История пенсий: Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире. Когда появилась пенсия
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения /57/.
Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.
Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам /34/.
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных пенсиях”, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза /52/.
История пенсий, или более точно, пожизненного содержания, уходит корнями в глубину веков. Впервые на государственном уровне военные пенсии были введены в Римской империи Гаем Юлием Цезарем. Историки утверждают, что эти первые в мире пенсии он платил своим постаревшим легионерам из собственных средств. Вообще-то в разных странах изначально пенсии получали исключительно военные, да и то не все. К примеру, в петровской России пенсии по старости полагались лишь морским офицерам. Первоначально назначение пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, был отмечен особым расположением за заслуги. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, пенсия вместо оттенка избранности и отличия, постепенно приобретала ярко выраженный социальный аспект.
Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад, в 1889 году, в Германии при канцлере Бисмарке. Это была первая организованная государством система пенсий по возрасту работников, занятых в частном секторе. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на её финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах.
Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) ввели системы пенсионирования, ориентированные на целевую помощь бедным. Они финансировались за счет общих налоговых доходов, предполагали проверку нуждаемости и гарантировали одинаковый для всех уровень выплат.
Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.
В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать в 1908 году. В Северной Америке государственная система пенсионирования по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых
взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 году. Пенсии начали выплачивать с 1940 года.
Большинство западноевропейских стран сформировало системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию, а датская, введенная в Англии, – на ограничение бедности.
В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов из бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания).
Историю возникновения пенсионного обеспечения в России мы рассмотрим далее в подразделе 3.1.
В это трудно поверить, но идея всеобщего государственного обеспечения по старости (пенсий) возникла, по историческим меркам, вчера.
Впервые идею обеспечения пенсий реализовал в 1889 году германский канцлер Отто фон Бисмарк, известный знаменитой фразой: "Силу революциям придают не крайние требования меньшинства, а неудовлетворенные законные чаяния большинства". Современники говорили в связи с этим о "прусском социализме".
Прежде того мир жил по законам социального дарвинизма. Мысль о том, что каждый имеет право на уверенность в завтрашнем дне, на обеспеченную старость - пенсию по старости , что государство обязано заботиться о гражданах, показалось бы людям странной. Впрочем, граждан тогда тоже не было. Были подданные.
Если человек не имел состояния, заботиться о нем в старости должны были дети или церковная благотворительность.
В России существовала поговорка: "Первый сын Богу, второй - царю, третий - себе на пропитание".
В фольклоре многих народов имеется похожий сюжет: бессердечные люди кормят стариков из свиного корыта, их маленький сын начинает что-то строгать ножичком, родители спрашивают, что он делает, а малыш отвечает: "Мастерю корыто - кормить вас, когда состаритесь".
У всего на свете есть хорошие и плохие стороны. По мнению многих, развитие социального обеспечения снизило рождаемость и ослабило семейные узы.
По королевскому указу
Разумеется, пенсии назначали и до Бисмарка . Но делалось это на основе принципов, не имевших ничего общего с современными представлениями о социальной справедливости. Пенсии рассматривались не как обязанность государства , а как монаршая милость, доставались немногим, причем, как правило, тем, кто и без того не бедствовал.
Впервые слово "пенсия" (от латинского pension - "выплата")
появилось в документах Парижской счетной палаты в царствование Людовика XI во второй половине XV века и означало суммы, ежегодно перечислявшиеся первому камергеру английского короля Эдуарда IV Уильяму Гастингсу и другим лондонским сановникам. В наши дни подобные "пенсии" именовали бы взятками.
По имеющимся данным, канцлер Елизаветы Петровны Алексей Бестужев получал "пенсию" от британского кабинета , а Талейран – от русского царя Александра I.
Прусский король Фридрих Великий славился щедростью по отношению к отставным офицерам и унтер-офицерам своей армии. Правда, регулярным выплатам он предпочитал крупные одноразовые вознаграждения , позволявшие отставникам завести лавку или пивную.
МЕТКИ: из инета. История. Пенсия.
История развития пенсионной системы.
Пенсионная система как социальный институт зародилась довольно давно. Уже в Римской империи для легионеров были предусмотрены возможности обеспечения их благополучной старости - за счет передаваемого во владение каждому легионеру надела захваченной в результате войн земли.
Историю пенсионной системы принято отсчитывать с XVIII-XIX веков. В то время шел переход от государственного обеспечения отдельных малочисленных категорий государственных служащих к пенсионным механизмам, охватывающим всех граждан страны. Наиболее передовыми здесь были страны Европы - Франция, Великобритания и Германия, в которой появилась первая полномасштабная пенсионная система, благодаря реформам "железного канцлера" Отто Бисмарка. Вводилась реформа постепенно, предусматривая сначала финансовую поддержку больных и получивших увечья (с 1883 и 1884 годах), а затем уже всеобщее пенсионное обеспечение (с 1889 года). США создали подобную систему значительно позже, только в 1935 года, после подписания Рузвельтом Акта социальной защиты.
В России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. У нас, как и во многих других странах, пенсионное обеспечение первыми получили военные, а именно морские офицеры, которым, согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу, по "благоустремлению верховной власти" могла быть назначена премия по старости. В случае смерти офицера его вдове или сиротам также предусматривалось содержание, и это содержание было безусловным и обязательным к выплате для всех иждивенцев или членов семьи, имевших доход меньше того, что приносил погибший кормилец.
Начинания Петра I в свое время были одними из самых передовых в Европе, однако дальнейшие реформы шли не так успешно. Пенсионная система, охватывающая всех государственных служащих, сложилась в России только во второй половине XIX века. Так, согласно данным обзора "Пенсионные накопления в дореволюционной России" Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, с 1853 г. по 1868 г. было произведено 127965 пенсионных назначений на 16 млн. 493 тыс. 391 руб. 71 коп. В 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году уже на 2,5 служащих, а в 1868 году - на одного служащего. То есть уже тогда Россия столкнулась с одной из самых серьезных проблем пенсионной системы, которая весьма актуальна и сегодня, - высокое финансовое бремя, создаваемое перераспределительным механизмом, когда пенсионные выплаты формируются за счет доходов работающих. Эта проблема приводит к тому, что государство вынуждено либо сокращать число получающих пенсионное обеспечение (например, за счет подъема пенсионного возраста), либо уменьшать размеры пенсионных выплат. Неудивительно поэтому, что попытки сделать пенсионное страхование всеобщим в дореволюционной России фактически ни к чему не привели и введенное в 1912 году для всех рабочих социальное страхование было совершенно ничтожным по размеру.
Необходимо отметить одну важную особенность, что уже тогда, в период предреволюционного экономического подъема, российское общество пыталось найти и другие механизмы пенсионного обеспечения, которые сегодня можно отнести к категории добровольного пенсионного страхования.
Такие пенсионные системы предназначались, как правило, для определенных категорий работников и служащих, работодатели которых брали на себя ответственность за их социальное обеспечение. Строились такие системы на более прогрессивных по отношению к перераспределительным механизмах - механизмах накоплений, предусматривающих инвестирование накапливаемых на лицевых счетах будущих пенсионеров средств. Такое пенсионное обеспечение реализовывалось через систему пенсионных эмитарных касс, которые создавались крупными промышленными предприятиями или их объединениями. При этом все расчеты по размерам взносов и выплат базировались на весьма серьезной статистической базе, в которой отслеживались все важнейшие показатели, связанные с трудовым возрастом, продолжительностью жизни, статистикой заболеваний и инвалидностью. Эти расчеты велись с учетом территориальной и отраслевой специфики, что придавала актуарной системе высокую эффективность.
Пенсионная система в СССР, несмотря на особый политический путь страны, формировалась в русле общемировых тенденций, разве что только с существенным опозданием: в 1956 г. право на пенсию по старости получили все рабочие, а в 1964 г. - колхозники. Пенсионная система в СССР, как и в других странах, строилась на перераспределительных принципах "солидарности поколений".
В условиях экономического и демографического подъема, характерного для конца XIX века - 70-80-х годов XX века, перераспределительная система была эффективной и экономически оправданной. За счет постоянного роста числа плательщиков и увеличения их совокупных доходов удавалось поддерживать относительно высокий уровень социальных выплат.
КРИЗИС ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
Происходившие в социуме наиболее экономически развитых стран изменения во второй половине XX века постепенно привели перераспределительную систему к кризису.
Наиболее очевидная причина кризиса - демографические изменения. В конце XIX - начале XX века средняя продолжительность жизни составляла 40-50 лет, а сегодня, то есть спустя 100 лет, эта цифра увеличилась до 70-80 лет для наиболее развитых стран; на долю людей старше 60-лет приходится около 10% населения. По прогнозам специалистов, в будущем эти тенденции сохранятся, и через 100 лет число пенсионеров будет больше числа трудящихся.
Кроме того, кризис пенсионной системы связан и с рядом других, более глубинных причин, среди которых инфляционные процессы, структурные и институциональные изменения в экономике, а также общее социальное "размягчение" в обществе, которое выражается в том, что сегодня среднестатистический житель экономически развитой страны более инфантилен - он привык к тому, что в любом случае общество обеспечит ему определенный уровень существования. И в частности, если раньше люди в старости в значительной мере рассчитывали на свои силы, помощь детей, приусадебное хозяйство, то сегодня львиную долю социальной ответственности приходится нести государству.
Таким образом, к концу XIX века общество наиболее развитых стран мира пришло к реформе системы обязательного пенсионного обеспечения. Преимущественно эта реформа основывалась на богатом опыте, накопленном существующими уже несколько десятков лет институтами добровольного пенсионного обеспечения. Основное содержание реформы - переход от перераспределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения, способной генерировать средства для пенсионных выплат за счет инвестиционного дохода. Естественно, что накопительные механизмы не вытеснили в одночасье перераспеределительные, и сегодня во всем мире превалируют комбинированные схемы.
НОВЕЙШАЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ
История современного этапа реформ российской пенсионной системы отсчитывается от 1995 года, когда Правительство РФ утвердило концепцию реформы. Концепция определила общие рамки, механизмы и структуру новой пенсионной системы, выделив в ней базовую, страховую и накопительную части. Концепция была утверждена постановлением Правительства РФ "О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения".
В дальнейшем предпринимались шаги по развитию этой концепции, в частности, в 1997 г. была предложена ее новая редакция, которая, однако, не была утверждена правительством. Сегодняшнее развитие пенсионной реформы задано фактически не этим документом, а правительственной программой, разработанной в 2000 г. при активном участии Минэкономразвития ("программа Грефа").
За годы, прошедшие с начала реформ, несмотря на трудности и бюрократические проволочки, сформировано базовое законодательство в области пенсионного обеспечение, в частности:
. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 18-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"";
. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ";
. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ";
. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ";
. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111 "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации",
а также целый ряд подзаконных нормативных актов (постановлений и приказов Правительства РФ и отдельных ведомств), конкретизирующих положения законов. Специалисты отмечают, что, хотя неясностей по реализации пенсионной формы пока еще остается достаточно, в целом принятая нормативно-правовая база позволяет приступить к началу практического этапа реформ. При этом все разночтения и неточности могут быть решены непосредственно в ходе реформирования. Способствовать этому будет и постепенный характер перехода на накопительную систему пенсионного обеспечения.
Помимо общей схемы формирования пенсий, наши законодатели взяли из опыта развитых стран еще один юридический механизм - систему жесткого государственного контроля над деятельностью Управляющих Компаний.
Делается это для того, чтобы будущий пенсионер не лишился своих трудовых сбережений.
Деятельность частной Управляющей Компании постоянно контролируют, как минимум пять независимых организации: Министерство Финансов, Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг, Общественный совет по надзору за инвестированием накопительной части трудовой пенсии, Специализированный Депозитарий, отслеживающий все сделки управляющей компании, и Независимый Аудитор.
29.10.2015 10:48
Опыт должен учить двум вещам: тому, что многое нужно исправлять, и тому, что не нужно исправлять слишком многое.
Эжен Делакруа
На протяжении длительного времени пенсионная система в нашей стране была основана на государственном патернализме, благодаря чему большинство россиян рассматривают пенсионное обеспечение как нечто само собой разумеющееся, то, о чем обязательно позаботится государство. К сожалению, большинство россиян имеют весьма смутное представление о принципах формирования пенсионного капитала, подходах к финансированию и распределению денежных средств внутри пенсионной системы и других важных вопросах пенсионного обеспечения. Вместе с тем, анализ причин кризиса пенсионных систем и возможных путей и направлений его преодоления имеют большое значение как для понимания перспектив развития пенсионной системы в России, так и для оценки успехов и неудач ее реформирования на текущем этапе. Весьма полезным в этой связи может оказаться анализ мирового опыта, накопленного за более чем вековую историю пенсионного обеспечения. Несмотря на различия в историческом наследии, конституционных режимах и идеологиях, ключевые проблемы социального обеспечения, с которыми сталкивались страны на различных этапах своего развития, имели под собой сходные основания. Анализ и систематизация накопленного опыта могли бы оказать существенную помощь в поиске ответов на ключевые вопросы пенсионного реформирования. Руководствуясь этими соображениями, специалисты Центра изучения пенсионных реформ подготовили доклад «Развитие и становление пенсионных систем в России и за рубежом: мировой опыт vs российские реалии», в котором мы попытались не просто проанализировать историю становления пенсионного обеспечения, но и извлечь из них наиболее полезные, на наш взгляд, уроки.
История становления пенсионной системы. Зарубежный опыт
История развития пенсионных систем насчитывает несколько тысячелетий. Первые примеры подобия современных пенсионных систем появились еще в Римской империи, где легионерам передавались наделы из захваченных земель для того, чтобы воины тем самым могли обеспечить себе благополучную старость. Однако, существенным отличием всех ранних форм пенсионного обеспечения был их узкий охват: все они распространялись лишь на малочисленные группы граждан.
История всеобщего пенсионного обеспечения берет свое начало в конце XIX века в Германской империи. В 1889 году по инициативе «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, стремившегося успокоить нарастающее недовольство социалистов, была создана основанная на идеях социального страхования первая масштабная пенсионная система накопительного типа. Предложенная Бисмарком модель во многом была основана на опыте существовавших при немецких гильдиях добровольных фондов взаимопомощи и охватывала почти всех рабочих и значительную часть германских служащих. По замыслу Бисмарка, пенсия должна была компенсировать утраченный доход, размер ее определялся величиной обязательных страховых взносов, отчисляемых из заработной платы работников. Поскольку работники сами финансировали свою будущую пенсию, доля участия государства в пенсионном участии была сведена к минимуму.
В 1891 и 1898 годах пенсионные системы были сформированы в Дании и Новой Зеландии, в основу деятельности этих систем были заложены новые, отличные от германских принципы функционирования, а сама пенсионная система была ориентирована прежде всего на целевую помощь бедным слоям населения. Так, в рамках пенсионных систем этих двух стран предполагалась организация выплат, направленных на поддержание минимального уровня дохода для беднейших социальных слоев, а финансирование велось не за счет страховых взносов, отчисляемых из заработной платы работников, а напрямую из налоговых поступлений в бюджет, при этом всем нуждающимся был обеспечен плоский уровень выплат.
В течение первой трети XX века пенсионное обеспечение, сформированное на германской или новозеландской (датской) моделях, появилось в большинстве западноевропейских стран. Так, в Австрии пенсионная система появилась в 1906 году, в Великобритании - в 1908 год, во Франции – 1910, в Швеции – 1913, Италии и Испании – 1919, Канаде – 1927. В одной из последних среди стран первой волны индустриализации пенсионная система была создана в Соединенных Штатах – лишь в 1935 году. Соединенные Штаты стали первой в мире страной, где система пенсионного страхования была распространена на всех занятых в частном секторе служащих, вне зависимости от их доходов.
Особую роль в истории становления пенсионных систем сыграла Вторая мировая война и предшествовавший ей период глобального финансового кризиса (Великая депрессия). Именно эти непростые периоды истории XX века способствовали пересмотру ключевых подходов к принципам формирования пенсионного обеспечения ряда западных стран. В частности, широкое распространение получили идеи известного британского экономиста лорда Уильяма Генри Бевериджа, предложившего уход от либеральных принципов построения пенсионной системы в сторону гарантированного государством всеобщего пенсионного обеспечения. Беверидж во многом опирался на датский, новозеландский и советский опыт, в основе предложенной им модели лежала идея о том, что кризис и мировые войны уничтожили пенсионные накопления населения, а первостепенная задача государства состояла в обеспечении минимальных выплат всем нуждающимся. Таким образом, пенсионная модель Бевериджа предусматривала выплаты одинаковых по размеру, не связанных ни со стажем, ни с предыдущими заслугами пенсий.
Принципиальное отличие модели Бевериджа от модели Бисмарка состоит в том, что идея последнего была направлена на сохранение социального статуса работника после его выхода на пенсию и должна была компенсировать утраченный заработок, а в модели же Бевериджа, пенсия – это инструмент защиты от бедности, а потому государство должно гарантированно обеспечивать пенсиями всем нуждающимся, размер выплат при этом был не высок.
Модель пенсионного обеспечения Бевериджа была введена в Великобритании в 1946 году, тогда же шведские социал-демократы проголосовали за универсальную народную пенсию. Несколько позже пенсионные системы, построенные на модели Бевериджа, появились в Канаде, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Финляндии, Швейцарии и Дании.
Предложенные Бисмарком и Бевериджем идеи по реализации пенсионного обеспечения легли в основу двух ключевых теоретико-методологических подходов, на основе которых были сформированы и в дальнейшем развивались пенсионные системы западных стран. В рамках модели Бисмарка, задача институтов пенсионного страхования состоит в сохранении уровня и качества жизни работника после его выхода на пенсию (коэффициент замещения, то есть отношение размера пенсии к величине заработка, получаемого после выхода на пенсию, составляет 60-70%). Роль участия государства и бюджета в рамках данной модели – минимизирована, и напротив, высока степень участия в пенсионном обеспечении самих работников (пенсионное страхование строилось на солидарной ответственности работодателей, работников и государства). Пенсионные системы, выстроенные с опорой на модель Бевериджа в приоритетном порядке решали задачу по защите населения от бедности после выхода на пенсию, а потому коэффициент замещения в этих системах был уже не так высок, как в модели Бисмарка. Государство брало на себя функции по обеспечению населения пенсиями, равными по величине прожиточному минимуму, роль государства в пенсионном обеспечении высока, а степень участия самих работников в собственном пенсионном обеспечении сведена к минимуму.
На протяжении второй половины XX века в западных странах происходил процесс постепенного сближения пенсионных систем. Те государства, где системы пенсионного обеспечения были основаны на страховых взносах (модель Бисмарка), вводили гарантии минимальной пенсии, а страны, пенсионная система которых финансировалась из бюджета и была выстроена в соответствии с необходимостью обеспечения вышедших на пенсию минимальным уровнем дохода (модель Бевериджа) вводили элементы социального страхования.
Модели Бискарка и Бевериджа – далеко не единственные возможные классификации пенсионных систем. По подсчетам историков, в начале XXI века общее количество функционирующих в различных странах пенсионных систем перевалило за 2,5 сотни, каждая из них имеет свои особенности и специфику. Однако, общие принципы, заложенные в основу их функционирования везде примерно одинаковы.
Одна из наиболее распространенных классификаций пенсионных систем - по типу функционирования пенсионного фонда. Здесь принято выделять распределительную систему, в которой взносы, уплаченные в течение определенного периода времени, используются для пенсионного обеспечения в том же периоде и накопительные системы, в которых все участники системы пенсионного страхования делают отчисления от заработанной платы на свой счет в пенсионном фонде, накопленная сумма является источникам пенсионных выплат в старости.
На современном этапе развития системы пенсионного страхования полностью накопительные или распределительные модели встречаются крайне редко, большинство же пенсионных систем представляют собой различные сочетания накопительных и распределительных принципов в рамках пенсионных моделей разных стран.
Стремительный демографический рост, обеспечивавший благоприятный показатель соотношения числа работающих и пенсионеров, сочетавшиеся с периодами динамичного развития экономики в России с конца XIX и вплоть до 70-80 гг. XX века делали построение пенсионной системы на перераспределительных принципах наиболее оправданным. Постоянный рост числа плательщиков и увеличения их совокупных доходов позволяли гарантировать достаточно высокий уровень социальных выплат. Стабильному финансовому функционированию пенсионных систем способствовали и широко распространенные механизмы регулирования заработной платы и контроля занятости населения.
Однако, уже во второй половине XX века большинство развитых стран столкнулись с проблемой старения населения. Сформировавшиеся к тому времени в большинстве стран государственные одноуровневые распределительные системы не были способны эффективно функционировать в условиях увеличивающегося количества пенсионеров. Справиться с проблемами пенсионного обеспечения в этих условиях можно было лишь за счет сокращения размера пенсий и увеличения пенсионного возраста. Оба этих способа едва ли можно было считать эффективными, поскольку они скорее откладывают решение проблем на потом, чем предлагают качественно иной способ их решения. Необходимость преобразований в пенсионной сфере также была продиктована и реалиями макроэкономической конъюнктуры: уменьшение доли сбережений в экономиках западных стран (уменьшение трудоспособного населения вело к сокращению количества зарабатывающих в стране) угрожало ударом по внутреннему инвестированию, что в конечном итоге могло привести к замедлению темпов экономического роста.
Уже в 80-90-ее гг. в развитых странах начались разработки и постепенное внедрение программ пенсионных реформ на национальном уровне. Реформы в пенсионной сфере сводились к «надстройке» над уже действовавшими механизмами распределительной системы новых накопительных уровней. В результате пенсионные системы приобретали трехуровневую структуру. Первый уровень - государственное пенсионное обеспечение, доступное всем гражданам в случае осуществления отчислений в государственный пенсионный фонд в течение установленного периода. Специфика этого уровня в разных странах своя, выделяют государственное пенсионное обеспечение, предусматривающее высокий, средний и низкий уровни дохода. На современном этапе государственное пенсионное обеспечение, предусматривающее высокий уровень дохода (размер будущей пенсии составляет 50% от заработка застрахованного лица до выхода на пенсию) функционирует в Австрии (размер пенсии составляет 79,5% заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 35 лет), Италии (80% заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 35 лет), Германии (60% заработка при условии уплаты страховых взносов в течение 45 лет) и других странах (Португалия, Люксембург, Бельгия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция). Государственное пенсионное обеспечение, предусматривающее средний уровень дохода предполагает уровень замещения дохода, близкий к 50%. На современном этапе такие схемы применяются в США, Великобритании, Дании, Норвегии, Японии, Нидерландах. При пенсионном обеспечении, предусматривающем низкий уровень возмещения дохода, размер выплат застрахованному лицу составляет менее 50% от заработка, примерами могут служить пенсионные системы Австралии, Ирландии, Канады.
В качестве дополнения к государственным механизмам пенсионного страхования в рамках реформ пенсионных систем в развитых странах вводились механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Внедрение элементов негосударственного пенсионного обеспечения происходило в формах обязательного и добровольного частного пенсионного страхования. Обязательное частное пенсионное обеспечение – вид пенсионного страхования, при котором пенсионные взносы застрахованных лиц перечисляются в частные пенсионные фонды, которые после выхода граждан на пенсию осуществляют выплаты. Добровольное частное пенсионное обеспечение предназначено для расширения возможностей обязательного пенсионного обеспечения, оно основано на добровольном создании частных портфелей сбережений в специализированных фондах и, как правило, осуществляется через негосударственный сектор.
Пенсионные системы западных стран на современном этапе развития
Рассмотрим подробнее в качестве примеров особенности функционирования пенсионных систем ведущих западных стран на современном этапе развития.
Германия
Пенсионная система ФРГ имеет трехуровневую структуру, где есть государственный, корпоративный и частный уровни.
По своей структуре пенсионная система Германии ближе соответствует модели Бисмарка, центральную роль в архитектуре пенсионного обеспечения играет институт обязательного пенсионного страхования, в целом же системе свойственен негосударственный характер: даже обязательное пенсионное обеспечение осуществляется через независимые частные организации.
Фундамент и одновременно самая крупная часть пенсионной системы ФРГ – это обязательное пенсионное страхование, большая часть финансирование которого производится из взносов, уплачиваемых в равных долях застрахованными лицами и их работодателями. Размер среднего взноса в пенсионный фонд составляет 20% от ежемесячной заработанной платы. Система обязательного страхования основана на принципе солидарности поколений, при этом система устроена таким образом, что она выгодна для экономически активного населения, чем больше взносов работник уплачивает в течение жизни, тем большим количеством пенсионных прав он обеспечивает себя в старости (пенсионная формула рассчитывается с опорой на индивидуальные коэффициенты, накопленные до выхода на пенсию).
В Германии развиты корпоративные пенсии, большое количество предприятий осуществляют дополнительные выплаты своим бывшим сотрудникам. Как правило, компании либо сами создают накопительные фонды, либо заключают особые договоры с банками. Профессиональное обеспечение носит сугубо индивидуальный характер, размер корпоративных пенсий зависит от прибыли работодателя, стажа работника и занимаемой им должности.
Что касается частного пенсионного страхования в Германии, то взносы в страховые компании существенно выше, что позволяет гарантировать страхующемуся более высокий уровень дохода в будущем. Государственная политика в ФРГ на современном этапе направлена на стимулирование и поощрение развития частных страховых организаций.
Франция
Пенсионная система Франции состоит из множества режимов, вместе с тем, ее фундамент основан на принципах накопительного страхования и солидарности. Во Франции не существует обязательного накопительного пенсионного фонда, но существует так называемый «Фонд капитализации», где каждый будущий пенсионер имеет право откладывать средства лично для себя, сам определяя размеры страховых отчислений.
Основой пенсионной структуры является базовый режим, участие в нем носит обязательный характер, пенсионные взносы уплачивают как наемные работники, так и работодатели (исключение составляют самозанятые граждане, которые платят полностью самостоятельно).
Режимы пенсионного обеспечения управляются работодателями и профсоюзами и не зависят от государственного бюджета.
Официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, для получения полной пенсии необходим 41 год трудового стажа.
Во Франции получили достаточно широкое распространение добровольные режимы. Работники имеют право в течение всей трудовой жизни осуществлять отчисления в частные пенсионные фонды, а после выхода на пенсию получать от них пособия.
Великобритания
Пенсионная система Великобритании также имеет трехуровневую структуру: базовые государственные пенсии, дополнительные частно-государственные пенсии и пенсионные сбережения населения.
Базовая государственная пенсия выплачивается по распределительному принципу. Размер государственной частной пенсии ограничен 20% заработка работника, выплаты зависят от квалификационного стажа.
Второй уровень пенсионной системы Великобритании – государственно-частные пенсии. Пенсионные отчисления на эту часть пенсии выплачиваются работодателем и работником совместно.
Как отдельный элемент государственно-частных пенсий широкое распространение получили профессиональные пенсионные системы, финансирование происходит как за счет работодателей, так и за счет работников.
В Великобритании достаточно широко развит третий, частный элемент пенсионной системы - добровольные накопления британцев в НПФ.
Британское правительство строго контролирует первый и второй уровни пенсионного обеспечения, а потому по своей сущности пенсионное обеспечение Великобритании ближе к модели Бевериджа. Вместе с тем на современном этапе государство стимулирует активный переход молодого населения в систему негосударственного пенсионного страхования.
Соединенные Штаты Америки
В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы (в стране функционирует почти миллион частных пенсионных фондов). Более 96% американской рабочей силы охватывает общегосударственная программа пенсионного страхования США. Она является источником дохода для 58 млн. американцев, в том числе 47 млн. пенсионеров (включая их иждивенцев, а также потерявших кормильца). Государство гарантирует по этой программе денежные выплаты работникам, ушедшим на пенсию по возрасту, членам их семей, имеющим право на социальное обеспечение, а также застрахованным нетрудоспособным работникам и членам их семей согласно установленным нормативам. Государственная программа пенсионного страхования носит распределительный характер и выполняет прежде всего социальную функцию, практически все остальные пенсионные системы, существующие в США, построены по накопительному принципу.
Дополнительный доход в старости в США позволяют получить дополнительные программы пенсионного обеспечения. Основная масса занятых в частном секторе экономики участвует в дополнительных негосударственных пенсионных системах, организуемых по месту работы. Работники большинства предприятий и организаций могут участвовать в одной или нескольких пенсионных программах, существующих в данной компании. По сравнению с государственной пенсионной системой, участие в которой обязательно и которая охватывает практически всю рабочую силу страны, частная пенсионная система значительно уступает ей в размерах.
Широкое распространение в США получили пенсионные системы штатов и местных органов власти. В 2013 г. около 20 млн. участников (служащих штатных и местных органов власти, полиции, пожарных, судей, учителей, работников местных учреждений здравоохранения, социальной сферы) были охвачены этими системами. Несмотря на особенности в каждом штате, все они нацелены на обеспечение более высокого пенсионного дохода их участникам посредством финансирования пенсионных выплат не только за счет взносов, но также за счет доходов от их инвестирования в акции, облигации, недвижимость, иные инструменты. В период 2001 -2013 гг. взносы штатов и местных органов власти в пенсионные системы возросли более чем в три раза в процентах от фонда заработной платы (с 5,4% до 16,4%) и более чем в два раза в процентах от доходов штатов и местных органов власти (с 2,3% до 5,0%).
Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет - ЛПС. Порядок открытия и ведение этих счетов также строго регулируется американским законодательством.
История пенсионного обеспечения в России. В поисках новых решений старых проблем
Развитие пенсионного обеспечения в нашей стране в целом шло в соответствии с мировым опытом, однако, кардинальное отличие состояло в запоздании его развития.
Первые прототипы современной пенсионной системы появились в России еще в XVIII веке и были связаны с реформаторскими инициативами Петра I. Первыми российскими пенсионерами стали морские офицеры, которым по Морскому уставу могла быть назначена выплаты по старости. В годы правления Екатерины II денежное содержание из государственной казны было назначено отставным военным.
Во второй половине XIX века в России появилась пенсионная система для бывших чиновников гражданских ведомств. Прослужившие на гражданской службе чиновники при отставке получали пенсию в размере полного годового оклада. Тогда же в российских министерствах в качестве дополнения к казенным пенсиям начали применять механизмы добровольного пенсионного страхования –выплаты накопительного типа из эмеритальных касс. Так, например, пенсионный капитал служащих военного министерства формировался из отчислений в эмеритальную кассу 6% офицерского жалования и государственного софинансирования.
С 1842 года пенсионное обеспечение было распространено на православное духовенство: был подписан царский указ, в соответствии с которым для обеспечения пенсиями беднейших священников, служащих в сельской местности, из отчислений священнослужителей (по 2% жалования) создавался накопительный капитал, который в последующем дополнялся казенными субсидиями. С 1866 года пенсионная система была распространена на все духовенство (размер годового пансиона – 20 рублей), а с 1887 года пенсионное обеспечение духовенства полностью перешло на государственное финансирование.
Реформа местного самоуправления и создание земств потребовали распространения пенсионного обеспечения на широкий штат новых служащих.
С 1861 года особые «страховые» пенсии начали получать служащие и рабочие казенного Горного ведомства, а потом и всех других отраслей промышленности: работники рудников, заводов, железнодорожники. Взимаемые из жалования рабочих отчисления (в размере от 2 до 3 %) софинансировались казенными отчислениями и поступали в пенсионные кассы. Свое название – «страховые» - эти пенсии получили благодаря тому, что они были страховкой работника на случай его нетрудоспособности. К 1917 году пенсионные кассы действовали уже во многих крупных частных фирмах в России.
Уже на заре формирования пенсионной системы, Россия столкнулась с одной из ключевых проблем пенсионного страхования современности – высоким финансовым бременем, создаваемым распределительным механизмом финансирования. Согласно данным историков, уже в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году – на 2,5, в 1868 году- на одного.
Революция 1917 года и изменение конституционного строя способствовали кардинальному пересмотру подходов к построению системы пенсионного обеспечения в стране. Процесс построения пенсионной системы в СССР происходил в два этапа. На первом этапе (1917-1956) происходило формирования централизованной распределительной системы. Особое внимание политического руководства уделялось вопросам социальной политики. Сразу после революции, в 1918 году, был создан Народный Комиссариат социального обеспечения, отвечавший за обеспечение социальной справедливости в молодом советском государстве. Тогда же было разработано и законодательная база, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный вид социального обеспечения. В 1920-е гг. началась разработка качественно новой пенсионной системы, основанной на принципах конституционного гарантирования государством пенсионного обеспечения. В первой Конституции СССР 1924 года было закреплено право социального страхования, распространявшийся на всех рабочих и служащих. Первые пенсии по старости в СССР были учреждены постановлением Наркома труда СССР 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности, позднее система пенсионного обеспечения была распространена на трудящихся ведущих отраслей промышленности (1929), и лишь в 1936 году, после принятия Конституции СССР, пенсионное обеспечение для рабочих и служащих стало всеобщим.
На втором этапе своего развития (1956-1991) пенсионная система СССР приобрела новую архитектуру и стала более универсальной. Ключевым моментом этого периода стало принятие в 1956 году закона «О государственных пенсиях», создавшем правовую базу для всей системы пенсионного обеспечения в СССР. Лишь в 1964 году после принятия закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» в единую систему пенсионного обеспечения были включены жители села.
Выплата пенсий в Советском Союзе осуществлялась за счет средств государственного бюджета, в том числе средств государственного бюджета социального страхования, формируемого из взносов предприятий, учреждений и организаций без отчислений со стороны трудящихся. Пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с законодательством СССР, право на получение пенсии, а также ее размер определялись продолжительностью трудового стажа и величиной заработанной платы работника. Размеры пенсии определялись тажке и величиной прожиточного минимума, что позволяло эффективно бороться с бедностью.
С началом перестройки модернизационные процессы затронули и пенсионную сферу. В основе идей реформирования пенсионного обеспечения лежал целый комплекс факторов, ключевыми из которых были экономический и демографический. Во-первых, выделения пенсионной системы в отдельный финансовый институт требовала сама логика развития пенсионной системы: уже к концу 70-ых пенсионная система СССР практически полностью охватила население страны. Во-вторых, высокий уровень пенсионного обеспечения, который был введен и сохранялся вопреки чисто экономической логике в угоду идеологическим установкам - пенсионное обеспечение в Советском Союзе рассматривалось как форма содержания нетрудоспособных граждан. Таким образом, в результате влияния этих факторов сильно выросло финансовое обременение бюджета. Так, за период 1940-1986 гг. ВВП СССР увеличился в 18 раз, рост расходов бюджета в 24, а государственные расходы на пенсионное обеспечение в 164 раза, удельный вес бюджетных расходов на пенсионное обеспечение возрос с 1,7% до 11,8%. И если сформировавшаяся к 1965 году пенсионная система на первоначальном этапе обеспечивала достаточно низкий уровень замещения заработной платы, однако за последующие 20 лет коэффициент замещения вырос на 43%, к 1990 году он уже составлял 0,4.
Запланированному обновлению советской модели пенсионного обеспечения помешал развал СССР. В постсоветской России начался процесс формирования уже новой, современной российской пенсионной системы. В 1990 году был создан Пенсионный фонд СССР, а пенсионная система официально стала страховой, в 1992 году была заложена правовая основа для функционирования частный пенсионных фондов.
На протяжении десятилетия 1990-ых годов в России как и в Европе усиливались тенденции старения населения. Нарастающее давление демографического фактора сопровождалось негативными явлениями переходной экономики, объемы поступлений в Пенсионный фонд постоянно сокращались. В связи с этим начался поиск вариантов преодоления надвигающегося кризиса пенсионной системы. Выходом из сложившейся ситуации стала начавшаяся в середине 2000 года пенсионная реформа, направленная на унификацию механизмов пенсионного обеспечения в России с теми, что уже зарекомендовали свою эффективность в развитых странах.
После 2002 года в силу вступили новые механизмы пенсионного обеспечения, в корни изменившие механизм формирования пений. Пенсионная система получила трехуровневую структуру, предусматривающую государственное, страховое и негосударственное пенсионное обеспечение. Ключевым источником формирования пенсии стали страховые взносы, формирующие накопительную часть пенсии, размер пенсии перестал определяться стажем работника, теперь он напрямую зависит от размеров отчислений в ПФР.
В 2012 году для поддержания долгосрочной стабильности пенсионной системы Правительством была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Основные цели стратегии – обеспечение долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы. В рамках стратегии в России планируется развитие трехуровневой пенсионной модели в России:
1 уровень – трудовая пенсия системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет бюджета. Предполагается, что в рамках трудовой пенсии коэффициент замещения должен достигнуть 40%
2 уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии и самого работника
3 уровень – частная (негосударственная) пенсия, формируемая самим работником за счет собственных добровольных взносов.
Развитие пенсионного обеспечения в России носит догоняющий характер. Во-первых, в силу исторического наследия наша страна не успела, как это было сделано на Западе, вовремя и адекватно принять превентивные меры по обеспечению стабильности пенсионной системы. Сегодня, когда первые шаги уже сделаны, а главные решения приняты, можно с уверенностью предположить, что при правильном продолжении реформ через 50 лет эффективность пенсионного обеспечения в России не будет ни в чем уступать западным аналогам. Помимо этого, уже сегодня отметился ряд направлений деятельности в рамках пенсионной системы, в которых опыт Российской Федерации является одним из ведущих в мире. В первую очередь, это относится к информатизации систем пенсионного обеспечения. С 1 января 2015 года на официальном сайте ПФР был запущен электронный сервис «личный кабинет застрахованного лица», реализованный в рамках IT-системы АИС ПФР.
По задумке разработчиков из Информационного центра персонифицированного учета (ИЦПУ) ПФР, структуры, занимающейся информатизацией работы фонда, сервис должен помочь любому гражданину в режиме онлайн получать интересующую его информацию о стаже, количестве накопленных баллов и страховых отчислениях работодателя. Все пользователи и специалисты с удивлением отметили, что сервис оказался удивительно удобным и простым в использовании, ни в чем не уступает, а по многим параметрам даже превосходит аналогичные разработки, внедренные в Соединенных Штатах и Европе. Ежегодно под эгидой ООН выпускается рейтинг развития электронных правительств стран мира. Составляющей частью электронного правительства являются в т.ч. сервисы, облегчающие общение настоящих и будущих пенсионеров со структурой пенсионного фонда. В 2014 году Россия заняла 27 место в мире, что является очень хорошим результатом с учетом того, что в 2010 году нашему электронному правительству дали 59 место.
***
Пенсионная система России на протяжении почти целого столетия являла собой типичный пример основанной на принципе солидарности поколений распределительной системы. Пенсии формировались из отчислений работающих граждан. В ходе пенсионной реформы 2002 года тип пенсионной системы был изменен на распределительно-накопительную. Очевидно, что послереформенная пенсионная система стала более сбалансированной и устойчивой, вместе с тем, целый ряд проблем в ней еще предстоит решить.
Для того, чтобы реформы пенсионной системы заработали в полную мощь, необходим достаточно длительный период времени – 30-40 лет. Пройдет еще немного времени и, очевидно, Россию ожидает еще один этап реформы, направленный на решение двух наиболее актуальных на сегодня проблем пенсионной системы: растущего дефицита бюджета пенсионного фонда и проблемы пенсионного обеспечения самозанятых граждан. Контуры пенсионной системы России будущего еще только будут меняться, но уже сейчас понятно, что развитие ее идет по наиболее эффективному в текущих условиях пути активного внедрения в отрасль рыночных механизмов, развития добровольной части пенсионной системы и вовлечения россиян в процесс ее формирования.