История создания рсчс. задачи рсчс
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами РСЧС являются:
1. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС.
2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС.
3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС.
4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
5. Подготовка населения к действиям при ЧС.
6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС.
9. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.
10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
12. Международное сотрудничество в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Рассмотрим подробнее вышеприведенные задачи.
1. Выполнение этой задачи крайне необходимо для обеспечения выполнения других задач. Можно сказать, что это своеобразная база для выполнения всех остальных задач. Нормотворческой деятельностью занимаются органы государственной власти субъектов РФ.Эта деятельность не противоречит федеральному законодательству в сфере обеспечения безопасности людей и территорий от ЧС.
2. Результатами этих целевых и научно-технических программ должно стать спасение жизни и здоровье людей, исключение возможности появление ЧС в общем, сохранение материальных, культурных и иных ценностей, обеспечение непрерывной деятельности социально значимых объектов и организаций РСЧС заблаговременно.
3. В структуре РСЧС, на сегодня выделяются силы и средства, за создание которых отвечают как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организаций. Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают полную и постоянную готовность сил и средств, которые необходимы в ЧС. Если органы государственной власти субъектов РФ не имеют достаточных сил и средств для проведения всех мероприятий, связанных с возникновением ЧС, то они вправе обратиться за помощью к Правительству РФ, но в обязанности этих органов все же входят самостоятельное финансирование указанных мероприятий, хотя законом предусмотрено финансирование и из федерального бюджета. В силы и средства входят аварийно-спасательные службы, формирующиеся с учетом обеспечения работы в автономном режиме не более трех суток, они находятся в состоянии постоянной готовности. Чтобы экстренно среагировать на возникшую ЧС эти силы, по согласованию с их органами управления, могут привлекаться к работе в ЧС Министерством РФ по делам ГО и ЧС. Вооруженные силы РФ и все воинские формирования составляют специально подготовленные силы и средства и подчиняются непосредственно Верховному главнокомандующему, Президенту РФ. В то же время руководство организаций и объектов в праве создавать свои нештатные аварийно-спасательные формирования, участвующих во всех необходимых работах в ЧС.
4. Эту задачу можно пояснить так: обеспечивается поток информации между этой системой и другими объектами и организациями, т.е. РСЧСсобирает, обрабатывает и обменивается сведениями, касающимся защите населения и территорий РФ от ЧС и предоставляет их по запросу. Информационное обеспечение, необходимое для учета данных, фиксирования возникновения ЧС в определенных регионах и в целом функционирования РСЧС,играет важную роль. Помогают в этом Управление в кризисных ситуациях Министерства РФ по делам ГО и ЧС, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, органов управления по делам ГО и ЧС. Осуществляется взаимное информирование с помощью средств связи и передачи данных. Порядок сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера своим постановлением № 334 от 24 марта 1997 г. определило Правительство РФ. Сведения управлений, информационных центров должны быть полезными для деятельности РСЧС, т.е. содержать прогнозы или конкретную информацию уже возникшей ЧС, о ее последствиях для населения и соответственной территории, безопасности на них. Необходимы также данные о том, какие меры и действия принимают предприятия, организации, учреждения, органы местного самоуправления и вообще органы власти, чтобы предупредить и ликвидировать в случае возникновения ЧС, что собственно и является целью сбора и обмена информацией в этой области. Население информируется об угрозе возникновения ЧС своевременно с помощью специальных постоянно действующих органов управления, в чьи обязанности это входит. В системе информирования также действует некоторый принцип иерархичности, потому что организации информируют органы местного самоуправления и федеральные органы исполнительной власти Министерства РФ по делам ГО и ЧС. Таким образом, осуществляется стройная система информирования. Данное Министерство связывает воедино всю работу этих органов и организаций по сбору и обмену информацией, и сама собирает и обрабатывает сведения по защите людей и местности от ЧС. Министерство информирует Правительство о ЧС всех масштабов и действиях по их ликвидации, учитывает все ЧС, а также каждый год предоставляет доклад Правительству о защите людей и территории от ЧС. В полномочия органов государственной власти субъектов РФ входят все меры по взаимному информированию и оповещению населения, основным способом которого является передача сообщения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС по радио и телевидению, в основном содержащие требование обладать спокойствием и порядок действий и правила поведения в ЧС. Если подробнее рассмотреть ситуацию на предприятиях, необходимо заметить, что по запросу предоставляется информация и сведения по вопросу обеспечения безопасности работников и соответствующей территории, а при угрозе им должны быть задействованы системы оповещения.
5. Под этой задачей понимается обучение населения способам и действиям, направленным на сохранение собственной жизни, здоровья и поддержания порядка в сложившейся обстановке. Порядок подготовки определяет Правительство РФ во главе с Премьер--министром, которые ответственны за состоянием гражданской обороны в стране. Население подготавливается во всех организациях, на объектах экономики, в образовательных учреждениях различного уровня и по месту жительства, где этим занимается жилищно-коммунальные отделы. Все специалисты и в целом силы РСЧС подготавливаются в учреждениях среднего, высшего образования, а в дальнейшем они могут повышать свою квалификацию в специальных учреждениях и на курсах, центрах и в той организации, где работают. А 24 июля 1995 г. было издано постановление Правительства РФ № 738 «О порядке подготовки населения к действиям в условиях ЧС», разделившее все население РФ на категории, обучаемые действиям в ЧС, способам защиты, в зависимости от и социальной роли и статуса. В первую категорию вошли все неработающие граждане, т.е. дети дошкольного возраста, пенсионеры, инвалиды. Они изучают вопросы безопасности деятельности и деятельности в ЧС благодаря средствам массовой информации, специальным книгам, научно-популярным журналам. Вторую категорию составляют все учащиеся различных образовательных учреждений, изучающие вопросы организации ГО и ЧС в соответствии с учебным планом, количеством часов изучения и рабочим программам. Граждане, работающие в организациях, учреждениях, объектах экономики рассматривают эти же вопросы на своих рабочих местах, ответственный за обучение непосредственно руководитель.
6. Эта задача является очень важной, так как, не спрогнозировав и не оценив последствия ЧС, государство просто не имеет возможности разработать адекватный план её ликвидации.
7. Особенность этой задачи состоит в том, что резервы финансовых и материальных ресурсов должны быть созданы заблаговременно. Правительство формирует резервный фонд, который определяется федеральным бюджетом. Точно также резервы формируются в субъектах РФ и на местах. Федеральные органы исполнительной власти составляют резервы ведомственного характера. Организации формируют эти фонды за счет собственных средств.
8. Контроль осуществляют службы, наблюдающие за состоянием территории, за состоянием здоровья людей, подвергающихся риску. Здесь же участвует Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, группы и службы, участвующие в контроле над качеством пищевого сырья, продуктов питания; геофизические службы РАН, по гидрометеорологии и исследованию окружающей среды, по атомной энергии, а также специальные учреждения ГО.
9. Понятие «ликвидация ЧС» включает в себя определенные действия, направленные на проведение спасательных, аварийных работ, прокладка путей и устройство проездов в завалах для движения техники, закрепление и обрушение каких-либо конструкций, которые в перспективе могут обвалиться, временное восстановление линий связи и коммунально-энергетических сетей и других работ, имеющих целью спасти жизни людей, их здоровье, сохранить материально-культурные ценности, обнаружения, обезвреживания и уничтожения не взорвавшихся боеприпасов, а также по возможности минимизировать зоны ЧС. Зоны ЧС - это часть территории РФ, где возникла ЧС. Вся территория РФ включающая в себя землю, воду, воздушные пространства, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, находится под защитой ФЗ. Ликвидируют ЧС штатные формирования, т.е. войска ГО, МВД, связи и химические войска, службы МПС, морского флота РФ, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ветеринарные и службы, охраняющие растения Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, службы медицины, катастроф, спасательные и восстановительные отряды, отряды МЧС и другие формирования. На добровольной основе, но с согласия органа исполнительной власти могут действовать и внештатные службы. Все вышеуказанные формирования могут быть военизированными или не быть таковыми. Если говорить в общем, то ликвидацию ЧС осуществляют специально уполномоченные по этому вопросу комиссии по ЧС, они действуют на всей территории РФ. Комиссии имеют право обращения в вышестоящие комиссии по ЧС, в случае нехватки собственных сил и средств, за помощью. Если и этой помощи недостаточно, то федеральные органы исполнительной власти также оказывают недостающую помощь. В случае больших масштабов ЧС и недостатке сил и средств для ее ликвидации образуется Правительственная комиссия.
10. РСЧС оказывает необходимую медицинскую, материальную, правовую, гуманитарную и иную помощь и поддержку пострадавшему населению.
11. Правовая поддержка выражается, прежде всего, в реализации прав и обязанностей населения и в частности тех, кто принимал участия в ликвидации ЧС. Гражданин РФ имеет право на защиту жизни, своего здоровья и личного имущества в ЧС, а также возмещение ущерба, причиненного ему. При непосредственной ликвидации ЧС гражданин РФ вправе пользоваться любым имуществом, предназначенных для этих целей, и средствами коллективной и личной защиты. Неотъемлемым правом является и право на информацию о последствиях, которые ждут человека, пребывающего в зоне ЧС, а также о мерах защиты. Граждане могут лично или коллективно обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, по интересующим их вопросам, это их конституционное право. Никем не запрещено их участие в ликвидации ЧС и ее последствий, но по установленным правилам. Люди, пострадавшие или находившиеся в зоне ЧС имеют право на медицинскую, гуманитарную и иную помощь, на льготы и компенсацию участвующим в ликвидации ЧС, возмещение ущерба и бесплатное государственное страхование. Гражданин РФ имеет право на пенсионное обеспечение, если он потерял трудоспособность или кормильца семьи в ходе осуществления обязанностей по ликвидации ЧС, защите населения и территории.
Обязанностей у гражданина РФ намного меньше, чем прав в этой сфере, что указывает на необходимость их исполнения.
Гражданин обязан соблюдать все законы в области защиты населения и территории от ЧС, издаваемые в РФ. Он должен быть крайне осторожен как дома, так и на производстве и выполнять все требования безопасности, не нарушая соответствующих правил, для чего гражданину необходимо быть грамотным в этой области знаний. Человек должен уметь оказать первую помощь пострадавшему, уметь защитить себя с помощью специальных коллективных и индивидуальных средств. Такие знания можно получить в образовательном учреждении, в организации и с помощью средств массовой информации, что обязывает человека самосовершенствоваться в этом. Гражданин обязан вести себя в ЧС так, как это требуют правила и при недостатке сил и средств помочь в каких-либо неотъемлемых работах.
12. Важно заметить, что РСЧС сотрудничает с подобными организациями в других странах, совместно решаются вопросы спасения и защиты людей от ЧС. Если необходим обмен данными с иностранными государством, то это осуществляется в соответствии с международными договорами.
Структура РСЧС
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
на территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на федеральном уровне - МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);
на территориальном и местном уровнях - соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);
на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органами повседневного управления единой системы являются:
Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
Центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Cилы и средства РСЧС (ГОСТ Р 22.0.02-94 пункт 2.2.14) - силы и средства территориальных и функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Силы и средства ликвидации ЧС предназначены для выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, работ по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения.
К силам и средствам единой системы, в соответствии с пунктом 13 Положения о РСЧС, относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля:
Службы (учреждения) организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территорях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
Формирования государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;
Ветеринарная служба Минсельхоза и продовольствия РФ;
Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Минсельхоза и продовольствия РФ;
Геофизические службы РАН, оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Минатомэнерго России;
Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
3.08.1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в состав сил и
средств ликвидации чрезвычайных ситуацийвходят:
Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета;
Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры Федеральной службы речного флота России), других федеральных органов исполнительной власти.
Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Для предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера могут привлекаться силы и средства гражданской обороны в порядке, установленном федеральным законодательством.
В состав правительственных комиссий включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров. В их компетенцию входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Основные задачи правительственных комиссий:
Формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;
Координация деятельности органов исполнительной власти в области разработки проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесённым к её компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке этих проектов в Правительство РФ;
Подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территорий страны от ЧС;
Проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;
Определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС;
Разработка проектов федеральных целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС, защите населения и территорий страны от ЧС, координации работ по выполнению этих программ;
Координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФи органов местного самоуправления при ликвидации ЧС (социально--экономическая и правовая защита, медицинская реабилитация граждан, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС);
Определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.
Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в её состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Задачи объектовых КЧС:
Руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надёжности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
Организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
Обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
Руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.
01. Организационная структура РСЧС
В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время.
При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.
Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:
Функциональных (создаются федеральными органами власти),
Ведомственных.
РСЧС имеет пять уровней:
Федеральный,
Региональный,
Территориальный,
Местный,
Объектовый.
Каждый уровень РСЧС имеет:
о координирующие органы,
Органы управления,
Силы и средства РСЧС,
Системы связи и оповещения,
Резервы финансовых и материальных ресурсов.
2. Основные задачи РСЧС
Основными задачами РСЧС являются:
Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации - защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;
Формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
Ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;
Выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);
Оказание гуманитарной помощи и др.
При этом координирующими органами РСЧС являются:
На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;
На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).
Органами повседневного управления РСЧС являются:
Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.
3. Режимы функционирования РСЧС
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.
При этом режим повседневной деятельности включает:
Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;
Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам - защиты и действиям при ЧС;
Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
Осуществление целевых видов страхования.
Режим повышенной готовности предусматривает:
Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;
Усиление дежурно-диспетчерской службы;
Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
Принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
Приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:
Организацию защиты населения;
Выдвижение оперативных групп в район ЧС;
Организацию ликвидации ЧС;
Определение границ зоны ЧС;
Организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.
Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.
При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.
Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая - для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).
В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.
Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.
ВАРИАНТ - 3
1. Для чего создана РСЧС?:
1.
2.
3.
4.
2. Основные задачи РСЧС:
1.
2.
3.
4.
1. Штаб ГОЧС.
2.
3. Органы управления ГОЧС.
4. МЧС России
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1. На станциях мониторинга;
2. В республиках;
3. В краях;
4. В областях.
1. Коммерческими структурами;
2.
3.
4.
1. Особо охраняемые территории;
2. Профсоюзные организации;
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3. Разрабатывают план действий в ЧС;
4.
1.
2.
3.
1.
2. Комиссия по ЧС;
3. Правительство РФ;
4.
1.
2.
3. Штабом ГО и ЧС.
1. 10 систем;
2. 16 систем;
3. Не делятся на системы;
4. Делит штаб ГО и ЧС.
16. РСЧС предназначена для:
1.
2.
3.
4.
5. Все вышеперечисленные варианты.
4. Нет уровней.
1. Территориальному;
2. Производственному;
3.
4. Единоначалия.
1. МЧС России;
2. Администрация Президента РФ;
3.
4. Правительство РФ.
Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
Бедствий?
1. в 1961 г.;
2. в 1990 г.;
3. в 1994 г.
Какие задачи выполняет РСЧС в режиме повседневной деятельности?
1. Оперативное управление ходом аварийно-спасательных и других неотложных работ;
2. Подготовку к конкретным ЧС и смягчению их последствий;
3. Наблюдение и контроль за состоянием природной среды и
4. Потенциальноопасных объектов.
На какой режим работы переходит РСЧС при ухудшении радиационной, химической
Или сейсмической обстановки?
1. Повседневной деятельности;
2. Повышенной готовности;
3. Чрезвычайный режим.
Подлежат ли защите от чрезвычайных ситуаций и их последствий иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России?
2. Нет.
24. Что не является источниками радиоактивных излучений?
1. Радиоактивные продукты деления ядерного заряда;
2. Продукты сгорания, образующиеся при взрыве;
3. Радиоактивные вещества не прореагировавшейся части ядерного заряда
4. Химические элементы с неустойчивыми ядрами.
25. Какие не существуют единицы, характеризующие ионизирующие излучения?
1. Рентген;
2. Бэр;
3. Ватт;
1. Кюри.
26. Когда впервые было применено химическое оружие?
27. Что не относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?
1. Противогазы;
2. Защитные колпаки;
3. Респираторы;
4. Ватно-марлевые повязки.
28. Что не относится к средствам индивидуальной защиты кожи?
1. Бинты и повязки;
2. Защитные комплекты;
3. Накидки;
4. Резиновые сапоги и перчатки.
Что принято называть вторичными факторами поражения в условиях военных чрезвычайных ситуаций?
1. Травмы и поражения осколками, радиационное и химическое поражение
вследствие прямого воздействия средств поражения;
2. Очаги химического, биологического, радиационного заражения, пожары и
пр., в результате разрушения потенциально опасных объектов,
гидродинамических сооружений и пр.;
3. Нарушение систем водо- и энергоснабжения, медицинской помощи,
разрушения жилищ.
К какому оружию относятся боеприпасы, действия которых основаны на
Использовании внутриядерной энергии?
1. Ядерному;
2. Обычным средствам поражения;
3. Химическому.
Что представляет собой основной поражающий фактор ядерного взрыва?
1. Электромагнитный импульс;
2. Световое излучение;
3. Ударную волну.
При каком значении избыточного давления разрушаются несущие конструкции и
Перекрытия верхних этажей?
1. 10 – 20 кПа;
2. 20 – 30 кПа;
3. 30 – 50 кПа;
4. свыше 50 кПа.
При какой степени разрушения восстановление здания, сооружения возможно после капитального ремонта?
1. Полной;
2. Сильной;
3. Средней;
4. Слабой.
34. Слабая степень разрушения зданий, сооружений наблюдается при воздействии на них ударной волны с избыточным давлением:
1. В 10 – 20 кПа;
2. В 20 – 30 кПа;
3. В 30 – 50 кПа.
При каких значениях избыточного давления разрушаются жилые дома?
1. 50 – 80 кПа;
2. 30 – 40 кПа;
3. 10 – 20 кПа.
36. Граница очага ядерного поражения проходит через точки с избыточным давлением во фронте ударной волны:
1. 10 кПа;
2. 30 кПа;
3. 50 кПа.
Как называется совокупность электрического и магнитного полей, возникающих при ядерном взрыве?
1. Световое излучение;
2. Проникающая радиация;
3. Электромагнитный импульс.
ВАРИАНТ - 3
1. Для чего создана РСЧС?:
1. На случай возникновения массовых беспорядков;
2. Для проведения мероприятий по предупреждению ЧС;
3. Для снижения возможного размера ущерба;
4. Для максимально возможного снижения размеров потерь в случае возникновения ЧС.
2. Основные задачи РСЧС:
1. Учёт всех видов ЧС, признание риска возникновения ЧС, профилактические работы, построение системы правовой основы с обеспечением нормативно-правовой регламентации деятельности.
2. Предупреждение возникновения ЧС, снижение потерь и ущерба от ЧС, ликвидация последствий ЧС.
3. Оповещение о ЧС, защита населения, обеспечение работы предприятий жизнеобеспечения, ликвидация последствий ЧС, обучение населения.
4. Обмен оперативной информацией, организация обучения и стажировки специалистов, предупреждение возникновения ЧС, создание резервных финансовых, продовольственных и т.п. фондов
3. Основным органом управления системы РСЧС является:
1. Штаб ГОЧС.
2. Комиссии по ЧС соответствующего уровня.
3. Органы управления ГОЧС.
4. МЧС России
4. Основными направлениями деятельности РСЧС являются:
1. Прогнозирование возможности возникновения ЧС, разработка мероприятий по ликвидации последствий ЧС, совершенствование технологических систем, контроль за опасными объектами.
2. Планирование и активное проведение предварительных мероприятий по предупреждению ЧС, принятие мер по снижению жертв и ущерба от ЧС, проведение мероприятий по противодействию ЧС, аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
3. Подготовка населения к действиям в ЧС, поддержание в готовности систем управления силами и средствами, планирование аварийно-спасательных работ, мониторинг природной среды.
4. Медицинская помощь и эвакуация пострадавших, захоронение погибших, информационно-консультативное обслуживание граждан, проведение мероприятий по противодействию ЧС
5. Режимы функционирования РСЧС:
1. Режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим ЧС.
2. Режим планирования, режим повышенной деятельности, режим ЧС.
3. Режим повседневной деятельности, режим наблюдения, режим чрезвычайной готовности.
4. Режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим дня?
6. Что представляет собой РСЧС?:
1. Состоит из хорошо законсперированных сотрудников, работающих в тылу противника;
2. Состоит из вооруженных отрядов;
3. Состоит из функциональных подсистем;
4. Состоит из территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Где создаются территориальные подсистемы РСЧС?
1. На станциях мониторинга;
2. В республиках;
3. В краях;
4. В областях.
8. Кем создаются функциональные подсистемы РСЧС?:
1. Коммерческими структурами;
2. Федеральными органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами);
3. На базе общественных организаций;
4. На базе крупных промышленных предприятий.
9. Что создается на всех объектах народного хозяйства независимо от форм собственности?:
1. Особо охраняемые территории;
2. Профсоюзные организации;
3. Местные органы самоуправления;
4. Подсистемы РСЧС – комиссии по чрезвычайным ситуациям.
10. За какие вопросы отвечают комиссии по ЧС?:
1. За организацию безопасного производства;
2. За организацию деятельности по вопросам охраны окружающей среды;
3. За организацию деятельности по вопросам ГО;
4. За организацию деятельности в ЧС на объектах народного хозяйства.
11. Что делают для защиты учащихся и персонала в образовательном учреждении?:
1. Разрабатывают план мероприятий на учебный год;
2. Разрабатывают план действий в ЧС;
3. Разрабатывают план действий в ЧС;
4. Планы действий доводятся до сведения постоянного состава работников и старшеклассников.
12. Силы и средства РСЧС подразделяются на:
1. Силы и средства наблюдения и контроля;
2. Силы и средства по ликвидации ЧС;
3.
Все вышеперечисленные варианты.
13. Руководящим органом территориальных подсистем является:
1. Орган местного самоуправления;
2. Комиссия по ЧС;
3. Правительство РФ;
4. Штаб ГО и ЧС субъекта федерации.
14. Функциональные подсистемы создаются:
1. Федеральным органом исполнительной власти;
2. Органом местного самоуправления;
3. Штабом ГО и ЧС.
15. Функциональные подсистемы делятся на:
1. 10 систем;
2. 16 систем;
3. Не делятся на системы;
4. Делит штаб ГО и ЧС.
16. РСЧС предназначена для:
1. Для ликвидации ЧС в случае их возникновения;
2. Для предупреждения ЧС в мирное время;
3. Для предупреждения ЧС в военное время;
4. Обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды;
5. Все вышеперечисленные варианты.
17. Из скольких уровней состоит РСЧС:
4. Нет уровней.
18. По какому принципу строится система управления РСЧС:
1. Территориальному;
2. Производственному;
3. Территориально-производственному;
4. Единоначалия.
19. Какой главный орган власти осуществляет общее руководство функционированием РСЧС?
1. МЧС России;
2. Администрация Президента РФ;
3. Верховный главнокомандующий ВС РФ;
4. Правительство РФ.
В каком году было создано Министерство Российской Федерации по делам
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами РСЧС являются:
1. организация оповещения и информирование населения;
2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;
3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
4. оказание гуманитарной помощи;
5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
§ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
§ региональный - территорию нескольких субъектов РФ;
§ территориальный - территорию субъектов РФ;
§ местный - территорию района (города, населенного пункта);
§ объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
§ координирующие органы;
§ органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
§ органы повседневного управления;
§ силы и средства;
§ резервы финансовых и материальных ресурсов;
§ системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).
Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).
Региональный состав РСЧС включает регионы:
§ Центральный (Москва)
§ Северо-западный(Санкт-Петербург)
§ Южный (Ростов-на-Дону)
§ Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
§ Сибирский (Красноярск)
§ Дальневосточный (Хабаровск)
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
§ режим повседневной деятельности
§ режим повышенной готовности
§ режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
· на силы и средства наблюдения и контроля;
· силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
· подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
· контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
· службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
· сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
· лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
· службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.
В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.
При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.
Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.
Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делении этих территорий.
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы. Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России). На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Функционирование РСЧС осуществляется по трём режимам. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации
Режим чрезвычайной ситуации – функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения. 4. Перечислите режимы функционирования РСЧС. Какие мероприятия включает в себя каждый из этих режимов? 5. Какие органы РСЧС относятся к координирующим?
6. Какие органы являются органами повседневного управления РСЧС? Перечислите их задачи
Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий. Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.
Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов.
Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население. Компетенция и полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяются в положениях о них или в решении об их создании. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти. 31. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.