежде всего свободные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного крестьянства - основная специфическая черта общественного строя Византии.
Свободные крестьяне жили соседскими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого периода позднеримская форма эксплуатации крестьян - колонат.
В X-XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улучшается. Пресекается обращение свободных в рабство. В XI-XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.
Только к X в. возобладала тенденция к формированию феодальной сеньориальной системы, основанной на труде зависимого крестьянства от земельных собственников при сохранении контроля со стороны государства .
Медленный характер развития феодальных отношений определил специфику социального состава господствующего класса византийского общества на втором этапе его развития. Эта сила долгое время не была консолидирована и не складывалась в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система начинает складываться в Византии только к XI-XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежало столичной знати и высшему чиновничеству Империи, соперничающим с военно-землевладельческой провинциальной знатью.
На протяжении данного исторического периода сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев подданных. В Византии формирование класса зависимого крестьянства затягивалось из-за сохранения пережитков рабовладельческого строя.
Крестьяне эксплуатировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы.
Крупные землевладельцы и военная знать (динаты - «сильные») захватывают крестьянские земли, подчиняют себе сельские общины, добиваются нового прикрепления крестьян к земле. С XI-XII вв. идет неуклонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.
С этого времени основная фигура в византийской деревне - феодально зависимый парик. Парики не имели права собственности на землю и были обязаны выплачивать господину ренту в натуральной и денежной формах, а также в форме отработки.
Еще при Константине Великом (306—337) было решено перенести столицу Римской империи в Константинополь — столицу Византийской империи (город был основан в 324—330 гг. на месте г. Византий).
В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю (Рим, Равенна) и Восточную Римскую империю (Византия). В состав Византии вошли: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский п-ов, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа (через эти страны Византия вела оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Северной Африкой, славянами и скандинавами). В последующие века на ее территории селились готы, славяне, арабы, печенеги, половцы. Однако доминирующую роль всегда играли греки.
В то время как Рим с IV в. стремительно терял свои позиции под напором варварских племен и внутренних противоречий, Византия приобретала могущество и влияние в своем регионе.
Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти , а также имел некоторые судебные функции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:
- префект претория Востока (управлял территориями Малой Азии, Египтом и Фракией), префект претория Иллирии (руководил управлением владениями империи на Балканском п-ове);
- префект Константинополя (эпарх) был председателем сената, заведовал высшей судебной властью в столице, обеспечивал ее продовольствием и разбирал дела ремесленных цехов и торговых коллегий, подчинялся лишь императору;
- начальник дворца (ведал охраной императорских апартаментов и присутственных мест, полицейской и почтовой службами, дипломатическими отношениями);
- квестор дворца (председательствовал в госсовете, ведал подготовкой законопроектов, разбирал дела по земельным спорам и завещаниям);
- два комитета финансов (государственный, комит «священных щедрот») и комит частных дел (императорские имения, дворцы, конные заводы);
- два магистра (пехоты и кавалерии).
В ходе административных реформ VII в. все чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие сановники — логофеты — руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в которых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничество. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государственные должности стали подразделяться на 18 последовательных разрядов.
Армия долгое время была сильной и организованной. Для обеспечения этих качеств в VII в. из общинников создано особое военное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный надел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увеличивается число наемников, в армию вступают целые племена (например, готы).
Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Эта особенность была воспринята возникающими государствами, где положения византийского права зачастую становились основой действующего законодательства. Не избежали этого и страны, оказавшиеся в лоне Римско-католической церкви.
Основные источники византийского права
После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему . Особенности отдельных префектур также требовали определенной гибкости в использовании имперского законодательства. Так, появлялись эдикты префектов по вопросам налогов , пошлин, управления , действовавшие на территории префектур.
В самой Византии с IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и Свод Юстиниана, затем вновь начались периодические работы по систематизации и кодификации права . Наиболее значительными стали такие нормативно-правовые акты , как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон , Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.
Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданный в Византии на основе обновленного свода Юстиниана, имевший целью облегчения восприятия правовых предписаний чиновниками и судьями , а также упрощения понимания для широких слоев населения. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.
Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентировавший взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Также был распространен среди славянских народов. Его положения были посвящены установлению ответственности за некоторые, наиболее распространенные в сельской среде правонарушения (кража зерна, плодов, леса, потрава посевов и т.п.).
Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права — Номоканона Схоластика (VI в.) и Номоканона Фотия (IX в.). На Руси, где получили широкое распространение, были известны под именем Кормчих книг.
Прохирон (879), означающий «находящийся под рукой», был выполнен на основе греческих вариантов Свода Юстиниана. Он представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм право-славного церковного права.
Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. Кроме того, базилики содержали действующие положения церковного права и Прохирона в 60 книгах. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.
Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.
Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.
Шестикнижие Арменопула (1345) стало последней систематизацией византийского права, предпринятой в частном порядке фессалоникским (г. Салоники) судьей Арменопуло в попытке дополнить действующий, но к тому времени уже устаревший Прохирон новыми нормами уголовного и гражданского права . Примечательно, что после падения Византии в 1354 г. Шестикнижие было распространено в Греции, Валахии, Бессарабии. С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. продолжало действовать в местных
Государственный строй Византии
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Государственный строй Византии |
Рубрика (тематическая категория) | Государство |
Византийская империя называлась ʼʼромейскимʼʼ государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и ʼʼнародʼʼ в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или ʼʼсоправителяʼʼ.
При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.
Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета͵ ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.
Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй. Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиᴦ.
Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.
Местный государственный аппарат империи в IV-VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в данный период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Οʜᴎ являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.
В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.
Государственный строй Византии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государственный строй Византии" 2017, 2018.