Правовой режим земель может быть. Земельное право. Правовой режим земель
Правовой режим земель – это установленный нормами земельного права порядок должного поведения к земле в её триединстве со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, направленный на выполнение задач земельного законодательства.
Признаки правового режима земель:
1) правовой режим земель – это определённый порядок
2) порядок выражается в должном поведении к земле в её триединстве
(соблюдение требований и норм)
3) должное поведение к земле должно иметь местно не только со стороны землепользователей (граждан и юридических лиц), но также и со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами
4) данный порядок закрепляется нормами земельного, гражданского и иных отраслей права
5) правовой режим земель направлен на выполнение задач земельного законодательства.
Правовой режим земель зависит от следующих факторов:
1) форма собственности
В советское время была закреплена только одна форма собственности – государственная. В настоящее время закреплено множество форм собственности (в том числе и на землю).
2) экономическая роль земель
Земля выступает как:
1) всеобщий предмет труда
2) главное средство производства (в сельском и лесном хозяйстве)
3) пространственный операционный базис (в иных сферах экономики страны).
3) экологический фактор
Земля – это 1) главная часть природного комплекса
2) основной природный ресурс
3)основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
4) характер экономических, политических и социальных отношений в обществе, а также стоящие перед обществом задачи.
Правовой режим земель должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить выполнению задач земельного законодательства.
В условиях рыночной экономики по существу идёт процесс формирования нового земельного строя России => формируется также и новый правовой режим земель.
Новые черты:
1) включение земли в рыночный оборот, признание её объектом купли-продажи
2) дальнейшее продвижение земельно-аграрной реформы как составной части экономической реформы
3) земельные отношения стали имущественными, а земля признана имуществом (пусть и особого рода)
4) в современном земельном законодательстве более чётко ограничен круг вопросов, по которым государство может вмешиваться в регулирование земельных отношений и хозяйственную деятельность субъектов землепользования.
На правовой режим земель и его динамику влияют следующие тенденции земельных правоотношений:
1) возрастание роли земли под влиянием развития производительных сил
Всё больше требуется земель для строительства различных объектов и иных (несельскохозяйственных) нужд => в настоящее время стоит задача – обеспечить экономное, разумное использование земельных ресурсов для этих целей.
2) возрастание необходимости усиленной охраны почв
Почва – мотор биосферы.
Задача – сберечь почву в хорошем состоянии для будущих поколений.
3) сочетание землепользования с жизнеустойчивостью (жизнеспособностью) фауны (животного мира) и флоры (растительного мира).
Необходимо создавать специальные ландшафты.
Ландшафты – это земельные участки, в основу которых могут быть положены аграрный, лесной, рекреационный, экологический и иные ландшафты.
Человек, взаимодействуя с природой в рамках ландшафтов, сохраняет природу, окружающую среду.
4) создание рекреационных зон, выделение особо охраняемых территорий
Задача – обеспечить восстановление экологического равновесия в природе.
Единство и дифференциация правового режима земель
Единство правового режима земель обусловлено:
1) единством свойств земли
2) единством принципов земельного законодательства
3) единством задач земельного законодательства
4) единством земельного фонда РФ
5) триединой ролью земли.
Правовой режим земель дифференцирован – это обусловлено делением земельного фонда России на категории, составные части. Каждая категория земель имеет свой режим, в котором прослеживаются как общие положения, так и специфика конкретной категории земли.
Особенная часть
Правовой режим
земель сельскохозяйственного назначения
1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.
2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения
3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения
4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения
Литература:
Конституция РФ
Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" (ст.112)
Краснов Н.И. «О понятии рационального использования и охраны земли» // Государство и право, 1999, №10
Жариков Ю.Г. М., 1969
ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Совокупность земель, находящихся в границах территории России образуют ее земельный фонд. Исходя из значения принципов земельных отношений, правовой режим характеризует их правовое регулирование с учетом целевого назначения и вида разрешенного использования.
Целевая категория земель несет в себе основное назначение земли, согласно которому собственник или землепользователь использует землю в соответствии и ее целевым назначением. Не допускается нарушать целевое использование земли, например, строить здания на земле, предназначенной для выращивания сельхоз продукции.
Правовой режим земель имеет привязку к территориальному зонированию. Под которым понимают закрепление границ или зон за участком земли, в рамках которых земли могут использоваться и за которыми закрепляется определенный субъект земельных правоотношений.
В этой статье:
Категории земель по целевому назначению
Земли на территории России подразделяются на категории, исходя из характера их целевого назначения:
- Сельскохозяйственные угодья
- Земли, на которых проживает население, в пределах границ населенных пунктов
- Расположение промышленных объектов, энергоресурсов, транспорта, связи и иных систем инфраструктуры
- Территории, на которых располагаются заповедники и заказники, образующие особо охраняемые земли
- Лесной фонд России
- Водный фонд России
- Фонд перераспределения земель запаса
Так, например, на землях заповедного фонда, заказников и иных территорий, предусматривается природоохранное назначение. Данная категория земель создана с целью сохранения флоры и фауны, находящейся в условиях исчезновения.
Установление категорийности земель это прерогатива государства. Поэтому приобретая землю с учетом ее целевого назначения, хозяйствующий субъект должен следовать установленному режиму использования. Иначе, могут применяться санкции, в виде изъятия земель за нарушение целевого использования.
Изменение целевого назначения земли
Законодательством предусматривается возможность менять целевое назначение земли. Для реализации этой возможности необходимо запустить процесс перевод земли из одной категории в другую.
Заинтересованным лицом направляет ходатайство о возбуждении процедуры изменения целевого назначения в исполнительный орган власти или муниципалитет. В обращении необходимо указать индивидуализирующие признаки земли, например, кадастровый номер участка, категория земли, права на землю.
Чтобы уполномоченные органы осуществили перевод и изменение целевого использования земли, должно быть приложено обоснование, согласно которому будет рассматриваться целесообразность изменения категории земли.
Впоследствии уполномоченные органы, признав обоснованность перевода земли в другую категорию, выносят акт о переводе земель или об отказе. Срок рассмотрения ходатайства составляет три месяца, если рассматривается федеральными органами власти, два месяца для рассмотрения региональными и муниципальными властями.
Разрешенное использование земель
Разрешенное использование земель устанавливается с целью определения характера, вида и способа использования земли хозяйствующим субъектом.
На земельный участок могут устанавливаться следующие виды разрешенного использования:
- Для ведения гражданином подсобного хозяйства
- Для огородничества или садоводства
- Для индивидуального жилищного строительства или гаражного строительства
Установив вид разрешенного использования, субъект также не может его нарушать, как и целевое использование, в противном случае, могут последовать санкции со стороны государства.
3.4. Правовой режим земель
Уяснение понятия «правовой режим земель» является необходимым для выявления сути земельного права как регулятора земельных отношений, поскольку именно через данное понятие отражается особый характер регулирования общественных отношений, возникающих по поводу земли.
В науке земельного права под правовым режимом земель понимается совокупность правовых норм, определяющих сущность и состав элементов этого понятия: права собственности на землю, прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков, управления в сфере охраны и использования земель, правовой охраны земель, а также мер юридической ответственности за земельные правонарушения.
В практическом смысле правовой режим земель можно определить как установленный в законодательстве порядок их охраны и использования.
Понятие «правового режима земель» применимо как ко всем землям Российской Федерации (общий правовой режим земель), для отдельных категорий и видов земель (особый правовой режим) и для конкретных, индивидуально определенных земельных участков.
Объектом общего правового режима являются все земли Российской Федерации и он означает определенный режим законности и правопорядка, т.е. земельный правопорядок2. Например, согласно первому принципу земельного законодательства, закрепленному в ст. 1 (п. 1) Земельного кодекса РФ, все земли, вне зависимости от целевого предназначения, формы собственности, вида разрешенного использования, ведомственной принадлежности рассматриваются как основа жизни и деятельности человека, природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Данный принцип нашел развитие в ст. 12 ЗК РФ, в соответствии с которой использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Объектом особого правового режима являются земли определенной категории или вида земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, обороны, безопасности и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Деление земель по целевому назначению на категории является принципом земельного законодательства (пп. 8, п. 1, ст. 1 ЗК РФ), означающим, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Аналогичная норма содержится в ст. 7 (п. 2) ЗК РФ, согласно которой правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Понятие «правовой режим земель определенной категории» дает возможность определить порядок охраны и использования конкретной категории земель, возможность использования земель на основании различных титулов (постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное временное пользование, аренда и др.), особенности осуществления различных управленческих функций в отношении соответствующей категории земель и т.д.
Необходимо отметить, что 21 декабря 2004 года Государственной Думой принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», регулирующий отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Средством уточнения и детализации правового режима определенной категории земель служит зонирование территории (территориальное зонирование), предусмотренное земельным и градостроительным законодательством РФ. Зонирование территорий в России представляет собой дополнительный по отношению к подразделению земель на категорииспособ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий.
В соответствии со ст. 83 (п. 2) Земельного кодекса РФ, порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны, причем документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Статья 85 Земельного кодекса РФ определяет, что в состав земель поселений в соответствии с градостроительными регламентами могут входить следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иные территориальные зоны.
Ныне утративший силу Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. (ст. 1) определял территориальное зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Действующий Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ вместо понятия «территориальное зонирование» использует термин «градостроительное зонирование», означающий зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Зонирование как метод регулирования использования земель впервые был применен в США1;2. В начале двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту сооружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безопасности населения. Ордонансы по зонированию, как правило, определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применительно к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, высоты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки.
Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например национальных природных парков. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 14.03.95 г. № 33-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.), на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. На их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, рекреационная, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей и др.
Выделяют также экологическое зонирование, которое предусмотрено Федеральным законом от 01.05.99 г. № 94-ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.) «Об охране озера Байкал».
Элементом понятия «правовой режим земель» является и разрешенное использование земельного участка, однако оно применимо для тех категорий земель, в отношении которых осуществляется территориальное зонирование1. В действующем законодательстве не дается определения понятия «разрешенное использование». В то же время, оно крайне важно для лица, непосредственного использующего земельный участок. Когда на основании территориального зонирования определены виды разрешенного использования, то лицо, использующее земельный участок, вправе выбрать любой вид разрешенного использования без каких-либо дополнительный разрешений и согласований.
В науке земельного права выделяют «смешанный земельно-правовой режим»1. Это обусловлено тем, что земли одного целевого назначения могут находиться в составе земель другого назначения. Так, в состав земель поселений могут входить земельные участки иного целевого назначения, например - сельскохозяйственного использования.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение земельного правоотношения.
2. Как классифицируются земельные правоотношения в зависимости от содержания правоотношения?
3. Назовите субъектов земельных правоотношений.
4. Что является непосредственным объектом земельных правоотношений?
5. Что понимают под правовым режимом земель?
Основная литература
1. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 671 с.
2. Жариков Ю.Г. Земельное право России: учеб. - М.: КНОРУС, 2006. - 480 с.
3. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова - М.: ООО «ТК Велби», 2004. - 400 с.
Дополнительная литература
1. Крассов О.И. Земельное право в современной России: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003. - 624 с.
2. Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. - 336 с.
3. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 656 с.
4. Гусев Р.К. Земельное право. Учебное пособие. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА-М, 2002. - 208 с. - (Право в вопросах и ответах).
5. Постатейные комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред.: доктор юридических наук, профессор Г.Е. Быстров, доктор юридических наук, профессор Б.Д. Клюкин. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2002. - 649 с.
6. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2002. - 288 с.
Контрольная
Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
Идеи причины алгоритм и итоги проведения современной земельной реформы. Дайте понятие выделите и охарактеризуйте структурные элементы правового режима земель. Выделите и охарактеризуйте различие в правовых режимах земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственного использования. Идеи причины алгоритм и итоги проведения современной земельной реформы.
4. Выделите и охарактеризуйте различие в правовых режимах земель сельскохозяйстве нного назначения и земель сельскохозяйственного использования .
1.
Идеи, причины, алгоритм и итоги проведения современной земельной реформы.
С образованием в России как независимого государства новой демократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь радикальная экономическая реформа. Ее основу составляет идея крупномасштабной денационализации государственной собственности, означающая передачу принадлежащих государству объектов в собственность граждан и негосударственных организаций.
Важнейшей частью экономических преобразований стала земельная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от исключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности. В первую очередь земельная реформа коснулась аграрного сектора и сельскохозяйственных земель. В этой области политическое руководство пошло по пути капитализации сельского хозяйства, реставрации отношений частной собственности, существовавших в дореволюционной России и принятых во многих развитых капиталистических странах. В дальнейшем негосударственные формы собственности вошли в практику земельных отношений применительно к другим категориям земель. В содержание земельной реформы вошли также мероприятия по созданию муниципальной собственности, определению правового режима и разграничению государственной собственности 1 .
Особый характер земельная реформа приобрела применительно к сельскому хозяйству. Развитие процесса приватизации земель в данной области занимало и продолжает занимать ключевое место. Ее идея заключалась в реализации политики расформирования 27 тыс. колхозов и совхозов России и передачи их земель на праве частной собственности сотням тысяч мелких крестьянских хозяйств. Считалось, что индивидуальная форма ведения сельского хозяйства создаст конкурентную среду, способную обеспечить рост сельскохозяйственного производства. Право частной собственности в этом случае выступает в качестве гаранта стабильности и способно стимулировать заинтересованность сельскохозяйственного производителя бережно относиться к земле и рационально ее использовать.
Правовую основу земельной реформы составил блок законов и подзаконных актов, призванных придать законный характер предпринимаемым реформам. Принятые в начале 90-х гг. Законы «О земельной реформе», «О собственности в РСФСР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Земельный кодекс РСФСР образовали первоначальный правовой фундамент земельной реформы. Важную роль для формирования приватизации земель сыграли Указы Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (1991), «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (1993), «О реализации конституционных прав граждан на землю» (1996).
Важную роль для реализации политики приватизации земель колхозов и совхозов, а также земель, предназначенных для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, сыграл Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В соответствии с Указом ставилась задача в 1992 г. провести полную реорганизацию всех колхозов и совхозов, предоставив их членам и работникам право получать земельную долю в частную собственность для создания крестьянских хозяйств и некоторых других видов индивидуального землепользования. Для реорганизации, выделения и приватизации земельных долей максимально снимались административные препятствия и устанавливался льготный режим. Так, были предусмотрены предоставление доли земли бесплатно, ее выделение без согласия коллектива или администрации колхоза или совхоза. Для ведения фермерского хозяйства и других видов индивидуального землепользования допускалось предоставление земель в лесах 1-й группы, разрешалось свободное распоряжение земельной долей, включая ее залог. Была предусмотрена ответственность руководителей хозяйств за задержку с выделением доли 2 .
Ожидания высокой эффективности крестьянских хозяйств не оправдались. Государство оказалось неспособным предоставить фермерам обещанную и необходимую финансовую и техническую поддержку. Вся система жизненных условий в сельской местности не приспособлена к быстрому преобразованию колхозов и совхозов в частные крестьянские хозяйства: жилье, снабжение, коммуникации рассчитаны на крупные сельскохозяйственные предприятия. В этих условиях приватизация земель колхозов и совхозов не происходит. Не была разработана в достаточной степени и правовая основа реформ, необходимая для юридического оформления права частной собственности на земельную долю. Не выдавались свидетельства о праве собственности, не была разработана процедура выделения земельной доли в натуре (на местности). Действовавшим на тот момент законодательством не предусматривалось существование такого организационного образования, как колхоз или совхоз. В результате все они оказались вне закона 3 .
Более спокойно проходило реформирование земельных отношений в области садоводства, подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства. К 1996 г. число граждан, имеющих на праве частной собственности земельные участки, предоставленные для вышеуказанных целей, достигло 40 млн. Такое положение можно объяснить отсутствием необходимости в данном случае перераспределения земель, требующего введения новых сложных правовых механизмов и отличающегося высокой степенью конфликтности. Приватизация земель для ведения садоводства, огородничества, дачного и подсобного хозяйства, а также индивидуального жилищного строительства, особенно на первых порах, была связана преимущественно с документальным переоформлением ранее предоставленных гражданам для этих целей земельных участков. Просто один и тот же садовод из землепользователя в результате такого переоформления становился собственником. Его земельный участок не изымали, не делили и не передавали другим лицам, как это происходило с землями колхозов и совхозов.
Не без трудностей развивается процесс образования муниципальной собственности. Хотя Конституция РФ 4 , Земельный Кодекс 5 и Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», продекламировали право муниципальной собственности на землю условия и порядок ее образования не были установлены. На практике муниципальная собственность все же формировалась явочным порядком, когда местные органы самоуправления единолично объявляли землю муниципальной собственностью, либо на основе различного рода договоренностей с соответствующими субъектами РФ. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 6 » внес некоторую определенность в вопросы об образовании муниципальной собственности, предусмотрев, что органы государственной власти РФ на основании законов регулируют порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, а органы государственной власти субъектов РФ регулируют порядок передачи и передают объекты собственности субъектов РФ в муниципальную собственность. Однако федеральных законов, необходимых для передачи земель из федеральной в муниципальную собственность, по этому вопросу принято не было, а субъекты РФ также не торопятся с разработкой порядка передачи земель в собственность муниципальных образований. В результате муниципальная собственность сформировалась лишь в некоторых субъектах РФ.
2. Охарактеризуйте и дайте оценку сложившейся системе прав на землю в РФ и спрогнозируйте перспективы их развития.
В соответствии с Земельным Кодексом РФ владение, пользование, распоряжение земельным участком в РФ возможно на праве собственности (ст. 15), праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20), пожизненного наследуемого владения (ст. 21), аренде земельного участка (ст. 22), на праве ограниченного пользования земельным участком (сервитут) ст. 23, а также на праве безвозмездного срочного пользования земельным участком ст. 24.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу вещных прав и предусмотрено в ст. 216, 268-270 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком - это еще один из видов вещных прав, регулируемых гражданским и земельным законодательством Российской Федерации. Носителем данного права может быть только физическое лицо. В ГК РФ указанному праву посвящены ст. 216, 265, 266, 267.
В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Арендные права относятся к числу обязательственных прав. Аренда земельных участков регулируется общими положениями гражданского законодательства об аренде, однако гражданское законодательство допускает, что особенности сдачи этих участков в аренду могут быть установлены законом (п. 2 ст. 607 ГК РФ). Ряд таких особенностей предусмотрен в ЗК РФ, ГК РФ.
Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Под сервитутом (от латинского "servitus" - рабство, служение вещи) понимается ограниченное вещное право на недвижимое имущество, не соединенное с владением им, заключающееся в праве одного лица пользоваться какой-либо одной или несколькими полезными сторонами вещи, принадлежащей другому лицу. В науке гражданского права такие сервитуты имеют название положительных. Именно о них говорится в ст. 23 ЗК РФ и в статьях ГК РФ. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком в пределах, допускаемых законом. В частности, он вправе передать земельный участок в безвозмездное срочное пользование (п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209 ГК РФ). Условия безвозмездного срочного пользования, в том числе срок, в течение которого действует данное право, определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено п. 2 ст. 264 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 264 ГК РФ владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться земельным участком, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Законодательно все существующие права, связанные с землей уже закреплены в нормативных актах, но на практике все же возникают проблемы с их применением. Решением таких проблем должно послужить совершенствование уже имеющихся нормативных актов, и создание новых, которые будут отражать современную обстановку той или иной ситуации, связанные с правами на земельные участки в РФ 8 .
Земельное законодательство будет развиваться в направлении совершенствования рыночных отношений, правового статуса субъектов земельных отношений, а также дальнейшего развития института прав на землю.
3. Дайте понятие, выделите и охарактеризуйте структурные элементы правового режима земель.
Понятие «правовой режим земель» отражено лишь в ряде нормативных актов без раскрытия содержания этого понятия. Нет четкого определения правового режима, а определения, данные в дореформенный период, не подходят к современной практике и теории земельного права, поскольку они базировались на монопольном праве исключительной государственной собственности на землю.
Поэтому проанализировав нормативные акты, можно дать следующее определение правовому режиму земель это о собый порядок правового регулирования земельных отношений, то, прежде всего, элементы правового режима можно рассмотреть с точки зрения формы их проявления и, соответственно, выделить юридические средства, с помощью которых осуществляется правовое регулирование земельных отношений 9 .
Основным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.
Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты: а) органы, осуществляющие это регулирование; б) формы регулирования земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие формы регулирования:
Установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования;
Контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле;
Вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.
Третьим элементом правового режима земель является наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:
а) лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования.
б) лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель.
Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель.
Наконец, пятым элементом правового режима земель является наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений, которые выражаются в следующем:
а) наличие мер юридической ответственности за нарушения правового режима;
б) наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель.
в) наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер 10 .
4. Выделите и охарактеризуйте различие в правовых режимах земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственного использования .
В настоящее время в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ все земли в пределах границ Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В частности ЗК РФ выделяет в статье 85 следующие территориальные зоны: 1) жилые; 2) общественно-деловые; 3) производственные; 4) инженерные и транспортные инфраструктуры; 5) рекреационные; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иные территориальные зоны. Указанная статья ЗК РФ дает краткую характеристику правового режима каждой из названных территориальных зон в границах населенных пунктов.
В соответствии с целями настоящей статьи интерес представляет рассмотрение земель сельскохозяйственного использования в границах населенных пунктов 11 .
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими правовой режим земель сельскохозяйственного использования в границах населенных пунктов являются ЗК РФ (статья 85) и Градостроительный кодекс РФ (статья 35).
Следует отметить, что земельные участки, используемые в сельском хозяйстве, расположены не только в границах населенных пунктов, но и образуют самостоятельную категорию земель земли сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах согласно пункта 11 статьи 85 ЗК РФ включаются: земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Несмотря на то, что эти земли можно отнести к сельскохозяйственным, т.е. используемым для сельского хозяйства, существуют различия в их правовом режиме. Не говоря обо всех различиях в правовом режиме этих земель, остановимся лишь на некоторых из них:
Земельные участки территориальных зон сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов подчинены правовому режиму земель населенных пунктов как самостоятельной категории и имеют главную цель предназначаются и используются для застройки и развития населенных пунктов. Следовательно, можно сделать вывод, что использование таких земель на территории населенных пунктов для сельскохозяйственных целей, как правило, является временным. При этом основное хозяйственное назначение территориальных зон сельскохозяйственного использования устанавливается генеральным планом населенного пункта, в соответствии со статьей 35 Градостроительного Кодекса РФ и правилами землепользования и застройки населенного пункта, на основании пункта 11 статьи 85 ЗК РФ. Т.е. в зависимости от перспектив генерального плана и правилами застройки населенного пункта правовой режим земель сельскохозяйственного использования может быть изменен исходя из потребностей развития населенного пункта 12 .
Таким образом, законодатель подчеркнул приоритетность использования земель населенных пунктов именно для застройки, закрепив на законодательном уровне механизм изменения вида использования земель сельскохозяйственного использования с сельскохозяйственного на иной способ использования, необходимый в целях развития населенного пункта в соответствии с правилами землепользования и застройки, а также требованиями генерального плана населенного пункта 13 .
Поскольку территориальные зоны сельскохозяйственного использования входят в состав земель населенных пунктов, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципальных образований. Кроме того, органы местного самоуправления вправе распоряжаться и управлять земельными участками собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования.
Земельные участки территориальных зон сельскохозяйственного использования находятся в границах населенных пунктов, в силу этого, все земли в пределах границы населенных пунктов относятся к землям населенных пунктов, подчиняясь правовому режиму этой категории земель. При этом к категории земель сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, согласно пункта 1 статьи 77 ЗК РФ.
Для ведения сельского хозяйства используется также значительное количество городских земель и земель специального назначения. Под сельскохозяйственное производство используется большая часть городских угодий. На землях специального назначения имеются не только служебные наделы, огороды и сады личного пользования, но и в ряде случаев подсобные сельские хозяйства при предприятиях и учреждениях.
На сегодняшний день территориальные зоны сельскохозяйственного использования законодательно не защищены. Что же касается земель сельскохозяйственного назначения, то в соответствии с пунктом 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране 14 .
Приоритет и особая охрана земель сельскохозяйственного назначения перед земельными участками территориальных зон сельскохозяйственного использования заключается еще и в том, что земля сельскохозяйственного назначения может быть предоставлена иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридический лиц, лиц без гражданства составляет белее чем 50 процентов только на праве аренды, согласно статьи 3 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ (в ред. от 08 мая 2009 года) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Такое ограничение в порядке приобретения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки территориальных зон сельскохозяйственного использования в границах населенных пунктов. Таким образом, субъекты земельных отношений, поименованные в статье 3 ФЗ РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вправе приобретать земельные участки территориальных зон сельскохозяйственного использования в собственность 15 .
Земли сельскохозяйственного назначения, земли сельскохозяйственного использования для целей не связанных с сельским хозяйством на сегодняшний день не восполняются, меры, направленные на воспроизводство изымаемых земель сельскохозяйственного производства и земель сельскохозяйственного использования законодателем не предусмотрены до сих пор.
Список использованной литературы
Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.- 25.12.1993.- № 237 (в ред. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445).
Земельный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 25 октября 2001 № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 № 247-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. - № 44. - Ст. 4147; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4080 .
Гражданский Кодекс РФ (часть первая): фед. закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 № 245-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4078 .
Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов / С.А. Боголюбов, В.В. Никишин, В.В. Устюкова. - М., 2013. 514 с.
Воробьева Л.В. Земельное право Российской Федерации: учебное пособие / Л.В. Воробьева. М., 2009. 448 с.
Гусев Р.К. Земельное право: учебное пособие / Р.К. Гусев. - М., 2009. 453 с.
Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник для вузов / Б.В. Ерофеев. - М., 2010. 554 с.
Жариков Ю.Г. Земельное право: учебник / Ю.Г. Жариков, В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин. - М., 2010. 612 с.
Земельное право России. Учебник. / Чубуков Г.В. М., 2011. 332 с.
Земельное право России / Отв. ред. В.В. Петров. М., 2011. 531 с.
Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации / И.А. Иконицкая. М., 2012. 438 с.
Крассов О.И. Земельное право современной России: Учеб. пособие/ О.И. Крассов. - М., 2011. 339 с.
Петров В.В. Земельное право России. Учебник / В.В Петров. М., 2011. 437 с.
1 Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник для вузов / С.А. Боголюбов, В.В. Никишин, В.В. Устюкова. - М., 2013. С.53
2 Земельное право России. Учебник. / Чубуков Г.В. М., 2011. С. 26.
3 Земельное право России / Отв. ред. проф. В.В. Петров. М., 2011. С. 102
4 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета.- 25.12.1993.- № 237 (в ред. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445).
5 Земельный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 25 октября 2001 № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 № 247-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. - № 44. - Ст. 4147; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4080.
6 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: фед. закон от 06 октября 2003 г № 131-ФЗ (ред. ФЗ от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. - № 40. - Ст. 3822; .2013. - № 27. - Ст. 3477.
7 Гражданский Кодекс РФ (часть первая): фед. закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 № 245-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4078.
8 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации / И.А. Иконицкая. М., 2012. С. 143.
9 Гусев Р.К. Земельное право: учебное пособие / Р.К. Гусев. - М., 2009. С. 104
10 Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник для вузов / Б.В. Ерофеев. - М., 2010. С.246
11 Жариков Ю.Г. Земельное право: учебник / Ю.Г. Жариков, В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин. - М., 2010. С. 420.
12 Воробьева Л.В. Земельное право Российской Федерации: учебное пособие / Л.В. Воробьева. М., 2009. С. 325
13 Крассов О.И. Земельное право современной России: Учеб. пособие/ О.И. Крассов. - М., 2011. С. 236
14 Башмаков Г.С. Правовая охрана сельскохозяйственных земель. Правовые проблемы рационального использования сельскохозяйственных земель // Государство и право. 1998. - № 4. - С. 46
15 Краснов Н.И. Правовой режим земель специального назначения / Н.И. Краснов. - М., 2011. - С. 17.