Административно территориальное деление субъектов. Административно-политическое устройство россии
В рамках возможной будущей конституционной реформы предлагается следующая схема государственно-территориального устройства РФ.
1. Субъекты федерации первого уровня:
Губернии
- Города федерального значения
- Особые федеральные территории
2. Субъекты федерации второго уровня:
Республики, края, области
Губернии
Мое мнение, в ходе конституционной реформы РФ можно было бы внести в Основной Закон новую структуру деления страны на субъекты федерации. А именно, ввести высший уровень - Губернии, каждая из которых будет объединять по нескольку областей/краев/республик. Это будут субъекты федерации первого уровня.
Кроме того, субъектами федерации первого уровня будут и города федерального значения. Области же, края, республики станут субъектами РФ второго уровня.
Основной смысл этого один - убрать (или резко снизить) угрозу (постоянно присутствующую) выхода из федерации ее национальных субъектов. Для чего губернии нужно формировать таким образом, чтобы население национальных республик и автономий составляло в ней заметное меньшинство.
Причем, часть налоговых поступлений (и, соответственно, полномочий) можно было бы спустить с федерального уровня на уровень губерний, с уровня областей, краев и республик: частично поднять на уровень губерний, частично спустить на муниципальный уровень.
Таким образом, области, края и республики будут "упакованы" в субъекты РФ более высокого - первого - уровня, которые будут иметь больше денег, полномочий и полицейских сил. А субъекты второго уровня, соответственно, потеряют значительную часть денег и полномочий.
Новые субъекты первого уровня займутся выстраиванием общегубернских хозяйственных и социальных систем, снижая возможности и желание субъектов РФ второго уровня в плане потенциального национального сепаратизма.
Ну и поскольку вместо небольших и слабых в России появятся большие и сильные субъекты, разумеется, в рамках реформы Федеральный Центр должен получить больше законных возможностей по изменению границ субъектов и, главное, по вмешательству в процесс управления субъектами (вплоть до прямого управления) в особых и чрезвычайных ситуациях. То есть, в некоторых моментах и ситуациях, Россия должна стать, скажем так, более унитарной страной.
Хотелось бы подчеркнуть, что я не сторонник превращения России в абсолютно унитарное государство - это может вызвать серьезные внутриполитические проблемы, по-моему. Но мое мнение состоит в том, что, во-первых, федеральному центру нужно больше формальных полномочий, а во-вторых, субъекты федерации высшего уровня не должны бы быть национальными.
Однако
Правда, надо понимать, что решая таким образом одну задачу - снижение риска выхода из федерации ее национальных субъектов - мы получим проблему на новом направлении: в случае ослабления федерального центра, федерация, теоретически, может развалиться и на губернии. И, учитывая, что многие из них будут весьма велики (у губернских элит будет большой финансово-экономический ресурс), опасность губернского сепаратизма нельзя сбрасывать со счетов.
Его нивелирование - тема отдельного большого разговора. Основной залог единства - экономические интересы, а также общая история, язык, культура.
Экономические скрепы
Серьезными факторами единства страны станут, очевидно, такие мощные федеральные структуры как:
1. Первая северная губерния (население - 2,3 млн. чел.)
Архангельская область** (включая Ненецкий ОНКА)
Вологодская область
2. Вторая северная губерния (население - 2,1 млн. чел.)
Республика Коми
Кировская область
3. Город федерального значения Санкт-Петербург* (население - 6,2 млн. чел. - агломерация , включая часть Ленинградской области)
4. Северо-Западная губерния (население - 3,5 млн. чел.)
Мурманская область
Республика Карелия
Ленинградская область (часть)
Псковская область
Новгородская область
5. Балтийская губерния (население - 1 млн. чел.)
Калининградская область
6. Город федерального значения Москва* (население - 19,8 млн. чел.)
Москва
Московская область
7. Западная губерния (население - 3,2 млн. чел.)
Калужская область
Смоленская область
Брянская область
8. Рязанско-Тульская губерния (население - 2,6 млн. чел.)
Рязанская область
Тульская область
9. Юго-западная губерния (население - 4,5 млн. чел.)
Воронежская область
Тамбовская область
Липецкая область
10. Центральная губерния (население - 5,6 млн. чел.)
Тверская область
Владимирская область
Ивановская область
Ярославская область
Костромская область
11. Лесо-степная губерния (население - 4,7 млн. чел.)
Республика Мордовия
Пензенская область
Саратовская область
12. Центрально-черноземная губерния (население - 3,4 млн. чел.)
Орловская область
Курская область
Белгородская область
13. Средневолжская губерния (население - 5,2 млн. чел.)
Нижегородская область
Чувашская республика
Республика Марий-Эл
14. Поволжская губерния (население - 8,4 млн. чел.)
Республика Татарстан
Самарская область
Ульяновская область
15. Нижневолжская губерния (население - 3,5 млн. чел.)
Волгоградская область
Астраханская область
16. 17. Крымская губерния + город федерального значения Севастополь* (население - 2,3 млн. чел.)
Севастополь
Республика Крым
18. Южная губерния (население - 15,4 млн. чел.)
Ростовская область
Краснодарский край
Ставропольский край
Республика Адыгея
Карачаево-Черкесская республика
Кабардино-Балкарская республика
Республика Северная Осетия - Алания
Республика Калмыкия
19. Кавказская губерния (население - 5 млн. чел.)
Республика Ингушетия
Чеченская Республика
Республика Дагестан
20. Южно-Уральская губерния (население - 10,4 млн. чел.)
Республика Башкортостан
Оренбургская область
Челябинская область
Курганская область
21. Приуральская губерния (население - 4,2 млн. чел.)
Пермский край
Удмуртская республика
22. Уральская губерния (население - 4,3 млн. чел.)
Свердловская область
23. Западно-Сибирская губерния (население - 5,8 млн. чел.)
Тюменская область** (включая Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА)
24. Сибирская губерния (население - 2 млн. чел.)
Омская область
25. Южно-Сибирская губерния (население - 6,6 млн. чел.)
Новосибирская область
Кемеровская область
Томская область
26. Алтайская губерния (население - 2,6 млн. чел.)
Алтайский край** (включая Алтайский ОНКА)
27. Красноярская губерния (население - 3,7 млн. чел.)
Красноярский край** (включая Хакасский ОНКА)
Республика Тыва
28. Восточно-Сибирская губерния (население - 2,4 млн. чел.)
Иркутская область
29. Забайкальская губерния (население - 2,1 млн. чел.)
Республика Бурятия
Забайкальский край
30. Дальневосточная губерния (население - 4,2 млн. чел.)
Хабаровский край
Биробиджанская область***
Амурская область
Республика Саха (Якутия)
Магаданская область
Камчатско-Чукотский край** (включая Чукотский ОНКА)
Сахалинская область
31. Приморская губерния (население - 1,9 млн. чел.)
Приморский край
В рамках возможной будущей конституционной реформы предлагается
* Предлагается присоединить Московскую область к городу федерального значения Москва, часть Ленинградской области - к городу федерального значения Санкт-Петербург, часть территории республики Крым - к городу федерального значения Севастополь.
** Предлагается лишить статуса субъектов федерации:
- Ненецкий АО (реорганизовав его в Ненецкий округ с национально-культурной автономией (ОНКА) в составе Архангельской области),
- Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО (реорганизовав их в Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА в составе Тюменской области),
- Республику Алтай (реорганизовав ее в Алтайский ОНКА в составе Алтайского края),
- Республику Хакасия (реорганизовав ее в Хакаский ОНКА в составе Красноярского края),
- Чукотский АО (реорганизовав его в Чукотский ОНКА в составе Камчатско-Чукотского края),
*** Предлагается переименовать Еврейскую автономную область в Биробиджанскую область с сохранением статуса субъекта федерации второго уровня.
Стабильность территориально-административного устройства - это важнейший признак успешного развития государства как в целом, так и в отдельных сферах его жизнедеятельности. Устойчивость государственной структуры зависит от ее оптимального формирования, которое происходит по ряду критериев: историческому, национальному, географическому, религиозному, экономическому и прочим. В связи с активным развитием капиталистических взаимоотношений на территории бывшего СССР поиск наиболее эффективного устройства РФ является актуальным вопросом и имеет свои особенности.
Особенности становления Российской Федерации
История формирования территориального устройства России отличается от других стран. РФ, следуя из названия, является федерацией. В большинстве случаев формирование федеративного государства происходило путем объединения двух и более ранее независимых субъектов. Путь становления государственности РФ был иной, поскольку Российская Федерация образовалась не объедением, а созданием в составе страны автономных образований.
В результате основополагающим документом формы административно-территориального устройства является не договор, а Конституция. Данный процесс был длительным и имеет прямое влияние на современную ситуацию.
История формирования структуры государственного управления
Вопрос территориально-административного устройства России имеет глубокие корни. В Киевской Руси земли удельных князей делились на волости, которые являлись сельскими уделами с элементами самоуправления. В начале XIII века появляются уезды, которые были объедением волостей. В Российской империи уезды объединяют в губернии и генерал-губернаторства.
Данная структура Российской империи стала основой для территориально-административного устройства СССР. Особенностью иерархии административного деления Советского Союза было пять уровней (для большинства стран характерно три уровня или в редких случаях - четыре), в результате сложность структуры приводила к конфликтам между различными государственными аппаратами. Данный факт считается одной из причин распада Советского Союза. Отметим, что подобная иерархия уровней в СССР сильно повлияла на формирование административного устройства России.
Современная иерархия государственных структур Российской Федерации
В результате распада СССР произошло изменение статуса большинства административных образований. Данный процесс был отображен в Конституции, что сформировало сегодняшнюю карту территориально-административного устройства России.
Структура административного деления Российской Федерации
В административно-территориальную структуру России входят 88 субъектов. Данные образования имеют одинаковый правовой статус, при этом они отличаются по численности населения, величине территории и экономическому уровню развития. Административная структура РФ имеет наибольшее число субъектов в мире и является избыточной и несбалансированной.
Обязанности и права субъектов РФ
Субъекты Российской Федерации не имеют права заключать международные соглашения. Двусторонние и многосторонние договора федерального руководства и региональных субъектов распределяют между ними полномочия. Равенство всех субъектов РФ обеспечивается:
- территориально-административным устройством России с закрепленными границами, пересмотр которых невозможен без взаимного согласия на федеральном и региональном уровне;
- субъекты имеют свой высший закон;
- наличие законодательного органа у каждого субъекта РФ и возможность ведения законодательной деятельности при условии, что данные законы не противоречат Конституции и распространяются только на территории данного субъекта;
- система исполнительной и судебной власти;
- наличие государственной символики.
Общий список прав и обязанностей субъектов определяет взаимоотношения как с центральными органами власти, так и с прочими регионами страны.
Тенденции развития устройства России
Процессы современной мировой экономики показывают необходимость тесных взаимосвязей между субъектами на региональном и федеральных уровнях. Особенно данный вопрос актуален при решении задач по объектам совместного владения. Для преодоления этих проблем были сформированы экономические зоны, которые учитывают особенности административно-территориальных единиц.
Деятельность экономических зон обуславливается производственным потенциалом регионов, природными, трудовыми ресурсами и прочими особенностями. Деятельность экономических зон направлена на решение следующих задач:
- создание необходимого уровня самодостаточности;
- решение проблем региона;
- создание местных рынков сбыта;
- координация развития субъекта;
- представительство на федеральном уровне.
Однако создание экономических зон не решает всех проблем территориально-административного устройства России. К данным проблемам в первую очередь относятся не проработанность законодательной базы и отсутствие эффективной координации деятельности на федеральном и региональном уровнях.
Создание федеральных округов
С целью повышения координации деятельности государственных структур всех уровней в мае 2000 г. было сформировано семь федеральных округов, которые не являются территориальными субъектами страны и не отменяют деление на экономические районы. Также федеральные округа не влияют на административное устройство России, но нацелены на поддержание государственной иерархии власти. Необходимость подобных мер обусловлена несбалансированностью административной иерархии и ее громоздкостью.
Процедура укрупнения субъектов необходима, но данный процесс очень сложный и способен вызвать ряд национальных, религиозных и социальных конфликтов. Проблемы усложняются проведением муниципальных реформ.
Местное самоуправление в России
Одной из основных проблем изменения формы административно-территориального устройства страны является соотношение структур федерального управления и муниципального самоуправления. Система местного управления на территории России была реализована только в 90-е гг. Соответственно, в процессе реформ возник ряд проблем (отсутствие нормативной базы, экономическая зависимость местных органов власти и прочее). Неоконченная реформа местного самоуправления не дает возможности проведения территориально-административной реорганизации на межрегиональном и федеральном уровнях.
Причины возникновения проблем соотношения структур федерального управления и местного самоуправления
Данные проблемы заключаются в двойственности сути административно-территориального деления любой страны:
- Деление территории государства с целью наиболее эффективного управления центральной властью: общегосударственные программы, оборона, взимание налогов, использование стратегических ресурсов и прочее. Данное явление было характерно для Российской империи и СССР, что в итоге стало одной из причин их краха.
- Деление территории государства согласно национальным, религиозным, историческим и прочим признакам. Было характерно для позднего этапа Киевской Руси, когда под угрозой внешнего врага не произошло объединение страны.
В первом случае возникает игнорирование интересов местного населения. Во втором - интересы отдельной группы преобладают над государственными. Баланс между этими крайностями будет являться признаком эффективности территориально-административного устройства России.
Перспективы развития территориального устройства РФ
В наследство от СССР Россия получила громоздкую государственною структуру, необходимость реформирования которой была очевидна. Однако в условиях перехода к рыночным взаимоотношениям и создании системы местного самоуправления, процесс административной реформы не был завершен. Для решения проблем требуется укрупнение субъектов Федерации и необходимо при этом избежать ошибок, совершенных в СССР.
Также не окончено становление системы муниципального управления, в ходе которого возникли культурные, этнические, экономические, религиозные и другие противоречия. Решение данных вопросов требует комплексного подхода: усиление федеративного центра и приобретение экономической независимости регионов.
Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.
В РФ административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов:
Экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения.
Национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц.
Максимальное приближение государственного аппарата и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом. Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь.
Действующая в настоящее время в субъектах РФ система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в РФ область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.
Действующая Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - область деятельности главным образом субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе РФ, а также в уставах других субъектов РФ. Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым - относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район (уезд) - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.
По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.
Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.
К городским поселениям , являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).
Территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы. Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.
Имеются также закрытые административно-территориальные образования - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ.
Административно-политическое устройство России представляет собой довольно сложный механизм управления. Он формируется на основе равноправия всех субъектов федерации и одновременно на предоставлении больших возможностей для самоуправления тем субъектам, которые имеют государственность (республикам). Политическое устройство России также весьма неоднозначно. Давайте попробуем все-таки разобраться, что собой представляет административный и государственный строй в РФ.
Форма правления
Прежде всего узнаем, каково устройство политической системы России. Согласно Конституции, РФ имеет форму республиканского правления. Но это довольно расплывчатое понятие, так как у республиканской модели - множество различных подвидов.
Если быть точнее, то форма политического устройства России смешанная. Но это также ещё не полная характеристика. Учитывая, что на политику страны оказывает значительное влияние как президент, так и Государственная дума (с превалированием первого), можно охарактеризовать государственно-политическое устройство России как смешанную президентско-парламентскую республику. Это довольно сложная по структуре, но тем не менее популярная в мире форма правления. Естественно, в российской парламентско-президентской республике имеются свои нюансы.
Конституционный строй
Не меньшее значение, чем политическое устройство России, имеет её конституционный строй. Согласно Конституции, источником власти в РФ является народ данного государства. Он делегирует определенные полномочия властным органам.
Социально-политическое устройство России также определяет Конституция. Согласно её статьям, РФ - социальное государство, которое гарантирует своим гражданам условия для достойной жизни и выражения своих свобод.
В Конституции Россия также обозначена светским государством, в котором религия и государственная власть отделены друг от друга. Также декларируется равенство всех религий и религиозных объединений перед буквой закона.
Также Конституция гарантирует свободу слова и мнений, отсутствие обязательной государственной идеологии и наличие плюрализма, то есть функционирование политических партий различной идеологической направленности.
Данные положения Конституции полностью соответствуют общим международным правам и свободам человека.
Органы власти
Политическое устройство России и конституционный строй играют определяющую роль в формировании органов власти. Конституция предполагает разделение власти на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. У каждой из них имеются свои функции и полномочия. Считается, что эффективное взаимодействие между ветвями власти способно обеспечить процветание государства. Кроме того, аналогичное подразделение ветвей власти имеется у государственных образований внутри России. Это субъекты Федерации, которые имеют статус республик.
Законодательная власть
Органом законодательной власти РФ является парламент, который носит название "Федеральное собрание". Оно включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную думу.
Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Данный орган обладает обширными полномочиями, которые оговорены в 102-й статье Конституции. Среди них - утверждение распоряжения президента об объявлении чрезвычайного положения, утверждение границ субъектов Федерации в пределах России, объявление выборов президента и т. д. Но основной функцией данной структуры является представительство регионов в законодательной власти.
Общая численность членов Совета Федерации, или, как их ещё называют, сенаторов, составляет 170 человек. Они формируются путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: одного - от законодательного органа, а другого - от административного. Кроме того, президент также вправе назначать сенаторов, но не более 10 % от общей их численности. За основу берется представительство не по партийному, а по территориальному принципу.
Государственная дума – нижняя палата парламента. Именно на неё возложена основная задача по принятию законов Российской Федерации. В отличие от Совета Федерации она формируется по политическому признаку. Данный орган состоит из 450 депутатов, которые избираются методом прямого голосования граждан по смешанному принципу раз в пять лет. Смешанный принцип предполагает избрание одной половины депутатов по мажоритарной системе (выдвижение конкретного депутата в избирательном округе), а другой половины – пропорциональным способом (по спискам партий).
Исполнительная власть
Высшим институтом исполнительной власти РФ является правительство. Возглавляет его председатель правительства. Данная должность идентична посту премьер-министра в других странах.
Председатель правительства предлагается и назначается на свою должность президентом, но после утверждения данной кандидатуры Государственной думой. До утверждения претендент имеет статус исполняющего обязанности председателя правительства. Остальные члены правительства назначаются президентом по ходатайству председателя. Само правительство РФ подотчетно президенту и подконтрольно Государственной думе.
В полномочия правительства входит осуществление распорядительной и исполнительной власти в стране, разработка проекта бюджета и других законов и нормативов.
Судебная власть
Следующей ветвью, которая составляет политическое устройство России, является судебная власть. Её структура состоит из судов различных инстанций, которые подразделяются на Конституционный суд, суды общей юрисдикции (уголовный, административный, гражданский, военный), арбитражный суд, а также специальный дисциплинарный орган для судей. Кроме того, особняком стоит Верховный суд РФ.
Судьи назначаются на свои должности различными органами власти, в зависимости от того, какого типа суд они представляют. Но в то же время судебная власть считается независимой от других ветвей.
Президент
В отличие от вышеописанных структур должность президента РФ формально не считается ветвью власти. Президент - гарант Конституции. Этот аспект обозначает устройство политической системы России. Кроме того, президент является главой государства. Срок действия полномочий президента составляет 5 лет. Данная должность не может заниматься одним и тем же лицом более двух раз подряд.
Территориальное устройство
Выше мы говорили о том, какое имеет современная Россия политическое устройство. Теперь настало время изучить её территориальное деление.
В настоящий момент существует сразу несколько типов территориального деления РФ. Из них наиболее важные следующие:
- административное деление;
- муниципальное деление;
- экономическое районирование;
- деление на федеральные округа;
- деление на военные округа.
О каждом из этих типов внутригосударственных образований мы подробнее поговорим ниже.
Административное деление
Административно-политическое устройство России имеет несколько уровней. Высшим из них является уровень субъектов Федерации. Данные образования принято ещё называть регионами. Согласно Конституции, Россия имеет федеративное устройство, а её субъекты являются составными частями государства, имеющими равные права.
Вместе с тем регионы России неоднородны по своей сущности. Из 85 субъектов Федерации 22 региона имеют республиканский статус, 9 – краевой, 46 – областной. Кроме того, в число субъектов входит 4 автономных округа, 1 автономная область и 3 города федерального значения. Из всех вышеперечисленных регионов наибольшие возможности в самоуправлении имеют республики, которые по сути являются государствами внутри государства. У них имеется собственная Конституция, государственные языки, правительство и т. д. Но влияние республик на общую политику России не больше, чем у других регионов страны.
Три из четырёх автономных округов являются одновременно составными частями других субъектов РФ. Исключение составляет Чукотский АО, который не входит в состав других регионов страны.
Муниципальное деление
Кроме того, в Российской Федерации существует деление по муниципальному признаку. Муниципальное образование – это единица территориального самоуправления. Как правило, они являются составной частью регионов.
Согласно российскому законодательству, в настоящее время существует семь видов муниципальных образований: сельское и городское поселение, городской округ, муниципальный район, внутригородской район, внутригородская территория, городской округ с внутригородским делением.
Экономическое районирование
Социальное, политическое, экономическое устройство России было бы неполным без описания экономического районирования. Экономические районы – это группа регионов, связанных общими хозяйственными связями. Данный вид группирования регионов страны существовал еще в Советском Союзе и берет начало со времен Российской империи.
В настоящее время существует 12 экономических районов России. Но данный метод территориального деления уже фактически отжил своё. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Крым после присоединения не включили в экономическое районирование.
Федеральные округа
Деление России на федеральные округа было введено в 2000 году. Именно данный вид структуризации по большому счету сейчас замещает экономическое районирование, хотя и последнее официально не упразднено.
В России насчитывается девять федеральных округов. Самый крупный из них по территории - Дальневосточный, а по численности населения – Центральный, главным городом которого является Москва. Центральными городами других округов тоже, как правило, являются самые большие населенные пункты данных региональных объединений.
Военные округа
Точно так же, как и федеральные округа с экономическими районами, военные округа считаются частью территориального деления России. Они являются фактическим объединением конкретных военных соединений, расположенных на определенной территории. Деление на округа было принято для более удобного взаимодействия между ними по разным вопросам, включая снабжение и призыв населения в ряды армии. Также данная структуризация должна обеспечить более надежную оборону регионов России в случае вторжения вражеских войск на территорию страны.
В настоящее время (с 2010 года) насчитывается четыре военных округа: Южный, Восточный, Западный и Центральный. Но так было не всегда. В 1991 году их насчитывалось девять, но постепенно численность уменьшалась путем укрупнения округов. Это способствует оптимизации распределения военных ресурсов, а также сокращению расходов на административный аппарат воинских сил страны.
Общие выводы
Как видим, общественно-политическое устройство России довольно сложно и имеет многоуровневый характер. Но это и неудивительно, ведь устройство самого большого государства мира с учетом интересов всех национальностей, общественных образований и религиозных общин, проживающих в нем, по определению не может быть простым.
Тем не менее остается довольно обширный простор для совершенствования. Уже можно сказать, что нынешняя структуризация более эффективна, чем политическое устройство России в 20 веке, когда только распался СССР. Но ещё предстоит много сделать для того, чтобы хотя бы приблизить уровень государственного управления к оптимальным показателям. Данная задача по силам только в случае совместных действий органов власти и граждан страны, которые их избирают. Только это может гарантировать позитивные изменения в указанном направлении.
Целью регионального деления России, выделение в структуре отдела продаж территориальных девизионов является необходимость обеспечения управляемого стабильного сбыта, необходимость выстроить маркетинговый канал, опираясь на крупных торговцев аналогичным товаром в регионах.
Правильном управление сбытовым каналом выстроенным по девизионной схеме сделает возможным прогнозируемый сбыт, возможность создания продуманной производственной программы.
В соответствии со спецификой продаж ТНП (для иных групп товаров региональная девизионная структура может быть иной), все ниже сказанное будет базироваться именно на таком сегментировании России.
Принципы, по которым происходило деление следующие:
Территориальная (географическая) удаленность от границ, столицы и т.п.
Сложившиеся товарные и финансовые потоки.
Схожесть близ расположенных регионов по макро экономическим показателям (инфраструктура, экономика, соотношение городского/сельского населения и т.п.).
Доступность «вытянутой руки» (Транспортное сообщение вокруг региональных центров)
1. Центр Европейской части
(Центр, близость к столице)
Городское население около 60% (без Москвы).
В качестве «столицы» региона, естественно, выступает Москва. Снабжение всех областных центров осуществляется непосредственно из Москвы, отчасти, за исключением северных областей региона. Последние могут снабжаться товаром Питера. При жестком отслеживании товарооборота региона, возможны проблемы перекрестных товаро-потоков.
2. Север
(без С.-П.)
Не смотря на большую численность населения, С.-Петербург является традиционно достаточно проблемным городом для торговли. Подобная «специфика» характерна для всей группы ТНП.
Традиционные товаро-потоки: Москва – Псков – Питер, Москва-Мурманск, Москва – Архангельск, Котлас, Воркута. Слабые звенья: Калининград, Вологда, первый - в силу отдаленности, границ. Второй – мало перспективный.
3. Волга
Городское население свыше 60%.
Достаточно интересный регион, в силу расположения. Легкий способ проникновения на рынок региона – региональные тематические выставки.
Стратегия удержания товарооборота – надежное «закрепление» в Казани, Самаре, через нее, в большей мере, чем при прямых поставках из Москвы, - Саратове, Волгограде, без условно – в Н.-Новгороде. Остальные регионы снабжаются, в основном, из этих городов. Хорошие магазинные продажи обеспечиваются при хорошей рекламной компании, особое внимание необходимо уделить facing товара.
4. Юг
(Юг России, Приазовье, Северный Кавказ)
Бесспорной столицей региона является Краснодар, в силу своей расположенности на перекрестке товарных путей.
Традиционные товаро-потоки: Москва-Ростов-Краснодар-Новороссийск, Москва-Ростов-Краснодар-Ставрополь, Москва-Ростов-Краснодар-Закавказье. Если рассмативать вопрос об открытии регионального склада, филиала, Ростов – предпочтительнее, в силу расположения, специфики города – как промышленного, а значит удобного для транспорта, переваливания, складирования товара, наличия свободных площадей под офисы и склады.
5. Урал
(Регион «миллионников»)
Городское население свыше 70%
Промышленный регион, с хорошими перспективами подъема промышленности, с хорошей инфраструктурой, самодостаточный. Отсюда, возможные сложности торговли, при несомненно высоких экономических показателях. Достаточный ассортимент ТНП производится в регионе, где и потребляется без наценок, неизбежных при транспортировке.
Специфика хороших продаж: «продается то, что рекламируется» и «хорошо продаются новинки». Хорошо налаженные транспортные потоки Москва-Екатеринбург. Москва-Башкирия. Последний стоит несколько обособленно от всего региона, поэтому, возможно, выгоднее и просто целесообразнее возить товар непосредственно из Москвы.
Специфика Уфы – способность на местном рынке организовать разделение сфер влияния, достаточно часто слышал, что если один занимается брендом «Х», то другие возят этот товар не очень охотно. Поэтому здесь наиболее четко просматривается схема: «один клиент – один город».
6. Сибирь
Городское население около 60%.
В силу протяженности региона и отсутствии постоянных товаро-потоков, у региона нет единого центра.
Постоянные товаро-потоки: Москва - Тюмень - Омск, Ханты-Мансийск - Салехард, Москва - Новосибирск-Кемерово, Томск, Горно-Алтайск. Пожалуй, не стоит ожидать большого валового товарооборота в регионе. Государственные инвестиции в регион не значительны. Большинство бюджето-образующих отраслей прямо, или косвенно, ориентированы на добычу и транспортировку газа и нефти. Отсюда, реинвестирование прибыли на добычу, и отнюдь не на социальную сферу
7. Восток
Городское население свыше 60%.
Большая территория региона - не показатель большой деловой активности, а общая численность в 17 милл. человек – скорее характеризует его, как не густонаселенный. Нет единого делового центра, деловая активность размыта по нескольким крупным городам. Наиболее перспективным, в качестве опорного центра, является Красноярск, с оговоркой.
8. Приморье
Городское население около 80%.
Удаленность от столицы, низкая численность населения (см. цифры численности) и близость Китая, не способствуют большому валовому товарообороту. Хорошо продается группа товара не специфичная для производства в Китае, или та, аналоги которой, производимые в Китае, не выдерживает конкуренции цена/качество. Необходимо отметить, что при определении ценовой политики необходимо учитывать, что стоимость транспортировки из западных районов значительна, и может поднять стоимость товара до 30%, а срок поставки достигать 10-15 дней.
На начальном этапе регионального развития, или в силу специфики рынка некоторые девизионы стоит объединить. Например: Урал и Сибирь, Восток и Приморье.