Процесс банкротства в нормальном и упрощенном порядке и расхождения для субъектов. Процедура наблюдения при банкротстве Этапы банкротства кратко
Специальный случай ликвидации юридического лица - его несостоятельность (банкротство).
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования
- кредиторов по денежным обязательствам,
- о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
- исполнить обязанность по уплате обязательных платежей
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):
- вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
- не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
- не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
- не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
- не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:
- могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
о создании юридических лиц, филиалов и представительств;
о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
о заключении договоров простого товарищества.
не вправе принимать решения:
Финансовое оздоровление как процедура банкротства
Результат проведения процедуры финансового оздоровления:
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
- определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление как процедура банкротства
Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
- на срок не более чем 18 месяцев , который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
С даты введения внешнего управления :
- прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
- органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.
Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий . Статьи 96-105 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.
На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет (ст. 117 ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:
- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- о продлении установленного срока внешнего управления;
- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .
Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).
Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .
Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.
Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).
Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.
Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .
Мировое соглашение как процедура банкротства
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается
- со стороны граданина - гражданином;
- руководителем должника - юридического лица;
- исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.
При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.
Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.
В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения :
- о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- о прекращении производства по делу о банкротстве;
- об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
- об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.
Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).
При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.
Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):
- считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
- прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов , за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
- управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему , действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).
Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.
3.5
Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.
Термин «банкротство
» происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:
- банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
- банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.
Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.
Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.
Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.
Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).
Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.
Процедура “Наблюдение”
По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.
Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.
Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.
Процедура банкротства – Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.
Процедура банкротства – Внешнее управление
Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор
и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.
Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства
В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.
В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.
Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.
Банкротство юридического лица
несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
Основания:
Неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Основанием для обращения в суд является, согласно Закону о банкротстве , неспособность юридического лица уплатить свои долги, включая налоговые и иные платежи государству и местным органам, вследствие превышения обязательств должника над его активом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком такой неспособности является приостановление должником текущих платежей - неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока. При наличии указанных признаков в суд вправе обратиться любой из кредиторов или прокурор. Это может сделать и сам должник, причем и при отсутствии указанных признаков - в предвидении грозящей ему опасности. По результатам рассмотрения представленных материалов арбитражный суд в соответствии со ст.10 Закона о банкротстве либо принимает решение о признании юридического лица-должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, либо в случае выявившейся платежеспособности должника отклоняет соответствующее требование истцов (заявителей) и отказывает в иске, либо - если угроза банкротства может быть устранена проведением так называемых реорганизационных процедур и поступили соответствующие ходатайства об их проведении - выносит определение о приостановлении производства по делу и назначении одной из двух предусмотренных Законом о банкротстве реорганизационных процедур: внешнего управления имуществом должника или санации. Соединения двух этих процедур закон не предусматривает (хотя в некоторых случаях это могло бы оказаться целесообразным).
Наблюдение,финансовое оздоровление,внешнее управление,конкурсное производство,мировое соглашение,
19.Банкротство: стадия наблюдения. Наблюдение – первая стадия в процессе банкротства организаций. Оно вводится арбитражным судом после рассмотрения требования заявителя. Данная процедура применяется для того, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, не более чем через 7 месяцев с даты поступления в суд заявления о признании должника банкротом. В определении о введении процедуры наблюдения должна быть указана дата заседания суда, на котором вопрос о банкротстве будет решаться по существу, а тем самым определен и срок наблюдения – 3, 5, 6 месяцев, но не более 7. юридические последствия введения наблюдения:
Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику;
По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом;
Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда.
Находясь в процедуре наблюдения, банкротящееся предприятие по-прежнему может осуществлять хозяйственную деятельность, но не в полном объеме. Часть сделок может проходить только после одобрения временного управляющего. Также предприятие-должник не может проводить процедуру ликвидации юридического лица, реорганизации, создания филиалов и т.п. В период наблюдения проводится тщательный анализ финансового состояния предприятия-должника, составления реестра требований кредиторов и принимается решение о проведении первого собрания кредиторов.
20.Банкротство: стадия внешнего управления. Внешнее управление применяется к предприятию-должнику для того, чтобы восстановить его платежеспособность. Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, если последнее установило, что существует реальная возможность восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено указанным Федеральным законом. В период внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, а также вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Восстановление платежеспособности должника проводится в соответствии с планом внешнего управления, который может включать в себя следующие меры: закрытие нерентабельных производств; перепрофилирование производства; продажа части имущества должника; взыскание дебиторской задолженности; уступка прав требования должника; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; продажа предприятия должника; замещение активов должника; иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
Банкротство согласно Федеральному закону РФ «О несостоятельности (банкротстве)» можно определить в двух понятиях. Во-первых, процедура банкротства — это юридический факт, который выражается в неспособности организации или физического лица погасить задолженности, а также рассчитаться с долгами перед своими кредиторами из-за отсутствия средств и разорения. Во-вторых, процедура банкротства — это судебный процесс, вводимый арбитражным судом по заявлению кредитора должника или непосредственно самим должником. Порядок введения этого процесса регламентируется действующими нормативно-правовыми актами. В нашей стране обычно реализуется только банкротство, процедура которого касается организаций, а вот физических лиц нет, поскольку правовые механизмы еще не до конца проработаны.
Зачастую организация подвергается банкротству из-за того, что не может погасить свой долг, который возник в процессе заключения правовых гражданских договоров, ведения хозяйственной деятельности, неуплаты в бюджетный и внебюджетный фонд.
Суть процедуры банкротства состоит в том, что когда организация не может закрыть свои обязательства перед кредиторами, она отдает им свое имущество или по отношению к ней вводят специальные процедуры, которые способствуют улучшению финансового положения и восстановлению платежеспособности организации для погашения задолженности.
Для того чтобы должник был признан банкротом, нужно, чтобы организация имела все признаки банкротства, которые предусмотрены законодательством. Существует два условия:
- Задолженность не меньше 100 тысяч рублей.
- Просрочка платежа больше 3 месяцев с того времени, когда обязательства по оплате должны быть исполнены.
Все процедуры банкротства начинаются с заявления о признании банкротом должника.
Подать его может как сама компания, признающая себя банкротом в добровольном порядке, так и кредитор (один или несколько) в виде крайней меры по вопросу возврата своих финансов.
Бывает, что процедуры несостоятельности исполнения финансовых обязательств используются для сокрытия хищения имущества компании, в качестве противоправного средства введения в заблуждение контрагентов и ухода от обязательств. Такой вид банкротства еще называется фиктивным и наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Помимо этого, Кодексом об административно-правовых нарушениях и Уголовным кодексом предусмотрена судебная ответственность за . Это действие/бездействие участника или руководителя компании, причиняющее ущерб организации и приводящее к ее несостоятельности.
После того как заявление о признании банкротом должника принято, арбитражный суд проводит рассмотрение его обоснованности, то есть осуществляется проверка всех признаков банкротства. Если требования кредиторов на момент судебного заседания до сих пор не удовлетворены, суд проводит четыре основные процедуры банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
Процедуры финансового оздоровления и управления в чем-то схожи, потому как обе имеют восстанавливающую направленность и считаются альтернативой конкурсному производству, которое, как правило, заканчивается ликвидацией организации.
Наблюдение — первая стадия банкротства
Общее правило предусматривает определенные сроки проведения этой процедуры — 7 месяцев. Основная ее задача — это принятие эффективных мер по сохранности имущества должника. Это важный момент, который необходим для проведения анализа финансового состояния неплатежеспособной организации и дальнейшего принятия решения по поводу объективного удовлетворения требований кредитора и будущего компании.
Для того чтобы анализ финансового состояния был более независимым и эффективным, а также для управления компанией в процессе процедуры наблюдения судом назначается .
Целью анализа финансового состояния является:
- выяснение возможности восстановления платежеспособности организации;
- погашение кредиторской задолженности;
- определение достаточности активов для покрытия судебных расходов;
- выявление задолженностей по заработной плате сотрудникам компании.
Кроме того, существует еще одна важная задача наблюдения. Это составление реестра требований кредитора. Любой кредитор с того момента, как введена , свои требования направляет в арбитражный суд и временному управляющему. Исходя из этого определяется, сколько кредиторов имеет организация и какие требования они предъявляют. Каждое из требований рассматривается судом по отдельности с проверкой их обоснованности и вынесением определения об отказе/включении их в реестр.
Кредиторы, которые заявили о своих требованиях в течение месяца с момента опубликования сообщения о начале , могут участвовать в первом собрании кредиторов. Те же, кто пропустил данный срок, будут рассматриваться в следующей процедуре уже после наблюдения. Они участвовать в первом собрании кредиторов не имеют права.
Достаточно важный момент процедуры наблюдения — . На нем определяется дальнейшее развитие банкротства, процедура которого проводится для рассмотрения таких вопросов:
- возможно ли заключение мирового соглашения;
- какая процедура последует за наблюдением.
Кроме того, происходит утверждение кандидата на роль реестодержателя, арбитражного управляющего, который в последующем будет руководить дальнейшими процедурами, осуществляется создание . Все вопросы решаются в процессе голосования.
Финансовое оздоровление — вторая стадия банкротства
Этот этап отличается двумя важными особенностями. Первая заключается в том, что компания продолжает функционировать, а учредители имеют относительный контроль над ней несмотря на то, что введена процедура банкротства. Обычно органы управления остаются такими же. Однако существуют и ограничения. К примеру, должник не может принимать решение о реорганизации компании без согласия на то комитета кредиторов или не имеет права заключать сделки по отчуждению имущества организации.
Вторая особенность предполагает то, что при восстановлении финансовой состоятельности суд, вынося соответствующее решение, проводит утверждение плана погашения кредиторской задолженности и устанавливает крайний срок восстановления состоятельности компании. Если провести судебную процедуру банкротства предполагается тогда, когда требования так и не удовлетворены, а сроки составляют менее 48 месяцев с начала ведения процесса, собрание кредиторов подает ходатайство в арбитражный суд по поводу или внешнего управления.
Внешнее управление — третья стадия банкротства
Процедура внешнего управления отличается от финансового оздоровления тем, что от управления компанией отстраняются ее органы управления и генеральный директор. Обязанность по руководству компанией ложится на внешнего управляющего. Важная особенность такой процедуры состоит в том, что вводится , возникших до его введения. Это дает должнику шанс на отсрочку выплат, благодаря чему происходит увеличение времени восстановления финансовой состоятельности должника.
Процедура которого предусматривает составление плана мер для ликвидации несостоятельности, предполагает:
- уступку прав требований;
- перепрофилирование деятельности компании;
- продажу имущества организации-должника;
- закрытие убыточных производств и другое.
Процедура внешнего управления длится 18 месяцев. Суд может продлить ее на срок до 6 месяцев.
Конкурсное производство — последняя стадия банкротства
Если компании не удалось устранить кредиторскую задолженность в процессе вышеописанных , наступает конечная стадия — конкурсное производство. С этого момента организация является банкротом. Целью конкурсного производства является устранение предприятия-должника и удовлетворение требований кредитора за счет продажи имущества организации. Эта стадия контролируется конкурсным управляющим и длится полгода. Одной из важных задач конкурсного производства считается полная инвентаризация и оценка стоимости имущества компании.
Это имущество — , из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов. Все это заносится в . По данному отчету, после того как удовлетворены все требования, выносится судебное решение о завершении конкурсного производства. Это определение направляется конкурсным управляющим в государственные органы регистрации, которые вносят в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности организации. Стоить помнить, что процедура несостоятельности банкротства в виде конкурсного производства — это крайняя мера взыскания кредиторской задолженности. Так, можно понять, что законодательство предусматривает ряд сценариев процедур банкротства, начиная от полного восстановления финансовой состоятельности и заканчивая уголовной ответственностью. При невозможности восстановления платежеспособности законом гарантируется судебная защита интересов кредитора путем взыскания задолженностей организации за счет ее имущества.
Процедура банкротства физического и юридического лица регламентируется Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года. Моментом ее начала считается подача искового заявления в арбитражный суд по месту нахождения (регистрации) должника. В соответствии со статьей 27 указанного документа, законодательно предусмотрены следующие стадии процесса банкротства:
наблюдение;
финансовое оздоровление (санация);
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
Проведение полной процедуры признания несостоятельности субъекта включает все приведенные стадии, за исключением мирового соглашения, которое применимо к любому этапу процесса банкротства, но заключается в исключительных случаях.
Наблюдение
Первая стадия банкротства организации, предприятия или иного юридического, либо физического лица, применяемая к должнику направленная на обеспечение сохранности его имущества, заключается в проведении финансового анализа деятельности и состояния должника, с последующим составлением реестра требований конкурсных кредиторов и проведением их первого собрания. Решение о введении данной стадии принимается арбитражным судом вследствие рассмотрения обоснованности требований заявителя. Судом назначается временный управляющий, в функции которого входит наблюдение за работой руководителей предприятия-должника и прочих управляющих органов. При этом, ряд сделок может совершаться только после ознакомления с ними временного управляющего и его письменного согласия. Ликвидация, реорганизация, создание филиалов и иные подобные действия в период наблюдения не осуществляются. Стадия считается завершенной после даты начала финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление
Стадия санации (финансового оздоровления) применяется в отношении должника с целью модернизации его деятельности и восстановления платежеспособности, что позволит должнику погасить задолженность перед кредиторами и исполнить обязательства по уплате обязательных платежей согласно графику погашения задолженности, утвержденному арбитражным судом. На данной стадии суд назначает административного управляющего. Максимальный срок продолжительности финансового оздоровления – 2 года.
Внешнее управление
Внешнее управление предприятий и прочих юридических лиц, находящихся в стадии банкротства, вводится по решению арбитражного суда по результатам собрания кредиторов, если имеется реальная возможность восстановления платежеспособности предприятия-должника. После введения указанной процедуры, полномочия руководителей должника – прекращаются. Управление компанией выполняет внешний управляющий. Вводится мораторий на обязательные платежи и денежные обязательства перед кредиторами, которые, согласно оговоренным срокам, должны были быть исполнены до введения внешнего управления. Максимальный срок стадии – 2 года.
Конкурсное производство
Основные виды и стадии процедуры признания несостоятельности (банкротство) предусматривают конкурсное производство, как завершающий этап по отношению к должнику, признанному банкротом. За период, длительностью 1 год, удовлетворяются требований кредиторов.