Тема: Мозговая атака. Когда и как применяется мозговой штурм?
Достаточно распространенным методом экспертных оценок является «мозговая атака» или «мозговой штурм». Основой метода является выработка решения на основе совместного обслуживания проблемы экспертами. В качестве экспертов, как правило, принимаются не только специалисты по данной проблеме, но и люди, которые являются специалистами в других областях знания. Дискуссия строится по заранее разработанному сценарию.
В любом случае роль секретаря заключается в обеспечении того, чтобы идеи отображались, видны всем участникам, но ни в коем случае не должны их критиковать. Вы должны объяснить мозговой штурм ребенку. Соответствует ли вам роль фасилитатора? Выполняет ли вас роль секретаря?
Создать рабочую группу
Первая миссия фасилитатора. Группа не должна быть слишком большой, и наоборот, она не должна быть слишком мала, чтобы допускать достаточное разнообразие идей. Что такое «хорошая команда»? Команда, состоящая из людей. Несовместимость между участниками «лидера» или «важного» человека, который будет запугать и ограничить свободную передачу идей. Открыт для обмена идеями Комплементарный Кто знает некоторых новичков. . Остается преуспеть в том, чтобы объединить всех этих людей в нужное время в тихом месте, без внешних вмешательств и адаптированных инструментов.
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна «Управляемое воображение», в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.
Методы «мозговых атак» можно классифицировать по признаку наличия или отсутствия обратной связи между руководителем и участниками «мозговой атаки» в процессе решения некоторой проблемной ситуации.
На встрече, после того, как «сломал лед», мы должны сформулировать тему: это начальный вопрос.
- Клэр: понятна и понятна участниками.
- Полезные и мотивирующие: должны заслуживать время и мотивированные участники.
- Реалист: по сравнению с доступными средствами.
Для каждого этапа необходимо получить согласие от участников. Имейте в виду: чем лучше тема, тем эффективнее собирать идеи и стимулировать инновации и творчество! Это самый известный этап Мозговой штурм. Речь идет о том, чтобы поднимать и собирать идеи, для этого мы должны уважать 3 пункта.
Создавшаяся ситуация потребовала разработать метод «мозговой атаки» – деструктивной отнесенной оценки (ДОО), способный качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов, не ограничивая при этом их числа.
Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование (разрушение, критику) этих идей с формированием контридей.
Даже самые нереалистичные идеи могут вдохновить других на то, чтобы быть очень интересными! Главная цель этого этапа - не найти правильные идеи, а найти как можно больше!
- Никакая критика идей, испущенных Без ограничений воображению.
- Большинство возможных идей.
- Систематический отскок от идей других.
Цель состоит не в том, чтобы найти хорошие идеи, а в том, чтобы найти как можно больше! → В качестве фасилитатора он обеспечивает оптимальный процесс. Перезапустить темп, если процесс замедляется, чтобы люди не могли сделать. . → Он пересматривает, если вы слишком далеко от исходного вопроса. Мы должны быть разрешительными, допускающими свободное выражение, но мы должны сосредоточиться на исходной цели.
Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются.
Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство граждан как проблему не воспринимает. Многие обостренно стоящие перед предприятиями задачи не решаются в течение долгого времени, несмотря на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников предприятий. Виновато ли здесь только отсутствие ресурсов и материальных стимулов? Зададимся вслед за А. Осборном тем же вопросом: почему так мало используется творческий потенциал граждан страны для решения стоящих перед ней проблем? Ведь творческие способности есть у всех людей. Ответ был найден Осборном при детальном рассмотрении процедуры включения «новичка» в решение проблемы. Как правило, проблемы формулируются специалистами на профессиональном языке с привлечением специальных терминов, на базе знания глубинных эффектов. Досконально разобраться в такой проблеме, чтобы включиться в ее обсуждение, непросто. И в довершение всего идеи высказываются непрофессионалами без учета ограничений, часто в ‘Некорректной, нестрогой форме. Все это приводит к негативной реакции профессионалов, волне критики, направленной на форму высказывания. Суждения о некомпетентности очень быстро перерастают в умозаключения о невозможности использовать данного человека для творческой работы.
Методы создания идей
→ Он / она отмечает все идеи, выдвинутые для записи всего, что было сказано во время творческого процесса.
- Больше нет необходимости объединять или ограничивать количество участников.
- Это позволяет расширить сферу возможностей и, следовательно, идеи.
- Однако у нас нет стороны юзабилити в личной встрече.
Несколько участников не должны монополизировать группу. У каждого должен быть шанс проявить себя, всегда свободно. После сбора идет фаза выбора. Это самая деликатная часть. После этого хорошего момента вы должны принять меры. Идеи должны оцениваться в соответствии с их релевантностью, относительной ценностью.
Итак, для того, чтобы идею приняли специалисты, она должна быть выдвинута оформленной «по всем правилам» – таково широко распространенное мнение.
Важнейшим элементом метода, предложенного Осборном, является снятие этого ограничения. «Почему бы не разделить каждую проблему таким образом, чтобы одна часть опытных экспертов позаботилась об изыскании фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточились бы только на выдвижении одной идеи за другой», — пишет А. Осборн.
Чтобы иметь возможность оценить качество идеи, необходимо установить две точки. Это строгие ссылки для оценки идей. Устранить то, что «неуместно», «вне сферы действия», вдали от объекта отправления. Квалификационные критерии: возврат к стартовому вопросу. . Критерии должны быть дискриминационными и сбалансированными.
Пример критериев поиска работы. ВознаграждениеПерсональный интересПолезность измененияЗаказ. . Удельный вес зависит от ситуации. Например, если вы недавний выпускник, вы наверняка окажетесь на позиции, в которой важны возможности эволюции. Проблема - это разрыв между текущей ситуацией и желаемой ситуацией. Этот промежуток чередуется с известными и неизвестными препятствиями и легко пересекается. сайт.
В этом разделении процесса поиска идеи на конструктивные этапы и в подборе людей для выполнения каждого этапа и состоит основа.предложенного метода. А. Осборн указывает на появление нового подхода к решению проблем, подхода, который получил у него название «имадженерия». «Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем «имадженерируете» ее на землю». Развитие этой идеи привело к появлению довольно сложной последовательности действий. Важнейшей предпосылкой, на которую опирался Осборн, является представление о наличии у каждого человека двух важнейших аспектов работы мозга: творческого разума и аналитического мышления. Их чередование, по мнению Осборна, и составляет основу всех процессов творческой работы.
Протокол мозгового штурма на практике
Успешный сеанс мозгового штурма
Один позволяет вообразить, как принципиально, все идеи, которые можно сформулировать. Один гарантирует, что все участники имеют правильное видение проблемы, которую нужно решить. Перед началом сеанса мы оставляем несколько минут размышлений, чтобы каждый мог интегрировать проблему. Сессия «конструктивной критики», где мы сталкиваемся с идеями путем разумного управления полемикой, гораздо более продуктивна.- Никто не критикует, а человек сохраняет свою открытость.
- Игра слишком часто искажается.
1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
2. Отберите подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.
3. Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.
В этой книге он представляет просто и основан на конкретных случаях, в самом чистом «духе качества», основных инструментах и методах реализации планов действий по повышению качества в компаниях. Приведение идей в жизнь посредством творческих методов.
Советы и рекомендации, чтобы получить максимальную отдачу от ваших команд. Натали Валлеранд, журналист. Непрерывное совершенствование и инновации являются эпицентром конкурентоспособности бизнеса. Но им нужны идеи. И для этого методы творчества очень полезны.
Если бы было достаточно зарезервировать несколько минут в день для идей, немного похоже на нажатие кнопки, было бы замечательно. Новинка, которая взломает клиентов? Один из способов уменьшить количество жалоб? Метод сокращения наполовину несоответствий? Мы блокируем один час в своей повестке дня в конце дня, чтобы думать об этом, и, бинго, мы находим идею века! Но в реальной жизни это совсем другое. Мы все время рычим наши головы. Мы потеем кровью и водой, надеясь на гениальность. И результаты не всегда совпадают.
4. Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.
5. Придумайте всевозможные идеи – «ключи» к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
Это то, что мозг капризничен и немного ленив. И ему иногда нужна помощь, чтобы выбраться из своей обычной ситуации, чтобы рассуждать по-другому. Именно здесь приходят техники творчества, из которых наиболее известные и наиболее используемые - это, несомненно, мозговой штурм. Эти методы, которые служат для подпитывания воображения для генерации идей, связаны с исследованиями творчества, проводимыми с годами. Прекурсоры, такие как Алекс Осборн и Сидни Дж.
Каждый может быть креативным
Мы используем креативные методы для решения проблемы, а также для улучшения процедуры или оборудования или для определения нового продукта или услуги. В идеале, сотрудники из разных ролей должны быть приглашены для участия в сессиях пивоварения. «Смешанные группы выступают за столкновение идей», - настаивает Манон Дюкло, креативный консультант. Даже в повседневной жизни методы творчества полезны. «Как мы знаем, у руководителей есть много встреч, и значительная их часть направлена на решение организационных или операционных задач и поиск инновационных решений, разумно их использовать», - говорит Мать.
6. Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
8. Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.
Методы творчества приходят от разного мышления, то есть от того, как идеи генерируются, избегая судить или критиковать их. Затем мы убегаем, чтобы представить новые идеи, даже причудливые. Согласно Сильвану Матте, расходящееся мышление, иногда называемое творческим мышлением, основывается на четырех основных принципах.
Это также означает, что вам не нужно подвергать цензуре. Количество поиска. Мы хотим как можно больше идей, потому что исследования показывают, что это приводит к лучшим вариантам. Так что добро пожаловать в экстравагантные идеи! Понадобится время, чтобы оценить и укрепить их. Большие идеи. Оставьте идеи, уже высказанные в привлечении других, найдите варианты, комбинации. Другими словами, поощряйте участников изучать идеи других.
9. Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о.том, что может сделать неприятель.
Он требует расхождения. В своей классической форме этот метод заключается в том, чтобы попросить группу людей найти как можно больше идей по данному предмету и сказать их вслух, без цензуры. Ведущий пишет вербализованные идеи на флипчарте или на большом листе бумаги, чтобы каждый мог их видеть. Одним из ограничений этого метода является то, что ведущему сложно уловить все идеи, когда все говорят одновременно. «Часто идеи теряются или написаны так лаконично, что мы не знаем, что они означают», - отмечает Сильвайн Матте.
Вот почему набирает популярность мозговой штурм с помощью полуклеточной бумаги. Участники всегда высказывают свои идеи вслух, но они пишут их на одной из этих работ. Перед мозговым штурмом Манон Дюкло всегда просит участников отметить задачи или мысли, которые толкают в головах. «Просто писать, чтобы не забывать покупать молоко или звонить клиенту, невозможно думать об этом и сосредоточиться на этом», - объясняет она. Сильвен Матте, со своей стороны, предлагает ледокольное упражнение, чтобы создать хорошую динамику в группе и подготовить всех к работе над своим воображением. «Например, мы можем попросить людей бросить как можно больше идей, чтобы улучшить ванну, велосипед или любой другой объект, не имеющий отношения к цели собрания», - объясняет он.
10. Дайте окончательный ответ.
Здесь ясно видно чередование творческих, синтезирующих этапов и аналитических, рассудочных. Это чередование расширений и сужений поискового поля присуще всем развитым методам поиска. Широкую известность приобрела более короткая последовательность действий, также описанная в книге «Практическое воображение» и составляющая суть метода мозгового штурма. Метод включает в себя два основных этапа:
Тихий мозговой штурм или мозговой штурм
Два консультанта предполагают, что мы тогда перейдем к мозговому штурму как таковому. После прогрева можно использовать другие формы мозгового штурма. Каждый участник пишет свои идеи на листе бумаги. Через некоторое время листья циркулируют. И поскольку все записано, участники менее склонны к самоцензуре. По словам Сильвана Матте, тихий мозговой штурм генерирует в среднем в два раза больше идей, чем его традиционный аналог.
Представим себе, что команда встречается, чтобы найти способы ускорить процесс обслуживания еженедельного оборудования. Другими словами, мы ищем способы усугубить ситуацию! Это позволяет нам выявлять причины, о которых мы бы не подумали с первого взгляда, а затем представить способы их устранения. Оценивая проблему под другим углом, часто можно найти неожиданные решения.
— Этап выдвижения (генерации) идей.
— Этап анализа выдвинутых идей.
Работа в рамках этих этапов должна выполняться при соблюдении ряда основных правил. На этапе генерации их три:
1. Запрет критики.
2. Запрет обоснований выдвигаемых идей.
3. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические.
Этот метод используется в основном для улучшения существующего продукта или услуги или для создания новой линейки продуктов. Может ли часть использоваться по-другому? Что не нужно? Разработайте другие последовательности? Во всех случаях человек должен проводить сеансы мозгового штурма. Он должен задавать вопросы, повторно запускать участников, побуждать их идти дальше, следить за соблюдением правил расхождения: избегать критики идей других, самоцензуры и т.д. фасилитатор может быть выбран внутри страны, но он будет более эффективным, если он подвергнется минимальной подготовке творчества.
На этапе анализа основное правило:
4. Выявление рациональной основы в каждой анализируемой идее.
Метод, предложенный А. Осборном получил название («мозговой штурм»).
Работа с методом ДОО предполагает реализацию следующих шести этапов.
Первый этап – формирование группы участников «мозговой атаки» (по численности и составу). Оптимальная численность группы участников находится эмпирическим путем: наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек. Состав группы участников предполагает их целенаправленный подбор:
1) из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг друга;
2) из лиц разного ранга, если участники не знакомы друг с другом (в этом случае следует нивелировать каждого из участников присвоением ему номера с последующим обращением к участнику по номеру).
Второй этап – составление проблемной записки участника мозговой атаки. Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода ДОО и описание проблемной ситуации.
Третий этап – генерация идей. Продолжительность мозгового штурма рекомендуется не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников. Запись высказываемых идей целесообразно вести на магнитофон, чтобы не «пропустить» ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.
Четвертый этап – систематизация идей, высказанных на этапе генерации. Систематизацию идей группа анализа проблемной ситуации осуществляет в такой последовательности: составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; каждая из идей формулируется в общеупотребительных терминах; определяются дублирующие и дополняющие идеи; дублирующие и (или) дополняющие идеи объединяются и формируются в виде одной комплексной идеи; выделяются признаки по которым идеи могут быть объединены; идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам; составляется перечень идей по группам (в каждой группе идеи записываются в порядке их общности от более общих к частным, дополняющим или развивающим более общие идеи).
Пятый этап – деструирование (разрушение) систематизированных идей (специализированная процедура оценки идей на практическую реализуемость в процессе мозговой атаки, когда каждая из них подвергается всесторонней критике со стороны участников мозговой атаки).
Основное правило этапа деструирования – рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки выдвигают выводы, отвергающие систематизированную идею. Особенно ценным является то обстоятельство, что в процессе деструирования может быть генерирована контридея, формулирующая имеющиеся ограничения и выдвигающая предположение о возможности снятия этих ограничений.
Шестой этап – оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.
Метод коллективной генерации идей апробирован на практике и позволяет находить групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта прогнозирования, исключая путь компромиссов, когда единое мнение нельзя считать результатом беспристрастного анализа проблемы.
В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая – старается их максимально критиковать) и т.п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме деловой игры.
На практике подобием сессий КГИ являются разного рода совещания – конструктораты, заседания ученых и научных советов, специально создаваемых временных комиссий.
В реальных условиях достаточно трудно обеспечить жесткое выполнение требуемых правил, создать «атмосферу мозговой атаки», на конструкторатах и советах мешает влияние должностной структуры организации: трудно собрать специалистов на межведомственные комиссии. Поэтому желательно применять способы привлечения компетентных специалистов, не требующие обязательного их присутствия в конкретном месте и в конкретное время и устною высказывания своих мнений.
2. МЕТОД «ДЕЛЬФИ». СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ.
Одним из наиболее популярных экспертных методов является метод «Дельфи».
Среди разновидностей экспертных методов является метод «Дельфи». В 1970 – 1980 гг. созданы отдельные методики, позволяющие в определенной мере организовать статистическую обработку мнений экспертов-специалистов и достигнуть более или менее согласованного мнения. Метод «Дельфи» – один из наиболее распространенны методов экспертной оценки будущего, т. е. экспертного прогнозирования. Этот метод разработан американской исследовательской корпорацией РЭНД и служит для определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий
Метод «Дельфи», или метод «дельфийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышении объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи» — процедуры стали средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».
Специфика этого метода заключается в том, что обобщение результатов исследования осуществляется путем индивидуального письменного опроса экспертов в несколько туров по специально разработанной процедуре исследования.
Надежность метода «Дельфи» считается высокой при прогнозировании на период как от 1 до 3 лет, так и на более отдаленный период времени. В зависимости от цели прогноза для получения экспертных оценок может привлекаться от 10 до 150 экспертов.
Метод «Дельфи» построен на следующем принципе: в неточных науках – мнения экспертов и субъективные суждения в силу необходимости должны заменить точные законы причинности, отражаемые естественными науками.
Процедура экспертного опроса по методу «Дельфи» строится в несколько этапов.
Этап 1. Формирование рабочей группы
Задача рабочей группы заключается в организации процедуры экспертного опроса.
Этап 2. формирование экспертной группы
В соответствии с методом «Дельфи» группа экспертов должна включать 10 – 15 специалистов в данной области. Компетентность экспертов определяется путем анкетирования, анализом уровня реферирования (количества ссылок на работы данного специалиста), использованием листов самооценки.
Этап 3. формулирование вопросов
Формулировки вопросов должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.
Метод «Дельфи» предполагает повторение нескольких шагов проведения опроса. По итогам первого опроса выделяются крайние, так называемые «еретические» мнения, и авторы этих мнений обосновывают свою точку зрения с последующей дискуссией. Это позволяет, с одной стороны, всем экспертам принять во внимание аргументы сторонников крайних точек зрения, с другой — дает возможность последним еще раз продумать свою точку зрения и или дополнительно обосновать ее, или отказаться от нее. После дискуссии опрос проводится снова с целью предоставления возможности экспертам принять во внимание итоги обсуждения. И так повторяется 4 – 5 раз до тех пор, пока точки зрения экспертов не сблизятся.
Этап 5. подведение итогов опроса
По методу «Дельфи» за итоговое мнение экспертов принимается медиана, то есть среднее в упорядоченном ряду мнений значение. Если ряд, упорядоченный по величине ответов (например, ответов на вопрос о цене инновативного продукта), включает в себя n значений: Р1, Р2,…, Рn, то в качестве итоговой оценки по результатам опроса принимается мнение М, определяемое следующим образом:
М = Рк, если n = 2к-1
М = (Рк + Рк+1)/2, если n = 2к,
где к = 1, 2, 3,…
Метод «Дельфи» позволяет обобщать мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение. Ему присущи все недостатки прогнозов, построенных на основе экспертных оценок. Однако проводимые корпорацией РЭНД работы по совершенствованию этой системы значительно повысили гибкость, быстроту и точность прогнозирования. Метод «Дельфи» характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся:
а) анонимность экспертов;
б) использование результатов предыдущего тура опроса;
в) статистическая характеристика группового ответа.
Анонимность заключается в том, что в ходе проведения процедуры экспертной оценки прогнозируемого явления, объекта участники экспертной группы неизвестны друг другу. При этом взаимодействие членов группы при заполнении анкет полностью устраняется. В результате такой постановки автор ответа может изменить свое мнение без публичного объявления об этом.
Статистическая характеристика группового ответа предполагает обработку полученных результатов с помощью следующих методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка.
В развитии метода «Дельфи» применяется перекрестная коррекция. Будущее событие представляется как огромное множество связанных и переходящих друг в друга путей развития. При введении перекрестной корреляции значение каждого события за счет введенных определенных связей будут изменятся либо в положительную, либо в отрицательную сторону, корректируя тем самым вероятности рассматриваемых событий. С целью будущего соответствия модели реальным условиям в модель могут быть введены элементы случайности.
Основные средства повышения объективности результатов при применении «Дельфи»-метода – использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.
В конкретных методиках, реализующих процедуру «Дельфи», это средство используется в разной степени. Так, в упрощенном виде организуется последовательность итеративных циклов мозговой атаки. В более сложном варианте разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. Для снижения таких факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства иногда требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения, но это не всегда приводит к желаемому результату, а напротив, может усилить эффект приспособляемости. В наиболее развитых методиках экспертам присваивают весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов оценок.
В силу трудоемкости обработки результатов и значительных временных затрат первоначально предусматриваемые методики «Дельфи» не всегда удается реализовать на практике. В последнее время процедура «Дельфи» в той или иной форме обычно сопутствует любым другим методам моделирования систем — морфологическому, сетевому и т.д. В частности, весьма перспективная идея развития методов экспертных оценок, предложенная в свое время В.М. Глушковым, состоит в том, чтобы сочетать целенаправленный многоступенчатый опрос с «разверткой» проблемы во времени, что становится вполне реализуемым в условиях алгоритмизации такой (достаточно сложной) процедуры и использования компьютерной техники.
Для повышения результативности опросов и активизации экспертов иногда сочетают процедуру «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнять проект, или на место работника аппарата управления, руководителя соответствующего уровня системы организационного управления и т.д.
Недостатком данного метода является то, что проблема коррелирующих научно-технических сдвигов является очень сложной, так как в реальной жизни величину корреляции очень трудно измерить, корреляционные связи нечетки и варьируют в широких пределах в зависимости от рассматриваемых достижений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова Т. Современная экономическая теория: методологическая база и модели // Российский Экономический Журнал. – 1995. — №10.
Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1976.
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998.
Мазманова Б.Г. Основы теории и практики прогнозирования: учебное пособие. Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 1998.ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЦП
Провести сравнительный анализ МСА 550 «Связанные стороны» и Правила (стандарт) № 9 «Аффилированные лица» (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405)
Показатели использования материальных ресурсов
Вторым распространенным методом проведение экспертиз является метод мозговой атаки . Этот метод, известный также под названием «мозговой штурм», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 году.
Основная направленность метода – выявление новых идей и решений. Для этой цели организаторы экспертизы создают атмосферу, наиболее благоприятствующую генерированию идей (благожелательности, поддержки), освобождающую эксперта от излишней скованности. Обсуждаемая проблема должна быть четко сформулирована.
Метод мозговой атаки характерен открытым высказыванием мнений специалистов (на специальном заседании) по решению конкретной задачи. При этом должны соблюдаться два условия: во-первых, запрещается критика чужих мнений; во-вторых, предполагается высказывать любые идеи по решению данного вопроса без учета сиюминутной ценности или возможности реализации. Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения детально прорабатываются. При этом выявляются рациональные моменты в каждом из высказанных предположений и на основе их обобщения формулируются решения. Достоинством метода мозговой атаки является возможность принятия решения за сравнительно короткий срок.
При реализации метода может применяться принцип Парето. После регистрации идей из всей их совокупности каждым экспертом отбирается 20% идей, с их точки зрения заслуживающих наибольшего внимания. Данный отбор также фиксируется. Далее из их состава отбираются те, которые получили наибольшее количество очков.
В методе мозговой атаки существенная роль принадлежит организатору, проводившему экспертизу. Он знает о конечной цели экспертизы, направляя дискуссию в соответствующее русло, но если руководитель выделит лишь перспективные с его точки зрения идеи, результат экспертизы окажется менее значительным.
Применение этого метода устраняет эффект конформизма, т.е. приспособленчества, позволяет получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс.
Наилучшие результаты метода мозговой атаки достигаются при разработке новой продукции, совершенствовании выпускаемой продукции и существующих способов работы, при содействии маркетингу и продажам, улучшении технических конструкций, а также при построении дерева целей.
Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.
1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей - генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями науки, техники и экономики. Эксперты – это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.
2. При генерировании никаких ограничений не должно быть. Высказываются любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, без всякого доказательства и ТЭО. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на диктафоне и т.п. Таким образом, основа метода – это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки.
3. Философская основа метода – теория З.Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой топкое и непрочное наслоение над подсознанием. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются основным сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, нарушение запретов, на всякие иррациональные мысли. Изобретателю приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность и запреты, обусловленными представлениями о возможном и невозможном.
Основное достоинство метода мозговой атаки – в запрете на критику. Но запрет на критику – это одновременно и слабость метода. Для развития идеи и необходимо выявить ее недостатки, а для этого нужна критика.
Весь процесс «атаки» можно разделить на шесть этапов.
1. Формируется группа экспертов. Обычно ее численность составляет 10-15 человек. Состав группы предполагает их целенаправленный подбор: а) из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг друга; б) из лиц разного ранга, если участники незнакомы друг с другом (в этом случае каждому участнику присваивают номер и в последующем обращаются по номеру); в) в группу могут включаться специалисты из других областей знаний, обладающие высоким уровнем эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.
2. Составляется проблемная записка. Для ее подготовки предварительно формируется группа анализа проблемной ситуации. Записка может содержать следующие сведения: состав причин возникновения проблемной ситуации, анализ причин и возможные последствия проблемной ситуации, анализ мирового опыта разрешения подобных проблем (если он имеется), классификация (систематизация) возможных путей разрешения ситуации, формулировка проблемной ситуации в виде центрального вопроса с иерархией подвопросов.
3. Генерация идей. Ведущий раскрывает содержание проблемной записки, напоминает участникам мозговой атаки о следующем: а) высказывания должны быть четкими и сжатыми; б) скептические замечания и критика предыдущих ораторов запрещается; в) каждый участник может выступать многократно, но не подряд; г) не разрешается зачитывать подряд список идей, подготовленных участником заблаговременно.
Одна из главных задач ведущего – побудить психическую восприимчивость участников, их волю к целеустремленному мышлению. Активна работа ведущего предполагается лишь в начале «штурма». Достаточно скоро возбуждение участников достигает критической точки и выдвижение новых идей приобретает спонтанный характер. После этого роль ведущего сводится к следующему: а) концентрировать внимание участников на проблемной ситуации; б) не объявлять, не осуждать и не прекращать исследование ни одной цеди; в) поддерживать и поощрять участников, кто в этом нуждается; г) создавать непринужденную обстановку, способствуя тем самым активной работе экспертов.
Продолжительность мозгового штурма может составлять 20-60 минут (в зависимости от активности участников). Высказываемые идеи желательно фиксировать, чтобы не забыть и иметь возможность их затем систематизировать.
4. Систематизация идей, высказанных на третьем этапе (генерации).
Эта работа возлагается на группу анализа проблемной ситуации. На данном этапе: а) составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; б) выявляются дублирующие и дополнительные идеи, затем они объединяются с основной идеей; в) выделяются признаки, по которым могут объединяться идеи; г) идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам; д) составляется перечень идей по группам, в каждой группе идеи записываются по правилу от общих к частным.
5. Деструирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая из систематизированных идей изучается на возможность ее осуществления. Участники штурма выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. В процессе разрушения может объявиться контридея. Процесс разрушения ведется до тех пор, пока систематизированная идея не подвергнется критики.
6. Оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей. На данном этапе составляется сводная таблица. Первая графа таблицы – этапы систематизации идей, вторая – критические замечания, опровергающие идеи, третья – показатели практической применимости идей, четвертая – контридеи.
Затем оценивается каждое критическое замечание и контридея: а) вычеркивается из таблицы, если опровергается хотя бы одним показателем практической применимости; б) не вычеркивается, если не опровергается ни одним показателем.
Составляется окончательный список идей. В список переносятся только идеи, которые не опровергнуты критическими замечаниями или контридеями.
К методу мозговой атаки часто прибегают при разработке дерева целей. С помощью экспертов получают само дерево, а также коэффициент относительной важности целей.