Инструкция по оформлению ДТП. Оформление протокола по новым правилам
Вы можете оформить незначительное дорожно-транспортное происшествие в упрощенном порядке - Европротокол (европейский протокол) - это оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно зафиксировать факт дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с тем, чтобы в дальнейшем обратиться в страховую компанию за получением возмещения, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге.
">по европротоколу , если соблюдаются условия:- в ДТП нет потерпевших;
- в ДТП участвуют только два ТС;
- повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
- и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или международный полис Аналог ОСАГО, действует в 48 странах мира.">«Зеленая карта» , выданные на участвующие в ДТП автомобили;
- по предварительной оценке нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты;
- вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и подписать европротокол;
- хотя бы у одного из участников ДТП есть техническая возможность зафиксировать ДТП на фото- или видеокамеру.
Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.
2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?
В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:
- до 100 тысяч рублей - это стандартный максимальный лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу;
- до 400 тысяч рублей - это максимальный лимит выплат, при оформлении ДТП по европротоколу, если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области и у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия.
Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.
Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.
3. Как оформить ДТП по европротоколу?
1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения - включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.
2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО.
3. Вместе со вторым участником ДТП сфотографируйте или снимите на видео Вам нужно снять на фото- или видеокамеру:
- общий план места ДТП;
- взаимное расположение участвующих в ДТП автомобилей или мотоциклов. Должно быть видно дорогу и все близлежащие неперемещаемые объекты (деревья, остановки, столбы и т. п.);
- детали ДТП: следы торможения, обломки деталей, дорожную разметку и тому подобное;
- государственные регистрационные знаки транспортных средств участников ДТП (если нет знаков, нужно сфотографировать или снять на видео идентификационные номера VIN);
- оба транспортных средства со всех сторон;
- поврежденные детали транспортных средств.
Сейчас для определения геопозиции в основном используются системы GPS и ГЛОНАСС. На каких-то устройствах они работают по отдельности, на каких-то - вместе.
Для получения страхового возмещения, вам нужно сделать съемку на устройство, оснащенное ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с другими спутниковыми навигационными системами.
">привязку к геометкам .4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) - штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).
5. Независимо от того, являетесь вы виновником ДТП или пострадавшим, сообщите своему страховщику о страховом случае. Проследите, чтобы второй участник ДТП сообщил о происшествии в свою страховую компанию.
6. Вместе со вторым участником ДТП заполните бланк извещения о ДТП (европротокол).
4. Как заполнить европротокол?
Правила заполнения европротокола (бланка извещения о ДТП):
- в случае ДТП, в котором участвуют два транспортных средства, оформляется один бланк извещения о ДТП. Кому он будет принадлежать - вам или второму водителю - не имеет значения;
- бланк извещения о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить
- Пример заполнения
Все они подразделяются по своим последствиям на отчётные и неотчётные происшествия. К отчётным происшествиям относятся те, которые привели к гибели или причинению ущерба здоровью участников ДТП. Такие события подлежат учёту в государственном масштабе и фигурируют в различных сводках и периодических отчётных материалах официальных органов власти. Неотчётными считаются дорожные происшествия, которые обошлись без жертв и ранений, независимо от того, был или не был .
Оформление ДТП при неотчётном происшествии
Если нет погибших и раненых, то на место аварии прибывает инспектор ДПС, который должен выполнить следующие действия:
На данном этапе большое значение имеет правильность и полнота составления документов, информация в которых будет основанием для определения и назначения административного наказания за совершённое правонарушение. Поэтому участникам происшествия важно проконтролировать, чтобы инспектор в полном объёме внёс все обстоятельства столкновения и правильно истолковал событие, не допуская ошибок и искажений.
Основные этапы расследования
1. Составление схемы происшествия
Оформление ДТП начинается с того, что составляется схема происшествия, которая представляет собой нарисованный от руки чертёж, где отмечается:
- место происшествия с указанием улиц и основных ориентиров;
- расположение знаков, разметки, светофоров, регулирующих движение;
- место встречи машин с указанием расстояний от местных ориентиров и их расположение после столкновения.Измерения должны проводиться не шагами, а с помощью рулетки или других измерительных средств. С составленной схемой должны ознакомиться участники ДТП под роспись. Инспектор ДПС обязан внести в схему все изменения и дополнения, которые отмечены участниками аварии. Ставя свою подпись под схемой, обе стороны происшествия признают правильность её составления.
Видео: Оформление ДТП по новым правилам
Если инспектор игнорирует обоснованные замечания одной из сторон столкновения, то это является основанием для обжалования его решения. Кроме участников аварии схема подписывается также двумя понятыми. После этого проезжая часть улицы освобождается для свободного движения транспорта.
2. Выяснение причин ДТП
Следующий этап – письменное изложение сторонами конфликта и свидетелями инцидента. Для водителей столкнувшихся машин важно грамотное и логическое объяснение своих действий, основанных на положениях ПДД. Это позволит в какой-то мере убедить инспектора в правильности своей версии произошедшего и уменьшить долю ответственности за случившееся событие.
3. Оформление протокола о ДТП
Оформление протокола происшествия и справок о ДТП, экземпляры которых предоставляются обоим водителям столкнувшихся машин. В справках должны быть указаны все видимые повреждения, полученные автомобилями в результате случившейся аварии. На основе этой справки будет определяться , выделяемая страховой компанией на восстановление автомобиля, поэтому важно не упустить какие-то дефекты незаметные с первого взгляда, однако нельзя приписывать сюда старые неисправности.
4. Вынесение постановления о ДТП
Венцом расследования и оформления аварии является вынесение постановления о нарушении ПДД, где определяются виновник происшествия и потерпевший, мера ответственности на основании статей КоАП. Нередко встречаются случаи, когда оба водителя становятся виновниками столкновения и в отношении каждого из них определяется своя мера ответственности. Решение, выносимое инспектором в постановлении, должно основываться на конкретных пунктах ПДД, которые были нарушены виновником происшествия, и подтверждаться конкретными фактическими данными и признаками.
Если водитель, который определён в постановлении и протоколе в качестве виновника ДТП, не согласен с решением инспектора ДПС в части установления вины или меры ответственности, он имеет право обжаловать его действия в установленном порядке в десятидневный срок с момента получения постановления. Для этого он должен записать свое несогласие с постановлением в протоколе о ДТП, обосновывая свои претензии существенными доводами и положениями нормативных документов.
Составление протокола при дтп
За нарушение большинства пунктов ПДД законом предусмотрено наказание в виде . Он должен выплачиваться не в руки инспектора, а в казну через отделение Сбербанка. Единая база данных, в которую заносятся все назначенные административные штрафы, позволяют оперативно отслеживать их уплату и выявлять неплательщиков, в отношении которых применяются дополнительные удвоенные штрафы и меры принудительного взыскания.
Привлечение к административной ответственности автоматически отменяет уголовную ответственность и наоборот. Границу между ними определяет тяжесть понесённых пострадавшим телесных повреждений, которая по уголовному законодательству подразделяется на лёгкую, среднюю и тяжёлую степень. При наличии тяжкой степени телесных повреждений наступает уголовная ответственность.
Осмотр полученных потерпевшей стороной телесных повреждений производится судмедэкспертом, который и определяет степень их тяжести и указывает её в своём заключении. Заключение судмедэкспертизы обязательно должно быть приложено к уголовному делу. Любая ответственность действительна только после вынесения соответствующего постановления ГИБДД или решения суда и начинает действовать после окончания 10-дневного срока на их обжалование.
Сроки расследования ДТП с пострадавшими и без них
С даты вынесения определения на расследование ДТП отводится, как правило, 1 месяц. Но в некоторых случаях время для проведения расследования может увеличиваться. Если авария произошло без пострадавших, то сроки расследования могут продлить еще на 1 месяц. Следовательно, общее время расследования будет 2 месяца с момента вынесения определения ДТП. Если в инциденте пострадали люди с причинением , то срок расследования могут продлеваться до 6 месяцев для установления вреда здоровью пострадавших в ДТП.
Если время расследования увеличивается, то следователем подписывается акт на продление, в котором указывается:
- причины продления;
- фамилия и должность лица, продлившего расследования;
- время и место;
- пишется дата, до которой продлевается разбирательство;
- подпись руководителя подразделения.
Копия этого документа рассылается всем участникам аварии. До момента завершения расследования страховые выплаты на выплачиваются.
Сегодня для получения выплаты по возникшему в результате ДТП страховому случаю понадобится соответствующим образом осуществить оформление. Процесс таковой стандартен, но следует учитывать достаточно обширный перечень самых разных нюансов и тонкостей. Со всеми ними нужно будет разобраться предварительно – это позволит избежать различных сложностей, которые могут иметь место в случае возникновения ДТП.
Изменения в процедуре
Одним из основополагающим моментом при оформлении дорожно-транспортного происшествия является именно наличие всех необходимых документов.Для получении их понадобится в обязательном порядке оформить дорожно-транспортное происшествие соответствующим образом. Процесс этот имеет некоторые важные особенности.Следует учитывать их – так как в противном случае в дальнейшем могут возникнуть некоторые проблемы при оформлении страхового случая. Существует несколько различных способов оформления ДТП. Со всеми таковыми лучше всего ознакомиться предварительно.
Причем стандартный алгоритм ежегодно подвергается некоторым правкам, изменениям. Соответственно, следует своевременно ознакомиться со всеми актуальными изменениями.Только таким образом возможно будет не допустить разнообразных проблем. Отдельно стоит отметить что не разрешается оформление ДТП задним числом. Сегодня существуют новые правила оформления дорожно-транспортного происшествия. В первую очередь правила, которые были приняты с 1 июля прошлого года, затрагивают именно мелкие дорожно-транспортные происшествия. К основным моментам касательно этого вопроса, которым нужно будет уделить максимальное количество внимания, относится следующее:
- водители имеют право не оформлять дорожно-транспортное происшествие – в случае, если при возникновении ДТП были повреждены только лишь автомобили исключительно участников такого происшествия;
- отдельный комментарий по этому поводу сделали страховые компании – таковые рекомендуют автовладельцам взять расписки по поводу ДТП друг у друга о том, что какие-либо взаимные претензии отсутствуют;
- в случае если в ДТП участвовали только 2 транспортных средства, разногласия по поводу ситуации отсутствуют – участники такового происшествия имеют право без посторонней помощи осуществить оформление;
- оформление дорожно-транспортного происшествия также возможно осуществлять стандартным образом – с привлечением сотрудника дорожной полиции.
Какие документы нужны
Наиболее важным этапом оформления дорожно-транспортного происшествия является именно сбор и формирование полного перечня документов. Так как только лишь при наличии всего необходимого в дальнейшем возможно будет получить выплату в страховой компании. Наиболее частая причина отказа по выплате связана именно с неверной подготовкой требуемых документов. Причем в каждой страховой компании имеется своя специфика по этому поводу. В стандартном случае, когда оформление документов осуществляется именно в связи с возникновением дорожно-транспортного происшествия, понадобится составить следующие бумаги:- от страховой компании;
- перечень бумаг, которые позволяют осуществить идентификацию конкретного ДТП: o по причине возникновения подобной ситуации – имеет специальный порядковый номер по форме №154; o копия специального протокола по делу об административном правонарушении, постановление или же другой документ, имеющий аналогичную юридическую силу;
- – особенно важно это при оформлении ДТП по специальному европротоколу (в таком случае извещение должно быть заполнено соответствующим образом);
- копия полиса виновника ДТП – при наличии такового документа;
- оформленное документально заключение специальной независимой экспертизы о причинах возникновения дорожно-транспортного происшествия;
- если участником происшествия является физическое лицо:
- копия паспорта потерпевшего;
- паспорт технического средства – причем должна иметься в наличии копия данного документа с двух сторон;
- копия водительского удостоверения участника – также должна быть сделана обязательно с двух сторон;
- паспорт технического средства;
- свидетельство о государственной регистрации автомобиля, который стал участником дорожно-транспортного происшествия;
- документ, который подтверждает и устанавливает право собственности на конкретный автомобиль;
- расчетный счет получателя платежа и иные реквизиты – для зачисления страховой компенсации;
- если было вынесено определенное решение суда – то оно также понадобится для осуществления выплат пострадавшему именно на основании данного документа.
- если же в качестве участника соответствующего происшествия выступает юридическое лицо – то в таком случае понадобятся иные дополнительные документы:
- устав самого общества – обязательно присутствие копии страницы с полномочиями руководителей;
- свидетельство о государственной регистрации конкретных юридических лиц;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- приказ о назначении руководителя конкретной организации;
- нотариально заверенная доверенность на представление интересов и иные документы, подтверждающие право вести переговоры от лица юридического лица;
- путевой лист водителя;
- водительское удостоверение лица, которое находилось за рулем автомобиля в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия;
- паспорт технического средства конкретного автомобиля – участника ДТП;
- свидетельство о регистрации поврежденного транспортного средства;
- документы, которые определяют право собственности на конкретный автомобиль;
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
- оригинал решения суда по назначению выплаты определенной величины.
Если же страховая компания отказывает в выплате при отсутствии на то адекватных причин – то возможно будет попросту обратиться с заявлением в суд.Судебная практика по этому поводу неоднозначна, имеется ряд тонкостей и особенностей. Со всеми таковыми нужно будет разобраться предварительно.
Порядок и правила оформления ДТП
Порядок оформления дорожно-транспортного происшествия достаточно существенно будет различаться в зависимости от целого ряда самых разных причин. Со всеми ними нужно будет ознакомиться предварительно, это позволит не допустить всевозможных затруднительных ситуаций. Так как обычно сложности возникают именно в силу неосведомленности гражданина о порядке, в котором ДТП должно оформляться. Существуют различные особенности процедуры в зависимости от самых разных моментов:- сотрудниками ГИБДД;
- без участия ГИБДД;
- без второго участника проишествия;
- аварийным комиссаром без ГИБДД.
Сотрудниками ГИБДД
Сегодня большая часть граждан самостоятельно оформлять дорожно-транспортное происшествие по ряду причин попросту не желает. Именно поэтому обычно имеет место обращение в отделение дорожной полиции для оформления происшествия. В таком случае порядок оформления будет выглядеть следующим образом:- сотрудник ГИБДД прибывает на место возникновения происшествия, осуществляет осмотр и проводит следственные действия по необходимости;
- далее место возникновения происшествия по необходимости может быть ограждено специальной лентой – для сбора доказательств, а также во избежание уничтожения таковых предумышленно или же иным образом свидетелями;
- далее осуществляют измерительные работы при помощи рулетки, линейки и иных приспособлений;
- в последствии осуществляется составление схемы дорожно-транспортного происшествия – верность такового документа проверяется работниками органов, обязательно проставляется специальная подпись;
- после того, как схема составлена, все остальные необходимые документы были подготовлены – необходимо будет убрать автомобиль с дороги.
Если гражданин считает что права его каким-либо образом были нарушены, то ему необходимо будет обратиться для разрешения таковой ситуации в суд.Причем подобного рода дела – нередкое явление, определенная судебная практика уже сложилась. Со всеми тонкостями процессу нужно будет разобраться предварительно. Отдельно стоит отметить, что процесс обращения в судебные органы имеет ряд особенностей.
Без участия ГИБДД
Относительно недавно на законодательном уровне стало допустимо осуществлять оформление дорожно-транспортных происшествий при отсутствии факта участия работников дорожной службы.При этом опять же следует учесть, что процесс таковой имеет определенные особенности и тонкости. Со всеми ними нужно будет ознакомиться предварительно. Установлен специальный режим оформления.Порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД выглядит следующим образом:
- осуществляется остановка и осмотр всех имеющихся повреждений автомобиля;
- фиксируются все обстоятельства причинения вреда транспортным средствам при помощи фото и видео камеры:
- государственные регистрационные знаки участников ДТП, а также VIN номера их кузовов;
- места повреждений транспортных средств;
- места взаимного расположения транспортных средств всех участников ДТП.
- далее осуществляется освобождение проезжей части – если каким-либо образом автомобиль мешает проезду;
- далее должны быть оформлены документы – европротокол и иные дополнительные по необходимости;
- предоставляются документы в страховую компанию.
- участники ДТП каких-либо разногласий не имеют;
- имеются опять же у всех участников происшествия;
- в ДТП участвует не более 2 автомобилей;
- вред здоровью и жизни не нанесен;
- отсутствует вред какому-либо имуществу помимо двух автомобилей, являющихся участниками ДТП.
Без второго участника проишествия
В некоторых случаях второй участник ДТП попросту скрывается с места возникновения происшествия. В такой ситуации необходимо будет действовать особым образом. Так как при наличии информации о государственной регистрационном номере автомобиля, который скрылся, обнаружить владельца большого труда не составит. Алгоритм действий выглядит следующим образом:- получить максимальное количество информации о втором участнике возникшего происшествия;
- выполнить обязанности водителя в соответствии с требованиями правил – включить аварийную сигнализацию, установить знак аварийной остановки;
- далее необходимо будет вызвать ГИБДД и предоставить таковым максимально подробную информацию о случившемся ДТП;
- далее осуществляется оформление дорожного происшествия полностью стандартным образом.
Аварийным комиссаром без ГИБДД
Многие страховые компании нанимают специальных работников для оформления дорожных происшествий с участником своих клиентов. Достаточно будет позвонить в страховую компанию и обозначить факт возникновения ДТП, точный адрес происшествия. В таком случае все тяготы по оформлению дорожно-транспортного происшествия возьмет на себя именно аварийный комиссар.Помощь автоюриста
Отдельно стоит отметить, что далеко не всегда удается осуществить оформление ДТП своими силами. Именно в таком случае наилучшим решением будет обратиться к автоюристу. Таковой поможет не только не допустить ошибок при оформлении ДТП, но также в случае ведения судебного разбирательства облегчит тяжбу.Причем многие таковые специалисты также оказывают поддержку на условно безвозмездной основе. Попросту договариваются о некоторой сумме средств, которая будет взыскана сверх суммы компенсации.Важно лишь учитывать, что в данном сегменте юридических услуг присутствует достаточно много различных мошенников. Потому по возможности нужно будет обращаться только к хорошо себя зарекомендовавшим специалистам. В противном случае не избежать разнообразных сложностей, затруднений.
Срок
Сам процесс оформления ДТП, как и подача документов в страховую, должны быть осуществлены своевременно.На данный момент определен порядок осуществления процедуры касательно фиксации всех необходимых моментов – не более чем 60 минут после возникновения происшествия. Но на практике в подобное время нередко будет уложиться очень сложно.Чаще всего – по причине невозможности сотрудникам ГИБДД добраться до места происшествия в данный период времени.
Особенности с пострадавшими
Сегодня оформление ДТП с пострадавшими имеет некоторые особенности. На данный момент к таковым особенностям относится следующее:- необходимо будет зафиксировать все полученные повреждения организма;
- помимо стандартного набора документов о ДТП понадобится результат проведения медицинской экспертизы;
- не допускается самостоятельное оформление ДТП при наличии вреда жизни или же здоровью.
Отказ
Если один из участников ДТП по какой-то причине отказывается оформлять таковое – это не является основанием для осуществления таковой процедуры. Чтобы избежать проблем в дальнейшем с получением соответствующей – понадобится попросту вызывать ГИБДД и оформить все необходимые документы в стандартном порядке. Со всеми тонкостями процесса оформления дорожно-транспортного происшествия нужно будет ознакомиться заранее. Это позволит избежать затруднительных ситуаций, связанных с получением денежных выплат при возникновении ДТП.Видео: Оформление ДТП по новым правилам
С 1 июля 2018 года приняты поправки в Правила дорожного движения, позволяющие водителям транспортных средств оформлять документы при столкновении автомобилей без сотрудников ГИБДД.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Такая процедура значительно сокращает время, требуемое для ожидания экипажа автоинспекции и оформления документов. Кроме этого сокращаются «пробки» на автомобильных дорогах.
Как правильно заполнить документы об аварии для страховой компании, и в каких случаях это можно сделать самостоятельно?
При каких условиях оформляется
Итак, самостоятельно оформить дорожное происшествие (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции) можно, если соблюдается ряд основных условий:
- количество участников в автоаварии. Если это два автомобиля, то заполнить извещение можно на месте своими силами. Если участников аварии больше, то необходимо вмешательство ГИБДД;
- в результате дорожной аварии вред причинен исключительно транспортным средствам. При обнаружении повреждений у людей оформление ДТП происходит только через автоинспекцию;
- при автомобильной аварии пострадали два транспортных средства. Если нанес вред имуществу другого человека, то требуется вмешательство правоохранительных органов;
- у обоих водителей, являющихся участниками ДТП оформлены действующие на момент аварии полиса ОСАГО;
Если одним из водителей является не собственник автомобиля, то он должен иметь законное право на управление и быть вписанным в страховой полис.
- у участников автоаварии отсутствуют разногласия по количеству и характеру полученных повреждений, а так же основных обстоятельств и ;
- размер материального вреда, причиненного автомобилю, не превышает сумму в 50 тыс. рублей. Исключением являются страховые полиса, оформленные ранее 2 августа 2018 года. Максимальный размер ущерба в этом случае составляет 25 тыс. рублей.
Следует учесть, что в случае обнаружения дополнительных неисправностей в ходе ремонта транспортного средства страхования компания не обязана увеличивать размер страховой выплаты.
Каким регламентируется законом
Возможность оформления автомобильной аварии без участия органов автоинспекции появилась благодаря внесению изменений в следующие документы:
- Правила дорожного движения (пункт 2 – обязанности водителей, );
- Закон об ОСАГО ().
Порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД с отсутствием жертв
Участник дорожного движения обязан иметь при себе страховой полис, к которому приложено .
Документ состоит из 3-х листов:
- самого извещения;
- самокопирующегося бланка на втором листе;
- инструкции по заполнению документа.
Действующий в настоящее время бланк извещения должен содержать 23 пункта в средней колонке. Если форма документа устарела, то требуется обратиться в страховую компанию для получения нового комплекта.
без ГИБДД, порядок действий 2018 года и схема выглядят следующим образом:
- первое, что требуется сделать участнику автомобильной аварии – это остановиться, выставить знак аварийной остановки, который должен быть у каждого водителя и включить световую аварийную сигнализацию. Последние действия необходимы для привлечения внимания других участников движения к случившемуся;
- провести осмотр транспортных средств и определить примерную стоимость устранения повреждений. При незначительных повреждениях, оговоренных правилами оформления ДТП без автоинспекции можно действовать далее;
- выясните все причины аварии и определите виновного. Если нет разногласий с другим участником автомобильной аварии, то можно переходить к следующим действиям;
- проверить документы оппонента по дорожному происшествию, а именно действительность и оригинальность страхового полиса ОСАГО. Дата окончания действия страховки должна наступать после ДТП. Проверить подлинность полиса можно на сайте Российского Союза Автостраховщиков;
- во избежание недоразумений в будущем рекомендуется собрать контакты водителей, являющихся свидетелями ДТП;
- по возможности произвести фото или видеосъемку места автоаварии. Сфотографировать рекомендуется:
- расположение автомобилей на общем фоне окружающей среды;
- расположение обломков, отлетевших от транспортных средств;
- следы торможения на дороге;
- места, где есть повреждения на автомашинах;
- государственные номера машин и VIN-номера;
- освободить автодорогу для устранения препятствий движению. Неисполнение этого требования может быть наказано штрафом в размере 1 тыс. рублей ();
- известить страховую компанию. В большинстве случае номер телефона страховщика указывается на бланке страхового полиса;
- заполнить и подписать извещение.
После самостоятельного оформления всех документов можно обращаться в страховую компанию для получения компенсации. Для этого отводится 5 рабочих дней. Для получения выплаты к извещению необходимо приложить заявление на выплату.
В течение 15 дней после участия в дорожном происшествии производить ремонт машины можно только после получения письменного согласования от страховой компании. В противном случае получить деньги на ремонт невозможно.
Заполнение извещения об аварии
Оформление ДТП без ГИБДД предусматривает самостоятельное заполнение извещения. У многих водителей составление данного документа вызывает ряд трудностей, несмотря на приложенную инструкцию. Как это правильно сделать, чтобы впоследствии не было нареканий со стороны страховщика?
Порядок заполнения документа таков:
- В первую очередь заполняется лицевая сторона документа:
- первые 8 пунктов документа, расположенные вверху страницы заполнить нетрудно. Там указывается информация о месте и времени автомобильной аварии, количестве ТС, являющихся участниками ДТП, наличии пострадавших и так далее;
- пункты 9 – 12, расположенные в синих колонках по сторонам извещения заполняются на основании регистрационных документов каждого автомобиля. Здесь требуется указать: марку и модель ТС, номера регистрационных знаков, свидетельства о регистрации и VIN, информацию о собственнике и страховой компании;
- рисунок в пункте 13 указывает место первоначального удара. Здесь достаточно стрелкой указать его место;
- особенно внимательно требуется заполнять пункт 14 (печень полученных повреждений). Рекомендуется описывать каждое повреждение подробно, употребляя такие слова как «царапина», «вмятина», «деформация» и так далее. От правильного заполнения этого пункта зависит размер страховой выплаты;
- пункт 16 заполняется посредством проставления галочек в соответствующих обстоятельствам аварии полях. Рекомендуется этому пункту уделить особое внимание и не допускать при его заполнении ошибок. Например, если в момент дорожного происшествия транспортное средство остановилось на запрещающий сигнал светофора, то это не означает, что оно стояло или находилось на стоянке;
- в пункте 15 указывается дополнительная информация об автомобильной аварии, которая не предусмотрена в пункте 16, но и имеет существенные дополнения;
- 17 пункт посвящен схеме ДТП. Здесь необходимо обозначить контуры дорожного полотна, названия прилегающих улиц, направления движения обоих автомобилей, указать разметку, светофоры, имеющие отношение к ДТП дорожные знаки и иную информацию, которая, по мнению водителей, является важной;
- 18 пункт содержит подписи водителей.
- Оборотная сторона извещения заполняется каждым участником автоаварии самостоятельно. Она должна полностью дублировать информацию, указанную на лицевой стороне.
- документ заполняется шариковой ручкой. В процессе заполнения важно контролировать, как отпечатываются данные на втором экземпляре. Усилить оттиск можно нажатием на ручку;
- все графы должны быть заполнены разборчивым почерком, желательно печатными буквами;
- информация, касающаяся регистрационных данных транспортных средств, заполняется каждым участником ДТП самостоятельно;
- графы, оставшиеся пустыми рекомендуется подчеркнуть. Это исключит в дальнейшем внесение дополнительной информации, не оговоренной в процессе совместного заполнения документа;
- внесение каких-либо изменений или дополнений к заполненному документу допускается только при заверении этого факта подписями обоими водителей;
- если при заполнении извещения допущены существенные ошибки и приходится вносить множество исправлений, то рекомендуется воспользоваться вторым экземпляром извещения, который должен быть у другого участника аварии.
- Оформить ГИБДД вместе с сотрудниками полиции на ближайшем посту – в таком случае, очевидно, сроком до регистрации будет время пути до отделения полиции.
- Заполнить Европротокол – в этом случае время ограничено только сроком подачи данных о ДТП в страховую компанию (СК).
- Никак не фиксировать аварию – то есть ДТП нигде не регистрируется вообще.
- Вызвать автоинспекторов для регистрации аварии.
- Доехать до ближайшего поста ГАИ , чтобы сотрудники ГИБДД зафиксировали аварию на своём рабочем месте.
- Самостоятельно оформить Европротокол (подробнее о нём ниже).
- Никак не фиксировать факт ДТП (хотя как минимум простую расписку написать всё же стоит).
- Определение об отказе в возбуждении административного дела – если административная ответственность за совершённые действия не предусмотрена.
- Протокол или постановление об административном правонарушении (АП) – если нарушение ПДД очевидно.
- Определение о возбуждении дела об АП и назначении расследования – если требуется разобраться, какое именно правонарушение совершено.
- Ущерб причинён только двум столкнувшимся автомобилям (в том числе с прицепами), застрахованным по (или Зелёной карте).
- У водителей нет разногласий в причинах и обстоятельствах случившегося, в размере ущерба и т. п., и они готовы заполнить бланк Извещения о ДТП.
- Общая информация , подлежащая сверке с ОВД.
- Сведения внутреннего характера , используемые при служебном расследовании.
- Порядковый номер происшествия в журнале.
- Номер карточки, заведённой в ГИБДД.
- Дата и время и место аварии (для каждого пункта отдельная графа).
- Вид дорожно-транспортного происшествия.
- Информация об автомобиле , попавшем в аварию – модель и госномер.
- Ф. И. О. водителя , бывшего за рулём.
- Обстоятельства происшествия , сведения об участниках, дорожные условия.
- Причины ДТП.
- Сведения о погибших и раненых в аварии.
- Прочая информация – в примечаниях.
- Порядковый номер события в журнале.
- Полные сведения о водителе, как работнике , в том числе стаж, состояние здоровья и т. д.
- Информация об автомобиле – сведения о пробеге, сроке использования, последних ТО.
- Условия работы, привёдшие к ДТП : сведения о маршруте, загруженности автомобиля, нарушениях правил перевозки и т. д.
- Ущерб от аварии – для его фиксации отведено четыре колонки, в которых указываются данные о пострадавших людях и материальном ущербе транспортным средствам, грузу, прочим объектам.
- Принятые меры для исключения возможности возникновения подобных аварий.
- Дополнительная информация.
- Госорганам, управляющим автодорогами, а также другим владельцам дорог.
- Медицинским учреждениям , в которые поступают пострадавшие.
- Номер полиса и Ф. И. О. страхователя.
- Дату и место происшествия.
- Обстоятельства аварии.
- Сведения о пострадавших (если есть), повреждениях – достаточно общего описания.
- Информацию о других участниках аварии : наименование страховщика, номер полиса, Ф. И. О. и другое.
- Билайн.
- Мегафон.
- Не тратьте время на звонок в ГИБДД и ожидание автоинспекторов , если в аварии нет пострадавших, авто после столкновения ходу и все участники ведут себя адекватно. Сразу выполняйте обязанности при ДТП и отправляйтесь на ближайший пост ГАИ или оформляйте Европротокол.
- При попадании в ДТП сразу позвоните в страховую компанию , особенно если не совсем чётко представляете себе дальнейшие действия.
- Не забывайте о 5-дневном сроке для обязательного уведомления страховщика о ДТП.
- ДТП регистрируются различными службами и организациями как государственными, так и частными, с различными целями.
- Дорожные происшествия без пострадавших могут и не регистрироваться в ГИБДД и других госорганах.
- Каждая организация, имеющая в своём владении автомобили, должна регистрировать аварии с их участием.
- ДТП – это страховой случай, с точки зрения страховой компании , поэтому обязательно регистрируется.
- Аварии фиксируются дорожными службами и медучреждениями в пределах их компетенции.
При этом следует учесть, что оригинал документа лучше взять тому водителю, который имеет право на получение страховой выплаты. Оборотная сторона подписывается только лицом, ее заполнявшим.
Для избежания неприятностей эту часть документа рекомендуется заполнять дома в полном спокойствии. Можно пользоваться помощью квалифицированных юристов.
Если на этой стороне не хватает места для описания существенных деталей произошедшего автомобильного столкновения, то можно к основному документу приложить чистый лист, на котором и указать дополнительные сведения.
Приветствую всех в моём блоге. Это Кулик Илья. В последнее время водителям даётся всё больше полномочий для самостоятельной регистрации аварий на дороге. И это вынуждает автолюбителей хорошо понимать процесс фиксации дорожных происшествий.
Но в некоторых случаях регистрация ДТП в ГИБДД и других учреждениях обязательна, а несоблюдение её порядка со стороны участников может обернуться для них серьёзными последствиями.
Сегодняшняя статья поможет вам разобраться, как надо поступать в различных случаях, чтобы авария была зарегистрирована как положено. Поехали!
В число обязанностей водителей, необходимых к исполнению с в случае попадания в аварию, входит сообщение в полицию о происшествии. Причём согласно п. 2.6 ПДД это одно из самых первых действий.
А п. 7.3 Административного регламента обязывает автоинспекторов незамедлительно прибывать на место ДТП и документировать событие. Таким образом, фиксация ДТП сотрудниками Госавтоинспекции должна проходить в кратчайшие сроки и прямо на месте ДТП.
Но как известно, вызывать автоинспекторов обязательно только в том случае, если в аварии пострадали люди. Если же погибших и раненых нет, и водители-участники происшествия не считают по обоюдному согласию решают не вызывать ГИБДД, они могут:
Срок регистрации ДТП в страховой компании по полису ОСАГО
Потерпевший согласно п.3 статьи 11 ФЗ №40-ФЗ «Об ОСАГО» должен при первой возможности уведомить страховщика об аварии для регистрации . То же предписывает и п.1 ст. 961 ГК РФ. Сделать это лучше сразу после ДТП. Сообщить можно по телефону или при помощи специального сервиса на сайте СК.
Помимо регистрации события, звонок в страховую нужен ещё и для того, чтобы страховая компания могла выслать на место ДТП своего представителя, аварийного комиссара, если сочтёт необходимым.
Виновник ДТП согласно п.2 ст. 11 Закона «Об ОСАГО» также обязан сообщить как можно скорее о дорожном происшествии в свою страховую. Для этого достаточно направить страховщику заполненное Извещения о ДТП в течение 5 дней. Но сообщить сразу после аварии также не помешает.
Такой же срок – 5 дней предусмотрен и для потерпевшего для подачи документов в СК, но как я написал выше, желательно зарегистрировать ДТП в страховой компании сразу после аварии.
Страховой случай по каско
Потом необходимо оценить обстановку и далее уже действовать в зависимости от ситуации. Особо выделяются ситуации, когда в ДТП есть пострадавшие – в таком случае обязателен вызов ГИБДД, которые и будут оформлять аварию. Автомобили передвигать можно только в том случае, если движение автотранспорта иначе невозможно. Но перед этим необходимо заснять на фото и видео. Не стоит также забывать про запись контактов .
Если люди не пострадали
Если же пострадавших нет, у участников дорожной аварии появляется выбор:
Примечание. Если пострадавших в аварии нет, при звонке в ГИБДД вам предложат оформить Европротокол или приехать в ближайшее подразделение. Наряд на место происшествия выедет только в том случае, если дежурный, принявший звонок, сочтёт это необходимым.
Независимо от выбора варианта действий, необходимо сфотографировать или другим образом зафиксировать место происшествия, повреждения и другие факты, относящиеся к происшествию. После этого, если повреждённые машины мешают проезду, их можно и передвинуть.
Регистрация аварий сотрудниками Госавтоинспекции
Автоинспектор выезжает на место ДТП по указанию дежурного, который получил сообщение о происшествии. Если же аварию увидел сам сотрудник, он сообщает о ней в подразделение и далее действует по указаниям, то есть или сам приступает к регистрации, или отправляется выполнять другое задание, в то время на место аварии будет выслан другой экипаж ГИБДД.
По прибытии на место аварии автоинспектор первым делом обеспечивает безопасность движения для всех участников аварии, выясняет лиц, причастных к ДТП, свидетелей, собирает максимально полную информацию об обстоятельствах и участниках происшествия.
Состояние дороги и окружающей среды, которое могло повлиять на происшествие и составляет при их обнаружении.
Если водители к моменту приезда автоинспектора ещё не освободили проезжую часть согласно п. 2.6.1 ПДД, сотрудник полиции организует фото- видеосъёмку либо проводит ей сам. Расположение объектов причастных к аварии может быть задокументировано и письменно, при участии понятых.
Как регистрируются ДТП в ГАИ
ДТП обязательно регистрируется в информационной системе ОВД, для чего инспектор или передаёт основную информацию в дежурную часть, или делает это самостоятельно при наличии необходимых технических средств. Дальнейшие действия определяются тяжестью последствий аварии.
В конце оформления документов их копии, а также прочая информация об аварии заносится в информационную систему ОВД и в государственную статистическую отчётность (если при ДТП пострадали люди). Для включения в госотчётность на ДТП заводится карточка учёта. Форма отчёта утверждена приказом Федеральной Службы Госстатистики № 402 от 21.05.14.
Когда в результате аварии причинён тяжкий вред здоровью или наступила смерть
Если в ДТП есть погибшие или подозревается тяжкий вред здоровью, то автоинспектор вызывает следственно-оперативную группу.
Сотрудник ГИБДД оформляет только рапорт, в котором указывает все известные ему сведения об участниках, пострадавших, свидетелях, обстоятельствах происшествия, и передаёт его, а также другие документы участников ДТП, руководителю следственно-оперативной группы.
Следователи же уже будут оформлять уголовное дело. Для его возбуждения выносится соответствующее постановление. На месте предполагаемого преступления производится осмотр, который фиксируется протоколом, составляемым согласно с указаниями Уголовно-процессуального кодекса.
Когда причинён лёгкий или средней тяжести вред здоровью
Если есть раненые люди, но на вред здоровью явно не тяжкий, сотрудник Автоинспекции будет самостоятельно оформлять административное правонарушение.
Примечание. Если объективные обстоятельства делают невозможным оформление документов на месте аварии, процессуальные действия могут быть выполнены в течение суток в любом подразделении полиции.
Вначале выносится определение о возбуждении административного производства и расследования.
Составляется протокол осмотра места аварии, к которому прилагается , собираются относящиеся к делу вещи. Место аварии фотографируется или записывается на видео. Автоинспектор также опрашивает участников и свидетелей, фиксирует их показания.
Если имеются сведения, относящиеся к аварии, для фиксации которых недостаточно уже упомянутых документов, оформляется ещё и рапорт, в который и заносится вся дополнительная информация.
Если в аварии повреждено только имущество
При соблюдении условия, названного в подзаголовке, в большинстве случаев автоинспектор вообще не будет выезжать на место происшествия. В зависимости от того, какое правонарушение было совершено при аварии автоинспектором при оформлении документов, неважно на месте аварии или на стационарном посту, выносится:
Если же сотрудник ГИБДД всё же приезжает, он составляет схему места происшествия, фотографирует, собирает показания участников и свидетелей, вещественные доказательства, если нужно – пишет рапорт.
Если регистрация ДТП проводится в подразделении Госавтоинспекции, то к делу приобщаются материалы, собранные самими участниками аварии, в том числе схема ДТП, фото и видеозаписи.
Как зафиксировать ДТП по Европротоколу
Оформление аварии по Европейскому протоколу необходимо только для страховой компании. В ГИБДД такие происшествия не регистрируются.
Европротокол оформляется при соблюдении следующих условий.
Стоит отметить, что до 1 октября 2019 года максимальная выплата по Европротоколу составляет 50 тыс. р. В Москве, Санкт-Петербурге и их областях выплата будет такой же, как и при обычном оформлении документов в ГИБДД, но только при наличии фото/видео записи с места происшествия и наличия данных ГЛОНАСС.
После 1 октября 2019 года фиксация аварии на технические средства станет обязательным для всех без исключения, а вместе с этим исчезнет и ограничение в 50 тыс. р.
Европротокол подразумевает самостоятельную регистрацию ДТП водителями, которая заключается в правильном . В течение 5 дней и виновник, и потерпевший должны направить заполненную ими часть Извещения .
Регистрация ДТП на предприятии
Каждая организация согласно Постановлению Правительства РФ №647 обязана фиксировать аварии, происходящие с принадлежащими ей автомобилями, независимо от места происшествия.
Кроме непосредственной фиксации ДТП фирмы должны немедленно сообщать о ДТП с и автомашинами в ГИБДД, и раз в месяц сверять свои данные об авариях с информацией, которой располагает Автоинспекция.
Журнал регистрации ДТП на предприятии: бланк и образец заполнения для школьного автобуса
Регистрируются ДТП в форме учёта, установленной Приказом №22 Минтранса. Её бланк можно скачать по . Часто это форму называют журналом регистрации ДТП. Стоит отметить, что этот документ и журнала регистрации нарушений ПДД – совершенно разные вещи.
Состоит журнал учёта ДТП на предприятии из двух разделов:
Сведения, подлежащие сверке с территориальными подразделениями ОВД
В начале первого раздела обязательно указывается наименование организации-владельца автомобиля и её адрес. Остальные сведения заносятся в таблицу, которая состоит из двух 13 столбцов. Каждый из них подписан. Сюда заносится:
Данные для внутреннего пользования
Второй раздел представлен таблицей из 10 столбцов, в которых указывается:
В качестве примера можете скачать и посмотреть , который ничем не отличается от формы отчёта для любого другого транспортного средства, принадлежащего какой-либо организации.
Кто ещё регистрирует дорожные аварии
Постановление Правительства №647 также предписывает вести учёт ДТП:
Дорожные службы
Организации, работа которых связана с автомобильными дорогами учитывают ДТП, произошедшие на подведомственных им дорогах согласно Рекомендациям, утверждённым распоряжением Росавтодора 12 мая 2015 г. №853-р.
Как и юридические лица-владельца автотранспорта, дорожные службы и владельцы автодорог должны сообщать в ГИБДД об известных им ДТП, произошедших на входящих в их ведение участках, и ежемесячно сверять данные с отделениями ОВД.
Медучреждения
Медицинские организации учитывают поступивших к ним раненых в авариях и погибших, в том числе тех лиц, которые обратились самостоятельно. Сведения о пострадавших лицах незамедлительно отправляются в полицию, причём даже в том случае, если раненый человек был отправлен в другое медучреждение. Форму учёта устанавливает Минздрав.
Пример из жизни. Девушку немного задела машина. Травмы никакой не было, к тому же она спешила на работу, поэтому, встав и отряхнувшись, она сразу же отправилась дальше по своим делам, даже не обратив внимания на водителя, который спрашивал о её самочувствии.
В скором времени после этого события эта девушка была на приёме у врача, который обратил внимание на синяк на ноге. В качестве возможной причины девушка назвала инцидент с машиной. Так как формально имело место ДТП, врач сообщил в полицию. Было возбуждено дело, водителя нашли и даже хотели привлечь к ответственности за оставление места аварии. К счастью, ему удалось оправдаться в суде.
Если пострадавший в ДТП умрёт в больнице в течение месяца после аварии, об этом также сообщается в ОВД. Медучреждения не обязаны сверять данные с органами внутренних дел в какой-то определённый срок, но по требованию последних предоставляют все учётные сведения.
Если авария произошла на дорогах необщего пользования
Дороги необщего пользования – это подвид автодороги, разница между ним и дорогами общего пользования – только в том, кто может по ним ездить. Ни ПДД, ни административный регламент ГИБДД не выделяют этот тип автодорог.
Поэтому процесс регистрации ДТП на дорогах необщего пользования не отличается от обычного, с формальной точки зрения, хотя иногда встречается противоположное мнение, в том числе среди автоинспекторов.
Но то, что ДТП на необщих дорогах тоже оформляется, подтверждается и Постановлением Правительства №647 «Об учёте ДТП». Как вы уже знаете, даже владельцы частных дорог, не говоря уже о госорганах, должны сообщать в Госавтоинспекции обо всех авариях на своих дорогах и ежемесячно сверять статистику. То есть аварии на любых дорогах фиксируются как в документах организаций, отвечающих за эти дороги, так и в ГИБДД.
Регистрация ДТП в страховой компании
Как я уже говорил, потерпевший должен уведомить СК о страховом случае при первой возможности. Порядок действий и по ОСАГО, и по каско аналогичный. Большинство страховых компаний предлагает сделать это по телефону. Проще всего найти его на страховом полисе – в штампе страховщика. Телефон СК также можно посмотреть на официальном сайте компании.
При звонке надо быть готовым назвать:
Главное – данные страхователя и номер полиса, чтобы страховщик мог сразу завести выплатное дело. Остальное всё равно будет уточнено по документам, которые вы подадите в СК.
При звонке в страховую компанию можно также проконсультироваться по оформлению аварии, заполнения Извещения и дальнейших действиях.
После заведения выплатного дела вам по SMS (как вариант – на email), пришлют его номер.
Телефон регистрации ДТП для Росгосстрах
В качестве примера приведу телефоны СК Росгосстрах – это крупнейший страховщик России по автострахованию. Мало ли какие изменения могут быть внесены, поэтому оставлю здесь ссылку на официальный сайт компании, уотчняйте информацию на нём.
Для звонков с мобильных номеров операторов:
Можно воспользоваться бесплатным номером 0530.
Ещё один телефон, звонок на который по России бесплатен: 8-800-200-99-77. Позвонив по нему, вы попадёте в Центр урегулирования убытков, в который и нужно сообщить данные об аварии. В Москве можно звонить по номеру 8-495-926-99-77 также бесплатному.
Если до Центра урегулирования убытков почему-либо дозвониться не можете, воспользуйтесь общими номерами Контакт-центра: 8-800-200-0-900 по России, или 8-495-926-55-55 – по Москве.
Онлайн регистрация ДТП в страховой компании
В последнее время всё большее число людей предпочитает пользоваться интернетом для получения различных услуг. Страховые компании стараются идти в ногу со временем и предлагают специальные онлайн-сервисы для сообщения о страховых случаях.
В случае с автострахованием, правда, такую возможность предлагают, по крайней мере, пока, очень немногие страховщики. Одной из таких СК является Росгосстрах. Воспользоваться услугой можно круглосуточно.
Как зарегистрировать страховой случай на сайте Росгосстраха
Чтобы уведомить СК Росгосстрах о страховом случае по ОСАГО и каско онлайн, необходимо зайти на страницу сервиса .
Сначала надо выбрать тип договора, после чего откроется список вопросов и варианты ответов к ним, по которым страховщик определит, основные особенности вашего дела.
Сайт Росгосстрах для уведомления о ДТП онлайн
В случае если указанные вами обстоятельства не позволяют получить выплату в Росгосстрах, например, появится сообщение на красном фоне и заполнять дальше форму станет невозможным.
Заполнение формы
Если всё в порядке, вам предложат выбрать регион и даты происшествия, удобный для обращения Центр урегулирования убытков (часы работы и расположение на карте можно посмотреть тут же).
Дальше при необходимости нужно отметить обстоятельства аварии (на ходу ли автомобиль, оформлялся ли Европротокол). Потом указываются номер полиса страхования потерпевшего, его паспортные данные, и номер мобильного.
В заключение необходимо поставить галочку в знак согласия с обработкой персональных данных и получением уведомлений. Для продолжения необходимо будет ввести код, который придёт вам в SMS на указанный номер телефона.
На втором шаге необходимо указать данные об участниках происшествия, а потом, ещё раз проверив указанные данные, подтвердить отправку.
Подведём итоги
Заключение
Регистрация ДТП – довольно обширное понятие и в зависимости от ситуации может выполняться совершенно по-разному. Самые строгой отчётности требуют аварии, в которых страдают люди.
Если вы хотите что-то уточнить по теме статьи или дополнить – добро пожаловать в комментарии.
А напоследок посмотрите видео-бонус: 5 ненормальных поступков, совершённых из-за компьютерных игр:
П.С.: Фото для статьи взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/153692. Это Alfa Romeo Brera.