Организация оповещения населения. Оповещение населения о чс Как организуется своевременное оповещение населения
Содержание:
1. Федеральная целевая программа
2. Основа системы оповещения
3. Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ»
4. Речевая информация
5. Локальные системы оповещения
Федеральная целевая программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), принятая Постановлением Правительства № 43 от 16 января 1995г. Предусматривает в ближайшее время поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в чрезвычайных ситуациях. В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологического процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Тяжелы социально-экономические последствия от стихийных бедствий.
Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий. Нужна большая и планомерная работа, которую предлагается выполнить за несколько лет. Для этого разработана и утверждена специальная программа. В результате ее реализации должна появиться единая автоматизированная информационно-управляющая система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС), которая будет сопрягаться с местными и региональными звеньями аналогичных систем. Кроме того, она получит тесную увязку с функциональными и ведомственными подсистемами. Намечено внедрить видеоинформационные и другие самые современные средства связи.
Все это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.
Основа системы оповещения
Оповестить население - значить предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.
Время - главный фактор. В экстремальных условиях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей. В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы ни было радиотрансляционного узла. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций. Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций, дается возможность быстро проинформировать о случившемся, рассказать о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях.
Хотелось бы напомнить, что в Великую Отечественную войну для оповещения населения об опасности нападения с воздуха использовались главным образом городская радиотрансляционная сеть и сирены. В целом такая система оповещения удовлетворяла требованиям того времени. Сигналы воздушной тревоги и ее отбоя подавались своевременно, население слышало их отчетливо. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебросить в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Жизнь и сложившаяся обстановка подсказывают, что не только в МЧС, но и в региональных центрах нужны смешанные авиационные отряды. Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Создан он в марте 1992 г. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами. В Кыргызстане, например, отряд занимался поискам и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенными землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим.
Его личный состав способен работать автономно в течении двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее, чем через 12 часов после получения соответствующих распоряжений. При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Заслуживает внимания и опыт штаба ГО и ЧС Москвы. С 1 октября 1992 г. в нем создана группа оперативного реагирования, находящаяся на круглосуточном дежурстве. Готовность к выезду: летом - 10 мин., зимой - 15. В ее составе 5 дежурных смен. В каждой - 10 специалистов: 4 спасателя, радиолог, химик, медик, связист и 2 водителя (автобуса и специальной машины). Появление такой группы, своего рода «Скорой помощи» при чрезвычайных ситуациях, вполне понятно.
Для уверенного получения сигнала и другой информации жители Ленинграда на продолжении 900 дней блокады держали репродукторы постоянно включенными в сеть. Метроном круглые сутки мерно постукивал в черных тарелках репродукторов, и когда появлялась необходимость, звучал голос диктора. Люди узнавали о налетах вражеской авиации, артиллерийских обстрелах, об изменениях обстановки в той или иной части города. Были дни, как например, 9 октября 1941 г., когда «Воздушная тревога» в течении суток подавалась шесть раз и общая продолжительность нахождения людей в убежищах составляла 9 и более часов. За весь период блокады передано 3091 оповещение. Это сохранило жизнь многим тысячам ленинградцев.
В бытность местной противовоздушной обороны (МПВО) и затем, когда появилась гражданская оборона (1961 г.), людей учили, если звучит сирена - это сигнал «Воздушная тревога». Он предупреждал о непосредственной угрозе нападения с воздуха. Население должно было немедленно покинуть свои дома, квартиры, рабочие места, транспортные средства и укрыться в защитных сооружениях (убежищах, подвалах, погребах, укрытиях простейшего типа).
Шло время, менялась международная обстановка, появились новые потребности. Нужно было не только изменить, но и расширить систему оповещения.
Сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»
Буйство стихии не прекращается, количество аварий и катастроф не уменьшается, а население нужно предупреждать о всех чрезвычайных ситуациях. А как? До недавнего времени не было сигналов, которые предупреждали бы о приближающемся стихийном бедствии, об аварии или катастрофе. Но всем было ясно: нельзя оставлять людей в неведении, они должны знать обстановку. Только тогда можно рассчитывать на разумные и осознанные действия, бороться с паникой и другими негативными явлениями. Поэтому в конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. В случае опасности людей надо было предупредить, где бы они ни находились. Для этого было решено использовать сирены. Поэтому с тех пор завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают другой сигнал «Внимание всем!», а не воздушная тревога, как это предусматривалось прежде.
Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточную работу.
Что-то аналогичное существует и в других странах. Например, в Германии для того, чтобы в случае необходимости обратить внимание населения, установлено и может быть задействовано около100 тыс. сирен. В Австрии имеется их порядка 5 тыс., но этого, считают специалисты, мало, и в ближайшие годы намечено установить еще 5-7 тыс. сирен.
Речевая информация
На каждый случай чрезвычайной ситуации местные органы власти совместно со штабами по делам ГО и ЧС заготовляют варианты текстовых сообщений, приближенным к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.
К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант:
«Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - аварийно химически опасного вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в … (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают … (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах … (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и подвалы. Населению, проживающему на улицах… (таких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы … (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 минут. Могут быть и другие варианты речевой информации на случай наводнений, землетрясений, снежных заносов, ураганов, тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин.
Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевидцев». Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.
Еще более важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы. Например, 12 января 1970 г. почти 90% населения береговой зоны Бенгальского залива было оповещено о приближении урагана, вызвавшего затем наводнение. Однако к этой информации люди отнеслись беспечно, мер защиты не приняли и в результате - стихия унесла полмиллиона человеческих жизней.
В конце января и первой половине февраля 1990 г. ураган разрушительной силы, свирепствовавший в Европе, докатился до северо-западных районов нашей страны. Население, да и многие руководители отнеслись к этому пассивно, надлежащих мер не приняли. В результате, когда через четыре дня Воркуту окутала ураганная пурга, на объектах последовали аварии, одна за другой, нарушилось теплоснабжение домов (при температуре воздуха - 25оС), где проживали 70 тыс. человек. На дорогах в снежных заносах застряли сотни машин с людьми. Погибли 6 человек, более 100 получили обморожения, 20 пропали без вести. А ведь всего этого могло и не быть!
Есть конечно примеры и иного рода. Так, 4 июня 1989 г. в 9.30 на железнодорожной станции Арзамас-1 взорвался вагон с взрывчатыми веществами, взрыв потряс весь город. Но уже через 17 мин. (в 9.47) по распоряжению начальника ГО - председателя горисполкома И.Склярова по местному радио передали первую информацию о случившемся. В городе без паники, без суеты приступили к спасательным работам. Действовали арзамасцы спокойно и самоотверженно. По радио постоянно шла не только информация о ходе работ, передавались сообщения и просьбы к населению об оказании той или иной помощи.
А как в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал «Внимание всем!», затем следует информация. К примеру: «Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!»
И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.
Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. Во-вторых. Ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях, так и в военное. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.
Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи и проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуре П-164 и электросиренах. Речевая информация передается по сетям проводного вещания, через квартирные и наружные громкоговорители. Аппаратура П-164 предназначена для объединения всех средств по доведению звуковых сигналов и речевой информации в единую систему централизованного оповещения в городах, сельских районах, на объектах народного хозяйства. Используя ее, можно дистанционно управлять электросиренами, циркулярно (одновременно) оповещать должностных лиц по квартирным и служебным телефонам, автоматически включать радиотрансляционные узлы и переключать их на передачу программ (сообщений) по линиям Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Локальные системы оповещения
Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения.
Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельные, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системой централизованного оповещения. Приходится с сожалением констатировать, что Постановление Правительства «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» выполняется очень плохо. Только 7% объектов имеют такие системы предупреждения. Ответственность за организацию оповещения несут министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер (сменный инженер) сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действия в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции.
Локальная система должна включаться очень быстро, с тем, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.
Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.
Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии отвечают начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов народного хозяйства, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования (команды, группы, бригады, звенья).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основным объектом защиты является личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Это должен знать каждый
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера включает в себя комплекс специальных мероприятий, среди которых можно выделить:
- оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации;
- эвакуация людей из опасных зон и районов;
- инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита и др.
Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидролизы), является его оповещение и информирование.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, предусматривает своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования систем радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения обеспечивается с помощью автоматизированных систем централизованного оповещения.
В настоящее время вводится в эксплуатацию Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения обеспечивает доведение в автоматизированном режиме сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ), до органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, до органов исполнительной власти.
Региональные автоматизированные системы централизованного оповещения обеспечивают доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров до подчиненных органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации.
На территории всех субъектов Российской Федерации созданы территориальные системы централизованного оповещения, которые находятся на постоянном дежурстве и обеспечивают оповещение более 90% населения за 30 мин. Для оповещения задействованы электросирены, проводное вещание, радио- и телевещание. При этом до 80% населения страны может быть оповещено менее чем за 5 мин.
Кроме централизованной системы оповещения, в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химических и взрывопожароопасных объектов) создаются локальные системы оповещения, которые являются частью территориальных систем. В настоящее время действует около 600 локальных систем оповещения.
Необходимо отметить, что в целом существующие системы централизованного оповещения обеспечивают своевременное доведение сигналов и информации оповещения при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций до органов управления ГОЧС и населения.
Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевых информации с использованием сетей проводного, радио- и телевещания.
Внимание!
Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные устройства. Это - сигнал «Внимание всем!». По этому сигналу необходимо включить радио- или телеприемники на местной программе передач и прослушать сообщение органов ГОЧС.
На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций местные органы ГОЧС имеют примерные варианты сообщений (запись сделана на русском и национальном языках), которые с учетом складывающейся обстановки корректируются. Информация передается в течение 5 мин после подачи звукового сигнала «Внимание всем!»
Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с учетом конкретных условий, в которых он оказался, сообразуясь со своими возможностями. При этом необходимо помнить, что есть набор стандартных рекомендаций по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, которые необходимо творчески использовать с учетом фактической обстановки.
Ваши действия при получении сигналов о химической, радиационной и гидродинамической аварии описаны в предыдущих разделах.
Знание порядка оповещения при возникновении чрезвычайной ситуации, а также знание правил безопасного поведения при возникновении аварий радиационного, химического и гидродинамического происхождения, несомненно, будут способствовать повышению уровня вашей безопасности, исключат из вашего поведения ненужную спешку и панику.
Внимание!
Хорошо проинформированный человек и знающий, что ему делать в подобной ситуации, в панику не впадает. Внести определенные коррективы в порядок своего поведения значительно легче, чем готовить все с самого начала.
Вопросы
- Какие основные мероприятия осуществляются по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
- Какое значение для безопасности населения имеет своевременное его оповещение и информирование о возникновении чрезвычайной ситуации?
- Как организована автоматизированная система оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации населения в нашей стране?
- В каких районах и для каких целей создаются локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?
- Какими способами осуществляется оповещение населения о возникновении чрезвычайной ситуации?
Задание
Продумайте план своих действий при получении сигнала о возникновении чрезвычайной ситуации при химической, радиационной, гидродинамической аварии в разных условиях (если сигнал застал вас дома, на улице, в школе, днем, ночью и т. д.). Свои выводы занесите в дневник безопасности.
В Положении о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определено, что в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
Совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
Создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Осуществление целевых видов страхования;
б) режиме повышенной готовности:
Принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений о ее нормализации;
Усиление дежурно-диспетчерской службы;
Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих в ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предлагаемый район чрезвычайных ситуаций;
в) режиме чрезвычайных ситуаций: - организация защиты населения;
Выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
Организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
Определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
1.2Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) области, города, района как орган оперативного диспетчерского управления и экстренного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях и объектах. Роль и задачи ЕДЦС в территориальной подсистеме РСЧС
Единая дежурно-диспетчерская служба области, города, района представляет собой специальный орган повседневного управления и предназначена для координации действий дежурно-диспетчерских служб различных ведомств и организаций (в первую очередь, имеющих силы и средства постоянной готовности: экстренного вызова "01", "02", "03", "04"; жилищно-коммунального хозяйства Главного управления по делам ГОЧС области; предприятий и др.), а также дежурно-диспетчерских служб (ДДС) органов управления по делам ГОЧС городов и районов области.
Целью создания Единой дежурно-диспетчерской службы области является повышение оперативности реагирования органов управления и сил территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций и информирования населения по вопросам его защиты, а также повышение эффективности взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС.
Задачи ЕДДС
ЕДДС области призвана решать следующие задачи: - собирать и обобщать данные об экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановке, своевременно готовить и сообщать главе администрации, председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям и начальнику Главного управления по делам ГОЧС области прогнозы о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
При получении информации о возникновении ЧС оперативно определять ее масштабы и характер, состав ДДС и сил для экстренного реагирования, доводить до них информацию о чрезвычайной ситуации и ставить задачи по ее ликвидации;
Докладывать об угрозе или возникновении ЧС должностным лицам администрации области, организовывать сбор и приведение готовность необходимых органов управления, информировать вышестоящие и взаимодействующие органы управления, оповещать ДДС и силы постоянной готовности непосредственного подчинения;
Оценивать обстановку, при необходимости готовить варианты возможных решений по совместным действиям служб и согласовывать их с руководством области, ставить задачи ДДС и привлекаемым силам, организовывать и контролировать исполнение принятых решений;
Оповещать население о возникновении ЧС;
Осуществлять информационно-техническое сопряжение ДДС городов, районов и ведомств с администрацией области, вышестоящими и взаимодействующими органами управления.
ЕДДС функционирует круглосуточно, имеет полномочия при возникновении ЧС немедленно приступить к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации последствий. Органы ЕДДС имеют право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках решаемых задач), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством области.
ЕДДС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.
ЕДДС области является вышестоящим органом для всех ДДС районов и ведомств по вопросам сбора, обработки обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий.
Геоинформационная система ЕДДС
Для повышения оперативности процессов принятия решений и их информационной поддержки с использованием цифрового плана (карты) области создается Геоинформационная система (ГИС) ЕДДС.
ГИС ЕДДС должна выполнять следующие функции:
Ввод и корректировка социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных по области, данных о ДДС и силах постоянной готовности;
Сбор данных об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
Оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
Подготовка данных для принятия решений по защите населения, локализации и ликвидации последствий ЧС, требующих совместных действий сил и средств различных организаций и служб;
Представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
Алгоритмическая, информационно-лингвистическая и программно-техническая совместимость ГИС ЕДДС обеспечивается на основе единых методик, классификаторов и словарей, однотипных технических и программных средств обработки и передачи данных.
Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.
Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.
Процесс оповещения населения обязательно сопровождается оповещением органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Оповещение предусматривает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС), а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации о возникающих угрозах и порядке поведения в создавшихся условиях.
Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.
В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!".
Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях.
Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.
Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам.
Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный (областной, краевой, республиканский), местный (муниципальный) и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются региональный, местный и объектовый.
Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.
Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на применение системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны).
Следует подчеркнуть, что промедление с применением системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения. Это подтверждается трагическими событиями в первые сутки при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Системы централизованного оповещения регионального уровня.
Системы централизованного оповещения регионального уровня являются основным звеном в ряду систем оповещения РСЧС. Именно с этого уровня планируется организация централизованного оповещения населения в масштабе субъекта Российской Федерации.
Задачами СЦО регионального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней и их должностных лиц, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО этого уровня.
Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях.
СЦО территориального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение СЦО местных уровней. Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов и речевой информации. Время перехвата каналов связи определяется техническими характеристиками аппаратуры управления, на основе которой построена СЦО данного территориального уровня и установленной длительностью передачи речевого сообщения.
Схема построения системы оповещения населения субъекта Российской Федерации
Верхние звенья СЦО регионального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям регионального уровня по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.
Элементы комплекса аппаратуры среднего звена СЦО территориального уровня устанавливаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).
Оконечные комплекты аппаратуры оповещения СЦО территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.
Системы централизованного оповещения местного уровня.
К местному уровню относятся системы оповещения города и сельского района. Задачами систем оповещения местного уровня являются оповещение должностных лиц данного уровня и органов управления объектового уровня, а также населения, проживающего на территории, охватываемой системой оповещения этого уровня.
Управление системой оповещения местного уровня может осуществляться непосредственно от оперативно-дежурной службы органов управления ГОЧС, созданным при органах местного самоуправления, или через дежурную смену узла связи города (района), где установлена аппаратура управления системой оповещения.
В региональные системы централизованного оповещения включены только районные центры, а население в других населенных пунктах сельской местности оповещается, в основном, по сетям радио - и телевещания, сельской телефонной сети, мобильными звукоусилительными средствами отделов внутренних дел и путем подворного обхода.
Систем оповещения населения сельских населенных пунктов с организацией управления из районного центра, в полном виде, у нас в стране практически нет, хотя проектные решения на их создание имеются.
Системы оповещения объектового уровня.
Все системы оповещения этого уровня можно разделить на локальные системы оповещения, создаваемые в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные электростанции, химически опасные объекты, гидросооружения), и системы оповещения, создаваемые на других объектах экономики, не отнесенных к потенциально опасным.
Локальные системы оповещения (ЛСО)
Создание локальных систем оповещения определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляют опасность миллионам людей.
При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение проживающего вблизи его населения на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значительной задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.
Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.
Особенностью организации оповещения населения при авариях на химически опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.
Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект построен за пределами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла самого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежурного диспетчера объекта.
Но многие химически опасные объекты, построенные на дальних окраинах городов, со временем оказались окруженными жилыми массивами и зоны ответственности их ЛСО могут охватывать жилой массив, где проживают тысячи людей. Мощности радиоузла такого объекта, как правило, недостаточно для охвата такой территории. В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповещения и радиотрансляционной сети. Целесообразно также организовать управление электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.
Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непосредственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как правило, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последствия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет самостоятельно и с помощью дежурной смены узла связи АЭС дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а также населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции. По прямому телефону начальник смены оповещает соответствующий орган управления ГОЧС через его оперативного дежурного.
В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное оповещение городов и районов, попадающих в зону возможного радиоактивного загрязнения, по территориальной СЦО.
Для организации оповещения при чрезвычайных ситуациях гидродинамического характера на крупных гидроузлах также создаются ЛСО. Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом непосредственно от диспетчера гидроузла, либо автоматически от аппаратуры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположенные ниже плотины по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников данного гидроузла. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затоплении поступает в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС, где организовано оперативное дежурство и управление территориальной системой оповещения населения.
Средства оповещения.
Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Для этого используются сирены наружной установки типа С-40, которые обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 метров.
Другим эффективным средством оповещения людей вне дома являются сети уличных громкоговорителей, которые выступают в качестве непременного компонента практически всех радиотрансляционных сетей городов и населенных пунктов и являются важным элементом систем оповещения населения. Уличные громкоговорители устанавливаются в местах наибольшего скопления людей (оживленные улицы, торговые места, площади, остановки транспорта). Радиотрансляционные сети (сети проводного вещания) обеспечивают доведение информации по проводам до квартирных радиоточек (громкоговорителей) и уличных громкоговорителей. В отличие от электросирен, применение уличных громкоговорителей в целях оповещения более универсально. С помощью электросирен можно передать лишь условный сигнал опасности, а с помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать и звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений.
В сельских населенных пунктах число сирен очень мало, поскольку для их электропитания нужна трехфазная сеть и сеть управления, что в сельской местности часто трудно обеспечить. Следует отметить, что в последнее время сельские радиотрансляционные сети в виду своей нерентабельности постоянно сокращаются, закрываются сельские радиоузлы, прекращают свою работу районные студии проводного вещания, многие небольшие сельские населенные пункты вообще остались без сети проводного вещания.
Для оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания (проводное, радио- и телевещание) на основе перехвата программ вещания, подаваемых на узлы проводного вещания, радиовещательные станции и передатчики звукового сопровождения телевещания. Этот перехват программ вещания осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.
Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся в этих органах управления. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается "живая передача" из органа управления без предварительной записи.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.
Подобная схема защиты граждан крайне важна для обеспечения безопасности.
Что стоит понимать под оповещением
Данное определение используется для описания комплекса мер, которые позволяют заблаговременно предупредить жителей о возможных чрезвычайных ситуациях, а также их последствиях. Для этого может использоваться телевизионное и радиовещание, сирены и другие системы информирования граждан.
При этом об опасностях, чрезвычайных ситуациях и потенциальных угрозах подразумевает определенную реакцию со стороны жителей населенного пункта. Как только прозвучал вой сирен, нужно без промедления включить радио или телевизор для того, чтобы услышать обращение штаба по делам гражданской обороны либо же местных органов власти.
Данная информация позволит узнать о том, что именно происходит, каковы масштабы разрушений и ожидаемые последствия. Жители также получат инструкцию относительно дальнейших действий.
С того момента, как прозвучали сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, нужно позаботиться о том, чтобы средства информирования были постоянно включены. При подобных обстоятельствах радиотрансляционные узлы в населенных пунктах, подвергшихся опасности, переводят на режим работы в течение круглых суток.
Получать нужные сведения относительно дальнейших действий крайне важно, поскольку это поможет избежать значительного ущерба и даже сохранить жизнь.
Наиболее распространенные ЧС
Если обратить внимание на статистику чрезвычайных ситуаций, то можно обнаружить, что все они относятся к одной из трех ключевых групп. Речь идет о ЧС техногенного, экологического и природного характера.
Что касается последствий ЧС, для защиты от которых используются средства оповещения населения о чрезвычайных ситуациях,то они могут сводиться к разрушениям следующих видов:
Механических;
Акустических;
Электромагнитных;
Информационных;
Биологических;
Радиационных;
Тепловых;
Химических.
Один из ключевых признаков любого поражения - это его масштаб, для характеристики которого используется определение зоны воздействия конкретного разрушительного фактора.
Оповещение населения о - основы
Итак, от того факта, насколько грамотно будет организована данная о ЧС, зависит уровень потенциальной угрозы жизням граждан. Поэтому ключевым фактором здесь является время.
Именно по этой причине на территории РФ в каждом населенном пункте находится ретрансляторный узел. Интересным является тот факт, что столь крупная ретрансляционная сеть есть только в России. Для того чтобы создать комплексный эффект, установлены областные, краевые и республиканские телевизионные центры, местные и широковещательные радиостанции.
Населения о чрезвычайных ситуациях, помимо использования описанных выше средств, подразумевает также наличие на крупных производствах и зданиях соответствующих сирен, при помощи которых можно извещать население о появившейся угрозе.
При этом непосредственно сам вой сирен с 1988 года означает не воздушную тревогу, а необходимость обратить внимание на экстренную информацию. Другим словами, как только жители услышат сирены, им нужно включить все средства трансляции - радио и телевизоры.
Использование речевой информации
Для того чтобы эффективно отреагировать на различные угрозы, штабы ЧС и ГО, совместно с органами власти, формируют определенные обращения, при помощи которых можно будет дать сжатую и предельно актуальную информацию населению тех городов и регионов, которые подверглись опасности. Для этого изначально моделируются различные возможные ситуации, для каждой из них составляется текст.
Например, в случае химической угрозы организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях будет включать донесение гражданам следующей информации:
Предупреждение об аварии на конкретном предприятии;
Извещение о сути угрозы (утечка какого вещества произошла);
Обозначение направления, в котором двигается облако ядовитых испарений;
Перечисление улиц и районов населенного пункта, попадающих в зону заражения;
включаетинструкции относительно блокировки окон и дверей, а также герметизации квартиры;Информирование о недопустимости нахождения в подвалах и нижних этажах помещений;
Извещение о том, жители каких районов и домов вынуждены покинуть свои квартиры и рабочие места;
Подобный порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должен быть рассчитан на 5-минутную речь, повторяющуюся несколько раз подряд.
Если же придется иметь дело, скажем, с наводнением, то жителей предупредят о факте угрозы затопления и назовут конкретные места города, которые находятся в зоне поражения. После этого последует информация о том, что необходимо перенести все запасы провизии и нужные вещи на верхний этаж здания или чердак. Жители также получат сведения о том, в каком направлении нужно двигаться в случае эвакуации. О самой необходимости покинуть здания тоже сообщат. Далее последует весь комплекс сопутствующих инструкций.
Как можно заметить, независимо от природы ЧС, схема речевого оповещения остается приблизительно той же.
Если произошла авария на АЭС, то запускается сигнал «радиационная опасность». Такое оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, в частности, риска облучения, должно быть произведено во всех населенных пунктах, которые могут оказаться на пути движения облака с радиоактивными элементами.
За таким сигналом звучит речевая инструкция о необходимости использования ватно-марлевой или тканевой противопылевой повязки, а в случае наличия - респиратора. Если данные средства защиты отсутствуют, то стоит воспользоваться противогазом. Также понадобится подготовить и взять с собой средства индивидуальной медицинской защиты, запас продуктов и все предметы, попадающие в категорию первой необходимости. С этим багажом важно не просто перемещаться, а двигаться в сторону ближайшего Все эти действия станут возможны только в том случае, если будет присутствовать организация своевременного оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.
Важные нюансы при организации информирования населения
Прежде всего необходимо обеспечить трансляцию всех актуальных сведений и рекомендаций при помощи доступных средств связи. Но, помимо этого, нужно позаботиться о том, чтобы в 5-минутном обращении содержалась вся необходимая информация, которая позволит сохранить жизнь граждан, оказавшихся в зоне поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуацияхкрайне важно еще и по той причине, что отсутствие конкретных данных и соответствующей реакции местных властей в случае ЧС способно создать условия для возникновения панических настроений. Стоит отметить, что паника потенциально опасна не менее, чем сама угроза.
Более того, информационный блок должен быть понятным. То есть люди, услышав информацию и рекомендации, должны осознать ее без искажений и неверных выводов.
Альтернативное использование инструментов оповещения
Есть ряд угроз, которые не попадают в категорию ЧС. В качестве примера можно привести военную тревогу. В этом случае используется та же сирена, что и при возникновении ЧС, только в сообщении звучит текст об угрозе воздушного или другого вторжения с последующими инструкциями. После привлечения внимания может быть озвучена любая актуальная информация в рамках сложившейся ситуации.
Очевидно, что нынешние способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях имеют определенные преимущества и достоинства. Прежде всего, это возможность быстро привлечь внимание людей в любой точке страны. К тому же подобная система универсальна, поскольку ее можно использовать для любых оповещений, в том числе и в военное время. Еще одно ключевое достоинство - это полноценное и быстрое информирование всех жителей, которые находятся в группе риска. И все это возможно благодаря системам централизованного оповещения, которые базируются на проводном вещании, сетях связи и специальной аппаратуре с электросиренами.
Системы оповещения локального типа
Разбираясь в том, как происходит оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,стоит уделить внимание и этим системам. Они необходимы для оперативного информирования жителей об авариях на химически опасных предприятиях, АЭС, гидроузлах и различных объектах, где риск возникновения катастроф повышен.
При помощи локальных систем можно в короткие сроки оповестить о возникновении угрозы вследствие аварии персонал самого предприятия, а также руководство всех учреждений и организаций, которые находятся в непосредственной близости.
Для оповещения населения, находящегося в зоне потенциального поражения, такие средства информирования также прекрасно подойдут. При этом границы подобных зон фиксируются изначально, что позволяет сразу же определить план эвакуации и необходимую стратегию защиты жителей.
В качестве ключевого преимущества локальных систем можно определить их очевидную оперативность, которая очень важна при возникновении аварий и катастроф. Что касается решения о запуске данной системы, то его принимает дежурный диспетчер. Изначально активируются сирены близлежащего жилого массива и самого объекта в частности. После звука, который привлекает внимание жителей, звучит актуальная информация.
Такая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях должна включаться в максимально короткие сроки. Любое промедление в условиях ЧС может привести к человеческим жертвам.
Кто отвечает за работу системы
Очевидно, что, кроме технической составляющей, важным является человеческий фактор. От квалификации и реакции дежурного персонала напрямую зависит тот факт, насколько эффективной окажется организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях при конкретных обстоятельствах.
Что касается более глобальных организационных моментов, то ими занимаются уже начальники штабов ЧС и ГО, причем независимо от того, какой они имеют ранг. А непосредственной поддержкой связи и ее изначальным обеспечением должны заниматься начальники служб оповещения населенных пунктов (объектов экономики, районов, городов, областей). В их обязанности входит контроль за состоянием воздушных и кабельных линий, а также аппаратуры связи.
Эвакуация
Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях может включать и финальный этап организации защиты населения, а именно - вывоз их с опасной территории.
Более того, эвакуация является одним из основных средств защиты жителей в случае возникновения ЧС. Суть этого комплекса мероприятий сводится к тому, что люди массово переселяются из районов и населенных пунктов, где есть риск получить ущерб здоровью вследствие различных видов угроз (от ЧС до военного вторжения).
Особенно актуальной эвакуация является в том случае, если в регионе не хватает защитных сооружений для размещения в них нужного количества людей. При таких условиях только быстрый и грамотный вывоз/вывод жителей в безопасную область может помочь избежать существенных жертв.
Заключение
Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуацияхявляется важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС.
По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.