Изменения в ПДД: опасная езда. Разбираем по косточкам «Опасное вождение Определение опасного вождения в пдд
В России внедрение в использование на правовом уровне понятия «опасное вождение» большинством водителей было воспринято с явным негативом. При этом стоит отметить, что подобная практика уже имела место в ряде государств. Самое строгое наказание за такой стиль управления авто введено в Великобритании, где нарушителей ждет штраф в 5000 фунтов (в случае смертельного исхода наказание устанавливается в судебном порядке). Что же изменилось для россиян? Разберемся подробнее.
Штраф за агрессивное вождение
В ПДД термин «опасное вождение» был введен недавно - до 8 июня 2016 года его в сводах законов не использовали. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ N 477 от 30.05.2016, в п 2.7 Правил добавлен абзац, отмечающий, что водителям запрещено
«опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
О том, какой размер штрафа за опасное вождение в РФ в 2018 году их ожидает, водители узнали совсем недавно - статья 12.38, регламентирующая наказание за данное нарушение, внесена в КоАП РФ на основании ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение». В результате рассмотрения законопроекта, парламентарии утвердили предложенный вариант наказания водителей - 5000 рублей.
То, что штраф за агрессивную езду в 2018 году все же будет введен, мало кто сомневался. Однако некоторые моменты закона так и остались спорными, несмотря на то, что в Думе обещали внести коррективы в текст КоАП.
Так, например, в п.3 ст. 12.24 Кодекса к моменту принятия поправок, уже была обозначена административная ответственность водителей, не уступивших дорогу ТС, имеющему преимущество:
«Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
Подобная ситуация возникла и с перестроением в случае занятости всех полос. Данный момент дорожного движения регулировала ч.1 ст. 12.15:
«Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».
Таким образом, правило об опасном вождении дублирует существующие статьи, но с той разницей, что для него характерно неоднократное нарушение правил. При этом доказывать, согласно закону, сотрудникам Госавтоинспекции многократность нарушения не придется. Действует та же практика, которая применяется сегодня, например, при составлении протокола за проезд на красный свет. Здесь не требуются ни свидетели, ни запись с камер, поскольку оснований не доверять инспектору нет.
Штраф за создание аварийной ситуации на дороге
Стоит отметить, что введение штрафа за экстремальное вождение автомобиля преследовало благие цели - сокращение количества аварий, приводящих к гибели людей или нанесении им травм, а также повреждении имущества. Само понятие, введенное в Правила, акцентирует внимание на том, что «опасное вождение» имеет место быть лишь в том случае, если действия водителя:
«повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Какие же действия водителей могут быть рассмотрены как потенциально опасные для окружающих? Если вчитаться в само определение, то мы обнаружим в нем несколько типичных для наших дороги ситуаций:
- «шашки» (совершаемые несколько раз подряд перестроения);
- «нервяки» (агрессивное перестроение с созданием помех опережаемым авто);
- «торопыги» (выбор дистанции между авто, не соответствующей требованиям безопасности);
- «грядки» (несоблюдение рядности);
- «воспитатели» (резкое торможение с угрозой столкновения с идущим позади или опережаемым ТС);
- «упертость» (повышение скорости с целью не дать себя обогнать, когда другое авто уже начало маневр).
Таким образом, новая статья включает в себя наказание за неоднократное (то есть не менее двух раз нужно нарушить ПДД) пренебрежение пп. 8.4, 9.4, 9.10, 10.5, 11.3 Правил Дорожного Движения.
Обратите внимание, что штраф за опасную езду в 2018 году выписывается не самим инспектором, а начальником подразделения на основании составленного на дороге рапорта. В этой ситуации, пожалуй, единственный шанс доказать свою невиновность заключается в наличии возможности убедить инспектора, что маневр совершался с целью предотвращения ДТП. Если вы уверены, что маневры были вынужденными и не могут квалифицироваться по новой статье КоАП, рекомендуем обратиться к адвокатам, которые помогут вам собрать доказательную базу вашей невиновности и выстроят грамотную линию защиты при оспаривании наказания.
В смутные времена кризиса и экономической нестабильности, наши парламентарии всегда пытаются найти лазейку и возможности для получения хоть какого-то дохода в бюджет. Так можно сказать и о введении штрафа за опасное вождение. Ведь по сути очень трудно охарактеризовать и оценить кто ведет себя на дороге опасно, а кто нет. Итак, несколько месяцев витал проект о штрафе за опасное вождение, и вот в ноябре 2016 года мы стали как никогда близки к такому закону. Все дело в том, что распоряжением от 23 ноября 2016 года №2478-р этот законопроект был внесен на рассмотрение.
Так же что же могли внести и предложить парламентарии, дабы повысить безопасность на дороге до беспрецедентного…
Какой статьей регламентируется штраф за опасное вождение
По сути планируется дополнить Кодекс административных правонарушений статьей 12.38 КоАП РФ. Именно в ней будут прописаны условия для водителей управляющих ТС опасно. Надо сказать, что условия и их понимание это отдельная тема. По факту они смежены уже имеющимся правонарушениями и ключевым моментом здесь является хронология совершения нарушений. То есть если водитель в короткое время совершил несколько нарушений, то это и можно квалифицировать как опасное вождение. Сейчас попробуем разобраться, что же будет мотивационным поводом для вынесения штрафа
Что такое опасное вождение
Что можно сказать об определении опасного вождения!? Опасное вождение выражается в неоднократном совершении одного и того же или нескольких следующих друг за другом действий. Такие действия провоцируют создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба. К таким действиям относятся: невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; препятствование обгону.
Квалификация опасного вождения
Квалифицировать, то есть возможность определять опасное вождение будет предложено все тем же… Об этом свидетельствует внесения изменений в статью 23.3 КоАП РФ, где пропишут дополнительные привилегии по решению для статьи 12.38 КоАП РФ. Да, да, именно инспекторы ГИБДД будут решать, как часто можно совершать нарушения ПДД один за другим, а в каких случаях это уже не являются нарушения один за другим. Прежде всего это будет критерии по времени совершения нарушений, как мы уже говорили. Что же, здесь вновь остается надеться на беспристрастность, на адекватность и хорошее настроение инспектора.
Ведь сами посудите, что заплатить пусть даже два штрафа, скажем по статье 12.14 КоАП РФ часть 3, когда не уступил дорогу и через какое-то время объезжая препятствие по 12.15 КоАП РФ, будет куда дешевле. Нежели водителю будет вменено одно нарушение, но по статье 12.38 КоАП РФ «Опасное вождение».
Фиксация опасного вождения
Зафиксировать для доказательной базы опасное вождение будет весьма не просто. Ведь если это будет видеофиксация или фото-фиксация, то необходимо будет обеспечить последовательный ряд материалов, указывающих на несколько нарушений подряд. Именно поэтому говорить об эффективном выявлении таких нарушений, а также о привлечении нарушителей к ответственности, не приходится. Скорее всего, статья 12.38 КоАП РФ, станет более номинальной, нежели ходовой.
Штраф за опасное вождение
Само собой штраф за опасное вождение будет прописан в статье КоАП РФ упоминающей о нем. Это статья 12.38, и штраф в этом случае составит 5000 рублей. По крайней мере, это предварительный номинал для штрафа на ноябрь 2016 года.
Можно ли заплатить штраф за опасное вождение со скидкой в 50 процентов
Выше упомянутое нами Распоряжение, не вносит изменения в статью 32.2 КоАП РФ, а это значит, что в ней не появится исключение для статьи 12.38 КоАП РФ, то есть штраф за опасное вождение можно будет все-таки оплатить со скидкой в 50 процентов. Здесь главное угадать, а вернее соблюсти сроки. Оплата такого штрафа должна быть не позднее 20 дней с даты вынесения постановления и не ранее когда штраф о нарушении попадет в базу ГИБДД.
Вопрос ответ по теме «Штраф за опасное вождение»
Вопрос: Что такое опасное вождение и какой за него штраф
Ответ: По сути это цепочка из нескольких подряд нарушений. Штраф 5000 рублей. (после принятия закона в силу, на ноябрь 2016 год законопроект еще в рассмотрении)
Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про штраф за опасное вождение, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.
В настоящее время штраф за опасное вождение не предусмотрен и наложен быть не может. Однако существует законопроект, который и будет рассмотрен ниже.
Введение штрафа за опасное вождение
08.12.2016 Законопроект № 37057-7 рассмотрен Советом Государственной Думы.
Штраф за опасное вождение
Новый штраф за опасное вождение будет регламентироваться статьей 12.38 КоАП:
Статья 12.38. Опасное вождение
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Итак, размер штрафа за опасное вождение - 5 000 рублей . Накладываться данный штраф будет сотрудниками полиции. Дополнительное наказание в виде не предусматривается.
Что касается наложения указанного штрафа на практике, то у водителей есть много вопросов по данному поводу. Очевидно, что перед тем, как наложить штраф, сотрудник ГИБДД должен стать свидетелем опасного вождения. Однако опасное вождение представляет собой несколько нарушений совершенных друг за другом. Возникает вопрос: "Почему сотрудник ГИБДД не остановил водителя сразу же после первого нарушения правил?". Ведь за каждое отдельное нарушение предусмотрен штраф меньшего размера.
Тем не менее на практике бывают ситуации, в которых штраф за опасное вождение придется к месту. Например, если водитель пытается скрыться от погони полиции и при этом многократно нарушает требования правил. При этом сотрудники ГИБДД не могут остановить водителя для оформления каждого из нарушений по отдельности.
В завершение хочу привести один интересный факт. В настоящее время глава 12 КоАП содержит статьи с номерами до 12.37. Поэтому уже несколько законопроектов, находящихся в Государственной Думе, предлагают дополнить данную главу новой статьей 12.38. При этом относятся они к совершенно разным нарушениям. Например, также имеет номер 12.38. На практике вакантный номер займет тот законопроект, который будет принят и опубликован первым.
Удачи на дорогах!
В статье пойдет речь об опасном вождении транспортного средства. Что является нарушением, как оформить жалобу, и какова ответственность – далее.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Проанализировав аварийную ситуацию на дороге, можно прийти к выводу, что большинство дорожно-транспортных происшествий вызваны опасными способами управления транспортного средства.
Проблема привела к необходимости разработать меры по предотвращению жесткого управления машиной. Какова ответственность за нарушение?
Общие моменты
Ранее водителям России выписывали непонятные штрафные санкции за агрессивное вождение машины или за создание аварийной ситуации на дороге.
При необходимости инспектор ГИБДД давил на водителя и оформлял протокол. Это приравнивалось к коррупции.
После многочисленных обращений водителей в суд государство решило пересмотреть правила, которые касаются опасного вождения.
Обнаружить нарушителя, не соблюдающего правила дорожного движения, непросто:
Любой человек, который стал свидетелем или пострадавшим в результате из-за агрессивного управления, имеет право обратиться в патрульную службу с просьбой найти нарушителя и наказать его.
Признаками такого вождения считаются:
- резкая остановка без соблюдения расстояния;
- нарушение правил перестроения;
- опасный ;
- препятствие обгону;
- приближение к автомобилю на критичное расстояние;
- маневры опережения;
- нарушение боковой дистанции;
- неуступка дороги транспорту, у которого преимущество;
- недопустимая скорость;
- маневры на пешеходных переходах.
Такие действия вызывают происшествия на дороге, травмы и гибель людей, материальные ущербы.
Пока закон не вступил в силу, до конца не ясно, каким именно будет наказание за опасную езду.
Государственной думе предлагали множество вариантов – штраф 500 рублей, позже – 5 тысяч, лишение и прочие.
В законодательстве ни один из них пока не одобрили. Если закон одобрят, в внесут поправки касательно меры наказания за опасное вождение.
Определение термина
Опасное вождение – частое совершение одного или более действий по нарушению правил дорожного движения.
Конфликтные ситуации на дороге вызывают или тормозят движение.
Вождение автомобилем признают небезопасным в следующих случаях:
Опасное вождение фиксирует и регистрирует работник ГИБДД.
Что входит в типичные нарушения
Небезопасное управление машиной делят на следующие типы – «шашки», «нервяки», «торопыги», «грядки (езда в междурядье)», «учитель», «упертый».
«Торопыги» | Разновидность управления, при котором автомобилист не придерживается безопасной дистанции до автомобиля, который движется впереди. Также нужно следить интервалом по бокам между автомобилями. В соответствии с ПДД, в обязанности автомобилиста входит соблюдение такой дистанции до впереди движущейся машины, которая позволит избежать столкновения с ней. Эксперты рекомендуют ориентироваться не на расстояние, а на время, которого хватит для сравнивания с этим транспортным средством |
«Упертый» | Разновидность вождения, когда водитель прибавляет газу и мешает обгону автомобиля, следующего сзади. В такой ситуации виновными могут быть оба. Водитель, который обгоняет, должен быть уверен в том, что он не мешает остальным автомобилистам. Обгоняемый не должен прибавлять скорость, если заметил, что его стараются обогнать |
«Учитель (воспитатель)» | Разновидность управления, при которой водитель специально притормаживает перед транспортом, который едет впереди. Вину в таком случае доказать будет сложно, поскольку неизвестна – торможение происходило специально, или водитель пытался избежать аварии. Прямой статьи в КоАп с мерой наказания за это нарушение пока нет. Как утверждают специалисты, почти нереально установить, преднамеренное было торможение, или водитель таким образом избегал аварии. Сложно доказать, умышленное это было действие или нет |
«Шашечки» | Такая разновидность вождения, когда водитель по непонятным причинам перестраивается из одного ряда в другой, при этом полосы полностью загружены – возникает аварийная ситуация. Если движение интенсивное, и все полосы заняты, менять их можно только в случаях – поворота влево или вправо, остановки или объезда препятствий |
«Грядки» | Езда по линии разделения полос. Ее часто используют мотоциклисты |
«Нервяки» | Езда, при которой автомобилист становится на пути машины, пытающейся обогнать его. Согласно правилам дорожного движения автомобилисты обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся в одинаковом направлении с ним без снижения скорости |
Что говорит эксперт – основное требование к водителям при перестройке – не заставить другого автомобилиста притормозить.
Главная проблема при этом – неправильное обучение в автошколе, в которой учат уступать дорогу при перестроении и останавливаться.
А нужно, наоборот, набрать скорость и только после этого встроиться в свободное место. Не менее опасным типом вождения является «дрифт» – езда, при которой гражданин направляет автомобиль в управляемый занос.
Посмотреть видео-пример по каждому типу опасного вождения можно на сайте . Независимо от типа опасного вождения, нарушителей ожидает одинаковое наказание.
Закон об опасном вождении машины
Закон об опасном вождении – .
Наказание за такую езду еще не придумали, но предполагается ввести за это уголовного характера и лишение прав при повторном нарушении.
Постановление коснется тех, кто неверно себя ведет на трассе, подвергая опасности не только собственную жизнь, но и других – водителей и пешеходов.
Цель закона – призвать автомобилистов придерживаться правил дорожного движения и не создавать аварийных ситуаций на дороге.
Основные положения норматива
Текст закона об опасном вождении изложен в . Ознакомиться с ним можно по ссылке .
Когда вступит в силу
Термин «опасное вождение» был добавлен в правила дорожного движения 8 июня 2016 года. Законопроект приняли на рассмотрение, но окончательное решение еще не вынесено.
Когда вступит закон об опасном вождении в силу, точно не известно. Ориентировочная дата – 1 июля 2019 года.
Каким образом будут искать нарушителей, кто будет следить за порядком и в какую инстанцию обращаться – пока не известно.
Новый законопроект может не действовать, поскольку агрессивное вождение доказать практически невозможно.
Видео- или фотофиксатор могут не сработать – а они являются основным доказательством нарушения на дороге. Пока закон до конца не одобрят, статистика аварий на дороге не улучшится.
Меры наказания при нарушениях
Для доказательства вины водителя требуется не только фото- и видеофиксация нарушения, но и пошаговая фиксация, которая доказывает совершение опасных маневров несколько раз подряд.
То есть, привлечь нарушителя к не так просто. За несоблюдение правил вождения (за опасную езду) водителю грозит административный штраф.
На его размер влияет тип вождения, угрожающего безопасности других водителей на дороге. Мера наказания регулируется . Типы штрафов:
В 2019 году размер штрафа за опасное вождение составит 5 тысяч рублей. В дальнейшем наказание хотят ужесточить – изымать либо назначать на конкретный период времени.
Причины наложения штрафной санкции:
Если во время аварии или при гибели человека движения не было, вождение считается безопасным.
Кодексом административных правонарушений допускается 50% скидка при оплате штрафа.
Видео: закон про опасное вождение. Автохамы и лихачи завоют
Действительна она в течении 20 суток с момента вступления постановления в законную силу. Не стоит оплачивать штраф ранее, чем данные о нарушении будут внесены в базу патрульной службы.
Чтобы не выписали штраф за опасное вождение, необходимо соблюдать такие требования:
- не нарушать правила дорожного движения;
- установить в машину видеорегистратор;
- совершать маневры плавно, включать поворотники;
- соблюдать дистанцию;
- не поддаваться на провокации других водителей.
На дороге нужно быть аккуратным и предусмотрительным.
Порядок подачи жалобы при несогласии
Подать жалобу можно в ближайшее отделение ГИБДД. Гражданин пишет заявление и лично предоставляет доказательства или отправляет заказное письмо в электронной форме.
Рассматривая дело, сотрудники патрульной службы вправе вызывать свидетелей, чтобы уточнить информацию.
Чтобы сотрудники ГИБДД приняли жалобу, на записи с видеорегистратора должны быть видны такие сведения:
- происшествие, например, перестройка из одной полосы в другую;
- марка и номер автомобиля, совершившего нарушение;
- точные дата и время.
Форма заявления свободная. Указывают следующие данные:
- когда, где и во сколько произошло нарушение;
- о нарушителе – номер, марку и модель машины;
- ситуацию;
- статью Кодекса административных правонарушений, предусматривающую наказание.
Если заявление подается на официальном сайте, порядок действий таков:
- Открывается вкладка на заполнение анкеты.
- Выбирается регион, в котором было нарушение.
- Заполняется открывшаяся форма. В строке «Цель» ставится «Заявление». Указываются личные данные нарушителя.
- Выбирается способ получения ответа. Лучше указать электронную почту. Если будет выбран письменный ответ, решение станет доступным нарушителю.
- Вводится номер телефона.
- В основном поле указывается суть нарушения, прикладываются доказательства (фото или видео).
Столь спорную, но, безусловно, нужную поправку после долгих обсуждений все же приняли. Теперь в пункте 2.7 ПДД появился целый абзац, согласно которому в нашей стране вводится новый термин в ПДД — опасное вождение.
Новшество, о котором идет речь, вступило в силу 30 мая 2016 года после вынесения постановления Правительства РФ № 477 . Т.е. если ранее были несогласованности относительно закрепления данное нормы в законодательном виде, то сейчас решение принято окончательно.
Закон об опасном вождении в 2019 году с трудом «выбил» себе утверждение, т.к. имел целый ряд противников, главными из которых являются автомобилисты. Последние остаются уверенными, что поправки в ПДД (об опасном вождении) дадут возможность сотрудникам ГИБДД по личному усмотрению квалифицировать некоторые нарушения на дороге, относя их к опасному вождению. Отсюда вам и резкий рост количества штрафов. Но норма принята, а значит, имеется смысл рассмотреть то, как она будет работать.
Определение термина
Противники данной поправки в виде основного довода указывали на то, что она является лишней, т.к. в законодательстве уже есть смежный термин — агрессивное вождение, который, в принципе, и охватывает все возможные ситуации. Т.е. надобности в новой номе никакой нет. Но законодатели посчитали по иному, и дали определение новой норме.
Сейчас определение понятия опасное вождение характеризуется следующим образом — это такое движение, которое выражается:
- в многократном совершении одного или же нескольких идущих друг за другом маневров,
- заключающихся в неисполнении при маневре требования уступить путь транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом направления,
- маневре при плотном движении, когда все имеющиеся полосы дороги заняты, кроме ситуаций поворота налево или направо, разворота, остановки или обхода препятствия,
- несоблюдении положенной дистанции до движущегося впереди автомобиля, несоблюдении бокового расстояния, резком торможении, если такое торможение не делается для предотвращения ДТП,
- воcпрепятствовании обгону, если описанные маневры повлекли создание участником в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) следование иных участников дороги в этом же направлении и с той же скоростью создает вероятность гибели или ранения людей, повреждения машин, зданий и строений, грузов или причинения иного материального вреда.
Как видно, здесь все же имеются и некоторые исключения. Именно это еще больше усложнит работу и применение данного новшества на практике.
Изменения, внесенные в ПДД
Официальная трактовка нормы, которая прямо закреплена в пункте 2.7 ПДД и введена в действие соответствующим постановлением. Т.е. поправки в ПДД (опасное вождение) внесены именно в этом виде, и каких-либо дополнений не требуют.
По мнению специалистов и просто автолюбителей эта норма содержит довольно много пробелов и недочетов (к примеру, проблемы в установлении факта на дороге при отсутствии видео фиксации). Но как эта норма будет работать, и будет ли работать вообще, мы узнаем только через некоторое время. Далее расскажем о том, какой штраф предусмотрен за опасное вождение.
Штрафы за опасное вождение в 2019 году
Штраф за опасное вождение в 2019 году характеризуется, как самое «больное» место у описываемой нами нормы. Дело в том, что само по себе опасное вождение не нарушение. а лишь угроза (т.е. всего лишь вероятность) создания неблагоприятной ситуации на дороге. Но здесь следует понимать различие с созданием аварийной ситуации, что давно прописано в , в соответствии с которой нарушении заключается в действиях, которые стали (в фактическом виде) причиной ДТП.
В случае же с опасным вождением, как мы уже отметили, ДТП имеет лишь гипотетический или возможный характер. Получается, что опасное вождение внесено в законодательство 2016 года, но как и каким способом оно будет наказываться пока неясно.
В процессе разработки нормы (который, к стати, берет начало с марта 2014 года) звучали совершенно разные варианты: одни законодатели предлагали
- Ввести штраф в размере 500 рублей, указывая на то, что подобное правонарушение не влечет за собой последствий, кроме вероятности их наступления.
- Другие же сочли такой размер штрафа за опасное вождение слишком мягким, и предложили установить фиксированный размер в виде 5 тыс. рублей.
- Более радикальные сторонники введения новой нормы указывали на то, что помимо штрафа необходимо и лишать водителя прав. При этом звучали совершенно различные сроки, вплоть до одного года.
Естественно, что ни о каком лишении прав здесь речи идти не должно, т.к. инициаторы законопроекта прекрасно понимают, что это такое наказание не соразмерно с самим нарушением. К слову, термин опасное вождение в КоАП РФ пока также никак не закреплен, поэтому и нет соответствующего наказания. Предполагается, что это будет сделано в самое ближайшее время.
Примеры опасного вождения в РФ
Перед тем, как придавать норме юридическую силу, необходимо скомбинировать все возможные ситуации подпадающие под рассматриваемое нами определение. Конечно, это делается для сведения проблем с квалификацией (установлении факта) к минимуму. Т.е. сотрудник ГИБДД должен четко указать на нарушение, а водитель должен четко понимать, что в данный момент совершает правонарушение. Поэтому законодатели уже обозначали несколько примеров, которые уже точно будут подпадать под определение опасного вождения.
Пример 1: резкое торможение
Вы двигаетесь с положенной скоростью, соблюдаете дистанционный режим, но тут понимаете, что едите в неправильном направлении (просто перепутали дорогу) и решили развернуться. Если маневру предшествует резкое торможение, то это будет расценено как опасное движение. Т.е. водитель, который двигается сзади может вовремя не среагировать, отсюда вам и вероятность ДТП, о какой мы говорили ранее.
Но чаще всего применение этого случая находится в народном понятии «учитель». Когда один водитель решил проучить другого, резко оттормаживая автомобиль перед «учеником», тем самым провоцируя ДТП.
Пример 2: шашки
Вы не нарушаете никаких правил, но в процессе движения необоснованно часто перестраиваетесь из одного ряда в другой. В народе данный маневр значится как «игра в шашки». Т.е. неоднократный обгон (даже если он и допускается на данном участке) с перестроением, будет расцениваться как опасное вождение. Ведь проделывая подобный маневр, вы заведомо вносите неблагоприятную ситуацию, что может помешать другим водителям в процессе движения.
Пример 3: несоблюдение бокового интервала
Новые правила ГИБДД опасное вождение, по которым приравнивается к правонарушению, затронули и так называемый режим боковой дистанции. Здесь имеется в виду ситуации, когда, к примеру, на двухполосном участке дороги со встречным движением, некоторые автолюбители слишком двигаются слишком близко к разделительной полосе. Т.е. когда расстояние между встречными машинами является минимальным. Получается, для того, чтобы ваши не подпадали под действие описываемой нормы, по мнению ее разработчиков, следует двигаться немного правее от разделительной полосы. Это снизит вероятность возникновения ДТП.
Пример 4: подрезание
В среде автолюбителей данный маневр снискал себе название как «подрезание». Т.е. это происходит тогда, когда один водитель не соблюдает требование преимущественного движения, и тем самым намерено препятствует движению другого автомобиля, который пользуется прерогативой.
Пример 5: препятствие обгону
Новые правила ПДД опасное движение, по которым совсем скоро будет называться денежным штрафом, охватили и ситуацию, когда один автомобиль намерено, препятствует обгону другим машинам. Т.е. вы двигаетесь с положенной скоростью, и на допустимом для маневра участке хотите пойти на обгон, но впереди идущий автомобиль вас намерено не пропускает — это типичный пример опасного движения.
Пример 6: соблюдение дистанции
Каждый водитель прямо обязан соблюдать положенную дистанцию от впереди идущего автомобиля. Но ведь подобная норма уже давно действует, и для чего требовалось ее приобщать к опасному движению? Все дело в том, что ранее само по себе это не являлось нарушением, а лишь говорило о вине водителя в случае совершения таковым ДТП — т.е. двигался с нарушением дистанции, а значит, является виновников аварии. Теперь же, такое движение, даже без ДТП, будет являться самостоятельным правонарушением.
Поэтому, вопрос относительно того, когда вступит в силу закон об опасном движении, сейчас уже не актуален, т.к. изменения уже закреплены в законодательном виде, и с ними можно ознакомиться в тексте пункта 2.7 ПДД, либо в тексте Постановления за номером 477 от 30 мая 2016 года.
Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.