Что делать при ДТП: без пострадавших, с пострадавшими. Что делать, если попал в ДТП: порядок действий водителей Попала в дтп я потерпевший что делать
К сожалению, даже если вы являетесь ответственным водителем, и соблюдаете все правила дорожного движения, рано или поздно вам придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами на дороге. Все дело в том, что вы не являетесь единственным участником движения, а остальные водители могут быть не столь законопослушными. Очень важно знать, что делать, если попал в ДТП, так как в сложившейся ситуации нужно разрешить все вопросы как можно быстрее. Ведь если вы столкнулись, закон велит вам остановиться на том же месте, а это непременно создаст трудности другим участникам дорожного движения.
Как и для множества иных ситуаций, закон предусматривает четкую схему действий, которой необходимо следовать водителю, попавшему в неприятную ситуацию на дороге.
Рассмотрим их в этом разделе по порядку.
Пункт №1. В первую очередь вы обязаны остановить транспортное средство, а затем включить аварийные световые сигналы, иными словами, поставить на мигающий режим задние фары автомобиля, нажав на кнопку аварийной сигнализации, расположенную на приборной панели вашего автомобиля.
Пункт №2. Следующим этапом достаньте аварийный треугольник из бардачка или багажника. Это знак происшествия, который каждый водитель обязан брать с собой в каждую поездку. Лучше всего хранить его в машине все время. Достаньте знак, и установите его на следующем расстоянии от авто:
- если вы находитесь в пределах населенного пункта, необходимо установить аварийный треугольник на расстоянии не менее 15 метров от места происшествия;
- при условии, что вы находить вне городской черты, установите знак аварийной остановке не менее чем за 30 метров от вашего автомобиля.
Пункт №3. Если во время аварии вы задели какие-либо предметы, не смещайте их с того места, где они находятся, так как в этом случае сотрудники ГИБДД не смогут восстановить полную и достоверную картину событий, касающихся ДТП.
Пункт №4. Проверьте, не пострадали ли в аварии ваши невольные товарищи по несчастью или проходящие мимо люди. Если наличие пострадавших подтвердилось, немедленно:
- вызывайте на место происшествия медиков;
- окажите пострадавшим первую помощь, используя медицинскую аптечку водителя;
- если сложилась такая ситуация, что гражданину, пострадавшему в аварии, угрожает смерть, постарайтесь отвезти его в больницу на собственном автомобиле, если это невозможно, на попутном автомобиле проезжающих мимо людей (при этом вам необходимо будет сообщить в больнице свои личные сведения, номер транспортного средства, предъявить документы и вернуться на место происшествия).
Пункт №5. Если вокруг места столкновения столпился народ или, возможно, остановилось несколько машин, уточните, кто из них был свидетелем произошедшей с вашим участием аварии на дороге, и попросите у них следующие данные:
- имя, фамилию, отчество;
- телефонный номер.
Пункт №6. Бывают ситуации, при которых столкновением вы не просто затрудняете перемещение остальных участников движения, но и вовсе его прекращаете.
- освободить дорогу, отъехав к обочине;
- предварительно снять место происшествия на камеру (фото– или видеосъемка), зафиксировав тем самым изначальный его вид.
Снимая место аварии, необходимо в обязательном порядке захватить:
- положение, в котором находится ваш автомобиль и иные транспортные средства, участвующие в ДТП;
- задетые вами или остальными участниками предметы;
- следы, оставленные на дорожном полотне колесами.
Хотим заметить, этот пункт является обязательным даже в том случае, когда остальные автомобили, участвующие в движении, могут объехать столкнувшиеся транспортные средства. Искомые визуальные доказательства вам нужно будет предъявить непосредственно страховой компании для получения денежной компенсации ущерба.
Перечисленные выше правила поведения при ДТП являются основными для каждого водителя. Одновременно с этим их выполнение – предварительный этап перед вызовом сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, или самостоятельным заполнением протокола Европейского типа. В следующих инструкциях мы поговорим о каждом развитии событий в отдельности, предоставив вам инструкцию по обоим вариантам.
Видео – Что делать, если попал в ДТП
Заполнение европейского протокола
Заполнение европейского протокола – официальный способ зафиксировать произошедшую аварию без вызова представителей Государственной автомобильной инспекции. Рассмотрим в нижеследующей таблице его преимущества и недостатки.
Таблица 1. Преимущества и недостатки европротокола
Как видите, преимущества у использования протокола по европейской системе действительно имеются. Однако, чтобы была получена возможность его заполнить, аварийная ситуация должна соответствовать некоторым характеристикам.
Важный совет: всегда возите с собой полис, полученный в ОСАГО, его необходимо будет предъявить вашему товарищу по несчастью и представителям Государственной автомобильной инспекции. В мы рассказывали где застраховать автомобиль ОСАГО, предложения страховых компаний и определим, которая из них достойна получить новых клиентов.
Теперь рассмотрим краткую инструкцию по заполнению бланка европейского протокола, к которому можно прибегать лишь в том случае, если ситуация соответствует представленным выше условиям.
Шаг №1 – вносим сведения на лицевую сторону бланка европротокола
В первую очередь необходимо заполнить переднюю часть бланка.
Сюда вносят данные о:
- месте происшествия;
- актуальной на момент аварии даты;
- конкретного времени, когда произошло ДТП;
- личные сведения о каждом из автомобилистов, ставших участниками неприятности на дороге;
- личные данные свидетелей аварии;
- сведения о страховщике;
- описываются полученные автомобилем повреждения;
- указываются обстоятельства происшествия.
Для каждого из элементов перечисленной выше информации в бланке отводится собственная графа. Заполнять ее необходимо внимательно, проверяя на несколько раз все внесенные сведения:
- собственные;
- второго участника аварии.
Особенное внимание необходимо уделить описанию поврежденных сегментов кузова или иных внешних частей автомобиля. Суть в том, что водитель имеет право перечислить только их, ведь за оценку сохранности внутренней составляющей автомобиля отвечают эксперты страховой компании.
На этой же стороне бланка необходимо будет изобразить схему ДТП, участником которого вы стали. Для этого на специальной пустой площади листа схематично нарисуйте:
- дорогу, на которой произошло столкновение, границы ее обозначьте контурами;
- укажите названия дороги, на которой вы находитесь (например, проспект Ленина);
- если вы находитесь на перекрестке или за пределами городской черты, также укажите наименование каждой трассы или дороги;
- нарисуйте транспортные средства в том месте, где они располагались при аварии, и стрелкой покажите направления их движения;
- внимательно нарисуйте на положенном месте какие-либо знаки, разметку автодорожного полотна;
- нарисуйте схематично также предметы, которые вы задели во время ДТП.
По завершению процедуры проставьте личную подпись на бланке, это должен сделать каждый водитель.
Образец заполнения европротокола при ДТП найдете в
Шаг №2 – вносим данные на обратную сторону листа
Если первую сторону листа вы заполняете вместе с другим водителем, эту часть необходимо последовательно наполнить сведениями самостоятельно. После того, как процедура будет завершена, вы должны проверить данные, внесенные вторым участником ДТП, в противном случае существует риск внесения недостоверной информации.
Итак, во второй части бланка нужно указать:
- транспортное средство, за рулем которого вы находились, выбрав маркировки «А» или «В» в зависимости от того, какую часть лицевой стороны листа вы заполняли;
- своими словами, но емко и без излишних эпитетов описать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;
- указать, под чьим управлением находилось автотранспортное средство передвижения (собственника или иного лица, официально имеющего право управлять автомобилем);
- указать иные имущественные объекты, которые были повреждены в процессе, при этом также необходимо обозначить, кому оно принадлежит;
- отметить, остался ли автомобиль на ходу, и если нет, куда он был (или не был) отбуксирован;
- добавить примечание;
- завизировать бланк собственной подписью.
Шаг №3 – прилагаем к бланку дополнительные сведения
Цель заполнения бланка заключается не только в том, чтобы зарегистрировать происшествие. С его помощью вы получаете от страховой компании ОСАГО выплату на устранение причиненного вашему автомобилю ущерба. Чтобы все получилось, необходимо придерживаться следующих нюансов:
- после попадание в происшествия не приступать к ремонту транспортного средства до истечения срока в 15 дней с момента ДТП (это возможно только при согласовании со страховщиком);
- приложите фотографии или видео, снятые на месте аварии, к бланку, это поможет вам как можно быстрее урегулировать все возникающие у страховщиков вопросы (съемку, к слову, необходимо провести непосредственно до истечения одного часа с момента попадания в ДТП);
- напишите заявление на получение компенсации, если нуждаетесь в ней, и отнесите его представителям ОСАГО.
Чем подробнее вы сняли место столкновения, тем выгоднее вам же. При возможности захватите камерой:
- общий план аварии (оба авто, дорога, следы);
- отдельно снимите каждое повреждение на собственном автомобиле;
- крупным планом снимите то, как машины стоят относительно друг друга;
- не упустите следы колес, валяющиеся на дороге предметы и тому подобное.
Шаг №4 – обращаемся к страховщику
На то, чтобы оповестить страховщика о произошедшей аварии, вам и другому ее участнику дается 5 дней. Перед обращением необходимо собрать и подготовить к передаче некоторые файлы:
- заполненный экземпляр европротокола, данные в который были внесены на месте происшествия;
- заявление, в котором выказана просьба о возмещении нанесенного вам другим автомобилем ущерба;
- какой-либо электронный носитель, например диск или флешку, на который нужно записать фотографии и видео, снятые после аварии;
- еще одно заявление, в котором будет сказано, что вся информация в бланке, которая заполнялась другим участником ДТП, вами не корректировалась и осталась в исходном виде.
Важный момент: если вы оформили страхование не только по ОСАГО, но и КАСКО, придется вам изначально отказаться от оформления европротокола, так как второй страховщик без справки, полученной от сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, компенсации не предоставляет.
Вызов сотрудников ГИБДД
Если по каким-либо причинам заполнение европейского протокола невозможно, вам придется все же обратиться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Опишем порядок действий в данном случае.
Шаг №1 – вызов работников ГИБДД
После того, как вы удостоверились, что в аварии нет пострадавших (если есть, первым делом вызывайте карету скорой помощи), наберите номер автодорожной инспекции. Когда сотрудники структуры поднимут трубку, вам будет необходимо:
- сказать им, что вы стали участником дорожно-транспортного происшествия;
- сориентировать по месту вашего нахождения.
Специалисты выедут, когда получат от вас перечисленную выше информацию.
Шаг №2 – освободите проезжую часть и зафиксируйте аварию при помощи гаджета
Напоминаем, что ранее по закону запрещалось столкнувшиеся транспортные средства перемещать непосредственно с места аварии, однако, с 2015 года искомая законодательная установка утратила силу. Теперь водители не просто могут, но и обязаны освободить дорогу другим участникам движения, если это возможно, и один из автомобилей, например, не потерял возможность перемещаться.
Однако, прежде чем отъехать от точки столкновения, вы обязаны выйти их машины и провести фиксацию места происшествия, засняв:
- полную картину аварии;
- повреждения автомобилей крупным планом;
- тормозные пути, оставленные колесами на дорожном покрытии;
- какие-либо задетые по ходу дела объекты;
- знаки и иные объекты дорожной инфраструктуры и тому подобное.
Хотим предупредить: если вы не исполните требование, связанное с освобождением дороги, вас ждет штраф. Несмотря на то, что конкретный временной период, отданный на эту процедуру, законом не определен, лучше отъехать на обочину до того, как прибудет полиция.
Шаг №3 – проверяем подлинность документов других участников аварии
Этот шаг необходимо выполнить, чтобы затем не возникли проблемы во взаимодействии со страховщиком.
- взял машину «покататься»;
- угнал автомобиль и т.д.
В том случае, если какой-либо из документов, например, полис, оказался подделкой, вас ждет отнюдь нелегкий процесс дальнейших разбирательств. Проходить они, к слову, будут в суде, так как стребовать компенсацию за ущерб с искомого лица иными способами не представляется возможным.
Разумеется, если второй водитель в этом случае проявит сговорчивость, вам не придется обращаться за помощью к представителям судебной власти и нанимать адвоката, вся проблема решится на месте и без участия страховой компании.
Шаг №4 – дожидаемся составления протокола
Согласно букве закона, разъехаться участникам аварии можно будет, как только прибывшие на место происшествия инспекторы государственной инспекции безопасности дорожного движения проведут:
- осмотр аварийной локации;
- составление протокола по проведенному осмотру.
Что будет, если покинуть место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД
По закону вы имеете полное право покинуть место аварии в том случае, если вы заполнили европейский протокол с другим ее участником, при этом были соблюдены все указанные в разделе, посвященном заполнению европротокола, правила и обстоятельства соответствовали требуемым характеристикам.
Во всех иных случаях водители не имеют права покидать место происшествия, однако, это все равно часто происходит, так как ими овладевает паника. Искомый поступок классифицируется, как правонарушение административной категории, и грозит следующими последствиями:
- лишением водительских прав на срок до полутора лет;
- или попаданием под арест административного характера, длящийся до 15 суток.
В случае, когда авария прошла благополучно, то есть пострадали только транспортные средства, оставлять место аварии нельзя, но с точки зрения серьезности последствий еще терпимо. Если же попутно вы нанесли вред здоровью какого-либо человека, или даже стали причиной чьей-либо смерти, административное наказание перерастает в уголовное. Это обстоятельство будет для вас отягчающим, когда вы предстанете перед судом, в результате чего вы рискуете получить реальный срок.
Позволит разобраться, что будет, если водитель скрылся с места ДТП, и когда позволительно сделать это в рамках закона, не дожидаясь разрешения ситуации инспекторами ДПС.
Получите ли вы компенсацию, если являетесь виновником аварии
Хотим сразу обозначить ответ на вопрос, заданный в теме подраздела: компенсации от ОСАГО при попадании в аварию, виновником которой вы являетесь, вы не получите, так как изначально данный тип страхования не предусматривает ее.
Именно поэтому в статье мы многократно акцентировали ваше внимание на необходимости сбора следующих сведений:
- фото и видео с места происшествия;
- тщательного описания событий в протоколе;
- составленной схемы аварии и т.д.
По той же причине очень важно осуществлять проверку данных, вносимых в протокол вашим товарищем по несчастью, так как он, если является виновником, может схитрить, сделав следующее:
- ложно описав события;
- неверно оценив величину ущерба;
- записав на ваш «счет» ранее нанесенные его автомобилю повреждения;
- зафиксировать фотографии с подставными данными и т.д.
Если сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения предложат вам пройти процедуру медицинского освидетельствования, не отказывайте им.
Совет: если авария, в которой вы оказались невольным участником, привела к возникновению негативных последствий, настаивайте на прохождении освидетельствования непосредственно в медицинском учреждении.
Что касается порядка действий, которые вы должны осуществить после дорожно-транспортного происшествия, он не отличается ни для виновных, ни для невиновных участников аварии.
Считается ли попадание в яму ДТП
Некоторые водители не знают, что попадание в яму и повреждение вследствие этого машины – также дорожно-транспортное происшествие, при котором требуется вызвать представителей Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Согласно букве закона, ДТП является каждое событие на дороге, которое:
- возникает во время движения транспортного средства;
- произошло с участием транспортного средства;
- в результате повлекло за собой нанесение вреда жизни и здоровью людей;
- повлекло значительные или незначительные повреждения автомобиля или иные средства передвижения;
- повлекло иной ущерб материального характера.
Получается, если от попадания в яму вашему автомобилю нанесен вред, нужно вызывать ГАИ. Схема действий в данном случае будет аналогичная, за исключением того, что оформление европейского протокола, по сути, будет невозможным, так как участников аварии насчитывается не двое, а всего один.
К слову, все то же самое можно сказать и про ситуации, когда вместо ямы причиной образования повреждений транспортного средства стали:
- ворота;
- столбы;
- деревья и прочие объекты, расположенные в окружающем нас пространстве.
Вот, что вам следует сделать в этих случаях.
Снять на видео или сделать несколько фотографий (лучше и то и то):
- окружающее пространство, чтобы доказать, что предупреждающих знаков на поврежденном участке дорожного полотна не было;
- конкретное место расположения ямы (если есть возможность, зафиксируйте таблицы с названием конкретной улицы и номера строения, около которого «выросла» яма).
Когда к вам приедут инспекторы, нужно будет проследить, чтобы они измерили размеры ямы, в которую вы попали, и указали их в протоколе. Согласно закону, ямы, выбоины и иные дефекты дорожного полотна могут иметь следующие предельные параметры:
- глубина 5 сантиметров;
- длина 15 сантиметров;
- ширина 60 сантиметров.
Если перечисленные в списке выше значения превышены, в суде вы можете выиграть дело и без привлечения опытных юристов. При этом ответчиком будет выступать организация, которая отвечает за содержание дорожного полотна на искомом участке.
Подведем итоги
Что делать, если попал в ДТП – вопрос, который задает себе каждый неопытный водитель, все еще паникующий на дорогах. Главное, что вам стоит запомнить, это то, чего делать не стоит: покидать место происшествия без оформления документов.
У вас есть два пути при попадании в дорожно-транспортное происшествие:
- оформить европротокол, при условии, что второй участник аварии готов сотрудничать, и ситуация согласуется с предъявляемыми к ней условиями;
- вызвать сотрудников ГИБДД и заняться оформлением документов в их присутствии.
Если вы не знаете, что делать, и слишком обеспокоены, лучше всего все же вызвать представителей правопорядка, так как их присутствие в некоторой степени гарантирует быстрое и благоприятное разрешение ситуации. Разумеется, если вы являетесь виновником аварии, по итогу для вас все кончится не совсем радужно, однако, это произойдет в любом случае.
Позаботьтесь, чтобы все необходимые документы, имеющиеся у вас на руках, были в порядке, так как от их состояния в момент после аварии будет зависеть очень многое.
Контролируйте свое состояние, соберитесь и ведите дела совершенно спокойно. Если иные участники аварии этого спокойствия не проявляют и пытаются ввязать в вас в перепалку, удалитесь и запритесь в машине до приезда представителей ГИБДД. В противном случае, может возникнуть драка, и тогда неприятности будут обеспечены обеим сторонам.
Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие .
Все мы находимся и ходим под богом и ни один из нас, кто постоянно или периодически садится за руль не застрахован от аварий и любых дорожно - транспортных происшествий. Как себя вести и что делать, если авария все таки произошла? Как правильно поступать на месте аварии, как не упустить что-либо важное, чтобы минимизировать полученный ущерб или избежать незаслуженного обвинения в вашу сторону?
Перед тем как приступить к практическим советам, кратко остановимся на факторе, который очень существенно влияет на исход разбирательства, это - поведение водителей после аварии. Мы естественно не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в аварию получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи. Тут уж не до жиру, быть бы живу. Но если вы сильно не пострадали физически, можете соображать и стоять на ногах - тут вам карты в руки.
Как показывает практика, это поведение водителей можно условно разделить на несколько видов:
водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления протокола; водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию; водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило в данной ситуации, особенно в условиях стресса это не удается и данный водитель только ухудшает свое положение; водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем не видели несколько свидетелей; водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.
Попав в аварию постарайтесь взять себя в руки и действовать согласно нашим советам, согласуясь с конкретной обстановкой.
Итак, совет первый
От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании первоначально составленных документов - протокол осмотра места происшествия, справка о ДПТ, протокол о техническом состоянии транспортных средств, схемы ДПТ, обьяснения участников ДПТ, показания свидетелей и т.д. органы ГАИ устанавливают связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому, не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДПТ, а наоборот принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначить первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.
Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что по вашему мнению может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам - линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и т.п.
Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля "обидчика" - известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п.
Совет второй
Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДПТ первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ их подробного составления.
Например, не допускайте таких общих фраз, типа: "помято левое крыло". Такую фразу лучше описывайте так: "левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля".
Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.
Совет третий
До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя а копию передайте гаишникам для внесения в протокол. ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения - запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная речь и т.д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был совершенно трезв, ведь ее можно купить у знакомого врача.
Совет четвертый
Как правило, не вступайте в перепалку с представителями ГАИ на месте аварии. Помните, что все, с чем вы не согласны, вы можете внести в составляемые документы.
Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или милиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГАИ или в прокуратуре. После проведения освидетельствования на алкоголь, гаишники предлагают написать участникам ДТП собственноручные обьяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное обьяснение как правило самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или неоднозначность.
Совет пятый
Если у вас есть возможность, сразу после аварии вызовите по телефону опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу по работе для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно, чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве свидетеля с вашей стороны, подсказывал вам необходимые действия. Если есть возможность, пусть он привезет с собой тетрадь с ручкой, рулетку для измерения, ведь может, что вы придете к соглашению с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для дальнейшего оформления.
На основании первичных материалов принимается решение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело передается из ГАИ в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования - до двух месяцев. Если за два месяца его не завершили, например из-за сложных экспертиз, следствие продлевается районным прокурором на один месяц. Дальше следствие продлевается только в исключительных случаях более высоким начальством. Если в происшествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу пригласили адвоката, специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходимо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие.
Квалифицированный адвокат поможет вам минимизировать например сумму выплат, понести более легкое наказание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адвоката вам все равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.
Совет шестой
Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам должны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. Закон не ограничивает для вас время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.
Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего - добиться полного возмещения материального ущерба, причиненного ему в результате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия.
Он должен содержать подтвержденные ксерокопиями документов все сведения о понесенных убытках из-за действий обвиняемого, например: - калькуляция на ремонт вашего автомобиля от независимой оценочной формы, - счет за фактически выполненные ремонтные работы (фактические затраты), - счет за услуги, оказанные адвокатом, - счет за услуги, оказанные юридической консультацией, - счет от транспортной формы за транспортировку поврежденного автомобиля к месту постоянной стоянки а затем в ремонтную мастерскую, - квитанции о посланных телеграммах с уведомлением обвиняемому, - квитанции об уплате госпошлины, квитанции о ксерокопировании документов, справку с места работы о ежедневном заработке и о количестве дней, потраченных для ремонта и хождения по судам и т.д.
Подлинники документов вы предьявляете в суде по мере необходимости. И еще, не надо особо жадничать. Вряд ли обвиняемый хотел разбить сознательно вашу машину, пострадал он же тоже. Поэтому подавать еще что-либо на моральный ущерб неэтично, а вот полного возмещения ваших материальных потерь необходимо добиваться.
Совет седьмой
На всех этапах разбирательств ведите себя честно и достойно. Помните, что любые ваши противоправные действия могут вызвать адекватную реакцию. Например, если вы изрядно помяв чужую машину, удрали с места происшествия, не удивляйтесь, что через день - два к вам домой явиться ее владелец с претензиями, а если вы его послали куда подальше, то еще через пару дней вы увидите, что ваша машина стоит на привычном месте вся раскуроченная.
Если вы послали к "обидчику" бандитов для разборки, выбивания денег, то такая же банда может прийти и к вам и переломать ноги вам или вашей жене. Поступайте в отношении оппонента точно также, как вы хотели, чтобы поступали с вами. Действуйте всегда строго официально и по закону.
Такие действия уважают все, даже самые отпетые бандиты. Если авария произошла, и ущерб на ваш взгляд велик, не верьте обещаниям "обидчика" расплатиться потом, предложениям разобраться без ГАИ, оплатить ремонт прямо на месте и т.д. А то впоследствии может оказаться, что ремонт стоит гораздо дороже, чем вам заплатили на месте аварии или виновник аварии на следующий день заявляет вам в глаза, что впервые вас видит, или вдруг противная сторона приводит на следующий день кучу свидетелей, которые якобы все видели и вы из пострадавшего превращаетесь в обвиняемого.
Учтите также, что далеко не всякая мастерская возьмется ремонтировать вашу машину без справки об аварии из ГАИ.
Только в самых простых случаях, когда материальный ущерб минимален, неисправность можно быстро устранить своими силами (например заменить разбитую фару) и вам предлагают с лихвой компенсировать весь ущерб на месте, можно разойтись миром, без гаишников. Если деньги предлагаете вы и у вас их согласны принять, то обязательно возьмите у пострадавшего расписку о том, что он взял от вас деньги и больше не имеет к вам никаких претензий.
ОБРАЗЕЦ:
Р А С П И С К А
Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г.Урюпинск, ул. Широкая д.23 кв.65 получил от гр. Сидорова Петра Петровича, проживающего по адресу г. Москва, ул. Мосфильмовская д. 56 кор. 3 кв. 241 деньги в сумме 300 (триста) долларов США в виде компенсации за материальный ущерб, причиненный моему автомобилю ВАЗ 21053 госномер н 29-76 УК (разбита правая передняя блок-фара и сломана декоративная решетка радиатора) которые гр. Сидоров П.П. причинил моему автомобилю, стоящему на автостоянке по ул. Тверская при парковке своего автомобиля джип Чероки госномер М777МВ.
Других повреждений моему автомобилю не нанесено. В настоящее время никаких материальных или иных претензий к гр. Сидорову П.П. не имею.
" " месяц 1998 г.
Иванов И.И.
Этот вид страхования позволяется возместить ущерб после большинства аварий. Несмотря на это далеко не всем водителям в деталях известно, как действует ОСАГО при ДТП. Наш обзор устранит пробелы в знаниях и позволит лучше сориентироваться на месте в тех ситуациях, которые принято считать критическими.
По факту эта страховка является обязательной для всех водителей (за исключением собственников транспортных средств, передвигающихся со скоростью до 20 км/ч) – по этому полису страхуется автогражданская ответственность. Если гражданин не страхует свой автомобиль, значит, в случае, если он будет виновником аварии, выплаты ему не предусмотрены. Таким образом, ОСАГО предназначено для пострадавшей невиновной стороне, для возмещения ущерба, нанесенного здоровью, жизни или имуществу. Расходы, возникшие в результате ДТП, оплачивает страховая компания виновника аварии, сам водитель не производит выплат. На текущий момент установлены максимальные суммы, предусмотренные по этому полису:
- 400 тыс. рублей по возмещению имущественного ущерба;
- 500 тыс. рублей по возмещению ущерба причиненному участнику ДТП (сумма указана из расчета на одного человека).
По ОСАГО не производится компенсация морального вреда или упущенной выгоды.
Внимание! Если страховка не покрывает всей стоимости ущерба, пострадавший может обратиться в суд с иском к виновнику происшествия. Оставшуюся сумму нарушитель будет выплачивать из собственных средств.
Существуют ситуации, когда страховая компания может отказать в выплате:
- Водителем был человек, не вписанный в страховку. Исключением является страховка, оформленная на неограниченный круг лиц.
- Авария произошла на специализированной площадке в момент проведения экспериментальной или учебной деятельности.
- Авария произошла на территории предприятия при выполнении погрузо-разгрузочных работ или при исполнении работником иной трудовой деятельности.
Если водитель не имел права управлять автомобилем, причинил вред умышленно, находился в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении или скрылся с места происшествия, страховка все равно выплачивается, но страховщик может обратиться в суд и взыскать свои .
Что делать виновнику в случае ДТП
При возникновении ДТП виновнику важно не паниковать и , чтобы попытаться избежать ответственности – это сделать все равно не выйдет. Сейчас с развитием технологий найти водителя по номеру машины не составит труда. Поэтому крайне важно знать, как действовать после ДТП по ОСАГО, если сам виноват в создании аварийной ситуации. Правильное поведение в таких случаях помогает свести к минимуму возможные негативные последствия. В целом же алгоритм действий виновника после аварии автомобиля по ОСАГО предельно прост:
По ст.11, 11.1 закона об ОСАГО при оформлении Европротокола обеим сторонам нужно направить свой экземпляр документа в страховую компанию. Срок – 5 дней. Затем от страховщиков должно прийти требование о направлении транспортных средств на осмотр (на это дается 5 дней с момента получения письма).
Причин, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия огромное количество. Среди самых распространенных можно назвать: нарушение правил дорожного движения, управление неисправным транспортным средством, состояние алкогольного или наркотического опьянения водителя, помехи на дороге, прочее.
Понятно, что внезапное чрезвычайное происшествие на дороге вряд ли порадует. В этот момент вам следует быть собранным, отдавать отчет в своих действиях и думать о безопасности своих пассажиров, и других участников ДТП.
Почти каждый водитель хотя бы раз в своей жизни попадал в ДТП. Но это не значит, что рекомендации опытных автоюристов по поводу правильного поведения после аварии будут лишними.
Чтобы иметь достаточно материала для доказательства невиновности или просто для дальнейшего расследования аварии тщательно фиксируйте все моменты происшествия.
Для этого не нужно искать специальный фотоаппарат или видеокамеру. Благо сейчас каждый имеет мобильный телефон или смартфон, снабженный камерой.
В обязанности сотрудников ГИБДД, которые обязательно приезжают на место аварии, входит оформление данного происшествия. Они составляют много документов, опрашивают очевидцев, собирают видео, которые сохранились на видеорегистраторах автомобилей участников ДТП или машинах свидетелей. Все собранные свидетельства впоследствии будут использованы для расследования причин аварии.
Не нужно ничего менять, не пытайтесь подстроить ситуацию для личных целей. Наличие нескольких документальных доказательств сразу откроет фальсификацию фактов.
Кроме этого ваши противоправные действия могут привести к тому, что страховая компания откажется возмещать ущерб потерпевшим в ДТП.
Когда вы заметили, что второй участник происшествия целенаправленно меняет обстановку, потребуйте его прекратить данные действия. Если он не прислушается к вашим советам, то заострите внимание на его действиях очевидцев аварии. Не лишним будет снять на камеру данный факт.
Когда сотрудники ГИБДД оформляют аварию, вы имеете полное право контролировать этот процесс и требовать фиксации в документах следующих фактов:
- место столкновения автомобилей;
- как машины расположены по отношению друг к другу;
- наличие дорожных знаков, светофора и качество разметки на данном отрезке дороги;
- качество освещения дороги;
- какими были погодные условия на момент аварии;
- тормозной путь автомобилей;
- наличие препятствий, осколков и обломков машин, прочее.
Иногда водители решают самостоятельно оформить ДТП. Это возможно в том случае, если между ними нет противоречий и нет пострадавших.
Даже если оформляется Европротокол, необходимо все фиксировать с привязкой к местности.
Схема аварии – один из документов, составляемых при ДТП. В нее включаются следующие факты: дорожная разметка, здания, столбы (электрические и телеграфные), прочие объекты, находящиеся вблизи места аварии.
Не забудьте обратить внимание на машину другого участника аварии, оцените ее состояние.
Нередки случаи, когда вина в аварии одного водителя автоматически переходила на другого по той причине, что у него не было зеркала заднего вида, не работали поворотники, лампочки стоп-сигнала, зимой использовалась летняя резина, прочее.
Ранее мы уже говорили о том, что не стоит оставлять без внимания работу опергруппы, прибывшей на место аварии. Следите за всем, что они записывают в документах.
Нередки случаи, когда в спешке или из-за простой халатности сведения, вносимые в документы, искажались и не соответствовали действительности. Например, инспектор записал, что повреждено крыло автомобиля, а на самом деле повреждения намного глубже и серьезнее (разорван металл, разбита фара, прочее).
Если вы заметили больше повреждений, чем это сделал инспектор, укажите ему не эти факты. Часто некоторые дефекты, полученные в результате аварии, не сразу заметишь.
В тот момент, когда идет фиксация повреждений, думайте еще и о том, что вам потребуется компенсация ущерба. Именно поэтому требуйте детального описания повреждений.
Не подписывайте протокол аварии до тех пор, пока не ознакомились с его содержимым. Если вы с чем-то не согласны, так и записывайте «не согласен с мнением сотрудника ГИБДД».
Будьте взаимовежливы. Если обстановку оформления накалять еще и спорами, то лучше от этого никому не будет. В любом деле можно прийти к общему мнению.
Пока сотрудники правоохранительных органов едут на ваш вызов, позаботьтесь о свидетелях. Возьмите их личные и контактные данные (если они согласны давать показания во время расследования).
Если передаете данные об очевидцах инспектору ГИБДД, обязательно оставьте себе оригинал записи, а копию уже можете передавать.
Каких свидетелей нужно искать:
- граждан, которые видели момент аварии;
- автовладельцев транспортных средств с видеорегистратором, участвовавшие в дорожном движении в момент аварии;
- лиц, владеющих магазинами, офисами кафе или заправочными станциями, расположенными вблизи места ДТП. Обычно на данных зданиях установлены камеры видеонаблюдения.
Не стоит тратить время впустую в ожидании ГИБДД. Займитесь поисками свидетелей, пока они не покинули место аварии. Используйте любые способы для привлечения их свидетельств к делу, вплоть до компенсации затрат на дорогу к месту рассмотрения дела.
Когда в вашей жизни случилась такая неприятность, как ДТП, да еще вы выступаете в ней как виновник, долго не думайте, а сразу ищите толкового юриста. Только он сможет, защищая ваши интересы в суде, если не полностью уберечь вас от наказания, то свести его к минимуму.
Если у вас есть хороший юрист, то его присутствие на месте аварии просто необходимо.
Никогда не торопитесь взять на себя ответственность за произошедшую ситуацию. Не факт, что виновны именно вы. Возможно, что второй участник ДТП также нарушил какие-то правила, и отвечать за аварию придется вам обоим.
Аварийные комиссары, которые выезжают на место аварии только в самом начале свое деятельности были непоколебимы в своем мнении. Сейчас же они больше «играют» на стороне тех участников ДТП, кто им заплатил. К слову сказать, иногда страховые компании, оформляя с клиентом договор страхования КАСКО, изначально включают в него услугу аварийного комиссара.
Не всегда сума ущерба, установленная страховщиком, соответствует реальности. Именно поэтому так важно, чтобы на место аварии выезжал юрист.
Ну и конечно присутствие юриста важно в том случае, когда в результате аварии пострадали люди, есть раненые или погибшие. Иногда от грамотных действий юриста зависит весь исход дела.
Это очень важно. Часто после аварии у сотрудников ГИБДД возникает вопрос по поводу состояния водителя, по чьей вине произошло данное происшествие.
Если вам предложили пройти медицинское освидетельствование никогда не отказывайтесь. Так вы только усугубите ситуацию, да и страховщик может отказать вам в возмещении ущерба.
Если вы откажетесь от тестов, вы только привлечет к себе большее внимание. Единственное, что хотелось посоветовать – требуйте проведения тестов не на месте аварии, а в медицинском учреждении. Там экспертизу проведут специалисты – наркологи, токсикологи. Понятно, что если это деревенская больница, то такие узкие специалисты там вряд ли есть.
Да, заметьте, вас должен насторожить тот факт, что ваш оппонент оказывается от прохождения теста. Поэтому требуйте, чтоб данный факт был внесен в протокол ДТП.
В наше время оформить ДТП можно с помощью сотрудников ГИБДД или заполнив Европротокол. Но, несмотря на это все равно находятся люди, которые хотят все «порешать не отходя от кассы».
Наш вам совет – не делайте этого. Конечно, вам может показаться, что это самый классный вариант. Быстро разобрались, быстро рассчитались и вопрос исчерпан. Но это не совсем так.
Где гарантии, что:
- вы получите денег столько, сколько вам понадобиться для восстановления машины;
- вас не обвинят в вымогательстве;
- ваш оппонент не вернется на место ДТП и не вызовет ГИБДД, выставив вас виновником, сбежавшим с места аварии. Штраф в 30 тысяч рублей или лишение водительских прав на 1,5-2 года вам просто гарантировано.
Может быть, этот способ решения проблемы хорошо только в том случае, когда повреждения минимальны, а компенсация ощутима.
Решая проблему на месте аварии, позаботьтесь о получении расписки, что к вам нет никаких претензий, и вы также их не имеете. Поверьте, это не будет лишним ни для вас, ни для вашего оппонента.
Если вы хотите, чтобы у вас не было материальных проблем, не забудьте обратиться в страховую компанию с заявлением о возмещении материального ущерба.
Сделать это необходимо в течение 5 дней с момента аварии. Можно лично принести заявление и документы в страховую организацию, а можно воспользоваться услугами почты. Отправьте страховщику заказное письмо с уведомлением.
Какие документы представляются страховщику:
- паспорт;
- водительские права;
- ПТС (пластиковая карточка);
- страховой полис ОСАГО;
- отчет о проведенной экспертизе по оценке состояния ТС;
- справка и протокол о ДТП;
- заявление о возмещении ущерба.
Так как в процессе оформления ДТП и транспортировки ТС были определенные расходы, к основным документам необходимо приложить финансовые документы.
В данном случае речь идет о:
- квитанции за оплату услуг эвакуатора;
- чеке об оплате хранения ТС;
- квитанции на оплату медицинских услуг (при наличии);
- чек об оплате услуг независимого эксперта.
Как оказать помощь при ДТП
Частот в аварии есть пострадавшие. Поэтому в данной ситуации очень важно правильно оказать первую помощь.
Доврачебная помощь предполагает некоторые действия, которые помогут устранить угрозу для жизни человека. Очень важно помочь людям, и какие-то страхи или брезгливость вообще должны уйти на задний план.
Что необходимо делать сразу после аварии:
- Остановитесь, выйдите из машины. Обозначьте место происшествия аварийными знаками (15 м от авто в населенном пункте, 30 метров – за городом). Приветствуется аварийная световая сигнализация (если таковая имеется) (согласно п. 2.5 ПДД РФ). Это будет в ваших интересах и в интересах пострадавшего.
- Осмотритесь на предмет наличия различных угроз, как то:
- угроза взрыва, пожара;
- скатывания машины вниз;
- падение оборванных проводов под напряжением на автомобиль.
В том случае, если угроза жизни очевидна, лучше близко не подходить. Чего доброго, вы еще и сами присоединитесь к пострадавшим.
При наличии разлитого бензина, обязательно отключите аккумулятор разбитой машины.
- Позвоните в МЧС. Номер телефона – 112. Постарайтесь сделать так, чтоб ваше сообщение было четким, полным, но при этом кратким. Чем понятнее ситуация для диспетчера, тем быстрее придет помощь. В сообщении следует указать такие сведения:
- какая ситуация произошла (столкнулись машины, сбит пешеход, прочее);
- в каком месте это случилось (трасса, населенный пункт, другие ориентиры);
- наличие пострадавших, их количество (для вызова нескольких бригад скорой помощи);
- кто является потерпевшими (пол, возраст). Говоря о возрасте, называем примерные данные или «ребенок, молодой человек, старик», прочее.
- в каком состоянии они находятся (в машине, вне машины, в сознании или нет, кровотечение, прочее);
- сообщите свои личные и контактные данные.Если вы один можете оказать помощь на месте аварии, то сразу принимайтесь за самого тяжелого, по вашему мнению, потерпевшего, особенно, если это ребенок. В случае необходимости сделайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Отвлечься на вызов машины «Скорой помощи» можно только после пяти циклов надавливаний и искусственного дыхания (реанимация в течение не менее двух минут);
- Обратите внимание на пострадавшего. Если он находится в машине – откройте дверь или выбейте окно.
- Когда потерпевший в сознании – постарайтесь наладить с ним контакт, успокойте его, убедите, что все будет хорошо, что скоро придет помощь. Успокоившись, он сможет определиться с наличием у себя каких-то травм, что поможет предпринять необходимые меры для спасения.
- Когда человек пребывает в состоянии шока, его также нужно успокоить, иначе он может причинить себе еще больший вред.
- Когда человек находится в бессознательном состоянии вам необходимо определить его пульс. Делать это необходимо на крупных артериях, очень внимательно.
- Проверьте, нет ли кровотечения, и не сломаны ли конечности.
- Осмотрев человека и сделав определенные выводы, окажите возможную в данной ситуации помощь.Если угрозы жизни человеку от нахождения в автомобиле нет, то лучше не доставайте его оттуда самостоятельно. Дождитесь спасателей. В том случае, если есть угроза пожара или взрыва, срочно вытаскивайте человека из машины. Но прежде постарайтесь зафиксировать шею подручными средствами, если у вас нет воротника Шанса. Сделать это нужно по той причине, что чаще всего в авариях страдают голова и шея. Обратите внимание на тот факт, сработала ли подушка безопасности. Если она не раскрылась, вытаскивая человека из машины, не допустите ее раскрытия. Это может навредить и потерпевшему и вам;
- Приведите пострадавшего в сознание;
- Сделайте (при необходимости) непрямой массаж сердца. Если сердцебиение прослушивается, выполнять такие манипуляции запрещено;
- Выполните искусственное дыхание (если пострадавший не дышит).
В некоторых ситуациях делается одновременно и непрямой массаж сердца и искусственное дыхание:
- Уложите человека на землю. Подложите что-то под шею таким образом, чтобы голова была немного запрокинута. Если у вас нет трубочки-барьера, используемой при искусственном дыхании «рот-в-рот», положите на лицо пострадавшему носовой платок или салфетку. Далее зажмите нос пациента, придерживая его челюсть, два раза вдохните в рот пострадавшего;
- Скрестите свои ладошки на груди пациента, чуть выше солнечного сплетения и резко нажмите на грудину, чтобы она опустилась примерно на 3-4 см. Подождите пока она самостоятельно поднимется. Продолжайте свои действия дальше. Необходимо делать на 2 вдоха – 15-30 нажатий руками;
- При этом внимательно следите за состоянием человека, если вы заметили, что он начал дышать самостоятельно, прекратите реанимацию и положите его набок;
- Для остановки кровотечения используем подручные средства. Часто кровь останавливают обычной перевязкой раны (наложили стерильную салфетку, забинтовали). В сложных случаях (когда повреждена артерия) используют жгут;
- Жгут накладывают на тело, накрытое какой-либо тканью;
- Возьмите жгут, немного его растяните, наложите выше раны на 3-4 см. первым туром остановите кровь. Следующие туры накладываются один за другим (рядом), чтобы сделать площадь передавливания шире;
- На жгуте обязательно нужно закрепить записку с точным временем его наложения. Дело в том, что жгут может пережимать конечность не более 1 часа. В противном случае начнется отмирание тканей, расположенных ниже раны;
- В том случае, если спасатели в течение часа еще не приехали, немного отпустите давление жгута, примерно минуты на 2-5. А дальше снова затяните жгут. Повторяете эти действия через 15-20 минут;
- Если в результате аварии человек лишился руки или ноги, необходимо жгут наложить на 5 см выше раны;
- Чтобы определить наличие вывиха или перелома, нужно внимательно оценить положение конечностей. Если их положение неестественное, то можно говорить о наличии проблемы. Чтобы помочь пострадавшему необходимо иммобилизовать поврежденную конечность. Для этого применяются шины или любые подручные средства, которые помогут обездвижить конечность. Важно, чтобы шина захватывала непосредственно само место перелома и 2-4 сустава, расположенных поблизости;
- Если человек получил ожоги, его нужно положить раной вверх. Место ожога накройте чистой салфеткой, тканью, далее следует это место охладить. Охлаждение необходимо в качестве снятия боли. Если человек получил ожоги 1-2 степени, поврежденные места нужно охладить водой.
Как получить страховую выплату
Если вы хотите, чтобы с получением страховки у вас не возникло никаких проблем, действуйте в соответствии с пунктами договора страхования.
Как используется Европротокол?
Заполнение Европротокола довольно успешно входит в нашу практику. Но это возможно только в том случае, когда между участниками ДТП нет спорных вопросов, в аварии никто не пострадал.
В случае со страховкой КАСКО потребуется присутствие страхового комиссара. Он самостоятельно оценивает ситуацию на месте. Только после этого водители заполняют Европротокол. Далее страховые компании уведомляются о страховом случае.
Во всех остальных случаях, потребуется обязательное присутствие сотрудников ГИБДД. Они составят схему аварии, протокол, а также могут сообщить страховщикам о ДТП. Кстати, один из участников происшествия будет оштрафован за нарушение ПДД.
Наличие альтернативного варианта
Если вы владелец страхового полиса ОСАГО, то для получения компенсации придется выполнить все требуемые договором действия.
Действие №1. Сообщите страховщику о наступлении страхового случая, позвоните в ГИБДД.
Итак, если самим решить проблем не получится, придется обращаться к сотрудникам ГИБДД, а также известить свою страховую компанию.
В момент оформления ДТП обязательно дайте друг другу свои данные, а именно:
- паспортные данные;
- сведения из полиса страхования;
- серия страховки;
- номер специального знака (спецзнак обычно находится на лобовом стекле автомобиля).
Обязательно дождитесь приезда сотрудников ГИБДД и сотрудника страховой компании.
Действие №2. Получите справку о ДТП.
Обычно эту справку выдают на месте аварии, но если этого не сделали, посетите отделение ГИБДД и получите документ. Обратите внимание на то, чтобы в справке было отмечено как можно больше конкретных фактов, связанных с характером повреждения ТС.
Действие №3. Обратитесь в страховую компанию.
Если вы виновны в ДТП, в течение трех дней обратитесь в страховую компанию с заявлением и необходимыми документами по делу.
Если вы не сделаете это вовремя, то вполне возможно, что вам грозит регресс, то есть возврат выплаченных средств страховщику.
В страховую организацию необходимо подавать следующие бумаги:
- паспорт клиента;
- идентификационный номер;
- водительские права;
- техпаспорт ТС;
- справку о ДТП;
- страховой полис;
- справка из медучреждения.
Кроме этого, в пакет документов может входить доверенность (если таковая имеется), финансовые документы о расходах (услуги эвакуатора, хранения ТС, прочее).
Действие №4. Получите решение суда.
Получить решение суда можно приблизительно в течение 10 дней. Если вы хотите, чтобы страховка была выплачена в кратчайшие сроки, лучше самостоятельно явиться в суд и получить данное решение.
Действие №5. Организуйте проведение независимой экспертизы.
От того, какие сведения будут у страховой компании по поводу ущерба, полученного в результате аварии, будет зависеть размер компенсации. Именно поэтому важно, чтобы результаты осмотра были как можно более точными. Для этого и организуют независимую экспертизу.
Действие №6. Получите компенсацию.
Срок выплат компенсации страховщиками равен 90 календарным дням. Если в течение указанного срока выплаты не произведены, клиент может требовать компенсации за каждый просроченный день.
Попал в ДТП, что делать?
Независимо от ситуации каждому водителю необходимо:
- остановиться и заглушить двигатель, вынуть ключи из зажигания;
- поставить ручной тормоз;
- включить «аварийку»;
- выставить аварийный треугольник, согласно месту аварии: если в городской черте, то на расстоянии 15 м от машины; если за пределами города, то на расстоянии 30 м;
- оценить аварийную ситуацию в целом;
- понять, есть ли пострадавшие лица в своей машине и в другой — участнице ДТП.
Разновидностью дорожно-транспортного происшествия является , подробнее о котором можно узнать на нашем сайте.
Что делать при ДТП без пострадавших? Такой исход аварии самый благоприятный для всех, и алгоритм действий самый простой. Всем участникам нужно:
- оставить автомашины на месте аварии и не передвигать их;
- сделать фото- видеосъёмку ДТП со всех сторон;
- решить, есть ли у сторон разногласия по оценке сложившейся ситуации;
- решить, каким образом они будут оформлять ДТП.
При отсутствии спорных вопросов, можно сделать самостоятельное оформление. Если одна сторона против Европротокола, то следует вызвать наряд дорожной полиции.
В аварии пострадали люди
Если есть пострадавшие люди, необходимо срочно сообщить в Службу Спасения (МЧС) о ДТП, его месте, количестве потерпевших и характере их ранений. Оказывать первую медицинскую помощь можно лишь в случае, если вы точно знаете основные принципы медицинских мероприятий и уверены, что они не принесут вред потерпевшему.
Так, например, при рваной ране на ноге необходимо оценить, с каким кровотечением вы имеете дело: артериальным или венозным. От этого зависит, что нужно сделать: использовать жгут выше артериального кровотечения или накладывать давящую повязку в случае венозного ранения.
Если вы не уверены в своих медицинских знаниях, не нужно предпринимать никаких мер. Дожидайтесь приезда скорой помощи или, в крайнем случае, отправьте пострадавшего на попутной машине в стационар.
Вызов сотрудников ГИБДД с мобильных операторов
Уже 5-й год в нашей стране работает «Система – 112», которая предназначена для экстренного вызова служб спасения: пожарной, медицинской, МВД, газовой службы, МЧС. Также единый номер 112 используется в случае ДТП. С мобильного телефона достаточно набрать три цифры 112, что бы сообщить о случившейся дорожной аварии, кроме того, существует .
Правила самостоятельного оформления аварии
С середины 2018 года произошло два существенных изменения в области упрощённого оформления ДТП:
- Сумма возмещения возросла в два раза и теперь составляет 100000 рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, а также их областей сумма возмещения при условии отсутствия разногласия сторон варьируется от 100000 до 400000 рублей.
- При условии, что у участников ДТП есть разногласия в оценке произошедшей аварии, появилась возможность оформить Европротокол. Это можно сделать, если хотя бы на одном из автомобилей ДТП установлена система Эра-Глонасс.
Условия использования Европротокола
Участники дорожной аварии могут самостоятельно в 2019 году оформить ДТП по упрощённой системе, если:
- их двое;
- пострадали только автомобили;
- нет пострадавших граждан;
- оба участника имеют полисы ОСАГО;
- они пришли к соглашению в оценке произошедшего столкновения, определения виновника и стоимости ущерба в пределах 100000 рублей.
Водителям надо знать, что такого юридического документа как Европротокол официально не существует, есть «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». В том случае, если соблюдены все вышеизложенные условия, и участники аварии решили обойтись без вызова экипажа ДПС, они могут оформить происшествие по упрощённой системе с помощью «Извещения о ДТП». Оно будет являться так называемым Европротоколом.
Правила заполнения Европротокола
При заполнении бланка нужно писать разборчивым почерком, желательно синей шариковой ручкой. Помните, что помарки, исправления, зачёркивания не допускаются. И самое главное условие: должны быть заполнены все графы, а в случае, если по данному пункту нет информации, нужно поставить прочерк. По окончании процедуры заполнения, каждая из сторон должна подписать документ и забрать себе по одному экземпляру.
На что обратить внимание при составлении Европротокола?
Для того чтобы страховые компании приняли Европротокол как полноценный документ, необходимо его внимательно заполнить, подробно описав:
- место аварии с указание улиц, пересечения улиц, номера дороги, домов или любых известных координат;
- количество повреждённых транспортных средств (один или два);
- список свидетелей с указанием телефонов и адресов (с их согласия);
- обстоятельства аварии с зарисованной схемой столкновения;
- доказательную базу (фото-видеосъёмку, наличие регистратора и пр.);
- личные данные и данные по каждому автомобилю.
Обязательно нужно поставить слово «нет» в графах о пострадавших и раненых лицах, о медицинском освидетельствовании, об ущербе другим ТС и об оформлении документа без участия ГИБДД. Также документ нужно датировать, подписать и проставить время аварии.
Как уже было сказано выше, нет такого официального документа, как Европротокол. Есть « ». Этот документ был введён в обращение граждан три года назад для облегчения процесса оформления дорожных происшествий и разгрузки сотрудников Госавтоинспекции.
Извещение заполняется при любой дорожной аварии, не зависимо от количества пострадавших автомобилей, наличия или отсутствия раненых граждан, при вызове аварийного комиссара, самостоятельного оформления или в присутствии сотрудников ГИБДД. Только в том случае, если участники ДТП решили урегулировать последствия столкновения по договорённости сторон, без обращения в страховую компанию, извещение можно не заполнять. Достаточно будет рукописного соглашения.
В том случае, если соблюдены условия для упрощённого метода оформления аварийного происшествия, извещение о ДТП приравнивается к так называемому Европротоколу и принимается страховщиком для выплаты страхового возмещения.
Правила оформления извещения
Извещение может быть заполнено самостоятельно, аварийным комиссаром или сотрудником ГИБДД. Важно заполнить все имеющиеся графы разборчивым почерком, без исправлений и помарок. Необходимо указать подробности и обстоятельства аварии, точное месторасположение ДТП, правильно зарисовать схему, проставить дату, время столкновения и поставить подписи сторон. От правильного и чёткого заполнения зависит решение компании-страховщика о возмещении пострадавшей стороне.
Что делать, если бланка не оказалось?
Извещение о ДТП – это документ строгой отчётности с индивидуальным номером. Каждый автовладелец получает этот самокопирующийся бланк при покупке страховки ОСАГО. Если в нужное время формуляра не оказалось ни в одной из столкнувшихся машин, всю информацию можно изложить на чистом листе бумаги. Затем обратиться в свою страховую компанию с просьбой выдать вам бланк и перенести всю информацию в него. При этом возникнет необходимость получить подпись другого участника ДТП.
Так часто случается, что после ДТП водителям трудно оценить последствия аварии. Мешает общее нервное состояние, конфликтные моменты провоцируют стресс. Неверная оценка обстоятельств аварии может привести к тому, что пострадавшая сторона не получит выплаты по страховке. Поэтому участникам ДТП нужен квалифицированный помощник, который объективно оценит ситуацию, поможет с заполнением документов, подскажет порядок дальнейших действий. оказывает всестороннюю помощь в случае ДТП.
Если есть пострадавшие лица или стоимость повреждений предположительно выше 100000 рублей, то необходимо вызвать ГИБДД, а в других случаях, вызов аварийного комиссара может быть очень полезным и своевременным.
Что делать после оформления ДТП?
Если ДТП было оформлено самостоятельно, по евростандарту, то каждой из сторон нужно оповестить свою страховую компанию о случившемся страховом случае. Это можно сделать при личном визите в офис страховщика или его представителя или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении.
Если ДТП было оформлено при помощи Госавтоинспекции, то пострадавшей стороне необходимо получить справку о ДТП и обращаться за получением возмещения. Виновник аварии не обязан уведомлять свою страховую компанию.
В какую страховую компанию обратиться?
По правилам страхования ОСАГО за возмещением может обращаться только пострадавшая сторона. Если у виновника ДТП, помимо ОСАГО, есть полис КАСКО, то он тоже вправе обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.
Если в ДТП столкнулись два транспортных средства, нет пострадавших и оба участника застрахованы по «автогражданке», то пострадавшая сторона обращается по методу прямого возмещения ущерба в свою страховую компанию. В остальных случаях, обращение происходит в страховую компанию виновника или ко всем страховщикам в равных долях.
Сроки обращения за страховой выплатой
Самостоятельно оформленное Извещение о ДТП, оно же Европротокол, должно быть отправлено страховщикам в течение 5 дней с момента подписания.
А на подачу документации для выплат по страховому случаю в страховую организацию отводится 15 рабочих дней с момента ДТП.
Если виновник аварии скрылся с места ДТП
Согласно настоящему законодательству, пострадавшее лицо может получить страховую выплату по ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис виновника. Если виновник скрылся с места происшествия, то необходимо произвести ряд мероприятий:
- соблюсти все правила ПДД по аварийной остановке;
- вызвать ГИБДД;
- собрать свидетельские показания, фото- видеоматериалы, зафиксировать следы ДТП и причинённый ущерб;
- сообщить в свою страховую компанию о страховом случае, письменно написать объяснительную записку по поводу скрывшегося виновника;
- приложить все усилия для официального и самостоятельного поиска.
В случае травм и гибели людей, в результате автомобильного столкновения и скрывшегося виновника, выплаты осуществляет РСА.
Официальный поиск скрывшегося виновника и срок административной давности за покинутое место аварии составляет всего 3 месяца, если нет пострадавших, раненых и погибших лиц.
У виновника аварии нет страховки – что делать?
Многие водители спрашивают: «В случае ДТП ?» Действительно, шанс попасть в дорожную аварию по вине водителя, у которого нет ОСАГО, очень высокий. Более 1/3 всех водителей не утруждают себя покупкой страховой защиты, считая, что штраф за езду без ОСАГО небольшой и по карману. Однако они мало задумываются, что будет, если они станут виновными в ДТП.
В случае, когда у виновной стороны ДТП нет «автогражданки» урегулировать вопрос компенсации причинённого ущерба можно тремя способами:
- На месте аварии виновник признает свою вину и добровольно соглашается компенсировать ущерб за свой счёт. Пишет расписку в простой письменной форме, подробно излагая обстоятельства столкновения, и письменно выражает своё согласие с будущей компенсацией. Размер и сроки выплаты оговариваются на месте и фиксируются в расписке.
- На месте аварии виновник не признает свою вину. Последующими действиями потерпевшей стороны будут:
- вызов ГИБДД и оформление ДТП;
- обращение к независимому оценщику для составления отчёта о независимой экспертизе;
- составление досудебной претензии и отправление документа со всеми приложениями по адресу виновника ДТП.
- Если досудебная претензия не дала результатов, пострадавшая сторона вправе обратиться в суд с исковым заявлением.
Заключение
При ДТП что делать? Как вызвать ГИДББ? Стоит ли контактировать с другими участниками ДТП? Куда обращаться? У того человека, который только, что попал в дорожное происшествие возникает масса вопросов. Самое главное, это не паниковать и соблюсти правила дорожного движения по поводу аварийной остановки. Алгоритм действий зависит от количества пострадавших автомобилей и наличия или отсутствия раненых людей. Если участники ДТП понимают, что ущерб пострадавшей стороны предположительно больше 100000 рублей, или есть пострадавшие, нужно вызывать ГИБДД. Единый номер 112 работает в круглосуточном режиме и легко набирается с мобильного телефона. В случае незначительного ущерба и очевидной вины одной из сторон, можно оформить ДТП по простой схеме с помощью аварийного комиссара или самостоятельно по Европротоколу.
7
оценок, среднее: 5,00
из 5)