Термины по теме человек. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями
Значительная часть сдававших ЕГЭ по обществознанию в 2018 году, как показывает статистика и методический анализ, испытывают трудности при формулировке своих мыслей в письменных заданиях Вы в их числе? «Кто ясно мыслит – ясно излагает»! Мы запускаем новую страницу нашего проекта – словарь по обществознанию.
Учитесь формулировать термины по обществознанию с нами!
Мы готовы помочь Вам с формулировками! Мы уже указывали на необходимость начинать разбор каждой темы ЕГЭ по обществознанию с ключевых терминов и понятий. Наш словарь поможет Вам в этом. Для чего это нужно? Чтобы не мыслить абстрактно, чтобы видеть готовые формулировки в тестовых заданиях, чтобы четко решать задание 1 (ранее 22) , например.
Согласитесь, без знания базовых терминов, с эти заданием справиться будет крайне тяжело. Не знаете ответ? Открывайте нашего словаря! Ответ МАЖОРИТАРНАЯ.
Задание 1 ЕГЭ 2019
Понятно, что термин будет из и определять он будет один из ее (раз есть для примера).
Для лучшего понимания терминов вырабатывайте собственную систему максимально простых, приближенных к действительности и запоминаемых определений. Каждое определение можно строить на близком термине (сфера ценностей) и его функции (свойстве) — регулирующих.
Задание 1 ЕГЭ 2019
Итак, помним, синоним + отличие, функция.
Ваши 300 терминов-спартанцев на ЕГЭ 2019 по обществознанию!
Мы ведем постоянную работу по пополнению нашего словаря, так как понимаем, насколько для выпускника важно овладеть понятийным аппаратом, который будет ему просто необходим на ЕГЭ по обществознанию. Если Вы посмотрите критерии проверки любого задания то увидите, что сущностные и понятийные ошибки влекут за собой снижение баллов ЕГЭ. Поэтому, наш словарь растет. Сейчас его составляют уже свыше 600 терминов, сформулированных для Вас ЕГЭ по обществознанию.
Формулируйте термины самостоятельно!
Одним из залогов успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию является максимальная самостоятельность Вашей подготовки. мы не призываем Вас заучивать термины нашего словаря догматически! На ЕГЭ его с Вами не будет, а в ситуации память может подвести. Учитесь мыслить самостоятельно!
Наши подписчики спрашивают о том, что самостоятельная формулировка основных понятий может привести к ошибке.
Виталий 06.03.2014
Здравствуйте. А что, если я сформулирую термин, а он неправильный? Ведь известно, что переучивать сложнее.
Однако нам кажется, что самостоятельность мышления на ЕГЭ – главное! Предлагаю посмотреть несколько примеров, когда знание (или, наоборот, незнание, не умение самостоятельно сформулировать) термина оказало решающее влияние на получение Итак, посмотрим работы выпускников!
Перед Вами сложное теоретическое задание 25. Здесь проверяется именно компетенция выпускника мыслить научными терминами. Причем, если вы неверно формулируете сам термин, то за два дальнейших дополняющих его предложения, будь они даже верно написаны, вы получаете 0 (а максимальный балл здесь 3!).
Пример ошибки в термине на ЕГЭ, задание 25
Ошибка видится в определении. Например, в деятельность крестьянина на земле не направлена на получение дохода, а только на удовлетворение своих потребностей. А это то, без чего по невозможна никакая экономика. Скорее всего, этот элемент ответа не зачли. Например, в своем словаре мы даем следующее определение:
Фактор производства – ресурс, используемый субъектом экономических отношений для создания продукта и получения дохода.
А вот противоположный пример. Выпускница, подписчица нашего паблика
- Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
- Вербальное - словесное общение
- Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
- Гедонизм - учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
- Глобализация - процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
- Глобальные проблемы - трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
- Деятельность - это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
- Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
- Духовность - это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
- Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
- Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
- Задатки - врожденные физиологические особенности нервной системы.
- Игра - форма деятельности в условных обстоятельствах.
- Индивид - единичный представитель человеческого рода.
- Индивидуальность - самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
- Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
- Инновация - практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
- Интеграция - объединение различных частей.
- Интерес - целенаправленное отношение человека к потребности.
- Культура - совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
- Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
- Личность -система социально значимых качеств индивида.
- Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
- Менталитет человека - совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
- Мировоззрение - система взглядов и представлений об окружающем мире.
- Модернизация - процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
- Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
- Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
- Нравы - типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
- Обряд - совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определенные представления и ценности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллективный характер.
- Общение - процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
- Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
- Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
- Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.
- Обычаи - установившиеся схемы поведения, обязательно на уровне культуры в целом.
- Ответственность - социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
- Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
- Поступок - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
- Потребности - осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
- Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
- Природа - естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
- Реализм – взвешенный подход к свободе и необходимости.
- Революция - глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
- Реформа - усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
- Свобода - способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
- Смысл жизни - определение конечной цели существования человека.
- Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
- Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
- Социализация - процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
- Социальная роль - образ поведения, соответствующий социальному статусу.
- Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
- Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
- Способности - индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
- Стагнация - период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
- Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
- Темперамент - врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
- Традиции - совокупность элементов культуры, передаваемых из поколения в поколение.
- Труд - социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
- Установки - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
- Фатализм – предопределенность: все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
- Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
- Цивилизация - единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
- Чувства - эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
- Эволюция - процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
- Эмоции -кратковременные переживания
- Язык - совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.
n1.doc
Раздел «ФИЛОСОФИЯ»Человек биосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическая природа проявляется в анатомии и физиологии человека. Социальная сущность проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Основные отличия человека от животного:
мышление и речь,
сознательная, целенаправленная творческая деятельность,
преобразование окружающей действительности в процессе деятельности,
изготовление орудий труда и использование их как средств производства материальных благ.
удовлетворение духовных потребностей.
Обыденное мировоззрение возникает в процессе личной практической деятельности человека.
Религиозное мировоззрение основывается на ценностях того ли иного религиозного учения.
Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Функции мировоззрения:
мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности;
мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания;
на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для жизни от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
эмпиризм - единственным источником наших знаний является чувственный опыт;
рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума. без опоры на чувства.
ощущение , т. е. отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств, первоначальный источник наших знаний;
восприятие - воздействие на органы чувств целостного образа предмета;
представление - чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый и вое производимый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Рациональное познание осуществляется в следующих формах:
понятие , т. е. мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках;
суждение - такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо о предмете, явлении, процессе;
умозаключение - логическая связь нескольких суждений и выделение на их основе нового суждения.
Формы научного познания: вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция. Уровни научного познания: теоретический (методы: анализ, синтез, обобщение) и эмпирический (методы: эксперимент, сравнение, наблюдение).
Социальное познание - изучение общества и протекающих в нем процессов. Особенности социального познания: совпадение субъекта и объекта познания, сложность изучаемого объекта, ограниченные возможности в проведении наблюдений и экспериментов.
Принципы социального познания : рассмотрение социальной действительности в развитии; изучение общественных явлений в их многообразных связях: выявление общего и особенного в социальных явлениях.
Основой знаний об обществе являются социальные факты: события, имевшие место в действительности (объективный факт) и знание о событии (научный факт).
Виды социальных фактов: действия людей и социальных групп, продукты человеческой деятельности, словесные действия.
Ценности - результаты преобразовательной деятельности человека и общества в процессе материального и духовного производства, а также характеристика определенных идей, принципов, предметов с точки зрения их значения для человека и общества.
Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни человека.
Выделяют личные, групповые и общечеловеческие ценности. Материальные ценности - предметы материальной культуры: здания, скульптуры, машины, мебель и т. п.
Духовные ценности - продукты духовного творчества людей: музыкальные и литературные произведения, научные открытия, религиозные учения, традиции, моральные нормы, юридические законы и т. д.
Прогресс - направление общественного развития, для которого характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенного к более совершенному. Понятию прогресс противоположно понятие регресс. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Критерии прогресса:
прогресс науки и техники;
развитие производительных сил, включая самого человека;
совершенствование нравственности людей;
возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Понятие «свобода» тесно связано с понятием ответственность».
Ответственность - вид взаимоотношений между личностью и коллективом или обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Виды ответственности: историческая, политическая, юридическая, индивидуальная, групповая.
Потребности - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности. Виды потребностей:
биологические - жизненная необходимость в дыхании, питании, воде, в движении, самосохранении, сохранении рода и т. д.;
социальные - нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании се достоинств;
идеальные - потребности в познании окружающего мира, в осознании своего места в нем, смысла и предназначении своего существования.
Истина - процесс адекватного, правильного отражения действительности в сознании человека. Виды истины:
объективная истина - отражает реальное положение вещей, окружающий мир таким, какой он есть, каким он существует вне и независимо от нашего сознания:
абсолютной истина - полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое последующим развитием науки;
относительная истина - неполное, ограниченное знание. Зависит от конкретных исторических условий и познавательных возможностей человека.
Деятельность - вид человеческой активности, имеющий целью познание и изменение окружающего мира и самого человека, в результате которой создастся нечто новое. В структуре деятельности выделяют:
цель - осознанный образ предвосхищаемого результата; субъект - тот. кто осуществляет деятельность;
объект - то, на что направлена деятельность;
средства достижения - то, при помощи чего осуществляется деятельность;
результат - то, что получается в итоге деятельности. Виды деятельности: игра, учеба, труд, общение. Материальная деятельность - создание необходимых для
Духовная деятельность - создание идей, образов, художественных и нравственных ценностей.
Эволюция и революция - два пути общественного развития. Эволюция - постепенное последовательное изменение всего общества в целом либо его отдельных сфер.
Революция коренное, качественное изменение в основах социального устройства всего общества или его отдельных сферах (науке, технике).
Общество и природа.
Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая способы взаимодействия и формы объединения людей. Общество в узком смысле:
круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения;
отдельное конкретное общество (например, российское);
исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество);
человечество в целом.
Природа в узком смысле - приролно-географическая среда.
Глобальные проблемы - группа проблем общепланетарного масштаба, возникших во второй половине XX в., от решения которых зависит существование человеческой цивилизации. Признаки глобальных проблем:
затрагивают интересы всего человечества:
настоятельно требуют решения;
проявляются как объективный фактор развития общества;
предполагают сотрудничество разных стран в их решении;
от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.
широкое информирование людей о глобальных проблемах:
всеобъемлющее изучение причин и условий возникновения и обострения проблем;
наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;
концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.
Спрос и предложение.
Спрос - это желание и возможности потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса - потребности, но ограниченные платежеспособностью покупателя, т. е. той суммой средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретении конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.
Предложение - это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.
Прибыль - исчисляемая в денежном выражении разница между выручкой от продажи продукции и затратами на ее производство.
Прибыль служит наиболее важным показателем, обобщающим финансовые результаты деятельности предприятия.
Получение максимальной прибыли является целью производителя. Для этого он стремится снизить затраты (издержки) производства. Величина прибыли в сравнении с затратами показывает результативность работы предприятия, выгодность той или иной предпринимательской деятельности. Если выручка не покрывает всех затрат, то предприятие является убыточным.
Производитель (производство).
Производитель - субъект экономической деятельности, использующий экономические ресурсы для изготовления товаров и услуг с целью продажи и получения прибыли.
Производителем товаров и услуг может быть и государственное предприятие, и частный предприниматель. Продукт, произведенный свободным производителем для обмена, называется товаром. Производитель выбирает для выпуска те товары, но которым прибыль является наибольшей.
Производство - процесс превращения экономических ресурсов в экономические блага, т. е. предметы, удовлетворяющие те или иные потребности человека.
Основные группы ресурсов, используемых в процессе производства, называются факторами производства. Факторы производства:
природные ресурсы . используемые в производстве: земля (пахотные земли, место размещения производственных объектов), полезные ископаемые, леса, вода и воздух, растительный и животный мир;
труд - это участвующая в производстве рабочая сила, так называемый «человеческий капитал» - способности и умения, здоровье, образование, квалификация работников:
капитал - это финансовые ресурсы и созданные людьми средства производства (здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование);
предпринимательские способности - совокупность активной деятельности предпринимателей, их организационно- хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий, подходов) и готовности к риску при организации нового дела;
информация - важный ресурс, используемый в экономических процессах. Это прежде всего знания, сообщения, данные, используемые в процесса анализа и выработки экономических и управленческих решений и т. д.
Налог - определенная сумма денег, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец того или иного имущества (строение, транспортное средство и др.) ежегодно обязан уплатил» государству.
Прямые налоги взимаются непосредственно с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Все предприятия и организации платят налог на прибыль, а население - подоходный и поимущественный налоги.
Косвенные налоги - налоги на продажи товаров и услуг, существующие в виде надбавок к цене.
Деньги - это товар, посредством которого измеряется ценность других товаров, оплачивается покупка. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые Центральным банком каждого государства.
Функции денег: средство платежа, средство обмена, средство измерения стоимости товара, средство накопления сбережении.
Рынок. Экономическая система, в которой решение вопроса о том, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется рыночной экономикой.
Свободная рыночная экономика характеризуется гремя важнейшими признаками:
нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести):
нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и в каких количествах приобрести);
нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение. При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.
Конкуренция - борьба производителей (продавцов) товаров и услуг за рынок сбыта и симпатии потребителя с целью получении более высокой прибыли.
Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары, искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов для их изготовления. Типы конкуренции:
совершенная (борьба множества производителей одного товара, не имеющих возможностей влиять на цену товара);
монополистическая (борьба за симпатии потребителя между производителями взаимозаменяемых товаров, например, стирального порошка и мыла);
олигополистическая (борьба между несколькими крупными производителями одного товара, имеющими возможность влиять на иену).
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему желанию совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.
Владение - фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Пользование - извлечение из имущества полезных свойств. Распоряжение - возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения.
Собственниками могут быть физические лица (граждане) и юридические лица, государство и органы местного самоуправления.
Способы приобретения имущества: покупка вещи, изготовление вещи, использование имущества, получение по наследству или в подарок и т. д.
Предпринимательство - осуществляемая по собственной инициативе, самостоятельная, рискованная, ответственная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.
Виды предпринимательства: индивидуальное (один человек); партнерское (группа лип); производственное (строительство, сельское хозяйство, изготовление потребительских товаров); оказание услуг (общественное питание, развлечения, транспортные перевозки. страхование).
Предприниматель имеет право: приобретать необходимое имущество, использовать по соглашению имущество других граждан, нанимать работников на условиях трудового договора, устанавливать формы и размеры оплаты труда, самостоятельно определять программу хозяйственной деятельности, устанавливать цены, свободно распоряжаться прибылью. Эти и другие права предпринимателя регулируются законами.
Потребитель (потребление).
Потребитель - субъект экономической деятельности, приобретающий товары и услуги для личного использования, а не для перепродажи с целью получения прибыли.
Потребителем товаров и услуг может быть государство, физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация).
Потребление - процесс использования человеком экономических благ для удовлетворения своих потребностей. Уровень потребления зависит от величины доходов потребителя.
Доход - средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной или финансовой деятельности отдельных лиц. предприятий и государства.
Источники и соответствующие им виды доходов:
труд (заработная плата);
капитал (процент);
земля (рента);
предпринимательская деятельность (прибыль).
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных.
Исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр. Признаки государства:
территориальная целостность и территориальное деление;
суверенитет;
исключительное право на принятие общеобязательных законов;
наличие публичной власти, располагающей скобой системой органов и учреждений;
система взимания налогов; символика.
монархия (абсолютная, дуалистическая, парламентская);
республика (парламентская, президентская, смешанная). Формы государственно-территориального устройства
федерация (отдельные территории обладают большой самостоятельностью);
унитарное государство (административные единицы не обладают суверенитетом, их руководители назначаются из центра и проводят его решения);
конфедерация (постоянный союз самостоятельных государств аз я достижения конкретных совместных целей).
Функции государства: Внутренние:
охрана общественного порядка;
политическая - обеспечение условий деятельности политических институтов;
экономическая - регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике;
социальная - обеспечение достойного уровня жизни граждан;
культурно-воспитательная и идеологическая - воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей.
обеспечение обороны и национальной безопасности;
отстаивание государственных интересов в международных
развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
участие в решении глобальных проблем.
Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.
Субъекты власти : политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические партии, суды.
Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом.
Функции власти : управление, координации, организация, контроль.
Средства (методы) власти : право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.
Виды власти : политическая (способность и умение реал и- зовывать функцию общественного управления), экономическая (контроль над экономическими ресурсами), социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий), информационная (контроль над людьми с помощью СМИ)
Принципы устойчивости власти: легитимность (законность), результативность действий.
Сущность власти. Власть - форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов. Система власти включает в себя отношения господства и подчинения, отношения субординации (многоуровневого подчинения) и иерархии.
Власть - вынужденное (но не принудительное) подчинение установленным в обществе правилам. Добровольное уважение власти базируется на внутренней мотивации, признательности, законопослушании, привязанности. Формальное подчинение власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение власти расценивается как отклоняющееся поведение и карается законом. Иногда власть понимают как законное право принимать ключевые решения, которые определяют поведение людей.
Демократия
В широком смысле - форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц. принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов избравшему их обшсму собранию, конференции, съезду.
Демократия в узком смысле - форма государственного политического устройства, которой присуши определенные признаки: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства. Виды демократии:
непосредственная (прямая) - непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно-политической жизни путем проведения выборов и референдумов;
партиципативная (демократия участия) - участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:
представительная (репрезентативная) - опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве.
Принципы социального государства: гражданский мир, социальное согласие, социальная справедливость. Социальное государство основывается на:
достаточно высоком уровне экономического развития;
демократизме политической системы;
компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества;
развитии системы социального партнерства;
повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов. Социальное государство обеспечивает:
движение к утверждению в обществе социальной справедливости;
ослабление социального неравенства;
предоставление каждому" человеку работы или иного источника существования;
формирование благоприятной для человека жизненной среды.
Предпосылки гражданского общества:
экономические: частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;
социальные: большой удельный вес в обществе среднего класса;
политико-правовые: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, демократизация власти, политический плюрализм;
культурные: обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести. Структура гражданского общества : политические партии,
Политика - сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства. В политике выражаются коренные интересы отдельных социальных групп и слоев.
Функции политики: управление общественными процессами: интеграция различных групп и слоев общества в единое целое; обеспечение порядка и целостности общества; приобщение личности к общественным делам; разумное преодоление противоречий и разрешение конфликтов между властью и обществом.
Субъекты политики: социальные общности, политические организации, политические элиты, профессиональные политики.
Выделяют внутреннюю (экономическую, культурную, социальную. национальную, демографическую) и внешнюю (отношения между государствами на международной арене) политику.
Цели политики: долгосрочные (стратегические) и текущие, приоритетные (главные) и второстепенные, реальные и нереальные.
Политик - человек, участвующий в политической деятельности. Немецкий социолог Макс Вебер выделял три вида политиков:
политики «по случаю» - избиратель, когда опускает в урну свой избирательный бюллетень;
политики «по совместительству» - все те доверенные лица правления партий политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости;
профессиональные политики - те. кто живет для политики, либо за счет политики, для которых политика - главное занятие в жизни и главный источник их материального благосостояния.
Политическая партия - организация единомышленников. представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Классификация партии:
по участию в осуществлении власти: правящие (находятся у власти) и оппозиционные (не находятся у власти и стремятся эту власть получить);
по характеру членства: кадровые (немногочисленные, действуют только в период выборов, свободное членство); массовые (многочисленные, действуют систематически, имеют первичные партийные организации);
по шкале политического спектра: левые (за реформы, социальную защиту трудящихся, за вытеснение частного сектора), центристские (за компромисс, сотрудничество), правые (за сильное государство, охрану частной собственности, за стабильность). Функции политических партий : борьба за власть в государстве, участие в осуществлении власти, участие в формировании органов власти, формирование общественного мнения, выражение интересов социальных групп, подготовка кадров политиков, политическое воспитание масс.
Идеальные отношения человека с государством складываются только в одном случае - когда устанавливается правовое государство. Оно базируется на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над государством.
Иное положение в тоталитарном государстве. Личность и гражданское общество подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.
Человек и власть. Власть - форма социальных отношений, которая характеризуется способностью одних людей влиять на поведение других посредством административно-правовых механизмов. Формальное подчинение человека власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение человека власти расценивается как отклоняющееся поведение и карается наказанием согласно законам.
Раздел «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Закон - нормативно-правовой акт высшей юридической силы, изданный государственным органом в установленном порядке, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Признаки закона:
издается компетентными государственными органами:
охраняется и обеспечивается государством;
имеет письменную форму;
носит легитимный характер;
содержит нормы права;
характеризуется неконкретностью адресата. Функции законов:
регулируют общественные отношения;
устанавливают права и обязанности граждан и организаций:
обязывают совершать активные положительные действия;
являются критерием правомерного и неправомерного поведения людей и основанием для применения мер государственного принуждения;
воспитывают в людях чувство добра, справедливости, гуманности.
Права человека - социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Как правило, под правами человека понимаются естественные, неотчуждаемые нрава, принадлежащие человеку от рождения. Виды прав человека:
гражданские (личные) - права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу (право на жизнь, равенство перед законом и т. п.);
политические - права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни (свобода слова, право избирать и т. п.);
экономические - права, позволяющие распоряжаться средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (право собственности, право на труд и т. п.);
социальные - права на благосостояние и достойный уровень жизни (право на социальное обеспечение, на медицинское обслуживание и т. п.);
Правовое государство - тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, в котором имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль нал властью со стороны общества.
Главная цель правового государства - обеспечение гарантии Ирак и свобод граждан во всех областях. Признаки правового государства
верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и над государством;
реальное разделение властей;
взаимная ответственность государства и личности;
равенство всех перед законом;
права и свободы человека являются высшей ценностью:
политический и идеологический плюрализм.
Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом. Виды поведения:
конформное - соответствующее социальным нормам;
девиантное - отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер;
делинквентное - разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).
Мораль - специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Функции морали: регулирование поведения человека во всех сферах жизни и деятельности, поддержание и утверждение определенных общественных устоев; утверждение человеческого в человеке.
Моральные требования: нормы поведения (не укради, не убей), моральные качества (справедливость), нравственные принципы (коллективизм), морально-психологические механизмы (долг; совесть). Высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).
Образование один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Функции образования:
социальная - социализация личности;
культурная - передача последующим поколениям накопленных культурных ценностей;
экономическая - формирование социально-профессиональной структуры общества.
Основные тенденции в развитии образования: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, интернационализация знаний, непрерывность, компьютеризация.
Обучение - процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.
Воспитание - процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.
Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа. Основные типы воспитания:
авторитарный - строится на непререкаемом авторитете родителей;
либеральный - строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;
демократический - строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу.
Культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, результат овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.
Различают материальную и духовную культуру. Предметы материальной культуры создаются людьми в процессе материального производства. Продуктами ее являются здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, предметы обихода и т. д.
Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыкальных и литературных произведений, научных открытий, религиозных учений и т. п.
Функции культуры:
познавательная - даст целостное представление о народе, стране, эпохе;
оценочная - отбор ценностей, обогащение традиций;
регулятивная - создание системы норм и требований ко всем членам общества;
информативная - передача знаний и ценностей последующим поколениям:
коммуникативная - сохранение и распространение культурных ценностей;
социализации - усвоение индивидом системы знаний норм и ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению.
народная - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (сказки, частушки);
элитарная - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами; ее произведения сложны для понимания неподготовленным человеком (классическая музыка);
массовая - создаются стандартные произведения, доступные для понимания любого потребителя без различия классов, материального положения, уровня подготовки (поп- музыка);
субкультура - часть общей культуры, система ценностей большой социальной группы (молодежная, профессиональная, криминальная);
контркультура - направление развития современной культуры. нормы и ценности которой противоположны главным составляющим господствующей культуры (хиппи, панки).
Функции религии:
мировоззренческая - формирование взгляда человека на окружающий мир и свое место в мире:
регулятивная - управление поведением людей;
интегрирующая - религия объединяет людей, их поведение, чувства, стремления, способствуя сохранению стабильности в обществе;
культуротранслирующая - религия способствует развитию определенных основ культуры, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры и их передачу последующим поколениям:
легитимизирующая - религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения.
Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе.
Проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, спортсмена и т. л.
Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (так как тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.
Общение - социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляция (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.
Функции общения:
коммуникативная - прием и передача информации;
регулятивно-коммуникативная - организация взаимодействия людей в их совместной деятельности;
перцептивно-эффективная - восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу; аффективно-экспрессивная - эмоциональное самовыражение человека.
Виды общения: между реальными субъектами (между двумя или несколькими людьми); между реальным субъектом и воображаемым партнером (человека с Богом); между воображаемыми партнерами (общение художественных персонажей).
Раздел «СОЦИОЛОГИЯ»
Социальная стратификация - наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства. прав и обязанностей, привилегий, престижа.
Страта - социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социально значимым признаком (образование, профессия, власть).
Исторические типы стратификации:
рабство - форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший лишен всяких прав и свобод;
касты - социальные группы, членство в которых зависит исключительно от происхождения человека;
сословия - большие социальные группы, членство в которых законодательно закреплено правами и обязанностями, передаваемыми по наследству;
классы - большие социальные группы, формирующиеся на основе коренных социальных интересов и различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества. Такие типы стратификации, как рабство, касты, сословия.
Классовый тип стратификации относится к открытому обществу, в котором перемещение из одной страты в другую неограниченно.
Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь.
Социальные нормы направляют поведение человека, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. С помощью социальных норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного повеления. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений. получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Виды социальных норм.
обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета;
правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;
моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, благородно - подло, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение;
эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в повелении людей, в производстве и быту;
политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах;
Социальные санкции - реакция общества и государства на поведение человека или группы при соблюдении или нарушении социальных норм.
Социальные санкции подразделяются на формальные (следуют со стороны официальных структур, например государства) и неформальные (следуют со стороны окружающих людей).
Формальные позитивные санкции : награждение орденом, премия, повышение в должности и многие другие. Формальные негативные санкции: выговор, штраф, тюремное заключение, казнь и другие.
Неформальные позитивные санкции: похвала, объявление благодарности. аплодисменты. Неформальные негативные санкции: отказ подать руку, оскорбительный тон.
Социальный конфликт - высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности.
Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, религиозные различия, различия в уровне доходов, обладании властью.
Составляющие конфликта:
Субъекты - противоборствующие стороны;
объект - некоторый дефинитный ресурс или контроль над таким ресурсом;
предмет - объективно существующая или воображаемая проблема. являющаяся причиной разногласий между сторонами. Участники конфликта: свидетели, подстрекатели, пособники,
Виды конфликтов:
по длительности (краткосрочные, долгосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся);
по объему (глобальные, региональные, локальные, групповые, личные);
по источнику возникновения (объективные, субъективные, ложные);
по характеру развития (преднамеренные, спонтанные);
но используемым средствам (насильственные, ненасильственные);
по влиянию на ход развития общества (прогрессивные, регрессивные);
по сферам общественной жизни (экономические, политические, этнические, семейно-бытовые).
групповой - статус, который человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы:
личный - положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами;
предписанный - социальная позиция, которая заранее предписана обществом и I щи виду независимо от его личных качеств;
достигаемый - социальная позиция. приобретаемая в результате свободного выбора, личных усилий и находящаяся под контролем человека;
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный социальный статус. Виды ролей:
психосоматическая - поведение зависит от биологических потребностей, уровня культуры человека;
психодраматическая - поведение личности зависит от требований социального окружения;
социальная - личность ведет себя так, как этого ожидает общество.
материальные отношения - возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне его сознания и действительности (производственные, экологические отношения):
духовные отношения - формируются, предварительно проходя через сознание людей, определяются их духовными ценностями (моральные, политические, правовые, философские, религиозные отношения).
Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (например, детский сад, школа).
Агенты социал изации конкретные люди, ответственные за освоение социальных ролей и обучение культурным нормам (родители, преподаватели, друзья).
Социальная мобильность - переход людей из одних социальных групп в другие.
Типы социальной мобильности:
горизонтальная - смена позиции па одном социально- экономическом уровне (переход ученика в другую школу, развод и создание новой семьи) или географическое перемещение между районами, городами и т. д.
вертикальная - движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социальной лестнице. Каналы восходящей мобильности («социальные лифты»): школа, вуз, церковь, армия.
Функции семьи:
репродуктивная - воспроизводство новых членов общества:
социализации - формирование индивида как личности:
экономическая - общее хозяйство, помощь, поддержка;
защитная - физическая, психологическая зашита;
статусная - принадлежность к определенному социальному слою.
по числу детей (бездетные, малодстные. многодетные);
по характеру распределения домашних обязанностей (традиционные, коллективистские);
по родственной структуре (нуклеарные, расширенные, полигамные);
по гипу воспитания (авторитарные, либеральные, демократические).
межнациональная дифференциация - процесс разъединения, противостояния различных этносов и народов в самых разных планах. Проявления: самоизоляция, протекционизм в экономике, религиозный фанатизм и экстремизм, национализм в политике и культуре:
межнациональная интеграция - процесс постепенного сближения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ, превращение человечества в единую политическую систему.
Среднее общее образование
Обществознание
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями
Работа с понятиями остается одной из основ курса обществознания. Она в разной мере присутствует во всех заданиях ЕГЭ по этому предмету. Кандидат педагогических наук Ольга Соболева объясняет, как выучить понятия и апеллировать ими на экзамене.
Актуальная проблема - недостаточный уровень знания определений
По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.
В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.
Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый - вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ - вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.
Как работать с понятиями
Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь - очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.
4 способа дать определение понятию:
- Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция - это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
- Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет - это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
- Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание - это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
- Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия - власть народа.
Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:
- Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
- Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
- Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
- Этимологический. От лат. conserve - сохраняю, охраняю.
Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков - родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.
Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.
Задания ЕГЭ
В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году - оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.
Задание 1. В ставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием - мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема - не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.
Задание 2. Н айдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно - особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.
Задание 20. В ставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.
Задание 25. О бъясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.
Задание 27. Р ешите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.
Задание 29. Н апишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.
В основе обществознания - обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.