Сокращение отделов ово в году. День вневедомственной охраны
Уважаемые коллеги!
От имени руководства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и от себя лично поздравляю Вас с профессиональным праздником – Днем образования подразделений вневедомственной охраны!
За шестьдесят пять лет служба прошла сложный путь становления, преобразования и развития. Проводимые реформы и модернизация наших подразделений позволили за эти годы фактически из взводов наружной сторожевой охраны, функции которых ограничивались исключительно охранной деятельностью, сформировать к сегодняшнему дню профессионально подготовленную структуру, способную эффективно решать широкий спектр задач по осуществлению надежной защиты от преступных посягательств важных для экономики и безопасности государства объектов, обеспечению их антитеррористической защищенности и противокриминальной устойчивости, а также организации централизованной охраны объектов и имущества юридических и физических лиц.
Кроме того, в настоящее время личный состав подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации принимает активное участие в защите прав и свобод человека и гражданина, в розыске и задержании преступников и правонарушителей, а также в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, являясь неотъемлемой частью системы комплексного использования сил и средств правоохранительных органов во всех регионах нашей страны.
Отдельно следует отметить работу научно-технических специалистов службы вневедомственной охраны, которые используя накопленный богатый опыт практической деятельности данных подразделений, а также существующие передовые технологии и достижения современной науки, успешно осуществляют разработку и практическое внедрение комплексных систем безопасности и иного уникального охранногои мониторингового оборудования, получившего заслуженное признание как в нашей стране, так и за рубежом.
Мы хорошо понимаем, что результативное осуществление этих важных и ответственных задач невозможно без личного вклада каждого сотрудника Нашего многочисленного коллектива, без знания и соблюдения традиций вневедомственной охраны, а также без практической и методической помощи Наших ветеранов и наставников, значительный служебный опыт которых всегда являлся для молодых сотрудников примером искреннего служения Закону и Отечеству, гарантом преданности выбранной профессии.
Несомненно, что проводимые в современной России преобразования также были бы невозможны без поддержки граждан, организаций, широкой общественности и средств массовой информации.
Открытость, доступность и публичность службы вневедомственной охраны наряду с регулярным использованием современных технологий и наработок в вопросах информационного сопровождения – это лишь некоторые элементы новых подходов в служебной деятельности, которые поддержаны и одобрены обществом, в связи с чем являются неизменными ориентирами в Нашей повседневной работе.
В этот праздничный день желаю всему личному составу войск национальной гвардии Российской Федерации, в особенности сотрудникам и работникам подразделений вневедомственной охраны, их родным и близким, а также Нашим уважаемым ветеранам, – крепкого здоровья, бодрости духа, благополучия, успехов во всех начинаниях и дальнейшей плодотворной работы во благо Отечества!
Генерал-полковник полиции Сергей Лебедев.
Начало службе вневедомственной охраны положило вышедшее 29 октября 1952 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств». Данный документ не просто сформировал новое подразделение в органах внутренних дел, но и в общих чертах определил структуру его аппарата на различных уровнях.
Таким образом, решением Совета Министров СССР на милицию стала возлагаться охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. При органах внутренних дел была создана специальная служба – вневедомственная наружная сторожевая охрана.
В ее состав вошли сторожевые и военизированные подразделения, которые стали осуществлять наружную охрану особо важных и режимных объектов, промышленных предприятий и строительных организаций, хозяйственных, административных и других объектов.
Сторожевая охрана состояла из сторожей, бригадиров и инспекторов, подчиняющихся начальникам отделов милицейской службы. В отделах милицейской службы создавались отделы вневедомственной охраны, руководители которых одновременно являлись заместителями начальников отделов милицейской службы, что создавало предпосылки для организации эффективного взаимодействия вневедомственной охраны с другими службами милиции.
С течением времени стала проявляться тенденция расширения самостоятельности аппарата, что в дальнейшем вызвало существенные организационно-структурные изменения. Этому способствовало последовательное увеличение количества объектов, передаваемых под вневедомственную охрану, рост численности сторожей.
Период с 1952 по 1960 год можно охарактеризовать как время организационного становления всех видов и уровней подразделений вневедомственной охраны. В эти годы в основном завершена передача объектов, ранее охранявшихся ведомственной сторожевой охраной, вневедомственной охране. Активно разрабатывались нормативные правовые акты, регламентировавшие широкий круг вопросов этой деятельности, нормативы штатной численности и определены перспективные направления ее развития.
Учитывая экономическую эффективность сосредоточения охраны в одном подразделении Совет Министров СССР своим постановлением от 8 февраля 1965 года № 76-30 предложил министерствам и ведомствам передать под вневедомственную охрану все предприятия, учреждения и организации, расположенные в городах, районных центрах и рабочих поселках.
Таким образом, последовательное усложнение и расширение возложенных на вневедомственную охрану функций, рост числа охраняемых объектов и численности личного состава, создание в отделах и отделениях новых звеньев требовали существенного повышения уровня управления службой. Это было учтено при образовании Министерства охраны общественного порядка СССР: в его составе было создано Управление вневедомственной охраны, а также утверждено постановлением Правительства СССР от 18 февраля 1966 года № 129 «Типовое положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел».
Можно отметить, что в 1966 году с образованием вышеуказанного Министерства в стране было закончено формирование единой централизованной системы вневедомственной охраны, которая была остро нацелена на решение задач по защите государственной собственности от преступных посягательств.
Качественным скачком в организации деятельности службы стало издание распоряжения Совета Министров СССР от 10 мая 1967 г. № 1026, которое разрешало производить замену сторожей и бригадиров подразделений вневедомственной охраны лицами рядового и младшего начальствующего состава милиции. Появление на улицах городов в наиболее криминогенное ночное время нарядов милиции, активная работа по оборудованию охраняемых объектов средствами сигнализации позволили значительно повысить эффективность борьбы с посягательствами на государственное и общественное имущество.
В целях дальнейшего развития вневедомственной охраны в начале 60-х годов начались активные поиски новых технических средств для использования их в охране собственности. Для разработки технических средств сигнализации было создано специальное конструкторское бюро с небольшой механической мастерской. В штаты подразделений охраны стали вводиться должности электромонтеров. В это же время началось использование телефонных линий связи для передачи сигналов «тревога» с охраняемых объектов непосредственно в отделы охраны.
Прообраз пульта централизованного наблюдения, созданный в Тушинском районе г. Москвы в 1965 году, представлял собой щит, на котором были смонтированы 40 приемно-контрольных приборов и столько же звонков. Данное решение оказалось эффективным. И поэтому охрана объектов с применением пультов централизованного наблюдения сразу получила широкое распространение.
С выходом постановления Совета Министров СССР от 8 февраля 1965 г. № 76-30 «О дальнейшем совершенствовании охраны объектов народного хозяйства с помощью пультов централизованного наблюдения» эта работа значительно активизировалась. Стали создаваться специальные пункты централизованной охраны – ПЦО. Совместно с Министерством связи был решен вопрос об использовании действующих телефонных линий и установке на телефонных станциях оборудования пультов централизованной охраны.
Экономическая эффективность и интенсивное развитие централизованной охраны вызвали необходимость создания нарядов групп задержания из числа работников милиции для реагирования на поступающие сигналы «тревога» с охраняемых объектов, которые в народе получили название «ночная милиция».
Сформированные дежурные наряды «ночной милиции» не только несли службу по охране объектов народного хозяйства на маршрутах патрулирования, но и эффективно обеспечивали охрану общественного порядка на территориях обслуживания и в зонах своей дислокации.
По мере развития централизованной охраны службе вневедомственной охраны была поставлена задача по организации охраны квартир граждан по договорам. В результате к 1978 году охрана квартир с помощью сигнализации и пультов приобрела огромную популярность среди населения.
Дальнейшим этапом развития службы вневедомственной охраны стало расширение объемов охранной деятельности, осуществленное в рамках реализации постановления Совета Министров от 2 сентября 1987 года № 363 «О мерах по дальнейшему упорядочению охраны». В соответствии с указанным постановлением во всех республиках, краях и областях страны была проведена работа по передаче под вневедомственную охрану более 40 тысяч объектов народного хозяйства. Практически во всех городах, районах и поселках городского типа, где имелась вневедомственная охрана, были созданы пункты централизованной охраны.
Переход к рыночной экономике и связанные с этим трудности привели к ухудшению экономического положения службы, ликвидации части подразделений. Для реализации требований Закона Российской Федерации «О милиции» в 1991-1992 годах был подготовлен проект, а 14 августа 1992 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации». Принятие указанного постановления создало правовую базу, позволяющую на основе кадрового, технического и экономического потенциала осуществлять более эффективное влияние на обеспечение сохранности имущества собственников, повысить вклад службы в борьбу с преступностью.
Наивысшего пика своего развития вневедомственная охрана достигла к 2000-м годам, что подтверждается наибольшим количеством охраняемых объектов, квартир и МХИГ.
В 2004 году в МВД России началось реформирование и в первую очередь оно коснулось вневедомственной охраны. В ходе кардинальной реорганизации на базе Главного управления вневедомственной охраны МВД России были созданы Департамент государственной защиты имущества и Центр оперативного руководства деятельности вневедомственной охраны МВД России. Основными задачами Департамента являлась выработка государственной политики в области государственной защиты имущества, разработка стратегии и тактики работы всех подразделений вневедомственной охраны на основе нормативных правовых документов. Основными задачами Центра оперативного руководства деятельности вневедомственной охраны МВД России являлись: организация охраны имущества юридических и физических лиц подразделениями вневедомственной охраны, участие в разработке и реализации мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества юридических и физических лиц, организационно-методическое руководство и обеспечение совершенствования деятельности подразделений вневедомственной охраны.
Еще одним ключевым пунктом в истории вневедомственной охраны стал 2005 год. Именно тогда на базе проектно-монтажных, сторожевых и военизированных подразделений вневедомственной охраны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66 было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России с развитой сетью филиалов практически во всех субъектах Российской Федерации.
С этого года решение основной служебной задачи – обеспечение надежной охраны имущества граждан и организаций, вневедомственная охрана стала осуществлять в тесном взаимодействии с ФГУП «Охрана»
МВД России. При этом функции по выполнению проектно-монтажных работ, обслуживанию технических средств сигнализации на объектах и квартирах, организация физической охраны объектов стали обеспечиваться силами специализированных подразделений предприятия.
Передав указанные функции ФГУП «Охрана» МВД России подразделения вневедомственной охраны сосредоточились на обеспечении мобильности, оперативности реагирования на сигналы «тревога»
с охраняемых объектов и квартир граждан, на сообщения о совершаемых преступлениях и административных правонарушениях в зонах постов
и маршрутов патрулирования.
При этом в базис охранной политики службы был заложен принцип комплексности оказываемых услуг: начиная с обследования объекта, разработки технического задания по оборудованию его техническими средствами (средства сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа), подключения на пульты централизованного наблюдения, заканчивая реагированием при поступлении сигналов «тревога» и осуществлением физической охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» подразделения вневедомственной охраны включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Систему вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации <1> составляют:
- на федеральном уровне – Главное управление вневедомственной охраны Росгвардии;
- на региональном – управления (отделы) вневедомственной охраны ВНГ России, осуществляющие свою деятельности в форме федеральных государственных казенных учреждений <2> ;
- на районном – подразделения вневедомственной охраны ВНГ России представлены филиалами ФГКУ УВО (ОВО).
В
структуре ФГКУ УВО (ОВО) и их филиалов формируются строевые подразделения
вневедомственной охраны <3> ,
которые в исключительных случаях также могут создаваться в качестве
самостоятельных подразделений.
В свою очередь СП ВО в зависимости от объема и специфики выполняемых задач, а также имеющейся штатной численности представлены полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями.
Непосредственное руководство филиалами и их СП ВО в соответствии с утвержденными Директором <4> уставами ФГКУ УВО (ОВО) осуществляет начальник ФГКУ УВО (ОВО) и его заместители.
В СП ВО для охраны имущества и (или) объектов формируются следующие виды нарядов вневедомственной охраны:
- группа задержания;
- пост охраны объекта;
- патруль по охране объекта;
- наряд по охране имущества при транспортировке;
- наряд по охране мест стоянок и (или) обслуживания судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками в морских портах, в которые разрешен их заход.
В структуре ФГКУ УВО (ОВО) создаются отделы (отделения, группы, направления) которыми в мирное время обеспечивается выполнение следующих основных задач:
- охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;реализация в пределах своей компетенции на обслуживаемой территории единой технической политики в области охраны имущества и объектов.
Для реализации первой задачи подразделения вневедомственной охраны ВНГ России оказывают услуги на договорной возмездной основе, как посредством выставления стационарных постов, так и при помощи технических средств охраны (далее – ТСО), при этом и в первом и во втором случае задействуются наряды СП ВО.
Подразделения вневедомственной охраны ВНГ России предназначены для осуществления деятельности ВНГ России по охране особо важных
и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране ВНГ России, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, имущества физических и юридических лиц по договорам, а также обеспечения оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных
к пультам централизованного наблюдения подразделений ВНГ России объектах, охрана которых осуществляется с помощью ТСО, участия (в рамках полномочий) в обеспечении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в границах постов и на маршрутах патрулирования (движения).
_____________________________________________
<1> Далее – «ВНГ России».
<2> Далее – «ФГКУ УВО (ОВО)»
<3> Далее – «СП ВО».
<4> Директор Федеральной службы
войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующий войсками
национальной гвардии российской Федерации генерал армии В.В. Золотов.
29 октября отмечается День работников службы вневедомственной охраны. Структурное подразделение Национальной гвардии России отмечает в этом году 65-летие со дня основания. В честь профессионального праздника наш телеканал подготовил сюжет о нелегкой работе тех, кто круглосуточно стоит на страже имущества граждан.
Рабочий день сотрудников вневедомственной охраны начинается с получения оружия. В комнату, где хранятся боеприпасы вход строго по одному. Через маленькое окошко бойцам Росгвардии выдают необходимый инвентарь. Вооруженные и экипированные, и далее они проходят в класс служебной подготовки, здесь получают инструктаж и информацию о совершенных преступлениях за последние сутки.
“Юго-Восточный административный округ города Москвы, кража автомобиля Мерседес GL 500”.
Перед тем, как приступить к службе – проверка знаний законодательства и отработка действий при задержании преступника. И только после этого традиционное построение, во время которого экипажи получают приказ о заступлении на маршруты патрулирования.
“При несении службы соблюдать законность, бдительность, вежливое обращение с гражданами, по машинам”.
А в это время в дежурной части уже «кипит» работа. Сюда поступает информация не только о срабатывании сигнализации на охраняемом объекте, но и о преступлениях, совершаемых на улице. Несмотря на то, что вневедомственная охрана вошла в структуру Росгвардии, сотрудники подразделения занимаются также охраной общественного порядка, пресечением административных правонарушений, а также обеспечением антитеррористической защищенности населения.
Александр Тимоховский, командир батальона полиции Люберецкого отдела вневедомственной охраны войск Национальной гвардии РФ:
“За прошедший период 2017 года сотрудниками Люберецкого отдела вневедомственной охраны выявлено 473 преступления, а раскрыто. Собраны материалы и все они доведены до суда, и люди по этим преступлениям осуждены. Нарядами групп задержания на территории Люберецкого района были задержаны несколько автомобилей, которые находились в угоне, также у нас есть характерное задержание, когда были задержаны 2 автомобиля по горячим следам”.
Их работа и опасна, и трудна. Каждый день в наряд по охране спокойствия и имущества граждан от преступных посягательств заступает девять патрульных групп задержания. По команде дежурного они немедленно отправляются на объект, в котором сработала сигнализация.
“На связи, 8-8. Запиши информацию: ПО-3, дом 15, квартира 22, сработал объем”.
А в это время в квартиру по указанному адресу проник преступник. Дождавшись, пока хозяин выйдет на прогулку с собакой, злоумышленник ворвался в жилое помещение. По прибытию на место, экипаж вневедомственной охраны успел задержать квартирного вора.
“Руки вверх, ладони наружу”.
Осуществить свой план мужчине так и не удалось, помешала система сигнализации. Сотрудники вневедомственной охраны доставят злоумышленника в отдел полиции, а до этого они отчитываются в проделанной работе.
“Повинец 8-8, квартиру осмотрели, задержан гражданин по подозрению в совершении преступления”.
Оперативность и слаженность – вот благодаря чему работникам службы удается успешно справляться со своей задачей. Всего под надежным крылом Люберецкого отдела вневедомственной охраны находится порядка двух тысяч объектов и более 5,5 тысяч квартир. Структурное подразделение Росгвардии приглашает в свою команду молодых людей, отслуживших в рядах Вооруженных сил России. В настоящее время в отделе работает 271 человек, из них 190 –аттестованные специалисты, а остальные – вольнонаемные сотрудники.
Дальнейшая судьба вневедомственной охраны (ОВО) в 2017 году в очередной раз оказалась под вопросом. Переход данной структуры в Национальную гвардию не исключает варианты последующей ликвидации. Данный сценарий неоднократно обсуждался в прошлом, и уже в следующем году может стать реальностью.
Болезненное сокращение
После создания Национальной гвардии, подразделения вневедомственной охраны вошли в ее состав. При этом структура сохранила основную направленность своей деятельности – охрана различных объектов, квартир и имущества. Кроме того, представители ОВО осуществляют патрулирование улиц и принимают участие в профилактических операциях.
Это уже не первая попытка реформирования ОВО. Масштабная реорганизация подразделения в составе МВД в 2005 и 2010-2012 гг. приводила к постепенному сокращению личного состава. В прошлом году было закрыто более 3 тыс. стационарных постов, обеспечивающих охрану культурных учреждений и органов власти. Под сокращение попали более 40 тыс. сотрудников ОВО. Охрана данных объектов будет осуществляться с помощью частных структур. Однако переход к частникам обойдется недешево, в среднем их услуги дороже в 3-4 раза. Подобное увеличение расходов для культурных учреждений в нынешних условиях приведут к значительным проблемам.
Данная инициатива вызвала обеспокоенность представителей музеев, крупных библиотек и госархивов. Кроме того, снятие охраны с объектов Центробанка и гидротехнических сооружений может иметь крайне негативные последствия, предупреждают эксперты. Высокая значимость данных объектов требует максимальной степени защищенности, в том числе с помощью стационарных постов охраны.
В свою очередь в МВД намерены активно использовать пульты с тревожными кнопками. С их помощью ведомство сможет компенсировать упразднение стационарных постов. При поступлении сигнала представители полиции смогут оперативно приехать на объект.
Сокращение штата ОВО стало необходимостью после оптимизации государственного финансирования. Масштабная реформа позволит адаптировать ведомство к новым экономическим реалиям.
Экономические реалии
Реформа МВД в 2016 году, в результате которой штат ведомства будет сокращен на 110 тыс. человек, непосредственно затронула ОВО. Ранее глава МВД Владимир Колокольцев подчеркивал необходимость снижать расходы структур МВД в тяжелых экономических условиях. Именно проблемы бюджетного финансирования и стали ключевым фактором, который привел к сокращению состава. В результате над вневедомственной охраной нависла угроза ликвидации, которая может реализоваться уже в 2017 году.
Обеспечение вневедомственной охраны, которая имеет статус казенного учреждения, обходится достаточно дорого. Даже в докризисном 2012 году услуги ОВО принесли в бюджет около 48 млрд руб. При этом на содержание самого подразделения было направлено практически в два раза больше – 89 млрд руб. В условиях падения экономики данное отношения продолжает ухудшаться – в 2015 году под охраной ОВО находилось 1,1 млн квартир, ранее данный показатель достигал 1,5 млн.
Сокращения, осуществленные в 2015-2016 гг., могут иметь продолжение в следующем году. По словам представителя Госдумы Александра Хинштейна, власти обсуждают еще один этап сокращений, который достигнет 10% от штатной численности. Подобная инициатива может крайне негативно отразится на эффективности правоохранительных структур, что приведет к ухудшению криминогенной ситуации. Начиная с 2011 года подразделения МВД уже «потеряли» более 35% своего штата. Возместить подобные потери без снижения качества работы достаточно непросто.
Новая структура
Переход ОВО в состав Национальной гвардии потребует уточнения полномочий вневедомственной охраны. Представители Росгвардии имеют расширенные полномочия, которые объединяют некоторые функции полиции и внутренних войск. Однако необходимость подобных полномочий для вневедомственной охраны остается открытым вопросом, отмечают эксперты.
Основной задачей вновь созданной силовой структуры является поддержание правопорядка и борьба с терроризмом. При этом власти смогут оптимизировать расходование бюджетных средств и устранить дублирование функций между различными ведомствами. Данная мера позволит повысить эффективность правоохранительной системы и усилить борьбу с экстремизмом на территории РФ.
В результате запущенной радикальной реформы силового блока, будущее вневедомственной охраны в 2017 году остается неопределенным. Данное подразделение может быть ликвидировано, а штатные сотрудники перейти в другие структуры Росгвардии. Таким образом будет создано мощнейшая силовая структура, которая будет отличаться универсальностью и хорошей технической обеспеченностью.
Вынужденная оптимизация
Эксперты отмечают, что основным фактором новой реорганизации стало не повышение эффективности, а экономическая составляющая. Сокращение бюджетных поступлений вынуждают правительство сокращать расходы. В противном случае произойдет значительный рост дефицита бюджета, финансирование которого превратиться в серьезную проблему.
Дальнейшее ухудшение экономической ситуации заставит власти ужесточить принятые меры снижения затрат, что в том числе отразится на финансировании МВД. В результате последней оптимизации затрат структура лишилась около 100 млрд руб. бюджетных средств. В таком случае ведомству не удастся избежать очередного этапа сокращений, масштабы которого могут достичь 10%.
Более благоприятный сценарий позволит чиновникам восстановить прежние масштабы финансовой поддержки. В таком случае вневедомственную охрану ждет дальнейшее функционирование в 2017 году, что позволит обеспечить защиту различных объектов на территории РФ. При этом переход подразделения в состав Росгвардии значительно расширил полномочия представителей ОВО, что может привести к появлению дополнительных функций штатных сотрудников.