Единое образование и культурное пространство в европе. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира
Глобализация, интеграционные процессы в Европе актуализировали необходимость модернизации национальных систем образования. Изменения затронули содержание образования, средства и методы обучения, управленческие механизмы, систему оценки качества образования, систему профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности.
Создание единого рынка в Европе, в частности, единого рынка труда, требует, чтобы носители квалификации могли перемещаться через национальные границы, поэтому Европейский Союз в разных сферах предпринял ряд действий, направленных на создание системы сравнения квалификаций. В сфере высшего образования, эта деятельность известна как Болонский процесс.
Под ним понимают развитие единого европейского пространства высшего образования, основанного на общих системах ученых степеней и измерения трудоемкости дисциплин, единых критериях и методологиях, используемых в высшем образовании, а также интенсификации мобильности среди студентов и преподавателей. Иными словами, с конца 1990-х годов на уровне межгосударственного диалога, на уровне министров образования ведется создание глобальной системы, требующей значительной унификации национальных образовательных систем.
Главной задачей Болонского процесса является создание в Европе конкурентноспособной экономики, основанной на высоком уровне образования специалистов. Общая цель Болонского процесса — усовершенствовать сферу высшего образования в Европе и создать единое европейское образовательное пространство. Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) (англ. European Higher Education Area (EHEA)) - единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе, в области высшего образования.
Собственно, Болонский процесс начинается с подписания в 1999 году 29 странами Европы в Болонье «Декларации о Европейском пространстве для высшего образования». Принятие Болонской декларации, явившееся поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы, выражает поиск совместного подхода к разрешению общих проблем высшего образования. Основные даты:
Подписание Болонской декларации – 1999 год (29 стран);
Международные форумы:
- 2001 год – Прага (количество стран-участниц увеличилось до 33);
- 2003 год – Берлин (40 стран); 2005 год – Берген (45 стран);
- 2007 год – Лондон (46 стран);
- 2009 год – Бенилюкс.
«Середина» Болонского процесса (2003-2004) примечательна тем, что его полноправным участником стала Россия.
Основные пункты Болонского процесса:
- Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.
- Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.
- Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
- Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.
- Содействие изучению общеевропейских проблем.
Воспитание молодежи, управление ее мотивацией и картиной мира - это важнейший стратегический вопрос для любого государства. Россия, как государство с высоким уровнем развития высшего образования также является участником Болонского процесса. Для этого также реформировалась национальная законодательная система. Здесь уместно отметить те возможности для введения инноваций, которые были предоставлены нам на тот период законом «Об образовании». Это крайне важно для развития образования, чтобы закон предвосхищал инновации, а не тормозил их, требуя введения поправок вслед назревшим инновационным решениям. В то же время, наряду с активизирующим воздействием Болонского процесса, нельзя не сказать о весьма неоднозначном отношении к нему в российской образовательной среде. Социологические опросы в этой области наглядно свидетельствуют о крайне противоречивом восприятии идей Болонского процесса различными слоями нашего академического сообщества.
Рассмотрим некоторые противоречивые мнения относительно вступления России в Болонский процесс.
В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации «Зона европейского высшего образования» 1999 года, тем самым вступив в так называемый Болонский процесс. Разрушительные тенденции в высшем образовании в России сложно отделить от Болонского процесса. Так, согласно распространенной точке зрения, Болонская система стала инструментом для скорейшего культурного поглощения стран бывшего СССР. Вступление РФ в Болонский процесс необходимо рассматривать в контексте радикальных изменений в области образования (в том числе высшего) в России.
Охарактеризуем основные последствия Болонского процесса для России:
Многие университеты сохраняют свои традиции, однако унификация измерения трудоемкости дисциплин (посредством системы условных зачетных единиц - «кредитов») и обязательного введения двухциклового образования потребовало перекройки образовательных стандартов, учебных планов и прочего В России необходимость такой перекройки привела в ряде случаев к радикальной трансформации содержания.
Размывание «системности» образования. Студент имеет возможность путешествовать между университетскими кампусами различных городов и стран мира, накапливая объем «кредитов». Кредиты, или условные зачетные единицы, призваны измерить трудоемкость образовательной услуги. В РФ условная единица приравнена к 36 часам обучения (при этом теоретически все 36 часов могут быть отнесены к самостоятельной работе). В большинстве европейских и азиатских вузов стремятся соблюдать правило: количество зачетных единиц по дисциплине соответствует количеству часов на данную дисциплину в неделю в течение одного семестра обучения. В сущности, это означает условное принятие идеи однородности образовательных услуг. Одна дисциплина весомее другой, потому что в ней больше «кредитов», и равноценна третьей дисциплине, поскольку они равны по объему зачетных единиц.
Вуз обязуется далее разрабатывать для студента индивидуальные учебные планы, обеспечивая его индивидуальную образовательную траекторию. Число «мобильных» учащихся растет, что означает проблематизацию статуса образовательной программы, в которой заложены идеи последовательности обучения, единства познавательных традиций в духе ведущих научных школ и т. п. Индивидуальная образовательная траектория существенно ослабляет вузовскую образовательную программу.
Принятые стандарты высшего образования сводят к минимуму перечень предписанных для изучения дисциплин: «Физкультура», «Безопасность жизнедеятельности», «Иностранный язык», «История», «Философия». Всё остальное определяет вуз, прикрепляя к дисциплинам и практикам заложенные в стандарт компетенции.
Сокращение специалитета. Дипломированный специалист получал в течение 5 или 6 лет ту или иную профессию, осваивая при этом круг фундаментальных предметов. Университетские курсы специалистов строились на последовательном, поэтапном освоении знаний и профессии. Бакалавриат стал «ухудшенным» специалитетом: вузы стремятся в 4 года обучения «сжать» пятилетний план. Значение магистратуры остается неясным как для преподавателей, так и для студентов. Образовательные программы магистратуры зачастую либо чрезмерно узки, либо крайне широки. Двухлетняя магистратура состоит из большого количества производственных и иных практик, подготовки магистерской диссертации и авторских, по сути, курсов. В результате во множестве вузов мы имеем бакалавриат как «недоспециалитет» неясно организованную магистратуру.
Таким образом, присоединение к Болонскому процессу нельзя рассматривать однозначно. Есть свои преимущества и недостатки, главное адаптировать новую систему образования с российскими национальными чертами образования.
Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
В настоящее время процесс включает в себя 47 стран – участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954).
Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Россия присоединения к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинском встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларация. Казахстан – первое центрально азиатское государство, признанное полноправным членов европейского образовательного пространства.
«Сорбонская декларация» была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификации современным требованиям на рынке труда.
Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.
Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине в 2003 году. Основные положения этого берлинского коммюнике рассматривают возможности превращения Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство, а также меры по содействию обеспечения качественного обучения.
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определенные обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
· с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
· до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия. Таким образом, Монако и Сан-Марино – единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны – члены Европейского союза задействованы в процессе.
Достоинства Болонского процесса:
· расширение доступа к высшему образованию,
· дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования,
· расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы обеспечения возможности взаимного призвания документов об образовании стран Европы и Америки.
По оценкам российских экспертов в области образования, присоединения России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами. Работодателей, которые учились во времена СССР, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для педагогической или научной деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствуют.
Нормативным документом, регулирующим процесс создания единого культурного пространства в Европе, является Европейская культурная конвенция Европы (19.12.1954).
Европейская культурная конвенция Совета Европы, цель принятия которой в том, чтобы граждане всех государств-членов Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, других европейских государств, которые могут присоединиться к ней, изучали языки, историю и культуру других стран и культуру, общую для всех них.
Документ о присоединении СССР к Конвенции сдан на хранение Генеральному секретарю Совета Европы 21 февраля 1991 года. Конвенция вступила в силу для СССР 21 февраля 1991 г.
Основные положения Конвенции:
Статья 1. Каждая Договаривающаяся Сторона принимает надлежащие меры для защиты и поощрения развития своего национального вклада в общее культурное достояние Европы.
Статья 2. Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно:
а) поощряет изучение своими гражданами языков, истории и культурны других Договаривающихся Сторон и предоставляет этим Сторонам соответствующие средства для того, чтобы способствовать такому изучению на ее территории, а также
б) стремиться поощрять изучение своего языка или языков, истории и культуры на территории других Договаривающихся Сторон и предоставляет гражданам этих Сторон соответствующие средства для того, чтобы проводить такое изучение на ее территории.
Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация.
В 1994г. на Венском заседании Генеральной Ассамблее ООН была принята официальная прокламация Декады ООН по правам человека в образовании на 1995-2004гг. и разработанПлан действий на Десятилетие . В рамках указанного Плана был сделан акцент на гражданское воспитание в общеевропейском духе. Цель Десятилетия - возведение к его окончанию в рангзаконатребованияуважения прав человека на образование ификсация соответствующей структуры направлений действий в национальном законодательстве. Данный документ предполагает и нацеливает страны Европы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательного школьного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека и оправдывает необходимость систематического и мотивированного образования. В целях реализации Плана правительства государств должны играть активную роль во внедрении его программ, тем самым, развивая национальные планы действий по защите прав человека на образование.
Среди документов, принятых Советом Европы в последнее десятилетие по вопросам образования, немаловажное значение имеет программа «Ценности обучения в обществе. Элементарный закон в гражданском образовании. Среднее образование для Европы», акцентирующая на то, что личность европейца тесно связана с гражданственностью, на то, что образование для демократических граждан является условием усиления европейского национального единства. Именно в этом документе получила закрепление идея сплочения национальных общин европейского пространства. Государства, согласно данному документу, должны придерживаться курса демократизации образования как обязательного компонента образовательной политики, понимания свобод в образовании, баланса прав и ответственности на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.
Таким образом, образовательная политика ведущих стран Западной Европы с конца 90-х гг. была сориентирована на предоставление социальных, экономических, политических гарантии, обеспечение равного доступа к получению любого образования на протяжении всей жизни; максимально широкий охват населения образованием, повышение уровня и качества образования населения; предоставление человеку максимальных возможностей в его выборе своего пути получения образования, улучшение условий образования и образовательной среды для всех субъектов образовательного процесса; стимулирование и развитие научных исследований, создание для этих целей специальных фондов и научных учреждений; выделение средств для развития образовательной среды, технологического и информационного обеспечения систем образования; расширение автономии образовательных учреждений; создание межгосударственного образовательного пространства в рамках Европейского Союза.
При этом в нормативных документах оговаривалось, что каждая страна вырабатывает свои пути достижения качественного изменения образования и создания благоприятных условий для получения любого образования людьми с различными способностями, возможностями, интересами и склонностями.
Возрастающий процесс интеграции приводит к необходимости выработки соответствующих соглашений о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней, что предполагаетдиверсификацию 38 высшего образования.
Лиссабонская Декларация.
Предложение относительно разработки единой, совместной конвенции, которая бы пришла на смену европейским конвенциям о высшем образовании, а также Конвенции ЮНЕСКО о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы, было представлено на 16-й сессии Постоянной конференции по университетским проблемам. Предложение относительно осуществления совместного изучения возможности разработки новой конвенции было также одобрено двадцать седьмой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Принятая в 1997г. в ЛиссабонеКонвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе , является постановочным документом правовой базы международного образовательного сотрудничества более чем 50-ти стран мира. Присоединение к данной Конвенции дает возможность войти в единое правовое поле в этой области с потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США, где проблема признания российских документов об образовании стоит особенно остро. Конвенция объединяет самые разные документы об образовании, которые названы в ней "квалификациями", - школьные аттестаты и дипломы о начальном профессиональном образовании, все дипломы о среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании, включая дипломы доктора наук; академические справки о прохождении периодов обучения. Конвенция говорит, что признаются те зарубежные квалификации, которые не имеют существенной разницы с соответствующими квалификациями в принимающей стране.
В рамках действия Конвенции органы управления устанавливают перечень иностранных дипломов, университетских степеней и званий зарубежных стран, которые признаются эквивалентными национальным документам об образовании, либо такое признание осуществляется непосредственно вузами, которые устанавливают собственные критерии, причем, данная процедура происходит в условиях заключенного двухстороннего либо многостороннего соглашения на уровне правительств или отдельных вузов;
Двумя наиболее важными инструментами в процедуре взаимного признания документов об образовании, упомянутыми в Конвенции, являются Европейская система перевода кредитов (European Credit Transfer System-ECTS), позволяющая установить единую международную систему кредитов, и Приложение к диплому, в котором дается детальное описание квалификации, перечень учебных дисциплин, полученные оценки и кредиты.
Приложение к дипломам ЮНЕСКО/Совета Европы рассматривается, как правило, в качестве полезного средства, содействующего открытости квалификаций высшего образования; поэтому принимаются меры к тому, чтобы содействовать использованию Приложения к дипломам в более широких масштабах.
Сорбоннская декларация.
Первым шагом на пути построения единой Европы сталаСовместная Декларации о гармонизации структуры системы европейского высшего образования
(Сорбоннская декларация), подписанная министрами образования четырех стран (Франции, Германии, Италии и Великобритании) в мае 1998 г.
Декларация отражала стремление создать в Европе единый массив знаний, опирающийся на надежную интеллектуальную, культурную, социальную и техническую основу. Учреждениям высшего образования отводилась роль лидеров в этом процессе. Основной идеей декларации было создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранять и беречь культурное разнообразие отдельных стран, а с другой — способствовать созданию единого пространства преподавания и обучения, в котором студенты и преподаватели располагали бы возможностью неограниченного передвижения и сложились бы все условия для более тесного сотрудничества. Декларация предполагала постепенное создание во всех странах сдвоенной системы высшего образования, которая среди прочего обеспечивала бы всем желающим возможность доступа к высшему образованию в течение всей жизни. Способствовать претворению этой идеи в жизнь должна была единая система зачетных единиц, облегчающая передвижение студентов, и Конвенция о признании дипломов и учебы, подготовленная Советом Европы совместно с ЮНЕСКО, к которой присоединилось большинство европейских стран.
Декларация - это план действий, в котором определена цель (создание европейского пространства высшего образования), установлены сроки (до 2010г.) и намечена программа действий. В итоге реализации программы сложатся четкие и сопоставимые степени двух уровней (undergraduate и postgraduate). Сроки обучения для получения первой не будут короче 3 лет. Содержательно же образование этого уровня должно отвечать требованиям рынка труда. Будет разработана совместимая система кредитов, общая методика оценки качества, созданы условия для более свободного перемещения студентов и преподавателей. Все эти обязательства и приняли на себя 29 европейских стран, поставивших свои подписи под Декларацией.
Болонская Декларация и
«болонский процесс».
Становление и развитие европейского образовательно-правового пространства не ограничилось рассмотренными событиями и процессами. В современный период образовательное пространство Европы, прежде всего, высшее образование, переживает период, который получил название «болонский процесс», начало которого связывается с принятием Болонской декларацией.
1999г. в г. Болонье (Италия) органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, подписалиДекларацию об архитектуре высшего европейского образования , получившую название«Болонская декларация». Декларация определяла основные цели стран-участниц: международную конкурентоспособность, подвижность и востребованность на рынке труда. Участвовавшие в болонской встрече министры образования подтвердили свое согласие с общими положениями Сорбоннской декларации и договорились о совместной выработке краткосрочных политик в сфере высшего образования.
Подтвердив поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встречи приняли на себя обязательства обеспечить достижение целей, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене и обратили внимание на следующий комплекс мероприятий в области высшего образования:
Принять систему легко «читаемых» и узнаваемых степеней;
Принять систему с двумя основными циклами (незаконченное высшее/законченное высшее);
Внедрить систему образовательных кредитов (европейской системы перезачета единиц трудоемкости (ECTS);
Повысить мобильность студентов и преподавателей;
Повысить европейское сотрудничество в области качества образования;
Повысить престиж высшего европейского образования в мире.
В тексте Болонской Декларации не содержится указания о конкретной форме Приложения к диплому: предполагается, что каждая страна решает этот вопрос самостоятельно. Однако интеграционная логика Болонского процесса и принимаемых в ходе его решений, скорее всего, будет способствовать принятию европейскими странами в обозримом будущем описанного выше единого Приложения к диплому.
Из всех стран Евросоюза перешедших на систему кредитов ECTS только Австрия, Фландрия (Бельгия), Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Румыния, Словакия, Швеция в законодательном порядке уже ввели накопительную систему кредитов образования.
Что касается положений данного документа, то можно сказать, что не все стран Европы адекватно восприняли ее положения в национальных нормативных актах. Так, Нидерланды, Норвегия, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония включили или дословно воспроизвели ее положения в национальных правительственных документах, отражающих образовательную политику по реформированию высшего образования. Пять других стран – Австрия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Бельгия восприняли ее положения в контексте планируемых мероприятий по совершенствованию образования. Другие страны, включая Великобританию, Германию и Италию определили, что уже спланированные действия в рамках образовательных программ будут по мере их реализации синхронизироваться с требованиями, заявленными Декларацией.
Среди основных документов и мероприятий, направленных на развитие процесса взаимного признания квалификаций и компетенций в области профессионального образования и обучения в Европейском Союзе, укажем на следующие:
1. Лиссабонская резолюция, принята на заседании Европейского Совета в марте 2000г. В резолюции содержится официальное признание центральной роли образования как фактора экономической и социальной политики, а также как средства повышения конкурентоспособности Европы в мировом масштабе, сближения ее народов и полноценного развития граждан. В резолюции также обозначена стратегическая цель превращения ЕС в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на знаниях.
2.План мероприятий по развитию мобильности и умений, принят на заседании ЕС в Ницце в декабре 2000 г. и предусматривает ряд мер по обеспечению: сравнимости систем образования и обучения; официального признания знаний, умений и квалификаций. Этот документ также содержит план действий европейских социальных партнеров (организаций-членов европейского социального партнерства), которым отводится центральная роль в реализации принятых решений.
3.Доклад«Конкретные задачи для систем профессионального образования и обучения будущего», принят на заседании Европейского Совета в марте 2001г. в Стокгольме. Доклад содержит план дальнейшего развития основных направлений совместной деятельности на европейском уровне в целях решения задач, поставленных в Лиссабоне.
4. Рекомендация Европейского парламента и Совета, принята 10 июня 2001г. Содержит положения относительно повышения мобильности в странах сообщества для студентов, учащихся, учителей и наставников в продолжение плана мероприятий по развитию мобильности, принятого в Ницце в декабре 2000 г.
5.Конференция в Брюгге (октябрь 2001г.) На этой конференции руководители стран ЕС инициировали процесс сотрудничества в области профессионального образования, в том числе и в области признания дипломов или свидетельств об образовании и квалификаций.
Несомненно, наиболее актуальным в настоящее время является повышение уровня ознакомления российской научно-педагогической общественности, прежде всего, конечно, работающей в сфере высшего профессионального образования, с названными основными документами и, особенно, с теми требованиями, которые придется выполнять России как участнику «болонского процесса». В этой связи нельзя не назвать работы одного из наиболее активных исследователей и популяризаторов болонских реформ – В.И. Байденко, чьи работы завоевали заслуженный авторитет 39 . В данном пособии мы лишь кратко коснемся этой темы, рекомендуя читателю обратиться к названным источникам самостоятельно.
Основные компоненты-требования «болонского процесса», вытекающие из Болонской декларации, сводятся к следующему.
Обязательства участников.
Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, ряд из которых ограничены сроками:
С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников «болонского процесса» европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями «болонского процесса».
Обязательные параметры «болонского процесса»:
Внедрение трёхуровневой система высшего образования.
Переход на разработку, учет и использование так называемых «академических крéдитов» (ECTS) 40 .
Обеспечение академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
Наличие европейского приложение к диплому.
Обеспечение контроля качества высшего образования.
Создание единого европейского исследовательского пространства.
Единых европейских оценок успеваемости обучающихся (качества обучения);
Активной вовлечённости студентов в европейский образовательный процесс, в том числе путем повышения их мобильности;
Социальной поддержки малообеспеченных студентов;
Образования в течение всей жизни.
К факультативным параметрам «болонского процесса» относятся:
Обеспечение гармонизации содержания образования по направлениям подготовки;
Разработка нелинейных траекторий обучения студентов, курсов по выбору;
Внедрение модульной системы обучения;
Расширение дистанционных форм обучения и электронных курсов;
Расширение использования возможностей академических рейтингов студентов и преподавателей.
Особое значение имеет для понимания смысла и идеологии «болонского процесса» егообразовательно-правовая культура, которая заключается в признании и принятии следующих уровней высшего образования и соответствующих академических квалификаций и научных степеней:
1. Вводятся три уровня высшего образования:
Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр").
Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
Третий уровень – докторантура (степень "доктор").
2. Корректными в «болонском процессе» признаются две модели:3 + 2 + 3 либо 4 + 1 + 3 , где цифры означают: сроки (годы) обучения на уровне бакалавриата, затем уровне магистратуры и, наконец, на уровне докторантуры соответственно.
Заметим, что нынешняя российская модель (4 + 2 + 3) весьма специфична хотя бы уже потому, что степень "специалист" не вписывается в представленные модели «болонского процесса» (а), российский бакалавриат есть вполне самодостаточное высшее образование первого уровня (б), техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы, в отличие от многих западных стран, не имеют права выдавать диплом бакалавра (в).
3. Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки. Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук". Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.
Академические крéдиты -
одна из наиболее специфических характеристики «болонского процесса». Основные параметры такого «кредитования» состоят в следующем:
Академическим крéдитом называется единица трудоёмкости учебного труда студента. За один семестр начисляется ровно 30 академических крéдитов, за учебный год – 60 академических крéдитов.
Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 крéдитов (три года обучения) или не менее 240 крéдитов (четыре года обучения).
Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 крéдитов (пять лет обучения). Количество крéдитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 крéдита), так как сложение крéдитов за семестр должно давать число 30.
Крéдиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). Количество начисляемых крéдитов по дисциплине от оценки не зависит. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление крéдитов.
При начислении крéдитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" - по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.). Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
А – "отлично" (10 процентов сдающих).
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).
С – "хорошо" (30 процентов сдающих).
D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).
Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).
F (FX) - "неудовлетворительно".
Академическая мобильность –
еще одна характерная составляющая идеологии и практики «болонского процесса». Она заключается в комплексе ряда условий для самого студента, и для вуза, где он получает первоначальное обучение (базовый вуз):
Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год;
Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания;
Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно; - принимающий вуз денег за обучение не берёт;
Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах);
В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные крéдиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом;
Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические крéдиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;
Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.
Автономность вуза
имеет особую значимость для обеспечения задач, стоящих перед участниками «болонского процесса». Она проявляется в том, что вузы:
В существующих условиях в рамках ГОС ВПО самостоятельно определяют содержание обучения по уровням бакалавр/магистр;
Самостоятельно определяют методику обучения;
Самостоятельно определяют количество крéдитов за учебные курсы (дисциплины);
Сами принимают решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).
Наконец, особую значимость европейское образовательное сообщество придает качеству высшего образования, которое, в известном смысле, можно и нужно рассматривать как ключевой компонент образовательных болонских реформ. Позиция Европейского союза в области обеспечения и гарантии качества образования, которая начала формироваться еще в доболонский период, сводится к следующим основным тезисам (В.И. Байденко):
Ответственность за содержание обучения и организацию систем обучения и подготовки, их культурного и лингвистического разнообразия, возлагается на государство;
Улучшение качества высшего образования является предметом обеспокоенности соответствующих стран;
Разнообразие методов, используемых на национальном уровне и накопленный национальный опыт, следует дополнить европейским опытом;
Вузы призваны ответить на новые образовательные и социальные требования;
Соблюдается принцип уважения к национальным образовательным стандартам, целям обучения и стандартам качества;
Гарантии качества определяются государствами-участниками и должны быть достаточно гибкими и приспосабливаемыми к изменяющимся обстоятельствам и/или структурам;
Системы гарантии качества создаются в контуре экономического, социального и культурного контекста стран с учетом быстро меняющихся ситуаций в мире;
Предполагается взаимный обмен информацией о качестве и системах его гарантий, равно как и выравнивание различий в этой области между высшими учебными заведениями;
Страны остаются суверенными в выборе процедур и методов гарантии качества;
Достигается адаптация процедур и методов гарантии качества к профилю и целям (миссии) вуза;
Практикуется целеустремленное использование внутренних и/или внешних аспектов гарантии качества;
Формируются полисубъектные концепции гарантии качества с привлечением различных сторон (высшее образование как открытая система), с обязательной публикацией результатов;
Развиваются контакты с международными экспертами и сотрудничество в части обеспечения гарантий качества на межнациональной основе.
Таковы основные идеи и положения «болонского процесса», нашедшие отражение в названных и иных образовательно-правовых актах и документах европейского образовательного сообщества. Следует заметить, что единый государственный экзамен (ЕГЭ), который стал в последние годы предметом острейших дискуссий, не имеет прямого отношения к «болонскому процессу». Срок завершения основных "болонских" преобразований в странах-участниках запланирован на период не позднее 2010 года.
В декабре 2004 года на заседании коллегии Минобрнауки России были обсуждены проблемы практического участия России в «болонском процессе». В частности, были обозначены основные направления по созданию конкретных условий для полноценного участия в «болонском процессе». Эти условия предусматривают функционирование в 2005-2010 гг. прежде всего:
а) двухуровневой системы высшего профессионального образования;
б) системы зачетных единиц (академических крéдитов) для признания результатов обучения;
в) сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;
г) внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей.
В современной Европе процессы, связанные с объединением, затрагивают различные сферы и выходят за рамки ЕС. Более того, появляются новые области, которые начинают развиваться по единым правилам. К таким новым областям относится высшее образование. Причем, если ЕС сегодня насчитывает 25 членов и почти 60-летнюю историю, то интеграционные процессы в области высшего образования, получившие названия Болонского процесса и начавшиеся в самом конце 1990-х гг., охватывают в настоящее время 40 европейских государств. Иными словами, интеграция в области высшего образования стала той сферой, которая развивается крайне интенсивно, несмотря на языковой барьер, наличие национальных особенностей в области образования, которые складывались столетиями, и т.п. В чем причины таких темпов интеграции?
Европа во второй половине XX столетия пережила, по крайней мере, два периода, во время которых она столкнулась с проблемой своего отставания от других регионов. Некоторое технологическое отставание европейских стран от США и Японии наметилось в 1960-1970-е гг. Это дало о себе знать и в последующие годы. В результате в Европе позднее и медленнее, чем, например, в США, внедрялись банковские пластиковые карты и связанные с ними услуги, развивалась сотовая телефонная сеть, вводился Интернет. Следует заметить, что по массовому использованию ряда технологических инноваций развитые европейские страны в начале 1990-х гг. стали уступать не только США и Японии, но и, например, таким странам, как ЮАР, где еще в начале 1990-х гг. широкое распространение получила система банкоматов, оплаты коммунальных услуг по компьютеру через национальную сеть, а также развитие сотовой телефонной сети.
Своеобразным «вторым звонком» для европейцев послужил тот факт, что США, а также Австралия начинают интенсивно предоставлять образовательные услуги. Эта статья становится значимой статьей их экспорта. В частности, В.И. Байденко пишет, что с начала 1990-х гг. число европейских студентов, которые обучались в США, превысило число американских студентов, обучающихся в Европе.
Факт отставания европейского образования имел не только экономическое значение. Европа, с ее культурными историческими традициями, неотъемлемой частью которых было университетское образование, стала именно в этой области уступать место «нуворишам».
Все это и заставило европейцев в конце 1990-х гг. серьезно заняться реформой в области высшего образования. Ее инициаторами выступили Великобритания, Германия, Италия и Франция. На встрече в Сорбонне в 1998 г. министры образования этих стран подписали Сорбоннскую декларацию, положившую начало интеграции высшего образовательного пространства в Европе. В ее основу была положена Университетская Хартия (Magna Charta Universitetum ), принятая в 1988 г. в Болонье в связи с празднованием 900-летия старейшего европейского университета. Университетская Хартия подчеркивала автономность университета, его независимость от политических и идеологических догм, связь исследования и образования, отказ от нетерпимости и ориентация на диалог.
Своеобразным «оформлением» процесса создания единого образовательного пространства стало подписание Болонской декларации 1999 г., давшей название самому процессу. В основу этой декларации положены следующие принципы:
двухуровневое высшее образование, первый уровень ориентирован на получение степени бакалавра, второй - магистра;
кредитная система, представляющая собой единый учет процесса обучения во всех государствах (какие курсы и в каком объеме прослушаны студентом);
независимый контроль качества образования, в основу которого положено не количество часов, потраченных на обучение, а уровень знаний и умений;
мобильность студентов и преподавателей, предполагающая, что для обогащения опытом преподаватели могут определенный период работать, а студенты - обучаться в университетах различных европейских стран;
применимость знаний выпускников университетов в Европе, означающая, что специальности, по которым готовятся кадры, будут востребованы там, а подготовленные специалисты - трудоустроены;
привлекательность европейского образования (планируется, что нововведения будут способствовать заинтересованности европейцев, а также граждан стран других регионов в получении европейского образования).
Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. и начала процесс реформирования высшего образования.
Перестройка высшего образования во всех странах, включенных в Болонский процесс, идет далеко не просто по многим причинам, в том числе связанным с необходимостью «ломки» многих сложившихся традиций, структур, методов преподавания. Во всех странах, включенных в Болонский процесс, ведутся дискуссии по вопросам интеграции общеевропейского пространства, появились ее как активные сторонники, так и противники. Главное, что стоит за спорами, - те социально-политические последствия, которые повлечет за собой создание общеевропейского образовательного пространства.
Болонский процесс, несомненно, будет углублять и расширять общеевропейскую интеграцию. Сопоставимость основных параметров технологии высшего образования (уровни образования, сроки и т.п.) даст возможность, с одной стороны, сделать понятным уровень квалификации выпускников, с другой - сформировать в рамках Европы по каждой специальности общие требования к знаниям и умениям выпускников, обеспечивая тем самым высокую мобильность квалифицированной рабочей силы. Более того, Болонский процесс, предполагающий партнерские отношения между европейскими университетами, позволит готовить единую европейскую политическую, экономическую, техническую, научную и другую элиту. Этому же процессу будет способствовать мобильность студентов и преподавателей, которая также предусмотрена Болонским процессом. В результате выпускники европейских университетов войдут в профессиональную сферу с множеством межличностных контактов, установленных еще в период обучения со своими однокурсниками из разных государств.
Включенность в единое общеевропейское образовательное пространство позволит решить, или по крайней мере смягчить, ряд проблем, которые существуют между государствами, в том числе и на постсоветском пространстве. Один из примеров - отношения России с государствами Балтии в связи с русским языком в этих странах, в частности в Латвии. Оба государства присоединились к Болонскому процессу: Латвия - с 1999 г., Россия - с 2003 г. Латвия с 2004 г. является членом ЕС, а в рамках программ сотрудничества Россия - ЕС образование занимает одно из приоритетных мест. Обе страны в течение длительного время имели единую систему высшего образования, поэтому Латвия хорошо представляет российское образование. Системы образования обеих стран в начале 1990-х гг. столкнулись во многом со сходными проблемами. Все это способствует развитию сотрудничества в области высшего образования между Россией и Латвией, а хорошее знание русского языка жителями Латвии становится важным преимуществом Латвии при развитии такого сотрудничества. Одновременно, для русскоязычного населения Латвии в рамках Болонского процесса, предусматривающего мобильность студентов и преподавателей, открываются новые возможности обучения и преподавания в России.
Развитие интеграции в области образования способствует и развитию демократизации. В свое время университеты сыграли немалую роль для становления и развития демократии в Европе. Сегодня университет, являясь, согласно Сорбоннской декларации, основной структурной единицей Болонского процесса, потенциально способен вновь сыграть важную роль в этой области. Университетское сообщество является по своей природе сетевым, а демократия подразумевает преимущественно сетевые социальные связи и отношения. Повышение роли образования (соответственно, университетов) в социально-экономической и политической жизни Европы будет вести к дальнейшему развитию сетевых отношений в различных сферах.
Наряду с положительными моментами Болонский процесс повлечет за собой и ряд проблем. Одну из групп составляют проблемы, связанные с различными видами расслоения европейского общества, что в принципе характерно и для других регионов, однако в рамках интенсивно ведущейся образовательной реформы они могут проявляться с особой силой.
Повышение качества высшего образования приведет к усилению различий между образованной элитой и остальными слоями населения, что в свою очередь будет побуждать менее квалифицированные и более консервативные слои населения к отказу от дальнейшего развития европейской интеграции, росту национализма. Учитывая то, что сегодня это расслоение уже довольно отчетливо проявляется, усиление этих процессов может оказаться критическим. Впрочем, многое зависит от университетов. Если будут разработаны различные программы, в соответствии с которыми университеты станут не только важнейшими единицами интеграции высшего образования, но и частью гражданского общества, что подразумевает просветительскую, экспертную, консультативную деятельность, т.е. открытость университетов обществу, то этот социально-культурный разрыв может быть значительно уменьшен.
Увеличение числа европейцев с дипломами высшего образования повлечет за собой новый поток менее квалифицированной рабочей силы из арабских, азиатских и африканских стран. Изменение этнического состава Европы, сопровождающееся распространением иных культурных норм и ценностей, является проблемой (в конце 2005 г. Европа уже столкнулась здесь с проявлениями насилия) и требует разработки соответствующих социально-экономических программ.
Болонский процесс повлечет за собой перестройку университетского сообщества, в котором выделятся по крайне мере три страты. Первая страта - наиболее успешные и престижные университеты (по отдельным направлениям или в целом), полностью включенные в Болонский процесс, которые, учитывая, что образовательные услуги становятся все более значимой статьей дохода, будут формировать своего рода «консорциумы», стараясь монополизировать образовательную сферу. Вторая страта - университеты, которые отчасти будут принадлежать «первому кругу», но стремящиеся войти в него полностью. Наконец, третья страта - университеты-«аутсайдеры», работающие на грани выживания. Границы между стратами будут подвижными, и кроме кооперативных связей и отношений между ними развернется жесткая конкурентная борьба. Разумеется, конкуренция между университетами существует и сегодня, однако в условиях корпоративных отношений она будет иметь более жесткий характер.
Социально-политическими последствиями интеграции образовательного пространства в Европе может стать изменение роли регионов и городов. С одной стороны, можно ожидать интенсивное развитие городов, в которых находятся крупнейшие университетские центры, с другой - специализацию этих университетов в зависимости от профиля города или региона, поскольку это дает целый ряд преимуществ (приглашение высокопрофессиональных специалистов в университет, прохождение студентами практики в соответствующих организациях и т.д.). Так, если взять сферу международных политических и экономических отношений, то проблемы многосторонней дипломатии, международных организаций и многосторонних переговоров оказываются профильными для женевских университетов, вопросы европейской интеграции - университетов Брюсселя, а международных финансов - Лондона. В результате можно ожидать усиление регионализации и даже своеобразную «мегаполизацию» Европы, что означает существенное изменение социально-политического и экономического облика континента.
Развитие Болонского процесса в Европе стимулировало постановку вопросов об объединении образовательных пространств в других государствах, где оно в значительной степени децентрализовано (в частности, в США), и регионах. Это влечет за собой проблему «состыковки» образовательной системы Европы с образовательными системами других стран и регионов мира, «состыковки» систем высшего образования и среднего, а также требований и норм одних договоров и организаций и других (в ВТО, например, образование рассматривается как услуга).
Таким образом, образование все отчетливее становится той сферой, где фокусируются наиболее важные социально-экономические и политические проблемы современности, что ставит задачу проведения многоуровневых международных переговоров по всему комплексу проблем образования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какое место занимают образование и знания в современном мире?
Как изменились материальные и временные затраты на образование к концу XX столетия, а также доходы лиц, имеющих различный уровень образования?
Каково влияние новых технологий на процесс образования?
В чем проявляется глобализация в образовании?
5.Каковы основные характеристики Болонского процесса?
Что такое децентрализация образования?
Чем обусловлены процессы коммерциализации и приватизации образования?
Каковы роль государства в современном образовательном процессе и основные задачи, которые оно решает?
Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: документы международных форумов и мнения зарубежных экспертов / под ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский новый университет, 2002.
Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. М. : Оргсервис, 2006.
Иноземцев B . JI . За пределами экономического общества. М. : Academia, 1998.
Иноземцев ВЛ. Расколотая цивилизация. М.: Academia: Наука, 1999.
Ларионова М.В. Основные события в сфере образовательной политики в ЕС во второй половине 2007 г. // Вестник международных организаций. 2008. № 2.
Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и мировая политика. 2006. № 10.
Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У). 2009. № 4.
В современной Европе процессы, связанные с объединением, затрагивают различные сферы и выходят за рамки ЕС. Более того, появляются новые области, которые начинают развиваться по единым правилам. К таким новым областям относится высшее образование. Причем, если ЕС сегодня насчитывает 25 членов и почти 60-летнюю историю, то интеграционные процессы в области высшего образования, получившие названия Болонского процесса и начавшиеся в самом конце 1990-х гг., охватывают в настоящее время 40 европейских государств. Иными словами, интеграция в области высшего образования стала той сферой, которая развивается крайне интенсивно, несмотря на языковой барьер, наличие национальных особенностей в области образования, которые складывались столетиями, и т.п. В чем причины таких темпов интеграции?
Европа во второй половине XX столетия пережила, по крайней мере, два периода, во время которых она столкнулась с проблемой своего отставания от других регионов. Некоторое технологическое отставание европейских стран от США и Японии наметилось в 1960-1970-е гг. Это дало о себе знать и в последующие годы. В результате в Европе позднее и медленнее, чем, например, в США, внедрялись банковские пластиковые карты и связанные с ними услуги, развивалась сотовая телефонная сеть, вводился Интернет. Следует заметить, что по массовому использованию ряда технологических инноваций развитые европейские страны в начале 1990-х гг. стали уступать не только США и Японии, но и, например, таким странам, как ЮАР, где еще в начале 1990-х гг. широкое распространение получила система банкоматов, оплаты коммунальных услуг по компьютеру через национальную сеть, а также развитие сотовой телефонной сети.
Своеобразным «вторым звонком» для европейцев послужил тот факт, что США, а также Австралия начинают интенсивно предоставлять образовательные услуги. Эта статья становится значимой статьей их экспорта. В частности, В.И. Байденко пишет, что с начала 1990-х гг. число европейских студентов, которые обучались в США, превысило число американских студентов, обучающихся в Европе.
Факт отставания европейского образования имел не только экономическое значение. Европа, с ее культурными историческими традициями, неотъемлемой частью которых было университетское образование, стала именно в этой области уступать место «нуворишам».
Все это и заставило европейцев в конце 1990-х гг. серьезно заняться реформой в области высшего образования. Ее инициаторами выступили Великобритания, Германия, Италия и Франция. На встрече в Сорбонне в 1998 г. министры образования этих стран подписали Сорбоннскую декларацию, положившую начало интеграции высшего образовательного пространства в Европе. В ее основу была положена Университетская Хартия (Magna Charta Universitetum), принятая в 1988 г. в Болонье в связи с празднованием 900-летия старейшего европейского университета. Университетская Хартия подчеркивала автономность университета, его независимость от политических и идеологических догм, связь исследования и образования, отказ от нетерпимости и ориентация на диалог.
Своеобразным «оформлением» процесса создания единого образовательного пространства стало подписание Болонской декларации 1999 г., давшей название самому процессу. В основу этой декларации положены следующие принципы:
■ двухуровневое высшее образование, первый уровень ориентирован на получение степени бакалавра, второй - магистра;
■ кредитная система, представляющая собой единый учет процесса обучения во всех государствах (какие курсы и в каком объеме прослушаны студентом);
■ независимый контроль качества образования, в основу которого положено не количество часов, потраченных на обучение, а уровень знаний и умений;
■ мобильность студентов и преподавателей, предполагающая, что для обогащения опытом преподаватели могут определенный период работать, а студенты - обучаться в университетах различных европейских стран;
■ применимость знаний выпускников университетов в Европе, означающая, что специальности, по которым готовятся кадры, будут востребованы там, а подготовленные специалисты - трудоустроены;
■ привлекательность европейского образования (планируется, что нововведения будут способствовать заинтересованности европейцев, а также граждан стран других регионов в получении европейского образования).
Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. и начала процесс реформирования высшего образования.
Перестройка высшего образования во всех странах, включенных в Болонский процесс, идет далеко не просто по многим причинам, в том числе связанным с необходимостью «ломки» многих сложившихся традиций, структур, методов преподавания. Во всех странах, включенных в Болонский процесс, ведутся дискуссии по вопросам интеграции общеевропейского пространства, появились ее как активные сторонники, так и противники. Главное, что стоит за спорами, - те социально-политические последствия, которые повлечет за собой создание общеевропейского образовательного пространства.
Болонский процесс, несомненно, будет углублять и расширять общеевропейскую интеграцию. Сопоставимость основных параметров технологии высшего образования (уровни образования, сроки и т.п.) даст возможность, с одной стороны, сделать понятным уровень квалификации выпускников, с другой - сформировать в рамках Европы по каждой специальности общие требования к знаниям и умениям выпускников, обеспечивая тем самым высокую мобильность квалифицированной рабочей силы. Более того, Болонский процесс, предполагающий партнерские отношения между европейскими университетами, позволит готовить единую европейскую политическую, экономическую, техническую, научную и другую элиту. Этому же процессу будет способствовать мобильность студентов и преподавателей, которая также предусмотрена Болонским процессом. В результате выпускники европейских университетов войдут в профессиональную сферу с множеством межличностных контактов, установленных еще в период обучения со своими однокурсниками из разных государств.
Включенность в единое общеевропейское образовательное пространство позволит решить, или по крайней мере смягчить, ряд проблем, которые существуют между государствами, в том числе и на постсоветском пространстве. Один из примеров - отношения России с государствами Балтии в связи с русским языком в этих странах, в частности в Латвии. Оба государства присоединились к Болонскому процессу: Латвия - с 1999 г., Россия - с 2003 г. Латвия с 2004 г. является членом ЕС, а в рамках программ сотрудничества Россия - ЕС образование занимает одно из приоритетных мест. Обе страны в течение длительного время имели единую систему высшего образования, поэтому Латвия хорошо представляет российское образование. Системы образования обеих стран в начале 1990-х гг. столкнулись во многом со сходными проблемами. Все это способствует развитию сотрудничества в области высшего образования между Россией и Латвией, а хорошее знание русского языка жителями Латвии становится важным преимуществом Латвии при развитии такого сотрудничества. Одновременно, для русскоязычного населения Латвии в рамках Болонского процесса, предусматривающего мобильность студентов и преподавателей, открываются новые возможности обучения и преподавания в России.
Развитие интеграции в области образования способствует и развитию демократизации. В свое время университеты сыграли немалую роль для становления и развития демократии в Европе. Сегодня университет, являясь, согласно Сорбоннской декларации, основной структурной единицей Болонского процесса, потенциально способен вновь сыграть важную роль в этой области. Университетское сообщество является по своей природе сетевым, а демократия подразумевает преимущественно сетевые социальные связи и отношения. Повышение роли образования (соответственно, университетов) в социально-экономической и политической жизни Европы будет вести к дальнейшему развитию сетевых отношений в различных сферах.
Наряду с положительными моментами Болонский процесс повлечет за собой и ряд проблем. Одну из групп составляют проблемы, связанные с различными видами расслоения европейского общества, что в принципе характерно и для других регионов, однако в рамках интенсивно ведущейся образовательной реформы они могут проявляться с особой силой.
Повышение качества высшего образования приведет к усилению различий между образованной элитой и остальными слоями населения, что в свою очередь будет побуждать менее квалифицированные и более консервативные слои населения к отказу от дальнейшего развития европейской интеграции, росту национализма. Учитывая то, что сегодня это расслоение уже довольно отчетливо проявляется, усиление этих процессов может оказаться критическим. Впрочем, многое зависит от университетов. Если будут разработаны различные программы, в соответствии с которыми университеты станут не только важнейшими единицами интеграции высшего образования, но и частью гражданского общества, что подразумевает просветительскую, экспертную, консультативную деятельность, т.е. открытость университетов обществу, то этот социально-культурный разрыв может быть значительно уменьшен.
Увеличение числа европейцев с дипломами высшего образования повлечет за собой новый поток менее квалифицированной рабочей силы из арабских, азиатских и африканских стран. Изменение этнического состава Европы, сопровождающееся распространением иных культурных норм и ценностей, является проблемой (в конце 2005 г. Европа уже столкнулась здесь с проявлениями насилия) и требует разработки соответствующих социально-экономических программ.
Болонский процесс повлечет за собой перестройку университетского сообщества, в котором выделятся по крайне мере три страты. Первая страта - наиболее успешные и престижные университеты (по отдельным направлениям или в целом), полностью включенные в Болонский процесс, которые, учитывая, что образовательные услуги становятся все более значимой статьей дохода, будут формировать своего рода «консорциумы», стараясь монополизировать образовательную сферу. Вторая страта - университеты, которые отчасти будут принадлежать «первому кругу», но стремящиеся войти в него полностью. Наконец, третья страта - университеты-«аутсайдеры», работающие на грани выживания. Границы между стратами будут подвижными, и кроме кооперативных связей и отношений между ними развернется жесткая конкурентная борьба. Разумеется, конкуренция между университетами существует и сегодня, однако в условиях корпоративных отношений она будет иметь более жесткий характер.
Социально-политическими последствиями интеграции образовательного пространства в Европе может стать изменение роли регионов и городов. С одной стороны, можно ожидать интенсивное развитие городов, в которых находятся крупнейшие университетские центры, с другой - специализацию этих университетов в зависимости от профиля города или региона, поскольку это дает целый ряд преимуществ (приглашение высокопрофессиональных специалистов в университет, прохождение студентами практики в соответствующих организациях и т.д.). Так, если взять сферу международных политических и экономических отношений, то проблемы многосторонней дипломатии, международных организаций и многосторонних переговоров оказываются профильными для женевских университетов, вопросы европейской интеграции - университетов Брюсселя, а международных финансов - Лондона. В результате можно ожидать усиление регионализации и даже своеобразную «мегаполизацию» Европы, что означает существенное изменение социально-политического и экономического облика континента.
Развитие Болонского процесса в Европе стимулировало постановку вопросов об объединении образовательных пространств в других государствах, где оно в значительной степени децентрализовано (в частности, в США), и регионах. Это влечет за собой проблему «состыковки» образовательной системы Европы с образовательными системами других стран и регионов мира, «состыковки» систем высшего образования и среднего, а также требований и норм одних договоров и организаций и других (в ВТО, например, образование рассматривается как услуга).
Таким образом, образование все отчетливее становится той сферой, где фокусируются наиболее важные социально-экономические и политические проблемы современности, что ставит задачу проведения многоуровневых международных переговоров по всему комплексу проблем образования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какое место занимают образование и знания в современном мире?
2. Как изменились материальные и временные затраты на образование к концу XX столетия, а также доходы лиц, имеющих различный уровень образования?
3. Каково влияние новых технологий на процесс образования?
4. В чем проявляется глобализация в образовании?
5.Каковы основные характеристики Болонского процесса?
5. Что такое децентрализация образования?
6. Чем обусловлены процессы коммерциализации и приватизации образования?
7. Каковы роль государства в современном образовательном процессе и основные задачи, которые оно решает?
1. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: документы международных форумов и мнения зарубежных экспертов / под ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский новый университет, 2002.
2. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. М. : Оргсервис, 2006.
3. Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества. М. : Academia, 1998.
4. Иноземцев ВЛ. Расколотая цивилизация. М.: Academia: Наука, 1999.
5. Ларионова М.В. Основные события в сфере образовательной политики в ЕС во второй половине 2007 г. // Вестник международных организаций. 2008. № 2.
6. Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и мировая политика. 2006. № 10.
7. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У). 2009. № 4.