Как оформить дтп без участия гибдд? Как правильно оформить дтп самому или с участием сотрудников гибдд Можно ли оформить дтп в гибдд.
Считаются неприятными ситуациями, при которых может наноситься урон имуществу или здоровью граждан. Относительно недавно такие ситуации требовали непременного привлечения работников ГИБДД, но теперь участники происшествия могут самостоятельно заниматься оформлением. Для этого важно разобраться с тем, как оформить ДТП без вызова ГИБДД. Процедура выполняется с помощью выплаты компенсации на руки или составления европротокола, но для этого должны соблюдаться определенные условия.
Когда допускается не пользоваться помощью ГИБДД
Только при удовлетворении некоторых требований могут участники ДТП самостоятельно заниматься оформлением аварии. К ним относится:
- в аварии участвовало исключительно две машины;
- отсутствуют пострадавшие;
- компенсация должна быть получена только одним автовладельцем за нанесенный урон машине;
- у каждого автовладельца имеется действующий полис ОСАГО;
- граждане желают самостоятельно оформить происшествие, поэтому оба согласны на то, чтобы не вызывать сотрудников ГИБДД;
- граждане знают, как правильно оформить европротокол, а также у них имеется подходящий бланк.
ДТП без ГАИ можно оформить только при вышеуказанных условиях. Если у участников имеются какие-либо травмы или задействовано три автомобиля, то придется дожидаться приезда работников ГИБДД.
Какая компенсация выплачивается по европротоколу
Перед тем как оформить ДТП без вызова ГИБДД, участники происшествия должны оценить нанесенный урон. Дело в том, что если составляется европротокол, то страховыми компаниями выплачивается только ограниченная и небольшая сумма средств, поэтому важно убедиться, что ее будет достаточно для покрытия убытков.
Максимально по этому документу страховые компании выплачивают 50 тыс. руб. Жители городов федерального значения могут рассчитывать на компенсацию в размере 400 тыс. руб. Во втором случае требуется, чтобы хотя бы один участник ДТП обладал специальным устройством, фиксирующим место расположения машин и точное время происшествия. Для этого подходят датчики ГЛОНАСС или GPS. Оформление должно осуществляться в течение одного часа после непосредственного происшествия. В кадре должны фиксироваться номера машин и повреждения.
Автовладелец, являющийся пострадавшим в ДТП, должен убедиться, что 50 тыс. руб. будет достаточно для покрытия убытков.
Правила оформления аварии без европротокола
Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли без ГАИ, так как нередко приходится ждать работников ГИБДД длительное время. Если соблюдаются вышеуказанные условия, то автовладельцы могут решить вопрос мирным способом. Нередко отсутствует даже необходимость в составлении европротокола, если виновник согласен непосредственно на месте возместить убытки другому участнику аварии.
В этом случае должны соблюдаться правила:
- оба участника должны быть согласны на такое решение проблемы;
- повреждения должны быть незначительными;
- обязательно передача денег фиксируется составлением расписки;
- пострадавший должен составить документ, где он подтверждает, что у него отсутствуют какие-либо претензии к виновнику аварии, причем пишется текст от руки.
Обычно такой способ используется, если действительно имеются незначительные повреждения машины, поэтому передается компенсация, не превышающая по размеру 10 тыс. руб.
Как можно оформить аварию на парковке
Работники ГИБДД нередко вовсе отказываются приезжать для оформления незначительных ДТП, происходящих на парковках. В этом случае должны участники аварии знать, как оформить мелкое ДТП без ГАИ, но при этом получить от работников данной службы справку, необходимую для получения компенсации от страховой компании. Для этого выполняются гражданами последовательные действия:
- первоначально желательно найти свидетелей аварии, чтобы записать их контактные данные;
- фиксируются с помощью видео или фотографий все детали, имеющие отношение к происшествию;
- формируется схема происшествия, причем все сведения должны быть правильными и точными, а также с внесенными данными должны быть согласны оба участника;
- схема подписывается участниками аварии и свидетелями;
- автомобили перемещаются с проезжей части;
- далее надо обратиться в ближайшее подразделение ГИБДД, чтобы работники данного учреждения официально зарегистрировали аварию;
- привлекается виновник к ответственности за совершенное правонарушение.
При использовании данной схемы важно много внимания уделять правильности составления схемы и сборке доказательств. Оформить ДТП без ГИБДД этим методом допускается только при наличии незначительного материального ущерба и отсутствии пострадавших.
Оформление с применением европротокола
Другой возможностью оформления аварии без привлечения работников ГИБДД выступает самостоятельное составление участниками европротокола. Как оформить ДТП без вызова ГИБДД таким способом? Для этого должны соблюдаться многочисленные условия, к которым относится наличие только двух участников аварии и отсутствие пострадавших. К другим особенностям данного процесса относится:
- хотя бы один из водителей обладает бланком европротокола;
- у автовладельцев должны иметься знания о том, как правильно заполняются пункты данного документа, поэтому они должны разбираться в том, как оформить ДТП без вызова ГАИ с помощью этого протокола;
- важно заранее убедиться, что у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО.
Такой метод оформления аварии считается выгодным для каждого автовладельца, но при этом пострадавший должен убедиться в том, что для ремонта машины не потребуется тратить больше 50 тыс. руб., так как только такая максимальная сумма выплачивается страховыми компаниями.
Как правильно составляется
Достаточно часто при мелких авариях задумываются водители о том, как оформлять ДТП без ГАИ. Европротокол для этого считается идеальным решением, поэтому если граждане знают, как правильно формируется этот документ, то можно получить компенсацию пострадавшему участнику аварии без привлечения работников ГИБДД. При составлении этого документа учитываются правила:
- при заполнении первого листа происходит автоматическое внесение информации на второй экземпляр, поэтому надо писать на жесткой поверхности и хорошей ручкой;
- вносятся сведения каждым участником аварии на нужной стороне основного бланка, разделенного на две части;
- на лицевой стороне должно иметься две подписи;
- допускается вносить изменения уже после разъединения документа, но под всеми новыми данными должны иметься подписи обоих участников.
Если не следовать вышеуказанным требованиям, то существует вероятность, что страховой компанией не будет принят неправильно составленный евпропротокол.
Инструкция по заполнению европротокола
Наиболее часто при выборе способа, как оформить ДТП без ГАИ, граждане предпочитают пользоваться европротоколом. Для этого важно разобраться в правилах составления и оформления этого документа. К ним относится:
- используется только специальный фирменный бланк, который можно скачать на официальном сайте ГИБДД;
- внесением сведений должны заниматься оба автомобилиста;
- на лицевой стороне документа указываются данные о месте и времени аварии, а также приводятся личные данные об участниках;
- прописываются сведения о страховых компаниях, чьи страховые полисы имеются у автовладельцев;
- на лицевой части европротокола описываются все повреждения, имеющиеся на автомобилях, а также приводятся обстоятельства, при которых возникло происшествие;
- в 14 пункте должны иметься все повреждения и их характер;
- в 15 пункт можно внести разные замечания;
- 17 пункт предназначается для составления схемы, с помощью которой будет понятно, в каком направлении двигались автомобили, а также каким образом возникла авария;
- обратная сторона документа обычно остается неиспользованной, поэтому она зачеркивается с помощью символа Z, так как при таких условиях исключается вероятность того, что кто-нибудь из участников сможет внести недостоверные сведения.
Если во время заполнения документа граждане допускают ошибки или вносят неправильные данные, то придется пользоваться новым европротоколом, так как не разрешаются разные зачеркивания или исправления. Достаточно легко разобраться водителям в том, как оформить ДТП без вызова ГИБДД. Пример заполнения европротокола можно посмотреть ниже.
Правила заполнения схемы
Особенно много внимания должно быть уделено формированию так как в ней все сведения должны отражаться верно и грамотно. Поэтому при составлении документа учитываются нюансы:
- указываются, как располагаются автомобили относительно друг друга после столкновения;
- прорисовывается конфигурация проезжей части, поэтому по схеме должно быть понятно, возникла ли авария на прямом участке дороге, повороте или вовсе на перекрестке;
- описываются все элементы, располагаемые рядом с местом столкновения, причем сюда относятся знаки дорожного движения, остановки общественного транспорта или светофор;
- указывается, имеются ли разные дефекты на дорожном покрытии, которые могли бы стать причиной столкновения.
Только разобравшись в том, как оформить ДТП без ГАИ, могут граждане не вызывать сотрудников ГИБДД и рассчитывать на компенсацию от страховой компании. Как только европротокол будет грамотно составлен, требуется известить полицию о происшествии. Далее пострадавший в аварии может обратиться с этим документом к своей страховой компании для получения компенсации.
Когда надо передать сведения в страховую фирму
Важно не только разобраться, как оформить ДТП без вызова ГИБДД, но и какие действия должны выполняться далее пострадавшему участнику аварии, чтобы получить компенсацию от страховой фирмы.
Для этого важно в течение пяти дней после аварии обратиться к работникам компании для оформления происшествия. Далее в течение 15 дней не допускается ремонтировать или утилизировать автомобиль, так как это выступает нарушением требований страховых фирм, поэтому может быть получен отказ в предоставлении компенсации.
Какие документы передаются компании
Для получения страховки требуется передать в фирму определенную документацию. К ней относится:
- правильно составленный европротокол;
- заявление на получение возмещения;
- фотографии или видеозаписи, где зафиксированы автомобили после происшествия;
- письменные показания свидетелей при их наличии.
Можно ли оформить ДТП без ГИБДД? Если грамотно выполнить все необходимые действия, то никаких проблем с таким оформлением не возникнет.
Когда невозможно заниматься оформлением самостоятельно
Существуют определенные ситуации, когда автовладельцы не могут воспользоваться европротоколом для оформления аварии. К ним относятся случаи:
- у участников аварии имеются разногласия относительно того, кто из них является виновником происшествия;
- отсутствуют у граждан бланки европротокола;
- не знают автовладельцы, как правильно составлять документ;
- имеются пострадавшие;
- в аварии участвовало больше двух машин;
- требуется для ремонта машины получить от страховой компании сумму, превышающую 50 тыс. руб.
Особенно аккуратным надо быть автовладельцу, который является пострадавшей стороной. Это обусловлено тем, что если виновник аварии в будущем поменяет показания, то это может стать причиной того, что получать компенсацию придется через суд.
Заключение
При возникновении мелких аварий автовладельцы могут самостоятельно их оформить. При этом наиболее часто граждане предпочитают пользоваться европротоколом. Для этого важно грамотно разобраться, как правильно составляется данный документ, а также когда он должен передаваться работникам страховой компании.
Для автовладельцев оформление ДТП без ГИБДД считается упрощенным вариантом разрешения сложившейся аварийной ситуации. При этом подобная возможность допускается только при определенных обстоятельствах, характеризующих происшествие. Главный момент, требующий внимания – заполнение бланка извещения, а, иными словами, Европротокола.
Условия оформления ДТП без ГИБДД
До недавних пор свершившееся на дороге транспортное происшествие требовало от водителей обязательного вызова инспектора ГИБДД для фиксации повреждений, обстоятельств ситуации и заполнения ряда документов, в частности, протокола. При этом средства передвижения, участвующие в аварийном случае, должны были оставаться на местах, создавая препятствия к перемещению прочих авто.
ВАЖНО! С 1 июля 2017 года начала действовать поправка, внесенная в статью 2.6.1 ПДД и пункт 11.1 закона об ОСАГО. Нововведение гласит, что при определенных условиях допускается оформление аварийного случая без привлечения сотрудников ГИБДД.
Стороны ДТП теперь могут самостоятельно зафиксировать полученные повреждения посредством видео либо фотосъемки. Заполнить требуемые бумаги для возмещения ущерба через страховую контору и разъехаться по своим делам минуя длительные беседы с инспекторами ГИБДД.
Однако упрощенный порядок распространяется далеко не на все аварийные ситуации. Должны соблюдаться следующие условия:
- количество участников ДТП – не более двух;
- оба водителя обладают полисом ОСАГО;
- сумма ущерба не превышает 50000 рублей – на выплату большей компенсации на основании Европротокола рассчитывать нельзя (пострадавший водитель должен выразить согласие с таким размером суммы);
- в происшествии отсутствуют пострадавшие граждане (не нанесен вред здоровью и жизни), не повреждено имущество третьих лиц;
- участники аварии пришли к единому мнению, между ними отсутствует конфликт.
При наличии перечисленных обстоятельств присутствие инспекторов не требуется даже после заполнения бумаг. Как, впрочем, и оповещение ГИБДД о произошедшем путем последующей явки в отделение.
Алгоритм действий
При мелких авариях порядок действий относительно оформления документов и в целом фиксации случившегося, значительно упрощен. При столкновении водителям потребуется остановить авто, включить аварийные огни и выставить в 15 м указатель, обозначающий аварийную остановку.
Дальнейшие действия участников ДТП будут следующими:
- Произвести осмотр и зафиксировать нюансы аварии на видео либо фото. Важно запечатлеть след торможения, повреждения авто, размещение обломков, расположение машин относительно друг друга и прочих средств передвижения, номерные знаки. Кадры должны четко отражать суть произошедшего, не иметь бликов, нечеткостей и размытости. Важно, чтобы на съемке либо снимках была видна дата и время случившегося.
- Составить максимально подробную схему дорожной аварии.
- Осуществить проверку страховых документов, в частности, проконтролировать, действительна ли страховка у обоих автовладельцев. Обменяться номерами полисов автогражданки и данными страховых контор. Если найдены несоответствия, следует вызывать ГИБДД.
- Взять контакты у свидетелей – водителей, пешеходов.
- Отогнать ТС с места аварии, в случае если машины создают помехи для прочих участников движения.
- Оформить произошедшее документально – заполнить бланк извещения о ДТП, иными словами, Европротокол.
- Обменяться контактными данными со вторым участником аварии.
ВАЖНО! При любых разногласиях между водителями либо при возникновении сомнений у одного из участников аварийного происшествия, следует вызывать сотрудников ГИБДД.
В течение 15 суток после ДТП необходимо обратиться в страховую контору и предоставить авто на осмотр. Машину в указанный период нельзя подвергать ремонту.
Как заполнить Европротокол
Для гарантии получения страховой компенсации водителям потребуется правильно заполнить извещение об аварийном происшествии или Европротокол. Бланк предоставляется каждому обладателю полиса ОСАГО. На основании документа потерпевшей стороне начисляется положенная выплата.
Итак, как оформить извещение о дорожном происшествии таким образом, чтобы страховая контора не отказала в рассмотрении ситуации. Необходимо следовать рекомендациям:
- Лицевая сторона заполняется совместно. Оборотная часть – отдельно каждым водителем.
- Для заполнения граф бланка следует использовать шариковую ручку. Гелевый стержень, фломастер и карандаш исключены.
- Все графы должны быть заполнены. Если для каких-то полей информация отсутствует, это необходимо обозначить проставлением прочерка.
- Излагать информацию требуется разборчиво и лучше всего печатными буквами.
- Писать следует с нажимом, чтобы слова могли четко отпечататься на втором экземпляре.
- Бланки должны быть удостоверены подписями обоих участников ДТП.
ВАЖНО! Заполнять графы извещения следует максимально аккуратно и точно. Помарки, неразборчивость написанного, исправления слов — недопустимы. При наличии таковых в принятии Европротокола может быть отказано.
Основная информация, требуемая для внесения в бланк Европротокола, включает пункты:
- сведения о месте аварии;
- информация о водителях;
- данные о ТС;
- информация о страховых конторах каждого автовладельца;
- описание аварийной ситуации;
- схематичное изображение ДТП.
К каждому бланку прилагается инструкция, содержащая основные правила заполнения пунктов. Прежде чем приступать, следует тщательно изучить руководство.
На видео об оформлении ДТП
Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД допускается в случае мелкой аварии без нанесения вреда здоровью и имуществу посторонних граждан. Основным моментом считается заполнение соответствующего извещения. Описывать случившееся следует четко, без помарок, желательно печатными буквами. Кроме того, важно помнить, что подготовка Европротокола возможна только при отсутствии противоречий между участниками дорожного происшествия.
Как самому оформить ДТП?Ситуации на дороге бывают всякими. И если машины имеют незначительные повреждения без существенного ущерба, то на место не обязательно вызывать сотрудников ДПС. Есть другой способ выхода из положения.
В России и раньше можно было оформить аварию без ГИБДД и не ждать инспектора. Данный способ применялся только в тех случаях, когда оба участника ДТП имели общее мнение на ситуацию, и у них не было конфликта по определению виновника.
При любом происшествии на дороге водители должны знать, какие меры им предпринимать, если решено оформлять ДТП без участия сотрудников ГАИ. Как это осуществить на практике, расскажем в этой статье.
В этой статье:
Что представляет собой упрощенное оформление ДТП
Среди автолюбителей эта схема именуется «Европротокол». Суть её заключается в том, что для решения всех вопросов необязательно вызывать на место инцидента сотрудников ГИБДД.
Водители могут договориться обо всем полюбовно, не прибегая к помощи правоохранительных органов. И тогда вопросы с возмещением ущерба решаются только с помощью страховых компаний, которые обслуживают водителей.
Однако для того, чтобы был оформлено извещение о ДТП без вызова ГАИ необходимо соблюдение нескольких важных условий. О них мы и поговорим в следующем пункте.
Как оформить ДТП без вызова ГИБДД
Для того чтобы приступить к оформлению дорожного происшествия в упрощенном порядке необходимо соблюсти ряд условий.
Первое из них заключается в том, что в аварии должны пострадать не более двух машин. Если же столкнулись 3 и более экипажа, то схема с «Европротоколом» уже действовать не будет.
Вторым условием является то, что вследствие происшествия не должны никоим образом пострадать люди. Какое-либо повреждение их здоровья, пусть даже самое незначительное, влечет за собой обязательное привлечение к оформлению дорожного случая сотрудников ГИБДД.
Также, у каждого из водителей столкнувшихся машин при себе должен быть на руках действующий полис ОСАГО. Тут есть одна деталь. Сейчас на руках находится множество фальшивых страховых полисов.
Поэтому инспекторы ДПС с 1 июля 2016 года получат возможность сверять данные страховки со своей базой. И если при этом обнаружатся расхождения, то самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД будет невозможным.
Есть еще одна немаловажная деталь. Для того чтобы решить все вопросы на месте, необходимо следующее условие - стоимость ремонта каждой из пострадавших была сравнительно небольшой (до 100 тысяч рублей). Иначе также придётся вызывать на место дорожного инспектора.
Самостоятельное оформление ДТП без ГИББД: порядок действий
У многих водителей, особенно неопытных, появляется вопрос: как же правильно составить все необходимые документы для того, чтобы не было взаимных претензий у обоих участников аварии.
В первую очередь, оба водителя должны согласовать между собой стоимость ремонта (желательно это сделать в письменной форме).
Кроме того, два автовладельца должны сами для себя (также письменно) согласовать все детали происшествия с определением виновника. Если не удается прийти к консенсусу, то также придется вызывать работников ГИБДД.
Для оформления происшествия без привлечения сотрудников ГАИ рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Осмотреть автомобили и оценить повреждения
Осмотрите совместно с участником (водителем второго автомобиля) место и обстоятельства ДТП, степень механических повреждений и оцените величину ущерба.
При наличии с собой фото- и видеоаппаратуры сделайте съемку всех подробностей - расположения автомобилей, повреждений.
Это может помочь в дальнейшем при возникновении спорных ситуаций. Выясните со вторым водителем, имеются ли у вас разногласия по поводу того, кто является виновником.
Если разногласий нет и ущерб потерпевшему по приблизительной оценке не превысит 100 000 руб., переходите к следующему шагу.
Зафиксировать обстоятельства причинения вреда транспортным средствам
Фиксация причинения вреда может осуществляться с помощью фото- или видеосъемки либо с применением средств навигации.
Фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002):
- государственных регистрационных знаков ТС участников дорожного происшествия или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия гос. номеров);
- мест повреждения транспортного средства;
- взаимного расположения автомобилей, с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым предметам;
- государственного регистрационного знака транспортного средства - свидетеля ДТП (при наличии).
Отметим, что в автомобиле может быть установлено устройство вызова экстренных оперативных служб. Оно осуществляет и обеспечивает определение координат, скорости и направления движения транспортного средства, а также передачу сообщения о месте при аварии (п. 6Технического регламента, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877).
Убрать ТС и заполнить извещение
Водитель, причастный к ДТП, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие (п. 2.6.1ПДД РФ).
Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с дорожно -транспортным происшествием, участником которого он является. Влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 руб.
В случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер санкций уменьшается вдвое. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1 ст. 12.27, ч. 1.3 ст. 32.2КоАП РФ).
Проверить документы
Попросите второго участника сообщить вам сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер полиса ОСАГО, а также наименование, адрес местонахождения и телефон компании.
Сообщение данных полиса ОСАГО другим участникам ДТП по их требованию - обязанность водителя (п. 3.2 Приложения N 1 к Положению, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).
Убедитесь, что полис второго водителя является действующим. Если вы виновник - указанная проверка полиса, подтвердит (или опровергнет) правомерность оформление аварии без ГАИ.
Обязательно проверьте все имеющиеся в наличии документы - паспорт (если имеется), водительские права, ПТС на автомобиль.
Действие 5. Оформите документы для страховой компании
После этого составляется документ, именуемый извещением о ДТП. Он является неотъемлемым приложением к полису ОСАГО каждого из водителей. Все бланки извещения заполняют оба водителя.
Для этого на его лицевой стороне существуют специальные две колонки. Оборотную сторону извещения владельцы машины заполняют каждый свою. Если необходимого места не хватает, то можно прикрепить ещё дополнительные листы бумаги.
Заполните совместно со вторым водителем - участником аварии извещение. Указанные бланки страховщики выдают всем водителям при оформлении полиса ОСАГО, их рекомендуется возить с собой в автомобиле.
Обратите особое внимание на точность указания всех механических повреждений и правильность составления схематического рисунка ДТП. Если в автомобиле пострадал перевозимый предмет (ноутбук, детская коляска и др.), обязательно зафиксируйте это подробно. В противном случае может возникнуть спор со страховщиком в части размера возмещения по этому имуществу.
Обязательно укажите в извещении, что оформление аварии проводилось без сотрудника ГИБДД. Проверьте внесенные данные. Подписать извещение должны обе стороны.
Разъедините подлинник и копию извещения (копия создается автоматически на втором листе). Обычно потерпевший забирает подлинник, а виновнику отдается копия заполненного документа (п. 3.6 Правил, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).
Подать документы в страховую компанию
Когда все документы подготовлены, следует уведомить о случившемся свою страховую компанию.
В течение пяти рабочих дней со дня ДТП потерпевший представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы (п. 2 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002):
- экземпляр бланка извещения об аварии, заполненный водителями;
- заявление о прямом возмещении убытков;
- электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;
- заявление о том, что информация, содержащая фото- или видеосъемку, является некорректированной.
После этого можно ждать выплат.
Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу обстоятельств совершения дорожно-транспортного происшествия. Например, не превышает ли ущерб 100 000 руб., неуверенность в определении виновника (существуют разногласия между водителями).
А также есть сомнения относительно адекватности второго водителя и (или) иные, вызывайте сотрудников ГИБДД и оформляйте документы в общем порядке.
Если же остались вопросы по поводу оформления аварии без ГИБДД в упрощенном режиме, то их бесплатно можно задать нашему юристу.
Вступивший в силу новый регламент работы дорожно-патрульной службы вызвал у читателей массу вопросов по поводу того, как теперь будут оформляться аварии, и как пострадавшим получить страховую выплату.
На эти вопросы в редакции "РГ" отвечал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Андрей Клименко.
Напомним, что теперь ГИБДД не выдает справку об аварии. Но зато выдает определения о возбуждении административного дела или отказе в его возбуждении, постановление о штрафе, или протокол. Все участники получат копии этих документов.
Иван, г. Новосибирск: Подскажите, пожалуйста, материалы по ДТП должны выдаваться в течение 24 часов. Печать должна ставиться сразу или нет?
Андрей Клименко: Все процессуальные документы, выписанные на месте ДТП, выдаются на месте. Единственное, нужно понимать, что у нас бланки зачастую предусматривают наличие только одной копии. Поэтому если на всех участников копий не хватит, то нужно подъехать в подразделение и получить ее. Никаких дополнительных печатей эти копии не требуют. Ни в одном нормативном документе, регламентирующем вопросы ОСАГО, не сказано, про заверенные копии постановления или протокола. Заверение не предусмотрено ни нашим регламентом, ни документами страховщиков. Получив эти документы, пострадавший сразу может идти в страховую компанию. Рассмотрение дела может затянуться. По телесным повреждениям оно может длиться годами. Поэтому задача полиции в данной ситуации зафиксировать обстоятельства ДТП и выдать участникам первоначальный пакет документов, которые уже будут основаниями для решения вопроса о страховой выплате.
Иван, г. Новосибирск: Все аварийные комиссары могут сдавать материалы в ГИБДД? Или какой-то договор должен быть между ГАИ и службой аварийных комиссаров?
Андрей Клименко: Аварийные комиссары могут выступать представителями участников ДТП только после того, как водители выполнили свои обязанности. Аварийный комиссар может подъехать на место ДТП, подсказать, как нарисовать схему, помочь сфотографировать обстановку на месте происшествия, повреждения транспортных средств, как того требуют Правила дорожного движения. А для оформления документов о ДТП в подразделении полиции должны прибыть сами участники. Иначе как инспектор может установить их личность, установить, что повреждения действительно есть и они именно такие, как написано? А уже в ходе административного расследования аварийный комиссар может выступать как доверенное лицо, как защитник или представитель с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях. Если же возможно оформление материалов без участия сотрудников полиции - европротокол, задача аварийного комиссара разъяснить это участникам происшествия, оказать содействие в заполнении извещения о ДТП и, в случае необходимости, представлять их интересы в страховой компании.
Участники аварии должны сами подать документы в ГИБДД на оформление ДТП. Это их обязанность
Водитель может управлять машиной по доверенности, оформленой в простой письменной форме. Но от представителя участника ДТП ваши сотрудники требуют нотариально заверенную доверенность. Почему?
Андрей Клименко: В решении пленума Верховного суда сказано, что доверенность должна быть либо нотариальной, либо оформленной по месту работы. Она может быть даже устной, если участник в ходе производства по делу заявил о необходимости привлечения конкретного лица в качестве представителя. После того, как этот представитель будет фигурировать в процессуальных документах именно как представитель, он сможет участвовать в деле без своего доверителя.
Александр, Екатеринбург: Если инспектор не указал все повреждения на машине, страховая компания говорит либо езжайте к инспектору и дописывайте, либо за невнесенные элементы мы не заплатим. Что делать? Ехать к инспектору дописывать?
Андрей Клименко: Физически невозможно на месте определить полный перечень повреждений транспортного средства. Инспектор на месте указывает некие общие повреждения, которые увидит. Например, деформация крыла, капота, разбита решетка радиатора, фара, стекло. Помимо внешних повреждений, могут быть скрытые. Инспектор не технический эксперт, и не всегда может определить, что то или иное повреждение относится именно к этому происшествию. Этим должны заниматься эксперты, привлекаемые страховыми компаниями. Еще когда мы выдавали справки, то запрещали сотрудникам делать в ней дописки. Даже было разъяснение о том, чтобы ни указывать в ней никаких скрытых повреждений. И в этом порядок не изменился. Инспектор указывает то, что увидел на месте происшествия, чтобы эксперту было понятно, с какой стороны, например, был удар: слева, сзади, справа или спереди.
Михаил, Москва: Недавно внесли изменения в правила, предоставили возможность самим разъезжаться, у нас давно работает европротокол, появилось требование к дежурному, чтобы он разъяснял, в каких ситуациях куда ехать. На какие аварии выезжает ГИБДД?
Андрей Клименко: Действительно, после изменений в ПДД, это было еще в середине 2015 года, у нас поменялся порядок оформления и выезда на места совершения ДТП. Если в ДТП пострадали люди, имеют место телесные повреждения, порядок не изменился - обязанности водителя остались те же самые, определить пострадавших, вызвать полицию и скорую помощь. В случае необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение и вернуться к месту происшествия, здесь ничего не поменялось. Поменялся порядок оформления и выезда на места ДТП, в которых пострадавшие отсутствуют. То есть когда потерпевшим причинен исключительно материальный ущерб. У нас, как и раньше, осталась возможность оформления ДТП самостоятельно, то есть, в рамках европротокола. Это возможно, если участвовали только два автомобиля, оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, согласны с обстоятельствами происшествия. Но сумма выплат по европротоколу ограничена 50 тысячами рублей. Появилась возможность вообще не оформлять ДТП. И это важно, потому что ранее ПДД в любом случае обязывали водителей принимать меры к оформлению соответствующих документов. Сейчас, если участники ДТП причинили вред только своему имуществу, в том числе транспортным средствам, и у них отсутствуют взаимные претензии, при этом не пострадало имущество третьих лиц - барьерное ограждение, забор, деревья, в этом случае они могут не вызывать сотрудников, а просто разъехаться. В случае если ситуация спорная, то необходимо связаться с дежурным, объяснить ситуацию и следовать его указаниям. Если дежурному ситуация ясна, он может предложить участникам аварии сфотографировать автомобили, их расположение, повреждения, составить схему ДТП и подъехать в подразделение для оформления. Если ситуация сложная, то на место происшествия будет направлен наряд.
Что вы думаете о предложении депутата Вячеслава Лысакова вообще запретить выезд ГИБДД на аварии без пострадавших?
Андрей Клименко: Мы целиком поддерживаем идею освобождения сотрудников полиции от фиксации таких ДТП. Тем более не должно быть случаев, когда авария может быть оформлена по европротоколу, а ее участники вызывают и ждут сотрудников полиции, блокируя движение, из-за царапины на бампере. Вместе с тем есть один вопрос, который нужно учитывать. В большинстве случаев ДТП сопутствует нарушение правил дорожного движения. Какие-то нарушения могут не повлечь административную ответственность, а за какие-то надо привлекать. У полиции есть обязанность реагировать на сообщения о преступлениях и сообщения об административных правонарушениях. Это закреплено в законе. Поэтому, если к ДТП привело грубое нарушение правил дорожного движения, например нарушение требования сигнала светофора, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, непредоставление преимущества в движении транспортному средству на перекрестке - эти правонарушения зачастую приводят и к более тяжким последствиям, мы не можем оставить их без внимания. Опять же, к сожалению, нередки случаи, когда поступают сообщения о нахождении кого-либо из участников ДТП в состоянии опьянения.
Вместе с тем мы уже можем говорить, что отходим от оформления материала о ДТП и одним из шагов к этому - отмена справки. Этот документ оформлялся только при аварии. После ее отмены, мы оформляем только материалы об административном правонарушении. И на этом этапе все-таки, чтобы было меньше проблем у граждан со страховыми компаниями, мы в эти материалы включаем сведения о пострадавших, о транспортных средствах, об этих повреждениях. Также составляем схему места происшествия, на нас возложены обязанности по ведению учета дорожно-транспортных происшествий для выработки мер по их профилактике и предупреждению. Мы фиксируем обстоятельства, способствующие ДТП, в материалах дел об административных нарушениях. Более того, у нас сервис есть на сайте, где люди могут проверить транспортное средство, историю владения, розыск, ограничение и, в том числе, участие в ДТП. То есть те аварии, сведения о которых есть в банке данных Госавтоинспекции, люди могут увидеть на нашем сайте. Это, кстати, полезно для тех, кто собирается купить б/у автомобиль.
И, кстати, на нашем сайте расписан весь алгоритм действий водителей, в случае ДТП. Эту подсказку можно скачать, распечатать и возить с собой в бардачке машины вместе с извещением о ДТП. Но лучше, чтобы они никогда вам не потребовались.
ГАИ на службу не берет
Об этом сообщает "Газета.Ru". Как сообщает издание, распоряжение об этом подписал министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Кроме того, по данным издания, также запрещен перевод действующих сотрудников в другие подразделения ГИБДД.
Эти требования не касаются только тех подразделений, которые осуществляют совершение регистрационных действий, а также проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.
В Госавтоинспекции корреспонденту "РГ" подтвердили, что такое распоряжение есть. Но с чем оно связано, затруднились ответить. Дело в том, что назначениями в ГИБДД занимается не Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, а кадровый департамент МВД России.
Требования будут действовать вплоть до особого распоряжения МВД.
По статистике, среди огромного количества дорожно-транспортных происшествий большая часть из них незначительная, в результате которых нет пострадавших и машинам нанесён минимальный ущерб.
Чтобы не мешать другим автомобилистам, из-за оставленных автомобилей на проезжей части в ожидании сотрудников ГАИ, есть возможность оформить инцидент без их присутствия.
Существуют несколько ситуаций, когда участники аварии могут не дожидаться инспекторов ДПС, покинуть место происшествия и самим
Самостоятельное оформление ДТП возможно при следующих условиях:
- в аварии нет пострадавших;
- задействованы лишь 2 машины;
- ущерб нанесён лишь машинам водителей, не затронуто никакое другое имущество;
- у обоих участников;
- размер нанесённого вреда не превышает максимальный размер денежной компенсации.
Мнение эксперта
Наталья Алексеевна
До недавнего времени ещё одним важным условием для оформления происшествия без присутствия сотрудника ГАИ на месте ДТП было отсутствие разногласий между водителей по поводу произошедшего.
С конца весны 2018 года правило поменялось и теперь это уже не станет помехой. Однако в таком случае действует другое правило – хотя бы один из водителей имеет специальное предложение РСА либо на одной из машин установлена система ГЛОНАСС с целью фиксации инцидента.
В каких случаях можно оформить ДТП без вызова ГИБДД.
Кроме того у одного из водителей должно быть с собой , которое выдают вместе со страховкой при подписании договора. Есть ещё возможность вызвать аварийного комиссара, если СК такового предоставляет, и он привезёт с собой бумагу на место аварии.
Не лишним будет периодическая проверка бланка, в комплекте содержится три листа – само извещение, копия и инструкция, помогающая заполнить его.
Если бланк не в надлежащем виде, следует заменить его на новый. Замена происходит в СК бесплатно.
Если же в ДТП участвовало более двух авто, кто-то пострадал, задет дорожный знак, светофор или другое имущество, а также нет ОСАГО либо один из водителей не согласен оформлять Европротокол, при этом нет специального оборудования ГЛОНАСС – тогда не удастся оформить дорожно-транспортное происшествие без представителя Госавтоинспекции.
Как правильно оформить ДТП самостоятельно
Важно правильно выполнить процедуру оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД, поскольку от этого могут зависеть в дальнейшем выплаты от страховщика. Страховая компания выдаёт специальный бланк-извещение, если совершить ошибку, она и вовсе может отказать в компенсации.
На лицевой стороне бумаги водителями совместно фиксируются сведения об аварии, где содержатся две колонки – отдельно для каждого участника. На оборотной стороне извещения нужно самостоятельно заполнить сведения.
На бланке содержится схема ДТП, где следует как можно точнее указать и изобразить причину аварии и как располагались машины на дороге. В процессе заполнения документа нужно грамотно и точно указывать все обстоятельства, которые привели к неприятной ситуации на дороге, поскольку тогда у потерпевшего будет больше шансов потребовать страховые деньги у СК.
Для этого даётся срок – не более 5 дней после аварии. Также есть правило – не отдавать машину на ремонт в течение 15 дней, поскольку страховщик должен иметь возможность оценить нанесённый ущерб.
Какой порядок действий при оформлении без ГИБДД?
Как оформить ДТП без участия ГИБДД.
Попав в неприятную ситуацию на дороге водитель должен следовать согласно определённой схеме:
- Остановить автомобиль и выйти из него с целью осмотра повреждения. Здесь важно позаботиться о безопасности: включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки, а также надеть специальный жилет либо другую одежду со светоотражающими вставками. Такие действия позволят заметить вас и стоящий автомобиль на дороге, особенно это опасно, если авария произошла на трассе либо в ночное время суток.
- Проверить, нет ли пострадавших в аварии.
- Внимательно осмотреть машину и зафиксировать все появившиеся повреждения и постараться определить приблизительную сумму нанесённого ущерба, убедившись в отсутствии существенного урона, когда без ГАИ не обойтись. Следует зафиксировать ущерб при помощи фото или видео, важно также запечатлеть расположение авто по отношению к дороге.
- Проведя фото или видеосъёмку и зафиксировав все повреждения следует убрать автомобили с проезжей части, если они мешают остальным участникам дорожного движения.
- Пообщаться с другим водителей и убедиться, что нет разногласий.
- Убедиться в актуальности своего полиса и полиса второго участника аварии. Также не лишним будет проверка ОСАГО на подлинность.
- Сообщить у случившемся страховую фирму.
- Заполнить бланк-извещение, стараясь подробно описать ситуацию и не совершить ошибку.
- По возможности не лишним попросить контакты у свидетелей ДТП.
Как получить возмещение ущерба по Европротоколу
Как было указано выше, заявить о произошедшем ДТП нужно не позднее 5 дней после случившегося. Следует обратиться к страховщику, выдавшему полис ОСАГО.
Необходимо предоставить заполненный Европротокол и ряд дополнительных документов:
- на получение страховых выплат;
- действующую страховку;
- паспорт либо другой документ, подтверждающий личность заявителя;
- водительские права человека, управляющего автомобилем на момент ДТП;
- доверенность на управление ТС, если водитель управлял им согласно разрешению;
- документ, подтверждающий право владения авто;
- фото и видео с места аварии и результаты фиксации происшествия системами ГЛОНАСС, если пострадавший требует выплаты в размере до 400 тысяч рублей.
С целью получения денежной компенсации нужно показать повреждённую машину сотруднику СК, если поступит соответствующий запрос.
При отказе, подачи неверных документов, ошибке в заполненном Европротоколе, на протяжение 15 рабочих дней после ДТП, страховщик имеет право отказать в выплате страховой суммы.
Если водителю нужно срочно отремонтировать свою машину, можно подать запрос в СК и попросить провести экспертизу как можно скорее.
Также есть возможность запросить согласие страховщика на проведение ремонта автомобиля. Если же страховая компания отказала в возмещении ущерба, следует потребовать причину отказа и решать проблему с помощью суда.
Согласно Европротоколу страховое предприятие осуществляет компенсацию двумя способами:
- обеспечение ремонта в сервисе, с которым СК заключила договор;
- выплата денежных средств.
Если страховщик принял решение компенсировать ущерб, договорившись о ремонте в автосервисе, то здесь также есть два решения – компания самостоятельно выбирает место, где будут проведены ремонтные работы.
Когда Европротокол действителен.
Затем отправляет туда авто и оплачивает услуги либо автовладелец сам выбирает сервис на своё усмотрение из списка, предоставленного СК и лично договаривается о ремонте машины, который оплатит страховая организация. В этих случаях не учитывается замена изношенных запчастей автомобиля.
Выплата денежных средств в качестве компенсации возможна в нескольких ситуациях:
- общая сумма ремонтных работ превысила максимальную сумму компенсации согласно Европротоколу;
- страховщик не имеет возможности обеспечить ремонт в сервисе, соответствующем правилам компании;
- владелец ТС является человеком с ограниченными возможностями;
- в результате успешной договорённости со страховой, зафиксированной в письменном виде.
А если сумма ущерба выше компенсации от СК?
Зачастую наибольшая сумма, которую могут выплатить страховые фирмы составляет 50 тысяч рублей. С середины лета 2018 года она увеличится до 100 тысяч.
При определённых условиях выплаты составляют даже 400 тысяч рублей. Однако нередко суммы компенсации оказывается недостаточно, особенно, если договор был оформлен по старым условиям.
Не всегда во время ДТП владелец автомобиля может реально оценить нанесённый ущерб, а во время детального осмотра работники СТО обнаруживают, что выделенных страховщиком средств будет недостаточно. К сожалению, запросить большую сумму, чем указано в законодательстве РФ не получится.
Доступны лишь два варианта выхода из сложившейся ситуации:
- доплатить недостающую сумму за ремонт машины из своего кармана и попытаться получить компенсацию от виновника ДТП;
- добиться максимально возможной компенсации от страховщика.
Итог
Нередки случаи мелких ДТП, когда вполне удастся обойтись без вызова ГИБДД и оформить происшествие самостоятельно. В такой ситуации важны ещё несколько значимых нюансов, без которых заполнения Европротокола будет бессмысленным.
С целью получения страховых выплат следует внимательно и правильно заполнить извещение и подготовить ряд необходимых документов, подать которые нужно не позднее 5 дней со дня происшествия. После чего ожидайте решение страховой компании и, в случае согласия, будет организован и оплачен ремонт машины либо СК выдаст компенсацию денежными средствами.