Соблюдение техники безопасности при рукоделии залог. Правила работы на швейной машине и безопасность труда
Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для швеи-мотористки при работе на швейной машине с электроприводом.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе на швейной машине с электроприводом допускаются лица старше 18 лет, специально обученные данной профессии, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, аттестованные на I группу по электробезопасности, обученные безопасным приемам труда, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Не реже 1 раза в полгода швея-мотористка проходит повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медицинский осмотр – в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 302н.
1.3. Швейная машина должна подключаться посредством гибкого провода, имеющего штепсельную вилку и розетку с заземляющим контактом; должна быть снабжена устройством, предохраняющими пальцы от прокола иглой и откидным кожухом, ограждающим вращающиеся части.
1.4. Швейная машина должна иметь надёжное крепление объёмных частей, быть безопасной в работе и не иметь доступные для случайного прикосновения токоведущие части.
1.5. Корпус электродвигателя швейной машины должен быть заземлен.
1.6. Рабочее место должно быть оснащено винтовым стулом с поясничной опорой и регулируемым по высоте.
1.7. Для амортизации сотрясений во время работы головки швейных машин должны быть установлены на эластичные прокладки, прикрепленные к настольным доскам машины.
1.8. Швея-мотористка должна быть обеспечена специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
1.9. Во время работы на швею-мотористку возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— подвижные части производственного оборудования, игла;
— повышенная яркость света;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— отсутствие или недостаток естественного света;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенное содержание пыли в воздухе.
1.10. Швея-мотористка обязана немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
1.11. Швея-мотористка обязана:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии;
— во время работы быть внимательной, не отвлекаться и не отвлекать других;
— не пользоваться защитными средствами, не прошедшими установленных испытаний, а также такими, срок испытания которых истек;
— обо всех неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента докладывать непосредственному руководителю.
1.12. Швея-мотористка должна выполнять работу, которая поручена руководителем, при условии, что безопасные способы ее выполнения ей известны.
1.13. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед приемом пищи необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.14. Требования настоящей инструкции являются обязательными для швеи-мотористки. За невыполнение этих требований швея-мотористка несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Надеть и застегнуть (завязать на завязки) рабочую одежду. Одежда не должна стеснять движений во время работы. Волосы убрать под головной убор. В карманах не должно быть острых предметов.
2.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место. Убрать предметы, которые не имеют отношения к выполняемой работе.
2.3. Проверить достаточность освещения рабочего места.
2.4. Убедиться в наличии и исправности необходимых для выполнения порученной работы ограждающих и предохраняющих устройств, приспособлений и инструментов, разместить их в удобном и безопасном для использования порядке.
2.5. Проверить исправность швейной машины на холостом ходу, в первую очередь проверить действие фрикциона (тормоза). Машина должна немедленно останавливаться при снятии ноги с педали.
2.6. Убедиться в правильной установке иглы.
2.7. Произвести уборку машины, обтереть её от пыли и масла.
2.8. В случае обнаружения опасных ситуаций и невозможности их устранения немедленно поставить в известность непосредственного руководителя.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок.
3.2. Во избежание несчастных случаев запускать машину плавным нажатием педали.
3.3. Следить за тем, чтобы детали кроя и инструмент не соприкасались с маховиком машины. Случайно попавшие в приводной механизм нитки и детали изделий выбирать только при выключенном электродвигателе.
3.4. Прокладывая строчку, деталь изделия держать двумя руками. Прижимную лапку поднимать с помощью подъёмника или педали.
3.5. Прижимную лапку к шьющему механизму подводить только во время остановки машины.
3.6. Следить, чтобы вентиляционные щели на кожухе двигателя не засорялись нитками или остатками материала. Очищать щели от воз¬можных остатков материалов пылеочистительной кисточкой и только в режиме отключения машины от электросети.
3.7. Машину необходимо отключать, в случае:
— обнаружения неисправностей;
— перерыва в работе или ухода с рабочего места;
— смены иглы и прижимной лапки;
— обрыва нити и заправки верхней и нижней нитей;
— чистки, смазки и регулировки машины;
— выполнения любых ремонтных работ.
3.8. Отработанные швейные иглы складывать в специальную тару.
3.9. Не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношение к данной работе.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае обнаружения неисправностей в электрической швейной машине или в электропроводке немедленно прекратить работу, отключить машину от электросети и доложить о ситуации непосредственному руководителю.
4.2. При возникновении пожара немедленно прекратить работу, сообщить в пожарную часть по телефону 101, отключить электропитание, сообщить непосредственному руководителю и приступить к ликвидации очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.3. При несчастном случае освободить пострадавшего от травмирующего фактора, оказать ему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, известить о происшествии руководство и по возможности сохранить обстановку, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.
4.4. Оказание первой помощи:
— при поражении электрическим током обесточить пострадавшего (не забывая о собственной безопасности);
— при отсутствии пульса на сонной артерии нанести удар кулаком по грудине и приступить к реанимации;
— при коме повернуть пострадавшего на живот;
— при электрических ожогах и ранах наложить повязки;
— при переломах костей конечностей наложить шины;
— при ожогах не следует стаскивать с обожженного места одежду и удалять прилипшее к ране белье, при ожоге глаз электрической дугой необходимо делать холодные примочки раствором борной кислоты;
— при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (наружный) массаж сердца, обратив внимание на зрачки; расширенные зрачки указывают на резкое ухудшение кровообращения мозга, при таком состоянии оживление начинать немедленно;
— вызвать скорую помощь по телефону 103.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Остановить (отключить от электросети) швейную машину.
5.2. Вычистить и смазать маслом механизмы швейной машины.
5.3. Привести в порядок рабочее место. Очистить стол и пол у машины от отходов, убрать готовую продукцию и неиспользованные ма¬териалы.
5.4. Убрать инструменты и приспособления в специально отведённое место.
5.5. Снять и убрать спецодежду, привести себя в порядок.
5.6. Вымыть лицо и руки с мылом.
5.7. Обо всех нарушениях, обнаруженных во время работы, а также о принятых мерах известить своего непосредственного руководителя.
5.8. Отключить освещение и закрыть помещение.
В этой книге обязательно следует отвести несколько строк для того, чтобы написать важную вещь - советы по сохранению здоровья мастеров. Оказывается, во время изготовления изделия в стиле пэчворка с некоторыми швейными предметами необходимо соблюдать правила техники безопасности. Ведь иголки и ножницы относятся к так называемым «колющим и режущим предметам», поэтому, работая с ними, надо быть предельно внимательными. Поэтому запомните важные условия, которые следует выполнять.
Соблюдайте следующие правила
Первые правила - про ножницы.
Во время шитья ножницы нужно передавать друг другу только кольцами вперед.
Во время работы с ними нельзя вертеться.
Нельзя подносить ножницы близко к лицу и размахивать ими.
Когда передаете их товарищу, то внимательно следите за тем, как товарищ их возьмет в руки.
Не кладите ножницы на самый край стола - они могут упасть и поранить кого-то из портных.
Следующие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с иголками. Эти правила так важны, что следует уделить им особое внимание. Ведь иголка - очень маленький предмет, и бывает весьма опасно, если она вдруг потеряется или будет забыта на рабочем месте. Это может привести к печальным результатам. Итак, запоминайте:
Иголки по окончания шитья нельзя забывать на рабочем месте - на столе или диване! Их место - в игольнице.
Иголки нельзя брать в рот!
Если иголка упала на пол, ее необходимо найти. А легче всего найти иголку, если в нее вдета нитка, поэтому выработайте у себя привычку всегда вдевать в ушко иголки нитку. Кончилась одна нитка - вденьте новую, пусть даже ваше шитье завершено.
Иголки не следует (даже на время) прикреплять к одежде и оставлять в ткани, если работа закончена.
По окончании работы внимательно посмотрите - все ли ваши иголки находятся на месте? Вспомните, сколько их было до начала работы? Допустим, четыре, так по окончании работы все четыре иголки должны быть на своем месте, то есть - воткнуты в игольницу.
Мы уже упоминали, что иногда при изготовлении мягких изделий может понадобиться утюг - с его помощью лоскутки и поделки приобретают более нарядный вид. При использовании этого предмета тоже надо помнить несколько правил техники безопасности.
Пользоваться утюгом надо не самостоятельно, а в присутствии кого-то из взрослых. Тогда их подсказки и помощь смогут вам пригодиться.
Перед тем, как включать утюг, познакомьтесь с ним. Рассмотрите, какой он у вас: простой, с терморегулятором, с увлажнителем? Найдите на терморегуляторе отметку, соответствующую ткани, которую вы хотите погладить - шелк, шерсть, хлопок. Если вы хотите разгладить сильно помятый кусочек искусственной ткани, то вам понадобится отметка «капрон» - ведь такая ткань делается на синтетической основе, которая способна плавиться при сильной температуре.
Для глаженья необходима матерчатая подстилка. Вероятно, такая подстилка уже есть у вас в семье - на ней взрослые гладят белье после стирки. Но попросите, чтобы для глаженья лоскутиков вам выделили свой кусочек материи, лучше белого цвета. Ведь небольшие кусочки имеют обыкновение осыпаться, оставляя не подстилке свои нитки. Не очень приятно будет маме, если к свежевыглаженной рубашке или скатерти пристанут нитки от ваших лоскутков. Так что пусть у вас будет своя подстилка для глажения утюгом.
Обязательно потренируйтесь, как вы будете брать утюг, еще не включая его. Вдруг вам покажется неловкой его ручка, или вы не сумеете аккуратно снимать его с ткани? Если у утюга есть подставка, то научитесь точно устанавливать после глаженья его на эту подставку. Если же по окончании работы его надо просто ставить торчком, как говорят в народе - «на попа», тоже проделайте это несколько раз, чтобы рука запомнила, как это делать.
Работа с утюгом требует внимания. Во-первых, посмотрите, достаточно ли чистая у него поверхность, иначе темные полосы могут оставить грязные пятна на светлых тканях. Во-вторых, не перекалите его, когда гладите ткань, а то можно оставить на ней подпалины, которые ничем не вывести. В-третьих, всегда ориентируйтесь на нижний показатель терморегулятора. Допустим, вам надо погладить лоскутик ткани, изготовленный из шерсти с примесью синтетики. Тогда регулятор утюга надо поставить на более прохладный указатель - там, где указано «синтетика», а не там, где «шерсть».
Самое важное - не забудьте выключать утюг по окончании работы!
Правила техники безопасности
Выполнила проект:педагог дополнительного образования Минаева Светлана Алексеевна
2014 -2015 учебного года
И Н С Т Р У К Ц И Я
по правилам техники безопасности
при выполнении ручных работ (шитье, вышивка)
1. Требования безопасности перед началом занятий
Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке.
Хранить иголки и булавки в игольнице.
Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.
Не приносить на урок ножницы.
2.Требования безопасности во время занятий
Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.
Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя.
2.4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
Следите за тем, чтобы ножницы не падали на пол.
Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.
При работе с иглами пользуйтесь пальцевым напёрстком.
Не размахивать ножницами, спицами и крючками.
3.Требования безопасности в аварийных ситуациях
При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники.
В случае травматизма обратитесь к педагогу за помощью.
При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите педагогу.
Требования безопасности по окончании занятий
Проверить количество иголок и булавок в игольнице, их должно быть столько же, сколько было в начале работы.
Сломанные иглы и булавки завернуть в бумагу и выбросить в мусорный контейнер.
Убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место.
Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.
Приведите свое рабочее место в порядок
Уходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Ознакомила всех детей:
ПАМЯТКА детям в случае возникновения пожара
1. При обнаружении признаков пожара сообщите об этом взрослым, позвоните по телефону 01 и назовите адрес, где вы находитесь.
2. Если Вы один в здании, и с Вами находятся младшие дети, успокойте их и выведите из здания.
3. При перемещении закройте двери в помещение, в котором произошел пожар.
4. Если комнаты задымлены, передвигайтесь к выходу ползком по полу, внизу над полом остается кислород.
5. Если огонь отрезал Вам путь к выходу, выйдете на балкон, откройте окно, разбейте стекло и зовите о помощи. В замкнутом помещении стучите в стены, пол, потолок, чтобы Вас услышали люди.
6. Если есть возможность, заполните ванну водой найдите трубку чтобы дышать и погрузитесь в воду.
7. В задымленном помещении дышите через ткань намоченную водой.
8. При загорании на Вас одежды не пытайтесь бежать (горение будет еще сильнее) снимите быстро с себя одежду, бросьте ее в безопасное место, потушите. Если одежду быстро снять невозможно, то обернитесь тканью (одеялом, покрывалом), или упадите на пол, землю и вращайтесь чтобы зажать пламя и затушить его. Так же можно потушить быстро одежду на другом человеке.
9. При пожаре в любом помещении, если Вы не можете выйти, не прячьтесь под сгораемые предметы, держитесь ближе к стенам, при обрушении это наиболее безопасное место.
10. В задымленном помещении реагируйте на окрики, не пугайтесь, дайте себя обнаружить и спасти.
Ознакомила всех детей:
Правила поведения на осенних каникулах.
2. Находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва.
3. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.
Правила поведения на зимних каникулах.
1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
2. В случае гололёда не спешить при ходьбе, не обгонять прохожих. При падении стараться упасть на бок, не хвататься за окружающих.
3. Во время катания на горках и катках, быть предельно внимательным, не толкаться, соблюдать правила техники безопасности:
4.Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м при спусках с горы - не менее 30 м; при спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки; после спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками; немедленно сообщить взрослым (родителям, знакомым) о первых же признаках обморожения; во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной слишком свободной обуви.
5. Во время катания на коньках надо стараться обходить тех, кто плохо катается. При падении держать руки ближе к телу и пытаться как можно быстрее подняться на ноги. Надо считаться с конькобежцами, которые «выписывают» дуги и пируэты спиной вперед столкновения с ними не исключены. По неписаному правилу крытых катков, двигаться следует вдоль борта в одном направлении.
6. Находясь у водоёмов, не ходить по льду (лед может оказаться тонким).
7. Использовать бенгальские огни и т.п. только в присутствии и с разрешения взрослых в специально отведенных для этого местах, соблюдая правила пожарной безопасности и инструкцию по применению.
8. Играя в снежки, не метить в лицо и в голову.
9. Не ходить вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек.
Ознакомила всех детей:
Правила поведения на весенних каникулах:
1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
2. Не ходить вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек.
3. Не подходить к водоёмам с тающим льдом. Не кататься на льдинах.
4. При использовании скутеров, велосипедов соблюдать правила дорожного движения.
5. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по тротуару.
6.Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых.
7. Находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва.
8. При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.
Правила поведения на летних каникулах.
1. Соблюдать правила п. 2 данной инструкции.
2. Находясь на улице, надеть головной убор во избежание солнечного удара. При повышенном температурном режиме стараться находиться в помещении или в тени, чтобы не получить тепловой удар.
3. При использовании скутеров, велосипедов соблюдай правила дорожного движения.
4. При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помни, что проезжая часть не предназначена для их использования, ты должен кататься по тротуару.
5. Находясь вблизи водоёмов, соблюдать правила поведения на воде. Не купаться в местах с неизвестным дном.
Входить в воду только с разрешения родителей и во время купания не стоять без движений. Не прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды, при необследованном дне водоема и при нахождении вблизи других пловцов. Не оставаться при нырянии долго под водой.
Не купаться более 30 мин., если же вода холодная, то не более 5-6 мин.
Не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна (буйки), не купаться при большой волне, не подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам и пр. плавательным средствам.
Почувствовав озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.
6. Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых.
7. Во время похода в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под н
оги.
Техника безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям по спортивным и подвижным играм допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при столкновениях, нарушении правил проведения игры, при падениях на мокром, скользком полу или площадке.
1.4. Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
1.5. При проведении занятий по спортивным и подвижным играм должна быть медаптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. О каждом несчастном случае с обучающимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
1.8. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
2.2. Проверить надежность установки и крепления стоек и перекладин футбольных ворот, баскетбольных щитов и другого спортивного оборудования.
2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или спортивной площадке.
2.4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. Начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по команде (сигналу) руководителя занятий.
3.2. Строго выполнять правила проведения подвижной игры.
3.3. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
3.4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) руководителя занятий.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
4.2. При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку спортивного зала.
5.2. Тщательно проветрить спортивный зал.
5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.
Ознакомила всех детей:
Правила техники безопасности
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Ознакомила всех детей:
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ.
Храните иголки и булавки в игольнице.
Не берите иголки и булавки в рот.
Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.
Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.
Не перекусывайте нитку зубами - можно испортить эмаль и поранить губы.
До и после работы проверь количество игл.
Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.
Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.
ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Свет должен падать слева или спереди.
Нельзя опираться грудью на стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
Перед началом работы:
1. убрать волосы под косынку;
2. ноги расположить па педали так, чтобы правая нога была выдвинута несколько вперед и производила пуск машины;
3. выпрямить спину и сесть прямо на всю поверхность стула;
4. изделие расположить от глаз на 30-40 см;
5. расположить предметы: которыми пользуешься чаще - ближе к себе, которые берут правой рукой - справа, а те, что берут левой - слева;
6. убрать предметы, не требующиеся при выполнении задания.
Во время работы:
1. включив электродвигатель, убедиться в его равномерной работе;
2. при пуске и остановке машины правую руку заносить сверху махового колеса;
3. обе руки равномерно загружать работой;
4. изделия перемещать, скользя руками по поверхности стола;
5. не производить заправку ниток в машину, смену иглы, не выключив ее;
6. следить за рабочей позой, не наклоняться низко к машине;
7. если соскочил ремень со шкива, остановить машину, выключив электродвигатель;
8. если чувствуется запах горелой резины, быстро остановить машину.
По окончании работы:
1. выключить электродвигатель и нажатием на педаль застопорить машину;
2. убрать свое рабочее место.
Требования безопасности труда
При работе иглой, ножницами
1. Шить с наперстком.
2. Хранить иглы и булавки в определенном месте (специальной коробочке, подушечке и т. п.), не оставлять их на рабочем месте (столе).
4. Выкройки к ткани прикреплять булавками, направленными острым концом от работающего.
5. Хранить ножницы в определенном месте (коробке).
6. При работе ножницы класть, сомкнув их лезвия.
При работе на швейной машине
1. Электрическая швейная машина должна быть заземлена.
2. Перед работой волосы убирать под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.
3. Не наклоняться близко к движущимся частям машины и не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
4. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или игл на линии шва и в изделии.
При работе с утюгом
1. Не оставлять утюг, включенный в электрическую сеть, без присмотра.
2. Утюг ставить на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
3. Отключая утюг, следует браться за корпус вилки.
4. Следить за работой утюга, о всех неисправностях сообщать учителю.
5. Следить за тем, чтобы утюг не касался шнура.
Ведение в шитье.Техника безопасности при шитье. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Знакомство детей с инструментами, материалами и техникой безопасности при шитье. Получение первичных навыков работы с иголкой и ниткой. Задачи: развивать кругозор, мелкую моторику; 2) формировать умение работать с инструментами и материалами для шитья; 3) научить правилам безопасности при шитье; 4) научить вдевать нитку в иголку, делать узелок. Автор: Васильева Е.А., педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Правила поведения на занятиях кружка «Мастерская рукоделия». Входить в класс и покидать его можно только с разрешения педагога. Учащийся должен занять свое рабочее место. Менять его можно только с разрешения педагога. Подготовить инструменты и материалы. Начинать работу с разрешения педагога. После окончания работы сложить инструменты в отведенное для этого место и убрать свое рабочее место. При получении травмы немедленно обратиться к педагогу!
Шитьё - это скрепление деталей из ткани при помощи иглы и нитки. Без топора - не плотник, без иголки - не портной. На станке её ткачиха, Нам из нитей сотворит, Продавец её отмерит, А закройщик раскроит. Вот и сшили мы обновку, Красота какая - глянь! Для одежды самой разной Нам нужна, конечно, ………. Загадка: Пословица:
Покажи и назови инструменты и материалы для шитья. иглы ножницы наперсток булавки нитковдеватель кнопки пуговицы нитки коробка для рукоделия ткани
Какие опасности возникают при шитье? При работе без напёрстка можно уколоть пальцы иголками и булавками. Если неаккуратно обращаться с ножницами, можно порезаться. Если взять иголку в рот, ее можно проглотить. Если откусывать нитки зубами, можно поранить рот и повредить зубы. Если вколоть в одежду иголку, то можно уколоться При уколе ржавой иглой возможно заражение крови. При потере иголок и булавок последствия непредсказуемы и очень опасны!
Правила безопасности при работе с ножницами Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробке. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. Следить за движением и положением лезвий во время работы. Использовать ножницы только по назначению.
Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. Знать количество иголок и булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, не брать их в рот, не вкалывать в одежду и другие предметы. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань и может сломаться. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы не наколоться. Шить только с наперстком. Не оставлять булавки и иголки в готовом изделии. Правила безопасности при работе с иголками и булавками
Какие правила техники безопасности нарушила портниха? Целый день сегодня шью, Одеваю всю семью. Погоди немножко, кошка, - Будет и тебе одёжка. ИГРОВАЯ МИНУТКА
Подготовим иголку с ниткой к шитью Возьмем катушку хлопчатобумажных ниток. Два способа правильно отмерить длину нити. Как вдеть нитку в иголку. Держите иглу зажатой между большим и указательным пальцами вашей неосновной руки, отверстие игольного ушка должно смотреть на вас. Вставьте нитку в ушко. Протяните нить через ушко, чтобы образовался свисающий хвостик около 10 см. Это предохраняет нить от выскальзывания из иглы во время шитья. Возьмем иглу, ушко которой по размеру соответствует толщине используемой нити. Отмерим нитку и отрежем ее ножницами. Отрезанный конец покрутим между пальцами – «засучим».
Конец нитки возьмите в правую руку между большим и указательным пальцами. Его дважды не очень туго накрутите на указательный палец левой руки, придерживая большим пальцем (а). Полученные витки немного скрутите между указательным и большим пальцами, постепенно снимите их с пальца, одновременно натягивая нитку (б). Как правильно завязать узелок на конце нитки. Трудно? Нужно поупражняться! Ура! ПОЛУЧИЛОСЬ! Как хранить иголку с ниткой? В игольнице, обвив иголку ниткой.
А теперь уберем все в коробку для рукоделия! Занятие закончено. Спасибо за работу.
Литература, интернет ресурсы: Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» М: Школьная пресса, 2006. Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» Изд.: "Просвещение" ,1990, 160 стр. http://ohrana-tryda.com/krujok http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/ tkani_i_voloknistye_materialy/pravila_tehniki_ bezopasnosti/ http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/ rabota_s_tkanu/podgotovka_k_rabote/ http://www.dulka.ru/samodelki_iz_tekstilnyh_materialov/ tkani_i_voloknistye_materialy/instrumenty_i_ prisposobleniya/ http://skillville.ru/Homegarden/kak-nauchitsya-shit.html