Социальный статус человека. Порядок изменения статуса субъектов РФ
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:
1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;
2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;
3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;
4) каждый субъект РФ вправе иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).
В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса:
1) Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.
2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей РФ. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств;
3) Автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Кон. РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе.
Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время, например, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. КС РФ в Постановлении разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.
И соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором . Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.
Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.
Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.
Социальный престиж человека
Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.
Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в .
Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.
Социальная роль
Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.
Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.
Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.
От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.
Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не ; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.
Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.
Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.
В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.
Особенности социального статуса
Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.
Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.
Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.
Таким образом, статус — позиция индивида в , которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.
Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.
Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.
Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.
Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.
Статусный образ , или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.
Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).
В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.
Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных , он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.
Согласно ч.5 ст.66 Конституции статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации
и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.Однако, как показывает реальность, у Российской Федерации вовсе нет желания менять статус субъектов в составе Российской Федерации. Когда Свердловская область хотела объявить себя Уральской республикой, центральные органы власти предприняли все усилия, чтобы не допустить этого. Проблемы с выходом республик из состава Российской Федерации еще более сложны.
Выход автономного округа из состава края или области является изменением его статуса с точки зрения делениясубъектов Федерации на два типа: непосредственно входящих в состав Федерации и являющихся не только субъектомФедерации, но и составной частью сложного образования (например, Тюменская область и автономные округа в еесоставе).
Очевидно, что выход автономного округа из состава края (области) и его непосредственное вхождение в состав Федерации влечет за собой территориальные изменения, так как территория округа является одновременно и частью территории другого субъекта Федерации . Не ясно следующее: происходит ли в этом случае изменение границмежду субъектами Федерации в смысле ч.3 ст. 67? Если да, то в этом случае для изменения статуса недостаточносогласования воли Федерации и автономного округа. Необходимо соблюсти требование и ч.З ст. 67 Конституции о
том, что границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (конституции и уставытребуют для этого проведение референдума или же принятие решения об изменении границ законодательным собранием субъекта Федерации, чье согласие на изменение территории требуется).
Между тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по запросу о толковании ч.4 ст.66Конституции (см. 3.2.2) говорится, что для изменения статуса автономного округа, входящего в состав края илиобласти, не требуется согласия края (области). Причем в Конституции (ч.4 ст.66) упоминается о вхождении в состав края или области только автономных округов. Следовательно, любой вариант изменения статуса автономногоокруга, входящего в состав края (области), должен быть приобретением статуса субъекта, непосредственно входящего в состав Российской Федерации.
Предметы ведения субъектов Российской Федерации.
сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К П.в.с. РФ относится круг тех вопросов, которые находятся вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов . По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание федерального закона неконституционным. По соглашению с федеральными органами государственной власти субъекты РФ вправе относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению РФ. В то же время субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) объявлять вопросы, определенные в ч. 4 ст. 76 Конституции РФ (по которым субъекты РФ могут самостоятельно осуществлять полномочия), вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации
Статья 80 К. Субъекты Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.
1. Виды субъектов Российской Федерации, особенности их конституционно-правового статуса.
2. Проблемы реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации.
3. Особенности правового статуса отдельных видов субъектов.
4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.
Доклад: Право сецессии в конституционном праве.
Задание на самостоятельную подготовку:
1. Как Вы оцениваете идею превращения РФ в унитарное государство?
2. Каковы проблемы равноправия субъектов РФ и в чем выражена асимметричность РФ?
3. Можно ли говорить о суверенитете субъектов РФ? Какова позиция Конституционного Суда в этом вопросе?
4. Каким образом может быть изменен статус субъектов РФ?
5. В чем отличие изменения статуса от изменения наименования субъекта РФ?
6. Могут ли субъекты РФ выйти из состава России?
Тесты:
1. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …
а) деятельности в космосе
б) природопользования
в) войны и мира
г) амнистии и помилования
2. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы …
б) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
в) федеральной государственной службы
3. Конституция Российской Федерации __________ полномочия субъектов Российской Федерации.
а) не перечисляет
б) перечисляет
в) закрепляет
г) растолковывает
4. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство …
а) уголовно-исполнительное
б) гражданское
в) арбитражно-процессуальное
г) о недрах
5. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы …
а) режима пограничных зон
б) адвокатуры и нотариата
г) защиты семьи, материнства, отцовства и детства
6. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …
а) федеративного устройства и территории РФ
б) обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности
в) гражданства в РФ
г) денежной эмиссии
7. К принципам федеративного устройства Российской Федерации относится принцип …
а) равноправия субъектов Российской Федерации
б) неравноправия субъектов Российской Федерации
в) государственной раздробленности
г) отсутствия единства системы органов государственной власти
8. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относится …
а) административно-процессуальное право
г) уголовно-процессуальное право
9. В соответствии с федеральным законодательством, структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется …
а) федеральным законом
б) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации
в) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации
г) указом Президента РФ
10. Изменение границ между субъектами Российской Федерации …
а) допускается
б) не допускается
в) допускается только в условиях чрезвычайного положения
г) осуществляется на основе указа Президента Российской Федерации
11. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы …
а) установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти
в) федерального коллизионного права
г) административного и административно-процессуального законодательства
12. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации исключительно в ведении Российской Федерации находятся вопросы …
в) принятия и изменения Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением
г) установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
13. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относится …
а) воспитания, образования, науки, физической культуры и спорта
б) защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей
в) установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
г) правовое регулирование интеллектуальной собственности
14. К признакам федерации как формы государственного устройства не относится такой признак, как …
а) право субъекта федерации самостоятельно выходить из состава федерации
б) воспитания, образования, науки, физической культуры и спорта
в) защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей
г) все ответы верны
15. К предметам ведения Российской Федерации, закрепленным в ст. 71 Конституции РФ, относится …
а) защиты прав и свобод человека и гражданина
в) охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
г) установления общих принципов налогообложения и сборов в РФ
16. На основе договора было создано такое федеративное государство, как …
а) РСФСР в 1918 году
б) СССР в 1922 году
в) Россия в 1992 году
г) Россия в 1993 году
17. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется _________ Российской Федерации.
а) Конституцией
в) Федеральным конституционным законом
г) Указом Президента РФ
18. Согласно федеральному законодательству высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации …
а) назначается Президентом РФ
б) утверждается на референдуме
в) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации
г) все ответы верны
19. Сущностью Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 года, стало разграничение предметов ведения и полномочий между …
а) органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
б) органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления
в) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
г) все ответы верны
20. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и __________ республики.
21. Для __________, как субъектов Российской Федерации, допускается наличие своего собственного государственного языка.
22. Статус автономной области определяется Конституцией Российской Федерации и __________ автономной области.
23. Основной закон республик в составе Российской Федерации называется _________
24. Основной закон города федерального значения в составе Российской Федерации называется _________
Возможность изменения статуса субъекта РФ прямо предусматривается Конституцией РФ. Устанавливается, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч.5 ст.66).
Согласно приведенному конституционному положению одностороннее изменение статуса субъекта РФ не допускается. Условия, формы согласования, участники согласования и порядок принятия соответствующих решений по изменению статуса субъекта РФ должны определяться федеральным конституционным законом об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. В случае выполнения требований, предусмотренных этим законом к изменению статуса субъекта РФ, должен быть принят конкретный федеральный конституционный закон об изменении статуса данного субъекта РФ (ч.1 ст.137 Конституции РФ).
Федеральный конституционный закон, в соответствии с которым может осуществляться изменение статуса субъекта РФ, пока не принят. Поэтому предоставленное конституцией РФ право в настоящее время не осуществимо.
Потребность в разработке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ не признается политически насущной. Однако такая работа должна проводиться, а законодательное оформление соответствующего института не может длиться десятилетиями. Поскольку в данном случае речь идет о реализации конституционных правомочий субъектов РФ и России как федеративного государства.
При подготовке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ могут быть учтены государственно-правовая практика России и зарубежный опыт.
Например, в РСФСР статус ее субъектов изменялся путем смены их государственно-правовой формы. Так, советская автономная республика в составе РСФСР могла быть преобразована в республику в составе Союза ССР ("повышена в статусе") и наоборот – союзная республика в составе СССР могла быть преобразована в автономную республику в составе РСФСР ("понижена в статусе").
Наряду с этим существовал богатый опыт преобразования автономных областей советской России в советские автономные республики ("повышение в статусе").
Поскольку союзные республики в СССР и автономные образования в составе РСФСР (республики, области, округа) имели не одинаковый статус, постольку изменение их государственно-правовой формы означало не только существенное расширение (либо сужение) их политических прав, но и существа их взаимоотношений с федеральным центром.
В современной России теоретически возможная смена государственно-правовой формы субъекта РФ не ведет к трансформации основных параметров его статуса. В этом случае изменяется содержание лишь отдельных его компонентов (утрата или приобретение отдельных прав и обязанностей).
В частности, гипотетически возможный выход автономного округа из края, области может сопровождаться преобразованием округа в область (автономную область). В то же время выход Чукотского автономного округа из Магаданской области в 1992 г. не привел к смене государственно-правовой формы, но изменение его положения по отношению к "материнской" области существенно.
Государственно-правовой опыт новой России знает случаи выдвижения предложений о выходе из состава края, области других автономных округов (Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского, Таймырского). Однако эти предложения не были реализованы в силу политико-экономической нецелесообразности. Отрицательному решению во многом способствовало и отсутствие необходимых юридических процедур.
Ставился также вопрос о преобразовании Свердловской области в Уральскую республику. Данная инициатива получила резкую отрицательную оценку федерального центра, а ее "автор" – губернатор Э. Россель был отправлен в отставку (1995 г.).
Существовали проекты создания еще трех республик: Дальневосточной, Южнорусской и Вологодской. Известен и так называемый "ультиматум тридцати двух", в котором края и области требовали предоставления им статуса республик.
Выдвигались предложения и по объединению Ленинградской области и Санкт-Петербурга (1996-1999 гг.), Московской области и Москвы (1999-2000 гг.).
Предлагалось также присоединить Ненецкий автономный округ к Республике Коми, а Республики Алтай и Адыгея – к Алтайскому краю и Краснодарскому краю соответственно.
В литературе рассматриваются другие теоретически возможные способы изменения статуса субъекта РФ, но они не основаны на отечественной государственно-правовой практике и носят отвлеченный характер. Вместе с тем приобретение того или иного специального статуса субъектом РФ с учетом зарубежного опыта не должно исключаться.
Например, заслуживают более пристального внимания вопросы совершенствования правового регулирования статуса города Москвы как столицы Российской Федерации. В настоящее время действует Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации". В нем определяются задачи и функции столицы России, компетенция органов государственной власти города, вытекающая из этих задач и функций, а также особенности бюджетного финансирования, обеспечивающие компенсацию затрат на осуществление столичных функций.
Вместе с тем совмещение городом Москвой статуса столицы России и статуса субъекта РФ требует системного подхода в решении государственно-образующих вопросов. В этой связи заслуживает внимания опыт образования федеральных округов как особых составных частей Федерации, являющихся административно-политическими центрами (Вашингтон – в США).
В рамках основных конституционно-правовых параметров может быть определено конкретное содержание статуса отдельного субъекта РФ. Конкретизация основополагающих статусных положений должна осуществляться, в частности, исходя из географических, геополитических и других особенностей субъекта РФ.
Так, возможно принятие федерального конституционного закона об изменении статуса Калининградской области, который является особым анклавом Российской Федерации и который отделен от остальной территории России.
Согласно указанному закону область могла бы получить особый статус, позволяющий ей более эффективно взаимодействовать с приграничными зарубежными государствами и самостоятельно решать региональные пограничные вопросы в социально-экономической и культурной сфере и др.
В настоящее время субъекты РФ, линией границы которых является государственная граница Российской Федерации (приграничные субъекты РФ) получили особые права. Имея режим приграничных территорий, эти субъекты РФ осуществляют совместно с федеральными органами государственной власти защиту государственной границы. Данная обязанность субъекта РФ установлена федеральным законом.
Кроме того, приграничные субъекты РФ объективно имеют более интенсивные связи с сопредельными территориями зарубежных стран. Представляется, что весь комплекс этих отношений мог бы быть урегулирован особым федеральным конституционным законом.