Административный процесс. Административная юрисдикция: понятие, признаки, виды производств Виды административно-юрисдикционных производств
B.C. Четвериков
1. Понятие и основные черты административной юрисдикции
Под административной юрисдикцией понимается установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.
Административная юрисдикция - это, по существу, подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях закрепленная в 3-м разделе КоАП РФ, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполномоченными на то органами, должностными лицами, на основании и в порядке, определенном федеральными нормативно-правовыми актами и законами субъектов РФ.
Административная юрисдикция в процессуальном отношении основана на принципах судебной юрисдикции, включает правовую оценку поведения участников административно-правовых отношений и применение к ним в необходимых случаях мер государственно-властного принуждения. Исключением в судебной юрисдикции является рассмотрение дел об административных правонарушениях судьей, который при рассмотрее нии дела об административном правонарушении руководству-V ется административно-процессуальными нормами, так же, как и прокурор. Административная юрисдикция органов исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченных должностных лиц является, по существу, обеспечивающей мерой в процессе реализации их основных функций, например, социальных, экономических, правоохранительных и других.
Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий имеющих государственно-властный характер исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции, судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.
Как правило, оба этих аспекта административного процесса не находятся в противоречии друг к другу, а дополняют друг друга.
Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.
При этом исполнительный орган, должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и правоохранительные действия, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера.
Например, при осуществлении контрольно-надзорных функций имеются процессуальные действия, однако административно-правовой спор отсутствует. Административно-процедурная деятельность проявляется в таких управленческих функциях как лицензирование, квотирование, регистрация и др. Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации таких функций, как разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих и иных. Поэтому эти аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административно-процессуальных отношениях.
Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников процесса (применительно к стадиям процесса).
Юрисдикционные отношения при рассмотрении дел об административных правонарушениях регламентируются исключительно административно-процессуальными нормами. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также дисциплинарное производство по обращениям граждан, поощрительное, материальное и иное административное производство осуществляется в рамках административного процесса. Однако административно-процедурный аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования именно в сфере государствнно-управленческой деятельнос-ти.(См.: 1. С. 303-304)
Основные черты (признаки) административно-юрисдик-ционной деятельности.
1. Юрисдикционная деятельность в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенном административно-процессуальными нормами и административными процедурами.
При этом, как правило, административно-правовые споры возникают по инициативе управляемой стороны (объекта управления), испытывающей на себе не всегда позитивное управляющее воздействие со стороны субъекта управления (органа исполнительной власти, уполномоченного должностного лица). Например, подача жалобы на неправомерные действия или решения органа исполнительной власти, должностного лица.
При рассмотрении и разрешении административных дел юрисдикционные отношения могут также возникать и по инициативе управляющей стороны (уполномоченного субъекта управления). Например, при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенным физическим или юридическим лицом, уполномоченный орган или должностное лицо принимает решение о привлечении виновного физического или юридического лица к административной ответственности.
2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти, например, споры различных субъектов Российской Федерации или спор субъекта РФ с Федеральным органом исполнительной власти. При решении таких споров Президент РФ может использовать согласительные процедуры (п. 1 ст. 85 Конституции РФ). В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Так как согласно п. 1 и п. 2 ст. 80 Президент Российской Федерации является главой государства, а не высшим должностным лицом федеральных органов исполнительной власти, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 80 он... «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». На основании ст. 10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения, на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Эта самостоятельность реализуется по предметам ведения и в объеме компетенции каждой ветви власти, а государственная власть едина, и это единство Президент РФ как глава государства обеспечивает соответствующими конституционными процедурами согласования взаимодействия.
3. В основе административно-правовых споров (природа которых в теории и практике недостаточно полно изучена), как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, то есть одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или возможно ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицирует (дает правовую оценку) правовой спор и принимает обязательное для исполнения спорящими сторонами решение. Конфликтные отношения возникают также и в случаях рассмотрения дел об административных правонарушениях. Например, рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения уполномоченным органом, должностным лицом о привлечении к административной ответственности правонарушителя, при этом возможен случай подачи жалобы гражданином на необоснованное решение о привлечении его к административной ответственности.
4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных (в целом управленческих) споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами. Процессуальные нормы устанавливают определенную процедуру рассмотрения и разрешения этой категории дел, порядок принятия по ним решений, предусматривают осуществление права на обжалование и обеспечивают исполнение принятых решений, осуществляют одновременно правоохранительные функции. То есть эти нормы определяют не только саму процедуру и порядок рассмотрения административных дел (осуществление регулятивных функций), но и влияют на существо разрешения самого спора, что позволяет судить об особом правоохранительном характере процессуальных норм.
5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения (точнее воздействуют на поведение субъектов их реализующих эти отношения), в процессе юрис-дикционной (государственно-властной) деятельности они создают также основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определенной стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в стадию неравенства, например, заключение административного договора о контрактной службе в органах внутренних дел или в вооруженных силах.
6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства. Это относится не только к производству по делам об административных правонарушениях, но и к дисциплинарному производству, производству по обращениям граждан (жалобам, предложениям, заявлениям, петициям и др.), к производству по делам о поощрениях, материальному производству (о возмещении материального ущерба, причиненного в результате административного правонарушения) и др.
7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по уполномоченным субъектам, ее осуществляющим; например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях это регламентировано в главе 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. В этой главе перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.
Юрисдикционная деятельность, кроме этого, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных, трудовых и др.).
2. Юрисдикционность (подведомственность) дел об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, подведомственны и рассматриваются в пределах компетенции, установленной разделом 3 настоящего Кодекса:
1) судьями (мировыми судьями);
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства России.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, а именно:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 22.1 Ко АП РФ).
Полномочия должностных лиц (ст. 22.2)
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:
1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;
2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.
3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта РФ не установлено иное (ст. 22.2).
Подведомственность (юрисдикционность) дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях регламентирована (ст. 22.3).
1. В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
2. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующих изменений.
В новом Кодексе значительно расширен круг дел об административных правонарушениях, рассматриваемый судьями. Судьи уполномочены рассматривать следующие дела об административных правонарушениях, перечисленных ст. 23.1.
Судьи арбитражных судов также рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В случаях, когда дела об административных правонарушениях предусмотрены законами субъектов РФ, рассматриваются мировыми судьями.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях перечисленные в ст. 23.2.
Достаточно большое количество дел об административных правонарушениях рассматривают органы внутренних дел (милиция) (ст. 23.3):
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов вправе:
1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители;
2) начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители;
3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;
4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, - об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте;
5) начальник государственной инспекции безопасности до-рожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;
6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание;
7) государственные инспектора безопасности дорожного движения;
8) государственные инспектора дорожного надзора;
9) старшие участковые инспектора, участковые инспектора.
Кроме названных основных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в Кодексе определены еще 58 органов, а перечень же должностных лиц, подведомственность и их полномочия по делам об административных правонарушениях определены ст. 22.3 - 22.4. Ко АП РФ.
B.C. Четвериков
1. Понятие и основные черты административной юрисдикции
Под административной юрисдикцией понимается установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.
Административная юрисдикция - это, по существу, подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях закрепленная в 3-м разделе КоАП РФ, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполномоченными на то органами, должностными лицами, на основании и в порядке, определенном федеральными нормативно-правовыми актами и законами субъектов РФ.
Административная юрисдикция в процессуальном отношении основана на принципах судебной юрисдикции, включает правовую оценку поведения участников административно-правовых отношений и применение к ним в необходимых случаях мер государственно-властного принуждения. Исключением в судебной юрисдикции является рассмотрение дел об административных правонарушениях судьей, который при рассмотрее нии дела об административном правонарушении руководству-V ется административно-процессуальными нормами, так же, как и прокурор. Административная юрисдикция органов исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченных должностных лиц является, по существу, обеспечивающей мерой в процессе реализации их основных функций, например, социальных, экономических, правоохранительных и других.
Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий имеющих государственно-властный характер исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции, судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.
Как правило, оба этих аспекта административного процесса не находятся в противоречии друг к другу, а дополняют друг друга.
Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.
При этом исполнительный орган, должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и правоохранительные действия, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера.
Например, при осуществлении контрольно-надзорных функций имеются процессуальные действия, однако административно-правовой спор отсутствует. Административно-процедурная деятельность проявляется в таких управленческих функциях как лицензирование, квотирование, регистрация и др. Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации таких функций, как разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих и иных. Поэтому эти аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административно-процессуальных отношениях.
Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников процесса (применительно к стадиям процесса).
Юрисдикционные отношения при рассмотрении дел об административных правонарушениях регламентируются исключительно административно-процессуальными нормами. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также дисциплинарное производство по обращениям граждан, поощрительное, материальное и иное административное производство осуществляется в рамках административного процесса. Однако административно-процедурный аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования именно в сфере государствнно-управленческой деятельнос-ти.(См.: 1. С. 303-304)
Основные черты (признаки) административно-юрисдик-ционной деятельности.
1. Юрисдикционная деятельность в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенном административно-процессуальными нормами и административными процедурами.
При этом, как правило, административно-правовые споры возникают по инициативе управляемой стороны (объекта управления), испытывающей на себе не всегда позитивное управляющее воздействие со стороны субъекта управления (органа исполнительной власти, уполномоченного должностного лица). Например, подача жалобы на неправомерные действия или решения органа исполнительной власти, должностного лица.
При рассмотрении и разрешении административных дел юрисдикционные отношения могут также возникать и по инициативе управляющей стороны (уполномоченного субъекта управления). Например, при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенным физическим или юридическим лицом, уполномоченный орган или должностное лицо принимает решение о привлечении виновного физического или юридического лица к административной ответственности.
2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти, например, споры различных субъектов Российской Федерации или спор субъекта РФ с Федеральным органом исполнительной власти. При решении таких споров Президент РФ может использовать согласительные процедуры (п. 1 ст. 85 Конституции РФ). В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Так как согласно п. 1 и п. 2 ст. 80 Президент Российской Федерации является главой государства, а не высшим должностным лицом федеральных органов исполнительной власти, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 80 он... «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». На основании ст. 10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения, на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Эта самостоятельность реализуется по предметам ведения и в объеме компетенции каждой ветви власти, а государственная власть едина, и это единство Президент РФ как глава государства обеспечивает соответствующими конституционными процедурами согласования взаимодействия.
3. В основе административно-правовых споров (природа которых в теории и практике недостаточно полно изучена), как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, то есть одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или возможно ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицирует (дает правовую оценку) правовой спор и принимает обязательное для исполнения спорящими сторонами решение. Конфликтные отношения возникают также и в случаях рассмотрения дел об административных правонарушениях. Например, рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения уполномоченным органом, должностным лицом о привлечении к административной ответственности правонарушителя, при этом возможен случай подачи жалобы гражданином на необоснованное решение о привлечении его к административной ответственности.
4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных (в целом управленческих) споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами. Процессуальные нормы устанавливают определенную процедуру рассмотрения и разрешения этой категории дел, порядок принятия по ним решений, предусматривают осуществление права на обжалование и обеспечивают исполнение принятых решений, осуществляют одновременно правоохранительные функции. То есть эти нормы определяют не только саму процедуру и порядок рассмотрения административных дел (осуществление регулятивных функций), но и влияют на существо разрешения самого спора, что позволяет судить об особом правоохранительном характере процессуальных норм.
5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения (точнее воздействуют на поведение субъектов их реализующих эти отношения), в процессе юрис-дикционной (государственно-властной) деятельности они создают также основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определенной стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в стадию неравенства, например, заключение административного договора о контрактной службе в органах внутренних дел или в вооруженных силах.
6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства. Это относится не только к производству по делам об административных правонарушениях, но и к дисциплинарному производству, производству по обращениям граждан (жалобам, предложениям, заявлениям, петициям и др.), к производству по делам о поощрениях, материальному производству (о возмещении материального ущерба, причиненного в результате административного правонарушения) и др.
Установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.
Функции административной юрисдикции.
Охранительная функция - обусловлена ее принадлежностью к правоохранительной деятельности. Юрисдикция всем своим назначением призвана осуществлять данную функцию. Охранительная функция реализуется, прежде всего, при разрешении дел об административных правонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемым правам и интересам.
Регулятивная функция - юрисдикция как правоприменительная деятельность участвует в индивидуальном правовом регулировании. Она выполняет функции регулятора посредством перевода нормативных предписаний в реальные действия субъектов, в правоотношения. Поэтому регулятивная функция административной юрисдикции отражает ее управленческий аспект. Посредством актов юрисдикции органы управления и другие субъекты осуществляют регулирование общественных отношений.
Воспитательная функция - весь процесс направлен на возможность воспитания уважения к действующему закону. Исходя из этого значение имеет правильная и четкая организация и культура юрисдикционного процесса, которые обоснованно рассматриваются в качестве факторов, определяющих законность. Законное и справедливое постановление, принятое по делу повышает авторитет органа административной юрисдикции, способствует формированию позитивных правовых установок граждан, воспитывает их в духе уважения к закону.
Признаки административной юрисдикции:
Наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона. Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, о нарушении правовых предписаний;
Состязательная процедура разрешения дел, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников процесса по данному делу;
Издание юрисдикционного акта по соответствующему делу.
Виды административно-юрисдикционного производства :
Производство по делам об административных правонарушениях; установлено КОаП
Дисциплинарное производство - применение к лицам, совершившим правонарушение в виде дисциплинарного проступка, предусмотренных нормами права дисциплинарных взысканий;
Производство по жалобам - жалобам о нарушении прав и законных интересов действиями или правовыми актами должностных лиц исполнительных органов; для установления правомерности или необоснованности жалоб граждан, а также в интересах защиты их субъективных прав предусмотрено специальное производство.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ
установленная законодательными актами совокупность правомочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке. Специфическая исполнительно-распорядительная деятельность по применению установленных государством нормативных предписаний к конкретным случаям разрешения конфликтных правовых ситуаций при возникновении спора о праве или нарушении установленных правил. Это одна из форм правоохранительной деятельности судов, органов управления, осуществляемая на основании и во исполнение законодательных предписаний. А.ю., как и гражданское и уголовное судопроизводство, не формирует правовых норм, а осуществляет их применение в конкретных ситуациях.
А.ю. отличается от других видов работы судов, органов государственного управления и должностных лиц и регламентируется соответствующим законодательством, например КоАП. Разрешение конкретных административных дел
и применение мер административного воздействия осуществляется гласно, с соблюдением предусмотренных законом гарантий.
А.ю. осуществляют в РФ суды, отраслевые и межотраслевые органы управления, административные комиссии при районных и городских администрациях, деятельность которых регламентируется правовыми актами субъектов РФ. Создание и деятельность сельских и поселковых административных комиссий, а в некоторых субъектах РФ - и районных, городских комиссий определяется уставами муниципальных образований (ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в. Российской Федерации").
Широкие полномочия в области А.ю. имеют: комиссии по делам несовершеннолетних , создаваемые при районных, городских администрациях либо при соответствующих органах местного самоуправления; органы внутренних дел (милиция); органы государственных инспекций и другие органы и должностные лица..
А.ю. осуществляется по правилам административного процесса (соблюдение последовательности стадий). Законом установлены: подведомственность административных дел, компетенция органов административной юрисдикции, сроки рассмотрения, порядок обжалования принятых решений. Расширены возможности судебного обжалования решений, принятых в порядке административной юрисдикции (Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
Колодкин Л.M.
Энциклопедия юриста . 2005 .
Смотреть что такое "АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ" в других словарях:
Установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц поразрешению индивидуальных административных дел и применению соответству ющих юридических санкций в административном порядке (без обращения… … Финансовый словарь
1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда); 2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и… … Юридический словарь
Деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке … Большой Энциклопедический словарь
Деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправления их должностных лиц, установленная законодательными актами, по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в… … Словарь бизнес-терминов
административная юрисдикция - — EN administrative jurisdiction The extent, power or territory in which an office with executive or managerial authority administers justice or declares judgments. (Source: RHW /… … Справочник технического переводчика
Административная юрисдикция - (англ. administrative jurisdiction) 1) дела, относящиеся к подведомственности органов управления (административных органов); 2) предусмотренная законодательством деятельность органов государственного управления (органов исполнительной власти) и… … Энциклопедия права
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию суда или арбитражного суда; 2) установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по… … Юридическая энциклопедия
Деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке. * * * АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ … Энциклопедический словарь
Административная юрисдикция - деятельность органов государственной исполнительной власти (должностных лиц) по разрешению дел об административных правонарушениях и применению санкций соответствующих правовых норм в административном порядке, т.е. без обращения в суд.… … Теория государства и права в схемах и определениях
Установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.… … Большая советская энциклопедия
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - – 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию органов гос. власти, суда и прокуратуры. 2) Разрешение споров о праве в области гос. управления в буржуазных государствах (см.… … Советский юридический словарь
Книги
- Криминология и административная юрисдикция полиции 2 издание , Антонян Ю. , Рассматриваются проблемы криминологического и административно-правового характера, которые касаются предупреждения преступлений и административных правонарушений. Подчеркивается необходимость…
- Административная юрисдикция. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры , Агапов А.Б. , В учебнике рассмотрены основные виды юрисдикционной деятельности, в том числе обусловленные рассмотрением обращений граждан и административными процедурами юрисдикционного производства.… Серия: Бакалавр. Специалист. Магистр Издатель: ЮРАЙТ , Производитель:
Другие статьи по предмету Юриспруденция, право, государство
Административная юрисдикция
B.C. Четвериков
1. Понятие и основные черты административной юрисдикции
Под административной юрисдикцией понимается установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.
Административная юрисдикция это, по существу, подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях закрепленная в 3-м разделе КоАП РФ, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполномоченными на то органами, должностными лицами, на основании и в порядке, определенном федеральными нормативно-правовыми актами и законами субъектов РФ.
Административная юрисдикция в процессуальном отношении основана на принципах судебной юрисдикции, включает правовую оценку поведения участников административно-правовых отношений и применение к ним в необходимых случаях мер государственно-властного принуждения. Исключением в судебной юрисдикции является рассмотрение дел об административных правонарушениях судьей, который при рассмотрее нии дела об административном правонарушении руководству-V ется административно-процессуальными нормами, так же, как и прокурор. Административная юрисдикция органов исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченных должностных лиц является, по существу, обеспечивающей мерой в процессе реализации их основных функций, например, социальных, экономических, правоохранительных и других.
Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий имеющих государственно-властный характер исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции, судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.
Как правило, оба этих аспекта административного процесса не находятся в противоречии друг к другу, а дополняют друг друга.
Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.
При этом исполнительный орган, должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и правоохранительные действия, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера.
Например, при осуществлении контрольно-надзорных функций имеются процессуальные действия, однако административно-правовой спор отсутствует. Административно-процедурная деятельность проявляется в таких управленческих функциях как лицензирование, квотирование, регистрация и др. Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации таких функций, как разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих и иных. Поэтому эти аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административно-процессуальных отношениях.
Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников процесса (применительно к стадиям процесса).
Юрисдикционные отношения при рассмотрении дел об административных правонарушениях регламентируются исключительно административно-процессуальными нормами. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также дисциплинарное производство по обращениям граждан, поощрительное, материальное и иное административное производство осуществляется в рамках административного процесса. Однако административно-процедурный аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования именно в сфере государствнно-управленческой деятельнос-ти.(См.: 1. С. 303-304)
Основные черты (признаки) административно-юрисдик-ционной деятельности.
1. Юрисдикционная деятельность в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенном административно-процессуальными нормами и административными процедурами.
При этом, как правило, административно-правовые споры возникают по инициативе управляемой стороны (объекта управления), испытывающей на себе не всегда позитивное управляющее воздействие со стороны субъекта управления (органа исполнительной власти, уполномоченного должностного лица). Например, подача жалобы на неправомерные действия или решения органа исполнительной власти, должностного лица.
При рассмотрении и разрешении административных дел юрисдикционные отношения могут также возникать и по инициативе управляющей стороны (уполномоченного субъекта управления). Например, при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенным физическим или юридическим лицом, уполномоченный орган или должностное лицо принимает решение о привлечении виновного физического или юридического лица к административной ответственности.
2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти, например, споры различных субъектов Российской Федерации или спор субъекта РФ с Федеральным органом исполнительной власти. При решении таких споров Президент РФ может использовать согласительные процедуры (п. 1 ст. 85 Конституции РФ). В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Так как согласно п. 1 и п. 2 ст. 80 Президент Российской Федерации является главой государства, а не высшим должностным лицом федеральных органов исполнительной власти, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 80 он... обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. На основании ст. 10 Конституции РФ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения, на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эта самостоятельность реализуется по предметам ведения и в объеме компетенции каждой ветви власти, а государственная власть едина, и это единство Президент РФ как глава государства обеспечивает соответствующими конституционными процедурами согласования взаимодействия.
3. В основе административно-правовых споров (природа которых в теории и практике недостаточно полно изучена), как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, то есть одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или возможно ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицирует (дает правовую оценку) правовой спор и принимает обязательное для исполнения спорящими сторонами решение. Конфликтные отношения возникают также и в случаях рассмотрения дел об административных правонарушениях. Например, рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения уполномоченным органом, должностным лицом о привлечении к административной ответственности правонарушителя, при этом возможен случай подачи жалобы гражданином на необоснованное решение о привлечении его к административной ответственности.
4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных (в целом управленческих) споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами. Процессуальные нормы устанавливают определенную процедуру рассмотрения и разрешения этой категории дел, порядок принятия по ним решений, предусматривают осуществление права на обжалование и обеспечивают исполнение принятых решений, осуществляют одновременно правоохранительные функции. То есть эти нормы определяют не только саму процедуру и порядок рассмотрения административных дел (осуществление регулятивных функций), но и влияют на существо разрешения самого спора, что позволяет судить об особом правоохранительном характере процессуальных норм.
5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения (точнее воздействуют на поведение субъектов их реализующих эти отношения), в процессе юрис-дикционной (государственно-властной) деятельности они создают также основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определенной стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в стадию неравенства, например, заключение административного договора о контрактной службе в органах внутренних дел или в вооруженных силах.
6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства. Это относится не только к производству по делам об административных правонарушениях, но и к дисциплинарному производству, производству по обращениям граждан (жалобам, предложениям, заявлениям, петициям и др.), к производству по делам о поощрениях, материальному производству (о возмещении материального ущерба, причиненного в результате административного правонарушения) и др.
7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по уполномо