Федеральный орган исполнительной власти в сфере труда. Федеральные органы исполнительной власти
- публичный характер;
- суверенитет государственной власти;
- легитимность;
- единство;
- разделение властей;
- основана на законах.
К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
- установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
- установление ;
- внешняя политика и международные отношения России;
- оборона и безопасность страны;
- судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.
Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К ним, например, относятся:- обеспечение законности и правопорядка;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
- разграничение государственной собственности;
- вопросы природопользования;
- , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.
Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.
Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.
Органы государственной власти
Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.
Отличительные признаки государственных органов:- органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
- каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
- финансируется из федерального бюджета;
- в своей деятельности отражают задачи и .
- принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
- принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
- принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
- принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).
Виды органов государства:
Основные виды органов власти:- глава государства (монарх или президент);
- законодательные (представительные) органы государственной власти;
- исполнительные органы гос.власти;
- судебные органы гос.власти.
Глава государства
Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.
Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.
Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.
Федеральное собрание
Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.
Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).
Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.
Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.
Процедура принятия федеральных законовПроект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).
Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.
Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.
Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.
Правительство Российской Федерации
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.
Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.
По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Судебная власть
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .
Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).
Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.
Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.
Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.
Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.
Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.
Государственное устройство России имеет три уровня публичной (народной) власти: федеральный центр, субъекты РФ, местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждого вида власти самостоятельны*.
* Основоположники теории разделения властей Дж. Локк (Англия) и Ш. Монтескье (Франция) исходят из того, что абсолютная власть портит человека и необходимо ограничение любой власти. Законодательная власть должна принадлежать народу и аккумулировать его волю, а исполнительная - монарху.
Принцип разделения властей широко распространен в мире, хотя и проявляется в каждом случае специфически.
Так, в Англии с 30-х годов XIX в. парламент (палата общин) и исполнительная власть функционируют в единстве: парламентское большинство формирует правительство, министры назначаются из числа депутатов и остаются ими в министерской должности.
В СССР существовали все ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), действовавшие под руководством КПСС. Но советская власть была единой, исполнительная власть формировалась представительной властью, т.е. эти ветви власти не были самостоятельными.
Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ (рис. 2.1).
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.
Рис. 2.1. Структура федеральных органов власти
Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти (законодательной, исполнительной, судебной), он как бы возвышается над властными институтами, осуществляет взаимодействие между ними и при принятии решений руководствуется общей волей, т.е. волей большинства избирателей.
Президент РФ назначает высших должностных лиц государства, в том числе председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), заместителей председателя Правительства РФ и федеральных министров; назначает выборы Государственной Думы, референдум; подписывает и обнародует федеральные законы; издает указы и распоряжения; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и выполняет другие общегосударственные функции.
Президент РФ применяет согласительные процедуры в случае разногласий между органами власти, он вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека до решения этого вопроса соответствующим судом.
При Президенте РФ функционируют органы, обеспечивающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы государства являетсяАдминистрация Президента РФ. Она действует на правах государственного органа управления. В составе Администрации - самостоятельные подразделения, должностные лица. Образованы советы по направлениям деятельности. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.
Советы в Администрации Президента РФ являются постоянно действующими консультативными органами. Они информируют Президента РФ о процессах, происходящих в той или иной сфере, и обеспечивают взаимодействие Президента РФ с организациями и деятелями данной сферы. Организационное обеспечение деятельности каждого Совета осуществляет Главное управление внутренней политики Президента РФ. Решения Совета носят рекомендательный характер и направляются Президенту РФ, соответствующим органам государственной власти Российской федерации и субъектов РФ.
Федеральное Собрание
Представительным и законодательным органом Российской Федерации является постоянно действующееФедеральное Собрание - парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации образуют по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов власти). Государственная Дума избирается на четыре года в составе 450 депутатов, которые работают на профессиональной основе.
Совет Федерации и Государственная Дума формируют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату.
Парламент призван выражать мнение народа, обеспечивать реализацию требований Конституции и создавать юридическую базу правового государства. Главным критерием эффективности работы парламента служат качество и. своевременность принимаемых законов.
В практике западных демократий парламент контролирует правительство, ограничивает рамки его деятельности. В парламенте деятельность правящей партии находится под постоянным наблюдением оппозиции, которая хотя в целом лояльна и ответственна, но всегда готова бросить вызов правительственной партии на выборах. Правящая партия в свою очередь осознает возможность перехода в оппозицию.
Члены парламента обязаны вести себя в соответствии с принятым кодексом поведения. Им запрещено активное лоббирование интересов непарламентских структур в расчете на вознаграждение.
Парламент формируется на основе избирательного права. Различают два вида избирательной системы.
1. Мажоритарная - депутаты избираются по одному от каждого округа, на которые разбита страна (США, Великобритания).
2. Пропорциональная - выборы проводятся по партийным спискам и места делятся в соответствии с поданными за каждый из них голосами избирателей (континентальная Европа).
Первую называют англосаксонской, она присуща классической демократии; для нее характерна 2-3-партийная система. Партия-победительница управляет страной, проигравшая составляет оппозицию, извлекая уроки из поражения. Страны с мажоритарной системой наиболее устойчивы к авторитаризму. При пропорциональной системе избиратели голосуют за список без конкретных имен. Будущие депутаты зависят больше не от избирателей, а от руководства своей партии. Устойчивость в парламенте поддерживается, пока не нарушаются интересы какой-либо партии.
Первые шаги к новому парламентаризму были сделаны в марте 1989 г. выборами на съезд народных депутатов СССР.
После принятия Декларации о государственном суверенитете России, новой Конституции, в результате работы Госдумы созывов 1993, 1995 гг. утвердился порядок альтернативных избирательных кампаний.
Съезды народных депутатов СССР и РСФСР сочетали в себе законодательные, распорядительные и контрольные функции. Полномочия современного парламента четко отделены от полномочий других государственных органов. Парламент наделен следующими видами компетенции:
Законодательная;
Формирование государственных органов;
Финансовая;
Контрольная;
Ратификация и денонсация международных договоров.
Совет Федерации
Совет Федерации выражает интересы регионов, выступает инструментом стабильности, служит посредником между Президентом РФ и Государственной Думой при принятии законов, нейтрализует при этом потенциальные конфликты, применяя согласительные процедуры.
К ведению Совета Федерации относятся:
Утверждение изменения границ между субъектами РФ, указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
Решение вопроса об использовании Вооруженных Сил за пределами территории России;
Назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности;
Назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Обязательному рассмотрению на Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов;
Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
Ратификации и денонсации международных договоров России;
Статуса и защиты государственной границы России;
Войны и мира.
Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов.
Проводится реформа Совета Федерации, направленная на совершенствование порядка его формирования в целях более последовательной реализации принципа разделения властей. Членство в Совете Федерации глав исполнительной власти Противоречит этому принципу. Совет Федерации не может работать на постоянной основе. Главы исполнительной власти получают депутатский иммунитет, хотя распоряжаются материальными и финансовыми ресурсами.
Согласно новому положению прекращается представительство исполнительной власти в законодательном органе, деятельность палаты осуществляется на постоянной основе. Это позволяет главам исполнительной власти субъектов РФ сосредоточиться на работе в своих регионах.
К ведениюГосударственной Думы относятся:
Решение вопроса о доверии Правительству РФ, согласие на назначение председателя Правительства РФ;
Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
Объявление амнистии;
Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
Принятие федеральных законов.
Государственная Дума образует комитеты, фракции, депутатские группы, сочетает законотворческую и законодательную деятельность. Механизм взаимодействия структур Госдумы при прохождении законопроектов отвечает классическим парламентским требованиям. Вся текущая работа над проектами законов проводится в 27 комитетах. Если проект одобряется большинством голосов комитета и не встречает серьезных возражений со стороны фракции, то он с большой вероятностью Думой принимается.
У законотворчества есть концептуальная и техническая стороны. Сначала законопроект должен получить согласие заинтересованных сторон по концепции, а потом начинается техническая сторона разработки закона.
Нередко Госдуму критикуют, что она мало принимает законов, да и не те законы принимает. Но, например, земельный кодекс не принят не потому, что не готов (он давно готов), а потому, что у ветвей власти разные взгляды на его концепцию, В мировой практике основная часть законопроектов готовится и вносится правительством. И это правильно, ведь у депутата один штатный помощник, а у правительства огромный аппарат, кроме министерств (в России на его долю приходится не более 20% внесенных проектов). Поэтому наивны призывы посылать в парламент больше профессионалов-юристов.
За годы работы Государственной Думы было рассмотрено более тысячи законопроектов, из них принято 690, подписаны Президентом РФ лишь 487.
Несмотря на разделение властей, провозглашение правового государства, законодательная власть является нелюбимым детищем в значительной части общества, особенно в СМИ. Одна из причин заключается в том, что узки ее конституционные рамки, урезаны полномочия, к минимуму сведены контрольно-надзорные функции.
Действующая Конституция РФ предоставляет парламенту Право выражать недоверие только правительству в целом. В то же время он не может оперативно реагировать на вызывающие недовольство граждан решения и действия конкретных членов правительства. Предоставление такого права позволило бы производить кадровые изменения, не прибегая к полной отставке правительства.
Федеральная исполнительная власть
В систему федеральных органов исполнительной власти входят:
1. Правительство РФ, состоящее из:
Председателя Правительства РФ;
Заместителей Председателя Правительства РФ;
Федеральных министров;
2. Министерства РФ;
3. Другие федеральные органы исполнительной власти.
Председатель Правительства РФ, первые заместители и заместители председателя ПравительстваРФ, министры финансов, иностранных дел, внутренних дел, обороны, юстиции, экономического развития и торговли, руководитель аппарата Правительства РФ образуют президиум Правительства РФ. В работе Правительства РФ наравне с членами президиума принимают участие глава Центрального банка РФ, спецпредставитель Президента РФ по связям с международными финансовыми организациями, глава Российской академии наук.
Структура федеральных органов исполнительной власти включает министерства и ведомства, обеспечивающие реализацию Правительством РФ возложенных на него полномочий, и утверждается указом Президента РФ.
Федеральные органы исполнительной власть подразделяются на:
Подведомственные Правительству РФ;
Подведомственные Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, либо в соответствии с законодательством.
В отраслевых ведомствах выделяются прогнозно-аналитические и оперативно управляющие структуры; первые координируют работу с Министерством экономического развития и торговли РФ и другими ведомствами экономического блока, вторые - с предприятиями и учреждениями.
Правительство Российской Федерации:
Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, о чем отчитывается перед Государственной Думой;
Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
Осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по экономической реформе; реформе социального сектора, жилищной и строительной политике; реформе научной сферы и отраслей инфраструктуры; национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами - участниками СНГ; правоохранительной деятельности;
Осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, указами Президента РФ;
Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.
Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Согласно Указу Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249, ; Председатель Правительства РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере внешнеэкономических связей, обороны и безопасности страны.
Систему федеральных органов исполнительной власти образуют министерства (федеральные министерства), государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.
Министерство как федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику и осуществляет управление соответствующей сфере деятельности, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Функции координации оно выполняет в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, Министерство возглавляет министр РФ (федеральный министр), который входит в состав правительства РФ. Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются и освобождаются Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию России возглавляют соответственно Председатель Госкомитета РФ, Председатель Федеральной комиссии России.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, российское агентство - генеральный директор российского агентства, федеральный надзор - начальник федерального надзора России.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб, российских агентств и федеральных надзоров России, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.
Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии с их структурой, утверждаемой Указом Президента РФ (приложение 1).
Постановлениями Правительства РФ устанавливаются предельная численность аппарата министерств в центре и по территориям, фонд оплаты труда, количественный состав коллегии, число заместителей министра, в том числе первых. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов осуществляется за счет федерального бюджета по статье «Государственное управление».
В министерствах образуются департаменты. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической или социально-экономической деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10%, а старших - 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20, отдела - менее 10, отдела в составе департамента (управления) - менее 5 единиц. В департаменте и управлении не может быть менее трех отделов.
При Правительстве РФ функционирует широкая сеть координационных, консультативных и других органов: правительственные комиссии, федеральные комиссии при Правительстве РФ, оперативные комиссии, экспертные советы, рабочие группы, организационные комитеты; число таких структур составляет около 50 (комиссии по обеспечению доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации; по вопросам СНГ; по таможенным и тарифным вопросам; по защитным мерам во внешней торговле; по аудиторской деятельности и т.д.).
Так, основными задачами Продовольственной Комиссии являются решение вопросов по обеспечению населения продовольствием путем формирования федеральных продовольственных фондов и резервов, обеспечение поставки селу материально-технических ресурсов, координация деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ по проведению сева, уборки урожая, контролю за использованием земельных угодий и внедрением промышленных технологий.
Комиссия заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ о ходе выполнения соответствующих решений Президента РФ и Правительства РФ. Решения комиссии оформляются протоколом и подлежат обязательному рассмотрению в срок нe более одного месяца органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, предприятиями и объединениями, к которым решения относятся. При необходимости решения комиссии оформляются в виде постановления или распоряжения Правительства РФ. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по планам, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В заседаниях участвуют руководители и ответственные работники органов исполнительной власти, руководители предприятий и объединений.
В целях повышения эффективности взаимодействия с палатами Федерального Собрания, усиления роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе Правительство РФ образовало свое полномочное представительство в Федеральном Собрании. В его состав входят полномочный представитель Правительства РФ в Госдуме, полномочный представитель в Совете Федерации, статс-секретари - заместители министров и других руководителей федеральных Органов исполнительной власти. Они участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий парламента.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
В целях усиления координации деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ при ведущих министерствах и ведомствах образованы советы, действующие в качестве совещательных органов. Они включают руководящих работников министерств и ведомств и представителей органов исполнительной власти субъектов РФ.
Работе органов исполнительной власти мешают частые реорганизации, в том числе и Правительства РФ. После реорганизации ведомству нужно несколько месяцев, чтобы начать нормальное функционирование, до этого неотложные дела остаются на втором плане. Нередко новации исчерпываются сменой названия, хотя расходов такие затеи требуют немалых (бланки, печати и т.д.).
Так, за 13 месяцев 1998-1999 гг. три раза менялась структура федеральных органов исполнительной власти. Министерство общего и специального образования переименовано в Министерство образования. Государственный Земельный комитет - Государственный комитет по земельной политике. Федеральный Орган по строительству с 1992 г. менял название 6 раз*.
* Бюро цензов США (аналог Госкомстату) не меняет название 200 лет, статслужбы Великобритании, Франции - 100 лет.
Несмотря на то, что управление строится в основном по западным образцам с акцентом на либеральную демократию, в обществе пропагандируются также в качестве образца монархические принципы Российской империи.
Во главе России стоял царь, император, правивший единолично. Высший законодательный орган - Государственный Совет, его члены назначались царем. Законопроекты приобретали силу после утверждения их царем. Состав Комитета Министров также утверждался царем;
Правительствующий Сенат во главе с обер-прокурором включал руководителей департаментов, сенаторов, назначаемых также царем, действовала вертикаль: Император - губернатор с прямым подчинением.
В основу административно-территориального деления было положено удобство управления. Различалось общее административно-территориальное деление и специальное: общее - для целей общегосударственного управления, специальное - управления отдельными ведомствами, группами территориальных единиц. Страна делилась на генерал-губернаторства, губернии, области, градоначальства, округа, уезды, волости, станы. В начале XX в. в России было:
Генерал-губернаторств - 8
Губерний - 78
Областей - 18
Градоначальств - 4
Военных губернаторств - 2 (г. Кронштадт, Николаев). Губернии делились на две группы:
В губерниях первой группы действовали новые земские и городские органы самоуправления, при этом традиционные администрации уступали им часть своих функций;
В губерниях второй группы в руках губернаторов по-прежнему сосредоточивались все полицейские, административно-хозяйственные и финансовые рычаги управления.
Все должностные лица от генерал-губернатора до станового пристава назначались.
Каждое без исключения государство организовывает управление жизнедеятельностью общества посредством власти. Это ключевой элемент координации любых отношений социума. Однако власть в том виде, в котором все мы привыкли её видеть, появилась недавно. Если говорить точнее, то на сегодняшний день основывается на праве. Такое было далеко не всегда. В древние времена власть в племенах, общинах и небольших странах практически во всех случаях строилась исключительно на насилии. Однако, такая форма координации социума действует только в руках сильного и независимого лидера. С его смертью любая насильственная структура попросту рушится.
Позднее люди начали использовать религию. Эта форма организации власти в стране получила большее распространение. Но в эпоху Просвещения, когда на первый план вышла наука и фундаментальные знания, религиозные верования начали забываться. Таким образом, люди начали использовать более подходящую форму организации государственного управления, а именно - право. Следует отметить, что благодаря этой категории, власть в любой стране является легитимной и делится на три основные части. В статье мы рассмотрим лишь одну из них, а также представим основные федеральные органы исполнительной власти. Расскажем про их полномочия и функции.
Понятие власти
Следует отметить, что практически все федеральные органы существуют для координации общества и отношений в нём. Иными словами, с их помощью верхушка страны реализует свою политическую программу. Таким образом, исполнительные органы достаточно тесно соотносятся с государственной властью. Однако мало кто знает, что собой представляет последняя категория. Существует множество способов её правовой характеристики. Наиболее «классический» взгляд на проблематику государственной власти даёт утверждение о том, что этой категорией обуславливается возможность группы лиц или одной особы полностью контролировать деятельность общества. Следовательно, государственная власть - это не только единичное понятие, а целая система интересов, прав и обязанностей, органов, в лице которых категория фактически реализуется.
Признаки государственной власти
Чтобы понять функции и ключевые задачи органов исполнительного характера, следует ознакомиться с признаками государственной власти. В теории права обычно выдвигается большое количество разнообразных черт государственного управления. Однако наиболее распространёнными являются следующие:
- Государственная власть осуществляется при наличии субъекта, объекта и содержания правоотношений между ними.
- В законодательстве детально прописаны ключевые полномочия государственных органов.
- На практике задачи государственной власти реализуются максимально чётко и полно.
- В Российской Федерации, как и в иных странах, действует принцип разделения властей.
- В государстве власть легитимна. Лишь в этом случае она будет реализовать свои функции наиболее качественно.
Особенности принципа разделения управления в стране
Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации существуют лишь благодаря некогда созданному принципу
Как это ни парадоксально, но эта правовая категория была разработана в эпоху Просвещения философами и мыслителями: Шарлем Луи Де Монтескье и Джоном Локком. Согласно этому принципу, власть в любой стране делится на законодательную, судебную и исполнительную ветвь. Такой подход позволяет наиболее полно и грамотно разделить сферы государственного управления между ключевыми органами державы. В этом случае исполнительная власть имеет свою структуру и особенности, о чём будет сказано далее.
Исполнительная ветвь
Как мы понимаем, федеральные органы исполнительной власти состоят в структуре одноимённой ветви государственного управления. Она, в свою очередь, представляет собой систему отдельных полномочий, которые позволяют управлять делами страны. Помимо того, исполнительную власть также часто характеризуют, как систему органов, которые занимаются реализацией законодательства в целом и его отдельных норм. Эти ведомства существуют в виде целостной структуры, основанной по принципу подчинения, иерархичности. Чтобы разобраться, как действуют федеральные органы исполнительной власти, необходимо понять их правовую суть. Понять её не сложно.
Понятие структур исполнительной ветви
Федеральные власти РФ - это структуры государственного управления, которые непосредственно осуществляют управление Россией. На эти органы возложены специфические функции по реализации норм действующего законодательства. Фактически эти структуры следят за исполнением правовых норм и законностью их реализации. Помимо того, существуют органы, наделённые специфическими функциями. Одной из подобных является обеспечение правопорядка. Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти России имеют свои особенные признаки, структуру, штат, а также исключительные полномочия. При этом их деятельность взаимосвязанна с иными ветвями государственного управления. Таким образом, федеральными органами исполнительной власти являются ведомства, структуры или же организации, отвечающие за исполнение действующего законодательства. Думаем, это понятно.
Признаки ведомств
Федеральные органы государственной исполнительной власти наделены рядом характеризующих признаков, которые нельзя встретить в иных официальных структурах. Таким образом, представленные в статье ведомства имеют следующие характерные черты:
Функции федеральных органов исполнительной власти
Как уже указывалось ранее, исполнительная власть реализует в своей работе ряд специфических задач и функций. Эти категории показывают качество и эффективность упомянутых в статье ведомств. Следует также отметить, что исполнительная власть является всецело независимой ветвью государственного управления обществом. Специфика её функций обусловлена тем, что вся структура, по сути, является методом непосредственной реализации публичных интересов. Это утверждение во многом подтверждается, если детально проанализировать акты федеральных органов исполнительной власти, в которых представлен особый порядок осуществления тех или иных специфических действий. В соответствии с этим суждением, можно выделить ряд ключевых функций:
- Правозащитная. Свидетельствует о том, что исполнительные органы реализуют на практике принцип соблюдения основных прав и свобод человека.
- Исполнительная. Позволяет исполнять Конституционные нормы РФ.
- Обеспечительная. Влияет на многие секторы общественной жизни. Благодаря ей нормально функционирует административно-политический, социально-культурный и хозяйственный сектор Российской Федерации. Именно обеспечительная функция отвечает за общее благосостояние населения державы.
- Функция обеспечения законности обуславливает существующий режим правопорядка.
Кроме того, в установленном законом порядке исполнительные ведомства могут издавать специальные нормативные акты, что свидетельствует о наличии нормотворческой функции. Полномочия федерального органа исполнительной власти той или иной направленности обуславливаются охранительной функцией всей ветви. В соответствии с её положениями, эти ведомства уполномочены применять различного рода меры юридического воздействия, в случае нарушения правового режима юридическими или физическими лицами. Таким образом, представленные функции во многом объясняют специфику деятельности исполнительной ветви власти в целом. Следует также отметить, что большой интерес представляет структура органов государственного управления. Она имеет характерные черты, во многом обусловленные федеративным устройством РФ.
Центральный исполнительный орган
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим общее регулирование всей структуры этого вида государственного управления, является Правительство РФ. Согласно положениям конституции, это высший или же главный распорядительный, исполнительный орган России. В процессе своего функционирования структура реализует публичную политику государства в той или иной сфере жизнедеятельности человека. В своей работе она подконтрольна исключительно Государственной думе или же парламенту. Такой подход имеет демократические начала построения управления в государстве. Потому что правительство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно может осуществлять непосредственную реализацию нормативных актов и отдельных норм действующего законодательства. Нормативное регулирование деятельности указанной структуры представлено в 6 главе Конституции России.
Полномочия Правительства России
Ранее было указано, что Правительство нашего государства является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно способно реализовать и законодательство государства. Помимо этого, структура имеет ряд иных достаточно интересных задач. Они, в свою очередь, проявляются в полномочиях, которыми наделено правительство. В соответствии с тезисом, можно говорить о том, что Правительство имеет следующие фундаментальные возможности:
- Непосредственно разрабатывать, а также предоставлять государственный бюджет РФ.
- Обеспечивать грамотное и единое проведение кредитной, денежной, экономической, культурной, экологической, здравоохранительной и социальной политики.
- Реализовать
- Разрабатывать меры, которые обеспечивают государственную безопасность РФ, законность, реализацию прав и свобод человека.
В соответствии с действующим законодательством, Правительство имеет право создавать подзаконную базу. Она, в свою очередь, позволяет более точно реализовать правовой режим, который существует в Российской Федерации на сегодняшний день.
Структура органов исполнительной власти
Федеральные власти, 2014 год для которых стал переломным, с точки зрения системной реорганизации, являются частью одной достаточно большой структурой. Классификация в этом случае осуществляется в зависимости от лица, непосредственно руководящего ведомствами. Следует отметить, что помимо Правительства существует также такой орган, как министерство. типа является структурированным. В его систему обычно входят службы, агентства и т. п. Что касается министерств, то они, как правило, относятся к правительству.
Итак, сегодня в Российской Федерации исполнительная власть представлена следующим образом:
- Министерства и службы. Ними руководит президент Российской Федерации. К числу подобных можно отнести Министерства внутренних, иностранных дел, обороны, юстиции, Федеральные службы безопасности, охраны и т. п.
- Ко второй группе относятся ведомства, непосредственно подчинённые Правительству России. Как правило, министерства находятся в составе центрального органа исполнительной власти. А более мелкие формирования (агентства и службы) входят в состав того или иного министерства. Сегодня существует большое количество подобных элементов Правительства. К ним можно отнести Министерства здравоохранения, культуры, природных ресурсов и экологии, промышленности, транспорта, финансов и т. д.
- Достаточно интересными по своей сути формированиями являются службы и агентства, деятельность которых координирует президент. Они не входят в состав каких-либо министерств и являются совершенно самостоятельными ведомствами. На сегодняшний день подобных осталось всего пять: антимонопольная государственной статистики, служба по надзору в сфере прав потребителей, служба по экологическому, техническому и транспортному надзору, а также агентство по делам национальностей.
- В Российской Федерации, учитывая её федеративное устройство, существуют территориальные федеральные органы исполнительной власти. Но они в своей деятельности подчиняются общенациональным, хотя в некоторых локальных вопросах наделены самостоятельностью.
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти представляют собой достаточно интересную структуру, которая действует на основе децентрализации подчинения. То есть власть над всей исполнительной веткой разделена между президентом и Правительством России. Свои функции, представленные в статье, органы реализуют через собственные нормативные акты. Например, приказы федеральных органов исполнительной власти достаточно часто регулируют законодательные пробелы, что, безусловно, является крайне позитивным фактором.
Итак, в статье мы попытались разобраться, какие федеральные органы исполнительной власти существуют в России. В заключение следует отметить тот факт, что теоретические аспекты исполнительной власти нуждаются в доработке. Ведь именно от них в дальнейшем будет зависеть качество и эффективность её непосредственной деятельности.
Введение
1. Понятие и система органов исполнительной власти
2. Правовой статус правительства Российской Федерации
3. Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования
4. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации
Введение
Конституция РФ 1993 года закрепила принцип разделение властей на три различные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, органы которых выполняют свои полномочия самостоятельно. Этот факт привёл к замене старого понятия «органы государственного управления» на новое понятие «исполнительные органы государства», «органы исполнительной власти». Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие.
По разному определяют авторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность». Несмотря на то, что эти понятия, в сущности, не имеют существенных отличий, я придерживаюсь второго понятия, считая его более полным и правильным.
1. Понятие и система органов исполнительной власти
· Президент Российской Федерации
· Правительство Российской Федерации
· Государственная администрация
· Органы исполнительной власти субъектов РФ
Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной : она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться . Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:
· издание правовых актов управления;
· использование распорядительных и контрольных полномочий;
· заключение административных договоров;
· проведение организационных мероприятий.
В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:
· органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
· корпус государственных служащих;
· юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.
Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:
· право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;
· право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
· право назначать;
· право осуществлять легитимное принуждение;
· право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
· право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
· право расходовать вверенные ресурсы;
· право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
· право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.
Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:
· осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
· административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);
· административное правоприменение, осуществляется в двух формах:
o оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;
o юрисдикционная деятельность , осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
· административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
· осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
· непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
· информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.
Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.
Понятие и виды органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления 1 . В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:
· объективный , характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;
· субъективный , выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.
Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:
· официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
· осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;
· возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;
· наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;
исполнительный власть федеральный кадастр
Как было ранее сказано, виды органов исполнительной власти- это система исполнительных органов.
Классификация органов исполнительной власти следующая:
1) По федеративному устройству:
· федеральные органы исполнительной власти;
· органы исполнительной власти субъектов.
2) По объему компетенции:
· органы общей компетенции;
· органы специальной компетенции;
· органы отраслевой компетенции;
· органы внутриотраслевой компетенции;
· органы межотраслевой компетенции;
· органы смешанной компетенции.
3) По организационно-правовым формам:
· правительства;
· советы министров, имеющие статус правительства;
· министерства;
· государственные комитеты;
· комитеты;
· службы;
· главные управления;
· управления;
· инспекции;
· агентства;
· департаменты;
· администрации;
· отделы;
· другие органы исполнительной власти.
4) по порядку разрешения подведомственных вопросов:
· единоначальные;
· коллегиальные.
Как раньше было отмечено, система и структура органов исполнительной власти не одно и то же. Но данные понятия связаны между собой. На их развитие влияет множество политических, социальных, правовых и других факторов. В последнее время система федеральных органов исполнительной власти часто менялись. Раньше эта система создавалась на основе улучшения принципа негосударственного управления экономической сферой. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) утвердил новую систему федеральных органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В структуру федеральных органов исполнительной власти входит Правительство РФ, и алфавитный перечень федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, агенств. Виды органов представляют некую совокупность взаимодействующих между собой органов, как в рамках каждого вида, так и между ними, не могут выступать в качестве структуры целого (системы) .
1. Федеральные министерства - это федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ в сфере деятельности. Функции по принятию нормативных правовых актов- это издание на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Министерство возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром. Министерство в установленной сфере деятельности не может выполнять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, которые установлены указами Президента РФ.
Суть федеральных министерств заключается в осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности, кроме вопросов, правовое регулирование которых согласно Конституции РФ и законодательству осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
2. Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Функции по контролю и надзору - это действия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, законодательством.
Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может находиться в ведении Президента РФ или быть подведомственна Правительства РФ.
3. Федеральные агентства - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Функции по оказанию государственных услуг- это осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц;
Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства. Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.
Многообразие федеральных органов исполнительной власти обуславливается стремлением к наиболее эффективному осуществлению функций государственного управления. Но следует отметить, что нет закона, который конкретизирует все положения об исполнительной власти.
На данный момент данные положения содержаться в нескольких нормативных актах. Принятие единого нормативного акта создаст устойчивую правовую основу для формирования эффективной исполнительной власти, в том числе системы федеральных органов исполнительной власти.