93 фз о контрактной системе. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг
Закупка у единственного поставщика – это один способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в установленных Законом 44-ФЗ случаях. При этом процедура выбора поставщика, как таковая, не проводится. Это означает, что заказчику достаточно выбрать конкретное юридическое лицо и заключить с ним контракт, с учетом определенных требований.
Одним из таких случаев является производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на то, что не все товары (работы, услуги), произведенные учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы можно приобрести по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, а лишь те из них, которые указаны в Перечне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292.
На сайте размещен каталог и цены на товары (работы, услуги), с указанием учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы Калужской области.
Итак, вы определились с товаром (работой, услугой) и нашли его в указанном Перечне.
ШАГ 1. Проекта контракта.
На данном этапе заказчику необходимо разработать проект будущего контракта. При этом Законом установлен ряд обязательных требований к содержанию контракта. Контракт обязательно должен содержать:
расчет и обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ);
указание на фиксированный характер цены контракта (ч. 2 ст. 34 Закона 44-ФЗ);
условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона 44-ФЗ), с указанием размеров пеней и штрафов (ч. 5 – ч. 9 ст. 34 Закона 44-ФЗ);
обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона 44-ФЗ).
Помимо всего прочего, заказчику необходимо подготовить документально оформленный отчет (ч. 3 ст. 93 Закона 44-ФЗ), в котором требуется обосновать:
невозможности и нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
цену и иные существенные условия контракта.
ШАГ 2. Извещение об осуществлении закупки.
Заказчик должен подготовить и разместить извещение в ЕИС, с учетом п.1, п. 2 и п. 4 ст. 42 Закона 44-ФЗ. Извещение размещается в ЕИС не позднее чем за 5 календарных дней до даты заключения контракта.
ШАГ 3. Заключение контракта.
Контракт подписывается в двух экземплярах. После подписания один экземпляр заказчик оставляет себе, а второй остается у лица, с которым он заключен. Порядок заключения контракта, в рассматриваемом случае, Законом не регламентирован, в связи, с чем стороны вправе определить его самостоятельно.
ВАЖНО!
Необходимо отметить, что при осуществлении закупки по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ч. 4 ст. 94 Закона 44-ФЗ). Это связано с необходимостью получения экспертной оценки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов.
Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт, в соответствии с Законом. И такой контракт не может быть безвозмездным.
Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Контрактная система госзакупок. Именно ее ввел закон 44 ФЗ. С 1 января 2014 года, с момента вступления этого документа в силу, в российской деловой и правовой реальности и появился термин «контрактная система». До этого времени главным регулирующим документом по закупкам для бюджетников и госструктур был другой федеральный закон — 94-ФЗ.Форум Института госзакупок (Москва)
Форум Института госзакупок (Москва) Зарегистрирован: 14 сен 2009, 10:24 Сообщений: 85 Задавала аналогичный вопрос в теме про естественные монополии, повторяю здесь: ПИСЬМО МЭР от 30 сентября 2014 г. N Д28и-1889 Ответ на вопрос № 37.: В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон N 147-ФЗ), а также услуг центрального депозитария. В части 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, которыми в том числе являются: услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. Контракты, заключаемые на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, могут быть заключены исключительно с субъектом естественной монополии, то есть с хозяйствующим субъектом, занятым производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. На основании данного пункта возможно заключение контракта с организациями — поставщиками соответствующих ресурсов, не являющимися субъектом естественной монополии.Статья 93 44 фз с комментариями
Следовательно, заказчик должен вести внутренний реестр закупок по контрактам до 100 000 и 400 000 рублей. В статьи 22 и 93 Федерального закона 44-ФЗ внесены изменения » Межрегиональный институт дополнительного образования Ассоциация профессиональных консультантов В статьи 22 и 93 Федерального закона 44-ФЗ внесены изменения Просмотров 2399 Федеральным законом от 08.Об осуществлении закупки у единственного поставщика по п
.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ В статье 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) установлены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). П.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ регламентирует осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.Можно ли совмещать закупки у единственного поставщика по п
.4 и 5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ? Вправе ли учреждения культуры, образовательные организации помимо закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс.Заключение контракта до 100 тысяч рублей (п
.4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ) в рамках внесенных изменений в 44-ФЗ Здравствуйте,мы государственное бюджетное учреждение. Подскажите, пожалуйста, согласно поправок по 140-ФЗ: при закупках до 100/400 тыс.руб. мы не должны обосновывать НМЦК, собирать не менее 3 ком.предложений, проводить экспертизу, размещать отчеты в ЕИС при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ регламентирует осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не может превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.
Особенности закупки у единственного поставщика по п.4 ч. 1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ:
1. В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
2. Информация о закупках у единственного поставщика по п.4 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ должна быть отражена в плане закупок и плане-графике закупок с учетом особенностей, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд".
3. Закупка по п.4 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, по нашему мнению может осуществляться путем заключения контракта, а также на основании счета, товарного чека с приложением кассового чека. Данный вывод сделан на основании анализа норм Гражданского кодекса РФ и положений ст.34 Федерального закона №44-ФЗ.
В соответствии с положениями ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Согласно положениям ч.15 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных, в том числе п.4 ч.1 ст. 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. Части 4-9,11-13 ст. 34 Федерального закона №44-ФЗ содержат требования к ответственности сторон, порядку и сроках оплаты по контракту, порядку и сроках осуществления заказчиком приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Таким образом, счет на оплату или товарный чек являются простой формой договора и основанием для осуществления закупки по п.4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ при условии, что содержат существенные условия договора – с кем заключен договор, количество, цену, плательщика, срок и иные существенные условия. Кассовый чек не является простой формой договора, поскольку не содержит существенных условий договора, следовательно, закупка по кассовому чеку на основании п.4 ч.1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ не возможна.
В случае осуществления закупки по счету или товарному чеку, заказчиком должны быть соблюдены требования, установленные в ч.ч. 3, 4 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ.
4. Заказчикам не следует забывать о положениях ст. 73 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок , осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Реестры закупок , осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:
- краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
- наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
- цена и дата закупки.
5. В соответствии с ч.1 ст. 103 Федерального закона №44-ФЗ информация о контрактах, заключенных на основании п.4 ч.1 ст. 93 настоящего Федерального закона в реестр контрактов, заключенных заказчиками, не включается.
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Закупка услуг по участию в мероприятии для нескольких заказчиков
Контракт заключают на основании: пункта 16 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Размещать извещение в ЕИС: нужно.
Готовить отчет-обоснование: не нужно.
Установить обеспечение контракта: обязательно.
Привлекать экспертов, экспертные организации: обязательно.
Включать в контракт расчет и обоснование цены: обязательно.
Уведомить контрольный орган: не нужно.
Когда несколько заказчиков планируют общее мероприятие, например, выставку, концерт, соревнование, то они выбирают учреждение, которое будет отвечать за подготовку. Такой организатор выбирает исполнителей и заключает с ними контракты в общем порядке, то есть проводит конкурсы, электронные аукционы и т. д. Например, это может быть один контракт на организацию мероприятия либо несколько контрактов на аренду площадей, услуги ведущих и т. д. Остальные учреждения, которые будут участвовать в мероприятии, могут заключить контракты с данными исполнителями как с единственным поставщиком. По таким контрактам они будут оплачивать свою часть расходов.
Ситуация: вправе ли участник фестиваля заключить контракт с единственным исполнителем по пункту 16 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
Да, вправе, если организатор фестиваля отобрал исполнителя (например, провел электронный аукцион). Все остальные участники фестиваля вправе заключить контракт с таким исполнителем по пункту 16 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе. Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Пункт 16 части 1 комментируемой статьи устанавливает право заказчика на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном Законом о контрактной системе (то есть одним из способов, предусмотренных Законом о контрактной системе, выбранном с учетом требований Закона).
В случае осуществления такой закупки для заключения контракта заказчик не обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Извещение об осуществлении такой закупки размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
При этом на основании частей 1 и 2 статьи 96 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении такой закупки, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В данном случае заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, работы, услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, требования к которым указаны в статье 41 Закона о контрактной системе. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного исполнителя может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с исполнителем, который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.
В случае, если Министерство образования и науки РФ проведет, например, открытый конкурс на закупку услуг по организации конференции (семинара, курсов повышения квалификации) для педагогических работников начального общего образования РФ (например) и определит победителя такого конкурса, то образовательное учреждение (школа), направляя на участие в таком мероприятии своих педагогических работников, заключает контракт с победителем на оказание услуг по участию в конференции на основании п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, услуга по участию в семинаре или обучение сотрудников образовательных учреждений на курсах повышения квалификации может являться услугой закупаемой у единственного исполнителя в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ только в приведенном или аналогичных случаях, возникающих на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.
Министерство образования и науки РФ проведет, например, открытый конкурс на закупку услуг по организации конференции (семинара, курсов повышения квалификации) для педагогических работников начального общего образования РФ (например) и определит победителя такого конкурса, то образовательное учреждение (школа), направляя на участие в таком мероприятии своих педагогических работников, заключает контракт с победителем на оказание услуг по участию в конференции на основании п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.
Закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – контрагент) осуществляется вследствие признания несостоявшимся запроса котировок в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 79 Закона N .
Порядок заключения контракта на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N для данного случая определен самой этой нормой. При этом согласование заключения контракта с единственным контрагентом по результатам несостоявшегося запроса котировок не требуется (см. также разъяснения по вопросу 3 письма Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2796).
Следует заметить, что рассматриваемая закупка должна быть предусмотрена в плане-графике в соответствии с ч.ч. 1, 3, 11 ст. 21 Закона N , п. 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных на основании ч. 4 ст. 21 Закона N постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (далее – Правила), п. 6 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 5 ст. 21 Закона N постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее – Требования). В данном случае необходимо внести изменения в план-график не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (п.п. 8, 9 Правил, п.п. 10, 11 Требований). Размещения извещения о закупке, формирования отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, включения в контракт расчета и обоснования цены не требуется (ч.ч. 2 – 4 ст. 93 Закона N ).
Контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N должен быть заключен с единственным контрагентом на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Учитывая, что при проведении запроса котировок документации о закупке не составляется, можно сделать вывод о том, что в данном случае контракт должен заключаться на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, к которому прикладывается проект контракта (см. ч.ч. 1 и 2 ст. 73 Закона N ).
Цена контракта, в силу п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N , не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК), цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Отметим, что на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N контракт заключается только с участником, подавшим заявку на участие в запросе котировок. При этом заявка обязательно содержит предложение о цене контракта (п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона N ). Следовательно, при признании запроса котировок несостоявшимся цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, во всех случаях соответствует предложению о цене контракта участника, с которым заключается контракт. Иными словами, контракт не может содержать цену, равную НМЦК.
Как указано в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N , контракт с единственным контрагентом заключается в срок, установленный ч. 13 ст. 78 Закона N