Подразделения по охране дипломатических представительств. Как охраняются посольства в разных странах мира
Американский Госдеп объявил многомиллионный тендер на охрану посольства и консульств в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.
В Госдепартаменте после вынужденного сокращения штата дипломатов и технического персонала в России всерьёз обеспокоились безопасностью оставшихся сотрудников. Как выяснилось, под сокращение попали в том числе сотрудники службы безопасности, которые охраняли американские диппредставительства в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Екатеринбурге. Чтобы защитить свои дипломатические подразделения, Госдеп США теперь заключил контракт на $2,8 млн с российской компанией "Элит Секьюрити".
Ещё в конце июля российские власти потребовали от США до 1 сентября сократить число сотрудников своих диппредставительств в России до 455 человек - именно столько россиян работает в российских диппредставительствах в США. Кроме того, с 1 августа Россия приостановила использование Посольством США в России складских помещений на Дорожной улице в Москве и дачи в Серебряном бору.
В общей сложности, как позже объявил президент РФ Владимир Путин, под сокращение попали 755 сотрудников американской дипмиссии в России. Российский лидер тогда назвал эту цифру "чувствительной" для Вашингтона.
На такие шаги власти РФ решили пойти после того, как Белый дом выслал из США 35 российских дипломатов и закрыл доступ к двум объектам, которые использовали работники дипмиссии РФ: в Нью-Йорке и Мэриленде.
Как выяснил Лайф, решение российских властей действительно оказалось "чувствительным" для Вашингтона. В конце октября на сайте госзакупок США появился тендер Госдепартамента на $2,8 млн (162 млн рублей. - Прим. ред. ) на оказание охранных услуг для посольства и консульств США в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.
В конкурсной документации прямо говорится, что поводом стало решение российских властей о сокращении персонала американской дипмиссии в России.
Правительство России высылает большое количество дипломатического персонала из США, которые работали в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Екатеринбурге. Последний срок для этого сокращения - 1 сентября 2017 года. Охранники, которые работали в дипмиссиях по договорам прямого найма, также включены в списки на выдворение, поэтому единственный способ обеспечить работу охраны дипведомств - заключить коммерческий контракт, - говорится в конкурсной документации.
Ранее Посольство США в Москве самостоятельно нанимало охранников на зарплату в 40 тыс. рублей в месяц.
В документации Госдепа подчёркивается, что безопасность дипмиссии США в России имеет для Вашингтона первостепенное значение.
Дипмиссия США не может допустить перерыва в работе служб безопасности диппредставительств в России. Перерыв в работе охраны может нанести ущерб работе дипмиссии и поставить под угрозу безопасность её персонала, - говорится в документации.
Чтобы найти замену уволенным охранникам, Госдеп сначала обратился к к нескольким американским ЧОПам, но ни одна из этих фирм, как следует из конкурсной документации, не подошла. У них либо отсутствовали необходимые документы для работы в России, либо вовсе не было желания работать в нашей стране.
Тогда представители Госдепа решили проанализировать российский рынок охранных услуг, однако только одна компания подошла под их требования. Это российский холдинг "Элит секьюрити", который представлен во всех четырёх городах, где есть дипмиссия США. Именной ей и достался контракт на 2,8 млн долларов.
За эти деньги сотрудники компании должны обеспечивать безопасную обстановку для сотрудников дипмиссии США в России, и, в частности, пресекать несанкционированные проникновения на территорию посольства и консульств и отражать нападения на сотрудников и имущество.
Холдинг "Элит секьюрити" принадлежит российскому бизнесмену Олегу Попову. Чистая прибыль компании за последний год заметно сократилась. Если в 2014-м она составляла чуть более 40 млн рублей, то в прошлом году - 26 млн рублей. Сама компания работает не только в России, но и в странах Европы и СНГ. На сегодняшний день в состав холдинга входят шесть подразделений и более 25 представительств с общей численностью сотрудников, превышающей 5000 человек. На сайте компании указано, что "Элит секьюрити" имеет свыше 200 контрактов с более чем 120 компаниями из разных стран мира.
Если верить различным рекрутинговым сайтам, сотрудники "Элит Секьюрити", например, охраняют в Москве ТЦ "Мега Химки" и гипермаркеты "Окей". На вопросы Лайфа о том, сколько сотрудников планируется задействовать для охраны дипмиссии США, в компании не ответили.
Между тем охрана для американских дипломатов действительно будет не лишней. В конце октября у посольства США в Москве задержали девушек, раздевшихся в поддержку американского продюсера Харви Вайнштейна, которого голливудские актрисы обвиняют в сексуальных домогательствах. А в конце августа нападению подверглось генеральное консульство США в Санкт-Петербурге. Неизвестные на автомобиле Mercedes подъехали к зданию генконсульства на Фурштатской улице и кинули стакан с краской. Она попала на фасад здания и припаркованный рядом автомобиль с дипномерами.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации *
Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 261, 21.11.2011);
(Российская газета, N 290, 24.12.2013).
____________________________________________________________________
________________
приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..
В целях совершенствования деятельности подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (преамбула в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087
приказываю:
Утвердить прилагаемое Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Министр
генерал армии
Р.Нургалиев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июня 2008 года,
регистрационный N 11836
Приложение. Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ..
I. Общие положения
1. Подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются в установленном порядке по согласованию с Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации при открытии в субъектах Российской Федерации дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
________________
Далее - "подразделения" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Далее - "ГУОООП" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Далее - "МВД России" (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Далее - представительства и консульства.
2. В своей деятельности подразделения руководствуются Конституцией Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации и настоящим Положением (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
3. Подразделения действуют на основании Положения, соответствующего настоящему Типовому положению, которое утверждается руководителем территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
4. В положении о подразделении указывается полное и сокращенное наименование, почтовый адрес, место нахождения и иные справочные сведения о подразделении по усмотрению территориального органа МВД России на региональном и районном уровнях.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
5. Подразделения по своему структурному положению и штатному расписанию делятся на специализированное отделение, в структуре строевых подразделений патрульно-постовой службы, отдельный взвод, отдельную роту, отдельный батальон, полк (пункт дополнен со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
6. Подразделения находятся в оперативном подчинении заместителей начальников полиции (по охране общественного порядка) территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Обязанности по организации деятельности подразделений возлагаются на управление (отдел, отделение) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне и отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
7. Деятельность подразделений организуется на основании планирования, сочетания принципов единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении с установлением персональной ответственности каждого сотрудника за состоянием дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.
8. Подразделения осуществляют возложенные на них задачи и функции во взаимодействии с заинтересованными подразделениями органов внутренних дел, другими правоохранительными органами, соответствующими органами исполнительной власти.
II. Основные задачи подразделений
9. Основными задачами подразделений являются:
9.1. Обеспечение охраны и безопасности представительств и консульств с целью их защиты от несанкционированного проникновения, противоправных действий и иных преступных посягательств.
9.2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, пресечение преступлений и административных правонарушений на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам, в том числе во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел.
III. Основные функции подразделений
10. Подразделения осуществляют следующие функции:
10.1. Обеспечивают неприкосновенность представительств и консульств, их защиту от противоправных посягательств, пресекают попытки совершения преступных, провокационных и иных действий, которые могут привести к осложнению межгосударственных отношений и другим нежелательным последствиям.
10.2. Обеспечивают совместно с другими подразделениями органов внутренних дел охрану представительств и консульств в период подготовки и проведения протокольных мероприятий, а также других публичных мероприятий.
10.3. Принимают по согласованию с администрацией представительств и консульств неотложные меры по обеспечению охраны и безопасности сотрудников представительств и консульств, членов их семей, а также помещений и имущества в случае чрезвычайных происшествий.
10.4. Проводят анализ и оценку состояния охраны представительств и консульств, обеспечения правопорядка на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам. Ведут учет результатов своей деятельности, подготавливают соответствующие информационные и отчетные документы, изучают и внедряют передовые формы и методы организации работы.
10.5. Вносят в подразделения организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления территориальных органов МВД России на региональном уровне или отдел (отделение, группу) охраны общественного порядка территориальных органов МВД России на районном уровне соответственно предложения по организации охраны и обеспечению безопасности представительств и консульств, а также по взаимодействию с другими правоохранительными органами.
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
10.6. Участвуют в пределах своей компетенции в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны и обеспечения безопасности представительств и консульств.
10.7. Участвуют в установленном порядке в подготовке и реализации федеральных, региональных и иных программ и мероприятий по охране и обеспечению безопасности представительств и консульств.
10.8. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
IV. Организация и обеспечение деятельности подразделений
11. Подразделение возглавляет командир, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879 .
________________
Приказ МВД России от 30 ноября 2012 года N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2012 года, регистрационный N 26499).
(Сноска дополнительно включена с 4 января 2014 года приказом МВД России от 31 октября 2013 года N 879)
12. Командир имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
13. Командир подразделения:
13.1. Осуществляет общее руководство деятельностью подразделения, является прямым начальником личного состава подразделения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций.
13.2. Совершенствует методы управления подразделением, внедряет достижения научно-технического прогресса, передовые формы и методы по обеспечению охраны и безопасности представительств и консульств.
13.3. Организовывает подготовку и проведение инструктажей заступающих на службу нарядов полиции, осуществляет постоянный контроль за несением службы, следит за внешним видом, подготовкой снаряжения и правилами ношения форменного обмундирования личным составом подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
13.4. Контролирует соблюдение личным составом подразделения необходимых мер безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами.
13.5. Обеспечивает подбор и расстановку кадров подразделения, проводит в установленном порядке аттестование личного состава подразделения, вносит предложения о перераспределении штатной численности между строевыми подразделениями.
13.6. Организует профессиональную подготовку, руководит обучением и воспитанием личного состава подразделения (подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
13.7. Отвечает за соблюдение законности, служебной дисциплины, режима секретности, внутреннего распорядка, выполнение правил противопожарной безопасности.
13.8. Назначает на должность и освобождает от должности лиц рядового и младшего начальствующего состава, присваивает первые и очередные специальные звания рядовому и младшему начальствующему составу подразделения, готовит представления к присвоению первых и очередных специальных званий лиц среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира полка, отдельного батальона (сноска дополнена со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
13.9. В установленном порядке готовит представления: к назначению на должность (освобождению от должности); к присвоению первых и очередных специальных званий рядового, младшего и среднего начальствующего состава.
________________
Относится исключительно к полномочиям командира отдельной роты (отдельного взвода) (сноска в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
13.10. Поощряет в установленном порядке личный состав подразделения и налагает дисциплинарные взыскания.
13.11. Проводит в установленном порядке служебные проверки по фактам нарушения законности и служебной дисциплины личным составом подразделения.
13.12. Уделяет постоянное внимание вопросам социальной и правовой защищенности личного состава подразделения.
13.13. Представляет необходимую отчетность о деятельности подразделения.
13.14. Организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности подразделения, принимает по ним необходимые меры.
14. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение подразделений осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (пункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2011 года приказом МВД России от 20 октября 2011 года N 1087 .
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Наиболее надежным способом доставки дипломатической почты является ее пересылка в сопровождении дипломатического курьера. Дипломатические курьеры хотя и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, но, как правило, не имеют дипломатических рангов и не входят в состав персонала представительств. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитетов дипломатических курьеров.
На практике, с одной стороны, существует тенденция предоставлять дипломатическим курьерам в основном те же иммунитета, которыми наделены дипломаты. Однако, с другой стороны, недостаточная урегулированность статуса дипломатических курьеров нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Много конфликтов возникает в связи с незапрещаемым Конвенцией личным досмотром дипкурьеров и их багажа при прохождении таможенного контроля. Возможность такого досмотра предусмотрена законодательством ряда стран.
Не урегулирован Конвенцией и на практике вопрос о возможности технического контроля дипломатических курьеров в аэропортах, который также предусматривается законодательством ряда государств.
В дипломатической практике встречаются случаи ограничения государствами пребывания свободы передвижения дипломатических курьеров, что не противоречит Конвенции, при условии, однако, что такие ограничения не препятствуют свободной доставке дипломатической почты. Вопросы статуса дипломатического курьера затрагиваются в проекте статей Дополнительного протокола.
В нем впервые регулируются вопросы назначения, документирования, гражданства дипломатического курьера, устанавливаются его функции, порядок прекращения функций, возможность объявления курьера персоной нон грата. Протокол предусматривает предоставление курьеру личной неприкосновенности, неприкосновенности временного жилого помещения, служебного иммунитета от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, таможенного и налогового иммунитетов .
В ст. 17 ("Неприкосновенность временного жилого помещения") предусматривается, что, хотя "временное жилое помещение дипломатического курьера неприкосновенно", согласие дипломатического курьера на вступление в эти помещения местных властей "может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты" (п. 1).
В п. 3 этой же статьи устанавливается, что временное жилое помещение дипломатического курьера может быть подвергнуто досмотру или обыску при наличии "серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы, обладание, импорт или экспорт которых запрещен законом или карантинными правилами"; "такой досмотр или обыск должен проводиться только в присутствии дипломатического курьера" и при условии, что не будет нарушена личная неприкосновенность курьера, неприкосновенность дипломатической почты, а также не будет задержки или препятствий в доставке дипломатической почты.
Положения о временном жилом помещении дипкурьера представляют новацию в дипломатическом праве, обусловленную главным образом стремлением сторон к законченному и всестороннему урегулированию статуса дипломатических курьеров, а не потребностями практики, поскольку на практике каких-либо инцидентов с временными жилыми помещениями, по существу, нет.
В ст. 18 ("Иммунитет от юрисдикции") проекта протокола устанавливается, что дипломатический курьер пользуется служебным иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания (п. 1 и п. 2).
В особых случаях представительство может поручить доставку документа одному из своих сотрудников с выдачей ему специального курьерского листа. Такой сотрудник рассматривается как дипкурьер "ad hok", т.е. имеющий временный характер, функции которого прекращаются с момента доставки документов по назначению .
Дипломатическая почта может также быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. При этом он должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту. Однако он сам не считается дипломатическим курьером, что следует учитывать при формировании отправляемой с ним почты.
Усиление террористической деятельности в западных странах, в частности участившиеся в последние годы случаи захвата посольств террористами, похищения и убийства дипломатов, стали причиной создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических и иных представительствах.
Принципиальное решение об утверждении внутренней охраны было принято американским конгрессом еще в 1932 году; с 1948 года в американских представительствах за рубежом несут постоянную охрану морские пехотинцы США. Численность подразделений морской пехоты в посольствах США в Лондоне и Париже достигает 35 человек .
В настоящее время внутренняя охрана создана в представительствах большинства государств. В последние годы выявилась тенденция к резкому усилению аккредитующими государствами режима безопасности в дипломатических представительствах, увеличению численности сотрудников внутренней охраны.
Общее руководство сотрудниками внутренней охраны осуществляют, как правило, офицеры безопасности дипломатических представительств. Внутренняя охрана обычно вооружена огнестрельным оружием, а в некоторых странах располагает даже тяжелым вооружением. Известно много прецедентов, когда внутренняя охрана применяла оружие при нападениях на дипломатические представительства.
Будучи первоначально созданной главным образом для защиты представительств от нападения террористов, на практике внутренняя охрана активно используется и для противодействия местным спецслужбам. Эта мысль была отчетливо выражена государственным секретарем США Д. Шульцем на слушаниях в сенатском комитете по разведке 23 апреля 1987 г., где он следующим образом сформулировал две главные задачи в усилиях по обеспечению безопасности американских представительств:
"- обеспечение физической безопасности наших представительств от насилия толпы, атак террористов и несанкционированного вторжения;
Обеспечение технической безопасности наших представительств и нашей коммуникационной сети .
В доктрине международного права вопросы, связанные с внутренней охраной, насколько это известно, никем не исследовались.
Действующими договорными нормами вопрос об организации и статусе внутренней охраны в дипломатических представительствах прямо не регулируется в силу того, что создание внутренней охраны - сравнительно новое явление в дипломатической практике.
В силу международного обычая дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустимость создания внутренней охраны в дипломатических представительствах, при условии, однако, что ее организация и деятельность будут связаны с сугубо внутренними делами представительства. Осуществление каких-либо охранных функций, выходящих за рамки организации внутренней жизни представительства, будет представлять собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, к каковым относится предусмотренное в п. 2 ст. 22 Конвенции выполнение "специальной обязанности" по обеспечению безопасности иностранных дипломатических представительств. Ссылка на указанную привилегию дает возможность лишь в самом общем виде обосновать правомерность существования внутренней охраны и определить сферу ее деятельности.
Важно отметить, что организация внутренней охраны в дипломатических представительствах стала в настоящее время широко распространенной практикой, которая почти не встречает возражений со стороны государств пребывания.
Аккредитующие государства нередко направляют сотрудников внутренней охраны открыто, прямо указывая в запросах на визы и в нотной переписке должности этих лиц. Более того, в нотной переписке иногда даже прямо указывается, какие функции выполняют те или иные сотрудники внутренней охраны. Многие государства пребывания, будучи, видимо, не в состоянии обеспечить необходимую защиту иностранных дипломатических представительств, сами выражают заинтересованность в организации внутренней охраны в этих представительствах .
В целом настоящий вопрос недостаточно урегулирован нормами международного права на современном этапе. Необходимо заключение многостороннего договора, который мог бы на основе существующей практики содержать следующие положения:
возможность учреждения внутренней охраны;
ее количественный состав (квота);
примерный объем ее компетенции (в пределах помещений представительства);
наличие оружия у сотрудников внутренней охраны (количества оружия, виды, порядок ввоза и регистрации, ношение лишь в пределах помещений представительства);
координация деятельности и организация сотрудничества внутренней охраны с местными правоохранительными органами.
Приказ МВД РФ от 26 мая 2008 г. N 460
"Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации"
С изменениями и дополнениями от:
В целях совершенствования деятельности подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации приказываю:
Утвердить прилагаемое Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Регистрационный N 11836
Подразделения органов внутренних дел РФ по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств входят в структуру милиции общественной безопасности. Они создаются по согласованию с Департаментом охраны общественного порядка МВД России при открытии в субъектах РФ дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, аккредитованных при МИД России.
Указанные подразделения находятся в оперативном подчинении начальников милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. По своему структурному положению и штатному расписанию они делятся на отдельный взвод, отдельную роту, отдельный батальон и полк. Они
Основными задачами подразделений являются обеспечение охраны и безопасности представительств и консульств с целью их защиты от несанкционированного проникновения, противоправных действий и иных преступных посягательств, а также охрана общественного порядка на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам.
Приказ МВД РФ от 26 мая 2008 г. N 460 "Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации"
Регистрационный N 11836
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Убийство российского посла в Анкаре Андрея Карлова - трагедия, боль, урок, выводы из которого, хочется верить, сделаны. В нашей стране безопасность в том числе таких людей - забота управления по охране дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств ДО МВД. Под охраной подразделений - 74 объекта. Это посольства, консульства, резиденции глав представительств, а также особо важные гособъекты. Один из них - Дом прессы.
Александр Файфура, младший инспектор охраны специального батальона милиции заступил на дежурство в Доме прессы в 9 утра. Сменится через 12 часов. Молодой человек и его коллеги на других милицейских постах управления (в зависимости от охраняемого объекта) должны предупредить посягательства на работников, дипломатических и консульских агентов, охранять здание от опасных вторжений, нарушителей, задумавших провокацию, теракт и прочее.
За работой этих сотрудников наблюдала не раз. Они всегда вежливы. Как бы вызывающе ни вел себя посетитель, спокойно объяснят ему что, зачем и почему. И все - как на подбор: высокие, с отменной выправкой и в отличной физической форме. Александр признается, что отбор в эти подразделения действительно несколько отличается:
Специфика службы. Однако, как вы понимаете, в детали вдаваться не стану. Я, к примеру, до назначения на эту должность служил в роте почетного караула военной комендатуры. Затем проходил полугодовую подготовку в учебном центре Департамента охраны в Горанях и только после этого был назначен сюда.
Меры безопасности на охраняемых объектах серьезные. Во–первых, внешний периметр хорошо просматривается. Картинки с видеокамер выводятся на монитор инспектора, записи хранятся долго. Во–вторых, каждый охрановец отлично знает свое учреждение: что называется, все входы и выходы. В–третьих, вход для здешних работников - исключительно по пропускам. Уговоры вроде «пропустите так, я на минуточку», «пропуск где–то забыл» и прочие с сотрудниками не работают. Александр привел в пример пару случаев, когда люди пытались пройти по чужим пропускам:
Всех работников мы знаем в лицо. К тому же когда персональную пропускную карту человек прикладывает к турникету, то у меня на мониторе, на КПП, компьютер выдает: мол, прошла такая–то гражданка. А на самом деле шествует бородатый товарищ. Просим все же пользоваться своей карточкой. Для посетителей, как бы они ни спешили, предусмотрена своя пропускная система. То есть мы должны понимать кто, к кому и во сколько идет. Эта информация фиксируется.
Мой собеседник также вспомнил печально известные случаи из мировой практики - покушения, теракты... Признался, что гостей охраняемых ДО зданий досматривают даже с помощью металлодетектора: «Люди относятся к этому с пониманием». Кстати, с этого года у сотрудников управления появились персональные видеорегистраторы «Дозор». Они помогут разрешить спорные ситуации и еще более дисциплинируют сотрудников. В тонусе своих подчиненных держит и руководство управления: постоянный контроль и проверки.
На столе инспектора охраны - фото разыскиваемых преступников, рация, стационарный телефон. Есть в помещении тревожные кнопки, одна из которых - беспроводная и всегда при милиционере. Ночью и в выходные здание также находится под присмотром «ночных сов».
Кстати, Александр проговорился, что будет участвовать в торжественном марше к 100–летию милиции. Пройдет в знаменной группе департамента. Тренировки к грандиозному шествию всех подразделений МВД уже начались.