Конкурсная масса должника. Исключение из конкурсной массы ЮЛ
Эффективность работы коммерческого предприятия зависит от множества факторов. Так, в их число входят подбор наиболее выгодных условий поставки необходимого сырья, постоянный контроль эффективности производства, налаживание четко работающей дилерской сети. Кроме того, на конечный результат накладывает свой отпечаток востребованность того вида продукции или услуг, производство которых является основным видом деятельности для данного предприятия.
Наконец, значительный эффект на результаты деятельности коммерческой организации оказывает общая экономическая ситуация. Так, в период экономического подъема люди более свободно относятся к деньгам, совершают больше расходов, и, соответственно, прибыль компаний, продающих товары и оказывающих услуги, имеет тенденцию к росту. В период экономической нестабильности, напротив, люди более аккуратно относятся к деньгам и стремятся по возможности сократить необходимые расходы, что влечет за собой сокращение прибыли коммерческих компаний.
Таким образом, влияние хотя бы одного из этих факторов может оказать заметное негативное влияние на эффективность работы компании. Если же неблагоприятное действие таких факторов усиливается недостаточным вниманием к контролю за расходами предприятия, его финансовое положение может оказаться достаточно затруднительным.
В частности, это может выразиться в том, что организация окажется неспособна выполнить свои финансовые обязательства, предусмотренные условиями договора, заключенного с одним или несколькими контрагентами. В этом случае в отношении нее может быть инициирована процедура банкротства, определена конкурсная масса и произведены другие действия.
В некоторых случаях такие финансовые трудности могут носить временный характер: например, они могут быть связаны с возникновением кассового разрыва или необходимостью прохождения 3-дневного срока для проведения платежа через банк. В других ситуациях причины таких финансовых затруднений могут быть несколько более серьезными: так, например, негативное влияние на финансовое положение компании может оказать значительный объем дебиторской задолженности, то есть денежных средств, причитающихся к получению от покупателей, уже получивших товар или услугу, не не оплативших ее, или других контрагентов, имеющих непогашенную задолженность перед компанией.
Если объем дебиторской задолженности сопоставим с кредиторской, то есть с размером непогашенной задолженности самого предприятия перед его контрагентами (например, поставщиками, осуществившими поставку сырья или материалов), такая ситуация может затруднить исполнение финансовых обязательств данного предприятия.
Признаки банкротства
Поскольку неисполнение принятых на себя финансовых обязательств физическим лицом является весьма значимым фактом для экономики страны, действующее законодательство содержит значительное количество положений, направленных на урегулирование отношений в этой сфере. Основным нормативно-правовым актом, описывающим порядок действий самой компании, испытывающей финансовые трудности, ее контрагентов и других субъектов, вовлеченных во взаимодействие с ней в этой ситуации, является Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Указанный нормативно-правовой акт, в частности, предусматривает возможность влияния временных факторов, например, таких, которые описаны выше, на финансовое положение предприятия.
Поэтому статья 3 указанного Федерального закона устанавливает, что является несоблюдение ею взятых на себя финансовых обязательств в течение временного периода, составляющего не менее 3-х месяцев со дня наступления даты, в которую такие обязательства должны были быть исполнены.
Если коммерческая организация не погашает своих долговых обязательств в течение указанного временного периода и более, контрагент, перед которым у рассматриваемой коммерческой компании имеется непогашенная задолженность, имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании компании-неплательщика банкротом. Вместе с тем при оформлении такого искового заявления следует учитывать, что до того, как обратиться в арбитражный суд с требованием, кредитор должен получить документ, подтверждающий факт наличия у должника непогашенного обязательства перед ним. В качестве такого документа может выступать решение судебного органа о взыскании задолженности с такой организации.
Такое требование установлено пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» в целях обеспечения обоснованности требований истцов об инициировании процедуры банкротства в отношении коммерческих компаний.
Признание организации-должника банкротом
Арбитражный суд, получив исковое заявление от кредитора, оформленное в соответствии со всеми правилами действующего законодательства и снабженное необходимыми документами, подтверждающими правомочность требований заявителя, осуществляет рассмотрение всех представленных доказательств и обстоятельств дела и выносит решение по рассматриваемому вопросу. При этом следует иметь в виду, что даже в случае, если документы, представленные истцом, подтверждают правоту его позиции, судья вправе не признавать должника банкротом, дав организации-ответчику возможность попытаться решить свои финансовые проблемы.
В частности, в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», в отношении организации, имеющей признаки банкротства, могут быть применены процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или другие инструменты, которые могут позволить ей рассчитаться с кредиторами.
Однако если, рассмотрев все обстоятельства дела, судья придет к выводу, что меры, предусмотренные действующим законодательством в качестве инструментов улучшения финансового положения коммерческого предприятия, не принесут результата в данном конкретном случае, он может удовлетворить требование кредитора и признать коммерческую организацию-должника банкротом.
Такое решение, оформленное посредством составления необходимых юридических документов, влечет за собой применение целого ряда процедур в отношении компании, признанной банкротом.
Конкурсное производство
В частности, статья 124 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что в случае, если организация в соответствии с принятым судебным решением признана банкротом, в отношении нее должно быть возбуждено .
Эта процедура фактически представляет собой распределение имущества должника между кредиторами, перед которыми у него имеются непогашенные долговые обязательства. При этом данный раздел указанного нормативно-правового акта определяет, что срок, в течение которого должны быть осуществлены все этапы этой процедуры, составляет не более шести месяцев.
Если в обозначенный срок , отвечающему за проведение всех необходимых действий, не удалось завершить возврат средств кредиторам, заинтересованные участники могут ходатайствовать о продлении этого срока. Такая возможность тоже предусмотрена статьей 124 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», однако она определяет, что дополнительный срок, отводимый на завершение всех необходимых процедур, не должен превышать шести месяцев.
Конкурсная масса
В соответствии со статьей 131 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» общий объем такого имущества носит название конкурсной массы. Кроме того, состав конкурсной массы включает имущество, наличие которого выявлено в ходе осуществления исполнительного производства. Таким образом, указанное имущество тоже может быть использовано для погашения требований кредиторов.
Необходимо принимать во внимание, что не все вещи, предметы, ценности или денежные средства, принадлежащие компании, могут быть включены в состав конкурсной массы и впоследствии переданы кредиторам, предъявившим к организации финансовые требования. Так, из состава конкурсной массы необходимо исключить имущество, которое изъято из оборота, и права собственности, непосредственно связанные с личностью должника. Например, к числу таких прав могут относиться имущественные права, основанные на выданной данному физическому лицу лицензии.
Кроме того, конкурсная масса не включает имущество, которым должники пользовались на правах аренды, поскольку фактически собственником указанного имущества является другой субъект. Также из состава конкурсной массы необходимо исключить имущество, которое находилось у должника в связи с тем, что он по просьбе владельца или по другому основанию осуществлял временное хранение такого имущества.
Таким образом, вещи, предметы, ценности и денежные средства, находившиеся в пользовании должника, не имевшего на них права собственности, подтверждаемого необходимыми документами, подлежат исключению из конкурсной массы и не могут быть использованы для возврата денежных средств кредиторам.
Особые виды собственности в составе конкурсной массы
Если же в состав собственности входят специфические объекты, порядок использования которых отдельно регламентируется действующим законодательством, обращение с ними в качестве компонентов, которые включает конкурсная масса, должно соответствовать всем установленным требованиям.
В частности, речь идет об объектах, составляющих культурное наследие Российской Федерации, в число которых включаются памятники истории и архитектуры, и о социально значимых объектах, например, детских дошкольных учреждениях, объектах коммунальной инфраструктуры и подобных. Действующее законодательство устанавливает, что в некоторых случаях такие объекты могут находиться в собственности коммерческой организации: например, крупный завод мог содержать на своем балансе детский сад, который посещали дети сотрудников.
В такой ситуации формирование конкурсной массы должно учитывать специфический порядок обращения с указанными объектами. Для них предусмотрена особая процедура организации торгов с целью получения денежных средств, необходимых для возврата кредиторам, которая подробно описана в статье 110 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».
Кроме того, приобретателю таких активов необходимо принимать во внимание положения пункта 4 статьи 132 указанного нормативно-правового акта, который устанавливает, что лицо, совершившее приобретение указанных объектов в собственность, обязано обеспечивать надлежащий уровень их сохранности и использовать их по назначению. Если же речь идет о том, что какой-то из указанных видов собственности, приобретенных на торгах, планируется использовать для оказания платных услуг физическим или юридическим лицам, организация, оказывающая такие услуги, должна устанавливать тарифы за пользование ими, не превышающие пределов, установленных действующим законодательством.
Состав конкурсной массы
Таким образом, с учетом всех вышеперечисленных ограничений, можно констатировать, что конкурсная масса представляет собой объем имущества, который содержит в себе следующие основные виды собственности:
Основные средства коммерческой организации-должника, признанной банкротом. Под этим термином обыкновенно понимают машины, оборудование и другие предметы долгосрочного использования, применяемые организацией в процессе своей производственной деятельности. Кроме того, к этому виду собственности относятся здания и сооружения, используемые в процессе выпуска продукции, дороги, коммунальные и инженерные сети, эксплуатируемый предприятием транспорт и инструменты. Как правило, в качестве критерия, на основании которого определяется, относится ли рассматриваемый предмет к основным средствам, выступает срок его использования. Так, если ожидаемый срок использования предмета в производственных целях превышает 1 год, он относится к основным средствам.
Оборотные средства предприятия-должника, которые представляют собой денежные средства, вложенные в материальные активы, необходимые для осуществления производственной деятельности предприятия. Основное отличие понятие оборотных средств от основных заключается в сроке использования этих материальных активов в целях организации. Так, к категории оборотных активов относятся инструменты, материалы и другие предметы, ожидаемый срок использования которых составляет не более одного года либо укладывается в рамки одного производственного цикла, даже если последний превышает 1 год.
Нематериальные активы организации. Как правило, в рамках процедуры банкротства в отношении коммерческой компании к категории нематериальных активов относят собственность организации, которая может быть реализована с целью получения денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов. Таким образом, категория нематериальных активов в указанном смысле включает всевозможные патенты, права на товарные знаки, программное обеспечение и другие объекты интеллектуальной собственности, подтверждающие право рассматриваемой организации на получение прибыли от результатов интеллектуальной деятельности.
М.В. Телюкина, кандидат юридических наук.
В.Н. Ткачев, кандидат юридических наук.
Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства. Порядок его осуществления регламентируется нормами гл. 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*> (далее - Закон). До вступления в силу этого Закона проведение конкурсного производства регулировалось положениями гл. 6 одноименного Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ <**> (далее - Закон 1998 г.).
<*> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
<**> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.
Все функции конкурсного управляющего направлены на формирование конкурсной массы должника. Важное практическое значение отношений, связанных с конкурсной массой, обусловливает интерес к установлению сути этих отношений. Так, Г.Ф. Шершеневич называл конкурсной массой "совокупность прав вещных и обязательственных" <*>; В.Ф. Попондопуло определяет конкурсную массу как имущественно-правовой комплекс, включающий в себя не только вещи и вещные права должника, но и другие его имущественные права, а в определенных случаях и обязанности <**>.
<*> Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. Казань, 1898. С. 358.
<**> Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. СПб., 1995. С. 215.
Термин "конкурсная масса" используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п. 1 ст. 131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами. Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть (а как правило, так и бывает) значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин - имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество (для целей настоящей статьи мы будем исходить именно из такого понимания терминов "конкурсная масса" и "имущественная масса").
Следовало бы дать легальную дифференциацию указанных понятий - ведь обозначение различных по сути явлений одним термином является серьезным недостатком юридической техники правового акта.
Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим сначала виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника. К таковым относится:
- имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
- имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
- денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
- имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).
Обращает на себя внимание следующий факт: на практике управляющие иногда включают в конкурсную массу не то имущество, которое в действительности принадлежит должнику. Например , в одном из дел Президиум ВАС РФ отметил, что при заключении должником договоров на долевое участие в строительстве имуществом, принадлежащим должнику, являются не квартиры, а имущественные права требования к контрагенту <*>.
<*> Вестник ВАС РФ. 2000. N 11. С. 71.
Изымаются из имущественной массы следующие виды имущества.
- Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение шести месяцев (Закон 1998 г. устанавливал месячный срок) с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п. 3 ст. 132 Закона по истечении 6-месячного срока - в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом - все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, - эти суммы будут поступать в имущественную массу.
- Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п. 2 ст. 131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).
Надо заметить, Закон 1998 г. допускал исключение из указанного правила - при продаже бизнеса (реализация предприятия как имущественного комплекса не исключена, хотя и маловероятна на стадии конкурсного производства) в силу ч. 3 п. 1 ст. 86 (которая применялась в силу п. 5 ст. 112 того же Закона) "в случаях, когда основной вид бизнеса осуществляется только на основании разрешения (лицензии), покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение указанного разрешения (лицензии)". Таким образом, при продаже предприятия в соответствии с Законом 1998 г. права, основанные на лицензии, не только не исключаются из имущественной массы, но могут быть переданы даже субъекту, аналогичной лицензии не имеющему. Такая ситуация более целесообразна, чем исключение из имущественной массы прав, основанных на лицензии. Поскольку в настоящее время о судьбе прав, основанных на лицензии, нормы о продаже бизнеса не упоминают, из этого следует вывод о применении общих положений Гражданского кодекса РФ, в соответствии с п. 3 ст. 559 которого такие права в состав предприятия не включаются.
- Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.
Обращает на себя внимание значительное изменение правовой регламентации данных вопросов. Закон 1998 г. исключал из конкурсной массы как жилищный фонд социального обеспечения, так и детские дошкольные учреждения, а равно объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона (т.е. круг социальных объектов был более узким).
При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты. Однако четкий механизм передачи названных объектов отсутствует; на проблемы, с этим связанные, обращают внимание ученые <*>. Закон устанавливает, что муниципальные органы не вправе отказаться от принятия этих объектов, причем они должны быть приняты по их фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. В дальнейшем такие объекты должны финансироваться из соответствующих бюджетов. Закон предусматривает последствия непринятия указанных объектов уполномоченными органами местного самоуправления (что весьма актуально, поскольку это случается довольно часто, так как названные объекты не приносят прибыли, но требуют значительных затрат на содержание). Можно выделить две категории последствий: во-первых, по истечении месяца с момента получения уведомления конкурсного управляющего о наличии указанных объектов обязанность по их содержанию и обеспечению функционирования ложится на уполномоченные органы местного самоуправления (следовательно, управляющий может предъявить к ним требование о взыскании денежных средств, необходимых для означенных целей); во-вторых, в отношении должностных лиц уполномоченных органов местного самоуправления, не исполняющих данную обязанность, возможна ответственность, предусмотренная федеральным законом, в соответствии с п. 7 ст. 132 Закона. Таким образом, при наличии убытков, вызванных уклонением должностных лиц от принятия подлежащего принятию имущества, указанные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения этих убытков. Кроме того, возможна ответственность административная.
<*> См., напр.: Павлов И.В. Вопросы передачи жилищного фонда при конкурсном производстве // Сборник докладов и выступлений на IV международной научно-практической конференции "Современная практика арбитражного управления". СПб., 2000. С. 184 - 185.
Рассмотренные нормы направлены на обеспечение передачи объектов. Закон 1998 г. предполагал передачу безвозмездной - это следует, в частности, из его п. 4 ст. 104, который стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, и Постановлением от 16 мая 2000 г. N 8-П положение этого пункта было признано неконституционным. То есть с указанной даты конкурсный управляющий, вместо того (а точнее, вместе с тем) чтобы заставлять муниципальные органы принять на баланс определенное имущество должника, которое они принимать не желали, должен был требовать оплаты этого имущества. Подобное решение не вполне продуманно, а потому малоэффективно.
На практике стали возникать ситуации, когда продать муниципальному органу указанное имущество было совершенно невозможно, и в итоге управляющий все равно вынужден был передавать его безвозмездно, так как у ликвидируемого должника имущества оставаться не должно. О.А. Никитина в связи с этим высказала следующее мнение: "Принимая во внимание, что в настоящее время денежных средств у соответствующих муниципальных образований нет, представляется возможной передача указанных объектов бесплатно, но при отсутствии возражений со стороны кредиторов о такой передаче" <*>. Данная позиция совершенно логична, но не бесспорна с точки зрения соответствия Постановлению КС РФ, согласно которому право на получение компенсации возникает независимо от наличия или отсутствия согласия кредиторов.
<*> Никитина О.А. Конкурсное производство // Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. прилож. к N 3. С. 147.
Высший Арбитражный Суд РФ, поддерживая позицию Конституционного Суда, в письме от 14 июня 2000 г. N С5-7/93-668 указал, что с учетом выводов, содержащихся в Постановлении КС РФ, подлежит применению, в частности, ст. 306 ГК РФ, в соответствии с которой в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.
В.В. Витрянский решение изложенной проблемы видел в необходимости внесения в Закон изменений, предоставляющих управляющему право обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанных объектов. Причем, удовлетворяя такое заявление, суд должен определять размер денежной суммы, подлежащей внесению муниципальным образованием в конкурсную массу должника. Кроме того, В.В. Витрянский предлагал "предусмотреть исключения (в части возмездности передачи) в отношении убыточных объектов" <*>. Данная позиция нашла отражение в Законе 2002 г., п. 6 ст. 132 которого установил, что передача социальных объектов в собственность муниципального образования осуществляется на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной.
<*> Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. прилож. к N 3. С. 103.
Надо заметить, Закон 1998 г. не вполне оправданно включил в число объектов, подлежащих изъятию из имущественной массы, столь широкий перечень. Ведь включение этих объектов в имущественную массу и, следовательно, их реализация могут осуществляться в интересах как кредиторов, так и лиц, использующих указанные объекты. Для этого в необходимых случаях следовало предусмотреть продажу управляющим определенных объектов по конкурсу с условием сохранения их целевого использования.
Именно так и поступил Закон 2002 г., установив, что сразу и безусловно из имущественной массы исключается только жилищный фонд социального использования. Иные социальные объекты подлежат реализации особым порядком - по конкурсу, обязательным условием которого является обязанность покупателя соблюдать целевое назначение объектов (иные условия конкурса могут быть определены кредиторами по предложению органа местного самоуправления). Средства, полученные от продажи, поступают в конкурсную массу.
Интерес (и с практической, и с теоретической точки зрения) вызывают отношения, складывающиеся в силу ч. 4 - 6 п. 4 ст. 132 Закона после продажи социальных объектов. После проведения конкурса покупатель заключает с органом местного самоуправления соглашение об исполнении условий конкурса. Очевидно, что заключение такого договора - обязанность сторон. К сожалению, Закон этого четко не устанавливает: из формулировки ч. 4 п. 4 ст. 132 не следует, о праве либо об обязанности идет речь; подобные формулировки являются недостатком юридической техники Закона, в результате чего сложно ответить на вопрос о последствиях незаключения упомянутого соглашения. Во избежание проблем представляется необходимым применить толкование, в соответствии с которым заключение договора об исполнении условий конкурса обязательно; следовательно, возможно принуждение одной стороны другой к заключению этого договора.
Если впоследствии покупатель (собственник имущества) существенно нарушает условия соглашения об исполнении условий конкурса, то по заявлению органа местного самоуправления суд может расторгнуть как соглашение об исполнении условий конкурса, так и договор купли-продажи (который орган местного самоуправления не заключал). Расторжение этих договоров приводит к тому, что имущество передается муниципальному образованию, которое обязано возместить покупателю денежные средства. Обращают на себя внимание связанные с этим два недостатка Закона, которые могут вызвать проблемы на практике. Во-первых, ничего не сказано о порядке определения подлежащих выплате покупателю сумм - средства, выплаченные по договору купли-продажи (заключенному, возможно, несколько лет назад) могут не соответствовать (как в меньшую, так и в большую сторону) действительной стоимости имущества. Во-вторых, Закон не установил, что сами муниципальные органы, получив имущество, обязаны соблюдать целевой характер его использования. Такая норма была в Законе 1998 г.; она весьма необходима; объяснить ее отсутствие можно только забывчивостью законодателя. В результате крайне сложно будет что-то сделать, если муниципальное образование, получив в результате расторжения (по причине нецелевого использования имущества) социальный объект, тут же начнет использовать его в иных целях. Внесение в Закон соответствующих изменений представляется необходимым.
Закон не устанавливает какие бы то ни было сроки, в течение которых возможно расторжение договора купли-продажи, следовательно, это возможно в любое время независимо от даты продажи имущества.
Еще одна проблема, возможная на практике, состоит в том, что Закон не регламентирует статус субъекта, приобретшего рассматриваемое имущество у покупателя. Из буквального толкования норм Закона можно, к сожалению, сделать вывод о неприменении к такому субъекту ограничений и последствий, связанных с целевым использованием имущества. В связи с этим необходимо распространительное толкование либо внесение в Закон соответствующих изменений.
- Имущество третьих лиц, находящееся у должника без правовых оснований. Безусловно, такое имущество подлежит возврату собственнику как при наличии соответствующих требований, так и при их отсутствии. Конкурсный управляющий, обнаружив имущество, не принадлежащее должнику, обязан принять меры к поиску и обнаружению собственника. С указанным имуществом могут быть связаны две проблемы, т.е. два вопроса, на которые Закон не отвечает: что делать с имуществом, собственника которого обнаружить не удается (включая имущество, которым должник владеет открыто, непрерывно, добросовестно, но менее срока приобретательной давности), и каковы последствия реализации конкурсным управляющим чужого имущества (в том числе с торгов)? Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы. Например , в процессе конкурсного производства ООО "С" при проведении инвентаризации выяснилось, что у ООО находится строительная техника, переданная два года назад по договору аренды акционерным обществом "К". Срок аренды истек, но АО не заявляло своих прав на имущество. Конкурсный управляющий выяснил, что АО "К" было ликвидировано (исключено из реестра юридических лиц), о чем ООО не получало никакой информации (впрочем, на данный вопрос невозможно было ответить определенно вследствие неудовлетворительного состояния документации ООО). Таким образом, возникла ситуация, когда ООО было добросовестным приобретателем имущества при отсутствии собственника этого имущества. Думается, такое имущество может быть продано, причем покупатель станет добросовестным приобретателем, который получит право собственности по истечении срока приобретательной давности.
С формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами связана важнейшая обязанность конкурсного управляющего - ведение реестра требований кредиторов. В настоящее время вести реестр может не только сам управляющий, но и реестродержатель, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция; голосуется вопрос обычным порядком, т.е. большинством голосов от числа голосов кредиторов, присутствующих на собрании).
При ведении реестра реестродержателем управляющий передает ему необходимые сведения, подлежащие внесению в реестр, т.е. функции реестродержателя в основном технические.
Установление требований осуществляется в соответствии со ст. 100 Закона. Его новеллой является то, что все требования рассматриваются судом, который должен указать, к какой очереди относится это требование и в каком порядке оно должно удовлетворяться. По общему правилу ни конкурсный управляющий, ни реестродержатель не имеют права вносить изменения в реестр, т.е. исключать из него определенных кредиторов иначе, чем по определению суда. Оправданно думать, что это правило должно применяться за исключением случаев, когда кредитор уступил свои права другому лицу, а также если сделки, на которых основаны требования кредитора, признаны недействительными. Поскольку прямо Законом это не установлено, необходимо внести в него соответствующие изменения.
В практике применения Закона 1998 г. нередко возникали проблемы, связанные с внесением в реестр требований валютных кредиторов. Поскольку Закон не препятствовал занесению в реестр требования в валюте, некоторые управляющие так и поступали; при этом пересчет в рубли производился перед каждым собранием по текущему курсу. Это может иметь отрицательные последствия, связанные с неопределенным размером требований кредитора. После принятия Закона 2002 г. в силу прямого установления в п. 5 ст. 16 реестр ведется в рублях.
По мнению О.А. Никитиной, "требования кредиторов, за исключением кредитора, инициировавшего дело о банкротстве, по валютным денежным обязательствам должны переводиться в требования, выраженные в рублях, по курсу, существующему на момент открытия конкурсного производства" <*>. Однако оправданно полагать, что требования как заявителя, так и других кредиторов должны переводиться в рубли по курсу на момент вступления их в процесс (т.е. заявления требований). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона подлежит применению курс, существующий на дату введения процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
<*> Никитина О.А. Указ. соч. С. 151.
Очевидно, такая позиция является соответствующей продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства, поскольку в результате курс будет определяться независимо от даты вступления кредитора в процесс.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом (по всей видимости, срок должен исчисляться с момента первой публикации). Требования (как по обязательствам, так и по обязательным платежам), заявленные позже, становятся послеочередными.
Представляется, что в течение названного 2-месячного срока необходимо именно заявить требование, а не установить его. В связи с этим важны нормы п. 6 ст. 142 Закона, которые регламентируют ситуацию, когда на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди суд рассматривает разногласия по заявленному требованию. В этом случае конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего кредитора. При этом, очевидно, управляющий перейдет к удовлетворению требований следующей очереди. Это повлечет проблемы, связанные с необходимостью осуществления перерасчета, если требование будет установлено в размере меньшем, чем сумма зарезервированных средств. Обратим внимание, что в формулировке п. 6 ст. 142 проявляется общий недостаток Закона: норма говорит только о кредиторах, в связи с чем возникает вопрос о возможности применения ее к уполномоченным органам. Очевидно, в данном случае необходимо распространительное толкование. Для того чтобы исправить этот недостаток (проявляющийся и в ряде иных статей), следует установить общую норму, в соответствии с которой к уполномоченным органам применяются правила о кредиторах, если иное не определено Законом (кстати, подобная норма была в Законе 1998 г.).
На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен. Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями - когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства. Эти вопросы должны быть уточнены в законодательном порядке.
Отметим, что вопрос о необходимости функционирования предприятия-должника в течение конкурсного производства является весьма дискуссионным. Так, В.С. Белых, А.А. Дубинчин, М.Л. Скуратовский, не приходя к однозначному ответу на поставленный вопрос, склоняются в пользу отрицания возможности должника продолжать осуществляемую деятельность: "Продолжение предпринимательской деятельности, будучи свойственным внешнему управлению, не отвечает задаче конкурсного производства, направленного к возможно скорейшему и полному удовлетворению кредиторов" <*>. На наш взгляд, безусловна необходимость (при наличии такой возможности) продолжения деятельности юридического лица, поскольку основная цель конкурсного производства - максимальное удовлетворение требований кредиторов - достигается при максимальной стоимости имущества должника, а функционирующий бизнес всегда имеет более высокую стоимость, чем отдельные виды имущества. Поэтому вряд ли оправданно подвергать сомнению необходимость продолжать деятельность должника в течение конкурсного производства; для этого нужны и законодательные гарантии (одна из них - особый порядок удовлетворения текущих требований).
<*> Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма, 2001. С. 179.
Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности. Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Тем не менее теоретически (да и практически) это возможно. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности и т.п.
Таким образом, не исключены ситуации, когда на стадии конкурсного производства, уже после того как сформирована имущественная масса, выяснится, что у должника достаточно средств как для расчета со всеми кредиторами, так и для продолжения функционирования (либо вдруг появились основания для введения финансового оздоровления или внешнего управления). Однако нормы Закона не допускают иного окончания конкурсного производства в отношении юридического лица, кроме как его ликвидация, что представляется достаточно спорным.
В данном контексте заслуживают внимания положения Закона Украины, в соответствии с которыми судьба юридического лица-банкрота зависит от наличия у него имущества - если после завершения ликвидации (утверждения отчета ликвидатора) имущество осталось, то должник провозглашается не имеющим долгов и на этом основании может продолжать предпринимательскую деятельность.
В России же в такой ситуации вполне жизнеспособный должник должен быть ликвидирован. Можно еще поспорить о судьбе должника, у которого задолженности не осталось совсем (с одной стороны, отсутствие требований - основание для прекращения производства по делу о банкротстве; с другой - такого основания для отмены уже принятого решения о конкурсном производстве, т.е. о ликвидации, Закон не предусматривает; последнее позволяет сформулировать вывод, в соответствии с которым конкурсное право оканчивается ликвидацией в любом случае, за исключением исполнения обязательств должника третьими лицами; подтверждают этот вывод нормы п. 1 ст. 149 Закона). Что касается судьбы должника, который понял, что сможет восстановить финансовое состояние, если не будет ликвидирован, то ситуация складывается более сложная. Закон 1998 г. данную проблему не решал вообще. В связи с этим В.В. Витрянский высказал совершенно обоснованное мнение, в соответствии с которым в Закон необходимо внести изменения, допускающие возможность "обратного хода" процедур банкротства, в частности, "среди судебных актов, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве (ст. 48 Закона о банкротстве), должно появиться определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению" <*>.
<*> Витрянский В.В. Указ. соч. С. 99.
Новеллой Закона является то, что в ст. 146 возможность перехода к внешнему управлению (при этом речь не идет о финансовом оздоровлении) предусмотрена. Но такая возможность существует, только если, во-первых, ранее восстановительные процедуры (финансовое оздоровление либо внешнее управление) не вводились; во-вторых, данные финансового анализа подтверждают, что именно в ходе конкурсного производства появились основания предполагать возможность восстановления платежеспособности должника; в-третьих, у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Таким образом, включение в Закон норм о возможности возврата к внешнему управлению из конкурсного производства подтверждают высказывавшуюся ранее мысль о продолжниковой направленности нового Закона. В связи с этим обращает на себя внимание некая непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам, если ранее они проводились (даже если доказана их успешность сейчас); если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицированно и впоследствии это доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению... Названы только наиболее ярко проявляющиеся аспекты непоследовательности законодателя. Было бы целесообразно исключить из Закона препятствия для возврата из конкурсного производства во внешнее управление, если кредиторы готовы проголосовать за такое решение.
Обращает на себя внимание еще один недостаток Закона, способный породить практические проблемы: п. 2 ст. 146 устанавливает квалифицированный порядок голосования по вопросу о переходе от конкурсного производства к внешнему управлению. Между тем п. 2 ст. 15, императивно устанавливающий перечень решений, принимаемых таким порядком (большинством от общего количества реестровых требований), указания на такое решение не содержит. В связи с этим возникает вопрос о возможности повторного голосования - ст. 146 о нем не упоминает, а п. 3 ст. 15 регламентирует повторное голосование по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15, из чего вполне может быть сделан не вполне логичный вывод, что повторное голосование по вопросу о переходе к внешнему управлению проводиться не может. Подробное рассмотрение вопроса перехода ко внешнему управлению от конкурсного производства не является целью настоящей статьи.
Распределение конкурсной массы, т.е. денежных средств, между кредиторами влечет погашение оставшихся неудовлетворенными требований. Важнейшей новеллой Закона 2002 г. являются нормы ст. 148, в соответствии с которыми кредиторы имеют право получить в счет неудовлетворенных требований неликвидное имущество должника. Недостатком Закона является отсутствие порядка регламентации передачи этого имущества, особенно в ситуациях, когда на него претендуют несколько кредиторов, в том числе относящихся к разным очередям.
Соответственно только при отказе кредиторов от принятия неликвидного имущества оно передается учредителям (участникам). Заметим, что обязанности их уведомлять у конкурсного управляющего нет, поэтому учредители (участники) должны сами позаботиться о том, чтобы получить информацию о наличии неликвидного имущества и написать заявление о его приобретении. В противном случае (при отсутствии заявлений) конкурсный управляющий совершенно правомерно передаст имущество органам местного самоуправления по месту нахождения имущества (обратим внимание - речь не идет о месте государственной регистрации должника).
После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника - юридического лица из государственного реестра юридических лиц.
Настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.
4. Социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
(см. текст в предыдущей редакции)
Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 110 настоящего Федерального закона.
(см. текст в предыдущей редакции)
Договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. В случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.
При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
4.2. После проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
5. Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Для начала - нормативное обоснование:
судебные акты об исключении из конкурсной массы:
Основное требование для включения в состав конкурсной массы - имущество должно принадлежать должнику на праве собственности. По сути, споры об исключении из конкурсной массы сводятся к доказыванию того обстоятельства, что имущество должнику не принадлежит.
Отдельный случай - исключение из конкурсной массы части денег на личные нужды (как в последнем приведенном примере из судебной практики).
Тут доказывание чуть иное. Как правило, принимается во внимание размер прожиточного минимума, утвержденный в соответствующем регионе. Прожиточный минимум - должнику, если есть ребенок - то еще на ребенка. Если жена на законном иждивении (например, до 3-летия ребенка) - то и на нее. Эту сумму можно увеличить, если есть дополнительные траты, которые суд признает обоснованными (например, расходы на лечение, подтвержденные меддокументацией и чеками, в некоторых случаях - расходы на найм квартиры, и т.д.).
О возможности сохранить часть заработка на личные нужды высказывались высшие суды: Постановление Пленума ВС РФ №45 от 13.10.2015 г. (пункт 39), Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от12 июля 2007 года N 10-П.
Споры о формировании конкурсной массы, о включении какого-либо имущества в ее состав либо об исключении из него решаются в судебном порядке.
Полномочия по распоряжению конкурсной массой принадлежат конкурсному управляющему (в отношении граждан, находящихся в процедуре банкротства – ).
В конкурсную массу попадает все имущество, которое может быть использовано для возврата денег кредиторам, за некоторым исключением. Согласно последним поправкам в законодательство, управляющий может не обращаться к оценщикам для проведения оценочных мероприятий и может использовать свои силы для этих целей. Конкурсная масса ИП ИП занимает промежуточное положение между юридическими и физлицами. Особенность ИП состоит в том, что бизнесмен рискует своим личным имуществом за долги, связанные с предпринимательской деятельностью. В конкурсную массу Индивидуального Предпринимателя включаются как основные и оборотные средства, материальные активы, так и его личная собственность: недвижимость, автомобили и пр.Имущество ИП (в том числе, закрывших свой бизнес) реализуется посредством электронных торгов.
Статья 131. конкурсная масса
Так, исключение может составить:
- Изъятое из гражданского оборота имущество предприятия-должника.
- Имущественные права должника.
- Жильё и жилищные фонды социального назначения.
В конкурсную массу не включаются арендуемые здания, помещения, оборудование, а также прочие виды имущества, находившиеся у должника на хранении. Таким образом, исключается из имущественной массы и осуществляется возврат любого имущества, на которое предприятие-должник прав собственности не имеет, при этом его принадлежность третьим лицам подтверждена документально. Формирование конкурсной массы - обязанность назначенного арбитражного или конкурсного управляющего.
Где можно увидеть список конкурсных управляющих, подробнее тут.
Формирование конкурсной массы при несостоятельности
Руководители достаточно формально подходят к выполнению этого требования, в лучшем случае выделяют из числа работников предприятия сотрудника, в лучшем случае бухгалтера, который должен сопровождать конкурсного управляющего в процессе анализа документов и проведения инвентаризации. К сожалению, законодательно не закреплена обязанность руководства передавать документацию и имущество конкурсному управляющему. Например, через оформление соответствующего акта приема-передачи.
В этом акте должно быть описано все имущество и его состояние, признаки (характеристики) для идентификации имущества. Имущество, которое конкурсный управляющий не принимает, в конкурсную массу не включается. Оно ляжет бременем недостачи на руководителя, который вынужден будет объяснить, куда и какое имущество выбыло, а так же подтвердить это документально.
Что такое конкурсная масса и из чего она формируется
Внимание
В реестр включается имущество, зафиксированное на балансе несостоятельного предприятия, на стадии конкурсного производства, а также выявленное в ходе производства исполнительного. При обращении взыскания только на имущество должника, в полном объёме оно будет использовано для погашения обязательств перед кредиторами. Наряду с данным понятием актуально использование и иного термина – имущественная масса.
Его возникновение связано с тем фактом, что в процессе судопроизводства имущество должника нередко претерпевает изменения. Этот термин используется непосредственно для обозначения имущества. В дальнейшем возможен возврат определённого имущества должнику или наоборот внесение его в конкурсную массу.
Кроме того, закон определяет и тот момент, какое имущество может быть рассмотрено для погашения долга, а в отношение какого данные меры не применимы.
Процесс формирования конкурсной массы должника
Также не может распространяться взыскание на имущество, которым должник пользуется на правах аренды. Ведь предприятие не является его фактическим собственником. В число объектов, подлежащих исключению, можно отнести жилфонд и коммунальную инфраструктуру, которыми пользуются рядовые граждане.
Также не попадают сюда имущественные личностные права сотрудников должника. Фактически их нельзя продать, так как они оформляются на конкретное лицо. Например, компания занималась высотными работами и допуски на работу на высоте на ее сотрудников не могут быть включены в конкурсную массу.
Конкурсная масса физического лица Конкурсная масса физического лица формируется на этапе реализации имущества, когда рассрочка по его долговым обязательствам не может быть утверждена ввиду недостаточности доходов или же физическое лицо не выполнило условия графика реструктуризации.
Конкурсная масса — особенности формирования и реализации
Но там же прописано, что имущество банкрота формирует эту массу. Подразумевается собственность, обнаруженная на дату инициирования конкурсного производства или во время него. Есть альтернативное определение. Конкурсная масса – это совокупность вещественных и обязательственных прав.
Иногда в состав КМ входят обязательства должника. В частности, это происходит тогда, когда банкрот – это цельный имущественный комплекс. Порядок формирования конкурсной массы Формирование массы включает в себя эти этапы:
- Опись/инвентаризацию имущества банкрота. Выполняется на базе бухгалтерской или отчетной документации.
- Меры по розыску или возврату имущества, которое незаконно передано третьим лицам.
- Выделение из массы залоговой собственности, которая предполагает составление отдельной описи.
- Корректировка КМ.
Формирование конкурсной массы в процедуре несостоятельности
Однако исключение составляют объекты стоимостью более 100 МРОТ.
- Семена.
- Предметы, нужные для медицинского обслуживания (к примеру, инвалидное кресло).
- Скот, который не используется в предпринимательской деятельности.
- Призы и памятные знаки.
Этот список не является окончательным. Арбитражный суд может дополнить его в зависимости от индивидуального случая. Исключается то имущество, продажа которого не имеет значительного влияния на удовлетворение требований кредиторов.
Это имущество, стоимость которого не превышает 10 000 рублей, а также неликвидные объекты стоимостью не более 100 МРОТ. Исключение из конкурсной массы ЮЛ Из конкурсной массы, сформированной из имущества ЮЛ, исключаются эти объекты:
- Объекты, которые изъяты из оборота в пользу государственной казны.
Проблемы формирования конкурсной массы должника
Исключение имущества После того как завершено предварительное формирование конкурсной массы производится ее корректировка через исключение части имущества. Подобное изменение допускается только по решению суда. Соответствующее постановление суд может вынести по ходатайству одной из сторон процесса о банкротства.
Обычно инициатива исходит от должника. Иногда подобное заявление подает непосредственно собственник имущество,а неправомерно включенного в конкурсную массу. Например, это супруга банкрота, которой принадлежит 50% в совместно нажитой собственности. К сведению Если суд, который занимается рассмотрением дела о признании несостоятельности, признает поступившее заявление необоснованным, то он откажет в исключении имущества.
Но должник всегда имеет право на обжалование такого решения.
Вы точно человек?
Если же торги проводятся по частям, то на них реализуются только активы и собственность.
- Особый правовой режим функционирования предприятия, который вводится с началом ее формирования и распределения. Он действует вплоть до финального распределения между кредиторами денежных средств, полученных на торгах, ликвидации компании и ее исключении из числа субъектов экономической деятельности.
- Совокупность имущества и имущественных прав должника, любые материальные/нематериальные ценности, которые трансформируются в ходе торгов в денежные средства. Хотя не всегда такое преобразование требуется. Так, в конкурсную массу включаются активы в виде денег: остатки на счетах юрлица-должника, дебиторская задолженность его партнеров и контрагентов и пр.
Исключение из конкурсной массы имущества
Заявление об исключении Вещи и собственность исключаются из конкурсной массы по ходатайству должника. Его он передает в Арбитражный суд, который отвечает за его дело. В заявлении необходимо отразить следующие моменты:
- В шапке документа прописываются реквизиты Арбитражного суда, ФИО истца и его контактные данные, номер и дата возбужденного в отношении него дела о банкротстве, период его реализации.
- Дата проведения инвентаризации и описи имущества управляющим.
- Перечень имущества, которое требуется исключить из состава конкурсной массы с указанием их отличительных характеристик.
- Основания для несогласия с включением имущества в перечень: оно входит в перечень собственности, которая не подлежит взысканию (например, предметы обихода и домашней обстановки, собственность дешевле 10000 р.
Конкурсная масса
Формирование конкурсной массы предприятия Когда кредиторы предприятия посчитали, что реабилитационные процедуры в отношении него неэффективны, то они могут установить в отношении компании этап конкурсного производства. Если суд утвердит соответствующее ходатайство, то это означает, что предприятие получило официальный статус банкрота.После завершения процессов формирования и распределения конкурсной массы, компания ликвидируется и подлежит исключению из реестра юридических лиц. В состав конкурсной массы предприятия входят:
- Основные средства предприятия: транспорт, оборудование, предметы, используемые в производственной деятельности, здания и сооружения, дороги, коммунальные сети, инженерные сети, инструменты и транспорт.
Такое изменение состава подлежащего продаже имущества производится по инициативе физического лица, которое вправе ходатайствовать об исключении части собственности. При этом окончательное решение об изменении состава конкурсной массы принимает арбитражный суд. В задачи финансового управляющего входит принятие комплекса мер по розыску и возврату отчужденного с нарушениями имущества для пополнения конкурсной массы.
Для чего он использует законные рычаги для возврата обязательств других физических лиц перед должником и анализирует сделки, совершенные им за предшествующие банкротству три года. Все дарственные и договора купли-продажи в пользу родственников могут быть аннулированы, а отчужденное по ним имущество – возвращено для целей реализации.
г. Москва и обл.
г. Санкт-Петербург и обл.
Федеральный номер