Высказывания про формы государственного устройства стран мира. Государственное (территориальное) устройство
В наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.
Общее понятие государственного устройства
В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм - например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство - это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.
Унитарное государство
Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство - это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто - например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором - охватывать исключительно людей определенной национальности.
Признаки унитарного устройства
Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:
- Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
- Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
- Единое гражданство.
- Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.
Региональная форма
Перед тем как перейти к рассмотрению стоит выделить и переходную форму - региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство - это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.
Федеративное государство
В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:
- Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
- Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
- Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.
Признаки федеративного государства
Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего - это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство - наряду с общефедеральным.
Конфедерация
Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство - это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.
Признаки конфедерации
В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:
- Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
- Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
- Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
- Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
- При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.
Что такое устройство?
Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.
Политический режим
Под режимом государственного устройства понимается выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.
Формы правления
Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.
Заключение
Формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.
Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.
Виды государственно-территориального устройства:
- унитарное (от фр. unitai-ге - единый);
- федеративное (от лат. foedus - союз, договор);
- конфедеративное (от лат. confoede-ratio - союз, сообщество).
Унитарное государство имеет следующие признаки :
- территориальное единство государства . Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
- единое гражданство , территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
- единая структура государственного аппарата на всей территории государства
- единая судебная система;
- единая система законодательства для всего государства;
- одноканальная система налогов , т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).
Федерация
Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.
Для федерации характерны следующие признаки :
- существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации
- возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
- две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
- субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
- двухканальная система налогов , что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.
По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.
Конфедерация
Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства .
Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.
В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились .
Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.
Таким образом , по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства .
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Форма государственного устройства обуславливает:
Внутреннюю структуру государства;
Правовое положение частей государства;
Интересы каждой нации, проживающей на территории государств;
Объем и качество прав и свобод граждан (подданных);
Стабильность государства, его правильное функционирование.
С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.
С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные .
Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Признаки унитарного государства:
1. Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц.
2. Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (Финляндия, Чехия - местное самоуправление возглавляется губернатором, назначаемым президентом). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция).
3. Единое гражданство
4. Складывается единая система права, основа которой - единственная Конституция.
5. Единая судебная система.
6. Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы.
7. Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.
8. Единые вооруженные силы
Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс, данные автономии имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме этого, автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).
В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства - региональное государство.
При всех прочих признаках, унитарное государство предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для экономического развития, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, Украина и автономная республика Крым, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований).
Федеративное государство - это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.
Признаки федеративного государства:
Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам.
Экономический принцип учитывает естественно-географические и производственные особенности страны, размер ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил и т.п.
Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.
Принято различать национальные , территориальные и национально-территориальные федерации.
Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:
а) субъекты федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;
б) национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;
в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;
г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.
Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:
а) субъекты федерации не являются государствами, т.к. их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.
б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;
в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования.
Национально-территориальная федерация - часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся также Нигерия и Коморские острова.
В настоящее время практически нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность, и отсутствовали националистические движения. Многие авторы придерживаются точки зрения, что если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти. Это союзное государство, и оно объединяет в своем составе субъекты федерации. Территория федерации состоит их территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью.
8. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.
9. В федеративных государствах действует как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.
10. Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.
11. Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.
12. Двуканальная система налогов.
13. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.
14. Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность - американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).
15. В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу.
16. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).
Добровольные и насильственные международно-государственные объединения
Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей. Различают добровольные и насильственные международные объединения.
К добровольным формам объединения государств относятся:
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. В них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.
Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В ее рамках могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Исполнительные органы носят коллегиальный характер. Нормы права становятся обязательными, если они публикуются каждым государством, входящим в состав конфедерации. Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием. Международная политика проводится совместно.
Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.
Содружество - объединение государств, характеризующих определенной однородностью, которая обусловлена:
· Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств (СНГ).
· Языковым единством (Британское Содружество Наций).
· Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).
Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, например, модельный Уголовный кодекс стран СНГ.
Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В Европейском сообществе целью является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него. А для этого упрощены таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже введена единая валюта - евро. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.
Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающих среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН : Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.
Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которые они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы насильственного объединения государств — империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.
Заключается в многонациональном характере империи или же в наличии не менее значимого атрибута - идеологии - системы представлений, раскрывающих наднациональную, универсальную сущность данной формы государства.
С установлением власти правящих элит и появлением государства наиболее типичным явлением стало возникновение империй. Подобного типа территориально-государственное устройство было присуще многим цивилизациям на разных континентах и в разные эпохи, вплоть до XX века включительно. Естественно, ранние империи (Ханьская, Римская, империя Карла Великого, Османская) имели отличия от более поздних империй (Наполеоновская, Британская, Российская), поскольку создавались благодаря иным социально-экономическим и политическим предпосылкам. Однако для всех империй характерны некоторые общие черты, позволяющие говорить об имперских системах как определенном типе политической организации. В качестве таковых выделяются:
- обширная территория
- сильная централизованная власть
- экспансионистская правящая элита
- полное господство центра и подчинение периферии
- наличие общего политического замысла без учета интересов конкретных групп
- неоднородный этнический, национальный и культурный состав населения
Для любой империи характерно
распространение единой политико-административной системы, утвердившейся в свое время в метрополии, на территориях, которые весьма разнообразны в природном, этническом, религиозном и экономическом отношениях. Выделяются два типа империй
:
1. Империи с заморскими территориями - колониями (Британская, Испанская, Португальская, Французская, Голландская), распад которых происходил в ХХ веке.
2. Империи с контактными колониями (Александра Македонского, Римская, Византийская, Тимуридов, Сасанидская, Великих Моголов, Российская и др.)
Империя как способ организации государственной жизни обладает своими преимуществами и недостатками, позволяя решать задачи. которые было бы невозможно решить иначе.
Но одновременно возникают и специфические задачи, которые понуждают особым образом осуществлять колониальную политику, поддерживать престиж метрополии.
Империи всегда создавались правящими элитами с целью порабощения других народов, распространения своей власти на соседние территории, другие земли.
Посредством военной экспансии захватывались и присоединялись новые территории, формировалось общее экономическое и политическое пространство. При этом правящая элита центра для укрепления своей власти не подавляла полностью местную элиту, а стремилась сделать ее своим союзником в проведении имперской политики.
Поскольку империи имели обширные территории, а столицы их находились в большом удалении от окраин, здесь создавались относительно децентрализованные политико-административные органы. Их руководителями становились, как правило, лояльные по отношению к центральной элите чиновники, которые получали определенную самостоятельность для исполнения своих властных полномочий. Короче говоря, сама объективная необходимость установления политико-административного контроля, поддержания своего влияния требовала от имперской элиты создания громоздкой гражданской и военной бюрократической машины как в центре империи, так и на ее периферии.
При этом имперская элита оставляла за собой право принятия важнейших политических и экономических решений. Подвластные же ей зачастую не получали возможности институционального выражения и защиты своих интересов.
Развитие на периферийных территориях отдельных очагов промышленности, строительство железных и обычных дорог, плотин, создание систем связи, то есть развитой инфраструктуры, неизменно преподносилось имперской элитой как акты благодеяния с ее стороны.
Военный экспансионизм дополнялся идеологическим обоснованием благодетельской цивилизаторской миссии империи по отношению к периферийному автохтонному населению.
В сознании имперской элиты формируется комплекс превосходства, всемогущества, утверждается миф о ее "вечности", "бессмертии".
Все это проявляется, с одной стороны, в деспотических, авторитарных методах правления в империи, с другой - в иллюзиях и попытках установить господство над большей частью мира, что ведет в таком случае к неимоверным страданиям, бедствиям и неисчислимым жертвам среди населения.
Однако жизнь показывает, что ни одна империя не существует вечно.
Возникнув в определенный момент развития общества (благодаря превосходству, возвышению какого-либо государства над другими), империя затем достигает своего максимального размера и на какой-то период времени стабилизируется. После этого неизбежно начинается процесс ее распада, который практически невозможно приостановить. Империи с заморскими колониями при распаде сохраняют целостность метрополии. "Развод" с колониями может происходить как в цивилизованной форме, без острых конфликтов, при сохранении ранее сложившихся связей между метрополией и колониями, так и в жесткой конфронтационной форме, посредством кровопролитных освободительных войн.
Для империи с контактными колониями процесс распада идет, как правило, через трансформацию метрополии, в результате чего на прежней территории происходит формирование новых государств (Италия как остаток Римской империи, Турция как остаток Османской империи и т.п.).
В 1991 году происходит распад СССР (советской империи, как ее называют), ставшего наследником Российской империи. Многие полагают, что процесс распада неизбежно захватит и саму Россию, которая рассматривается как Российская империя.
Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. «unitas» - единство) - единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:
на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).
В государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.
В унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.
В сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.
Существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.
Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. По определению, «автономия (от греч. „autonomia“ - самоуправление, независимость) в государственном смысле - это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти. В централизованных государствах эта зависимость очень высока. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих административно-территориальных единицах местное самоуправление. В относительно децентрализованных унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью органов местного самоуправления, который проводится с помощью чиновников, назначаемых центральной властью.
Унитарное государство - состоит из штатов, областей районов и тд, которые называются административно - территориальными единицами. Они не имеют правительства, но имеют органы местного самоуправления. Примерами государств с такой формой организации территории служат Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Япония.
Федерация
Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация - это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.
Система высших органов государственной власти представлена как на федеральном (федеральные органы), так и на региональном уровне (органы субъектов федерации). При этом федеральные органы осуществляют властные полномочия на территории всего государства, в то время как органы субъекта федерации имеют силу только в границах субъекта. В этой связи встает вопрос о разделении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами, это разграничение проводится по конституции государства или, если это не обозначено в конституции, по федеральному договору. Но здесь тоже существуют свои особенности: в некоторых государствах, таких как Бразилия, Мексика, Канада, в нормативно-правовом акте говорится лишь об исключительных компетенциях федерального центра и исключительных компетенциях субъектов федерации. В других странах, например, в ФРГ, России, Индии, в документе не только разграничивается исключительная компетенция федеральных и региональных органов, но обозначаются вопросы совместной компетенции субъектов и центра.
Территория государства состоит из территории всех его субъектов. Исключения возможны лишь в случае, если в состав входят не только субъекты, но и такие территориальные образования, как федеральные округа, владения, территории и т. д.
В федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации. Но существует условие, при котором акты местных органов не могут противоречить общегосударственным законам.
Как правило, в федеративном государстве существует двухпалатный парламент. В верхнюю палату которого входят представители субъектов и на федеральном уровне отстаивают интересы своего региона.
Иногда, наравне с общефедеральным гражданством, на территории субъекта существует гражданство субъекта. Существуют следующие виды федераций:
1) В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные, то есть основанные на союзе, и автономные федерации (основаны на автономии). В случае, если федерация основана на союзе, субъекты сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава государства. Примером таких федераций могут являться СССР, Эфиопия и так далее. В автономных федерациях суверенитет субъектов значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава государства. Такими федерациями являются США, Швейцария. Федерации такого типа во многом схожи с унитарными государствами, где административно-территориальным единицам представляется политическая автономия.
2) Федерации строятся на разных принципах, в связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные федерации. Национальные федерации строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия. В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ. В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Российская Федерация.
3) Сегодня все чаще федерации разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные государства включают в себя только однородные, равноправные субъекты. Примером таких федераций являются Бразилия, Мексика, Аргентина. Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы: -помимо субъектов федерации, существуют еще и другие территориальные образования, ими могут быть федеральные округа или территории, владения. Такими федерациями являются США, Австралия, Индия. -федерация состоит из субъектов, но они не являются однородными. Прекрасным примером в данном случае может служить РФ, которая состоит из республик, краев, автономных округов и областей, городов федерального значения. -в третью группу входят федерации, которые состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации. Иногда асимметрию такого рода называют «скрытой асимметрией». Примером такой федерации может являться Германия.
Термины «федерализм» , «федерация» , «федерализация» тесно переплетены между собой, отражая разные аспекты одного понятия. Они произошли от латинского слова feodus, что означает согласие, то есть подразумевается, что люди строят свои отношения на основе взаимных обязательств. Эти термины основаны на идее добровольного соглашения, выступающего необходимой предпосылкой прочности гражданских институтов. Существует точка зрения, что "политический федерализм вырос фактически из «федеральной теологии», зародившейся в недрах католического социального учения (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами - прежде всего пуританами и кальвинистами - на Североамериканский континент. Федерализм - это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; политическое движение за федеративное устройство. Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio - объединение, союз) - государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств. Федерализация - конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последнее время наиболее ярким примером федерализации была Бельгия. Фактически федерализация была и в Российской Федерации. Сегодня все больше проявляется тенденция к разделению понятий федерализм и федерация. Это обуславливается тем, что необходимо различать федерацию как реально существующую форму политико-территориальной организации государства с федералистскими идеями, взглядами, теориями, устремлениями, доктринами. Также необходимо различать государства, в которых уже сложилось федеральное устройство, и государства, в которых оно только проходит период становления, федеративные черты только проявляются. Федерализм включает в себя идеи, взгляды, теории, устремления, доктрины, реальные действия, направленные на создание, развитие и функционирование федеративного государства. Суть федерации состоит в разделении и соотношении власти, которая сосредоточена в руках федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в государстве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Федерализация в свою очередь - это поворотный пункт, при котором государство окончательно оформляется в качестве федерации.
Конфедерация
Конфедерация - не является формой объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776-1789), Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления. Т.е. Конфедерация – союз государств, сохраняющих свою полную независимость.
Отношения между членами конфедерации симметричны, то есть, в соответствии с законом они равны. Кроме того, государства , объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае с США и Швейцарией , конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого государства .
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Государственное устройство" в других словарях:
Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права
Сущ., кол во синонимов: 5 общественный порядок (5) политическое устройство (5) … Словарь синонимов
Юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, конституционно правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно территориального устройства. Как правило, нормы… … Энциклопедический словарь
Конституционно правовой институт, система органов государственной власти, их компетенции, взаимоотношений, нормы порядка формирования властных органов, административно территориального устройства. Как правило, нормы государственного устройства… … Политология. Словарь.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права
Государственное устройство - 1) понятие, охватывающее в широком смысле вопросы, касающиеся государственного строя в целом, устройства всего государства: социально экономические и политические основы государства, основы взаимоотношений гражданина и государства,… … Теория государства и права в схемах и определениях
государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь
Государственный (территориальное) устройство определяет внутреннюю территориальную организацию государства, взаимодействие центральных и местных органов власти. По государственному устройству различают простые (унитарные - от лат uniras - единство) и сложные государства.
В унитарном государстве территориальные единицы - области, департаменты, земли, штаты и т.д. - не имеют даже элементов суверенитета. У них отсутствуют собственные, отдельные от общегосударственных, законы, гражданство, налоги. Территория унитарного государства считается целостной. В унитарном государстве, как правило, действуют единая конституция и законы, создана единая система государственных органов. В международных отношениях унитарное государство выступает как единое целое. Унитарными государствами являются Польша, Финляндия, Дания, Франция. Унитарным, согласно конституции, является и Украина.
В отличие от унитарных государств административные единицы сложных государств имеют определенные признаки суверенитета, однако часть своих полномочий передают центра. Сложные государства разделяют на федерации, конфедерации и империи.
Федерация (от лат foederatio - союз, объединение) - форма государственного устройства, при котором государство является союзом ряда государственных образований, которые имеют определенную политическую самостоятельность, однако передают часть своих нрав и суверенитета органам федерации. В федеративном государстве каждая составная часть - земля, провинция, штат и т.д. - имеет суверенитет, определенные особенности законодательства, судопроизводства, но сохраняются целостность государства, общие высшие органы власти. В таком государстве, как правило, существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти как в отдельных составных частях (субъектах федерации), так и в государстве в целом. При этом законодательство страны четко определяет компетенцию органов каждого уровня. Решение общегосударственных (федеральных) органов власти обязательные для субъектов федерации и их органов власти, нормативные акты (и, в частности, общегосударственная конституция) федерации имеют высшую юридическую силу, чем нормативные акты отдельных частей государства. Характерным для федерации есть двойное гражданство - каждый гражданин отдельного субъекта федерации являются одновременно и субъектом государства в целом. Отдельные части федерации сохраняют право выхода из государства при условии соблюдения определенных процедур, ведь объединения осуществляется на основании договора об объединении отдельных государств, передают часть своих полномочий общегосударственном центра. Федерациями ныне, например, Федеративная Республика Германия, Россия, США и т.д..
Конфедерация - это союз суверенных государств, которые объединяются для достижения определенных, четко определенной цели в отдельной сфере государственной деятельности (как правило, временный). Конфедерация действует на основании договора, при этом каждая из частей конфедерации сохраняет свой суверенитет. В конфедерации нет единой конституции, общей судебной и финансовой системы. В ней может создаваться совместный орган, состоящий из представителей отдельных частей конфедерации, но его решение не обязательны для субъектов государства. Каждое из государств - членов конфедерации - сохраняет свой суверенитет и имеет право в любое время выйти из ее состава. Конфедерации создают в основном для выполнения отдельных задач (обороны, торговли и т.д.). Они, как правило, имеют неустойчивый характер, быстро распадаются (так случилось, например, с Объединенной Арабской Республикой, в состав которой входили Сирия и Египет) или превращаются в федерации (именно так произошло с Соединенными Штатами Америки, которые на начальном этапе своего развития были конфедеративным образованием). Сейчас в мире много федеративных государств. Это такие государства, как Австрия, Бельгия, Индия, Пакистан, Австралия, Южно-Африканская Республика, Канада, Мексика, Аргентина и т.д..
Одна из последних в истории настоящих конфедераций была создана Сенегалом и Гамбией в феврале 1982 г. и получила название Сенегамбия. Однако в сентябре 1989 г. она распалась. Сейчас конфедерацией, по официальным названием, является Швейцария (полное название - Швейцарская конфедерация), но фактически по содержанию швейцарской конституции она является федеративным государством.
В некоторых унитарных государствах отдельным территориальным единицам предоставляют дополнительные полномочия. Так, в Украине существует Автономная Республика Крым, в Испании - автономные провинции басков и Каталония.