С. В
Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.
Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2445-XII «О физической культуре и спорте».
Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые » отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей». При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.
Таким образом, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, например жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.
Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.
Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права . Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.
Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.
Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).
Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.
В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета, их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.
В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:
Использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;
Обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;
Использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;
Учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
Ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
Обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;
Восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры;
Обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;
Целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;
Учета правил спортивной этики и др.
Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.
Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.
Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.
Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .
Исходя из соотношения понятий «спорт » и «физическая культура » как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом », однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право ».
Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохранении здоровья средствами физической культуры и спорта.
Юридическая природа спортивной деятельности
В Международной хартии физического воспитания и спорта, а также в Спортивной хартии Европы спорт определен как социокультурный феномен. Такую трактовку спорта мы можем принять в качестве общечеловеческого понимания одного из основных понятий в данной сфере.
При этом юридический смысл этого понятия не раскрыт ни в международных нормативных правовых актах, ни в национальном праве. Поэтому следует вначале определить юридическую природу спорта и спортивной деятельности.
Для этого необходимо вспомнить, что право обеспечивает юридическое регулирование типовых общественных отношений.
Следовательно, анализируя правовую природу такого социокультурного феномена, как спорт, необходимо основываться на том круге типовых общественных отношений, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере.
Взяв за основу такой подход, можно определить ряд важнейших юридических понятий, необходимых для того, чтобы при изучении нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта получить возможность мыслить юридическими категориями.
Предметом нормативно-правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта.
Правоотношения в сфере физической культуры и спорта -регулируемые нормами права отношения по реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, а также по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.
Объект нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта - деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере физической культуры и спорта.
Субъекты нормативно-правового регулирования - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации - юридические лица и граждане, участвующие в физкультурно-спортивной деятельности.
Характер общественных отношений в спорте
В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов:
1) публично-правовые отношения - отношения между государственными органами, а также органами местного самоуправления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом;
2) гражданско-правовые отношения - отношения между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.
Формы физкультурно-спортивной деятельности
Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:
образовательная деятельность по физическому воспитанию граждан;
деятельность по организации зрелищных спортивных мероприятий и по участию в них;
деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;
деятельность общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.
В случае придания законодателем предприятиям спортивной промышленности особого статуса, перечень видов физкультурно-спортивной деятельности может быть дополнен еще и деятельностью по производству товаров физкультурно-спортивного назначения. Понятно, что перечень этот является открытым.
Методы нормативно-правового регулирования физкультурно-спортивной сферы:
государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта);
гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предоставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);
административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отношения в сфере государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).
В соответствии с названными методами видами ответственности, к которой могут привлекаться за нарушение законодательных норм субъекты правоотношений в сфере физической культуры и спорта, являются гражданско-правовая и административная.
В исключительных случаях может возникнуть также и уголовная ответственность.
Право на занятия физической культурой и спортом
Государство третьего тысячелетия призвано создать условия для качественной жизни своих граждан. Современные понятия о качестве жизни неразрывно связаны с возможностями каждого гражданина сохранять здоровье как высшее, абсолютное благо. По общечеловеческим понятиям нынешнего времени физическая культура является уникальным средством сохранения и развития потенциала здоровья населения. Поэтому развитие правопонимания отношений в сфере физической культуры и спорта должно с неизбежностью двигаться от признания потребностей в занятиях физической культурой и спортом к созданию возможностей для использования их потенциала и реализации права на них.
Международно-правовое понимание роли физического воспитания и физической культуры основано на том, что эффективное осуществление прав человека вообще зависит в значительной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности, и поэтому доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован государством.
Статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21 ноября 1978 года в Париже Генеральной конференцией ООН, предусматривает, что занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека.
Это основное право раскрывается в Хартии следующим образом:
каждый человек обладает правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;
каждый человек в соответствии со спортивными традициями своей страны должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;
особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими и умственными недостатками.
Более подробно международно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта будет освещено в соответствующем разделе нашего курса.
В Российской Федерации условия для реализации вышеназванного основного права создаются государством и регламентируются законодательными актами следующим образом.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (Глава 1. «Основы конституционного строя», статья 2).
«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», статья 41).
Как видим, законодатель объединил в одной статье вопросы здравоохранения, физкультуры и спорта, экологии и санитарно-эпидемиологического благополучия.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года. До его принятия действовали Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, которые вступили в действие 23 апреля 1993 года после подписания их Президентом России.
Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права. |
Рубрика (тематическая категория) | Спорт |
Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.
Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. К примеру, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.
Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 ᴦ. N 2445-XII ʼʼО физической культуре и спортеʼʼ.
Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в ʼʼпрофилирующие, базовые ʼʼ отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых ʼʼхарактерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслейʼʼ. При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, к примеру жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в базовых отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.
Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.
Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права . Под методом принято понимать способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.
Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.
Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).
Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта͵ которые не бывают отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в данном состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.
В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, к примеру для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета͵ их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Οʜᴎ дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.
В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:
‣‣‣ использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;
‣‣‣ обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;
‣‣‣ использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;
‣‣‣ учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
‣‣‣ ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
‣‣‣ обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;
‣‣‣ восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на базе использования средств лечебной физической культуры;
‣‣‣ обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;
‣‣‣ целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;
‣‣‣ учета правил спортивной этики и др.
Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта͵ так и крайне важно стью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.
Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.
Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.
Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .
Исходя из соотношения понятий ʼʼспорт ʼʼ и ʼʼфизическая культура ʼʼ как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать ʼʼфизкультурно-спортивным правом ʼʼ, однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта͵ с некоторой долей условности мы именуем как ʼʼспортивное право ʼʼ.
Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права." 2017, 2018.
Правовой статус спортсмена
Клубам в соответствии с рассматриваемым Постановлением могли передаваться в аренду или безвозмездное пользование государственными предприятиями, организациями и учреждениями, профсоюзными, кооперативными и другими организациями здания, помещения, спортивно-зрелищные предприятия, оборудование и другое имущество, относящееся к основным фондам. Указанное Постановление дополнило Общесоюзный классификатор профессий должностью спортсмена-инструктора. Тем самым правовой статус спортсмена приравнивался к статусу других работников сферы физической культуры и спорта. Вот таким образом и обстояли дела со спортивным правом в СССР.
Спортивное право в РФ
труд спортсмен право россия
Следующим шагом в развитии спортивного права явилось Постановление Совета министров СССР от 8 января 1991 г. N 14 "О дополнительных мерах по экономической деятельности в области спорта". Данным нормативным актом установлено, что с 1 января 1991 г. трудовые отношения спортсменов, тренеров и других специалистов сборных команд СССР регулируются особой формой трудового договора - контрактом, заключаемым между указанными категориями граждан и Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту или органом, которому указанным комитетом делегированы права на заключение контракта.
Спортивным правом устанавливались и особые основания прекращения трудового договора со спортсменом. В частности, контракт мог быть расторгнут в случае дисквалификации спортсмена, получения положительного теста допинг-контроля, недостижения спортсменом спортивных результатов, оговоренных контрактом, снижения спортивного мастерства, заключения иных контрактов в период действия контракта о спортивной деятельности, разглашения сведений, составляющих конфиденциальную информацию, и пр. Заключавшиеся договоры не учитывали российского законодательства, их отраслевая принадлежность не могла быть четко определена исходя из их содержания, неясна была и сущность возникающих отношений. Такое положение затрудняло правовую регламентацию правового статуса спортсменов, что, безусловно, не могло не привести к пестроте в регулировании складывающихся отношений.
Можно отметить, что для правового регулирования отношений с участием профессиональных спортсменов использовались нормы как гражданского, так и трудового законодательства. Так, система вознаграждения за труд - профессиональную спортивную деятельность - определялась нормами трудового законодательства и чаще всего именовалась заработной платой. Система установления ответственности - штрафы, обязанность неразглашения конфиденциальной информации и др. - регламентировались нормами гражданского законодательства. В Основах впервые была установлена ответственность за вред, причиненный здоровью спортсмена или судьи по виду спорта в связи с занятиями спортом в организованной форме. Причиненный вред должен был возмещаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора (контракта), заключаемого спортсменом или судьей по виду спорта с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, членом которой он является. Условия договора (контракта) в этой части не могут ограничивать права спортсмена или судьи по виду спорта по сравнению с нормами законодательства Российской Федерации. Основы установили в спортивном праве также и то, что на граждан, занимающихся физической культурой и спортом в организованной форме, распространяется законодательство Российской Федерации о социальной защите. Дополнительные меры возмещения вреда, причиненного здоровью граждан в результате занятий физической культурой и спортом, гарантируются за счет страхования от несчастного случая, осуществляемого организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, за спортивную команду которой выступает гражданин, или предприятием, учреждением, организацией, с которыми он состоит в трудовых отношениях.
Порядок и условия страхования профессионального спортсмена или судьи по виду спорта определяются спортивным правом законодательством Российской Федерации и договором (контрактом), заключаемым им с организацией (объединением) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Государственные органы управления физической культурой и спортом, организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, предприятия, учреждения и организации, заключившие договор (контракт) со спортсменом, выступавшим в составе сборной команды Российской Федерации или команды мастеров по игровым видам спорта не менее пяти лет, были обязаны обеспечивать охрану его здоровья, его социальное и медицинское страхование, трудоустройство по окончании спортивной деятельности, возмещать расходы за вред, причиненный во время тренировки или соревнования здоровью спортсмена, в том числе связанный с профессиональным заболеванием, повлекшим за собой инвалидность, в порядке, установленном гражданским законодательством, если иное не предусмотрено договором (контрактом).
Иными словами, в период действия Основ законодательства о физической культуре и спорте спортсмен имел возможность заключить как трудовой договор в соответствии с нормами действующего законодательства о труде, так и гражданско-правовой договор, регламентирующий его положение как лица, занимающегося коммерческо-спортивной деятельностью в соответствии со статьей 23 Основ. Реально же заключался некий симбиоз, комбинировались нормы разных отраслей права, и делалось это в интересах физкультурно-спортивных организаций и их объединений. Спортивного права как такового на деле практически не существовалою
Следующим шагом на пути развития спортивного права и формирования правового положения спортсменов и основ профессионального спорта явилось принятие Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В этом Законе определен статус основных участников спортивной деятельности - спортсменов, спортсменов-профессионалов, физкультурно-спортивных организаций и их объединений. Впервые на законодательном уровне было дано понятие "спортсмен-профессионал". В соответствии с Законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" он определяется как спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. В соответствии с Законом о физической культуре и спорте статус спортсмена-профессионала зависит от наличия двух основных признаков:
- 1) занятия спортом должны являться для такого спортсмена основным видом деятельности;
- 2) спортсмен-профессионал должен иметь контракт, в соответствии с которым он получает заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.
Поскольку спортсмен-профессионал систематически занимается профессиональной деятельностью определенного вида (занимается спортом) и получает за это в соответствии с контрактом заработную плату, можно сделать вывод о трудоправовой природе заключаемого договора. Соответственно, деятельность спортсмена-профессионала подпадает под действие законодательства о труде и Трудового кодекса Российской Федерации. Данный вывод подтверждается и положениями статьи 25 Закона о физической культуре и спорте, предусматривающими, что контракт о спортивной деятельности заключается на основе норм трудового законодательства Российской Федерации. Федеральный закон "О физической культуре и спорте" не содержит каких-либо особенностей правового регулирования труда спортсменов-профессионалов.
Важным моментом в развитии спортивного права стало 30 марта 2008 года, когда вступил в силу новый закон "О физической культуре и спорте". Новый закон включил в себя систему принципов спортивного законодательства, обеспечивающих право каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, запрет дискриминации и насилия в этой области, обеспечение безопасности жизни и здоровья спортсменов и зрителей.
В законе впервые четко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области физической культуры и спорта.
Определен статус Олимпийского, Паралимпийского и Сурдолимпийского комитетов России и Специальной олимпиады России, порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Также выстроена система создания местных, региональных и общественных российских спортивных федераций, которая позволит развивать спорт на всех уровнях, отметил глава думского комитета.
Кроме того, впервые на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения правил видов спорта и положений о соревнованиях.
Спортивное право
С. В. Шарапова
Шпаргалка
Информация о книге
УДК 796-051:34(075.8)
Шарапова С. В.
Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.
УДК 796-051:34(075.8)
© Шарапова С. В., 2015
© ООО «РГ-Пресс», 2015
1. Проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р) развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. При этом расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России. Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов.
В середине первого десятилетия XXI в. в сфере физической культуры и спорта России возник комплекс проблем. Первой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Второй проблемой является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.
Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений. За последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград – одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты – это отражение социально-экономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене. Четвертая проблема – значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий.
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.
2. Физическая культура и спорт как сфера правового регулирования
Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 30, разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 02.01.2014 № 2-р. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, отмечается, что переход от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инновационной модели связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на развитии человеческого потенциала России. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики (2013–2020 гг.) указывается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Она нацелена на определение направлений реализации государственной политики, предусматривающей создание для граждан страны условий, позволяющих им вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также на повышение конкурентоспособности российского спорта. Приоритетные вопросы развития физической культуры и спорта закреплены в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов.
Спорт стал не только заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.
3. Понятие спортивного права
Спортивное право – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере физической культуры и спорта.
Предметом спортивного права являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъектами спортивного права своих прав и обязанностей в сфере физической культуры и спорта.
Объектом спортивного права является физическая культура и спорт.
Субъектами спортивного права являются граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Принципами спортивного права являются:
Обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
Единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
Сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
Установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
Запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта, на противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований;
Обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
Соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
Содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;
Взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
Непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
Содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.
4. Источники спортивного права
Источники спортивного права – это нормативные правовые акты, содержащие нормы спортивного права.
К источникам спортивного права относятся:
Конституция РФ;
Федеральные законы;
Указы Президента РФ;
Постановления Правительства РФ;
Международные договоры, межгосударственные соглашения.
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ в ряде своих статей закрепляет основополагающие положения и принципы спортивного права. Конституция РФ в ч. 2 ст. 41 устанавливает, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Законодательство о физической культуре и спорте и состоит из Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить Федеральному закону от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Источниками спортивного права являются указы Президента РФ, например, указ Президента РФ от 28.07.2012 № 1058 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта», указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)»; а также постановления Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 18.04.2014 № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований», постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 30 «О федеральной целевой программе “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы”».
По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты.
5. Международное законодательство в области спортивного права
Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», применяются правила международного договора Российской Федерации.
Международная хартия физического воспитания и спорта принята в Париже 21.11.1978 на 20-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Хартия устанавливает, что занятие физическим воспитанием и спортом – основное право каждого человека. Каждый человек обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развивать физические, интеллектуальные и нравственные способности посредством физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. Спортивные состязания, содержащие зрелищные элементы, должны оставаться, в соответствии с олимпийским идеалом, на службе воспитательного спорта, высшим проявлением и примером которого они являются. Он должен быть свободен от коммерческого влияния, основанного на стремлении к наживе. Физическое воспитание и спорт являются важным элементом непрерывного образования в общей системе образования.
Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте заключена в Париже 19.10.2005. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию (Федеральный закон от 27.12.2006 № 240-ФЗ). Цель Конвенции в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта заключается в содействии предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения. Конвенция закрепила следующие обязанность для государств-участников: принимать на национальном и международном уровнях надлежащие меры, соответствующие принципам Всемирного антидопингового кодекса; поощрять все формы международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты спортсменов, соблюдение этических принципов в спорте и совместное использование результатов исследований; содействовать международному сотрудничеству между государствами-участниками и ведущими организациями в области борьбы с допингом в спорте, в частности сотрудничеству со Всемирным антидопинговым агентством.
Также важное место в международном законодательстве в области спорта занимают такие документы, как Европейская спортивная хартия, Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, в частности, во время футбольных матчей; Декларация об основных принципах оказания помощи в спортивной медицине.
6. Субъекты в области физической культуры и спорта
К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
Физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
Спортивные федерации;
Образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
Оборонные спортивно-технические организации;
Научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
Олимпийский комитет России;
Паралимпийский комитет России;
Сурдлимпийский комитет России;
Специальная олимпиада России;
Российский студенческий спортивный союз;
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
Профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
Граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), зрители, спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.