Производственный контроль. Штрафы и санкции
Производственный контроль – это процесс контроля соблюдения санитарных норм и регулярного выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий. Процедура обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности. Проведение производственного контроля призвано реализовывать право работников на безопасный труд.
Производственный контроль проводиться для обеспечения защиты здоровья и жизни человека, а также окружающей среды от пагубного влияния следующих объектов исследования:
- здания и сооружения (как общественные, так и производственные);
- оборудование
- транспорт;
- санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
- рабочие места, которые используются для выполнения работ и/или оказания услуг;
- сырье, полуфабрикаты, готовая продукция;
- отходы производства и потребления;
- технологические процессы.
На основании Федерального закона от и юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по запросу государственного санитароно-эпидемиологического надзора незамедлительно предоставить информацию о проведенном производственном контроле.
Производственный контроль включает в себя:
- разработку программы (плана) производственного контроля (ППК);
- осуществление лабораторных исследований и испытаний.
Как правило, проведение производственного контроля проводится раз в год. Однако в том случае, если в течение 5 лет лабораторные исследования ни разу не выявили вредных факторов, периодичность может быть сокращена (однако не более чем в два раза). На регулярность проведения производственного контроля влияют профилактические мероприятия, отсутствие профессиональных заболеваний и здоровая среда производства.
Разработка программы производственного контроля
Законом установлены требования к содержанию программы производственного контроля В разработанной программе обязательно должны быть представлены следующие документы:
- перечень нормативных документов для вида деятельности предприятия,
- список лиц, ответственных за осуществление контроля на предприятии,
- перечень опасных факторов и план производственного контроля,
- перечень веществ, факторов, объектов продукции и услуг, подлежащих лицензированию, аккредитации, сертификации, декларированию, лабораторным исследованиям и испытаниям,
- планы мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов,
- список работников, обязанных проходить медосмотр и специальную подготовку,
- порядок информирования органов государственного надзора о возникновении аварийных ситуаций, создающих опасность для людей,
- формы отчетности.
При смене деятельности предприятия, проведении реконструкции зданий или изменениях технологического процесса программа производственного контроля подлежит обязательному изменению.
Испытательная лаборатория «ОПК» проведет по вашему заказу необходимые испытания факторов производственной среды и лабораторные исследования, необходимые для реализации программы производственного контроля предприятия. Испытательная лаборатория «ОПК» аккредитована Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация), оснащена современными средствами измерения, полным перечнем нормативной документации для проведения исследований и определения фактического значения вредных и опасных производственных факторов.
Административная ответственность и штрафы
Отсутствие протоколов лабораторных исследований и программы производственного контроля является административным правонарушением по ст.6.3 КоАП РФ, за которое взымается штраф в размере:
- От 500 до 1000 рублей для должностных лиц
- От 500 до 1000 рублей или же приостановление деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица;
- От 10000 до 20000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.
В случае непредставления сведений о результатах производственного контроля (или же предоставлении в неполном/искаженном виде) в органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля по запросу также налагается штраф, поскольку это является административным правонарушением, предусмотренным ст.19.7 КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей для должностного лица и от 3000 до 5000 рублей для юридического лица.
В случае неуплаты (или несвоевременной уплаты) штрафа налагается штраф в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ составляющий двукратный размер от суммы неуплаченного штрафа, либо предприятие (или же лицо) попадает под административный арест сроком до 15 суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…», все организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на своих объектах.
Производственный контроль в обобщенном смысле - это комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение безопасного функционирования ОПО, на предупреждение аварий на данных объектах, а также на обеспечение готовности к локализации/ликвидации последствий аварий и инцидентов (согласно п. 4 Правил организации и осуществления производственного контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263).
Основные цели и задачи производственного контроля изложены в п. 6 Правил организации и осуществления производственного контроля. К ключевым из них можно отнести:
- обеспечение соблюдения требований ПБ в эксплуатирующей ОПО организации;
- анализ состояния промышленной безопасности на ОПО;
- разработка мер, направленных на улучшение состояния промбезопасности;
- контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- контроль за исправным состоянием технических устройств, а также за своевременным проведением необходимых испытаний, экспертиз и технических освидетельствований;
- контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля на ОПО несут непосредственно руководитель эксплуатирующей организации, а также лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ (п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля).
Осуществлением производственного контроля на ОПО занимается либо специально назначенный руководителем организации работник (ответственный за производственный контроль), либо сформированная на предприятия служба производственного контроля.
Исходя из численности работников, задействованных на ОПО, функции ответственного за осуществление производственного контроля могут быть возложены на:
- одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации, если количество работников на ОПО составляет менее 150 человек;
- отдельного специалиста, назначенного приказом руководителя организации (главный инженер, начальник службы охраны труда и т.д.), если количество работников на ОПО составляет от 150 до 500 человек;
- руководителя специально созданной службы производственного контроля, если количество работников на ОПО составляет более 500 человек.
- Высшее техническое образование по профилю деятельности ОПО.
- Стаж работы от 3-х лет на аналогичном ОПО либо в аналогичной отрасли.
- Действующие документы (протоколы) об аттестации по промышленной безопасности.
Основные обязанности, задачи и права ответственных за осуществление ПК изложены п. 11-13 Правил организации и осуществления производственного контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263. Именно их можно использовать для заполнения соответствующего раздела в ППК , составления должностных инструкций и договоров. И, конечно же, ими должен руководствоваться ответственный за ПК в ходе проведения мероприятий по производственному контролю.
Как осуществляется производственных контроль
Производственный контроль на ОПО осуществляется путем проведения регулярных комплексных и целевых проверок всех аспектов обеспечения промышленной безопасности. Инициатором контрольных мероприятий должны выступать ответственный за ПК либо служба производственного контроля.
Основная цель проверок - обеспечить и проконтролировать гарантированное осуществление всех мероприятий и работ по обеспечению промышленной безопасности на ОПО, а также объективно подтвердить факт их своевременного и качественного выполнения.
Проверки безопасности обеспечивают (должны обеспечивать) эффективный контроль над деятельностью всех структурных подразделений эксплуатирующей организации, чья работа связана с обеспечением промышленной безопасности ОПО. Объемы, сроки и периодичность проверок определяются исходя из значимости проверяемой деятельности для обеспечения промбезопасности.
Перед началом проверки ответственный за ПК должен сформировать план, который включает:
- указание видов и областей деятельности, которые подлежат проверке;
- сведения о работниках, ответственных за проведение проверки;
- данные о причинах проведения проверки;
- описание метода для представления выводов, заключений и рекомендаций по результатам проверки.
Предметом проверки могут стать следующие аспекты деятельности эксплуатирующей организации:
- организационная структура;
- административные и рабочие процедуры;
- человеческие и материальные ресурсы, оборудование;
- рабочие участки, операции и производственные процессы;
- производимая продукция (для определения ее соответствия установленным правилам ПБ);
- документация по ОПО, отчеты, архивные данные и т.д.
Отчет, как правило, содержит:
- Выводы об эффективности/неэффективности деятельности эксплуатирующей организации или ее отдельных структурных подразделений.
- Конкретные примеры низкой эффективности организации и/или деятельности ее отдельных структурных подразделений с указанием выявленных нарушений норм и правил промышленной безопасности.
- Причины низкой эффективности организации и/или деятельности ее отдельных структурных подразделений в сфере ПБ.
- Предложения по проведению необходимых мероприятий и работ, устраняющих и предупреждающих возможные нарушения ПБ.
- Оценку своевременности и качества выполнения, а также эффективности предупреждающих мероприятий и работ, предложенных ответственным за ПК во время предшествующих проверок.
Анализ результатов производственного контроля
Руководство эксплуатирующей ОПО организации должно обеспечивать независимое проведение анализа результатов производственного контроля и объективную оценку соблюдения требований промышленной безопасности. Анализ и оценка могут проводиться как руководством владельца ОПО, так и компетентными независимыми экспертами. Эксперты могут привлекаться для подробного изучения (аудита) состояния промышленной безопасности ОПО и разработки мер по ее обеспечению.
Анализ включает в себя:
- итоговые результаты проверки соблюдения требований ПБ всеми структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации;
- оценку эффективности общего руководства промышленной безопасностью;
- предложения по обеспечению эффективности производственного контроля.
По итогам независимого анализа результатов ПК должны быть также учтены и подготовлены мероприятия по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности на ОПО. Указанные мероприятия должны быть соразмерны со степенью риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве. В структурных подразделениях эксплуатирующей организации рекомендуется назначить работников, ответственных за проведение анализа и устранение выявленных отступлений от требований промышленной безопасности.
Устраненные отступления от требований ПБ должны повторно подвергаться контролю в соответствии с планом проведения проверок в рамках осуществления ПК.
Проведение производственного контроля нужно проводить для того, чтобы обезопасить работников предприятия от опасного воздействия среды производства и других производственных факторов. В конечном итоге при проведение производственного контроля должен реализовываться право работников на безопасный труд.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны предоставить информацию о результатах проведения производственного контроля в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по первому запросу.
Штрафные санкции
Отсутствие протоколов лабораторных исследований и программы производственного контроля является административным правонарушением по ст.6.3 КоАП РФ, за которое взимается штраф в размере:
От 500 до 1000 рублей для должностных лиц.
От 500 до 1000 рублей или же приостановление деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
От 10000 до 20000 рублей на юридических лиц или приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.
Финансовые санкции предусматриваются за каждое выявленное несоответствие. Таким образом, по результатам комплексной проверки производитель может быть привлечен к материальной ответственности, размер которой превышает несколько сот тысяч рублей.
В случае непредставления сведений о результатах производственного контроля (или же предоставлении в неполном/искаженном виде) в органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля по запросу также налагается штраф, поскольку это является административным правонарушением, предусмотренным ст.19.7 КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей для должностного лица и от 3000 до 5000 рублей для юридического лица.
В случае неуплаты (или несвоевременной уплаты) штрафа налагается штраф в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ составляющий двукратный размер от суммы не уплаченного штрафа, либо предприятие (или же лицо) попадает под административный арест сроком до 15 суток .
Гарантией успешного осуществления промышленной деятельности является неукоснительное соблюдение санитарно-противоэпидемиологических правил, а также гигиенических норм. Привлечение специалистов АНО «Приморский центр охраны труда» позволит исключить риск наложения штрафов. Именно поэтому сотрудничество с нашим экспертным центром является выгодным и эффективным способом защиты интересов бизнеса. Обратитесь за услугой сегодня! Незначительные траты на проведение производственного контроля предоставят возможность избежать серьезных проблем в будущем!
Будем рады плодотворному сотрудничеству!
Помните: для этого контента требуется JavaScript.Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО. Как правило, инспекторы ФСЭТАН накладывают взыскания за нарушения основных положений Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г., действующих ФНП и других нормативных актов в сфере промышленной безопасности, руководствуясь ст. 9.1, 9.19, 14.1, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данной статье мы подробно разберем, на каком основании могут быть оштрафованы владельцы ОПО, и приведем примеры из практики работы Ростехнадзора.
Итак, организации, эксплуатирующие ОПО, по результатам проверок ФСЭТАН могут быть привлечены к административной ответственности на основании:
- ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:
- на граждан - от 2000 до 3000 рублей;
- на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
- на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В числе самых распространенных и часто встречающихся «нарушений требований промышленной безопасности» Ростехнадзор в своих предписаниях выделяет:
- Отсутствие Положения о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ), согласованного с территориальным управлением ФСЭТАН.
- Отсутствие Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПМЛА) либо отсутствие согласования ПМЛА с руководителем аварийно-спасательного формирования.
- Отсутствие в Сведениях, характеризующих ОПО, полного перечня технических устройств, фактически применяемых на объекте.
- Отсутствие заключений экспертизы промышленной безопасности для технических устройств, зданий и сооружений на ОПО с истекшим сроком службы (безопасной эксплуатации).
- Отсутствие у руководителей и/или специалистов аттестации по общим и специальным требованиям промышленной безопасности.
- Применение на ОПО оборудования в неисправном состоянии.
- Отсутствие надлежащим образом оформленной технической документации на оборудование, применяемое на ОПО (паспорта, руководства по эксплуатации) и др.
- не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и/или в связи с изменением наименования выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
- отсутствие на ОПО I, II и III классов опасности Планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий;
- нарушение иных требований, указанных в разделе 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492).
Штраф может быть выписан как за одно конкретное нарушение, так и за группу нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензий. К примеру, Центральное управление Ростехнадзора по результатам плановой выездной проверки привлекло ООО «Русские колбасы» (г. Щелково Московской обл.) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа на юридическое лицо - 200 тыс. руб. и на должностное лицо - 20 тыс. руб. за следующие нарушения:
- предприятием не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
- отсутствует журнал учета аварий и инцидентов, произошедших на ОПО;
- сроки проведения режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов просрочены.
- не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
- ответственный за осуществление производственного контроля исполняет обязанности без наличия аттестации на знание общих требований промышленной безопасности.
- не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- не осуществляется комплекс мероприятий, включающих мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления: не проводится техническое обслуживание внутреннего газопровода и ГРУ, своевременное восстановление слоя окраски наружного газопровода;
- отсутствует порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
- в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования не проводятся с периодичностью 1 раз в 3 года режимно-наладочные мероприятия.
- отсутствие договора на аварийно-спасательное обслуживание ОПО;
- отсутствие действующего Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, согласованного командиром отряда горноспасательной службы;
- отсутствие документов, подтверждающих прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- отсутствие документов, подтверждающих создание вспомогательной горноспасательной команды и проведение ежегодной проверки знаний инструкций по безопасным методам и приёмам выполнения работ рабочими организации с участием представителя Ростехнадзора и т.д.
- граждан - от 4000 до 5000 рублей;
- на должностных лиц - от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
- на юридических лиц - от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Так, Центральное управление ФСЭТАН по результатам плановой проверки привлекло акционерное общество «Научно-исследовательский инженерный институт» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 330 тыс. рублей. Был наложен минимальный штраф: 300 000 руб. на юридическое лицо и 30 000 руб. на должностное лицо. Основанием для наложения штрафа послужили следующие нарушения:
- лицензия предприятия на осуществление деятельности по эксплуатации ОПО не предусматривает виды работ по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды;
- положение о производственном контроле (ППК) не соответствует требованиям промбезопасности;
- на предприятии отсутствует книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов;
- комиссией по проверке правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах не проводятся соответствующие ежемесячные проверки;
- лица, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности;
- ограда территории склада взрывчатых материалов не соответствует требованиям правил безопасности и имеет высоту менее 2 метров, имеются провисания колючей проволоки;
- в зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения;
- отмостки складов подвергнуты разрушению, имеются локальные трещины, внутри складов имеются локальные повреждения стен и потолка, трещины и отслоения побелки, полы подвержены деформации.
- на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
- на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Грубыми нарушениями условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а"-"г", "е"-"п" и "с"-"у" пункта 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492), которые повлекли за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (п. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Приведем несколько примеров.
Так, Западно-Уральское управление Ростехнадзора по итогам внеплановой проверки через суд приостановило деятельность котельных ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» в Чусовском районе Пермского края на 60 суток. Инспекторы выявили, что на котельных не проводится техническое обслуживание и плановые ремонты оборудования и автоматики безопасности котлов, к работе допускается персонал, не прошедший очередной аттестации, эксплуатируется котельное оборудование, не введенное в эксплуатацию в установленном порядке, не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, отсутствуют полисы обязательного страхования. Указанные нарушения, по мнению специалистов ФСЭТАН, создают реальную угрозу жизни и безопасности людей. Поэтому предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.
В свою очередь Верхне-Донское управление Ростехнадзора вынесло несколько подобных решений. В мае 2015 сотрудники территориального управления ФСЭТАН приостановили на 10 суток деятельность по эксплуатации сосуда для транспортировки и хранения в составе автомобильной газозаправочной станции (ИП Гридина А.В., Курская область). В ходе проверки выяснилось, что на сосуде не работают контрольно-измерительные приборы, что угрожает причинением вреда жизни, здоровью граждан и обслуживающего персонала.
В июле 2015 года специалисты Верхне-Донского управления РТН, руководствуясь ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, приостановили деятельность ООО «Алтиус Инжинеринг и Констракшн» по эксплуатации башенных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности, представляющие угрозу жизни и здоровью людей. А именно: применение башенных грузоподъёмных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П на строительной площадке осуществлялись в охранной зоне воздушной линии электропередачи ЛЭП 110кВ без согласования с владельцем линии, эксплуатация кранов велась с отступлениями от требований проекта производства работ кранами.
Административные правонарушения по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ фиксируются и наказываются и в московском регионе. Так, МТУ Ростехнадзора в апреле 2015 года была приостановлена на 60 суток деятельность ООО «ПромСтройГарант» по эксплуатации козлового крана. Инспекторы ФСЭТАН в ходе проверки выявили, что работа с техническим устройством ведется при неисправных ограничителях, износе элементов механизмов и рельсов кранового пути. Это, по мнению специалистов РТН, может угрожать жизни, здоровью граждан и персонала, работающего на ОПО.
- ч. 4 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния), что влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
- ст. 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) -несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Эксплуатация опасных объектов (перечень дан в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ), за исключением ввода в эксплуатацию, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
- на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.
Так, Печорское управление ФСЭТАН в ходе административного расследования в отношении ООО «Монтажсервиском» выявило, что предприятие эксплуатирует Сеть газопотребления (Республика Коми, г. Ухта, п. Шудаяг) без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. Инспекторы Ростехнадзора привлекли ООО «Монтажсервиском» к административной ответственности по статье 9.19 КоАП РФ в виде административного штрафа на сумму 300 000 рублей.
- ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) -Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Основными нарушениями по данному виду штрафных санкций принято считать:
- Непредставление или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (так называемый отчет о производственном контроле). Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ отчет о ПК подается в территориальные органы Ростехнадзора до 1 апреля соответствующего календарного года.
- Непредставление или несвоевременное представление информации об инцидентах, произошедших на ОПО . Согласно п. 35 Раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» отчет об инцидентах представляется в территориальные органы Ростехнадзора не реже 1 раза в квартал.
- на граждан - от 100 до 300 рублей;
- на должностных лиц - от 300 до 500 рублей;
- на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей.
В данном случае речь идет о предписании Ростехнадзора, которое обязывает владельцев ОПО устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Нас интересует прежде всего часть 11 статьи 19.5 -Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, что влечет наложение штрафа:
- на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
- на юридических лиц - от 400 000 до 700 000 рублей.
В практике Ростехнадзора достаточно примеров применения административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Так, в марте-апреле 2015 года Межрегиональное технологическое управление ФСЭТАН привлекло к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ОАО «Фабрика-химчистка № 2» за невыполнение 18 пунктов ранее выданного предписания и назначило наказание в виде штрафа на сумму 400 тысяч рублей.
В конце июля 2015 года то же МТУ Ростехнадзора оштрафовало по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ООО «ППК медная фольга» на сумму 400 тысяч рублей. Эксплуатирующая ОПО организация не выполнила всего лишь 2 пункта ранее выданного предписания.
- ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - Уклонение от исполнения административного наказания.
И такое может случиться с владельцем ОПО. Отсутствуют финансовые средства, урезали бюджет, бухгалтерия опоздала с переводом денег… Как результат - неуплата штрафа в срок, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного взыскания, но не менее одной тысячи рублей.
«УТВЕРЖДАЮ»:
___________________________
__________________________
__________________________
__________________________
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
лица, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах должностными лицами
Общие положения
Настоящая инструкция устанавливает требования, направленные на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий и обеспечение готовности организации к локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.
Лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, осуществляет свою работу на основании настоящей инструкции.
Ответственный за осуществление производственного контроля назначается и освобождается приказом руководителя предприятия.
Квалификационные требования и необходимый уровень знаний
Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются на одного из заместителей руководителя предприятия.
Лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, проходит аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, отнесенных к компетенции аттестуемых) в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции. Порядок проведения аттестации соответствует "Положению о порядке подготовки и аттестации организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России". Аттестация лица, ответственного за осуществление производственного контроля проводится не реже, чем один раз в три года. Внеочередная проверка знаний проводится: при вводе в действие новых или переработанных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности; при внедрении новых видов технических устройств и новых технологий на опасных производственных объектах; при выявлении неоднократных нарушений требований промышленной безопасности; после происшедших аварий, несчастных случаев и инцидентов.
Обязанности
Ответственный за осуществление производственного контроля обязан: Обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности.
Разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.
Проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах.
3.4. Ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест.
3.5. Организовывать разработку планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
3.6. Организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.
3.7. Участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев.
3.8. Проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету.
3.9. Организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности.
3.10. Участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования.
3.11. Доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами.
3.12. Вносить руководителю организации предложения:
О проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
Об устранении нарушений требований промышленной безопасности;
О приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном
объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и
здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб
окружающей природной среде;
Об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;
О привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;
3.13. Проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.
3.14. Представлять в Калининградский отдел управления Северо-Западного округа Госгортехнадзора России информацию об организации производственного контроля. Информация по планам на текущий год и по итогам предыдущего календарного года представляется в сроки, устанавливаемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти (1 раз в квартал, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным и по итогам отчетного года не позднее 1 декабря). Данные, содержащиеся в информации определяются «Положением по организации и проведению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах должностными лицами».
Ответственный за осуществление производственного контроля обеспечивает контроль за:
3.15. Выполнением условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности.
3.16. Строительством или реконструкцией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности.
3.17. Устранением причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев.
3.18. Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений.
3.19. Наличием сертификатов соответствия требованиям промышленной безопасности на применяемые технические устройства.
3.20. Выполнением предписаний Федерального горного и промышленного надзора России и его территориальных органов, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности.
Права
Ответственный за осуществление производственного контроля имеет право:
4.1. Осуществлять свободный доступ на опасные производственные объекты в любое время суток.
4.2. Знакомится с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности.
4.3. Участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте.
4.4. Участвовать в разработке и пересмотре деклараций промышленной безопасности.
4.5. Вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности.
Ответственность
Ответственный за осуществление производственного контроля несет ответственность:
5.1. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за нарушение указанного Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главный инженер ____________________