Что означает казенное учреждение. Казенное учреждение
В 2010 году был принят ФЗ №83. Он внес ряд изменений в отдельные законодательные документы. В соответствии с этими поправками с 2011 г. всем учреждениям, финансируемым за счет средств бюджета, необходимо было принять статус автономных, бюджетных или казенных. Рассмотрим далее, что собой представляет последняя категория организаций.
Общие сведения
Казенное учреждение - это организация, оказывающая услуги, выполняющая работы либо исполняющая определенные функции для обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов власти разного уровня. Финансирование таких предприятий производится за счет средств соответствующего бюджетного фонда согласно принятой смете. В ст. 31 ФЗ №83 указано, что создание казенного учреждения осуществляется на базе функционирующего юрлица без проведения процедур реорганизации посредством изменения его типа.
Имущественный вопрос
Права казенных учреждений на материальные ценности, закрепленные за ними, реализуются по определенным правилам. Предприятие может владеть, распоряжаться, пользоваться вверенным ему имуществом в пределах, предусмотренных законодательством. При этом данные действия должны согласовываться с целями функционирования организации, заданиями, назначением ценностей. Собственник имущества вправе изъять его часть у юрлица. Это допускается в том случае, если материальные ценности окажутся излишними, неиспользуемыми или используемыми не по назначению. Изъятым имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению. Казенное учреждение может самостоятельно реализовывать продукцию, которую выпускает, если другое не устанавливается законодательным актом или иным нормативным документом.
Перечень субъектов, обязанных сменить статус
Он приведен в ст. 31, п. 1 ФЗ №83. Изменить статус на территориальное или федеральное казенное учреждение необходимо:
Нормативная база
Изменение типа организации осуществляется в порядке, определяемом:
- Правительством страны. Постановления этого органа распространяются на любое федеральное казенное учреждение.
- Высшим исполнительным институтом власти субъекта. Решения этой структуры обязательны для исполнения региональными организациями.
- Местными органами. Распоряжения, изданные ими, распространяются на любое муниципальное казенное учреждение.
Документальное оформление
Как выше было сказано, изменение типа организации осуществляется в соответствии с распоряжением (постановлением). Обязательные сведения, которые указываются в документе, согласно которому возникает казенное учреждение, - это:
- Наименование функционирующего предприятия с указанием типа.
- Название образуемой организации.
- Наименование исполнительного органа, выполняющего полномочия и функции учредителя.
- Сведения о сохранении/изменении основных целей, в соответствии с которыми осуществляется деятельность казенного учреждения.
- Перечень мероприятий по формированию организации с указанием сроков.
- Сведения о сохранении/изменении численности сотрудников.
Проект постановления/распоряжения разрабатывается исполнительным органом, исполняющим функции по выработке госполитики и нормативно-правовой регламентации в данной сфере деятельности, при согласовании с Минэкономразвития и Минфином.
Приложения
Вместе с распоряжением уполномоченный орган предоставляет:
- Пояснительную записку. В ней содержатся обоснования целесообразности смены типа организации на казенное учреждение.
- Сведения о кредиторской задолженности предприятия, просроченной в том числе.
Если изменение типа организации приведет к невозможности исполнения государственных задач, в пояснительной записке должны содержаться сведения о субъекте, которому они будут вверены.
Юридическое положение организаций после изменения типа
Территориальное или государственное казенное учреждение финансируется в соответствии со специально разработанной сметой из бюджетных средств соответствующего фонда. Данное положение закрепляется в ст. 6 и ст.161 (п. 2) БК. Операции по исполнению статей расходов и доходов казенное учреждение совершает на открытых им счетах в финансовом органе (региона или МО) либо Главном казначействе. Организация может самостоятельно выступать как истец или ответчик в суде. Эта возможность предоставляется в соответствии со ст. 161, п. 8 БК. Казенные учреждения России отвечают по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в их распоряжении.
Если имеющихся финансовых ресурсов организации недостаточно, собственник имущества будет нести субсидиарную ответственность. Казенные учреждения РФ не могут получать и предоставлять займы/кредиты, покупать ценные бумаги. Бюджетные дотации и субсидии организациям не предоставляются. Предприятия не могут отчуждать либо другим способом распоряжаться вверенным им имуществом без согласования с собственником. Территориальное или государственное казенное учреждение может заниматься предпринимательством. Однако его форма должна быть указана в уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, направляются в соответствующий бюджет. Размещение заказов на выполнение работ/предоставление услуг/поставку продукции осуществляется по ФЗ №94. Имущество организации закреплено за ней на правах оперативного управления.
Функции учредителя
Они осуществляются исполнительным органом, в ведении которого находится организация. Например, если это муниципальное казенное учреждение, то уполномоченной структурой будет администрация МО. Исполнительный орган:
Региональные и муниципальные исполнительные органы издают соответствующие документы, в которых устанавливаются конкретные задачи для учредителей подведомственных им учреждений.
Согласование с Росимуществом
Рассмотрение проекта решения о распоряжении материальными ценностями казенного учреждения осуществляется в течение 15 дней с даты его поступления. По окончании этого срока поданная документация согласовывается либо заявителю направляется мотивированный отказ в утверждении. При непоступлении ответа в течение 30 дней проект решения будет считаться согласованным. Уполномоченный исполнительный орган должен уведомить Росимущество о принятом постановлении. Это делается в течение 10 дней с даты утверждения. Для учреждений, которые находятся в ведении Росморречфлота, Управлении по делам Президента, Минобороны, решение принимается, соответственно, этими структурами.
Устав: общие положения
После утверждения нормативного акта о смене типа организации казенное учреждение должно внести соответствующие изменения в документацию. В уставе предприятия должны присутствовать "Общие положения". Они включают в себя:
Характер работы
В уставе должны быть обозначены цели и предмет деятельности. Они формулируются в соответствии с ФЗ, иным нормативным актом (региональным, местным). В документе должен указываться полный перечень типов деятельности, которые предприятие может осуществлять (указываются основные и дополнительные виды) для достижения поставленных целей. В устав включается раздел, содержащий информацию об организации работы и управлении предприятием. В числе прочего в нем указывается информация о:
- Структуре и компетенции администрации организации.
- Порядке формирования органов управления.
- Продолжительности полномочий.
- Порядке функционирования.
- Положении об ответственности начальника учреждения.
Раздел о финансовом обеспечении и имуществе
В этой части устава указываются сведения о материальных ценностях, находящихся в оперативном управлении, их собственнике, порядке распоряжения ими, а также особенности поступления средств. Кроме этого, в разделе о финансовом обеспечении и имуществе указывается:
Уполномоченный исполнительный орган издает постановление, в соответствии с которым утверждаются изменения, внесенные в устав.
Для того, чтобы в Москве был структура, координирующая внедрение стратегий, касающихся организации и обеспечения безопасности дорожного движения, 7 декабря 1999 года было создано ГКУ ЦОДД. ГКУ ЦОДД - что это такое? Полное название – Государственное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения».
В 1999 году в центре числилось 5 сотрудников, которые планировали и готовили дорожные сети в Москве. С 2000 года было создано 5 отделов:
- административный;
- по планированию и организации парковок;
- по исследованиям и анализу движения;
- движением и эксплуатации систем;
- обеспечению проектов.
С 2005 года 2 00 сотрудников центра устанавливают и круглосуточно обслуживают технические средства, используемые в организации движения (ТСОДД).
Что это такое ГКУ ЦОДД, какие функции и задачи у этой организации
ЦОДД занимается:
- сбором информации об условиях на улицах, потоках автомобилей и пешеходов, статистике ДТП, параметрах экологического ущерба, данных о парковках;
- оценкой и моделированием потоков транспорта;
- разработкой рекомендаций и схем, позволяющих повысить эффективность движения и безопасность;
- подготовкой смет по расходам, необходимым для внедрения новых стратегий;
- экспертизами проектов строительства и ремонта улиц;
- координацией маршрутов общественного транспорта;
- разработкой нормативов парковки, контролем за их выполнением;
- установкой планировкой эксплуатации ТСОДД, анализом причин выхода из строя аппаратуры;
- заключением договоров с подрядчиками, выполняющими работы, связанные с обслуживанием и ремонтом ТСОДД.
Подрядчикам заказывается организация уличных сетей, разработка парковочных мест, светофоров.
Сегодняшний ЦОДД
В 2017 году началась подготовка специалистов, которые будут управлять дорожными знаками, информационными табло, видеокамерами и датчиками. Все это оборудование будет интегрировано в систему «Старт».
В Москве на базе постов ДПС обустроено 15 диспетчерских пунктов. В каждом пункте будут работать не только представители ЦОДД, но и сотрудники АМПП, ФССП и ГИБДД. Во время проведения спецопераций к ним присоединятся .
Сотрудники центра выписывают штрафы по пунктам 3.27 и 3.28 ПДД (нарушения правил парковки). Данные поступают с видеокамер. Электронные копии штрафов, вынесенных ГИБДД, распечатываются в «Центре гибридной почты» и доставляются нарушителям заказными письмами.
В 2012 году на улицы Москвы было выпущено 10 патрульных машин центра. Сейчас их более трехсот, примерно столько же маршрутов. Одни патрулируют время, другие – круглосуточно.
В машине и техник. Работают 2 видеокамеры, которые фиксируют номера и расположение автомобилей. Компьютер, вмонтированный в приборную панель, за считанные секунды в автоматическом режиме передает данные в ГИБДД.
Недавно все сотрудники прошли курсы по оформлению Европротоколов и оказанию первой медицинской помощи. Слушателям получили соответствующие сертификаты.
С 1 августа началось обследование улиц у 600 школ. Восстанавливаются дорожные знаки, устанавливаются новые. На 26 августа в парке Сокольники запланирован праздник для детей, цель которого – развить навыки по передвижению по городским улицам. Кроме образовательной программы будут предложены развлекательные мероприятия.
Начались плановые мероприятия по обслуживанию светофоров. Они все (примерно 4 тысячи) будут приведены в порядок. Планируется подкрасить примерно 2300 объектов инфраструктуры (опор, контроллеров, знаков).
Центр недавно заключил контракт со службой которой перемещаются по городу на велосипедах. Теперь они будут развозить грузы ЦОДД малых и средних размеров в пределах Садового кольца. Руководство центра считает, что это послужит стимулом для других организаций использовать для доставки экологически безопасные транспортные средства. Так как велосезон длится с начала апреля до конца октября, велосипеды планируется использовать не только летом, если позволят погодные условия.
Вывод
ЦОДД планирует развить в Москве Интеллектуальную транспортную систему (ИТС), создать информационный портал, чтобы бесплатно предоставлять информацию и автовладельцам.
"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2010, N 7
Совсем скоро, с 1 января 2011 г., в России появятся государственные (муниципальные) учреждения нового типа - казенные учреждения. Они могут возникнуть как путем создания учреждения с нуля, так и путем изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреждений - бюджетных и автономных.
По большому счету для части бюджетных учреждений это не повлечет больших изменений, так как изменение типа учреждения не будет являться его реорганизацией. Разве что название изменится, в связи с чем придется внести изменения в устав учреждения, а также пройти перерегистрацию с целью получения нового свидетельства о внесении учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Новый тип учреждений вводится Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Основными правовыми актами, определяющими правовой статус и деятельность казенных учреждений, являются Гражданский и Бюджетный кодексы РФ, а также Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях).
Отметим, что действующая редакция Закона о некоммерческих организациях не распространяется на государственные (муниципальные) учреждения, а касается лишь частных учреждений. С 1 января 2011 г. в Закон о некоммерческих организациях вводится новая ст. 9.1 "Государственные, муниципальные учреждения", согласно которой государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием.
Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, будут осуществлять соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления (далее - учредитель).
Примечание. Отметим, что в отношении казенных учреждений понятие "учредитель" все же не применяется. Казенные учреждения (как в настоящее время бюджетные учреждения) находятся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, который осуществляет в отношении подведомственных казенных учреждений все необходимые полномочия, в том числе утверждает их устав, формирует государственное задание, определяет порядок утверждения бюджетной сметы и так далее.
Изменение типа учреждения в силу закона
Кроме общего порядка изменения типа государственного (муниципального) учреждения Закон N 83-ФЗ (ст. 31) предусматривает обязательное создание отдельных казенных учреждений путем изменения типа федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования Закона N 83-ФЗ. Так, в силу Закона будут созданы следующие казенные учреждения :
- управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
- учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения Федеральной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
- психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Таким образом, все перечисленные учреждения должны стать казенными, а не бюджетными учреждениями.
Функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения, созданного в силу Закона, будет реализовывать федеральный орган государственной власти (государственный орган), ранее осуществлявший функции и полномочия его учредителя.
Переназначения руководителей и иных работников казенных учреждений не требуется.
Созданные казенные учреждения имеют право осуществлять предусмотренные уставом виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов.
При этом не нужно переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Порядок оказания услуг казенным учреждением
Казенные учреждения, как и два других типа учреждений (бюджетные и автономные), будут оказывать государственные (муниципальные) услуги, выполнять работу для физических и (или) юридических лиц.
При этом казенные учреждения, перечень которых определит своим решением орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, будут оказывать государственные (муниципальные) услуги, выполнять работы в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.
В задании согласно ст. 6 БК РФ устанавливаются требования к качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
Порядок формирования государственного (муниципального) задания устанавливают соответственно Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация муниципального образования. Задание формируется на срок до одного года (в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год) и на срок до трех лет (в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период).
Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Постановление N 671), в частности, утверждены :
- Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания;
- Форма ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Ведомственные перечни государственных услуг (работ) по данной форме должны быть утверждены главными распорядителями средств федерального бюджета в срок до 13 декабря 2010 г. и размещены на официальных сайтах в сети Интернет;
- Форма базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в установленной сфере деятельности. Базовые (отраслевые) перечни могут быть утверждены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и размещены на официальных сайтах в сети Интернет.
Отметим, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых (отраслевых) перечней.
Главные распорядители средств федерального бюджета могут также утвердить перечни показателей качества государственной услуги. Данные перечни они должны согласовать с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Постановление N 671 вступит в силу 1 января 2011 г., за исключением некоторых его норм, которые вступили в силу со дня официального опубликования Постановления (13 сентября 2010 г.). В связи с этим утратит силу Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1065.
В целях оказания помощи главным распорядителям Минфину и Минэкономразвития России поручено утвердить , в частности, методические рекомендации:
- по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением;
- по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений.
Представляется, что по новым правилам государственные задания могут быть сформированы только в 2011 г. на 2012 г.
Имущество казенного учреждения
Имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (государства или муниципального образования в лице учредителя).
В отличие от бюджетного и автономного казенное учреждение не имеет права формировать в составе имущества целевой капитал (ст. 25 Закона о некоммерческих организациях).
Финансовое обеспечение казенного учреждения
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
Напомним, что Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н.
В связи с принятием Закона N 83-ФЗ в данный Приказ внесены изменения. В частности, согласно Приказу Минфина России от 30.07.2010 N 84н теперь установлены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений.
Бюджетную смету казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, главным распорядителем бюджетных средств, утверждает руководитель этого органа.
Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения (ст. 221 БК РФ).
Операции с бюджетными средствами казенное учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые соответственно в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований.
Расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), не учитываются в расходах в целях налогообложения налогом на прибыль .
Теперь соответственно казенные, а не бюджетные, учреждения освобождены от уплаты госпошлины.
Отметим, что казенные учреждения не имеют права переходить на единый сельскохозяйственный налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ), а также на упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Приносящая доход деятельность казенного учреждения
Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доход деятельность. Такое право обязательно должно быть предусмотрено в учредительных документах казенного учреждения.
Доходы казенного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, будут поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). Указанное правило распространяется на федеральный, региональный и муниципальный уровни.
Напомним, что федеральные бюджетные учреждения до настоящего времени могли расходовать средства от приносящей доход деятельности в соответствии с разрешениями главных распорядителей (распорядителей) средств федерального бюджета и сметами доходов и расходов. Такое право предоставлялось федеральным бюджетным учреждениям федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Субъекты РФ самостоятельно определяли возможность использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход деятельности.
Следует обратить внимание , что нормы в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 г.
Правила в отношении зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями действуют с 1 января 2011 г .
Однако до 1 января 2012 г. эти правила применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления. Таким образом, субъекты РФ и органы местного самоуправления могут самостоятельно определить, как в течение 2012 г. будут использоваться указанные средства.
Особенности использования средств в переходный период
Следует иметь в виду, что с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. устанавливается переходный период. Согласно ст. 33 Закона N 83-ФЗ в этот период:
- доходы, поступившие в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным казенным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на их лицевых счетах, открытых в ОФК. Эти средства являются источником дополнительного финансового обеспечения содержания и развития материально-технической базы указанных учреждений, включая расходы на уплату налогов с доходов от аренды, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета;
- федеральное казенное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Операции с указанными средствами осуществляются в установленном Минфином России порядке в соответствии со сметой доходов и расходов казенных учреждений по приносящей доходы деятельности;
- заключение и оплата федеральным казенным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств от приносящей доход деятельности, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности;
- для отражения на соответствующих лицевых счетах казенных учреждений операций со средствами, полученными от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, применяются являющиеся едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группа "Доходы от приносящей доходы деятельности" и входящие в нее следующие подгруппы доходов бюджетов :
- доходы от собственности по приносящей доходы деятельности;
- рыночные продажи товаров и услуг;
- безвозмездные поступления от приносящей доходы деятельности;
- целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Коды указанных группы и подгрупп доходов бюджетов, а также перечень входящих в них статей и подстатей доходов бюджетов утверждает Минфин России.
Порядок заключения контрактов
Не должно возникнуть вопросов о том, будут ли казенные учреждения заключать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ о госзакупках. Разумеется, они обязаны это делать.
Казенные учреждения обязаны заключать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, исполнение которых будет осуществляться за счет бюджетных средств, от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Оплачивать такие контракты можно в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Если казенное учреждение нарушит эти условия, то по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение, суд может признать такой контракт, иной договор недействительным.
Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств может уменьшить казенному учреждению как получателю бюджетных средств ранее доведенные лимиты бюджетных обязательств.
Если это приведет к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им контрактов, иных договоров, то казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий контрактов (договоров) по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
При этом сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора имеет право потребовать, чтобы казенное учреждение возместило только фактически понесенный ущерб, непосредственно обусловленный изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.
Если лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, будет недостаточно, то по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования будет отвечать соответствующий орган, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
Ответственность казенных учреждений
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Согласно ст. 120 ГК РФ при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (государство или муниципальное образование).
Контроль за деятельностью казенного учреждения
Согласно дополнению, внесенному Законом N 83-ФЗ в ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, установлено, что контроль за деятельностью казенных учреждений осуществляют:
- федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, в отношении федеральных казенных учреждений;
- в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении казенных учреждений субъекта РФ;
- в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в отношении муниципальных казенных учреждений.
Контроль за деятельностью казенных учреждений, подведомственных федеральным органам государственной власти (государственным органам), в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляется с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
Кроме того, приведен перечень документов, открытость и доступность которых должны обеспечить казенные учреждения . Это:
- учредительные документы, в том числе внесенные в них изменения;
- свидетельство о государственной регистрации;
- решение учредителя о создании учреждения;
- решение учредителя о назначении руководителя;
- положения о филиалах, представительствах;
- план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном учредителем, и в соответствии с Требованиями, установленными Минфином России;
- годовая бухгалтерская отчетность;
- сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
- отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном учредителем.
Е.А.Александрова
советник государственной
гражданской службы 2-го класса
Муниципальное казенное учреждение занимается предоставлением гражданам государственных услуг, и через которые выполняются функции государства. В зависимости от вида деятельности , разные казенные учреждения имеют разные полномочия, права и обязанности не только перед государством, но и перед гражданами.
Когда и как были созданы
Муниципальные казенные учреждения родились вместе с государством. Само слово «казенное» буквально означает, что учреждение существует за счет поступлений из государственной казны.
Изначально их функциями были сбор податей с населения государства и дальнейшее использование их на содержание:
- военным;
- чиновникам;
- строительства дорог и общественных мест, например, церквей и соборов;
- на содержание тюрем и приютов.
При Петре Великом еще на строительство музеев, учебных заведений, верфей и даже городов. Все эти объекты являются казенными, так как на их строительство и содержание расходовались государственные средства. Их предназначение – решение крупных государственных задач при строительстве общественных сооружений.
Виды учреждений, в зависимости от выполняемой деятельности
Казенные учреждения занимаются следующими видами деятельности:
- управление воинскими подразделениями и частями. Армия является казенным учреждением и существует полностью за счет бюджетных (казенных) средств. Она выполняет функции защиты государства и граждан этого государства от агрессии со стороны других стран. Армия имеет жесткую структуру, свой суд, все чиновники военных ведомств подчиняются строгой дисциплине;
- обеспечение нормальной работы тюрем и исправительных учреждений, в том числе для несовершеннолетних;
- медицинские учреждения больницы, в том числе дома для содержания сумасшедших, реабилитационные центры;
- отделения полиции.
Все они находятся на содержании государства и не могут, в соответствии с российскими законами, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, за исключением тех, которые разрешены законом и прописаны в уставных документах.
Круг полномочий, права и обязанности сотрудников в таких ведомствах регулируется специальными законами, указами и инструкциями. Ответственность за работу учреждения несет руководитель. Он должен следить не только за тем как и на что расходуются получаемые из госказны средства, но и отчитываться перед государством.
Чем они могут заниматься
Казенное учреждение – это не какое-нибудь государственное предприятие. Это специально созданное юридическое лицо для решения определенных государственных задач. В соответствии со статьей бюджетные учреждения могут:
- заниматься деятельностью, которая приносит доход, но при этом она должна быть прописана в учредительных документах. Остальные виды деятельности будут незаконны. Доходы, полученные ими должны перечисляться в местные бюджеты без уплаты налогов и сборов.
- Проводить операции с деньгами, полученными из госбюджета.
- Участвовать в судебных разбирательствах, в том числе, связанных непосредственно с деятельностью учреждения и быть инициатором таких разбирательств.
Оно не имеет права заключать какие-либо торговые операции, в том числе получение/выдача , инвестиции в ценные бумаги и иностранную валюту. Если учреждение решает предъявить иск какому-либо банку или кредитной организации на основе договора, то такой договор считается недействительным, так как сам факт его составления считается незаконным.
Платят ли казенные учреждения налоги?
Они платят налоги, но налогообложение таких заведений имеет свои особенности , такие как:
- суммы бюджетных обязательств, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются в составе доходов, которые создают налогооблагаемую базу, так как бюджет не является источником прибыли;
- расходы, которые связаны с предоставлением государственных услуг населению или выполнения ими своего основного предназначения. Они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу дохода на прибыль. Поэтому для их учета ведется раздельная система учета, в которой доходы от основной и дополнительной деятельности учитываются на разных счетах.
Все доходы от предоставления платных услуг или какой-либо другой коммерческой деятельности не облагаются налогом. Например, от сдачи помещений в аренду или продажи имущества. Также муниципальные учреждения освобождены от уплаты пошлины.
Все получаемые от такой деятельности средства должны переводиться в бюджет . Учреждения обязаны уплачивать налог на имущество и земельный налог, если в местном законодательстве не прописано, что те освобождаются такого вида налогообложения.
Масштабная реформа бюджетного процесса, затрагивающая все его этапы и участников, начатая государством еще в конце девяностых XX века, в 2010 году «подарила» обществу закон, существенно изменивший правила и условия игры и список получателей средств из бюджетов всех уровней. Привычная всем достаточно однородная бюджетная сфера разделилась на новые виды учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Какие же конкретно произошли изменения, и что они дадут нам — рядовым получателям бюджетных услуг, и самим учреждениям?
Понятие государственной услуги
Чтобы уяснить, чем отличаются казенные, бюджетные и автономные учреждения между собой, надо, прежде всего, вспомнить термин «государственная (муниципальная) услуга», введенный в обиход законодательством также в 2010 году.
Под государственными и муниципальными услугами подразумевается выполнение полномочий, закрепленных либо за государственными властными структурами, либо за муниципальными. Отсюда и различие в названии услуг. Исполнение полномочий обычно осуществляется не работниками тех или иных управлений, министерств и ведомств, а через создание ими подведомственных разнообразных учреждений и доведения им заданий соответствующего характера.
Реформирование бюджетной сферы
Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».
Цели и задачи реформ
В качестве основной задачи внедрения новшеств заявляли повышение результативности бюджетных расходов. По сути дела, реформированию планировалось подвергнуть всю бюджетную (а в особенности, социальную) сферу. Должны были уйти из обихода привычные бюджетные учреждения, за действия которых и содержание вне зависимости от конечного результата и востребованности у населения ответственность нес учредитель, а их место предназначалось учреждениям новых форм с совершенно другим объемом прав и обязанностей.
В средствах массовой информации периодически появлялись мнения, приведет к коммерциализации бюджетной сферы, однако Министерство финансов, являющееся идеологом и основным разработчиком данного закона, категорически отрицало такую возможность и достаточно активно проводило разъяснительную работу — как на своем сайте, так и на открытом там же форуме.
Чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного? Для объективного понимания различий между данными инстанциями надо внимательно сравнить основные положения, характеризующие их права и обязанности.
Основные характеристики бюджетных, автономных и казенных учреждений
Внесение изменений в действующее законодательство поставило перед фактом о необходимости выбора новой организационно-правовой формы для подведомственных учреждений всех органов власти. Из их кратких характеристик видно, чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного:
- Казенное учреждение - минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, содержание строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности, все доходы от платных услуг идут в бюджет.
- Бюджетное учреждение - больший объем прав, учредитель не несет ответственности за результаты финансовой деятельности (долги), часть имущества в собственности учредителя, часть - учреждения, деньгами от предпринимательской деятельности распоряжается учреждение, функционирует за счет субсидий на содержание имущества и на выполнение установленного задания.
- Автономное учреждение - обладает наибольшим объемом прав, особенно в части платных услуг. Есть наблюдательный совет, несущий некоторый распорядительно-рекомендательный функционал. В остальных позициях сходно с бюджетным.
Изначально определенные организационно-правовые формы не статичны: может приниматься решение, например, о переводе казенного учреждения в бюджетное, а потом при необходимости обратно.
Финансовое обеспечение учреждений
Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней. Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.
- Для казенного учреждения учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) доводит лимиты бюджетных обязательств, на основании которых составляется и утверждается учредителем бюджетная смета. Смета передается в казначейство, и все расходование средств осуществляется исключительно в ее пределах в разрезе утвержденных статей. Если возникает необходимость в перераспределении сметы, то это делается только с согласия учредителя и ограниченное количество раз в квартал. Но! В случае возникновения у учреждения какой-либо кредиторской задолженности (что в рамках общего контроля и при тенденции ужесточения наказаний за нарушения бюджетного законодательство маловероятно), субсидиарную ответственность несет учредитель.
- Для учредитель утверждает перечень услуг, устанавливает финансовые нормативы на их выполнение и доводит задание на услуги в натуральных единицах. Исходя из доведенного задания и нормативов рассчитывается объем денежной субсидии на его выполнение. Деньги должны перечисляться на счет учреждения ежемесячно. Если по каким-то причинам задание не выполнено, то объем субсидии уменьшается без учета того, есть у учреждения нужда в средствах или нет. В случае перевыполнения без согласия учредителя излишне выполненные объемы задания могут быть не оплачены. По своим обязательствам учреждение несет обязанность само. Полученные средства используются в соответствии с составленным и утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Перераспределением средств внутри плана занимается само учреждение.
- Для автономного учреждения действует тот же принцип, что и для бюджетного, но оно гораздо свободнее в плане закупок.
Имущество учреждений
Сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения также позволяет выявить ряд любопытных моментов. Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества. Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий. Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.
Предпринимательская деятельность учреждений
Еще один существенный показатель, чем казенное учреждение отличается от бюджетного - это возможность получения доходов от платных услуг. Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является основной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом. То есть, больница не может проводить концерты и брать за них деньги. Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но! Доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет никаких гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования. Бюджетное же учреждение заработанными средствами распоряжается само.
Налогообложение учреждений
И казенные, и бюджетные учреждения работают на общепринятой системе, то есть сдают все отчеты и платят все исчисленные налоги. Здесь казенное учреждение чем отличается от бюджетного? Ничем. Вот автономные, имеющие больше возможностей для заработка, могут выбрать упрощенку - это достаточно серьезная преференция.
Итоги
Хотя процесс реформирования с учетом достаточно длительного переходного периода идет уже несколько лет, массовых банкротств учреждений или перехода их на коммерческие рельсы для населения пока не наблюдается. Так называемая коммерциализация проявляется, скорее, во взаимоотношениях учреждений с органами власти в части получения средств и создании некоей межучрежденческой конкуренции.