Что такое агрессивная езда на автомобиле. Новый штраф пдд за опасное вождение
Новый закон о опасном вождении 2016 на самом деле является Постановлением Правительства России № 477 от 30.05.2016, который внес изменения в п.2.7 ПДД. О том, что это за поправка, когда вступит в силу и какое подразумевает наказание, — далее.
Что такое опасное вождение?
Определение этого термина довольно объемное, поэтому для более легкого восприятия его лучше разбить на блоки. Итак, под этим понятием следует понимать совершение:
- неоднократное – повторяющееся 2 и более раз;
- одного и того же или нескольких разных действий;
- следующих друг за другом;
- повлекшее создание ситуации, при которой движение этого водителя или других участников движения при соблюдении того же направления и скорости угрожает:
- гибели или ранению людей;
- повреждению транспорта, сооружений, грузов;
- иного рода материальным ущербом.
К таким действиям отнесены:
В свободном доступе в Интернете размещены специальные видео, которые наглядно демонстрируют каждое из возможных нарушений. Их можно посмотреть на сайте опасноевождение.рф.
Когда начнут действовать изменения?
Закон об опасном вождении вступил в силу 8 июня 2016 года, а значит, с этого времени такие действия уже считаются правонарушением. Но подобная поправка в п.2.7 ПДД является половинчатой, поскольку носит декларативный характер:
Правонарушение как таковое названо и определено, а вот наказание за него пока не предусмотрено.
В свете этого можно сделать прогноз, что пока у правоохранителей не будет основания привлекать водителей к ответственности, норма об экстремальном управлении ТС будет мертвой. Как только будет введена санкция, тогда изменения начнут действовать фактически, а не только лишь юридически.
Штраф за опасное вождение
Пока еще государственные мужи не пришли к единому мнению по поводу наказания за экстрим на дорогах, но скорее всего оно будет введено в виде штрафа. Ожидаемая дата внедрения санкций – осень 2016 года.
Сейчас есть несколько мнений, которые активно обсуждаются:
- МВД совместно с Правительством предлагает остановиться на штрафе от 3 до 5 тысяч рублей, а в случае повторного совершения – лишать водительских прав;
- Госдума рассматривает более широкий диапазон наказаний – штраф, административный арест от 15 до 90 суток, а также высказываются мнения на счет уголовной ответственности.
Сказать что-то более конкретно станет можно ближе к осени, когда будет составлен хотя бы проект будущего нормативно-правового акта. Однако уже сейчас в приказе о выявлении опасного вождения есть .
Прогнозируемые проблемы
Принятие этого Постановления несомненно преследует благую цель – сокращение числа ДТП и количество лиц, пострадавших в них. Однако предусмотренные им изменения в ПДД требуют доработки и пока что способными внести некоторую путаницу.
Среди проблемных аспектов можно выделить:
Неконкретизированность и неточность формулировок
«Следующих друг за другом» - непонятно, какой временной период следует рассматривать: 1, 2 месяца или даже полгода?
Возможность манипуляций сотрудниками ГИБДД
Объективно оценить опасность во время дорожного движения объективно очень сложно. А значит, сотрудники ГИБДД при оценке действий будут руководствоваться своим субъективным мнением, что чревато необоснованного штрафования или вымогательством взяток.
Угроза выборочного применения
Придется обеспечить такой механизм выполнения этих поправок, который позволит привлекать к ответственности всех без исключения. Остается риск того, что самые главные «лихачи» на дорогах – золотая молодежь и приближенные к ней – останутся безнаказанными.
Вопрос-ответ
Вопрос: Что сейчас может предпринять ГИБДД по отношению к водителю, если нет санкции? Могут ли принудить заплатить штраф?
Пока наказание не предусмотрено законом, единственный способ отреагировать на нарушение – это вынужденная остановка транспорта и вынесение предупреждения. Выписывать штраф ГИБДД пока еще не имеет права.
Вопрос : Учитывается ли вина водителя при оценке его действий на состав опасного вождения? Если я случайно, по вине сложившихся обстоятельств, совершил нарушение, буду ли я нести ответственность?
Конечно же, вина будет учитываться. Это можно понять хотя бы из такого признака правонарушения как «систематичность». Чтобы Ваши действия расценили как данное правонарушение, их необходимо совершить два и более раз за короткий промежуток времени. Вряд ли подобное совпадение возможно – чтобы Вы неумышленно нарушили одни и те же правила один за одним.
8 июня 2016 года в ПДД внесены очередные изменения. Одно из них касалось введения в «ПэДэДэшный» обиход понятия «Опасное вождение».
Не будем давать оценку самому процессу реформирования нормативно-правовой базы в области ПДД. Это – отдельная «песня» со своими куплетами-припевами, притопами-прихлопами. И об этом обязательно поговорим. Просто проконстатируем факт: изменения внесены, и нам следует их учитывать!
Вот только относиться к нововведению мы можем по-разному!
Что такое «опасное вождение»
Не будем догматиками и сразу же обратимся к тексту ПДД.
Начало цитаты.
«2.7. Водителю запрещается…
опасное вождение , выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба…».
Конец цитаты.
Согласитесь, громоздкое определение. Разобьем его на структурные элементы исключительно для простоты усвоения.
1. Опасным вождением считаются следующие правонарушения в области ПДД:
а) непредоставление преимущества пользующемуся приоритетом транспортному средству при перестроении из полосы в полосу или из ряда в ряд;
Видео — создание помех при перестроении («нервяки»):
б) перестроение транспортного средства в нарушении ПДД при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме разрешенных случаев – при перестроении перед поворотом налево или направо, разворотом, остановкой или объездом препятствия);
Видео — многократные перестроения («шашечки»):
в) несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
Видео — не соблюдение дистанции («торопыги»):
г) несоблюдение бокового интервала;
Видео про «грядки»:
д) необоснованное ситуацией резкое торможение (кроме случаев, когда такое торможение требуется для предотвращения ДТП).
Видео о таких «воспитателях»:
е) воспрепятствование обгону.
Видео о таких «упертых» водителях:
Иными словами, в структуру опасного вождения входят противоправные деяния водителя, нарушающего пять норм, предусмотренных пунктами 8.4, 9.4, 9.10, 10.5, 11.3 ПДД РФ.
- в неоднократном (как минимум – в двукратном!) совершении каждого из вышеуказанных правонарушений;
- в совершении подряд нескольких (как минимум – двух!) вышеуказанных правонарушений.
3. Опасным вождением считаются указанные действия, если они способны повлечь за собой угрозу возникновения ДТП (то есть угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба).
Сделаем промежуточный вывод
Очень важно отметить, что опасное вождение должно обязательно содержать в себе все три указанных признака одновременно : факт правонарушений, с одной стороны, и факт неоднократности (или последовательности) этих правонарушений, с другой стороны, факт опасности указанных действий или их последствий, с третьей стороны.
Опасное вождение: и всё, и ничего!
Сразу же отмечу: я очень критично и скептически отношусь к инициативе введения такого понятия – «Опасное вождение». Слишком расплывчатая и необоснованная норма! Именно в том виде, в котором это сегодня преподнесено законодателем! Создается впечатление, что последний действовал по принципу: «Главное – прокукарекать! А там хоть не рассветай!».
Поясню. Идея «опасного вождения» была вброшена в массы, и разбирайся, водитель, как хочешь!
Вот мои аргументы против введения на нынешнем уровне понятия «опасное вождения»!
1. Формально за опасное вождение не предусмотрено никакой ответственности!
Возникает ситуация бесцельности вновь введенной нормы. Это когда норма права не действует, потому что гипотеза и диспозиция (как элементы нормы права) присутствуют, а санкции нет. Такое обстоятельство делает норму права бесцельной. А точнее – вообще, нормы права не существует.
Следовательно, декларированная в п.2.7 норма права просто не существует. Опасного вождения в РФ не существует!
Да, скорее всего, наказание в скором времени придумают. Но тогда зачем до этого времени вводить новое понятие?
2. Как следствие из 1-го, КоАП РФ уже предусматривает ответственность за те правонарушения, которые входят структурными элементами в понятие «опасное вождение» . Вот они:
а) часть 3 статьи 12.14 КоАП РФ: «Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, … влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей»;
б) часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ: «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги … влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Поэтому водителя, нарушившего указанные нормы ПДД неоднократно или в совокупности, можно подвергнуть юридической ответственности за конкретные правонарушения.
Отсюда и вопрос: «А зачем тогда нужна норма, наказывающая за опасное вождение?».
Отсюда – и более важный вопрос: «С какой целью вводится понятие опасного вождения? Не является ли это бюрократизацией ПДД?».
3. Еще один каверзный вопрос законодателям.
«Кто будет квалифицировать опасное вождение? ». И это, пожалуй, один из самых не решаемых, в принципе, вопросов.
Проще говоря, кто тот человек, который будет принимать решение, что некий водитель совершил:
- одно из указанных правонарушений неоднократно;
- сочетание указанных правонарушений?
Следом – еще один вопрос: «Как понимать неоднократность ? Через какой максимальный промежуток времени совершенные однотипные правонарушения будут считаться неоднократными?»
И еще: «Сколько времени должно пройти, чтобы подряд совершенные правонарушения расценить как сочетаемые ?».
Без решения таких вопросов само понятие «опасное вождение» повисает в воздухе.
Если это решение будет принимать работники ГИБДД, то нас ждет перспектива перманентных судебных разбирательств по искам водителей. И суды захлебнутся такими делами. Если такое первичное решение будет принимать суд, то мы утонем в апелляциях в вышестоящие судебные инстанции.
Вывод: проблема не решаема в части механизма наложения санкций.
4. Еще один обязательный критерий для квалификации опасного вождения – это опасность ДТП. Как расценить степень возможности наступления ситуации ДТП?
Ситуативный анализ позволяет применять только ретроспективный метод: , — значит, его вероятность присутствовала. ДТП не было, — доказать его вероятность будет сложно. Это опять суды, апелляции и прочая атрибутика процессуальных отношений.
Окончательный итог наших размышлений
Следовательно, квалифицировать наличие признаков «опасного вождения» очень сложно. Если не невозможно.
Вопрос: «А, может быть, пока не поздно – отказаться от этого чрезвычайно аморфного и субъективного – понятия?».
Интересен вот еще какой факт.
Понятие «опасное вождение» прописано в пункте 2.7, где рассматриваются негативные обязанности водителя (то, от чего он должен отказаться).
ВОПРОС: «Почему это понятие не прописано в п.1.2 ПДД РФ?» Ведь именно этот пункт отвечает за основные положения и основные понятия, применяемые в Правилах дорожного движения Российской Федерации.
Вывод один: мутно всё это!
Постановка проблемы понятия «опасное вождение» попахивает догматизмом и тематикой чьей-то кандидатской диссертации. Не более!
Хочется задать последний вопрос в отношении понятия опасного вождения:
«А был ли мальчик?».
Видео — фильм «Опасное вождение», разъясняющий этот термин:
Может заинтересовать:
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля
Как быстро избавиться от царапин на кузове авто
Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев
Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>
Похожие статьи
Комментарии к статье:
Анатоль
Нововведение крайне сомнительно. Больше похоже на отписку, чем на что-то реально проработанное.
Определение вышло слишком уж всеохватывающим: собрали винегрет из уже имеющегося, даже не удосужившись разбить на несколько предложений! Тут явно еще работать и работать над формулировкой, а то без бутылки не разберешься. А раз так, то и трактовать его будет по-разному.
Виктор Самохин
Смотрел программу по поводу этой темы. Знаете, по мне эта опасная езда выеденного яйца не стоит, есть уже существующие правила которые подходят под это определение, но государству мало же денег с народа, надо брать больше. А самое смешное, что если у вас присутствует наклейка с университетом или другой известной атрибутикой означающую какую-либо поддержку автомобильного мира гонок, то все, за вами начинается конкретная слежка.
Александр
Вроде неплохая идея. Но вопрос в том как это всё будет работать. Доказать опасное вождение будет очень сложно. И кто за этим будет следить. Вот движется поток автомобилей и один из участников играет в «Шашки» как и кто его будет наказывать? А, так наверное это из категорий множества законов в нашей стране которые практически не работают.
Сергей
Но ведь есть уже правила дорожного движения и все, что в них запрещено, и есть опасное вождение. Считаю, к опасному вождению надо обязательно отнести езду с ксеноновыми фарами, слепят в темноте, часто создавая аварийные ситуации.
Сергей Капустин
Действительно очень трудно будет отследить это нарушение. Да и все эти нарушения прописаны в правилах. По моему мнению вещь абсолютно бесполезная.
Вика
В общем-то идея хорошая, но «сыроватая». Необходимо доработать список действий, которые будут относить к опасному вождению, и тогда уже внедрять.
Евгений Александров
Какие-то инспектора будут за счёт этого понятия обогащаться, и иногда «карать» обнаглевших. Хуже не будет (найдут и без этого понятия, как из водил деньги вытащить), лучше, думаю, тоже не будет.
Станислава
Целиком и полностью поддерживаю то, что необходимо ввести понятие «опасное вождение» и штрафовать за нарушения. Сама столкнулась с этим, недавно закончив автошколу. На моей машине приклеены знаки «неопытный водитель» и «туфелька». И у меня сложилось такое ощущение, что они мне не помогают, а мешают, потому что каждый наровит обогнать и, перестраиваясь обратно в правый ряд, подрезать меня, провоцируя меня, таким образом, прибегать к резкому торможению. Шашечников тоже много на дорогах.
Пётр
Я считаю, идея про «опасное вождение» правильная, уж очень много развелось лихачей на дорогах в последнее время. Хуже точно не будет.
Николай
Правильно сделали, что ввели понятие «опасное вождение». Я вожу аккуратно, часто перевожу семью. Лихачи на дорогах угроза общественной безопасности.
Дима
Давно ждал когда будет закон против такого «вождения» По собственному опыту заметил что, «дурачков» стало поменьше.
SantaK
Как по мне, эти нововведения вообще ни к чему. Сейчас лишь бы чего не придумать. Нет четкой оценки, как понять — опасная езда или нет, очень обширные понятия. Так же не могу не упомянуть, что в правилах ПДД все-таки указаны эти аспекты и дополнительного освещения, я считаю, не нужно. Конечно, лихачей на дорогах не мало, да и не думаю, что с этим законом их станет меньше, ведь в каждом законе есть своя лазейка.
Андрей
Немало времени пройдёт, пока закон начнёт работать и приносить результаты. Но кому «можно» опасно водить, те все равно продолжат это делать.
Павел
Это очередной закон для пополнения казны государственной штрафами, под эту норму можно спокойно вписать пару маневров в плотном потоке или в пробке. Все же пытаются выбрать лучшую полосу, переезжая из одной в другую. теперь придется встать в одну полосу за самосвалом и тащиться за ним, так…Я против!
Арсений
Инициатива-то хорошая. За рулём провожу целый день, и этих лихачей на дорогах полно! Но другое дело, как это будут контролировать, как наказывать. Посмотрим
Павел Андреевич
Сама норма закона нужна, тут главное не переборщить с критериями опасного вождения, ГИБДД — заинтересованное лицо и вполне может внести такие положения, что пару любых перестроений в полосах может считаться опасным! Для гаишников лучше будет, если все будут ездить по линеечке!
Если попытаться разобраться в том, что такое «опасное движение» в России, можно прийти к выводу, что всеобъемлющего и лаконичного определения нет. При этом с начала июня 2016 года в ПДД это понятие имеет силу. Кроме того, грядут новости о введении штрафа за данное нарушение. Попробуем разобраться во всех нюансах ПДД.
Стоит отметить, что новости о предполагаемом введении санкций за опасное вождение периодически всплывают давно, дольше десяти лет. При этом речь идет не только об установлении штрафа, но даже о лишении прав. Однако важность конкретизации термина «опасное вождение» в российском законодательстве осознали недавно. В 2018 году в понятие были внесены изменения, за счет чего оно стало короче и чуть более четким. Вначале же лета 2016 года появились новости о вступлении в силу новых поправок в ПДД, которые пояснили суть термина «опасное движение» и поставили его под запрет.
Что же подразумевается в 2018 году под понятием «опасное вождение»? Постановление об опасном вождении Правительства РФ отразило новые изменения. Речь идет об изменениях, которые касаются введения запрета на опасное вождение в ПДД и установления нового термина.
Исходя из изменений законодательства России, опасным вождением признаются именно неоднократные действия. Критерии опасного вождения:
- создание препятствий в процессе перестраивания в другую полосу, по которой двигается другое транспортное средство, вынужденное в результате ваших маневров изменить свои скорость или траекторию движения;
- перемещение в другую полосу при довольно активном движении и занятости всех полос;
- чрезмерное приближение к автомобилю, за которым вы следуете. При этом величина дистанции не оговаривается в ПДД, что автоматически освобождает водителя от ответственности при отсутствии ДТП;
- нарушение бокового интервала - здесь дела обстоят аналогично, как и с предыдущим случаем;
- резкое торможение, если в таковом нет необходимости для предотвращения ДТП, что также можно часто наблюдать на записях видеокамер;
- создание препятствий для другого транспортного средства, пребывающего в стадии обгона, путем повышения скорости обгоняемого автомобиля.
Особых сложностей в библиотеке законодательства с определением критериев опасного вождения нет, как, собственно, и однозначности.
Значительным недостатком изменений можно считать чрезмерную дозволенность. Дело в том, что они предполагают достаточно большую свободу для сотрудников ГИБДД при обозначении опасного движения и при привлечении автомобилистов к ответственности, согласно КоАП.
ГИБДД поспешила дать разъяснения по поводу изменений. Были подробно рассмотрены приведенные критерии. Видео, снятые работниками ГИБДД, в которых представлены примеры опасного вождения в России:
Как инспектором ГИБДД определяется опасное вождение?
Если ориентироваться на закон, можно сделать вывод, что водителю выписывается штраф или предусматривается иное наказание, в случае если перечисленные в правилах ПДД запретные маневры были совершены многократно за короткий срок. К примеру, если за 20 секунд езды при активном движении на дороге вы перестроились, вынудив затормозить следующий за вами автомобиль, тогда избежать разговора с сотрудниками ГИБДД и ответственности за опасную езду вам вряд ли удастся.
Статья закона прописывает, что такой вид движения предполагает увеличение уровня опасности на дороге вследствие совершения водителем нескольких указанных действий на протяжении небольшого промежутка времени. Такое поведение автомобилиста способно привести к отсутствию возможности у других участников дорожного движения предусмотреть дальнейшие маневры этого водителя, и дать грамотную реакцию на них и ликвидировать риск возникновения аварийной ситуации.
Главная проблема заключается в том, что Конституция России и правила пункта 1.7 КоАП предусматривают презумпцию невиновности. Согласно этому принципу, ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности, если отсутствуют доказательства его вины. Из этого следует, что «приписать» опасное вождение автомобилисту довольно проблематично, поскольку эти нарушения толком никак не зафиксированы, особенно если нет видеодоказательств.
Особых сложностей с этим не должно возникнуть. На самом же деле, согласно правилам, нарушения, которые можно зафиксировать визуально, так фиксироваться и должны. В разряд таких запрещенных действий относятся езда с непристегнутым ремнем безопасности, запрещенным цветом фар, тонировкой и иные аналогичные нарушения, для фиксации которых нельзя применять специальные приборы, такие как измерители степени пропускаемости света, радары, видеокамеры и т. д.
Если вас остановил сотрудник ГИБДД и предъявляет обвинение в опасном вождении, необходимо проследить, чтобы был составлен протокол, в котором впоследствии будет зафиксировано допущенное нарушение и примененная к водителю статья КоАП. У водителя есть возможность обжаловать решение по причине отсутствия как такового состава преступления вследствие недоказанности вины. Однако вероятность отмены постановления мала, поскольку принцип «нет оснований не доверять сотруднику полиции», который принял присягу, здесь первоочередной, и любой судья или другое вышестоящее должностное лицо будут руководствоваться именно им.
Таким образом, наличие нарушения устанавливается практически исключительно зорким глазом инспектора ГИБДД, без каких-либо видео, что автоматически отменяет действие принципа презумпции невиновности.
Получается, что подобная логика предъявления обвинения с опорой только на показания инспектора довольно распространена, и выявление запрещенных перестроений, торможений и т. д. остается за ними. Рассуждая о правильности или неправильности такой практики, достаточно вспомнить об элементарном человеческом факторе, а также о возможном стремлении многих нерадивых работников злоупотреблять таким новым определением в ПДД с целью получения личной выгоды, о чем мы нередко слышим в новостях.
Штрафные санкции за опасное вождение
Сам по себе запрет опасного вождения мало что значит, особенно если речь идет о российских водителях. Чтобы такая мера была эффективной, необходимо введение санкций, способных удерживать водителей-лихачей от опасного поведения на дороге. Информация, предусматривающая штраф или лишение прав, должна прописываться в КоАП России. До тех пор, пока о такой статье не приходится говорить, то же самое касается упомянутых наказаний. Однако обсуждение уже ведется, и даже планируется, к началу 2018 года в России уже будет установлен штраф за небезопасную езду.
Предполагается, что сумма штрафа в России составит 5 тысяч рублей. Лишение прав считается слишком суровым наказанием за такого рода нарушение и, скорее всего, введено не будет.При этом большинство экспертов признают, что рассмотренное нововведение пока еще может считаться своего рода «черновым вариантом» в России, поэтому изменения в плане размера наказания вполне вероятны. Так, сумма штрафа может быть скорректирована как в большую, так и в меньшую сторону. Кроме того, со временем штраф может быть заменен лишением прав, по крайней мере, в случае совершения повторного нарушения. Будем следить за новостями.
Информация на сайте актуальна в 2018 году, чтобы узнать актуальную информацию на 2019 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.
Агрессивная езда никогда не приветствовалась исполнителями власти в лице сотрудников ГИБДД . И летом 2016 года появился соответствующий запрет в ПДД. Но штрафа за опасное вождение не было очень долго. В чём же заключается "закон об опасном вождении ", как избежать наказания за него в 2019 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулирует и что вообще считается опасным управлением? Давайте выяснять по порядку!
Что считается опасным вождением?
Этот термин достаточно подробно разжёван в соответствующем пункте 2.7 Правил дорожного движения. Но от объёма текста он, к сожалению, не стал чётким и определённым.
Итак, опасная езда – это совокупность определённых манёвров, которая совершилась водителем более одного раза. Такие манёвры включают в себя:
- перестроение с созданием помехи,
- перестроение при интенсивном движении (даже если помеха не создавалась, то всё равно будет считаться опасное вождение), если манёвр совершается не для , а также не для объезда препятствия или остановки,
- несоблюдение дистанции,
- несоблюдение бокового интервала,
- если вы резко затормозили, а этого не требовалось во избежание ДТП,
- если вы препятствовали обгону .
Есть 2 важных условия, при которых все перечисленные манёвры подпадают под термин "опасное вождение":
- они должны быть совершены неоднократно – причём, комбинация из любых двух (даже разных) действий уже образует опасное вождение,
- такие действия должны повлечь реальную угрозу ДТП, в том числе с гибелью или ранениями людей.
Официальная трактовка соответствующего пункта ПДД выглядит следующим образом:
2.7. Водителю запрещается:
опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.
Таким образом, если вы в потоке автомобилей более одного раза: тормозили без причин, перестроились, создав помехи, перестраивались при интенсивном потоке, когда заняты все полосы движения, препятствовали обгону, слишком близко приблизились к впереди едущей машине или проехали слишком близко сбоку от другого авто, и тем самым создали угрозу ДТП, то по состоянию, актуальному на 2019 год, это и есть опасное вождение.
Типичные примеры агрессивной езды – подрезание другого авто или "учительствование", когда вы опережаете/обгоняете и затем оттормаживаете другой автомобиль. Именно об этом, вероятнее всего, думали законодатели, вводя в ПДД данный термин.
Что не считается?
Определённо, под агрессивную езду не могут подпадать такие ситуации и манёвры водителя по определению термина:
- перестроение без включённых поворотников ,
- поворот из второго ряда (в случаях, когда это запрещено Правилами),
- "виляние" из стороны в сторону в пределах своей полосы (при наличии разметки),
- несоблюдение дистанции или бокового интервала до стоящего впереди/сбоку автомобиля (в пробке, к примеру),
- превышение скорости , равно как и слишком быстрый разгон со светофора,
- дрифтинг,
- и любые другие манёвры или нарушения ПДД, которые не перечислены прямо в условиях пункта 2.7.
Какой штраф?
Штрафа за опасное вождение по состоянию на 08 Июля 2019 года нет. Но он активно планируется. Так, уже разработан соответствующий законопроект о введении в КоАП нового штрафа за это нарушение. На данный момент он принят в первом чтении.
Данный проект закона предполагает введение в Административный кодекс новой статьи – 12.38. За штрафы в области дорожного движения отвечают все статьи с номером, начинающимся с 12 и сейчас нумерация идёт до 12.37.
Вот так будет звучать нововведённое наказание:
Статья 12.38. Опасное вождение
Опасное вождение – влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.
Таким образом, штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей . Более никаких наказаний за это нарушение не планируется: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер обеспечения в виде эвакуации на штрафстоянку , конфискации чего-либо и других.
На данный момент проект штрафа за агрессивное вождение принят в первом чтении. Ему предстоит ещё 2 чтения, в рамках которых его примут либо отклонят. .
Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?
Нет. Мало того, что об этом пока ничего не говорится в официальных источниках, но камеры автофиксации просто не способны на 2019 год выявить такое технически сложное нарушение. Ведь, напомним, чтобы вынести наказание, должны быть соблюдены 2 важных условия:
- каждый перечисленный в условиях опасного вождения манёвр должен быть совершён неоднократно в течение короткого промежутка времени,
- такие манёвры должны создать угрозу ДТП.
Более того, факт создания помехи камера также не может уличить, потому как помеха обязательно должна сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения того, кому она создана. Поэтому штрафа за агрессивную манеру езды камеры выносить не смогут.
А как можно будет получить?
Даже сотрудник ГИБДД на дороге не сможет выписать штраф за опасное вождение. Но это вовсе не значит, что запрет вводится только на бумаге, а по факту можно нарушать.
Здесь ситуация аналогична многим другим сложно уличимым нарушениям, и инспектор ДПС на дороге вправе будет только составить протокол. То есть, обнаружив опасную езду, вас всё равно остановит сотрудник и возбудит административное дело. Вот только рассматривать его он не уполномочен. А имеет на это право только его начальник.
Таким образом, порядок действий сотрудника ГИБДД на дороге будет выглядеть следующим образом:
- инспектор видит, что вы неоднократно нарушаете ПДД агрессивными манёврами (например, сначала перестроились, создав помеху, а потом подрезали),
- останавливает вас и составляет административный материал – протокол; протоколом возбуждается дело об административном правонарушении, куда вписываются все имеющие отношение к нарушению обстоятельства, а также ваши ФИО, данные инспектора, место, дата и время нарушения, место, дата и время рассмотрения дела, ваши объяснения,
- далее инспектор вас... отпускает в добрый путь с вручённой вам копией протокола, где указаны место, дата и время рассмотрения вашего нарушения ПДД и на которое вы обязаны явиться,
- экземпляр протокола, который остался у сотрудника, передаётся его непосредственному начальнику,
- начальник на разборе в назначенное время в вашем присутствии или отсутствии решает, вынести постановление или нет,
- если принято решение вынести постановление (это и есть уже назначенный штраф за опасное вождение), то его копия вручается вам либо , если вы не явились на разбор.
Какие критерии опасного вождения?
Хотя официальный текст ПДД и содержит четкие криетрии нарушения правил, все же касаемо агрессивного вождения непонятными остаются много фактов:
- Какой промежуток времени должен пройти между двумя нарушениями, чтобы это в совокупности стало опасным вождением: 5 секунд, минута, день, месяц? Ответа на этот вопрос закон не даёт.
- Должен ли инспектор доказать опасное вождение и как? Этот вопрос мы рассмотрим подробнее немного ниже.
- Что считать интенсивным движением, когда нельзя перестраиваться? Законодательство 2019 года не содержит ни критериев такой интенсивности, ни даже определения. Более того, водитель всегда может сказать, что он собирался поворачивать или развернуться, и тогда это уже не нарушение.
- Что такое безопасная дистанция и боковой интервал? В ПДД нет ответа на вопрос, "сколько мерить в метрах?", равно как нет определения безопасности дистанции. Есть только прецедентность этих понятий – если не случилось ДТП, значит, они безопасны.
- И главное – наличие такого условия, как угроза ДТП. Как его понимать? Если ДТП не было, значит ли это, что это не опасное вождение?
К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП , тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему личному убеждению. Посчитал инспектор, что движение интенсивное – штраф, не поверил, что вы перестраивались, чтобы развернуться – штраф, посчитал боковой интервал небезопасным – снова штраф.
Должен ли сотрудник ГИБДД доказать опасное вождение?
Этот вопрос по части других нарушений, таких как непропуск пешехода , вызывает много полемики в судебной практике 2019 года:
- с одной стороны, устоявшаяся практика судов, когда на основе только протокола выносят штрафы и лишения прав, точнее, выносят на основании того, что словам сотрудника ДПС нет оснований не доверять, ведь тот принимал присягу... а обычный водитель не принимал; значит, водитель может врать, а инспектор нет,
- с другой, Верховный суд РФ не так давно издал решение , где пояснил, что одного только протокола недостаточно, чтобы признавать вину водителей, должны быть иные доказательства, иначе презумпция невиновности перестаёт работать должным образом.
Как это будет работать с опасным вождением, можно прогнозировать по тому, как это работает сейчас с штрафами за другие нарушения, где также законом не установлена обязательность доказательств специальными средствами (как опьянение алкотестером и скорость радаром). А работает это пока в пользу должностных лиц – судьи, несмотря на наличие пояснений Верховного суда, чаще принимают решения в пользу инспекторов.
По данным ГИБДД, более 70 процентов ДТП на российских дорогах происходит из-за агрессивного стиля вождения автомобиля. Большинство таких аварий заканчивается летальным исходом или тяжёлыми последствиями. К сожалению, не все водители соблюдают культуру движения на дорогах и общепринятые нормы общения.
Интересно! Пилот Формулы-1 Льюис Хэмилтон был оштрафован за то, что "жёг шины" на потеху болельщиков. Эта выходка стоила пилоту ареста машины, а позже её продажи, так как поведение Льюиса назвали "агрессивным вождением".
Опасное вождение: что это означает?
Итак, опасное вождение: что это понятие включает в себя? Согласно внесённым дополнениям в ПДД, этот термин подразумевает многоразовое совершение одного или нескольких действий во время движения, которые повлекли за собой ситуации, усложняющие положение других водителей. В законопроекте об агрессивном вождении опасными считаются действия, которые создали угрозу остальным участникам движения, спровоцировали дорожно-транспортные происшествия, ранения и гибель людей, причинение разного рода материального ущерба, а также повреждение транспортных средств или находящихся рядом сооружений.
Из пунктов ПДД следует, что опасное вождение можно квалифицировать при наличии двух условий: нарушения были совершены за короткий период времени, их результатом стало создание опасной ситуации.
Знаете ли Вы? Термин "опасное вождение"был введён ещё в СССР. За нарушение такого правила был обязателен штраф.
Как будет распознаваться агрессивное вождение
Поскольку агрессивный стиль вождения – это совокупность нескольких действий за короткий временной отрезок, необходимо рассмотреть, что это за действия.
Часто можно наблюдать, как водители «забывают» уступить право преимущества другому ТС, когда перестраиваются в другой ряд или полосу. Некоторые торопятся перестроиться, несмотря на более чем интенсивное движение и отсутствие свободных мест на полосе.
Не доводит до добра и несоблюдение дистанции по отношению к идущей впереди машине, а также нарушение бокового интервала, если учесть количество скутеров и мотоциклов на трассах.
Резкое безосновательное торможение, препятствование обгону, повлекшее за собой аварийную ситуацию, – эти факторы не дадут возможности предусмотреть дальнейшие действия неадекватного водителя и возможности избежать тяжёлых последствий.
Важно! К сожалению, сотрудник ГИБДД не всегда может определить ситуацию «на глазок». В таких случаях будут спасать видеокамеры на дорогах, а также регистраторы автовладельцев.
Какой штраф ожидает за "опасное вождение" на дороге, будут ли лишать прав
Единого штрафа за опасное вождение нет, но предусмотрены наказания за отдельно взятые эпизоды, которые в совокупности расцениваются как агрессивное поведение. В ПДД описан и рассмотрен ряд ситуации.
Если водитель при перестроении в другую полосу, при повороте, развороте или остановке не подал соответствующий сигнал, он получит предупреждение или штраф в сумме 500 рублей. Разворот или движение задним ходом на запрещённых для подобных манёвров участках влечет взыскание в размере пятисот рублей.Если водитель не уступил право преимущества другому автомобилю, ему грозит штраф размером в 1000 рублей или предупреждение. Движение по велосипедным дорожкам обойдётся нарушителю в две тысячи. Такой же суммой расплатится водитель, нарушивший правила остановки или стоянки, создавший помехи для других транспортных средств.
Выезд на встречную полосу или трамвайные пути предусматривает наложение штрафа в сумме пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. За повторное нарушение этих правил закон об агрессивном вождении предусматривает лишение водительского удостоверения на год. Если повторное нарушение было зафиксировано видео- или фотосъёмкой, водитель заплатит 5000 рублей.
Регулирование агрессивной езды, практика других стран
В предыдущих пунктах было рассмотрено, что такое опасное вождение с точки зрения правил дорожного движения и система штрафов как наказание.
Как быть с практическим применением этих правил? За резкое торможение, например, наказания в виде штрафа не предусмотрено – вина перекладывается на водителя, едущего сзади (несоблюдение дистанции). Спешащие водители маршруток иногда платят за резкое торможение, если при этом пострадал пассажир.
В других странах понятие «агрессивное вождение» распространяется и на оскорбления и неприличные жесты. В Германии оскорбление наказывается лишением свободы сроком до одного года или денежным штрафом. А неприличные жесты в зависимости от значения наказываются штрафом от 150 евро до 4000 тысяч евро. В США, в штате Джорджия нельзя оскорблять и запугивать, а также каким-либо образом навязывать общение или препятствовать проезду.
В странах Европы и в США штрафы за опасное вождение зависят от тяжести последствий. Ущерб имуществу тюремным сроком не наказывается, но при летальном исходе или инвалидности, тяжёлом уродстве ни один адвокат не убережёт от реального уголовного наказания.
Помните! Агрессивная езда на автомобилене принесёт ничего, кроме разрушений в вашей жизни. На дороге будьте внимательны и взаимно вежливы.