Безвозмездное предоставление земельного участка. Принят закон о безвозмездном выделении земли для граждан в любом свободном месте
ЗК РФ Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Позиции высших судов по ст. 39.20 ЗК РФ >>>
1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
1.1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
2. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
3. Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
4. В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
5. Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
6. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
7. В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
8. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 - настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 - настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.
10. Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 - настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.
11. В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.
Статья 8. Предоставление органами исполнительной власти города Москвы земельных участков в аренду, безвозмездное пользование
1. Земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду, безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
Информация об изменениях:
3) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных нужд;
4) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Мэра Москвы для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 настоящего Закона;
5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
5. Предметом торгов является право на заключение договора аренды земельного участка, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями федерального законодательства. По условиям торгов в качестве критерия определения победителя торгов может предусматриваться размер платы за право на заключение договора аренды либо годовая ставка арендной платы.
Информация об изменениях:
Законом г. Москвы от 1 апреля 2015 г. N 13 статья 8 настоящего Закона дополнена частью 5.1, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.
5.1. Основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, является отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, права на которые планируется реализовывать на торгах, одобренном в порядке, установленном Правительством Москвы.
6. По договорам аренды земельных участков, заключенным с органами исполнительной власти города Москвы до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, передача арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе передача арендных прав в залог, внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также передача земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) допускается при наличии согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды.
7. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы обеспечивает учет поступивших уведомлений о передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе о передаче арендных прав в залог, внесении их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также о передаче земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) по договорам, заключенным с органами исполнительной власти города Москвы после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Религиозным организациям земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование под застройку на срок строительства. Однако редакционная почта свидетельствует о том, что в ряде регионов, например в Москве, практикуется заключение соответствующих договоров на 11 месяцев.
Насколько такая практика соответствует закону и продолжится ли она после вступления с 1 марта 2015 года в силу новой редакции Земельного кодекса РФ? Отвечает руководитель Юридической службы Московской Патриархии . Комментарий опубликован в журнале «Приход» (№ 1, 2015).
Согласно п. 3 ст. 30 действующей редакции Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) «предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется … религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений».
Очевидно, что заключение в подобных случаях договоров безвозмездного срочного пользования со сроком действия 11 месяцев противоречит приведенной норме.
Практика заключения краткосрочных договоров обусловлена положением п. 2 ст. 26 ЗК РФ, согласно которому «договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации». Для того чтобы не регистрировать договор, московские власти предлагают заключить его на 11 месяцев. Подписывая краткосрочный договор на таких условиях, руководитель религиозной организации должен отчетливо представлять правовые последствия данного шага.
По истечении срока действия договора безвозмездного пользования земельным участком, данный договор подлежит прекращению (подп. 1) п. 1 ст. 47 ЗК РФ). Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 689, п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в случае, если пользователь (в данном случае — религиозная организация) продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны собственника (в данном случае — в лице Департамента городского имущества г. Москвы), договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Однако в таком случае собственник земельного участка (в лице Департамента) получает право по любым причинам во внесудебном порядке во всякое время отказаться от договора, известив об этом религиозную организацию-пользователя за один месяц (п. 1 ст. 699 ГК РФ).
Таким образом, краткосрочный договор не обеспечивает в достаточной степени права религиозной организации на земельный участок. Именно поэтому Юридическая служба Московской Патриархии не рекомендует заключать договоры безвозмездного пользования земельными участками на 11 месяцев.
Что касается новой редакции ЗК РФ, то она существенно меняет предусмотренное действующей редакцией ЗК РФ правило о сроке действия договоров безвозмездного пользования, заключенных в целях предоставления религиозным организациям государственных (муниципальных) земельных участков для строительства зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.
Согласно подп. 3) п. 2, п. 3 ст. 39.10 новой редакции ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет. При этом срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица, то есть религиозной организации.
Таким образом, начиная с 1 марта 2015 года, религиозная организация вправе самостоятельно (путем подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган) предложить приемлемый для нее срок действия договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, предоставленным под строительство зданий (сооружений) религиозного или благотворительного назначения.
Патриархия.ru
Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:
- органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
- органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
- органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
- органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).
Порядок предоставления земельного участка
Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:
- продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
- выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
- выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).
Федеральный закон определяет:
- сроки выделения земли;
- основания для отказа в выделении земли;
- список документов для выделения.
В собственность
Земельные участки передаются в собственность:
- посредством проведения аукциона;
- продажи земли без процедуры торгов;
- на бесплатной основе.
Торги
Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.
Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:
- подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
- обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
- госрегистрация прав на землю;
- определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении аукциона.
Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:
- подготовка лицом схемы участка;
- подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
- проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
- проведение заявителем кадастровых работ;
- кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
- подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
- обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
- получение технических условий подключения к сетям ИТО;
- принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.
По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.
Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:
- для ИЖС;
- ведения ЛПХ;
- ведения дачного хозяйства, садоводства;
- осуществления фермерской деятельности.
Без торгов
Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:
- участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
- земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
- другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.
Бесплатно
Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:
- физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
- физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
- в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.
В аренду
Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.
Аукцион
Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Аукцион проходит в несколько этапов:
- подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
- подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
- проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.
Без торгов
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:
- по решению Президента РФ;
- возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
- строительство объектов государственного и муниципального значения;
- проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
- правообладателям здания, под которым находится участок;
- религиозным организациям;
- для проведения бюджетных строек;
- льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
- лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
- физлицам для сенокошения и выпаса скота;
- переоформление из права бессрочного пользования;
- взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
- участок образован из ранее предоставленной земли.
Сроки предоставления
Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:
- не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
- не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.
Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.
Договор аренды ЗУ заключается на срок:
- от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
- до 9 лет для строительства линейных объектов;
- до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
- на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
- до 49 лет – в прочих случаях.
Основания для отказа
Основания отказа проведения аукциона:
- нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
- нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
- участок не входит в определенную категорию земель;
- объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
- земля изъята из оборота;
- земля ограничена в обороте;
- земля зарезервирована для государственных нужд;
- земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Основания отказа при предоставлении земли без торгов:
- заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
- земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
- разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
- ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
- предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
- площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.
Перечень документов
Для участия в аукционе заявитель подает:
- заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
- ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
- нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
- документ о внесении задатка.
Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.
Перечень электронных документов включает:
- схему расположения объекта;
- извещение о проведении аукциона в электронном виде;
- заявление о предварительном согласовании выделения земли;
- заявление об установлении сервитута;
- заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
- проект межевания в виде электронного документа;
- заявление о проведении аукциона;
- заявление о подтверждении схемы.
Основания для образования участка
Образование участков из земель , принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:
- проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
- документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
- схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).
Проект межевания территории
Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:
- из участка, выделенного на комплексное основание местности;
- из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
- в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
- в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
- для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.
Проектная документация о местоположении и границах
Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.
При подготовке схемы учитываются:
- утвержденная документация территориальной планировки;
- правила строительства и землепользования;
- проекты планировки местности;
- положения об особо охраняемых природных объектах;
- наличие местности с особыми условиями использования земли;
- земли общего пользования;
- красные линии;
- границы участков;
- расположение построек и объектов незавершенного строительства.
Схема содержит:
- условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
- площадь участка;
- координаты точек границы участка;
- границы формируемого участка;
- информация об утверждении.
Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.
Подготовка проводится на основании следующих документов:
- утвержденный документ территориального планирования;
- проект противопожарной защиты;
- проект планировки территории.
Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.
Утвержденная схема расположения
Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):
- решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
- решение об образовании участка.
Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.
Основания возникновения прав на земельный участок
Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:
- решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
- договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
- договор аренды при передаче земли в аренду;
- договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.
Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование
Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:
- лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
- малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.
Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.
Предварительное согласование предоставления участка
Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче земли без торгов.
Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:
- документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
- схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.
Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.
Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов
Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.
Преимущества нового порядка
С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.
Плюсы нововведений:
- устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
- вводятся сроки принятия решений;
- вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
- исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
- исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.
Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.
Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.
В этом извещении содержатся:
- сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
- сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
- адрес, способ подачи заявки;
- срок приема заявок;
- адрес месторасположения участка;
- кадастровый номер, площадь земли;
- площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
- адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.
Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.
В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.