Ответственность за нелегальных рабочих. Штрафы работодателю за работу иностранных граждан и как их избежать
Здравствуйте!
В соответствии с п. 1, п.2. п.4.5 ст. 13 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии состатьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образо
То есть, работодатель имеет право привлекать на рабту иностранных граждан без получения специального разрешения, если работники прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы или являются высококвалифицированными специалистами.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность без разрешения (патента) в вышеуказанных случаях. Поэтому, если работники имеют РВП или ВНЖ на территории РФ или иные основания, то они имеют право работать без патента.
В силу ст. 18 .10 КоАП РФ Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
То есть, иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности за нарушение вышеуказанных требований законодательства.
Порядок проведения проверок работодателей н апредмет моблдения вышеуказаннго законодательства установлен Приказом МВД РФ N 338, ФМС РФ N 97 от 30.04.2009 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда" {
СОгласно п. 15 18, п.22-26 , п. 37 Регламента Выездная проверка проводится в срок до 7 дней. Срок проверки, в том числе проводимой с участием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, может быть продлен назначившим ее должностным лицом системы ФМС России на 7 дней. Участие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в выездной проверке при продлении сроков ее проведения согласовывается с руководителем соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном пунктами 50 - 53 Административного регламента.
Максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) - 14 дней.
Документарная проверка проводится в срок до одного месяца. Срок документарной проверки может быть продлен назначившим проверку должностным лицом системы ФМС России на один месяц.
Проверка считается начатой с даты издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении.
Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в распоряжении о ее проведении.
Назначившее проверку должностное лицо системы ФМС России может продлить период проверки в случае:
необходимости изучения значительного объема проверяемой информации;
непредоставления проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заказчиком работ (услуг) и/или иными организациями документов в установленный срок;
необходимости запроса и изучения дополнительных документов и материалов.
Виды проверок: 22.1. Выездная проверка за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами, находящимися по адресу проведения выездной проверки в период ее проведения, в отношении проверяемого объекта проводится группой сотрудников подразделений системы ФМС России по месту нахождения объекта проверки и (или) ведения им деятельности. 22.1.1. Основанием для проведения плановой или внеплановой выездной проверки является: наличие сведений о проверяемом объекте в плане проведения проверок, формируемом на соответствующий период, предусмотренный установленным порядком планирования деятельности подразделений системы ФМС России;осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом определений об устранении причин и условий нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации; осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом положений миграционного законодательства Российской Федерации в случае поступления информации о наличии в его деятельности нарушений положений миграционного законодательства Российской Федерации;получение подразделением системы ФМС России информации, свидетельствующей о наличии признаков административных правонарушений в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) признаков нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере миграции;получение подразделением системы ФМС России и (или) органом внутренних дел Российской Федерации информации, свидетельствующей о возможных фактах нарушения иностранными гражданами законодательства Российской Федерации в сфере миграции;непосредственное выявление факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением положений миграционного законодательства Российской Федерации. 22.1.2. Выездная проверка по контролю за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), а также в местах фактического осуществления трудовой деятельности проводится сотрудниками подразделения системы ФМС России по месту фактического либо установленного по имеющимся сведениям о миграционном учете места проживания (пребывания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации, а также места фактического осуществления им трудовой деятельности. В случае выявления нарушения положений миграционного законодательства Российской Федерации, допущенных иностранными гражданами в местах проживания (пребывания), установленных по адресу, указанному в распоряжении, при выявлении факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации назначается проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо заказчика работ (услуг), привлекающих иностранных работников в Российскую Федерацию и использующих их труд.22.2. При проведении совместной выездной проверки (плановой или внеплановой) группой сотрудников подразделения системы ФМС России, в состав которой по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также иными органами государственной власти и местного самоуправления в установленном законодательством Российской Федерации порядке включены сотрудники указанных органов, проверяется соблюдение положений миграционного законодательства Российской Федерации проверяемым объектом.Совместная выездная проверка проводится в соответствии с пунктами 44 - 54 Административного регламента.
Документарная проверка проводится в случае получения подразделением системы ФМС России сведений о возможных нарушениях положений миграционного законодательства Российской Федерации, а также наличия в имеющихся сведениях признаков, указывающих на административное правонарушение.
Проверка осуществляется на основании распоряжения о проведении проверки.Распоряжение о проведении совместной выездной плановой или внеплановой проверки издается в случае, если имеются основания полагать, что в процессе проведения проверки могут быть выявлены нарушения требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию ФМС России.
В случае выявления при проведении проверки нарушений законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых не относится к компетенции ФМС России, материалы, полученные при проведении проверки, направляются по принадлежности в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких нарушений, а в случае выявления уголовных составов преступления - незамедлительно.
Организация выездных проверок возлагается на начальника или заместителя начальника подразделения системы ФМС России, сотрудники которого на основании распоряжения проводят проверку. Последовательность действий при проведении выездной проверки:выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;объявление распоряжения о проведении проверки;предъявление служебного удостоверения;вручение копии распоряжения о проведении проверки законному представителю проверяемого объекта;ознакомление представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки;осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности их пребывания и осуществляемой ими деятельности. Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки. При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется в установленном порядке протокол осмотра. В случае составления протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись:изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе осмотра и истребованных на проверяемом объекте;передача запросов о предоставлении дополнительной информации либо информации, для подготовки которой объективно необходимо время, в порядке, установленном Административным регламентом;изучение предоставленных по запросам документов;сопоставление оригиналов истребуемых документов с их копиями и подписание актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки;запрос (устный) у представителя проверяемого объекта и получение устных пояснений по мере необходимости;по мере необходимости запросы у должностных лиц проверяемого объекта, иных организаций и органов государственной власти дополнительных документов и информации;фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации;завершение проверки.Направление (вручение) копии распоряжения о проведении проверки представителю объекта проверки производится в день выезда на проверяемый объект.
Полномочия сотрудников, проводящих проверку, подтверждаются служебными удостоверениями и распоряжением о проведении проверки.В начале проведения проверки сотрудник, проводящий проверку, объявляет распоряжение о проведении проверки и вручает представителю объекта проверки копию распоряжения о проведении проверки. На оригинале распоряжения о проведении проверки, остающемся у сотрудника, проводящего проверку, представитель проверяемого объекта проставляет отметку о получении копии с подписью и с указанием своей должности (иного подтверждения своего статуса представителя), фамилии, имени и отчества, а также даты получения копии. Подписанный представителем проверяемого объекта оригинал распоряжения приобщается к материалам проверки.В случае отказа представителя проверяемого объекта от получения копии распоряжения о проведении проверки, в оригинале распоряжения о проведении проверки делается соответствующая запись.
В случае выявления в действиях иностранных граждан, находящихся на территории проверяемого объекта, административного правонарушения, сотрудниками, проводящими проверку, незамедлительно принимаются предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
В ходе проведения проверки сотрудники, проводящие проверку, вправе истребовать документы, обязательные к наличию в соответствии с перечнями, установленными в нормативных правовых актах, предусмотренных пунктом 8 Административного регламента.
Сотрудник, проводящий проверку, знакомит представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями. После вручения копии распоряжения о проведении проверки и ознакомления представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями сотрудники, проводящие проверку, приступают к изучению, обобщению и анализу информации, полученной в ходе осмотра территории по адресу проведения проверки, и сравнению ее с информацией, полученной путем изучения и анализа документов, сведений и информации, предоставленных представителем проверяемого объекта. В дальнейшем выездная проверка проводится путем последовательного истребования и изучения документов, сведений и информации на проверяемом объекте, в иных организациях, органах государственной власти и сведений, имеющихся в подразделениях системы ФМС России.Представляемые копии документов должны быть заверены подписью представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, заказчика работ (услуг) или уполномоченного ими лица, представляющего сведения, и скреплены печатью. Оригиналы документов предоставляются только сотрудникам группы по проведению проверки. Изъятие сотрудниками, проводящими проверку, оригиналов документов или копий документов, в предоставлении которых было отказано, допустимо только в случае выявления административного правонарушения в качестве обеспечительной меры в предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.В случае если по требованию сотрудника, проводящего проверку, документы (их копии) не могут быть предоставлены в установленный им срок либо отсутствуют, уполномоченное лицо проверяемого объекта должно до истечения такого срока предоставить сотруднику, проводящему проверку, письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования.Требование о предоставлении документов оформляется письменным запросом. Запрос оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр вручается (направляется) представителю проверяемого объекта с подтверждением его вручения (направления), второй приобщается к материалам проверки. В случае если по решению сотрудника, проводящего проверку, заверенные копии документов подлежат приобщению к материалам проверки, сотрудником и представителем проверяемого объекта подписывается акт приема-передачи документов.Акт приема-передачи документов подготавливается в двух экземплярах. В акте приема-передачи документов указывается перечень документов, передаваемых представителем проверяемого объекта в подразделение системы ФМС России и (или) орган внутренних дел Российской Федерации, и дата приема-передачи документов.
Права и обязанности сотрудников, осуществляющих проверку, определяются законодательством Российской Федерации.
При проведении проверки сотрудники, осуществляющие проверку, имеют право требовать у лиц, находящихся по месту расположения проверяемого объекта, документы, удостоверяющие их личность, и документы, подтверждающие законность их пребывания на территории Российской Федерации, а также, при необходимости, документы, подтверждающие право на осуществление ими трудовой деятельности. При проведении проверки сотрудники, осуществляющие проверку, имеют право требовать от представителя проверяемого объекта :документы о его государственной регистрации и иные сведения, установленные законодательством Российской Федерации;сведения об иных юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте, и всю необходимую информацию, позволяющую определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они проживают (находятся) по данному адресу;документы и сведения, установленные законодательством Российской Федерации, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства Российской Федерации в отношении иностранных граждан и иностранных работников;иные документы и сведения, необходимые для целей проверки.
То есть, при проведении проверки сотрудники ФМС имеют вышеуказанные права, том числе осмотр мест фактического осуществления трудовой деятельности и истребование документов у работодателя и работников.
ОДнако изъятие паспортов иностранных граждан является неправомерным.
Поэтому иностранные работники имеют право обжаловать действия УФМС в административном порядке. В свою очередь ИП имеет право обжаловать нарушения процедуры проведения проверки в в административном и судебном порядке.
С могу оказать услугу по составлению жалобы, а также проконсультировать по обжалованию иных неправомерных действий сотрудников ФМС.
С уважением Ф. Тамара
Штрафы работодателю за работу иностранных граждан и как их избежать
Мы продолжаем цикл статей об Аутстаффинге , как одном из действенных способов избежать рисков работодателя, связанных с использованием труда мигрантов. С «Правилами оформления иностранных граждан на работу в России » вы можете подробнее ознакомиться в нашей предыдущей статье. Сегодня мы остановимся на штрафах работодателю за работу иностранных граждан в свете последних изменений 2016 года.
Несоблюдение правил миграционного учета, предусмотренных законом, может повлечь за собой наложение административных штрафов и иных мер воздействия на правонарушителя, которым одновременно может выступать и работодатель, и сам иностранный рабочий.
В этой статье мы не будем рассматривать огромное количество правил и ответственность за их нарушения самим иностранцем, таких как незаконное пересечение границы или нарушение правил пребывания на территории РФ, попробуем разобраться именно в вопросе оформления трудовой деятельности со стороны работодателя и в том, как же не получить штраф за иностранного работника.
Основные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного рабочего:
Какой штраф за привлечение иностранной рабочей силы в 2018 году?
За все эти нарушения грозит следующая ответственность:
- На должностное лицо – штраф 35 000 - 70 000 рублей;
- На юридические лица – штраф 400 000 - 1 000 000 рублей, либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
В связи с жестким миграционным законодательством следует быть очень бдительным при приеме иностранцев на работу и на протяжении всего срока работы трудового
мигранта.
Например, если в штате компании работает иностранец, который был принят на работу в соответствии с законодательством, однако через несколько месяцев после работы на предприятии у него заканчивается первичная регистрация (90 суток), ГУВМ МВД (ФМС) рассмотрит такое нарушение как привлечение к работе нелегального иностранца, что повлечет за собой огромные штрафы от ГУВМ МВД (ФМС) за нелегалов.
Важно отслеживать, чтобы иностранные сотрудники, работающие по патенту, в срок оплачивали ежемесячные авансовые взносы по патентам. При просрочке оплаты патент может быть аннулирован, о чем ГУВМ МВД (ФМС) может и не уведомить ни мигранта, ни его работодателя, и ситуация выйдет тем же боком, что и в случае, описанном выше.
Нельзя забывать и про то, что патент выдается на конкретную специальность, и работодатель не имеет права допускать такого сотрудника к другим видам работ, иначе инспекторы тут же выпишут штраф работодателю за иностранца.
Стоит внимательно проверять все документы и отслеживать их сроки действия, ведь в случае просрочки вина косвенно возлагается на работодателя и ему может прийти огромный штраф за нелегала, в худшем случае могут даже остановить производство, а это обернется куда более значительными потерями.
Полный перечень нарушений и штрафов работодателя
Работодатель мигранта может получить штраф за:
- Отсутствие документов.
- Нарушение трудового законодательства.
- Уклонение от оформления трудового договора.
- Нарушение государственных нормативных требований охраны труда.
- Непроведение или неправльное проведение оценки условий труда на рабочих местах.
- Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей.
- Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
За каждое из этих нарушений налагается штраф.
Полный перечень с подробным описанием каждого пункта и размерами штрафа вы найдете в нашей памятке для работодателя по нарушениям и штрафам.
Получить памятку
Проверьте, не светит ли вам штраф за иностранных сотрудников в ближайшее время - проведите !
Подробнее о других штрафах за иностранного работника в 2018 году и способах их избежать читайте в наших статьях или обращайтесь за бесплатной консультацией по телефону.
24.05.2016Вопросы и ответы
Получит ли штрафы работодатель, если иностранный работник официально не оформлен?
В случае если на предприятии у юридического лица в ходе проверки ГУВМ МВД (ФМС) будут выявлены нелегальные рабочие, прибывшие из других стран, такой организации грозит привлечение к административному производству, наложение штрафов за работников без оформления - до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.
Штраф для ответственного лица за привлечение к труду нелегала - до 70 000 рублей. Для самого нелегала – выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.
Какие штрафы за нелегалов для юр. лиц?
Штраф за нелегалов для юридических лиц в 2016 году - от 400 000 до 1 000 000 рублей. Помимо штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем могут быть приняты меры по приостановлению деятельности организации, использующей труд нелегальных мигрантов.
Сегодня за все основные нарушения в области миграционного законодательства установлены одни и те же меры наказания. За несвоевременное оформление и привлечение к труду иностранцев из дальнего зарубежья без специального разрешения так же установлен штраф до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности организации сроком до 90 суток. Важно помнить, что с июня 2015 года тот же штраф налагается за трудоустройство мигрантов по специальности, отличающейся от той, которая прописана в патенте.
Как узнать, есть ли штраф за мигранта?
По завершении проверки ГУВМ МВД (ФМС) на предприятии составляется акт по результатам ее проведения - «Акт проверки», который состоит из двух частей: первая - вводная, вторая – основная.
В вводной части указывают время и дату проведения проверки, основные реквизиты, адрес проверяемого объекта.
В основной же части непосредственно описано то, что было выявлено во время этой проверки. Если были нарушения, то описываются факты и доказательства.
Данный акт издается в двух экземплярах, и один экземпляр передается организации, а другой остается в материалах дела ГУВМ МВД (ФМС). ГУВМ МВД (ФМС) обязаны передать материалы дела на руки представителю организации под роспись.
Соответственно, после прочтения дела организация будет осведомлена обо всех выявленных нарушениях и штрафах за нелегальных мигрантов, возложенных ГУВМ МВД (ФМС).
С этим же актом нужно идти в суд, если предприятие примет решение обжаловать штраф на организацию за иностранца.
Можно ли оспорить штраф за работу без разрешения и патента на работу?
Существует масса случаев, когда организации, получив большой штраф за мигрантов от ГУВМ МВД (ФМС), идут оспаривать его в суд или другие вышестоящие органы.
Однако если было нарушение, например, когда ГУВМ МВД (ФМС) "поймала за руку" на предприятии нелегального иностранца, оспаривать штраф нет смысла. В крайнем случае, такой работодатель может рассчитывать только на смягчения самого штрафа за привлечение иностранцев.
Часто организации пытаются применять различные схемы уклонения, которые в девяноста девяти случаях из ста не венчаются успехом. Но есть и позитивные ноты в страшном миграционном деле.
До недавнего времени штраф ИП за иностранного работника накладывали инспекторы ФМС, в результате чего сложилась определенная практика. Президент РФ В.В.Путин своим указом от 5 апреля 2016 г. упразднил Федеральную миграционную службу, передав ее полномочия ГУ по вопросам миграции МВД РФ. Изменение структуры госуправления не отменяет предыдущие законы. Индивидуальные предприниматели по-прежнему несут ту же ответственность за наем иностранцев без надлежащего оформления.
Трудоустройство по закону
У частного предпринимателя, вне зависимости от размеров его предприятия, есть право стать работодателем. Для этого он проходит процедуру оформления в Пенсионном фонде и может нанимать любых специалистов, заключив с ними трудовой договор. Закон требует регистрации трудового договора в ПФ РФ и в Фонде соцстраха, а также оформление медстраховки на принятого работника и уплаты положенных по закону взносов и сборов. Часть из них подлежит исключению из налогооблагаемой базы. Законодатель стимулирует создание рабочих мест.
Сложности возникают при найме иностранных граждан. Прежде чем заключать трудовой договор с иностранцем, предпринимателю следует ознакомиться с текущим законодательством, взвесить все за и против. Дешевый труд мигрантов не всегда оказывается экономически выгодным.
Российское трудовое законодательство рассматривает три категории иностранных граждан:
- Постоянно проживающие в РФ. Это иностранцы с видом на жительство или получившие документы на временное проживание. Самый удобный вариант для работодателя. Такие иностранцы в своем праве на труд приравнены к российским гражданам. Штраф ИП за иностранного работника данной категории не грозит, если выполнены обычные формальности при подписании трудового договора.
- Прибывшие из тех стран СНГ, с которыми у России установлен режим безвизового пересечения границы РФ. Это наиболее многочисленная категория. Для трудоустройства им требуется приобретение патента на работу. С владельцами патентов можно заключать трудовой договор и не опасаться штрафа.
- Иностранные граждане, которым для въезда в Россию требуется виза. Даже если они находятся на территории РФ легально, у них нет права на занятие рабочего места. Чтобы такое право появилось, заинтересованный работодатель должен:
- сделать запрос на получение квоты;
- оплатить сбор за привлечение иностранного специалиста;
- оформить пакет документов, разрешающих трудоустройство.
У будущего работника тоже есть обязанности:
- получить рабочую визу;
- пройти медицинскую комиссию;
- сдать отпечатки пальцев на дактилоскопию.
Попытки обойти законодательство чреваты административной и уголовной ответственностью как для ИП, так и для наемного работника-иностранца. Последнему также грозит депортация с запретом на въезд в Россию.
Вернуться к оглавлению
Суровые административные санкции
Если инспекторы миграционного контроля выявляют факт незаконного привлечения трудовых мигрантов из-за рубежа, предприятие, вне зависимости от размера и формы собственности, подвергается денежным санкциям в соответствии со ст.18.15 КоАП РФ.
Штраф за иностранного работника для ИП установлен в размере от 250 000 р. за каждого иностранца, принятого на работу без оформления.
Повторные нарушения или привлечение работников-иностранцев в Московском и Санкт-Петербургском регионах квалифицируются как отягчающие обстоятельства и влекут штрафы от 400 тыс. р. до 1 млн р.
Предприятие, не оформленное как ИП, но занимающееся коммерческой деятельностью с получением прибыли или материальной выгоды, при выявлении фактов нарушения миграционного законодательства признается ИП с последующим наложением штрафа в таком же размере 250 000 р.
Наложенные штрафы можно опротестовать в судебном порядке. Но в гражданских слушаниях нет презумпции невиновности, и бремя доказательства полностью ляжет на проштрафившегося работодателя. В то же время активное сотрудничество работодателя с госорганами миграционного контроля и устранение нарушений могут снизить размер штрафа.
Административные взыскания должностных лиц ощутимо ниже, чем предприятий, от 35 000 до 70 000 р. В связи с чем у работодателей-нарушителей возникает соблазн «уговорить» инспекторов перевести штраф с предприятия на сотрудника, принявшего на работу нелегала. Это очень опасное решение, если будет выявлен факт подкупа инспекторов, ответственность перестает быть административной и становится уголовной. Риск несоизмеримый.
Мы продолжаем цикл статей об аутстаффинге персонала и сегодня поговорим о штрафах, которые работодатель может получить за нелегальных сотрудников.
Штрафы работодателю за работу сотрудника без патента (разрешения на работу).
Рассмотрим пример из реальной практики:
Компания «Х» решил использовать иностранную рабочую силу для уборки территории торгового центра в зимнее время. Но к сожалению не до конца разобралась с тем - каким сотрудникам необходимы патенты для работы, взяв на работу гражданина Киргизии без патента, они так же взяли на работу гражданина Узбекистана, не проверив наличие разрешения на работу. (Гражданам Киргизии патенты для работы не нужны, в отличии от граждан Узбекистана, Таджикистана, Украины и пр.)
После этого к ним пришла проверка и обнаружив такое нарушение выписала штраф для юридического лица на 800.000 рублей.
- Важно! Штраф выписывается за каждого работника по которому обнаружено нарушение миграционного законодательства.
Хорошо в этой ситуации то, что гражданин без патента оказался один, а не оба.
Штраф за привлечение мигрантов без получения разрешения на прием иностранных граждан
В случае если вы приняли на работу иностранного гражданина, не получив заведомо специального разрешения, вам могут быть выписаны штрафы за нарушение законодательства в размере:
От 5 000 до 10 000 рублей на физические лица
От 25 000 до 50 000 рублей на должностные лица
От 250 000 до 800 0000 рублей на юридические лица, а так же, возможна, преостановка деятельности на срок от 14 до 90 суток
Работа с документами с истекшим сроком
- Важно! На вас, как на работодателя, ложится ответственность за то, чтобы все документы сотрудников были в порядке не только во время приема его на работу, но и в течении работы.
Таких случаев из практики огромное множество - компании ответственно относятся к оформлению иностранных работников, но в определенный момент забывают отследить срок оплаты патента. Работник не оплатив патент, а вы не отследивших этого момента навлекаете на себя все штрафы в размере указанном выше.
Еще один часто распространенный случай из практики - это когда у иностранного рабочего заканчивается срок регистрации, например первых 3 месяцев. В случае выявления данного нарушения вам так же грозит штраф.
Штраф за работу не по специальности
Важно проверять у каждого сотрудника, которого вы принимаете к себе на работу какая именно специальность указана в его патенте. Так как работать данный человек имеет право только по той профессии, которая указана в патенте при его получении.
В случае если проверяющие органы обнаружат на территории вашего предприятия сотрудника, который работает не по специальности вам, естественно, грозит штраф. Суммы штрафов в данном случае ни чем не меньше:
От пяти до десяти тысяч рублей для физ. Лиц
От двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц
От двухстапятидесяти до восьмиста тысяч рублей для юридических лиц.
Штраф за не уведомление ГУВМ МВД
Важно! Вы должны уведомить ГУВМ МВД (ФМС) о том, что вы принимаете иностранного работника в штат в течении 3 дней
В противном случае вы получаете все те же штрафы в размере до 800 000 рублей, как юридическое лицо.
Штрафы работодателям за иностранного сотрудника: вопросы и ответы
1. Как узнать, есть ли уже штраф за иммигранта?
После проверки ГУВМ МВД (ФМС) вам выдается акт по факту ее проведения, состоящая из двух частей - вводной и основной. В вводной части указываются дата проверки, место и объект. В основной части указываются все обнаруженные нарушения по результатам проверки. Так же, если нарушения были выявлены, прилагаются доказательства и факты. Акт делается в двух экземплярах - один остается в материалах дела, второй передается предприятию. Вы в любом случае должны получить этот акт, так как представитель организации подписывает оба экземпляра. Именно с этим актом вы можете идти в суд, в случае, если решили обжаловать решение ГУВМ МВД по выписыванию штрафа за иностранных рабочих.
2. Что делать если уже выписали штраф?
В большинстве случаев штраф в размере до 800 000 рублей является большим денежным расходом для организации, по-этому часто собственники пытаются оспорить этот штраф в судах. К сожалению, если было установлено нарушение оспорить его не получится. Максимум на что можно расчитывать - это смягчение размера штрафа. Однако, есть вариант оспорить данный штраф, доказав, что вашей вины нету в том, что у сотрудника закончились разрешительные документы для работы. То есть когда сотрудника принимали на работу, например, два месяца назад - все документы у него были в полном порядке, но он их не продлил до момента проверки федеральной миграционной службы. Такие случае единичны и, конечно, нахождение нелегала на территории вашего предприятия без оформления и разрешительных документов - риск большых штрафов.
3. Что будет с самим нелегально работающим иностранным гражданином?
Легально работающие иностранные граждане подлежать процедуре депоратации из Российской Федерации:
- Первым делом после выявления нарушения по базам ГУВМ МВД гражданина везут в отделение полиции, где он находится до суда (суды по миграционным делам происходят ежедневно, по-этому, как правило, ждать им не приходится больше суток)
- Далее мигранта перевозят в суд, где и решают вопрос о его депоратции.
- Если решение положительное, его отправляют в спецприемник для мигрантов в Московской области (150 километров от Москвы). На месте старой военной части в деревни Костылево им и предстоит дожидаться депортации.
- Если у нелегала есть деньги на билет домой - его с сопровождениям конвоя сажают на рейс. Если нет - он остается в спецприемнике и зарабатывает себе на обратный билет
- Если у гражданина нету документов, удостоверяющих его личность, его помещают в спецприемник в Сахорово, где он дожидается ответа от посольства страны с его документами для удостоверения его личности.
4. Как можно избежать штрафов в дальнейшем?
В первую очередь, конечно, необходимо изучить миграционное законодательство и следовать всем правилам, для того, что бы не навлечь на себя штрафов.
Или вы можете обратиться за аутстаффингом персонала к нам и мы поможем вам с решение всех вопросов по оформлению иностранных граждан на работу.
Согласно Статье 18.10 «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации» Федерального Закона от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 23.04.2018 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 14.05.2018) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, безвизовый мигрант несёт административную ответственность в следующих ситуациях :
- осуществление трудовой деятельности без патента;
- работу не по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности) – в том случае, если таковая указана в патенте;
- вступление в трудовые отношения вне пределов субъекта РФ, где выдан патент;
- нарушение сроков предоставления сведений для внесения изменений в патент.
Справка . Отсутствием патента как официального разрешения на осуществление трудовой деятельности считаются также случаи, при которых имеющийся патент оказался подложным или аннулированным по истечению срока действия.
Отдельно рассматривается нарушение сроков обращения за оформлением . Закон гласит, что иностранец обязан обратиться за оформлением указанного документа в течение 30 календарных дней после въезда на территорию РФ.
Какой штраф и другие наказания для иностранных граждан предусмотрены за отсутствие документа?
Какие санкции применяет государство по отношению к нелегальным безвизовым трудовым мигрантам?
Кроме того, может последовать административное выдворение за пределы Российской Федерации. В том случае, если мигрант допустил подобное нарушение впервые, представители государственной власти могут не применять механизм депортации. Также не выдворяют тех мигрантов, которые вовремя не предоставили сведения для внесения изменений в патент.
Внимание! Если иностранный гражданин нелегально трудился на территории Москвы или Санкт-Петербурга, а также в пределах Московской или Ленинградской области, сумма штрафа составит от 5000 до 7000 рублей. За нарушение трудового законодательства в этих регионах иностранца обязательно выдворят из страны.
Повторное нарушение чревато штрафом в сумме от 5000 до 7000 рублей , и гарантированной депортацией нелегального трудового мигранта. Причём в такой ситуации государство не прибегает к депортации в форме самостоятельного контролируемого выезда, а применяет механизм принудительного административного выдворения после помещения в СУВСИГ.
Какую ответственность несет работодатель?
- нарушение совершено в результате тяжёлой личной или семейной ситуации;
- к нарушению привела угроза или принуждение;
- ситуация сложилась вследствие материальной, служебной или иной зависимости нарушителя;
- тяжёлое материальное положение;
- иные убедительные обстоятельства.
Кто и как выясняет, что на организацию работает нелегальный мигрант?
В соответствии с миграционным законодательством РФ, вопросами, касающимися нелегальных мигрантов, занимается территориальное отделение по вопросам миграции ГУВМ МВД. У рядовых граждан, которые подозревают, что где-то живут или трудятся незаконно привлечённые к работе иностранные граждане, есть возможность сообщить об этом сотрудникам территориального отдела МВД.
Сотрудники миграционных отделов ГУВМ МВД РФ регулярно проводят проверки предприятий и организаций, в том числе по факту обращения или жалобы от гражданина России. В ходе проверки официальное лицо может обратиться к любому из предполагаемых сотрудников организации и выяснить, в каком качестве человек находится на территории предприятия. Если выяснится, что сотрудник не имеет патента, начнётся проверка, и последует разбирательство.
Таким образом, нелегальное трудоустройство не несёт радужных перспектив кому-либо из участников незаконной договорённости . Любые возможные выгоды перекрываются суровым наказанием. Безвизовые мигранты и работодатели напрямую заинтересованы в наличии действующего .