Как наказывают за экономические преступления в россии и других странах.
Изменяющий многие статьи Уголовного кодекса. Это событие не стало неожиданным. О грядущих изменениях уголовного законодательства было объявлено еще в октябре этого года в ходе соответствующего совещания у главы государства. Однако отсутствие фактора внезапности ничуть не умаляет важности этого события.
Немного предыстории. Так уж сложилось, что уголовно-правовая ответственность довольно широко применяется в России. При этом «регулирующее воздействие» Уголовного кодекса смогли ощутить на себе не только рядовые граждане, но и многие доморощенные предприниматели. Об этом мне уже доводилось подробно . Разумеется, такая ситуация не могла продолжаться долго, рано или поздно проблема необходимости изменений подходов государства к уголовному преследованию должна была выйти на первый план. Как это часто бывает, в первых рядах оказались самые активные, то есть предприниматели.
Вопросы о необходимости постепенного изменения наиболее неоднозначных положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства специально поднимались на встрече президента с представителями делового сообщества в феврале 2010 года. Во многом благодаря инициативе предпринимателей уже в апреле 2010 года был принят закон, который вносил изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК).
В частности, был увеличен размер крупного ущерба применительно к преступлениям в сфере экономической деятельности, утратила силу , изменена статья 174.1. УК, посвященная легализации средств, полученных в результате совершения преступления.
Кроме того, были изменены положения УПК в целях более широкого использования мер пресечения, не связанных с заключением под стражу. Например, была уточнена процедура освобождения обвиняемого (подозреваемого) под залог, указаны минимальные суммы денежных средств, передаваемых в залог, конкретные разновидности имущества, которые могут выступать в качестве залога. Также претерпели изменение и положения о заключении под стражу. В соответствии с новыми правилами такая мера не может применяться в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
Однако на практике изменения законодательства столкнулись с нежеланием большинства сотрудников силовых ведомств играть по новым правилам. Именно тогда и стали появляться логичные вопросы: а что считать сферой предпринимательской деятельности? А можно ли арестовывать предпринимателя, если «креативные следователи» вменяют ему в вину преступление, не относящееся к экономической сфере, например самоуправство (ст. 330 УК) ?
Вот тогда среди юристов и появилась здравая мысль: постепенно облегчать уголовно-правовое бремя не только для предпринимателей, но и для всех других граждан. Сразу же вспомнился пример из отечественной истории: сначала в 1762 году Петр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» и лишь потом, столетие спустя, в 1861 году, Александр II освободил крестьян. Ну разве не похоже на нынешнюю ситуацию? Хорошо хоть сто лет ждать не пришлось, все-таки XXI век, скорости другие.
Итак, что же предлагается в законопроекте президента? Во-первых , меняется подход к основаниям отмены условного осуждения (ст. 74 УК) и условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК). Если раньше в случае совершения умышленного преступления средней тяжести условно осужденный не имел шансов остаться на свободе, то теперь этот вопрос отдается на усмотрение суда. Такой же подход используется и применительно к отмене условно-досрочного освобождения.
Зачем это было сделано? Очевидно, чтобы предоставить больше самостоятельности судьям: если человек в очередной раз оступился, может быть, не стоит отправлять его в места лишения свободы, особенно если за ним не тянется дополнительного криминального шлейфа?
Во-вторых , изменяются санкции по нескольким десяткам преступлений. В чем состоит подход законодателя? Во многих статьях убираются нижние пределы наказаний в виде исправительных работ, ареста и лишения свободы. Например, в печально известной статье 159 УК «Мошенничество» в самой серьезной части, четвертой, убирается низший предел по лишению свободы. Сейчас по общему правилу наказание должно назначаться от пяти лет и выше, в будущем судья, оценив все обстоятельства дела, может спокойно установить и меньший срок.
Кроме того , в законопроекте прослеживается четкий курс на замену лишения свободы иными видами наказания, например штрафом и исправительными работами. Не зря они фигурируют в проекте в качестве основных наказаний по многим составам преступлений. Например, по статье 179 «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения», статье 180 «Незаконное использование товарного знака» и т. п. Это хорошо вписывается в следующий принцип: за экономические преступления - экономические наказания .
Нельзя не отметить, что снижение уголовно-правового бремени не коснется тех преступлений, которые считаются наиболее опасными для общества. Например, ст. 105 «Убийство» либо 18-я глава УК, посвященная так называемым половым преступлениям, в конце концов коррупционные деяния - ст. 290 «Получение взятки» и т. п.
Очевидно, предложенные поправки довольно скоро станут частью Уголовного кодекса. Означает ли это конец уголовного давления на бизнес и обычных граждан? К сожалению, нет . Несомненно, сделан еще один важный шаг на пути к построению цивилизованного общества, но ведь мы не должны забывать, что, меняя законы, у нас остаются прежние сотрудники силовых ведомств. Если у ретивого следователя есть цель посадить определенного человека, он справится с задачей при любом, даже самом либеральном законодательстве.
Задачу необходимо решать комплексно, и здесь нам должны помочь и новые законы, и новые принципы работы силовых структур. Именно поэтому очень интересно, как будет реформироваться наша милиция/полиция, как пройдет формирование Следственного комитета РФ? Законы мы постепенно меняем, остается посмотреть, как изменится практика их применения. Так что подождем. Главное, чтобы ожидание не затянулось на сотню лет - как с освобождением крестьян.
3 июля Президент подписал им же внесенный в Госдуму законопроект, который предусматривал многочисленные поправки в Уголовный кодекс РФ касательно преступлений в сфере экономической деятельности. Федеральный закон № 325-ФЗ опубликован и вступил в силу с 15.07.2016 года.
Вопреки традициям последнего времени, закон в целом направлен на смягчение ответственности. Да, он накидывает по годику к максимальному сроку за отдельные виды мошенничества (в частности, в сфере кредитования, использования платежных карт и т.д. по ст. 159.1 - 159.3, 159.5, 159.6 УК РФ), но при этом расширяет список возможных санкций, не связанных с лишением свободы (например, в части применения «принудительных и исправительных работ»), несколько уменьшает штрафы за отдельные виды преступлений, увеличивает «пороги» наступления уголовной ответственности и делает «откуп» для освобождения от уголовной ответственности более доступным и не таким разорительным.
Подробный список изменений представлен в таблице в конце настоящей статьи, а сейчас мы детальнее остановимся на изменениях, коснувшихся непосредственно условий освобождения от уголовной ответственности за «налоговые» преступления.
Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрено, что лица, впервые совершившие экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если возместят ущерб (ст. 76.1 УК РФ).
Причем, для освобождения по экономическим преступлениям, не связанным непосредственно с неуплатой налогов налогоплательщиком или налоговым агентом (ст.ст. 198 - 198.1 УК РФ), до рассматриваемых поправок предполагалось уплата в бюджет пятикратного размера этого самого ущерба или дохода, полученного преступным путем. Самое распространенное преступление в этом ряду - это сокрытие денежных средств или иного имущества от взыскания. Теперь этот «множитель» сокращен до двукратного размера, что, без сомнения, повышает шансы избежать уголовной ответственности.
Далее, налоговые правонарушения становятся «преступными» при установлении налоговой недоимки или незаконного возмещения налогов в «крупных» и «особо крупных» размерах (Примечания к ст. 198, 199 УК РФ). Так вот, поправками размер крупного ущерба корректируются в сторону повышения в 2,5 раза, а особо крупный размер - в полтора раза.
Например, для организаций крупным размером будет сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате, либо превышающая 15 млн рублей без каких-либо условий, а особо крупным - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50%, либо превышающая 45 млн рублей.
Но прежде чем радостно вздыхать по этому поводу, стоит обратиться к годовому отчету ФНС России (форма 2-НК), согласно которому средняя сумма доначислений налогов (без учета штрафных санкции и пени), приходящаяся на одну выездную налоговую проверку, за 2015 г. составила 7,4 млн руб. Это уже больше, чем 5 млн, а условие о превышении доли доначислений от подлежащей уплате общей суммы налогов и сборов на 25% легко выполняется на практике. То есть мы не ошибемся, если скажем, что нарушения, выявляемые в трети всех проверок, точно будут подпадать под категорию «преступления» даже с учетом поправок.
При этом напомним, что налоговые органы крайне редко практикуют выездные налоговые проверки налогоплательщиков с годовым объемом выручки менее 100 млн рублей.
В общем, поправки хороши уже тем, что не «ужесточают», а «смягчают», но особо «возбуждаться» по этому поводу не стоит, риски налоговых и полицейских проверок для бизнеса остаются все так же велики, если конечно вы не «мелкий» предприниматель, получающий выручку до 100 млн рублей (последнее «если» - намек).
Изменения в УК РФ по Федеральному закону от 03.07.2016 г. № 325-ФЗ (внесен Президентом 26.05.2016г., подписан 03.07.2016г.)
I. Освобождение от УО по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст. 76.1 УК РФ) |
||
1) Пятикратный размер возмещения ущерба (возврата преступного дохода) заменен на двукратный + добавлены новые варианты «возмещения» для освобождения от УО (часть 2 ст. 76 УК РФ):
|
||
2) Расширен перечень преступлений, совершенных впервые, по которым можно избежать УО, «возместив» ущерб (часть 2 ст. 76 УК РФ), в частности: | ||
170.2 | Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории | |
ч. 1 ст. 176 | Получение ИП или Организацией кредита, льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении | |
ч.1 ст. 178 | Ограничение конкуренции путем создания картеля, запрещенного антимонопольным законодательством, которое причинило крупный ущерб (от 10 до 30 млн. руб.) либо извлечение дохода в крупном размере (от 50 до 250 млн. руб.) | |
ч.1 ст. 185.6 | Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация... , которое причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере | |
ч.1 ст. 191 | Незаконный оборот драг.металлов, природных драг.камней или жемчуга (если нет квал.признака «орг.группой или группой лиц по предварительному сговору» по ч. 2) | |
192. | Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней | |
3) По ряду преступлений «квалифицирующие признаки» не будут ограничивать возможность освобождения в соответствии со ст. 76 УК РФ, в частности: | ||
ч. 3 ст. 180 | Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)... | группой лиц по предварительному сговору или организованной группой |
ч. 2 ст. 185 | Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг... | |
ч. 2 ст. 171.1 |
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в особо крупном размере, -... |
|
ч. 2 ст. 194 | Уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенных... Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством | |
4) Возможность освобождения от УО по ст. 76 УК РФ ограничена при наличии «квалифицирующих признаков» в следующих преступлениях: Манипулирование рынком (ч. 2 ст. 185.3) и Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ч. 2 ст. 193) | ||
5) Исключена возможность освобождения от УО по ст. 76 УК РФ за преступления в виде «оказания противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса» (ст. 184 УК РФ) | ||
II. В ст. 159 УК РФ выделен особый вид мошенничества (добав. ч. 5 - 7), сопряженный с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности... | ||
ч. 5 ст. 159 УК РФ |
а) если это деяние повлекло причинение значительного ущерба (п. 1 Прим. к ст. 159) - от 10 тыс. руб. |
Санкция:
|
ч. 6 ст. 159 УК РФ |
б) в крупном размере (п. 2 Прим. к ст. 159) - от 3 млн. руб. |
Санкция:
|
ч. 7 ст. 159 УК РФ |
б) в особо крупном размере (п. 3 Прим. к ст. 159) - от 12 млн. руб. |
Санкция:
|
При этом признается утратившей силу ст. 159.4 «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»... Т.е. по сути мошенничество в сфере предпринимательской деятельности было просто перенесено (а точнее, возвращено*) в общую статью по мошенничеству (ст. 159) и теперь оно начинается (значительный ущерб) не с 2,5 тыс руб. (в соотв. п. 2 Прим. к ст. 158) а с 10 тыс. руб., максимальный срок за такое мошенничество в особо крупном размере увеличен на год (с 5 до 6). И в целом, стало больше разнообразия в применяемых санкциях за данное преступное деяние в зависимости от квалификации (см. выше). Так по основному составу штраф был уменьшен с 500 до 300 тыс., но при этом обязательные работы выросли с 248 до 480 часов. Для основного состава так же не были предусмотрены санкции в виде принудительных и исправительных работ. *ст.159.4 была признана неконституционной (в связи с тем, что вне зависимости от масштабов преступления и ущерба, санкции по указанной статье были мягче, чем по «обычной» ст. 159 статье УК) и утратила силу летом 2015 года. |
||
Так же увеличены максимальные сроки лишения свободы на 1 год по следующим составам мошенничества с квалифицирующими признаками: | ||
ч. 3 ст.159.1 УК РФ | Мошенничество в сфере кредитования | с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере... до 6 лет. |
ч. 3 ст.159.2 УК РФ | Мошенничество при получении выплат | |
ч. 2, ч. 3 ст.159.3 УК РФ Ч. 2, ч. 3 ст.159.5 УК РФ Ч. 2, ч. 3 ст.159.6 УК РФ |
Мошенничество с исп. платежных карт Мошенничество в сфере страхования Мошенничество в сфере комп. информации | совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину... до 5 лет |
совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере... до 6 лет | ||
III. «Преступления в сфере экономической деятельности» (гл. 22 УК РФ) | ||
1) Крупный ущерб (доход, задолженность) для «преступлений в сфере экономической деятельности» увеличен с 1,5 млн. руб. до 2,25 млн. руб., особо крупный - с 6 млн. до 9 млн. руб. (добавл. прим. к ст. 170 УК РФ) Это по общему правилу для всей гл. 22 УК РФ, которое не распространяется на отдельные виды экономических преступлений, в т.ч. на налоговые. | ||
2) Новые размеры «ущерба» для отдельных видо эконом. преступлений, изменение санкций | ||
Изм. прим. к ст. 169 | Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности | Для данного вида ЭП крупный размер остается прежним 1,5 млн. руб. |
ст. 171.2 |
«Незаконные организация и проведение азартных игр», вводится примечание к статье, согласно которому: а) крупный размер - свыше 1,5 млн. руб., б) особо крупный размер - свыше 6 млн. руб. (т.е. данные показатели остаются прежними, а примечание сделали в связи с увеличением этих показателей по «общему правилу» для всей главы 22 - см. выше п. III. 1 Табл.) |
|
ст. 171.1 | Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством... | |
группой лиц по предварительному сговору (в ст. 171.1 добав. новая часть 1.1) |
Санкция:
|
|
а) организованной группой б) в особо крупном размере (часть 2 ст. 171.1) Предварительный сговор исключается поправками из данной части статьи, т.е. отделен в плане санкций от организованной группы и особо крупного размера |
Санкция осталась прежней:
|
|
ст. 180 | «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)»... тут так же, как и выше в ст. 171.1, предварительный сговор и организованная группа разделяются по санкциям, и санкции такие же | |
ст. 185 Статьи 185.1, 185.2 и 185.4 |
«Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»... Опять отделяется сговор от организованной группы, только санкции несколько другие... Кроме того в Примечании к статье увеличены «крупный» и о «собо крупный размеры» ущерба с 1 млн. до 1,5 млн и с 2,5 млн. до 3,75 млн. руб. соответственно. Примечание распространяется и на статьи 185.1, 185.2 и 185.4, также связанные ценными бумагами. |
|
185.3 185.6 |
«Манипулирование рынком»... «Неправомерное использование инсайдерской информации»...
|
|
191.1 |
Незаконная заготовка древесины...
|
|
193 193.1 |
«Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ» и «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов»...
|
|
194 |
Уклонение от уплаты таможенных платежей...
|
|
198 |
Уклонение от уплаты налогов с ФЛ...
|
|
199, 199.1 |
Уклонение от уплаты налогов с организации... неисполнение обязанности налог. агента...
|
Экономические преступления – это поступки, которые признаются противозаконными и приносящими финансовый ущерб гражданам, предприятию или государству. Такие деяния не редкость и совершаются они в разных отраслях народного хозяйства. Наиболее частые – обман покупателей и незаконная предпринимательская деятельность.
У большинства преступлений экономической направленности есть одна общая черта: они всегда планируются, всегда умышленные, хотя в редких случаях и совершаются по неосторожности. Подобные деяния представляют собой, с одной стороны, незаконное «проникновение» в одну из сфер экономики, которое влечет за собой негативные последствия для участников рынка. Например, нарушения в сфере торговли (продажи или обмена товара).
С другой стороны, это незаконное «проникновение» в деловые отношения между предпринимателями-партнерами. В результате нарушается стабильность бизнеса, компания теряет свое устойчивое финансовое положение, и ее довольно легко «уничтожить», то есть разорить.
Классификация экономических преступлений
Все преступные деяния, совершаемые в сфере экономики, можно разделить на несколько видов:
- разрушающие отношения в обществе (это мешает выстраивать качественную финансово-экономическую деятельность на уровне государства) проявляются во вмешательстве в формирование госбюджета, работу рынка ценных бумаг и кредитную область;
- разрушающие отношения между предпринимателями — проявляются в виде незаконного вмешательства в частный бизнес или отдельную отрасль предпринимательской деятельности;
- нарушение распределения материальных благ (в данном случае речь идет о посягательствах на частную собственность).
Основные признаки подобных деяний
Утверждать, что совершенный проступок является именно экономическим преступлением, можно лишь в том случае, если:
- нарушены нормативные требования;
- выявлены ошибки в заполнении официальной документации;
- документы подаются в соответствующие органы с опозданием либо не подаются вовсе;
- возникли неустойки, штрафы, пени, проводится переоценка (не всегда верная) материальных ценностей;
- нарушен процесс производства продукции или оказания услуг;
- некоторые сотрудники предприятия открыто нарушают закон (вплоть до криминала) и не реагируют на предупреждения руководства;
- руководитель или сотрудники организации приобретают материальные ценности, стоимость которых в разы превышает размер их заработной платы.
Способы совершения преступлений
За годы существования рыночной экономики государства в целом и экономических отношений между гражданами в частности фантазия преступников «создала» не один способ разбогатеть (или попытаться это сделать) за счет других лиц (своих партнеров или сотрудников). Некоторые посягают и на имущество государства, полагая, что «с него не убудет».
Назовем и рассмотрим подробно основные мошеннические схемы:
- формальная, а не фактическая инвентаризация;
- нарушение технологического процесса;
- необоснованное списание;
- приписки;
- пересортица;
- фальсификация документов.
Формальная инвентаризация часто используется кладовщиками или лицами, у которых есть доступ к товарам (продукции) на большом складе. Часть этого товара проходит инвентаризацию лишь на бумаге, в действительности в наличии его может и не быть.
Нарушение технологии изготовления товаров или услуг (меньше жирность продукта, иная кислотность и т.д.). Цель – скрыть неучтенные резервы, излишки или, наоборот, недостачу.
Необоснованное списание – это указание в документации большего объема списанных товаров (продуктов), чем было сделано на самом деле.
Приписки могут быть двух видов: приписывают работы, которые в действительности не выполнялись или выполнялись в меньшем объеме, чем указано на бумаге. Это позволяет создать условия для необоснованного списания.
Пересортица проводится для создания излишков или сокрытия недостачи. Данный вид экономического преступления представляет собой реализацию в одной партии товаров разного качества. При этом в документах они указаны как товары одного сорта.
Фальсификация документов – представляет собой материальный подлог. Речь идет о ситуации, когда по документам и в реальности реализуются разные товары, оказываются разные услуги.
Наказание за преступление
Каждое преступление экономической направленности влечет за собой наказание. Каким оно будет, решает суд. Например, за обман покупателей в зависимости от тяжести преступного деяния предприниматель может лишиться свободы с конфискацией имущества, лишиться права занимать должность на предприятии торговли или общественного питания либо просто получит штраф.
Если предприниматель открыл бизнес и занимается хозяйственной деятельностью, не имея на то специального разрешения, не получив лицензию, ему грозит административное наказание.
Итак, экономическими преступлениями называют те поступки, которые совершаются в нарушение норм действующего законодательства и приносят убытки гражданам или предприятию. Они бывают разные, но за каждое виновнику грозит наказание: от штрафа до лишения свободы с конфискацией имущества.
Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами, объединенными в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" разд. VIII "Преступления в сфере экономики" Уголовного кодекса РФ 1996 г. В ранее действовавшем законодательстве эти преступления именовались хозяйственными.
В уголовно-правовой литературе справедливо отмечается, что название гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" не отражает сути общественных отношений, защищаемых данными нормами уголовного закона. В сфере экономической деятельности можно совершить хищение, служебное преступление и др. В названиях подавляющего большинства глав Особенной части Кодекса зафиксирован объект преступной деятельности, а не сфера этой деятельности: "Преступления против:" То же самое следовало отразить в названии гл. 22 УК 1996 г., как, в частности, это сделано в названии соответствующей гл. 29 Модельного Уголовного кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств, принятого 17 февраля 1996 г. Межпарламентской Ассамблеей СНГ, - "Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности".
Формирование новых экономических, рыночных отношений, поощрение предпринимательства, возникновение многоукладной экономики предопределили задачу пересмотра законодательства о так называемых хозяйственных преступлениях.
Одни общественные отношения в сфере экономической деятельности были взяты под уголовно-правовую охрану, а другие из-под такой охраны выведены. Так, в Уголовном кодексе 1996 г. введены нормы об уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с землей, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм, заведомо ложную рекламу, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии), изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство.
Вместе с тем по Уголовному кодексу 1996 г. перестали быть преступными получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов, нарушение правил торговли, нарушение государственной дисциплины цен, изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки, занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности и др.
В Уголовном кодексе 1996 г. гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" освобождена от близких общественно опасных деяний, посягающих на другие объекты. Так, преступления против природных богатств, содержащиеся прежде в гл. VI "Хозяйственные преступления" Особенной части Кодекса РСФСР 1960 г., выделены впервые в самостоятельную гл. 26 "Экологические преступления", которая вошла в разд. IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" Кодекса РФ 1996 г.
В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8 и 34 Конституции РФ).
Общественная опасность преступлений в сфере экономической деятельности заключается в том, что в результате таких посягательств причиняется или создается реальная возможность причинения существенного ущерба экономическим интересам государства, а также иным субъектам, связанным с экономической деятельностью.
Любое преступление в сфере экономической деятельности - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности или незаконное предпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции или изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда или уклонение от уплаты налогов, обман потребителей и т.д. - в той или иной степени представляет собой посягательство на экономические интересы государства и иных субъектов, связанных с экономической деятельностью. Именно это свойство следует иметь в виду при отграничении рассматриваемых преступлений от преступлений против собственности, которые хотя и нарушают в определенных случаях интересы экономической деятельности, однако имеют иной объект - частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
В частности, освобождение от ответственности предусмотрено, если человек впервые совершил данный проступок и возместил ущерб, сообщает ТАСС.
Госдума приняла в окончательном чтении президентский законопроект о декриминализации некоторых преступлений экономической направленности. Документ, в частности, предусматривает освобождение от уголовной ответственности впервые совершивших ряд экономических преступлений.
Законопроектом, внесенным в Госдуму президентом РФ Владимиром Путиным в конце мая, предлагается расширить перечень преступлений, в случае совершения которых можно избежать уголовной ответственности. Освобождение от ответственности предусмотрено, если человек впервые совершил данный проступок и возместил ущерб.
Так, либерализация коснулась статьи 170 УК ("Внесение заведомо ложных сведений в межевой план"), части 1 статьи 178 ("Ограничение конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля)"), части 3 статьи 185 ("Совершенные организованной группой злоупотребления при эмиссии ценных бумаг"), части 1 статьи 191 ("Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга"), части 2 статьи 194 ("Совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере уклонение от уплаты таможенных платежей").
При этом с пятикратного до двукратного снижен размер возмещения ущерба в федеральный бюджет.
Мошенничество в бизнесе перенесли в другой закон
Законопроект предлагает признать утратившей силу статью 159.4 УК ("Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности"). Данная статья, введенная в УК в 2012 году, предусматривает наказание за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Сейчас максимальная санкция за данное преступление - один год лишения свободы, в случае крупного ущерба - до трех лет лишения свободы, в случае особо крупного ущерба - до пяти лет лишения свободы.
При этом, в изначальной редакции законопроекта предлагалось дополнить статью 159 ("Мошенничество") УК пятой частью - "Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба". Соответственно, уголовное дело должно возбуждаться, только в случае причинения значительного ущерба, коим предлагается считать сумму от 10 тысяч рублей. Данное преступление, согласно инициативе, должно было минимально караться штрафом в размере до 300 тысяч рублей, максимально - лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
Ко второму чтению законопроект подошел уже без этой нормы. В то же время данная поправка в неизменной форме внесена в законопроект Верховного суда о декриминализации ряда преступлений, в том числе побоев и неуплаты алиментов.
Штрафы за воровство товарных знаков выросли
В ходе доработки законопроекта ко второму чтению было скорректировано в большую сторону наказание за незаконное использование средств индивидуализации товаров или услуг (например, товарных знаков). Сейчас за совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору наказывают штрафом от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет. Максимальная санкция - шесть лет лишения свободы.
Первоначально законопроект предполагал смягчить санкции по данной статье УК, предусмотрев штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Максимальное наказание - четыре года лишения свободы. В новой редакции последнее наказание осталось неизменным, но штрафы выросли и составили от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от полутора до трех лет.
Основания для возбуждения уголовного дела
Законодательная инициатива предусматривает увеличение размера ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономики. Также повышается порог ущерба, при котором преступление считается совершенным в крупном или особо крупном размере.
Например, при злоупотреблениях с ценными бумагами (статьи 185, 185.1, 185.2, 185.3, 185.4 УК РФ) крупным ущербом и доходом в крупном размере предлагается считать ущерб (доход) в сумме более 1,5 миллиона рублей, а в особо крупном размере - более 3,75 миллиона рублей. В настоящее время крупным ущербом по данным статьям признается ущерб в размере от 1 миллиона рублей, особо крупным - от 2,5 миллиона рублей.
Также законопроект предлагает повысить порог ущерба для возбуждения уголовного дела по статье 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ. "Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма не уплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает 2 миллиона рублей, а в особо крупном размере - 6 миллионов рублей", - говорится в законопроекте.
Помимо этого, увеличена (с 1,8 миллиона до 2,7 миллиона рублей) пороговая сумма неуплаченных налогов и сборов, которая дает основание для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.
Услуги нотариуса
Проектом поправок предлагается также внести в Уголовно- процессуальный кодекс норму, которая позволяет подозреваемым и обвиняемым с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста пользоваться услугами нотариуса. Это необходимо для "удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого в сфере предпринимательской деятельности". При этом запрещается совершение нотариальных действий в отношении имущества, денежных средств и иных ценностей, на которые может быть наложен арест, оговаривается в документе.
Как сообщил ранее глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, законопроект был подготовлен с учетом мнения предпринимательского сообщества. В разработке проекта закона, по его словам, приняли участие представители Торгово-промышленной палаты, "Деловой России", "Опоры России", а также правоохранительных органов.
Ущерб от преследования
По словам сопредседателя "Деловой России" Андрея Назарова, только за прошедший год в России было возбуждено на предпринимателей около 200 тысяч уголовных дел по экономическим статьям. Стране от временного или постоянного прекращения деятельности бизнесменов нанесен ущерб в 7 триллион рублей, что сопоставим с половиной годового бюджета России. После прекращения уголовного преследования лишь 6-10% бизнесменов сумели сохранить свой бизнес, 25% - лишь частично, а 70% потеряли его полностью. 140 тысяч компаний прекратили свое существование в 2015 году из-за преследования со стороны правоохранительных органов вне зависимости от степени их вины. До суда дошло 30% дел, 2/3 - повисли и 10% - прекращены.
Чем больше деяний попадает под уголовное законодательство, тем больше может быть злоупотреблений со стороны правоприменителей. Чем больше действий предпринимателей мы криминализируем, тем больше появляется уголовных дел и ненужного преследования. Это отрицательно сказывается и на инвестиционном климате, и на настроениях людей, которые хотели бы заняться предпринимательством, - добавил Андрей Назаров.
просмотры: 5421