Хозяйственные отношения, их признаки и виды. Эффективность правового регулирования хозяйственных отношений
Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Они представляют собой правовую взаимосвязь между субъектами хозяйствования, которая проявляется в их содержании, которое сводится к субъективным права и обязанностям этих субъектов.
Для уяснения конструкции правоотношений прибегают к теоретическому их делению на абсолютные и относительные.
В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных субъектов с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении своего права.
В относительном правоотношении субъекту права противостоит конкретная обязанная сторона.
Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
· абсолютные вещные правоотношения;
· абсолютно-относительные вещные правоотношения;
· абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
· неимущественные абсолютные правоотношения;
· обязательственные правоотношения.
Для абсолютного вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.
Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество «абсолютно», т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.
Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с его правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов – очерчена законом.
Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших его право на неимущественные блага, устранения нарушения.
Обязательственные хозяйственные правоотношения . Это правоотношения, в которых два контрагента связаны взаимными правами и обязанностями между собой. Основой этих правоотношений служит договор (контракт). Хозяйственные обязательства в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов хозяйственного права они обслуживают, подразделяются на четыре вида:
- хозяйственно-управленческие (возникают на основе актов государственных органов);
- внутрихозяйственные (возникают между подразделениями предприятий и руководством этого предприятия);
- оперативно-хозяйственные (возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров);
- территориально-хозяйственные (отношения территориальных субъектов между собой и с предприятиями).
Субъекты хозяйственного права. Общие положения.
Общепризнанного определения субъектов хозяйственной деятельности на уровне Закона не содержится, однако, п.2 Положения о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993г., определяет в качестве субъектов хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам.
Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29, в п.1 уточняет круг субъектов хозяйственной деятельности, т.е. юридических и физических лиц
(далее – Положение от 17 декабря 2002г.). В качестве субъектов хозяйствования
выступают коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства) и некоммерческие организации (ассоциации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объединения некоммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций, потребительские кооперативы, учреждения, товарищества собственников, фонды). Физические лица регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей иначе без образования юридического лица.
Следовательно, субъектами отношений, регулируемых нормами хозяйственного права можно считать граждан и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность.
Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков:
Регистрация в качестве субъекта хозяйствования;
Наличие соответствующей хозяйственной компетенции;
Наличие обособленного имущества;
Самостоятельная имущественная ответственность.
Проводя классификацию субъектов хозяйственной деятельности по видам , необходимо иметь в виду, что можно проводить их отличие по различным основаниям в зависимости от:
- характера компетенции . Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства. Так, компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя; в случае создания коммерческой организации, руководство осуществляется единолично или коллегиально; государственное образование – в компетенции преобладает – хозяйственно-организующая деятельность;
- от формы собственности . В основу создания предприятия может быть положена любая из существующих форм собственности – государственная или частная собственность;
- от правового статуса . Предпринимательства деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо без образования юридического лица;
- цели деятельности . Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятельность, но может быть и некоммерческая;
- от права на имущество . Имущество может принадлежать предприятию на праве собственности, либо находится у предприятия в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели не собственники);
- от распределения имущества (по вкладам или неделимое);
- от организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.).
Законодательство, регулирующее порядок создания субъектов хозяйственной деятельности изначально определено ГК Республики Беларусь, в котором детально изложены общие положения о юридических лицах, их организационно-правовых формах, особенностях их создания, ответственности перед кредиторами и др., а также Положением от 17 декабря 2002г., которое определяет органы, осуществляющие регистрацию субъектов хозяйствования, порядок подачи необходимых документов и их рассмотрение, плату за государственную регистрацию, особенности прекращения деятельности субъектов хозяйствования и др. Создание и ликвидация акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью осуществляется посредством Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. и др. Особенности создания предприятий с участием иностранного капитала регулируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь вступившим в действие с 9 октября 2002г., банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Банковским кодексом Республики Беларусь вступившим в силу с 1 января 2001г., деятельность бирж, порядок их создания и функционирования осуществляется в соответствие с Законами Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. и «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. и др.
Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с нею связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.
Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
- а) абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.
- б) абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.
- в) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.
- г) неимущественные хозяйственные правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.
- д) хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида: хозяйственно-управленческие (возникают в результате актов государственных органов); внутрихозяйственные (складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов); территориально-хозяйственные (отношения публичных образований между собой и с организациями); оперативно-хозяйственные (между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров).
Хозяйственные правоотношения – урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие между субъектами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Структура хозяйственных правоотношений:
1) субъекты – участники правоотношений: физические лица и индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (города, поселки);
2) объекты – то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения: вещи, работы, услуги, информация, нематериальные блага (честь, достоинство, репутация);
Основания возникновения хозяйственных правоотношений
Возникают правоотношения не сами по себе, а вследствие наступления юридических фактов, такими фактами являются: договоры, причинение вреда, неосновательное обогащение, судебные решения, события.
Виды правоотношений:
1. По объему прав:
а) имущественные – осуществляются по поводу материальных благ и их защита возможна только с помощью имущественных санкций;
б) неимущественные – честь, деловая репутация, достоинство и др., которые защищаются как с помощью компенсации морального вреда, так и материального ущерба.
2. По способу реализации прав:
а) вещные – для реализации которых собственнику достаточно его волеизъявления по отношению к его имуществу;
б) обязательственные – возникают по поводу передачи вещей, выполнению работ, оказанию услуг между несколькими субъектами.
3. По распределению прав и обязанностей:
а) простые – у одного участника только права, а у другого только обязанность (например, договор займа);
б) сложные – у обеих сторон и права, и обязанности (большинство гражданско-правовых договоров).
Основная:
1. Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник для студентов высших учебных заведений / отв. ред. Ю. Е. Булатецкий, Н. А. Машкин / – М.: Норма, 2008 . – 752 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации в четырех частях – М.: Ось-89, 2011. – 572 с.
3. Макаров, Н. Д. Предпринимательское право: учеб. пособие для студентов СПО / Н. Д. Макаров, Е. А. Рябов. – М.: ИД «ФОРУМ» – ИНФРА-М, 2008. – 256 с.
4. Тимошенко, И. В. Хозяйственное право: конспект лекций / И. В. Тимошенко, А. В. Мелькумянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 343 с.
Дополнительная:
1. Евтушенко, И. И. Хозяйственное право: методические указания к практическим (семинарским) занятиям / Сост. И. И. Евтушенко. – Волгоград: ВолгГТУ, 2009. – 43 с.
2. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 г. // БВС РФ. 1996. № 9. – С. 1.
3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995. // БВС РФ. 1996. № 1.
1. Что является предметом и методом хозяйственного права?
2. Какие принципы, система и источники хозяйственного права?
3. Назовите понятия, элементы и виды хозяйственных правоотношений.
Хозяйственные правоотношения складываются относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или относительно руководства такой деятельностью.
Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами права общественное отношение, которое возникают в сфере непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью, характеризуются особым субъектным составом, а также объединением организационных и имущественных элементов.
Хозяйственные правоотношения классифицируют по следующим признаками.
1) По характеру правоотношений выделяют:
Отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности;
Отношения относительно руководства хозяйственной деятельностью;
2) По взаимоположению сторон:
Горизонтальные;
Вертикальные;
3) По сфере действия:
Внутрихозяйственные;
внешнехозяйственные;
4) По областям народного хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают:
Правоотношения в области промышленности;
Правоотношения в области сельского хозяйства;
Правоотношения в области транспорта;
Правоотношения в области капитального строительства;
Методы правового регулирования хозяйственных отношений
Методы правового регулирования хозяйственных отношений - это применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений соответственно их свойствам и целям правового регулирования, которые отображают взаимное положение сторон, порядок принятия ими юридически значащих решений, характер юридической ответственности в случае нарушения прав и способы юридической защиты и законных интересов сторон.
Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений.
Метод предписаний предусматривает право принятия юридически значащих решений органом хозяйственного руководства относительно подчиненного ему субъекта.
Метод автономных решений разрешает субъектам хозяйствования принимать самостоятельно.
Метод координации обеспечивает принятие юридически значащих решений по согласию сторон, любая из которых не вправе навязывать свои условия другой стороне.
Тема 3. Правовой контроль за хозяйственной деятельностью.
1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.
2. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов.
3. Правовое регулирование малого предпринимательства.
4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.
1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.
Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины “О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности” от 23.07.98 г.
Органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности (далее - контролирующие органы), проводят плановые и внеплановые выездные проверки.
Плановой выездной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по местонахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка.
Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;
б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;
г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;
е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятие,
Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте “е”, проводятся только органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий.
Вышестоящий контролирующей орган может по собственной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предпринимательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом.
Контролирующие органы, которые имеют право проводить плановые и внеплановые выездные проверки финансово-хозяйственной деятельности С.П.Д.:
а) органы государственной налоговой службы - относительно уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, неналоговых платежей;
б) таможенные органы - относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы;
в) органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы и органы государственной налоговой службы в пределах их компетенции - относительно бюджетных займов, займов и кредитов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотацией субсидий, других бюджетных ассигнований,
Плановые выездные проверки проводятся всеми контролирующими органами одновременно в день, определенный органом государственной налоговой службы. Порядок координации проведения таких проверок устанавливается Кабинетом Министров Украины.
2. Субъекты хозяйственного права
3. Правовой статус хозяйственных обществ
4. Правовой статус хозяйственных объединений
1. Понятие и характеристика хозяйственного права и законодательства
Базовымпонятием в хозяйственном праве и законодательстве является понятие хозяйственной деятельности.
Хозяйственная деятельность – это общественно полезная деятельность членов общества и их объединений по производству и реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг, а также по обеспечению их производителей необходимыми ресурсами.
В зависимости от цели и способа организации и осуществления хозяйственная деятельность может быть двух видов – непредпринимательской и предпринимательской (коммерческой).
Непредпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется с целью удовлетворения определенных общественных потребностей независимо от прибыльности (получение прибыли от такой деятельности играет второстепенную роль; например, деятельность НИИ, экспериментальных предприятий и учреждений, финансируемых за счет государства).
Предпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется субъектом хозяйствования на собственный риск с целью получения прибыли.
Принципы предпринимательской деятельности:
1) свободный выбор деятельности (но в рамках закона);
2) самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей изготовленной продукции, установление цен (монополизм, конкуренция, демпинг);
3) свободное распоряжение прибылью;
4) свободный наём работников;
5) привлечение на добровольных началах имущества и средств юридических лиц и граждан.
Хозяйственная деятельность осуществляется путем вступления ее участников в хозяйственные отношения.
Хозяйственные отношения – это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в среде непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства (организации) такой деятельности.
Признаки хозяйственных правоотношений
Структура хоз.правоотношений:
1. Объект – материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения (продукция, услуги, работы и др.).
2. Субъекты – участники хозяйственных правоотношений – физические и юридические лица, их объединения, государство в целом и государственные образования.
Юридические факты – жизненные обстоятельства (действия и события), с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений (например, заключение договора).
Хозяйственные правоотношения регулируются на основе определенных методов (путь к чему-либо ).
Методы – это используемые законодателем способы правового оформления хозяйственных правоотношений в соответствии с их особенностями.
Методы хозяйственно-правового регулирования :
1. Метод предписаний (императивный) – предусматривает право принятия юридически значимых решений органом хозяйственного руководства (собственником) в отношении подчиненного ему субъекта (решение зарегистрировать предприятие, выдать лицензию и др.);–
2. Метод автономных решений (диспозитивный)– позволяет субъектам хозяйствования принимать самостоятельно юридически значимые решения; -.
3. Метод координации – обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласованию сторон путем компромисса.
4. Метод рекомендаций – предусматривает издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений (рекомендаций) по поводу организации деятельности (примерные уставы, типовые договора и др.).
Виды хозяйственных правоотношений:
I. По характеру правоотношений:
1) отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности;
2) отношения по руководству хозяйственной деятельностью.
II. По взаимному положению сторон:
1) горизонтальные – участники правоотношений равноправны (например, при заключении договоров);
2) вертикальные – одним из участников правоотношений выступает орган хозяйственного руководства, в т.ч. собственник имущества.
III. По сфере действия:
1) внутрихозяйственные – возникают внутри хозяйственной организации между структурными подразделениями;
2) меж(внешне)хозяйственные – возникают между самостоятельными субъектами.
IV. По отраслям народного хозяйства и сферам управления:
1) правоотношения в сфере промышленности;
2) правоотношения в сфере сельского хозяйства;
3) правоотношения в сфере транспорта;
4) правоотношения в сфере капитального строительства.
Хозяйственное право (как отрасль права) – это система правовых норм, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и руководству ею с применением различных методов правового регулирования (ученые считают, что это: самостоятельная отрасль, не самостоятельная отрасль, комплексная отрасль). В структуру отрасли хозяйственного права входят:
институты (банкротства, антимонопольного регулирования и др.),
подотрасли (предпринимательское право, корпоративное право, инвестиционное право).
Предметом (основными вопросами) хозяйственного права как науки является:
1) изучение истории становления и развития системы правового регулирования хозяйственных отношений в Украине и за рубежом;
2) выявление закономерностей, тенденций, пробелов правового регулирования хозяйственных отношений;
3) обобщение правоприменительной практики;
Хозяйственное право (как учебная дисциплина ) – это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования.
Общий курс хозяйственного права включает Общую и Особенную части .
Общая часть содержит в себе материал об основных положениях правового регулирования хозяйственной деятельности, независимо от сферы этой деятельности. Например, темы:
1. Понятие и характеристика хозяйственного права и законодательства.
2. Субъекты хозяйственного права.
3. Правовое регулирование отношений собственности.
4. Хозяйственный договор.
5. Хозяйственно-правовая ответственность.
Специальная часть хозяйственного права содержит материал о правовом регулировании хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и сферах хозяйственной жизни. Например, темы:
1. Правовое регулирование банкротства.
2. Правовое регулирование антимонопольной деятельности.
3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.
4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
4. Источник (форма) хозяйственного права – это официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования.
Виды источников хозяйственного права :
1. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным воздействием (торговые обычаи, деловые обыкновения (начинать переговоры с представления себя и фирмы) ). В Украине правовые обычаи используются редко, в основном в сфере внешнеторговых сделок (например, обычай, по которому нарушение внешнеэкономического контракта оценивается по закону места рассмотрения дела).
2. Правовой (юридический (судебный или административный )). В Украине сходство с прецедентом имеет судебная практика.
3. Нормативно-правовой договор – соглашение двух или нескольких субъектов, устанавливающее права и обязанности как общие правила поведения. Подразделяется на виды:
а) внутригосударственные нормативные договоры – коллективные договоры, уставы предприятий и др.;
б) межгосударственные (международные) нормативные договоры (соглашения, конвенции, пакты и др.).
4. Нормативно-правовой акт – это официально принятый компетентными органами документ, содержащий правовые нормы и регулирующий хозяйственно-правовые отношения. К ним относятся:
1) Конституция Украины – Основной Закон государства;
2) законы – нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу (кодексы, законы);
3) подзаконные акты (Указы Президента, Постановления ВРУ, постановления и распоряжения КМУ, приказы министра, нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Это основной источник права в романо-германской правовой семье.