Основные потребности людей. Социальные, духовные, биологические потребности человека
Основные потребности есть у всех живых существ, но человек все же занимает лидирующие позиции. Люди ежедневно удовлетворяют свои нужды, начиная с базовых: есть, пить, дышать и т.д. Есть также второстепенные потребности, к примеру, самореализация, желание добиться , стремление к знаниям и много других.
Основные виды потребностей
Существует много разных классификаций и теорий, которые позволяют разобраться в этой теме. Мы постараемся выделить наиболее значимые из них.
10 основных потребностей человека:
- Физиологические. Удовлетворение этих потребностей необходимо для выживания. В эту группу входит желание есть, пить, спать, дышать, заниматься и т.д.
- Потребность в двигательной активности. Когда человек бездействует и не шевелится, он не живет, а просто существует.
- Потребность в отношениях. Людям важно общение с окружающими, от которых он получает тепло, любовь и другие положительные эмоции.
- Нужда в уважении. Для реализации этой основной потребности человека многие стремятся достигнуть в жизни определенных высот, чтобы получить одобрительные отзывы окружающих.
- Эмоциональные. Невозможно представить человека, который бы не испытывал эмоции. Стоит выделить желание слышать похвалу, чувствовать безопасность, любовь и т.д.
- Интеллектуальные. С самого детства люди пытаются удовлетворить любопытство, узнать новую информацию. Для этого они читают, учатся и смотрят познавательные передачи.
- Эстетические. У многих людей есть инстинктивная потребность в красоте, поэтому люди стараются ухаживать за собой, чтобы выглядеть опрятно и аккуратно.
- Творческие. Часто человек ищет сферу, где он может выразить свою натуру. Это может быть поэзия, музыка, танец и другие направления.
- Потребность в росте. Люди не хотят мириться с ситуацией, поэтому развиваются, чтобы достичь более высокой ступени в жизни.
- Потребность быть членом общества. Человек стремится быть участником разных групп, к примеру, семьи и коллектива на работе.
Тема: Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
Кадырова Р.К.
Вопросы:
Понятие о потребностях.
Различные теории и классификации потребностей.
Иерархия потребностей по А. Маслоу.
Характеристика основных потребностей человека.
Основные потребности в повседневной деятельности человека.
Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.
Возможные причины потребности в уходе (болезнь, травма, возраст).
Роль медсестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении его основных потребностей
Роль медсестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.
Понятие потребностей
Нормальная жизнедеятельность человека, как существа общественного, представляющего целостную, динамическую, саморегулирующуюся биологическую систему обеспечивается совокупностью биологических, психосоциальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет рост, развитие, гармонию человека с окружающей средой.
Жизнедеятельность человека зависит от многих факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека в условиях окружающей среды.
Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни. (Глоссарий МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).
Основные теории и классификации потребностей
Авторами потребностно-информационной теории, которая объясняет причины и движущие силы поведения человека, являются отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории состоит в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде.
Переход потребности в поступки и действия сопровождается эмоциями.
Эмоция - это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными и отрицательными на удовлетворение потребностей. Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:
Группа – витальные (Потребность жить и обеспечивать свою жизнь).
группа – социальные (потребность занять определенное место в обществе)
группа – познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).
Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням (см. схему)
Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.
Потребности в надёжности – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д.
Социальные потребности – удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.
Потребность в уважении, осознании собственного достоинства, – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
V. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Иерархия потребностей (ступени развития) по а. Маслоу. Сущность теории потребностей а. Маслоу. Характеристики основных потребностей человека
Жизнь, здоровье, счастье, человека зависит от удовлетворения потребностей в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.
В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе; от физиологических до потребностей в самовыражении.
В настоящее время в странах с высоким уровнем социально – экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей она не столь популярна. Для наших условий сегодня эта теория остается популярной.
Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться, с окружающими, ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.
Потребность в кислороде - нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия.
При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка кашель. Продолжительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный оттенок. Поддержание этой потребности должно стать для медицинского работника приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи богатой насыщенными животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.
Медицинский работник должен обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения потребности человека в пище.
Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.
Пищу лучше варить, печь, но не жарить.
Необходимо помнить, что неудовлетворенная потребность в пище, приводит к нарушению здоровья.
Потребность в жидкости – это выпивание жидкости, 1,5-2 литра ежедневно - вода, кофе, чай, молоко, суп, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде выделений мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушений функции многих органов и систем. От умения медицинской сестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит возможность пациента избежать многих осложнений.
Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде мочи, кала. Режимы выделения у каждого человека индивидуальны. Удовлетворение других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают процесс выделения продуктов жизнедеятельности интимным и предпочитают не обсуждать эти вопросы. При удовлетворении нарушенной потребности медицинская сестра должна обеспечить ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность,
Потребность в сне и отдыхе – при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память. Исследования, проведенные американскими специалистами свидетельствуют, что у человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз. Вольному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Несмотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние. В результате исследований выделено несколько стадий сна.
Стадия 1 – медленный сон. Легкий сон и длиться всего несколько минут. При этой стадии происходит спад физиологической активности организмам постепенное снижение деятельности жизненно важных органов, обмена веществ. Человека можно легко разбудить, но если же сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 минут.
Стадия 2 – медленный сон. Неглубокий сон, продолжается 10-20 минут. Жизненные функции продолжают ослабевать, наступает полное расслабление. Разбудить человека трудно.
Стадия 3 – медленный сон. Стадия самого глубокого сна, продолжающая 15-30 минут, разбудить спящего трудно. Продолжается ослабление жизненно важных функций,
Стадия 4 – медленный сон. Глубокий сон, продолжающийся 15-30 минут, разбудить спящего очень трудно. При этой фазе происходит восстановление физических сил. Жизненно важные функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрствования. Вслед за 4 стадией вновь наступает 3-я и 2-я стадии, после чего спящий переходит в 5-ю стадию сна.
Стадия 5 - быстрый сон. Возможны яркие, цветные сновидения через 50-90 минут после первой стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз, изменения частоты сердцебиения и дыхания, а также увеличения или колебания артериального давления. Снижается тонус скелетных мышц. При этой фазе восстанавливаются психические функции человека, разбудить спящего очень трудно. Продолжительность этой стадии около 20 минут.
После 5-й стадии сна на короткое время наступают 4, 3, 2-я, затем вновь 3, 4 и 5-я стадии, т. е. следующий цикл сна.
На сон человека могут оказывать влияние несколько факторов; физическое недомогание, лекарственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна. Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.
Отдых - состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно не только лежа на диване, но и вовремя длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помещать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.
Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека, знание его стадий и возможных причин, вызывающих нарушение привычных функций человеческого организма, дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.
Потребность в движении. Ограниченно подвижности или не подвижность создают много проблем для человека. Такое состояние бывает продолжительным или непродолжительным, временным или постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов. Болью при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения.
Неподвижность – один из факторов риска развития пролежней, нарушение функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения, диспепсия, метеоризм, анорексия, понос или запоры. Интенсивное натуживание во время акта дефекации, к которому пациент должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.
И главная проблема пациента, он не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности человека. От степени и продолжительности состояния неподвижности у пациента могут появиться те или иные проблемы в психосоциальной сфере, изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.
Сестринская помощь направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.
Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста.
На сексуальное здоровье человека прямо или косвенно могут влиять его болезнь, дефекты развития. Но тем не менее многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем.
Решение действительных или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья.
Необходимо при беседе с пациентом:
выработать твердую научную основу для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространённых её нарушений и дисфункции;
понимать, как влияет на сексуальность сексуальная ориентация, культура, религиозные убеждения человека;
научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь соответствующего специалиста.
Потребность в безопасности. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло-каталка, каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Человек одевается соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Избегать стрессовых ситуаций.
Социальные потребности – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д.
Люди хотят чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.
При тяжелой болезни, нетрудоспособности иди в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты нарушаются. К сожалению, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых, и одиноких людей. Следует всегда помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом.
Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.
Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих.
У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Но для этого необходимо, чтобы труд ему привносил удовлетворение, а отдых был насыщенным и интересным, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют эточувство, Так как больше ни для кого не представляют интереса, некому порадоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.
Потребность в самовыражении – это наивысший уровень потребности человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше чем другие. Для одного самовыражение – это написание книги, для другого – это вырастить сад, для третьего воспитание детей и т.д.
Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей, медицинская сестра составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.
Виды потребностей и их классификация
В основу классификации потребностей человека положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности физиологические, физические, психические, в общении, нравственные, духовные и др.
Физиологические потребности - в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.
Физические потребности - это внешние потребности по отношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в частности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.
Психические потребности - это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.
Потребность в общении выражает социальную природу человека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Общение с людьми обогащает личность интеллектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на сотрудничестве и пересечении интересов, новый характер приобретает потребность человека в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Потребность в общении порождает дружбу и любовь.
Нравственные потребности - это поведение, соответствующее моральным принципам общества, добро, истина.
Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: О потребности общества, определяемые необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне;
о личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека и выступают как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Личное потребление происходит не на производстве, а за его пределами и включает в себя потребление людьми пиши, одежды, жилища и т.д.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в ко- г торой проявляются личные потребности, выделяют две группы j этичных потребностей - материальные (экономические) и духовные.
Материальные потребности - основа жизнедеятельности i человека - пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его род о вое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности - часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).
Поступки людей определяются их интересами, прежде всего экономическими. Экономическая жизнь общества включает в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Производство может быть нормальным только при условии нормального свободного потребления. Между производством и по-
2.4. Виды потребностей и их классификация
треблением - сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление - цель и движущие мотивы производства, определяющие объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно: производительное потребление представляет собой процесс производства, где потребляются средства производства (орудия и предметы труда), а также сила человека, т.е. происходит расход его физической и духовной силы.
Если в производительном потреблении продукт создается, то в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Связь между производством и потреблением взаимно обусловливается, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления. Можно сказать, что производство всегда ведет за собой потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Когда вещь не нужна для потребления, утратила свое значение как полезный продукт, производство ее прекращается. В то же время потребление каких-либо продуктов требует их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей.
Духовные потребности - высшие человеческие потребности, чувственная форма познания прекрасного, обращенная к созерцанию или воображению, эстетическому наслаждению. Они связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая другая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Следовательно, духовные потребности шире интеллектуальных. В круг таких потребностей человека входят и потребность в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т.п.), и потребность в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря сло-
вами Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа - преодолеть все противоречия.
Интеллектуальные потребности - рациональные мыслительные функции человеческой психики, познавательные процессы в целом - рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, в различных видах творческой деятельности (в том числе творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
Потребность в познании - переменная личности, отражающая степень, в которой индивид получает удовольствие от познавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира как целого) и частные (страсть к познанию специфических явлений действительности).
Потребность в научном познании образуется на основе потребности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удовольствие от решения проблем, особенно трудных.
Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой.
Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.
Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.
Социальные потребности - потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социально-ценностных характеристик - возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
человека как общественного субъекта. В отличие от физических потребностей они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Потребность в общественной деятельности вытекает из условий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне развитого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъявляемых кличности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, когда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глубокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.
Развитие базовых потребностей можно представить следующим образом:
О потребность в активности - от потребности в «разрядке энергии» до потребности в труде;
2.4. Виды потребностей и их классификация
о потребность в общении - от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);
О потребность в познании - от элементарного любопытства до страстного поиска истины;
о потребность в отдыхе - от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жизни.
По степени конкретизации все потребности подразделяются на две группы:
О общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг;
о конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги, например потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизоре, книгах и т.п.
Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
По количественной определенности и возможности удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на следующие группы:
о абсолютные потребности - выражают желание обладать товарами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактны и характер, не связаны с конкретными предметами потребления;
О действительные потребности - формируются в рамках достигнутого уровня производства. Как и абсолютные, они не ограничены платежеспособными возможностями потребителей, но в отличие от них носят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям;
о платежеспособные потребности - определяются платежеспособными возможностями потребителей, что их отличает от абсолютных и действительных потребностей. В то же время они носят абстрактный характер, как и абсолютные потребно-
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
сти, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса; о удовлетворенные потребности - потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами в зависимости от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке достаточно товаров и услуг, потребительские свойства которых соответствуют требованиям покупателей; в противном случае они остаются неудовлетворенными.
Все рассмотренные потребности взаимосвязаны. Так, абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Действительная потребность в результате распределения общественного продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на рынок и удовлетворяется благодаря приобретению и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения остается неудовлетворенной по разным причинам - из-за недостаточного уровня развития производительных сил, услуг, низкого уровня доходов потребителей. По мере развития общественного производства, совершенствования производственных отношений, роста доходов населения все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются новые неудовлетворенные конкретные потребности.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности - потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармоничном развитии личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребности в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук - физиологии, биологии, медицины - и формируются наукой о питании. Разумные потребности - это
2.4. Виды потребностей и их классификация
общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма приблизительны и носят условный характер. Но поскольку не выработано ничего лучшего, они используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребностей.
Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бывает, что в мироощущении даже самых активных людей появляется желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррациональные потребности могут складываться одновременно у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляющиеся по причине этого болезни. К иррациональным относятся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.
Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.
Существует тенденция рассматривать потребность как эквивалент влечения. Этот способ употребления расширяет базовые и биологические потребности. Приравнивание потребности к влечению наделяет состояние потребности мотива-ционными свойствами. Однако имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребность в кислороде, так как то напряжение, которое человек чувствует, когда задерживает дыхание, - это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К главе 1
\. В чем сущность природы человека?
2. От чего зависит выбор человеком ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом?
3. Можно ли выделить из предыстории человечества нечто существенное, определяющее человека?
4. Расскажите о внутренней противоречивости побудителей человеческой деятельности на примере размышлений античных мыслителей.
5. Как рассматривались естественные жизненные потребности в эпоху Средневековья?
6. Охарактеризуйте взгляды мыслителей Нового времени на природу человека и его потребностей.
7. Кто из философов утверждал, что происхождение и развитие человеческих потребностей связано с функционированием исторически конкретных способов производства?
8. Что отражали теории понимания человека и его потребностей в западной обществоведческой мысли середины XX в.?
К главе 2
1. Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу.
2. Какие свойства и качества человека учитываются при оценке социально-ценностных характеристик личности?
3. Что побуждает человека к деятельности?
4. Что является источником развития потребностей?
5. Какое обстоятельство переводит потребности на собственно психологический уровень?
6. Какие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение?
7. Какой принцип положен в основу классификации потребностей человека?
8. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности человека.
9. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение и т.д.?
10. Охарактеризуйте общие и конкретные потребности.
Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.
Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.
Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.
Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.
Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.
Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.
Иметь — проявление потребности на двух уровнях:
1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;
2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).
Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).
Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).
Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.
Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.
Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.
Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.
1 - дышать,
2 - есть,
3 - пить,
4 - выделять,
5 - спать, отдыхать
2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.
6 - быть чистым,
7 - одеваться, раздеваться
8 - поддерживать температуру тела
9 - быть здоровым
10 - избегать опасности, болезней, стрессов
11 - двигаться
Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.
3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».
12 - общение
4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.
13 - достижение успеха
5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.
14 - играть, учиться, работать,
Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.
Устройство личности человека
3 — знание
М — мировоззрение
А — социальная активность
3 + А — М = карьеризм
М + А — 3 = фанатизм
З+ М — А = «гнилая интеллигенция»
Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.
Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:
1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.
2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.
3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.
Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:
Соблюдать здоровый образ жизни;
Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;
Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.
Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.
В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:
1 — нормально дышать;
2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;
3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;
4 — двигаться и поддерживать нужное положение;
5 — спать и отдыхать;
6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;
7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;
8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;
9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;
10 — поддерживать общение с другими людьми;
11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;
12 — заниматься любимой работой;
13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;
14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.
В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.
Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:
1) нормальное дыхание;
3) физиологические отправления;
4) движение;
6) личная гигиена и смена одежды;
7) поддержание нормальной температуры тела;
8) поддержание безопасности окружающей среды;
9) общение;
10) труд и отдых.
По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.
Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:
1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:
Достаточное потребление воздуха;
Достаточное потребление воды;
Достаточное потребление пищи;
Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;
Сохранение баланса между активностью и отдыхом;
Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;
Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;
Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.
Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.
Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;
2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;
3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:
Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);
Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);
Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).
Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.
Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.
Реферат
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ИХ ВИДЫ
И СРЕДСТВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.
О г л а в л е н и е:
1. Введение. 1
2. Виды потребностей человека. 1-4
3. Основы хозяйственной деятельности человечества.
Специализация и торговля. 4-8
4. Ограниченность экономических ресурсов и связанные
с нею проблемы. 8-10
5. Заключение. Принципы распределения благ. 11
1. Введение.
Великим ученым Древней Греции Аристотелем было даноназвание нау- ке - экономике. Он соединил два слова: «эйкос» - хозяйство и «номос» - за-
кон, так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означа-
ет «законы хозяйства».
Экономика обозначает науку, которая:
1) изучает способы организации деятельности людей, направленной на соз-
дание благ , необходимых им для потребления;
2) исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для
удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.
В экономической жизни есть три главных участника: семья, фирмы и государство.Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятель-
ность как непосредственно другс другом, так и через рынки факторов про-
изводства (то есть ресурсов,с помощью которых можно организовать произ-
водство благ) и потребительских товаров (благ,которые непосредственно пот-
ребляются людьми).
Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек,
семья – вот главные действующие лица экономики. Хозяйственная деятель –
ность любой страны должна осуществляться ради удовлетворения нужд лю -
дей в конкретных благах.
Поведение людей, их решения в конкретных хозяйственных ситуациях
определяют деятельность фирм, государственных организаций, рынков.
Исследуя поведение людей, экономическая наука помогает людям, фир-
мам и государству предвидеть последствия их решений в сфере экономики
2.Виды потребностей человека.
Основными потребностями человека являются биологические потребности.
Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей
людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных
видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) и было
удовлетворение этих нужд.
К числу основных относятся потребности человека:
В одежде;
В жилье;
В безопасности;
В лечении при заболеваниях.
Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но и они
являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-
шить эти проблемы; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.
Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор ус-
ловий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.
3. Основы хозяйственной жизни человечества. Специализация и
торговля.
Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-
ла необходимость научиться добывать блага. Поэтому блага разделяются на
две группы:
1) даровые блага;
2) экономические блага.
Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме большем, чем потребность в них. Их не нужно производить, их можно потреблять бесплатно.К таким благам относят-
ся: воздух, вода, солнечный свет, дожди, океаны.
Но в основном потребности человека удовлетворяются не за счет даровых,
а экономических благ , то есть товаров и услуг, объем которых недостаточен
для удовлетворения потребностей людей в полной мере и он может быть уве-
личен только в результате производственного процесса. Иногда приходится
перераспределять блага тем или иным способом.
Сейчас люди живут лучше, чем в древние времена.Это достигнуто благо- даря увеличению объема и улучшению свойств этих благ (продовольствия,
одежды, жилья и т.д.) .
Источником благосостояния и могущества народов Земли сегодня являет-
ся чрезвычайно развитой механизм объединения усилий ради решения общих задач, в том числе самой главной задачи- производства все большего объема
жизненных благ, то есть создания лучших условий жизни людей.
Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,
свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-
изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».
Существуют три основных факторов производства:
3) капитал.
Труд как фактор производства – это деятельность людей по производству
товаров и услуг с помощью использования их физических и умственных воз-
можностей А так же навыков, приобретенных в результате обучения и опыта
работы. Для организации производственной деятельности покупается право
на использование способностей людей в течение некоторого времени для соз-
дания определенного вида благ.
Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от числен –
ности трудоспособного населения страны и количества времени, которое это
население может отработать за год.
Земля как фактор производства – это все виды природных ресурсов,имею-
щихся на планете и пригодных для производства экономических благ.
Размеры отдельных элементов природных ресурсов обычно выражаются пло-
щадями земель того или иного назначения, объемами водных ресурсов или
полезных ископаемых в недрах.
Капитал как фактор производства–это весь производственно-технический
аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения воз-
можностей изготовления необходимых благ. Он состоит из зданий и соору –
жений производственного назначения, станков и оборудования, железных
дорог и портов, складов, трубопроводов, то есть из того, что необходимо для
реализации современных технологий производства товаров и услуг. Объем капитала обычно измеряют суммарной денежной стоимостью.
Для анализа экономических процессов выделяют еще разновидность факто-
ров производства – предпринимательство. Это услуги, которые оказывают
обществу люди,наделенные способностями правильно оценить, какие новые
товары можно с успехом предложить покупателям, какие технологии произ-
водства имеющихся товаров стоит внедрить, чтобы достичь большей выгоды.
Эти люди готовы рисковать своими сбережениями ради новых коммерческих
проектов.Они обладают умением координировать использование других фак-
торов производства для создания нужных благ обществу.
Объем предпринимательского ресурса общества измерить невозможно.Час-
тичное представление о нем можно составить на основе данных о численнос-
ти владельцев фирм, которые их создали и ими руководят.
В ХХ веке приобрел большое значение еще один вид факторов производ-
ства: информация , то есть все те знания и сведения, которые необходимы
людям для осознанной деятельности в мире экономики.
Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресур-
сов, люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важней-
ших элемента: специализацию и торговлю.
Специализация имеет три уровня:
1) специализация отдельных людей;
2) специализация деятельности хозяйственных организаций;
3) специализация экономики страны в целом.
В основе всей специализации лежит специализация труда людей, которая
определяется:
а)Сознательным разделением труда между людьми.
б)Обучением людей новым профессиям и навыкам.
в)Возможностью кооперации,то есть сотрудничества ради достижения общей
щей цели.
Впервые разделение (специализация) труда возникла около 12 тысяч лет
тому назад:одни люди специализировались только на охоте, другие были ско-
товодами или земледельцами.
Сейчас существуют тысячи профессий, многие из которых требуют обуче- ния особым навыкам и приемам труда.
Почему специализация является важнейшим инструментом в хозяйствен- ной жизни человечества?
Во-первых, люди наделены разными способностями; они по разному вы-
полняют те или иные виды работ. Специализация дает возможность каждому
человеку найти ту работу, ту профессию, где он может проявить себя с наи-
лучшей стороны.
Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей уме-
лости в избранной для себя деятельности. А это ведет к изготовлению благ
или оказанию услуг с более высоким качеством.
В –третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ
меньшее количество времени и не иметь его потерь при переходе с одного
вида работ на другой.
Таким образом, специализация является главным способом повышения
производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства необходимых им экономических благ,и прежде
всего ресурса труда.
Производительность –это объем благ, который удается получить от исполь-
зования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного пе-
риода времени.
Так, производительность труда определяется количеством изделий, кото-
рое изготовил работник за единицу времени: за час, за день, за месяц, за год.
Одним из самых значительных изобретений человечества в области спе-
циализации и разделения труда явился конвейер. Это самое могучее средство
повышения производительности труда.
Создателем конвейера был Генри Форд (1863-1947), отец массового авто-
мобилестроения, талантливый человек.Идея конвейера родилась у него после