Что делать при ДТП: без пострадавших, с пострадавшими. Что делать, если попал в ДТП: порядок действий водителей Что будет если попал в дтп
На дороге может случиться все что угодно. Как бы Вы не соблюдали правила дорожного движения, Вы не застрахованы от дорожно-транспортного происшествия, конечно кроме страховки ущерба. Что же делать, как себя вести, как не пропустить что-либо важное, ведь при аварии, особенно если Вы виновник, каждая деталь должна быть учтена. Давайте рассмотрим все поэтапно.
Взять себя в руки
После аварии некоторые водители начинают вести себя неадекватно, не могут внятно ответить на вопросы, такое впечатление, что ничего не соображают. Их можно понять - они испытали сильнейший стресс.
Некоторые участники аварии начинают паниковать и совершать поступки, которые могут отрицательно сказаться на результатах рассмотрения ДТП и повлечь за собой более тяжелые последствия. Например, сбегают с места происшествия, желая скрыть состояние опьянения или пребывая в шоке. Либо начинают "заметать" следы происшествия - двигать машину, убирать осколки и т.п.
Не нужно поддаваться своим эмоциям и делать глупости: произошла ситуация, нужно ее решить, по горячим следам, а то так могут и Вас в виновники записать.
Быть на чеку
Чаще всего неопытные водители или те, кто впервые попал в аварию, полностью доверяются инспекторам, протоколы подписывают не глядя и не читая, боятся высказать свою точку зрения и не решаются доказывать свою правоту. Автолюбители, помните, что пока Вы стесняетесь, за Вас кто-то решит Вашу судьбу и скорее всего не в Вашу пользу.
1. Остановить ТС
Необходимо остановить машину, включить световую аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Напомню, что в населенных пунктах расстояние от знака до автомобиля должно быть не менее 15 метров, а вне населенных пунктов - не менее 30 метров. Обычно этот знак выставляют за ТС, чтобы предупредить других участников дорожного движения о небезопасности движения по данному участку пути. Но что же делать, если ДТП произошло на перекрестке и другие автомобили приближаются к месту ДТП со всех сторон. Здесь водитель должен выбрать наиболее опасный участок дороги, на котором водителям трудно разглядеть аварийную ситуацию, и поставить "треугольник" в этом направлении.
Следует отметить, что с 1 июля 2015 года автолюбители обязаны освободить проезжую часть, если транспортные средства участников ДТП создают серьезные препятствия для движения других автомобилей. При этом обязательно необходимо как можно подробнее запечатлеть место аварии с помощью фотоаппарата или заснять на видео, а уже потом освободить дорогу. Но время, которое могут потратить водители на фиксацию деталей ДТП, нигде не обговорены. Штрафуют по объективным обстоятельствам: было время и возможность убрать автомобиль до приезда ГИБДД - оштрафуют по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ .
Если же участники аварии не имеют друг к другу претензии, то они могут разойтись полюбовно, не оформляя никаких бумаг.
2. Помочь пострадавшим
Участник ДТП должен осмотреть место происшествия в случае, если есть пострадавшие, оказать им первую помощь. Например, подложить валик из одежды сбитому пешеходу.
Но если Вы не обладаете навыками и знаниями об оказании первой помощи, то нужно обязательно вызвать скорую помощь, а то кабы еще больше не навредить.
В экстренных случаях допускается отправить пострадавшего на попутке, а если это совершенно невозможно, то на своем транспорте, но это не желательно, т.к. Вы покидаете место происшествия , тем самым остаетесь без фиксации факторов ДТП и можете попасть под часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ .
3. Привлечь свидетелей
Показания свидетелей, видевших саму аварию, а не ее исход, часто влияют на определение виновника ДТП.
Очевидцами могут выступать водители попутных машин, поэтому Вы можете записать гос. номера и марки автомобилей, телефоны, имена. Но нужно спешить, т.к. наверняка свидетели спешат по своим делам и не будут ждать, пока Вы подойдете к ним.
Свидетелями могут выступать и участники аварии, но показания независимых свидетелей все же ценятся намного выше.
Как очень неплохой вариант поиска свидетелей выступают социальные сети, форумы, объявления в газете или по телевидению.
4. Фиксируем каждую деталь и читаем протокол
Даже самые незначительные на первый взгляд моментыаварии могут Вам пойти на пользу.
Обратите внимание на детали: части автомобиля, вещи, выброшенные из салона, следы тормозного пути, состояние дороги, ее расположение и видимость пути.
Все, что Вы заметите необходимо внести в протокол. При этом необходимо описать все очень подробно, особенно повреждения автомобиля, т.к. чем больше Вы запишите, тем выше шансы получить возмещение от страховой в более крупном размере. Например, не просто "помято левое крыло", а "левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля".
И, конечно же, обязательно очень внимательно читайте протокол, думайте над каждой формулировкой. Не вступайте в перепалку с сотрудниками ГИБДД, Вы всегда можете написать в протоколе так, как Вы считаете правильно и верно.
Пишите конкретные фразы, которые можно трактовать однозначно.
5. Заполняем Извещение о ДТП
Каждый водитель должен иметь документ "Извещение о ДТП", который должен выдаваться страховой вместе с полисом ОСАГО. Но прежде чем заполнять этот бланк, нужно выяснить, действует ли он на настоящий момент, обговорить детали с другим участником аварии, проверить состояние самокопирующегося листа.
При аварии желательно сразу оформить извещение о ДТП, т.к. если Вы пойдете в страховую со всеми документами, но без извещения, то Вам ничего не выплатят, а заставят принести заполненный бланк.
По рукам
С 1 июля 2015 года водители вправе не вызывать инспекторов ГИБДД, а самостоятельно оформить необходимые документы для получения компенсаций по ОСАГО. В случае, когда в ДТП участвовали два автомобиля, пострадавших нет, то водители могут оценить нанесенный ущерб и если его размер не вызывает разногласий, то участники аварии могут компенсировать ущерб самостоятельно. При этом нужно потребовать расписку о том, что Вы заплатили пострадавшему, чтобы в дальнейшем к Вам не было претензий.
Мне самому пришлось так однажды сделать: сосед по двору помог дернуть мою машину со стоянки после "уборки" на ней снега трактором, а в итоге я фаркопом разбил ему противотуманку, тут уж не до оформления ДТП, на работу все спешили, отдал ему 1000 рублей и поехали все по своим делам.
О том, как самостоятельно оформить ДТП при помощи европротокола, Вы можете узнать .
Остается пожелать Вам, дорогие читатели, безаварийно езды! Ну а уж если Вы попали в аварию - не паникуйте, главное, что живы, остальное все обычная суета.
Количество автомобилей на дорогах увеличивается и влечет рост числа аварий. Каждый водитель должен быть готов к такому инциденту и знать, что делать, если попал в ДТП. Любое дорожное происшествие – стресс, однако нужно постараться выполнить хотя бы основные важные действия.
После столкновения водитель должен остановить машину, заглушить двигатель и выставить знаки. В населенном пункте он ставится за 15 м., за его пределами – за 30.
- Автомобиль двигать нежелательно до приезда ГИБДД. Если он создает затор, препятствует движению согласно ПДД, его можно передвинуть. Но предварительно нужно составить схему, подписанную всеми участниками ДТП.
- После остановки авто следует выяснить, есть ли пострадавшие и нужна ли кому-либо медицинская помощь. Если был совершен наезд на человека, перемещать его не нужно. При отсутствии знаний о том, как оказывать неотложную помощь, голову пострадавшего рекомендуется зафиксировать в поднятом положении, подложив под нее валик, сумку. Перевозка, изменение положения тела может усугубить его состояние. Если ДТП произошло в городе, рекомендуется дождаться приезда экстренных служб. Если авария случилась за его пределами, следует действовать по ситуации, предварительно позвонив по номеру 112.
- После оказания помощи пострадавшим следует вызывать на место аварии ГИБДД. Если виновник предлагает договориться без оформления, принимать это предложение нужно осторожно. Никогда не нужно соглашаться на такой вариант, если в результате аварии пострадали люди. В остальных случаях правила допускают без вызова дорожных служб.
Для этого нужно:
- составить схему. Ее подписывают оба водителя;
- записать свидетелей, которые слышали признание вины второго водителя или его согласие на восстановление либо видевших передачу денег;
- согласовать стоимость ущерба и сроки выплаты денег.
Брать водительское удостоверение в залог бессмысленно, поскольку водитель может заявить о его утрате и получить новый документ. В этом случае без свидетелей доказать его вину затруднительно.
- Поиск свидетелей и очевидцев. Нужен, когда отсутствует видеорегистратор или из записи нельзя сделать однозначного вывода о виновном лице. Фиксировать имена и контакты людей, видевших, как происходило столкновение, рекомендуется сразу. Иначе они разойдутся и разъедутся. Как правило, свидетелями становятся другие водители, пешеходы, ожидавшие сигнала для перехода, проходившие мимо.
Легче всего зафиксировать автовладельцев – достаточно записать номер автомобиля. Если речь идет о водителе городского транспорта, то потребуется номер маршрута и транспортного средства.
При отсутствии свидетелей дать пояснения смогут пассажиры, находившиеся в машине в момент ДТП.
- Возможно, потребуются услуги эвакуатора. Вызывать его следует уже после фиксации происшествия.
- Если водитель попал в аварию, он может вызвать аварийного комиссара. Обычно выезды специалистов практикуются при покупке КАСКО.
Действия после приезда сотрудников ГИБДД
Информацию о ДТП нужно давать правдивую. В любом случае на основании экспертного исследования и свидетельских показаний будет установлен истинный виновник, поэтому запутывать и вводить в заблуждение сотрудников ГИБДД не нужно.
Рекомендуется оказать посильную помощь в восстановлении всех деталей произошедшего. Сотрудники дорожной службы производят необходимые замеры, фиксируют следы торможения, место их нахождения, длину и рисуют схему ДТП с привязкой к местности. Схему нужно проверить, правильно ли на ней отражено положение авто, направление его движения. Если показания водителей расходятся, то указывается два варианта.
Поэтому от водителя требуется рассказать о ходе его движения, предпринятых действиях, указать на важные обстоятельства происшествия.
Итогом выезда инспекторов является оформление справки о ДТП, схемы и протокола об административном правонарушении. Если имеются пострадавшие, то дополнительно проводится осмотр автомобиля, акт и справка освидетельствования. С содержанием каждого из этих документов нужно внимательно ознакомиться, если есть дополнения или замечания, попросить их внести. Только после этого можно ставить свою подпись. Подпись не предполагает согласия с написанным, но свидетельствует о том, что водитель ознакомлен с содержанием. Если же он несогласен, это вносится в документ. Особенно важно при оформлении протокола.
Осмотр места и составление документов занимает около двух часов. Дальнейшее оформление происходит в отделе ГИБДД.
Оформление материалов
Для этой процедуры попавшие в аварию водители приглашаются в ГИБДД. Там от каждого потребуется составить письменные объяснения. Они должны быть максимально подробными. Можно ссылаться на пункты ПДД и указать на нарушение со стороны другого водителя, к примеру, в маневрировании, неправильном перестроении.
В объяснения можно вписать данные о свидетелях или очевидцах, которые могут подтвердить изложенную позицию.
После оформления всех схем и подписания документов водители получают назад водительские права или временное удостоверение (срок действия 30 дней). Тому автовладельцу, которые признан виновным, выдается копия протокола.
После составления протокола в течение 10 дней комиссия рассматривает материалы дела и выносит свое решение. Если водитель считает, что его вины в произошедшем нет, то ему нужно позаботиться о доказательствах. Также допускается составить заявление о повторном рассмотрении. На его основании будет проведена дополнительная проверка.
Возмещение ущерба
Ответственность водителей должна быть застрахована. Если автомобиль попадает в ДТП, водитель должен оповестить страховую компанию. Она организует осмотр автомобиля и определяет стоимость восстановительного ремонта.
По полисам, купленным до 28 апреля 2017, возможна выплата денежной компенсации. Для всех остальных будет организован ремонт. В отдельных случаях, когда у виновника , возмещать причиненный ущерб он будет из собственного бюджета.
Если в аварии пострадали люди, и им требуется лечение, то суд может обязать виновного водителя компенсировать причиненный ущерб. Кроме того, страховая компания не возмещает моральный ущерб.
Если водитель попал в ДТП и знает, что делать, он не создает паники и разрешает вопросы в порядке их важности. Ни разу не попадавшим в аварию водителям бывает сложно собраться, однако сделать это необходимо. Особенно если есть пострадавшие.
По статистике ГИБДД, женщины реже попадают в аварии, поскольку более осторожны за рулем. Тем не менее, сильная половина человечества за рулем осуществляют маневры в 2,5 раза быстрее, чем женщины. Наиболее ярко это проявляется в критических ситуациях, требующих повышенного внимания и быстрого принятия решения. Так или иначе, порядок действий при ДТП для всех одинаковый.{{material_124575}} Первая реакцияСамое страшное уже случилось: к сожалению, вы попали в аварию. Постарайтесь смириться с этой мыслью, глубоко дышать, успокоиться и оценить свое физическое состояние. Если вы чувствуете, что получили травму, не делайте резких движений. Слезы придется сдержать, дабы не вызвать отек слизистой и, тем самым, не затруднить дыхание.Включите аварийный сигнал. Выходя из машины, продолжайте сохранять спокойствие. Не реагируйте на агрессию других участников ДТП, силы вам еще понадобятся для длительного по времени разбирательства. Не поддавайтесь угрозам и уговорам разобраться «на месте». Спокойно ждите сотрудников ГИБДД или (если ситуация очевидна) приступите к обсуждению оформления аварии по Европротоколу.Порядок действийУстановите знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от машины, если ДТП произошло в городе, в 30 метрах — вне населенных пунктов. Такие требования предъявляются для предотвращения еще одной аварии. Теперь позвоните по номеру «112», сообщите диспетчеру о происшествии, назовите координаты и уточните, нет ли пострадавших.{{material_124250}} Перемещать автомобиль и трогать его до приезда работников ГИБДД нельзя. Для собственного успокоения можете сфотографировать повреждения, а также запишите все обстоятельства случившегося еще до приезда сотрудников ГАИ. Если есть свидетели, попросите их расписаться на этом листе, его можно будет попросить приложить к протоколу.При составлении протокола убедитесь, что все повреждения зафиксированы. Помните, что вы имеете право вписывать свое мнение в протокол, если инспектор не отреагировал на ваши замечания и зафиксировал не все. Желательно, чтобы инспектор сделал запись о возможном наличии скрытых повреждений.Также зафиксируйте данные других участников ДТП, чтобы знать, к кому предъявлять претензии. Наконец, вам нужно получить справку о ДТП из группы разбора ГИБДД. Оповестите страховую компанию о происшествии и действуйте согласно инструкции специалиста: вам скажут, куда и когда обратиться для оценки ущерба.Оформление по ЕвропротоколуЕсли ДТП незначительное и нет разногласий, кто виноват, можете оформить происшествие без участия сотрудника ГИБДД. Европротокол заполняется довольно просто. Кроме того, это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.{{material_123462}} Специальный бланк выдается в страховой компании при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать.Заполнять бланк следует простой шариковой ручкой, поскольку надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться. Старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений, а также пишите разборчиво, дабы не возникли дополнительные вопросы при разборе ситуации. Заполнить необходимо все графы и поля.С 1июня этого года лимит выплат по Европротоколу в России увеличился с 50 тыс. до 100т тыс. рублей. В Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области с 2014 года уже действует безлимитный Европротокол до 400 тыс. рублей.
Если в результате ДТП вы получили серьезные физические травмы или тем более кто-либо из участников аварии находится в бессознательном состоянии, то первым делом следует позвонить сотрудникам ГИБДД и сразу же сообщить им по телефону о необходимости вызвать скорую помощь.
Если есть силы, то можно позвонить в скорую помощь и самостоятельно, при этом сообщить диспетчеру краткую информацию об обстоятельствах аварии и полученных травмах, чтобы медицинские работники смогли подготовиться.
В случае же, когда результатом дорожно-транспортного происшествия стали лишь незначительные травмы или вовсе обошлось без них, а речь идет лишь о возмещении материального ущерба, последовательность действий должна быть совсем другой. Итак, что делать, если попал в ДТП?
Если машина попала в аварию, то в первую очередь необходимо успокоиться, привести в порядок свои эмоции и задуматься о первоначальных действиях. Что делать дальше?
- Вначале необходимо остановить авто, выйти из машины и проверить пострадавших. Если кто-либо из участников аварии получил серьезную травму, то сразу вызываем карету скорой помощи по телефону 103 или 112. Если по этим телефонам дозвониться не удалось, используем номера 030, 003 или 903 (в зависимости от мобильного оператора). Если человек находится в критическом состоянии или вызвать скорую нет никакой возможности, то разрешается самостоятельно транспортировать человека до ближайшей больницы или отправить его туда на попутной машине;
- В числе первых действий следует проверить, нет ли утечки топлива из бака, а затем включить «аварийку», установить знак аварийной остановки на расстоянии минимум 15 метров от транспортного средства (для дорог вне населенных пунктов — 30 метров);
- Далее звоним инспекторам ГИБДД (112, 020, 002, 902) и представителю страховой фирмы. При звонке диспетчеру ГИБДД подробно указываем место аварии и другие важные сведения. К месту ДТП также может приехать аварийный комиссар страховой фирмы для правильного составления схемы аварии и для оформления прочих документов, которые потребуются для возмещения ущерба пострадавшему.
Действия при использовании европротокола
В некоторых ситуациях для оформления ДТП вовсе нет необходимости вызывать дорожных инспекторов. Водителям потребуется лишь сфотографировать место происшествия, совместно заполнить извещение о ДТП и затем передать его в страховую фирму для получения денежной компенсации. В извещении рисуется схема аварии, описываются ее обстоятельства и причины возникновения, полученные автомобилями повреждения.
Чтобы оформить ДТП по упрощенной схеме, необходимо соблюдение ряда условий:
- в аварии участвовало только 2 транспортных средства;
- между водителями нет разногласий о причинах аварии и ее обстоятельствах;
- в результате аварии не пострадали люди или имущество третьих лиц;
- ни один водитель не находился в состоянии алкогольного опьянения (или наркотического);
- у обоих участников ДТП есть страховка ОСАГО;
- оценка ущерба показывает, что он незначителен — не более 50 тысяч рублей (для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей — не более 400 тысяч рублей).
После составления извещения водителям остается лишь проставить в нем свои подписи и покинуть место происшествия, предварительно взяв друг у друга контактные данные. Это пригодится, если страховая организация сочтет бланк европротокола неправильно заполненным.
Что нужно делать до приезда сотрудников ГИБДД?
Если оформить аварию без вызова дорожной полиции в рамках европротокола невозможно, то перед приездом ГИБДД необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:
- Сфотографировать место происшествия, зафиксировать полученные автомобилями повреждения и все обстоятельства аварии. Необходимо, чтобы в кадр попали и государственные номера транспортных средств. Требуется зафиксировать общий план места аварии, снять ближайшие к нему ориентиры, положение машин, дорожную разметку и дорожные знаки, светофоры, бордюры, состояние дорожного покрытия и прочую обстановку;
- Если автомобили полностью перекрывают движение, то необходимо расчистить проезжую часть. В противном случае не следует ничего трогать. Все предметы, имеющие отношение к аварии, а также следы тормозного пути, должны к моменту приезда инспекторов ГИБДД лежать на своих местах, оставаться неприкосновенными;
- Обменяться контактными данными с другими участниками аварии и взять контакты у свидетелей ДТП, если таковые имеются (с ними потребуется связаться, если у ГИБДД, страховой компании или суда возникнут дополнительные вопросы);
- Заполнить бланк извещения о ДТП. Если в аварии участвовало несколько водителей, то каждый из них заполняет бланк самостоятельно;
- Если попал в ДТП, то имеет смысл вызвать к месту аварии своих друзей и родных, для моральной поддержки и оказания помощи в заполнении документов.
В некоторых ситуациях, при мелких повреждениях автомобилей и отсутствии разногласий между участниками дорожного происшествия, допускается самостоятельно сделать фотографии места аварии, составить схему ДТП и приехать с этими материалами на ближайший пост ДПС для последующего оформления.
Порядок действий участников аварии после приезда ГИБДД
Что делать после приезда полиции? Внятно, подробно и без эмоций изложить суть произошедшей аварии. В своей версии случившегося следует указать направление движения транспорта и его скорость, описать свои действия в момент аварии, количество полученных ударов, видимые повреждения автомобиля и прочие важные подробности.
Перед тем как подписывать схему ДТП, составленную сотрудником ГАИ, протокол и прочие документы, внимательно ознакомьтесь с ними, задавайте любые уточняющие вопросы. Следует точно знать, под чем вы подписываетесь. В противном случае можно и вовсе из пострадавшей стороны превратиться в виновника аварии со всеми вытекающими последствиями. Если схема аварии по вашему мнению не соответствует действительности, то вы вправе не подписывать ее или потребовать внести в нее коррективы.
В протоколе следует максимально подробно описать вашу версию аварии, вставить свои замечания. Пусть даже это будет похоже на сочинение, а не на скупую констатацию ряда фактов. Все это в ваших же интересах и поможет отстоять свою правоту в суде, если дело до этого дойдет.
После оформления ДТП нужно получить от сотрудников ГИБДД первичные справки об аварии, а уже позже, в отделении Госавтоинспекции, пострадавшей стороне потребуется взять расширенную справку о ДТП для предоставления в страховую компанию. Если виновник аварии очевиден и за его действия положена ответственность в соответствии с КоАП РФ, то дорожная полиция прямо на месте оформляет протокол административного правонарушения. Копия постановления выдаются всем участникам аварии.
Как быть, если виновник ДТП скрылся с места происшествия?
Если попал в ДТП, а виновник предпочел уехать, то необходимо сразу вызвать дорожный патруль и сообщить ему об этом факте. Далее следует сфотографировать тормозной путь, следы шин, положение своего автомобиля после столкновения, нарисовать схему аварии. Если номер автомобиля виновника ДТП не удалось запомнить и его не зафиксировал ваш видеорегистратор, то проверьте, нет ли поблизости уличных камер и не снял ли кто из очевидцев аварии номера на свой мобильный телефон или иное техническое средство.
После этого ДТП оформляется по стандартной схеме, а в протоколе осмотра места ДТП отображается тот факт, что виновник скрылся с места аварии. Затем в отделении полиции необходимо подать заявление о розыске скрывшегося водителя. Возможно, сотрудники ГАИ смогут задержать его по горячим следам. Особенно заинтересованы они в этом тогда, когда авария серьезная и в ней есть пострадавшие и тем более погибшие люди.
После оформления аварии нужно сообщить о ней в страховую компанию, заполнить заявление на получение выплаты. Но помните, что страховка будет выплачена только в том случае, если удастся найти виновника аварии.
Не ждите, что его будут искать правоохранительные органы, организуйте самостоятельные поиски, используйте газеты, уличные объявления, социальные сети.
Не делайте ремонт авто хотя бы месяца 3 после аварии. Возможно, виновника ДТП все же удастся найти. Или закажите платную независимую экспертизу технического состояния транспортного средства, которую можно будет использовать для возмещения ущерба. Затраты на услуги независимого эксперта и на возможное лечение можно будет в будущем возместить, поэтому всегда сохраняйте все чеки и квитанции.
У виновника аварии не оказалось страховки
Бывают случаи, когда полис ОСАГО не успевают вовремя приобрести или продлить. Хотя это требование и является обязательным. В этом случае возьмите у виновника ДТП все контактные данные, включая адрес постоянного проживания. Если он отказывается предоставить эти сведения, то попросите помощи у сотрудника ГИБДД, который занимается оформлением происшествия.
В случае, когда виновник ДТП, у которого не оказалось действующего страхового полиса, отказывается добровольно возместить ущерб, остается лишь обращаться в суд и доказывать его вину именно там. Дело это небыстрое и затратное, но в случае выигрыша все понесенные расходы можно истребовать с виновника аварии. Предварительно потребуется сделать и экспертизу технического состояния автомобиля после аварии, которая определит сумму материального ущерба.
Помимо компенсации ремонта автомобиля с виновника ДТП можно потребовать через суд оплату лечения, оплату расходов на оценку повреждений и различные автотехнические экспертизы, а также возмещения стоимости эвакуации и компенсацию морального вреда.
Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие .
Все мы находимся и ходим под богом и ни один из нас, кто постоянно или периодически садится за руль не застрахован от аварий и любых дорожно - транспортных происшествий. Как себя вести и что делать, если авария все таки произошла? Как правильно поступать на месте аварии, как не упустить что-либо важное, чтобы минимизировать полученный ущерб или избежать незаслуженного обвинения в вашу сторону?
Перед тем как приступить к практическим советам, кратко остановимся на факторе, который очень существенно влияет на исход разбирательства, это - поведение водителей после аварии. Мы естественно не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в аварию получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи. Тут уж не до жиру, быть бы живу. Но если вы сильно не пострадали физически, можете соображать и стоять на ногах - тут вам карты в руки.
Как показывает практика, это поведение водителей можно условно разделить на несколько видов:
водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления протокола; водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию; водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило в данной ситуации, особенно в условиях стресса это не удается и данный водитель только ухудшает свое положение; водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем не видели несколько свидетелей; водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.
Попав в аварию постарайтесь взять себя в руки и действовать согласно нашим советам, согласуясь с конкретной обстановкой.
Итак, совет первый
От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании первоначально составленных документов - протокол осмотра места происшествия, справка о ДПТ, протокол о техническом состоянии транспортных средств, схемы ДПТ, обьяснения участников ДПТ, показания свидетелей и т.д. органы ГАИ устанавливают связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому, не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДПТ, а наоборот принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначить первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.
Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что по вашему мнению может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам - линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и т.п.
Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля "обидчика" - известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п.
Совет второй
Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДПТ первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ их подробного составления.
Например, не допускайте таких общих фраз, типа: "помято левое крыло". Такую фразу лучше описывайте так: "левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля".
Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.
Совет третий
До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя а копию передайте гаишникам для внесения в протокол. ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения - запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная речь и т.д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был совершенно трезв, ведь ее можно купить у знакомого врача.
Совет четвертый
Как правило, не вступайте в перепалку с представителями ГАИ на месте аварии. Помните, что все, с чем вы не согласны, вы можете внести в составляемые документы.
Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или милиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГАИ или в прокуратуре. После проведения освидетельствования на алкоголь, гаишники предлагают написать участникам ДТП собственноручные обьяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное обьяснение как правило самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или неоднозначность.
Совет пятый
Если у вас есть возможность, сразу после аварии вызовите по телефону опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу по работе для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно, чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве свидетеля с вашей стороны, подсказывал вам необходимые действия. Если есть возможность, пусть он привезет с собой тетрадь с ручкой, рулетку для измерения, ведь может, что вы придете к соглашению с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для дальнейшего оформления.
На основании первичных материалов принимается решение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело передается из ГАИ в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования - до двух месяцев. Если за два месяца его не завершили, например из-за сложных экспертиз, следствие продлевается районным прокурором на один месяц. Дальше следствие продлевается только в исключительных случаях более высоким начальством. Если в происшествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу пригласили адвоката, специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходимо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие.
Квалифицированный адвокат поможет вам минимизировать например сумму выплат, понести более легкое наказание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адвоката вам все равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.
Совет шестой
Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам должны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. Закон не ограничивает для вас время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.
Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего - добиться полного возмещения материального ущерба, причиненного ему в результате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия.
Он должен содержать подтвержденные ксерокопиями документов все сведения о понесенных убытках из-за действий обвиняемого, например: - калькуляция на ремонт вашего автомобиля от независимой оценочной формы, - счет за фактически выполненные ремонтные работы (фактические затраты), - счет за услуги, оказанные адвокатом, - счет за услуги, оказанные юридической консультацией, - счет от транспортной формы за транспортировку поврежденного автомобиля к месту постоянной стоянки а затем в ремонтную мастерскую, - квитанции о посланных телеграммах с уведомлением обвиняемому, - квитанции об уплате госпошлины, квитанции о ксерокопировании документов, справку с места работы о ежедневном заработке и о количестве дней, потраченных для ремонта и хождения по судам и т.д.
Подлинники документов вы предьявляете в суде по мере необходимости. И еще, не надо особо жадничать. Вряд ли обвиняемый хотел разбить сознательно вашу машину, пострадал он же тоже. Поэтому подавать еще что-либо на моральный ущерб неэтично, а вот полного возмещения ваших материальных потерь необходимо добиваться.
Совет седьмой
На всех этапах разбирательств ведите себя честно и достойно. Помните, что любые ваши противоправные действия могут вызвать адекватную реакцию. Например, если вы изрядно помяв чужую машину, удрали с места происшествия, не удивляйтесь, что через день - два к вам домой явиться ее владелец с претензиями, а если вы его послали куда подальше, то еще через пару дней вы увидите, что ваша машина стоит на привычном месте вся раскуроченная.
Если вы послали к "обидчику" бандитов для разборки, выбивания денег, то такая же банда может прийти и к вам и переломать ноги вам или вашей жене. Поступайте в отношении оппонента точно также, как вы хотели, чтобы поступали с вами. Действуйте всегда строго официально и по закону.
Такие действия уважают все, даже самые отпетые бандиты. Если авария произошла, и ущерб на ваш взгляд велик, не верьте обещаниям "обидчика" расплатиться потом, предложениям разобраться без ГАИ, оплатить ремонт прямо на месте и т.д. А то впоследствии может оказаться, что ремонт стоит гораздо дороже, чем вам заплатили на месте аварии или виновник аварии на следующий день заявляет вам в глаза, что впервые вас видит, или вдруг противная сторона приводит на следующий день кучу свидетелей, которые якобы все видели и вы из пострадавшего превращаетесь в обвиняемого.
Учтите также, что далеко не всякая мастерская возьмется ремонтировать вашу машину без справки об аварии из ГАИ.
Только в самых простых случаях, когда материальный ущерб минимален, неисправность можно быстро устранить своими силами (например заменить разбитую фару) и вам предлагают с лихвой компенсировать весь ущерб на месте, можно разойтись миром, без гаишников. Если деньги предлагаете вы и у вас их согласны принять, то обязательно возьмите у пострадавшего расписку о том, что он взял от вас деньги и больше не имеет к вам никаких претензий.
ОБРАЗЕЦ:
Р А С П И С К А
Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г.Урюпинск, ул. Широкая д.23 кв.65 получил от гр. Сидорова Петра Петровича, проживающего по адресу г. Москва, ул. Мосфильмовская д. 56 кор. 3 кв. 241 деньги в сумме 300 (триста) долларов США в виде компенсации за материальный ущерб, причиненный моему автомобилю ВАЗ 21053 госномер н 29-76 УК (разбита правая передняя блок-фара и сломана декоративная решетка радиатора) которые гр. Сидоров П.П. причинил моему автомобилю, стоящему на автостоянке по ул. Тверская при парковке своего автомобиля джип Чероки госномер М777МВ.
Других повреждений моему автомобилю не нанесено. В настоящее время никаких материальных или иных претензий к гр. Сидорову П.П. не имею.
" " месяц 1998 г.
Иванов И.И.