Положение о приемочной фз 44. О приёмочной комиссии и проведении экспертизы
Согласно закону 44-ФЗ, в рамках исполнения контракта, заказчик обязан произвести приемку выполненных согласно договору работ, предоставленных услуг или поставленных товаров. Данный процесс предусматривает проведение экспертизы полученных результатов, предусмотренных в контракте, которую заказчик может провести самостоятельно или же с привлечением экспертов.
Для приёмки результатов исполненных работ, оказанных услуг или предоставленных подрядчиком товаров заказчик может создать приёмочную комиссию. Приёмочная комиссия состоит по 44-ФЗ из не менее 5 человек.
Решение о приемочной комиссии
Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ создаётся по его решению. Заказчик выпускает приказ о создании приемочной комиссии, в тексте которого прописывает следующие обязанности контрактной службы или управляющего:
- Прописать состав комиссии: не менее 5 человек, их должности и Ф.И.О.
- Довести положения приказа до членов приемной комиссии и обеспечить совместную приемку результатов контракта.
- Оформить документацию.
- Организовать проведение экспертизы.
- Наделить приемочную комиссию правом не отказывать в приемке результатов в случае выявления несоответствий, если последнее было устранено подрядчиком или не препятствует приемке результатов.
Обязанности приемочной комиссии, описанные в приказе, следующие:
- Обеспечить приемку результатов совместно с контрактной службой или управляющим.
- В случае проведения экспертизы учитывать мнение экспертов при вынесении решения.
Лица, принимающие результаты по количеству, качеству и комплекции должны быть наделены правом
подписывать лично только факты, установленные при их участии
Члены приемочной комиссии
Состав комиссии формируется из её председателя и участников. Председатель комиссии выступает своего рода менеджером, руководя её деятельностью, проводя встречи и заседания, а также оформляя документацию – акты приема-передачи. Участники комиссии заняты заключением выводов о соответствии предоставляемой продукции заявленным в контракте характеристикам. Их решения должны быть абсолютно прозрачны и объективны. Члены приемочной комиссии имеют право требовать от подрядчика предоставление документации, необходимой информации о продукции, вызывать его представителей для решения вопросов, а также требовать от экспертов оформления заключения или каких-либо предложений.
Экспертиза приемочной комиссии
Приемочная комиссия 44-ФЗ наделена полномочиями проводить вышеупомянутую экспертизу как самостоятельно, так и с привлечением экспертов. Привлечение экспертов обязательно в случае закупки у единственного поставщика (помимо ситуаций, установленных законодательством). В прочих ситуациях заказчик имеет право решать самостоятельно, какой метод проведения экспертизы выбрать. Привлечение экспертов возможно только на основании контрактов, заключенных по 44-ФЗ. Результаты экспертизы оформляются в виде письменного заключения. В случае самостоятельного проведения экспертизы создается экспертная комиссия в составе не менее 5 человек. По результатам внешней экспертизы, закупщик обязан принять во внимание предоставленные экспертами выводы. В случае самостоятельного проведения, документ о приемке одновременно выступает документом, свидетельствующем о проведении экспертизы своими силами. В этом документе необходимо указать перечень поставленной продукции, а также претензии сторон в случае их существования.
Акт о приемке товара (работ, услуг)
Приемочная комиссия заказчика по результатам обязана подписать документ о приемке доставленных товаров, результатов выполненных работ или оказанных услуг. Его подписывают все участники состава комиссии, также он проходит утверждение у заказчика. Акт приемочной комиссии по 44 ФЗ оформляется в течение срока, прописанного в контракте, или же в те же сроки подрядчику направляется отказ в подписании в письменной форме с подробным пояснением причин.
В акте приёмки товаров (работ, услуг) должна быть указана следующая информация:
- Номер контракта, по которому осуществляется приемка.
- Наименование продукции.
- Подтверждение комиссией соответствия результатов заявленным требованиям.
- Цена продукции согласно контракту.
- Заключение экспертизы (при её проведении) в качестве Приложения к документу.
- Подписи председателя и участников комиссии.
Здесь речь идет об обязанности государственного покупателя, закрепленной в ч. 1 ст. 39 № 44-ФЗ. Не требуется это только при закупке у единственного поставщика.
По сути это коллегиальный орган, который создается заказчиком для приема и рассмотрения заявок, допуска, отклонения или отстранения участников, признания победителя поставщиком либо уклонившимся от заключения контракта.
Коллегия должна состоять преимущественно из лиц, имеющих необходимые знания в отношении объекта сделки, квалификацию, прошедших переподготовку в сфере госзакупок. Причем специалисты не обязательно должны быть сотрудниками заказчика.
В то же время недопустимо, чтобы членами были:
- Эксперты, привлекаемые при проведении данной процедуры.
- Люди, которые заинтересованы в результатах торгов лично.
- Лица, подавшие заявки на участие в тендере.
- Сотрудники потенциальных участников.
- Лица, подверженные влиянию потенциальных участников.
- Родственники руководителя участника процедуры.
- Представители контрольного органа в сфере закупок.
Если выяснится, что комиссия по осуществлению закупок включает кого-то из вышеуказанных лиц, то их нужно будет сразу же заменить на подходящие кандидатуры. Этим процессом заведует заказчик, который непосредственно создавал коллегию.
Как создать
Покупатель должен принять решение о создании такого органа. Здесь же должен быть определен его состав, председатель и порядок работы. Срок — до размещения извещения о торгах в ЕИС.
В законе № 44 названо несколько видов комиссий:
- Конкурсная.
- Аукционная.
- Котировочная.
- По рассмотрению заявок на участие в запросе предложений (в т. ч. окончательных).
- Единая комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ.
Последняя может работать со всеми закупочными процедурами. Выбор здесь стоит делать, исходя из особенностей предмета контракта. Например, для технически сложных или дорогостоящих товаров целесообразно создать отдельную коллегию с привлечением лиц, обладающих необходимыми знаниями. При отсутствии какой-либо специфики закупок удобнее создать единый орган.
От выбранного вида будет зависеть и минимальная численность. Так, число членов единой комиссии заказчика, а также аукционной и конкурсной — 5 человек. Для остальных видов — 3 человека.
Какие документы готовить
Закон № 44 не устанавливает каких-либо норм по данному вопросу. Тем не менее, решение о создании коллегии целесообразно закрепить Приказом, в котором будут указаны следующие сведения:
- Ф.И.О. и должности председателя;
- Ф.И.О. и должности участников;
- порядок работы.
Последний пункт часто оформляют соответствующим Положением, на которое можно будет ссылаться в Приказе. Порядок может установить:
- Сроки и способы отправки уведомлений членам о заседании.
- Запрет на заочное заседание.
- Минимальную явку на голосование — 50 % от общего числа членов.
- Запрет на делегирование полномочий членами.
- Регламент проведения заседаний.
- Права и обязанности председателя и участников.
- Ответственность.
- Порядок и сроки ротации членов.
Все вышеуказанные документы должны быть подписаны уполномоченным лицом заказчика и утверждены до начала проведения тендера.
Наконец, при замене одного из участников стоит оформить и подписать соответствующий приказ, где будут указаны имена исключенных и вновь прибывших членов.
Приемочная комиссия: можно ли не создавать
Создание специального органа для приемки не обязательно. Согласно ч. 6 ст. 94 № 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком. Стоит учесть, что подписывать документы о приемке в этом случае должны будут все члены. Поэтому к такой схеме работы целесообразно прибегать только при работе со специфическими товарами или услугами.
Как организовать приемочную комиссию
После положительного решения о приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ необходимо издать Приказ об утверждении ее состава. Формы для этого документа в законе не установлено.
Минимальное число членов здесь — 5 человек. При этом участвовать могут сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий.
Порядок работы коллегии можно закрепить в отдельном Положении. А для упорядочивания документооборота при приемке стоит утвердить форму акта или заключения, в которых будет отражено решение (отказ или прием).
Еще на стадии подготовки к проведению закупки конкурентным способом определяются эксперты, способные выбрать исполнителей госконтрактов. Оптимальное число членов единой комиссии заказчика и требования к ним, а также порядок создания самого органа рассмотрим в статье.
Единая комиссия по осуществлению закупок (44-ФЗ): понятие и цели
За исключением ситуаций, когда договор заключается с единственным поставщиком, заказчик обязан формировать совет из подготовленных специалистов, который будет определять исполнителя контракта. Это коллегиальный орган, минимальное количество членов в котором варьирует от 3 до 5. Максимально возможный состав законом не регламентирован, но слишком большой ее делать не стоит. Ведь при отсутствии на заседании половины ее членов оставшиеся эксперты работать не смогут. Это прямо запрещено п. 8 ст. 39 закона 44-ФЗ .
Формирование группы специалистов: с чего начать
Решение о создании комиссии принимается заказчиком. Ее состав и правила работы должны быть известны до проведения закупки, а точнее, до даты размещения извещения о ней. Для этого надо:
- определить вид создаваемой комиссии;
- утвердить ее состав и председателя;
- определить порядок работы.
Разберем каждый этап.
Шаг 1. Определить вид
Закон позволяет создать единую комиссию, которая сможет выбрать исполнителя контракта без привязки к способу проведения закупки. В то же время заказчик вправе формировать конкурсную, аукционную или котировочную — в зависимости от того, какой способ определения исполнителя будет использован. Срок действия совета также определяет заказчик.
Чаще всего организации проводят закупки, не отличающиеся особой спецификой. Поэтому целесообразнее формировать группу, которая сможет работать на всех тендерах.
В контрактной системе есть такое понятие, как приемочная комиссия заказчика. По 44-ФЗ она бывает нужна для приемки продукции, оговоренной договором. Но на стадии отбора исполнителя в ней нет необходимости.
Шаг 2. Решить вопрос о составе
44-ФЗ введено несколько требований к экспертам. Так, в единой комиссии минимальное количество членов — 5 человек. В конкурсной, аукционной и котировочной — не менее 3.
Согласно ст. 39 закона о госзаказах, в состав должны входить лица, имеющие определенный уровень подготовки в этой сфере, а также обладающие особыми знаниями об объекте закупки. Сколько специально подготовленных специалистов должно быть, не указано, но желательно, чтобы их было не менее 50%.
Место работы эксперта роли не играет: это может быть сотрудник любой другой незаинтересованной в результатах закупки организации. В то же время запрещено привлекать граждан, которые:
- организовывают/проводят закупки;
- лично заинтересованы или могут повлиять на результаты определения исполнителя контракта;
- наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов;
- соответствуют иным критериям, перечисленным в ч. 6 ст. 39 закона.
Шаг 3. Утвердить необходимые документы
Чтобы комитет функционировал на законных основаниях, надо выпустить приказ о его создании. В нем следует прописать все важные вопросы относительно состава и правил работы экспертов.
Приказ нужен обязательно в письменной форме, а его содержание заказчик определяет самостоятельно с учетом действующих норм.
Положение о комиссии — документ необязательный. Но тогда все вопросы, связанные с функционированием группы специалистов, должны быть раскрыты в приказе. Речь идет о:
- процедуре уведомления о месте, дате и времени проведения заседания;
- регламенте проведения заседаний;
- запрете на заочное голосование и передачу делегирования полномочий третьим лицам;
- правах и обязанностях экспертов, их ответственности;
- основаниях и сроках изменения членов.
В ходе закупочной деятельности заказчик обязан создать специальную комиссию, например, чтобы организовать работу по рассмотрению заявок, которые поступили от участников процедуры. Разберемся какими бывают, в чем особенности, и как правильно организовать работу той или иной комиссии.
Что такое комиссия по осуществлению закупок
Закон о контрактной системе требует от заказчика создавать специальный орган по осуществлению закупок — комиссию по закупкам по 44-ФЗ. Это группа работников организации-заказчика, которые проводят работу по рассмотрению заявок, поступивших от участников во время проведения той или иной закупочной процедуры. Организовывать ее требуется для всех процедур, кроме закупки у единственного поставщика. Следует обратить внимание, что такая группа людей является коллегиальным органом.
Не путайте ее с контрактной службой. Комиссия не организовывает всю процедуру, а занимается только рассмотрением поступивших предложений, при этом ее члены могут не быть сотрудниками контрактной службы.
Приемочная комиссия по 44-ФЗ
Главное — наличие компетенций и знаний, которые помогут корректно выбрать победителя.
Выделяются следующие виды комиссий (с ним нужно определиться при создании):
- конкурсная (при проведении различных конкурсов);
- аукционная (для осуществления аукционов);
- котировочная (в целях проведения запроса котировок);
- по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений;
- единая по осуществлению закупок 44-ФЗ (при проведении всех закупочных процедур).
Важно учесть, что если заказчик проводит торги, не отличающиеся какой-либо спецификацией, то целесообразно создать единую комиссию. А в случае закупки специфического товара, что требует специальных познаний, можно создать ее лишь для проведения конкретной процедуры, а в состав включить специалистов или экспертов в нужной области.
Требования к составу
Итак, законом № 44-ФЗ предусмотрены требования к рассматриваемому коллегиальному органу. Они таковы.
Требование к численности
Число членов аукционной и конкурсной должно составлять не менее пяти человек. Число членов единой комиссии заказчика также должно быть не менее пяти. В состав других можно включить трех и более человек.
Требования к профессиональному составу
Необходимо иметь в виду, что предпочтение должно отдаваться тем лицам, которые имеют знания в области закупок или специальные познания об объекте заказа.
Ограничения
Также положениями закона предусмотрены ограничения на привлечение определенного рода лиц. К примеру, в работе коллегиального органа не принимают участие лица, которые подали заявки на участие в процедуре, или должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в данной сфере.
Как организовать
Решение о создании комиссии принимается заказчиком и оформляется изданием приказа в произвольной форме.
При составлении такого приказа следует указать вид, данные председателя, а также всех лиц, которые входят в ее состав.
Также в обязательном порядке заказчик должен установить порядок работы такого органа. Он устанавливается отдельным документом — положением о работе. Целесообразно в указанном документе определить сроки, место проведения заседаний, порядок рассмотрения заявок, порядок уведомления членов о проведении такого рода заседаний, их права и обязанности, а также ответственность.
Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
Она создается в целях организации приемки товаров (работ или услуг). Создавать ее необязательно, однако если все-таки имеется такая необходимость, то решение о создании принимается заказчиком самостоятельно в целях организации надлежащей приемки товара в рамках исполнения контракта.
В составе должно быть не менее пяти человек.
Решение о создании оформляется изданием приказа в произвольной форме на бумажном носителе. При этом рекомендуется разработать специальный документ, закрепляющий всю организацию приемки товара, с образцами документов, которые подписываются в процессе, к примеру, акт приема-передачи.
Закупочная комиссия заказчика по 44-ФЗ
Здесь речь идет об обязанности государственного покупателя, закрепленной в ч. 1 ст. 39 № 44-ФЗ. Не требуется это только при закупке у единственного поставщика.
По сути это коллегиальный орган, который создается заказчиком для приема и рассмотрения заявок, допуска, отклонения или отстранения участников, признания победителя поставщиком либо уклонившимся от заключения контракта.
Коллегия должна состоять преимущественно из лиц, имеющих необходимые знания в отношении объекта сделки, квалификацию, прошедших переподготовку в сфере госзакупок. Причем специалисты не обязательно должны быть сотрудниками заказчика.
В то же время недопустимо, чтобы членами были:
- Эксперты, привлекаемые при проведении данной процедуры.
- Люди, которые заинтересованы в результатах торгов лично.
- Лица, подавшие заявки на участие в тендере.
- Сотрудники потенциальных участников.
- Лица, подверженные влиянию потенциальных участников.
- Родственники руководителя участника процедуры.
- Представители контрольного органа в сфере закупок.
Если выяснится, что комиссия по осуществлению закупок включает кого-то из вышеуказанных лиц, то их нужно будет сразу же заменить на подходящие кандидатуры. Этим процессом заведует заказчик, который непосредственно создавал коллегию.
Как создать
Покупатель должен принять решение о создании такого органа. Здесь же должен быть определен его состав, председатель и порядок работы. Срок — до размещения извещения о торгах в ЕИС.
В законе № 44 названо несколько видов комиссий:
- Конкурсная.
- Аукционная.
- Котировочная.
- По рассмотрению заявок на участие в запросе предложений (в т. ч. окончательных).
- Единая комиссия по осуществлению закупок 44-ФЗ.
Последняя может работать со всеми закупочными процедурами. Выбор здесь стоит делать, исходя из особенностей предмета контракта. Например, для технически сложных или дорогостоящих товаров целесообразно создать отдельную коллегию с привлечением лиц, обладающих необходимыми знаниями. При отсутствии какой-либо специфики закупок удобнее создать единый орган.
От выбранного вида будет зависеть и минимальная численность. Так, число членов единой комиссии заказчика, а также аукционной и конкурсной — 5 человек. Для остальных видов — 3 человека.
Какие документы готовить
Закон № 44 не устанавливает каких-либо норм по данному вопросу. Тем не менее, решение о создании коллегии целесообразно закрепить Приказом, в котором будут указаны следующие сведения:
- Ф.И.О.
Комиссии заказчика в рамках 44-ФЗ
и должности председателя;
- Ф.И.О. и должности участников;
- порядок работы.
Последний пункт часто оформляют соответствующим Положением, на которое можно будет ссылаться в Приказе. Порядок может установить:
- Сроки и способы отправки уведомлений членам о заседании.
- Запрет на заочное заседание.
- Минимальную явку на голосование — 50 % от общего числа членов.
- Запрет на делегирование полномочий членами.
- Регламент проведения заседаний.
- Права и обязанности председателя и участников.
- Ответственность.
- Порядок и сроки ротации членов.
Все вышеуказанные документы должны быть подписаны уполномоченным лицом заказчика и утверждены до начала проведения тендера.
Наконец, при замене одного из участников стоит оформить и подписать соответствующий приказ, где будут указаны имена исключенных и вновь прибывших членов.
Приемочная комиссия: можно ли не создавать
Создание специального органа для приемки не обязательно. Согласно ч. 6 ст. 94 № 44-ФЗ, решение о создании комиссии принимается заказчиком. Стоит учесть, что подписывать документы о приемке в этом случае должны будут все члены. Поэтому к такой схеме работы целесообразно прибегать только при работе со специфическими товарами или услугами.
Как организовать приемочную комиссию
После положительного решения о приемочной комиссии заказчика по 44-ФЗ необходимо издать Приказ об утверждении ее состава. Формы для этого документа в законе не установлено.
Минимальное число членов здесь — 5 человек. При этом участвовать могут сотрудники контрактной службы и контрактный управляющий.
Порядок работы коллегии можно закрепить в отдельном Положении. А для упорядочивания документооборота при приемке стоит утвердить форму акта или заключения, в которых будет отражено решение (отказ или прием).
Приемочная комиссия (комиссия по приемке исполнения по контракту) по Закону N 44-ФЗ
Согласно ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5 человек. Обратим внимание, что формирование приемочной комиссии является именно правом, а не обязанностью заказчика.
Из ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что в случае создания приемочной комиссии документ о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком. Представляется, что в случае, если некоторые или все члены комиссии не согласны подписать акт о приемке товаров (работ, услуг), они должны составить документ с изложением причин своего отказа от подписания указанного акта. Такой документ может послужить основой для мотивированного отказа от приемки товаров (работ, услуг), направляемого заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), согласно той же норме.
Следует также учитывать, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик в любом случае обязан провести экспертизу таких результатов. Из п. 15 ст. 3, ч. 1 ст. 41, ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что привлечение к экспертизе экспертов, экспертных организаций, то есть сторонних лиц, физических или юридических, обязательно только в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, или определенных Правительством РФ на основании ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале). В остальных случаях экспертиза проводится по умолчанию силами заказчика (см. также п. 6.4 письма Минфина России и Минстроя России от 17.12.2014 NN 02-02-05/65137, 26484-ЮР/08, письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97). Каких-либо специальных требований к работникам заказчика, осуществляющим экспертизу, закон не предусматривает, требования ст. 41 Закона N 44-ФЗ на случаи проведения экспертизы заказчиком своими силами не распространяются (см. также письма Минэкономразвития России от 11.04.2014 N Д28и-477, от 28.01.2015 N Д28и-162). Также закон не требует образования для этого каких-либо структурных подразделений или рабочих органов (например, "экспертной комиссии"). При этом по смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг при их приемке, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513, п.п.
Положение о приемочной комиссии (44-ФЗ) (примерная форма)
1-3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ). Поэтому для оформления экспертизы приемки товаров будет достаточно подписания документа о приемке ответственным за экспертизу товара должностным лицом (работником) (см. также ответ на вопрос 78 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Таким образом, приемочная комиссия вправе осуществлять и экспертизу предлагаемых к приемке товаров, работ, услуг, если такая экспертиза осуществляется силами самого заказчика (см. также п. 1 письма Минфина России от 14.07.2015 N 02-04-08/40340).
При этом закон не устанавливает никаких требований к лицам, включаемым в приемочную комиссию.
С учетом сказанного выше представляется очевидным, что формировать приемочную комиссию целесообразно из лиц, имеющих специальные познания в области приобретаемых товаров, работ, услуг, хотя это не является обязательным в силу закона. Равным образом закон не устанавливает никаких ограничений на совмещение приемочной комиссией или отдельными ее членами иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика. Соответственно, ее членами могут быть контрактный управляющий, работники контрактной службы, члены комиссий по осуществлению закупок. Более того, поскольку законом не установлено соответствующего ограничения, членами приемочной комиссии могут быть и лица, не относящиеся к работникам заказчика, но обладающие соответствующими познаниями или заинтересованные в надлежащей приемке и экспертизе результатов исполнения контракта. В частности, при централизации закупок в состав приемочной комиссии уполномоченного органа, уполномоченного учреждения могут включаться представители заказчиков, для нужд которых осуществляется закупка (см. также письмо Минэкономразвития России от 27.06.2014 N Д28и-1258).
Еще статьи по теме
Приемочная комиссия по 44 ФЗ
Закона N 44-ФЗ для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5 человек. Обратим внимание, что формирование приемочной комиссии является именно правом, а не обязанностью заказчика.
Из ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что в случае создания приемочной комиссии документ о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком. Представляется, что в случае, если некоторые или все члены комиссии не согласны подписать акт о приемке товаров (работ, услуг), они должны составить документ с изложением причин своего отказа от подписания указанного акта. Такой документ может послужить основой для мотивированного отказа от приемки товаров (работ, услуг), направляемого заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), согласно той же норме.
Следует также учитывать, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик в любом случае обязан провести экспертизу таких результатов. Из п. 15 ст. 3 , ч. 1 ст. 41 , ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что привлечение к экспертизе экспертов, экспертных организаций, то есть сторонних лиц, физических или юридических, обязательно только в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, или определенных Правительством РФ на основании ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале). В остальных случаях экспертиза проводится по умолчанию силами заказчика (см. также п. 6.4 письма Минфина России и Минстроя России от 17.12.2014 NN 02-02-05/65137, 26484-ЮР/08, письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97). Каких-либо специальных требований к работникам заказчика, осуществляющим экспертизу, закон не предусматривает, требования ст. 41 Закона N 44-ФЗ на случаи проведения экспертизы заказчиком своими силами не распространяются (см. также письма Минэкономразвития России от 11.04.2014 N Д28и-477 , от 28.01.2015 N Д28и-162). Также закон не требует образования для этого каких-либо структурных подразделений или рабочих органов (например, "экспертной комиссии"). При этом по смыслу положений п. 1 ч. 1 , ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг при их приемке , проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474 , п.п. 2 , 3 ст. 513 , п.п. 1-3 ст. 720 , ст. 783 ГК РФ). Поэтому для оформления экспертизы приемки товаров будет достаточно подписания документа о приемке ответственным за экспертизу товара должностным лицом (работником) (см. также ответ на вопрос 78 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Таким образом, приемочная комиссия вправе осуществлять и экспертизу предлагаемых к приемке товаров, работ, услуг, если такая экспертиза осуществляется силами самого заказчика (см. также п. 1 письма Минфина России от 14.07.2015 N 02-04-08/40340).
При этом закон не устанавливает никаких требований к лицам, включаемым в приемочную комиссию. С учетом сказанного выше представляется очевидным, что формировать приемочную комиссию целесообразно из лиц, имеющих специальные познания в области приобретаемых товаров, работ, услуг, хотя это не является обязательным в силу закона. Равным образом закон не устанавливает никаких ограничений на совмещение приемочной комиссией или отдельными ее членами иных функций в рамках закупочной деятельности заказчика. Соответственно, ее членами могут быть контрактный управляющий, работники контрактной службы, члены комиссий по осуществлению закупок. Более того, поскольку законом не установлено соответствующего ограничения, членами приемочной комиссии могут быть и лица, не относящиеся к работникам заказчика, но обладающие соответствующими познаниями или заинтересованные в надлежащей приемке и экспертизе результатов исполнения контракта. В частности, при централизации закупок в состав приемочной комиссии уполномоченного органа, уполномоченного учреждения могут включаться представители заказчиков, для нужд которых осуществляется закупка (см. также