Чем отличается статус беженца от временного убежища. Статус беженца: как получить и что он дает
1. Признание лица беженцем по российскому праву.
Беженец -- это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
РФ не предоставляет статус беженцам лицам:
в отношении, которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
которые совершили тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и до того, как они были допущены на территорию РФ в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженца;
которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;
за которыми компетентные власти государства, в котором они проживали, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого
государства;
которые в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;
которые покинули государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Признание лица беженцем предусматривает:
обращение с ходатайством о признании беженца;
предварительное рассмотрение ходатайства;
принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
рассмотрение ходатайства по существу;
принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженца.
Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:
в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию РФ;
в пост иммиграционного контроля ФМС России, а при его отсутствии в орган пограничного контроля ФПС России в пункте пропуска через Госграницу РФ при пересечении границы данным лицом;
в орган пограничного контроля, или в территориальный орган внутренних дел, или в территориальный орган ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Госграницы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу;
законном основании на территории РФ Чиркин В.Е. «Конституционное право России»-Учебник; 2-ое издание; Москва; Юристь; 2003 г. стр. 127..
Ходатайство, поданное в орган пограничного контроля, передается в пост иммиграционного контроля, а ходатайство, поданное в орган пограничного контроля или территориальный орган внутренних дел при вынужденном незаконном пересечении границы, передается в пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС России.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке:
ходатайство лица, находящегося вне пределов территории РФ, предварительно рассматривается дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства;
ходатайство лица, находящегося в пункте пропуска через Госграницу РФ или на территории РФ, предварительно рассматривается постом иммиграционного контроля или территориальным органом Федеральной миграционной службы в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.
Решение о выдаче свидетельства принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом ФСМ России.
Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение пяти рабочих дней направляются в Федеральную миграционную службу для выдачи свидетельства и рассмотрение ходатайства по существу
При принятии решения о выдаче свидетельства пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС России оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании его беженцем. Сведения о членах семьи лица, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей, а при отсутствии родителей в свидетельство опекуна либо в свидетельство одного из членов семьи, добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет. Лицу, ходатайствующему о признании беженцем, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, также вручается свидетельство. Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел, а также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения и предоставления им предусмотренных законом прав и льгот.
Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных законодательством. Беженцу, достигшему возраста восемнадцати лет, а также беженцу, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, выдается удостоверение установленной формы, которое является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Удостоверение является основанием для регистрации беженца и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел.
Лицо признается беженцем на срок до трех лет с правом дальнейшего продления на каждый последующий год. В случае отказа в признании беженцем решение об отказе вручается или направляется лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения. Лицо, получившее уведомление об отказе в признании беженцем, и не использующее право на обжалование решения об отказе в признании беженцем обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе.
2.Права и обязанности беженцев в РФ.
Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации. Кроме того, лица, получившие статус беженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда на территорию России в случае их нахождения вне ее пределов. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливается, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В случае необходимости сотрудники представительства Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам, признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию.
Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания. Это право реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания». Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь. Более широкое регулирование эта проблема получила в нормативных актах субъектов Федерации. Так, в региональной миграционной программе Краснодарского края на 1996 - 1997 гг., утвер-жденной Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 апреля 1996 г. № 295-П «Кубанские новости» 1996 г. № 129 16 июля 1996 г. существует специальный раздел, озаглавленный «Обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных мигрантов». В связи с тем, что проблемы миграции оказывают существенное влияние на санитарно - эпидемиологическую обстановку в крае и сопровождаются повышением нагрузки на существующую лечебно - профилактическую сеть, а также в целях эффективного решения вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных мигрантов, Программа предусматривает проведение целого комплекса мероприятий, в числе которых: организация и устройство при пунктах первичного приема и размещения мигрантов санитарных пропускников для проведения обязательные медицинских осмотров мигрантов; оказание медицинской помощи, обеспечение вынужденных мигрантов медицинским страховым полисом; определение порядка обеспечения нуждающихся мигрантов лекарственными препаратами.
Кроме того, в рамках Программы предусматривается проведение оценки, анализа и прогнозирования санитарно - эпидемиологической обстановки и состояния здоровья вынужденных мигрантов, а также местного населения, в том числе: оценка уровня загрязненности на территориях временного и постоянного размещения вынужденных мигрантов; оценка влияния заболеваемости прибывших вынужденных мигрантов на состояние здоровья жителей края.
Предупреждение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди вынужденных мигрантов и населения края предполагает совершенствование контроля за выполнением мероприятий санитарно - эпидемиологической безопасности; выделение средств для обеспечения вынужденных мигрантов достаточным количеством вакцин, моющих и дезинфицирующих средств; организацию прививочной работы среди мигрантов.
Так, в соответствии с распоряжением главы администрации Ставропольского края от 24 марта 1993 г. N 145-Р «Об обеспечении иммунизации прибывших в край беженцев и вынужденных переселенцев» в целях разработки системы мер по санитарной охране территории края от заноса и распространения конвенционных и других особо опасных инфекций предусматривается своевременное выявление больных и обеспечение иммунизации прибывающих в край беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим управлению здравоохранения администрации края поручено организовать принятие на учет прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в медицинских учреждениях по месту жительства, оказание медицинской помощи и проведение иммунизации, в первую очередь детей, согласно действующим директивным документам.
Для обеспечения решения этих задач главам администраций районов и городов края разрешено проводить регистрацию и выдачу удостоверений беженцам и вынужденным переселенцам только после принятия их на учет в территориальных медицинских учреждениях по месту предполагаемого проживания. Им также поручено представлять ежемесячно для сверки списки зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев территориальным медицинским учреждениям по месту предполагаемого проживания.
Лица, признанные в официальном порядке беженцами, имеют также право на получение содействия в направлении их на профессиональное обучение или трудоустройство и работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ) Собрание законодательства РФ 1996 г. № 17 ст. 1915 подчеркивается, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К данной категории лиц этим Законом помимо прочих отнесены также беженцы, для которых предусматриваются дополнительные гарантии в сфере занятости.
В отношении трудоустройства беженцев российским законодательством предусматриваются отдельные изъятия, касающиеся их права заниматься определенными видами деятельности и занимать определенные должности. Так, например, в соответствии с российским законодательством беженцы, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не могут занимать выборные и другие должности в государственной и муниципальной службе, работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных или морских судов и т.д.
Лица, получившие статус беженца, имеют право на получение социальной помощи со стороны государства. По сравнению с вынужденными переселенцами объем их прав несколько ограничен в связи с тем, что они не являются гражданами Российской Федерации. Тем не менее в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов для них предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1996 г. N 162-ФЗ) Собрание законодательства РФ. 1995 г. №21 Ст.1929, 1997№ 1 ст. 3. беженцам так же, как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.
В случае признания иммигранта беженцем в Российской Федерации ФМС России и ее территориальные органы совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают ему содействие в расселении и адаптации.
При расселении и адаптации учитываются особенности беженца (этнические, социально - психологические и другие), а также экономические возможности принимающих субъектов Российской Федерации.
Беженцу при расселении определяется место жительства и предоставляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым он может пользоваться только в период действия статуса беженца в Российской Федерации. При этом на семью выделяется лишь одно жилое помещение.
Помимо прав за беженцами закрепляется целый ряд обязанностей. Некоторые из этих обязанностей распространяются на них в силу их пребывания на территории России, пользования ее зашитой и покровительством. Так, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации, в том числе и вынужденных переселенцев, а также беженцев. Вместе с тем существуют и специфические обязанности, предусмотренные только для данной категории лиц.
Так, при перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в ФМС России или в соответствующем территориальном органе, к которому он был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новому месту жительства.
Постановка на учет ФМС России или ее территориальным органом является основанием для регистрации беженца в органах внутренних дел по месту его пребывания.
В случае необходимости для поездок беженца за пределы Российской Федерации ФМС России оформляет ему проездной документ беженца установленного образца. За выдачу проездного документа с беженца взимаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственная пошлина и оплата стоимости бланков в размерах, равных оплате при получении заграничного паспорта.
3. Лишение статуса беженца.
Статья 9 Закона перечисляет основания, по которым лица утрачивают или лишаются статуса «беженца». Понятия «утрата» и «лишение» имеют разное значение. Лишение статуса беженца следует рассматривать как санкцию со стороны государства за неправомерное поведение. Что касается утраты статуса беженца, то она происходит в силу обстоятельств, связанных с волеизъявлением самого лица. К их числу относится получение лицом разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, приобретение российского гражданства либо гражданства иного государства, добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности и иные, предусмотренные законом обстоятельства.
Лицо лишается статуса беженца по следующим основаниям:
если оно совершило преступление на территории России и осуждено за него по вступившему в силу приговору суда;
умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем в Российской Федерации.
Лицу, утратившему статус беженца либо лишенному данного статуса, вручается соответствующее уведомление с указанием причин принятого решения и порядка его обжалования. Данный документ вручается ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом беженец обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен или лишенному его в силу причин, изложенных в настоящей статье, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его семьи. В случае отказа от добровольного выезда иммигрант депортируется из Российской Федерации. Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории РФ. Лицо, лишенное статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Кроме того, можно выделить следующие причины лишения статуса беженца: после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ; если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований; если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть, в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для оставления государства, более не существуют; если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, в данном государстве более не существуют.
Таким образом, лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца и не использующее право на обжалование такого решения, а так же не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца Баглай М.В. «Конституционное право РФ» ;Учебник для вузов; 3-е издание; Москва; Издательство НОРМА; 2001 г. Стр. 292..
4. Гарантии лица, получившего статус беженца.
В соответствии со ст. 33 Конвенции о статусе беженцев запрещается высылка беженцев или их принудительное возвращение в страны, из которых они прибыли, где их жизни или свободе угрожает опасность из-за их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Однако это правило может не применяться к беженцам, которые представляют реальную угрозу безопасности страны их пребывания либо осужденным вступившим в силу приговором суда за совершение особо тяжких преступлений. Этот же принцип невысылки в страну
своего прежнего местожительства (получивший в международном праве на-звание «non - refoulement») подтвержден и в Протоколе 1967 года. В той или иной мере это провозглашено и в Конвенции ООН против пыток 1984 года, а также в некоторых региональных документах. Так, п. 3 ст. II Конвенции ОАЕ по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке 1969 года объявляет, что «ни одно лицо не должно подвергаться.... таким мерам, как отказ в приеме на границе, возвращение или высылка, которые вынудили бы его вернуться на территорию, где его жизнь, личная неприкосновенность или свобода могут оказаться под угрозой...».
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств.
Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Срок подачи жалобы не должен превышать:
один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме;
три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.
До принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права и выполняют обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в части, не противоречащей настоящему правовому положению данных лиц.
Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо лицо, получившее уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным настоящим законом, и использовавшее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца в соответствии с настоящей статьей, обязано покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
Беженцем в России признается лицо, которое в силу определенных обстоятельств, не может проживать на территории своей страны, и желающее получить убежище на территории РФ.
В качестве беженца или временного переселенца может выступать иностранный гражданин или лицо без какого-либо гражданства.
Права беженцев
Российское законодательство наделяет беженцев рядом прав и обязанностей. Но только в том случае, если гражданин уже получил соответствующее свидетельство о заявлении на получение статуса беженца на территории РФ.
К основным правам относятся:
- получение единовременного пособия на каждого члена семьи;
- направление уполномоченными органами в центр временного пребывания;
- использование коммунальных услуг в центре;
- получение продуктов питания в центре;
- охрана со стороны РФ при нахождении в центре;
- медицинская помощь;
- обучение или переобучение для трудоустройства;
- помощь в трудоустройстве;
- услуги переводчика;
- содействие при переезде.
К основным правам беженцам предписываются еще и обязанности, несоблюдение которых влияет на решение уполномоченных органов об удовлетворении заявления иностранного гражданина.
Уполномоченными органами в вопросах временных переселенцев и граждан, нуждающихся в защите и убежище, являются органы Федеральной миграционной службы.
Беженцы с Украины
Беженцы с Украины не пользуются какими-то особыми льготами в сравнении с беженцами другой страны. Поэтому они наделяются такими же правами и обязанностями, как и остальные иностранные граждане.
Особенно большой поток жителей Украины в Россию начался в 2014 году в связи с военными и боевыми действиями в стране. Многие граждане переезжали в РФ с учетом обратного переселения после окончания войны, поэтому и статус беженцев продлевать не собирались. В 2016 году приток украинских жителей существенно сократился.
Примечательно, что согласно Федеральному закону о беженцах получить статус можно только по двум основаниям :
- опасение в преследовании по расовой принадлежности, национальным или политическим убеждениям;
- отсутствие какого-либо желания или возможности для возвращения домой в страну (лица без гражданства).
Граждане, бегущие от военных действий на Украине, не попадают под эти категории. Однако статус беженца в РФ они получить все-таки могут.
Скачать и распечатать бесплатноБеженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Что делать после переезда
После того как иностранный гражданин, желающий получить убежище, пересек границу России, ему необходимо придерживаться определенного плана действий .
В частности, нужно:
- Направить ходатайство о получении статуса.
- Получить свидетельство о рассмотрении ходатайства.
- Встать на учет по месту пребывания.
- Пройти медицинское освидетельствование.
- Получить удостоверение или мотивированный отказ в удовлетворении ходатайства.
- Получить проездной документ (для тех, кто получил удостоверение).
Как правило, граждане ходатайствуют о получении статуса беженца тогда, когда уже пересекли границу с РФ. Однако законодательством России предусматривается и получение заявления от лиц, которые еще находятся на территории своей страны.
Граждане другой страны могут получить статус беженца тогда, когда направят соответствующее ходатайство в территориальный орган ФМС, МВД или ФСБ.
Куда направляется ходатайство до переезда
Если иностранный гражданин или лицо без гражданства планирует временный переезд в РФ, то подать ходатайство он может в любое из установленных ведомств.
К ним относятся:
- Консульство РФ на территории страны гражданина;
- Дипломатическое представительство РФ на территории страны гражданина;
- орган пограничного контроля Федеральной службы безопасности (ФСБ) при пересечении границы РФ.
Предусматриваются ситуации, когда иностранные граждане пересекают границу между странами незаконно. А, значит, направить ходатайство о получении статуса беженца в РФ на границе не могут. Законодательством допускается, что такие лица могут подать соответствующее заявление в следующие ведомства на выбор:
- орган пограничного контроля ФСБ;
- территориальный орган МВД;
- территориальный орган ФМС.
Поскольку Федеральная миграционная служба перешла в ведомство МВД, заявление можно подать в любое отделение по месту пребывания.
Те, кто пересекли границу незаконно, направить ходатайство на присвоение статуса беженца могут только в течение 24 часов. По истечении этого срока граждане могут быть высланы из Российской Федерации.
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Подача ходатайства
Ходатайство подается в один из видов ведомства. Согласно установленным правилам, с 2016 года составляется оно на русском языке .
Если человек не обладает достаточными знаниями для заполнения формы, то ему предоставляется переводчик, работающий на безвозмездной основе.
В случае если человек переезжает вместе с несовершеннолетними детьми, то сведения о них вносятся в ходатайство родителя. Если на момент пересечения границы РФ детям более 18 лет, то они подают заявление от своего имени.
Помимо заполнения самого ходатайства гражданам требуется заполнить опросную форму , которая позволяет рассмотреть причины покидания страны наиболее полно.
В случае если у человека есть на руках документы, которые подтверждают необходимость временного переезда в РФ, то они существенно ускоряют процесс получения статуса беженца. Подача заявления в электронном виде не предусмотрена , форма заполняется лично заявителем в письменном виде.
Рассмотрение ходатайства
В случае если заявление подается за пределами РФ, то срок на предварительное рассмотрение установлен в один календарный месяц. В течение этого времени ходатайство направляется в компетентные органы, изучается, составляется ответ. При этом срок отсчитывается с момента получения дипломатическим консульством или представительством, а не с момента составления документа.
Если ходатайство направляется после составления при пересечении границы РФ, то срок рассмотрения составляет 5 рабочих дней. В этот же период гражданин и члены его семьи получают свидетельство, которое приравнивает их к беженцам на территории России.
Свидетельство беженца
Данный документ приравнивается к внутреннему паспорту граждан РФ, является основанием для получения причитающихся льгот и помощи.
Выдается свидетельство в том отделении Федеральной миграционной службы, в котором гражданин встал на учет, оформил временную регистрацию по месту пребывания. На время действия свидетельства у беженца забирается его паспорт на хранение. Пересекать границу в течение одного года гражданам запрещено в целях их собственной безопасности и исполнения установленных законодательных норм РФ.
Свидетельство имеет установленную форму, поэтому все документы, выходящие за рамки этой формы, считаются недействительными. Максимальный срок действия — 3 года. По истечении времени его можно продлить еще на один год.
Упрощенный режим для жителей Украины
Граждане Украины могут переселиться в Россию по программе переселенцев-соотечественников . Данная программа подразумевает, что граждане, которые проживают в странах бывшего СНГ, могут в упрощенной форме подать документы на переезд.
В этом случае граждане Украины подают заявление в электронном виде, ответ на которое подготавливается Федеральном миграционной службой (Министерством внутренних дел сегодня) в течение 15 календарных дней.
Переселенцами могут выступать только граждане, достигшие 18 лет, владеющие русским языком (устно и письменно) на среднем уровне, а также имеющие трудовой стаж по какой-либо специальности.
Регистрация и гражданство
Гражданин Украины, получивший свидетельство, оформляет временную регистрацию на территории РФ по месту своего пребывания.
После центра размещения беженца и его семью определяют на временное место жительства . Например, в общежитие. В этом случае человек обращается в ФМС по месту нахождения общежития, где подает заявление на временную регистрацию. Форма заявления установлена для всех граждан одинаковая.
После получения временной регистрации по месту пребывания некоторые категории беженцев имеют право на подачу заявления на получение гражданства РФ, полностью отказавшись от гражданства своей страны.
Получение гражданства
Официально процедура имеет название “Выход из гражданства Украины” .
Для получения гражданства РФ необходимо представить следующие документы :
- заявление (2 экземпляра);
- фото 3Х4 (4 штуки);
- свидетельство о рождении или браке (нотариальная копия);
- вид на жительство (нотариальная копия);
- письменный отказ от прошлого гражданства (2 экземпляра);
- аттестат об образовании;
- медицинская справка;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- сертификат о прохождении теста на знание русского языка.
Примечательно, что получить гражданство РФ может только тот, кто хорошо владеет русским письменным и устным языком.
Право на жилье, трудоустройство и пособия
Граждане, признанные беженцами, имеют право на получение денежного довольствия, размер которого устанавливается для каждого региона отдельно.
Например, для Москвы ежемесячные выплаты составляют 2000 рублей.
Законодательством определено, что беженцы имеют право на получение жилого помещения для проживания на весь период действия статуса. При этом граждане не имеют права самостоятельно выбирать, куда им поселиться. Фонд миграционного жилья состоит из общежитий, квартир и домов.
В дальнейшем беженцы имеют право самостоятельно снимать жилое помещение, оплачивая его из собственных средств.
Центры занятости населения ставят на учет граждан , которые временно переселились в РФ, предоставляют им список актуальных вакансий, помогают с трудоустройством.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
20 декабря 2016, 20:41 Мар 3, 2019 13:50
Статус беженца в Российской Федерации – это один из институтов законодательства о гражданском праве. Статус беженца подтверждает законное пребывание гражданина на территории Российской Федерации и даёт право на пользование определёнными социальными благами. Эта статья о том, как оформить статус беженца в Российской Федерации.
Статус беженца в РФ
На получение статуса беженца в России может претендовать лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, но:
1. из-за наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-либо социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
2. не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.
Статус беженца даёт лицу, получившему этот статус, право на законное проживание на территории Российской Федерации. Даётся статус беженца на три года.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации беженцы имеют право на:
получение лекарственной и медицинской помощи;
содействие в провозе багажа к месту проживания;
размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
социальную защиту со стороны государства;
занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения.
Чем отличается статус беженца от временного убежища
Временное убежище предоставляется сроком только на 90 дней. После истечения этого срока гражданин обязан выехать за пределы Российской Федерации на 180 дней, после чего он снова может получить право въезда в Россию ещё на 90 дней.
Имея этот статус, гражданин вправе пользоваться очень ограниченным перечнем социальных льгот, трудоустраиваться он может только по специальному разрешению.
Где получить статус беженца
Получить статус беженца можно только в территориальных органах ФМС.
А вот подать документы на получение статуса беженца можно:
Непосредственно в подразделение ФМС.
В дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если гражданин находится за пределами РФ.
В орган пограничного контроля в пункте пропуска через границу РФ (если они находятся на территории иностранного государства).
При вынужденном незаконном пересечении границы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу – в орган пограничного контроля ФСБ или в территориальный орган МВД, ФМС в течение 24 часов с момента пересечения границы РФ.
Порядок оформления статуса беженца
В органах Федеральной Миграционной Службы для получения статуса беженца порядок такой:
1. Необходимо обратиться в один из вышеперечисленных органов с ходатайством о предоставлении статуса беженца. Сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в ходатайство родителя. Если ходатайство подаётся в консульское учреждение или дипломатическое представительство, то в органы ФМС оно передаётся в течение месяца. Если же ходатайство подавалось в органы внутреннего контроля, то в органы ФМС оно попадает в течение 3 дней.
2. Ходатайство рассматривается в органах ФМС в течение 5 дней с даты его поступления. После рассмотрения принимается решение об отказе заявителю в рассмотрении ходатайства или выдаётся свидетельство о дальнейшем рассмотрении ходатайства.
3. Если заявителю отказывается в рассмотрении ходатайства, то органы ФМС уведомляют его об этом в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Если же ходатайство было подано в консульское учреждение или дипломатическое представительство, то заявитель об отказе будет уведомлен в течение 5 суток. Если же решение о дальнейшем рассмотрении было принято положительное, то на иностранного гражданина заводится личное дело, а также он получает свидетельство о дальнейшем рассмотрении ходатайства. Это свидетельство даёт иностранному гражданину право законно находиться на территории Российской Федерации.
4. После получения свидетельства иностранный гражданин регистрируется в органах ФМС и направляется в Центр временного размещения. Далее иностранный гражданин должен пройти медицинское освидетельствование и встать на учёт по месту временной регистрации.
5. Далее происходит рассмотрение ходатайства по существу. Если гражданин находится за пределами Российской Федерации, то на рассмотрение ходатайства даётся 5 рабочих дней. О принятии решения органы ФМС так же информируют заявителя в течение 5 рабочих дней. Если же гражданин находится на территории Российской Федерации, то ходатайство рассматривается в течение 3 рабочих дней, и ещё в течение 3 дней органы ФМС информируют заявителя о принятом решении.
6. Если решение принимается положительное, то гражданину выдаётся удостоверение беженца. При этом миграционную карту и удостоверение личности он обязан сдать на хранение в органы ФМС. При этом если гражданин захочет уехать к себе на родину, то сделать это по первому желанию не получится, так как его документы находиться будут в ФМС. Однако до истечения 3-лет со дня присвоения статуса беженца гражданин может отказаться от него.
Удостоверение беженца
Удостоверение беженца выдаётся территориальным органом ФМС в местности, где гражданин был поставлен на учёт.
Удостоверение действует 3 года, продлить срок действия удостоверения можно только 1 раз и только на 1 год.
Удостоверение беженца выдаётся только совершеннолетнему лицу. Все сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в это удостоверение. Если гражданин пребывает на территории России без сопровождения родителей или законных представителей и на момент прибытия ему не исполнилось 18 лет, он получает удостоверение беженца, если ему не будет установлен иной правовой порядок пребывания на территории Российской Федерации.
Ситуация в стране, которая вынуждает граждан покинуть территорию, заставляет людей выбирать временное убежище или . Военные действия, религиозные конфликты, расовые преследования — именно они заставляют людей покинуть свой родной кров и искать укрытие в других государствах.
Беженцы — данный тип людей является самым незащищенным классом населения. Не имея никаких возможностей, чтобы обеспечить хотя бы первые дни выживания, люди обращаются к иному государству, которое в дальнейшем предоставляет возможность проживания на своей территории, предоставляет .
Беженцы, которые пребывают в чужое государство, сталкиваются с тем, что нужно . Граждане, которые не имеют отношения к нормативным актам и законодательствам легко путаются, а соответственно начинают теряться и паниковать. Чем отличается временное убежище от статуса беженца? Вопрос не так сложен, как кажется, — просто необходимо разобраться.
Данный вопрос начинает решаться еще на государственной границе. Заполняя миграционный бланк, следует указать цель своего визита. Стандартный срок нахождения на территории Российской федерации составляет 90 дней. Поэтому необходимо точно решить для себя, с какой целью вы отправляетесь в страну.
По прибытию необходимо зарегистрироваться по месту проживания: это может быть съемная квартира, общежитие или жилье родственников. В любом случае необходимо разрешение владельца жилплощади. Если беженец едет через лагерь, то для предоставления жилья необходимо обратиться к администрации лагеря.
Регистрация по месту проживания будет нужна для дальнейших действий с документами.
Существует несколько видов беженцев. Первый статус выдается тем, кто желает получить временное убежище. Второй присваивается тому классу, которые не желают жить в зоне военных действий, и на это указывают юридические основания. Однако, приезжая в Российскую Федерацию люди могут сделать выбор из других вариантов, которые им предлагает Миграционная Служба. Перечень предлагаемых вариантов следующий:
Что такое временное убежище
Это понятие появилось в 1993 году, оно не основывалось на военных действиях на территориях посторонних стран. Раньше этой привилегией пользовалось не такое большое количество человек, а лишь те, кто был вынужден покинуть свое место жительства из-за войны.
Получить временное убежище можно лишь в 2 вариантах:
- прибывший иностранец может оформить статус беженца, однако считает целесообразным подать документы на предоставление временного убежища;
- переселенец не может претендовать на статус беженца, но депортация за территорию Российской федерации невозможна по определенным причинам.
Причины могут быть следующие:
- В стране существуют обстоятельства, угрожающие жизни: голод, военный конфликт или эпидемия.
- Невозможность транспортировки из-за состояния здоровья. В данном случае имеется в виду не именно наличие тяжелого заболевания у иностранца, а невозможность принять должную медицинскую помощь на территории родного государства.
- Уклонение от военной мобилизации и отказ воевать на стороне, проявляющей агрессию, также является причиной для убежища.
Для того чтобы государство предоставило убежище, переселенцу нужно обратиться за помощью в ФМС и представить следующие документы из перечня ниже:
- Заявление с просьбой рассмотрения дела. Анкету и пример заполнения можно получить в отделе миграционной службы. В нем необходимо указать всех членов семьи, которые прибыли вместе с заявителем.
- Паспортные данные и сам документ, подтверждающий личность.
- Карту с отпечатками пальцев.
- Если въезд был осуществлен с другими членами семьи, нужно представить документы, которые подтвердят наличие родственных связей.
- Фотографии для вклеивания в документ — 4 шт.
На то время, пока заявление будет на рассмотрении, иностранцам выдается справка, которая будет подтверждать законное пребывание на территории страны. Заявление обычно находится на рассмотрении на протяжении 3 месяцев.
После того как заявление подано, люди, прибывшие в страну, обязаны посетить поликлинику, пройти осмотр, чтобы получить сертификат. Этот документ выдается с копией: одну оставляют в медицинском центре, другую отдают владельцу. Этот документ действителен на протяжении года с момента выдачи. Потом .
Если федеральная миграционная служба выносит положительный вердикт после рассмотрения документов, иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища.
Этот документ является своеобразной заменой паспорта и позволяет официально трудоустраиваться на работу, регистрировать брак в ЗАГСе.
При этом паспорт гражданина той страны, откуда приехал человек, изымается на хранение миграционной службой. Выезд за пределы страны становится невозможным. Этот факт пугает многих, хотя, написав заявление, по правилам ФМС можно получить свой паспорт для выезда на необходимый срок или навсегда.
Человек, получивший статус временного убежища, подтверждающий легальное пребывание в стране, имеет право на официальное трудоустройство без патента. Для этого достаточно предъявить удостоверение, трудовую книжку и документ об образовании — идентификационный код.
Если трудоустройство связанно с медициной, образованием и прочей деятельностью, связанной с общением с людьми, необходимо представить справку о ранней судимости. Чтобы получить такую, нужно обратиться в органы внутренних дел.
Права иностранцев
Находясь под защитой другого государства и имея документ, подтверждающий временное убежище, человек может претендовать на следующее:
- бесплатное оказание медицинской помощи по полису медицинского страхования;
- возможность воспользоваться услугами переводчика;
- помощь в приобретении билетов для проезда;
- помощь в обучении и поиске работы;
Кроме перечисленных пунктов, беженцам полагается материальная выплата, в каждом регионе сумма разная. Для того чтобы оформить денежную выплату, необходимо обратиться в соответствующие органы.
Сроки предоставления временного убежища ограничены 1 годом, в последующем этот срок необходимо продлевать.
На окончание действия статуса так же может повлиять срок военных действий на территории проживания беженца: иностранец обязан будет покинуть страну сразу же после окончания войны.
Статус беженца
В чем разница между статусом беженца и временным убежищем? Многие полагают, что беженцы — это граждане, которые бегут из страны по причине военных конфликтов. Однако это не так. Беженец — это человек, который подвергался личным преследованиям и не имеет возможности находиться в стране. Этот момент имеет исключительно юридический характер.
Статус беженца может получить лицо, которое сражалось на стороне сопротивления и теперь существует угроза лишения свободы.
Однако статус не выдается людям, которые являются приверженцами военного конфликта, но избегают принятия участия, здесь есть угроза личного характера, однако отсутствует факт личного преследования. Данный вид граждан может претендовать на получение временного убежища.
Для того чтобы получить статус беженца, граждане должны обратиться в Федеральную Миграционную Службу и предоставить следующие документы (они почти не отличаются от перечисленных ваше):
- заявление с просьбой признать беженцем, в нем должно быть указана причина уезда из страны, а так же перечень документов которые это подтвердят;
- паспорт;
- анкета;
- карта с отпечатками пальцев.
Если после рассмотрения дела вердикт положительный, человеку выдают документ подтверждающий статус беженца. Этот статус действителен год с момента выдачи. Паспорт иностранного гражданина изымается и остается на хранении в миграционной службе.
Люди, получившие данный статус, вправе рассчитывать на следующие услуги:
- постановка на учет в образовательные заведения или же получение места в них без очереди;
- оказание бесплатной медицинской помощи при наличии страхового полиса;
- получение официального трудоустройства без дополнительных патентов.
Причины, по которым может быть отказано в предоставлении статуса беженца или временного убежища, следующие:
Чем отличается «беженец» от человека, получившего временное убежище, и нужны ли вообще эти статусы, если вынужденный переселенец владеет русским языком и хочет работать в России и, вероятно, остаться жить здесь постоянно?
Статус «временное пребывание» дает иностранцу право только лишь на житье-бытье на территории России в течение 90 дней (разрешение на работу нужно оформлять отдельно). Статус «временное проживание» - ряд социальных льгот плюс трудоустройство. Статус «беженец» дает гражданам Украины возможность работать без дополнительного разрешения, патента и квот и получать пенсии. Что оформлять?
Статус беженца
Статус беженца обычно дается сроком на три года (хотя с 01.01.2013 года ограничение в сроке, на который лицо может быть признано беженцем, не установлено).
В это время человек имеет право находиться и работать на территории России, однако при этом у него изымается и хранится в органе миграционной службы национальный (например, украинский) паспорт, то есть он не может выехать обратно по первому желанию. Узником России он не становится, документы на выезд в свою страну или за границу оформить все-таки можно и до истечения срока «паспорта беженца».
Чтобы получить статус беженца:
1. Обратитесь в уполномоченный орган с ходатайством о признании беженцем.
Если человек еще не покинул свою страну или сначала выехал не в Россию, а в другое государство, но хочет искать убежища именно в России, то ему нужны консульские представительства или посольство.
Если речь идет о беженцах на территории России - нужно обращаться в органы ФМС (Федеральной миграционной службы). В приграничных областях, как сообщила «Милосердию.ру» адвокат Анна Сердюкова, заявление на признание человека беженцем теперь принимают не только «территориальные» органы ФМС, т.е. центральные учреждения в областных центрах, но и многие другие.
При официальном пересечении границы беженцам приходится заполнять документ, в котором указывается цель въезда. Там есть графа для беженцев. Если человек твердо планирует просить о таком статусе, можно указать это в миграционной карте и обратиться с просьбой о получении статуса к офицеру ФСБ на пограничном пункте. Правда, как показывает сегодняшняя практика, пограничные пункты с потоком беженцев не справляются, и этот вопрос ложится на плечи Федеральной миграционной службы.
Адвокат Анна Сердюкова сообщила «Милосердию.ру», что на словах в ФМС в городе Шахты ей обещали, что людям, которые проведут три месяца в России просто по праву пребывания на ее территории в течение 90 дней, а только потом обратятся за статусом беженца, не будет отказано только на том основании, что они надеялись на скорое урегулирование конфликта у себя на родине и не обратились в ФМС сразу. Однако устное обещание конкретного специалиста ФМС, как бы ни хотелось на него положиться, ничего не гарантирует. Так что если на границе беженцы написали в миграционной карте «туризм», гарантий, что через три месяца у них не будет проблем с легализацией продолжения пребывания в России, нет.
Ходатайство о признании беженцем оформляется со слов заявителя уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России от руки или на компьютере на русском языке. Каждый совершеннолетний человек подает такое ходатайство отдельно, дети вписываются в документы к родителям или опекунам.
При подаче ходатайства проводится опрос заявителя с заполнением анкеты и опросного листа. То есть специалист ФМС задаст очень много вопросов. Чем больше документов у беженца будет с собой, тем лучше, однако все они должны иметь перевод на русский язык. Проблема может заключаться в том, что беженцы с Юга-Востока Украины чаще всего прибывают в Россию без трудовых книжек и некоторых других документов, которые рекомендуется иметь с собой. Также беженцы не имеют денег на нотариальные переводы их на русский язык. Сейчас, впрочем, достаточно минимума документов, а украинские паспорта до сих пор имеют страницы на русском языке и поэтому не требуют перевода.
Кроме того, желающему обрести статус беженца придется сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться.
Затем заявителю выдают справку о приеме ходатайства о признании беженцем на территории РФ. Справка действует пять рабочих дней.
2. Получите свидетельство о рассмотрении ходатайства (действует три месяца)
Ходатайство о признании беженцем подлежит предварительному рассмотрению территориальным органом ФМС. Это еще не решение о признании человека беженцем, а только о том, начинать ли вообще эту процедуру.
Если решение положительное, то беженцу выдают свидетельство о рассмотрении его заявления по существу, которое действует три месяца.
Если решение отрицательное - его можно обжаловать в суде.
В обычное время рассмотрение ходатайства о присвоении статуса беженца занимает три месяца. Иногда этот срок еще и продлевают вдвое. В период кризиса на Украине неоднократно заявлялось, что срок рассмотрения таких заявлений будет сокращен.
3. Подайте заявления в орган ФМС на выплату единовременного денежного пособия и на выдачу направления в центр временного размещения.
На те три месяца, что рассматривается заявление, беженцу (пока еще беженцу по существу, а не беженцу по бумаге) предоставляется жилье. Это может быть не самое комфортное жилье, оно не будет отдельным, но это должна быть крыша над головой.
Также в центрах временного размещения предоставляется питание, лекарственная и медицинская помощь.
Единовременное денежное пособие составляет 100 (сто) рублей на человека (150 рублей для малоимущих и инвалидов).
4. Встаньте на учет и пройдите медицинское освидетельствование.
Человек, получивший свидетельство, что его ходатайство о признании беженцем будет рассматриваться, и прибывшие с ним члены его семьи, должны быть поставлены на учет по месту пребывания (в местном УФМС) и должны пройти обязательное медицинское освидетельствование.
Это медицинское освидетельствование должно проводиться бесплатно, в том числе лабораторные исследования, в том числе на ВИЧ. Медицинские учреждения получают финансирование этих обследований от ФМС - в отличие от освидетельствования за собственный счет, которое необходимо пройти при оформлении разрешения на временное проживание или на получение гражданства по обычной процедуре.
Когда у человека появляется сертификат о прохождении такого обследования, он имеет право на дальнейшую первичную медицинскую помощь, как и на неотложную медицинскую помощь.
5. Получите решение о признании или об отказе в признании беженцем на территории РФ.
6. Получите удостоверение беженца (в случае, если решение принято о человеке, находящемся не в России, ему также выдается билет в Россию).
При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность заявителя, признанного беженцем, остаются на хранении в органе ФМС по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем.
Для выезда за пределы РФ и въезда в РФ беженцам оформляется проездной документ.
Для работы беженцам нет необходимости оформлять разрешение или патент, а также учитывать квоты (в соответствии с законом, вступившим в силу 15 мая этого года).
Дети беженцев имеют право ходить в детский сад и школу наравне с детьми граждан России.
Никаких постоянных пособий из бюджета, в том числе на детей, статус беженца не предусматривает. Однако беженцы имеют право на выплату пенсий. Для этого нужно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с удостоверением беженца. Другие документы беженца в это время уже хранятся в ФМС, их предоставлять не нужно.
Временное убежище
Временное убежище дается сроком на год. У получившего его гражданина изымается его национальный паспорт, он может работать без специальных разрешений и патентов, получать медицинскую помощь.
Временное убежище можно получить вместо статуса беженца. В случае, если ситуация в стране постоянного жительства человека, получившего убежище, не нормализуется, срок предоставления убежища каждый год могут продлевать еще на год по решению ФМС.
1. Подайте заявление в ФМС о предоставлении временного убежища.
2. После подачи заявления нужно пройти дактилоскопическую регистрацию (сдать отпечатки пальцев). Всем членам семьи нужно пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение (направляют в ФМС).
3. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища ФМС выдает справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем (справка подтверждает законное пребывание территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища).
4. После подачи заявления и получения справки нужно встать на регистрационный учет по месту пребывания (также в ФМС).
5. Решение о предоставлении временного убежища принимается ФМС в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.
6. В случае положительного решения о предоставлении временного убежища ФМС выдает свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации, а паспорт и другие документы иностранного государства сдаются на хранение в ФМС.
Права детей тех, кто получил временное убежище, на посещение школы и детского сада, не расписаны так же подробно, как права детей беженцев, однако они есть - так же, например, как у детей трудовых или даже нелегальных мигрантов.
Гражданство для носителей русского языка
С 23 июня 2014 года люди, признанные носителями русского языка, могут получить гражданство по упрощенной процедуре. Среди беженцев с Юго-Востока Украины большинство - именно носители языка. Тем из них, кто не планирует возвращаться на Украину, можно не подавать документы на статус беженца или на предоставление временного убежища, а сразу приступить к оформлению гражданства.
Кроме результата экзамена, потребуется отказ от гражданства других стран (если он невозможен по объективным причинам, это учитывается). Также нужны документы о том, что сам заявитель или его прямые родственники по восходящей линии жили в России или в СССР (документ сформулирован неясно: то ли в СССР в пределах современной границы России, то ли в СССР вообще). Документами, подтверждающими это, могут быть вид на жительство, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, сведения о постановке на воинский учет, архивные справки, выписки.
Комиссии, призванные проводить экзамен по русскому языку, должны собираться под председательством замруководителя отделения ФМС, отвечающий за вопросы гражданства.
После заявление в ФМС о том, что иностранный гражданин хочет пройти экзамен, комиссия должна собраться не позднее чем через пять дней. Еще пять дней отводится на принятие решения.
Далее в приказе написано: в ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами. Кроме того, максимально полно понимать содержание в том числе записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы. Уметь достигать поставленных целей коммуникации, продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.
Какие именно «абстрактно-философские» или «публицистические» тексты с какими именно «подтекстами» та или иная комиссия сочтет показательными - пока неизвестно. Вся надежда на то, что в комиссию должны входить и филологи, а не только чиновники. Кроме того, установлено, что знания грамматики и орфографии проверяться не будут.
Упрощенная процедура получения гражданства предполагает, что за ним можно обращаться, не получив предварительно разрешения на временное проживания и вида на жительство, а также не прожив в России пяти лет, установленных по стандартной процедуре. Кроме того, гражданство будет присвоено носителю языка в течение трех месяцев (а не полугода, как ранее).