Законы 12 таблиц в древнем риме кратко. V Наследственное право
Законы 12 таблиц, общая характеристика которых будет нами рассмотрена, - знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.
Доски с законами, влияние афинского права
Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц - документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.
Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.
Значение законов 12 таблиц в Древнем Риме
Эти законы по форме своей были в основном компиляцией обычаев, господствующих в годы их написания. Их отобрали в соответствии с интересами господствующего класса. Так появились законы 12 таблиц. Общая характеристика их до сих пор вызывает большой интерес. Законы эти были оснащены юридическими санкциями, предусмотренными в различных сферах. У римлян они считались настоящим кладезем мудрости. знаменитый древнеримский юрист, отмечал, что римский закон 12 таблиц - документ, в котором можно отыскать "картину нашей древности". Цицерон считал, что обилием пользы и своим авторитетом одна эта книжица превосходит всех философов и все библиотеки для тех, кто ищет источники и основы права. Дети, жившие в Древнем Риме, учились по этим законам чтению. Децемвиры, осуществляя кодификацию своих обычаев, пытались сохранить привилегии и господствующее положение патрициев, однако им не удалось достичь этого в полной мере.
Формальное равенство плебеев и патрициев
Согласно законам 12 таблиц, плебеи имели формальное равенство в судах с патрициями. Кроме того, они получили также и определенные политические права. Для плебеев это была большая победа, поскольку произвольные толкования существовавших обычаев ограничивало появившееся писаное право. Оно стало правовой основой Древнего Рима. Законы 12 таблиц охраняли плебеев от беззаконий и произвола, творимых патрицианскими магистратами и судьями. В 304 году до н. э. Сенат постановил, что при разбирательстве уголовных и гражданских судебных дел должностные лица должны руководствоваться писаным законом. Шаткие предания отныне не являлись авторитетом.
Разделение обычного права после принятия законов
Законы 12 таблиц в полной мере отразили уровень правового сознания, характерный для той эпохи. В царское время, в эпоху родового строя, существовали международные и другие межплеменные обычаи. Племя являлось их субъектом. после принятия законов 12 таблиц разделилось на два. Одно из них - внутреннее римской общины (квиритское, позднее названное гражданским, или цивильным). Законы 12 таблиц относятся именно к нему. Второе право регулировало отношения между Римским государством и другими странами. Кроме того, в Риме действовал фециальный закон. В нем были описаны обряды, совершаемые при объявлении войны, предусматривались различные меры по соблюдению договоров государства с другими странами. Со времен С. Туллия в качестве аксиомы утверждается положение, согласно которому квиритские обычаи и право действуют лишь для граждан Рима.
Запрет браков между плебеями и патрициями
Законы 12 таблиц в Древнем Риме включали целый ряд статей, в которых отразились древние обычаи патриархальной общины, ее пережитки. Они были направлены на сохранение вековых устоев. В частности, запрещались браки между плебеями и патрициями. В 445 году до н. э. был отменен этот закон.
Отношения, касающиеся недвижимости
В 12 таблицах указано, что землей должен распоряжаться коллектив римской общины. Согласно религиозной традиции, ее нельзя было завещать божествам и храмам. Земля должна была оставаться под контролем общины, быть ее собственностью. Таким образом, была ограничена на нее.
Дарение, наследование, купля-продажа важных объектов недвижимости (рабочего скота, рабов и земли) обставлены особыми ритуалами. Они были под контролем общины. Завещание обязательно должно было быть утверждено куриатной комицией (а иногда и центуриатной, если отец лишал своего законного наследника доли наследства). В том случае, если кто-то обрабатывал бесхозный пустырь или пустующий клочок земли, он становился по истечении двух лет его собственником. Тем не менее, на чужаков не распространялось это право. На территории Рима распоряжаться землей и владеть ей мог лишь римский гражданин.
Суровыми наказаниями охраняются права собственника в 12 таблицах. Например, к распятию на дереве приговаривался тот, кто совершил ночную кражу урожая. На преступника, осуществившего поджог дома и зерна, находящегося около него, надевали оковы, сжигали и избивали.
Закон, который был принят на собрании народа, был объявлен основным правовым источником. Ему не должна была противоречить никакая сделка. В законах 12 таблиц подробно рассказывается о межах и границах земельных наделов, о порядке их наследования и давности владения ими. Охранялись интересы собственника, его имущество должно было быть ограждено от незаконного удержания. Хищения чужого имущества, а также преступления, связанные с покушением на здоровье и жизнь квиритов, карались особенно сурово. Главным способом защиты права собственника в случае его нарушения была физическая расправа над виновным.
Семейные отношения
Усыновление предполагало санкцию великого понтифика и куриатного собрания. Жрец и комиции могли и отказать в нем, если переход усыновляемого мог повлечь за собой угасание, вымирание его прежней семьи, фамилии.
В законе об охране римской семьи большую власть имел глава семейства. Это также следует рассматривать как заботу об укреплении общины и пережиток прошлого. У других народов данное положение аналогов не имеет. У главы семьи было исключительное право обладания и распоряжения всем недвижимым и движимым имуществом. Кроме того, его власть над женой и нисходящими потомками (в том числе и внуками), была практически неограниченной. После смерти главы семьи имущество делилось поровну между агнатами (так назывались члены фамилии). В случае, если их не было, наследовали состояние ближайшие сородичи (к примеру, братья усопшего, их сыновья и др.).
Принцип талиона, значение присяги
В памятнике закреплялся так называемый - при совершении преступления наказание следовало как равное за равное. Это также говорило о закреплении пережитков родового строя. Присяге придавалось очень большое значение. Если кто-то лжесвидетельствовал, его сталкивали с Тарпейской скалы.
Защита равенства граждан
Следует сказать несколько подробнее и о защите равенства граждан, описывая законы 12 таблиц. Общая характеристика их в этом отношении следующая: они охраняли достоинство, честь и права граждан, а также формальное равенство их. Особыми привилегиями наделять того или иного из них запрещалось. Закон в целях сохранения между гражданами равенства ограничивал допустимые расходы на погребение, а также продолжительность траура.
Тот, кто сочинил песню, где содержалась бы клевета на какого-либо гражданина Рима, мог быть приговорен к смерти. Однако казнь нельзя было осуществить без особой на то санкции центуриатной комиции. Закон охранял справедливость. Уличенный кем-то в подкупе судья должен был быть казнен.
Суверенная власть народа
Наконец, в качестве пережитка древности нужно рассматривать решения, которые принимались на народных собраниях. Для всех они обладали обязательной силой. Следовательно, римский народ теоретически (кроме рабов, чужаков и вольноотпущенников) был верховным собственником всей территории государства. Суверенная власть принадлежала исключительно ему. Всякий гражданин, предавший свою родину, тем самым совершал измену. А если он выдавал своего соотечественника врагу, ему грозила за это
Отношение к религии
Характеристика законов 12 таблиц была бы неполной, если бы мы не отметили представления о религии римлян, которые они отразили. Связь с ними усматривается в том, что понтифики, блюстители культов в то время выступали также толкователями обычаев. Они являлись первыми знатоками права. Свод законов 12 таблиц гласил, что преступлением считается пренебрежение обрядами, предусмотренными религией. Формальным моментам при этом придавалось очень большое значение. Квириты, то есть мужчины-патриции, которые могли носить оружие, имели явный приоритет.
Перечень самых тяжелых преступлений, наказания и возможность выкупа
В законах был указан перечень самых тяжелых преступлений. Это злостная клевета, взяточничество судей, лжесвидетельство (особо опасное), а также истребление урожая и поджог. При этом в законе был разрешен выкуп по соглашению, который мог заменить расправу. Однако это касалось лишь совершивших преступление свободных граждан. Как правило, раб всегда отвечал за содеянное своей жизнью. Гражданин Рима, кроме того, мог быть приговорен к смертной казни лишь после решения, вынесенного центуриатными комициями. В качестве отягчающего обстоятельства выступал умысел.
Значение законов 12 таблиц в истории права
Какое же значение в истории имели законы 12 таблиц? Общая характеристика их роли следующая. Они стали одним из первых в античном мире памятников рабовладельческого права. В них были отражены основы жизни гражданской римской общины, а также института частной собственности. Роль этого кодифицированного свода в развитии римского гражданского права была очень велика. Ученые считают, что по своему совершенству не выделялись среди других подобных документов того времени законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи и Ману, например, были не менее разработаны с точки зрения уголовного права. Римское право не зафиксировало множество составов преступлений. Кроме того, не исключало возможности произвола наличие такого документа, как законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи, конечно, не были в этом отношении лучше. В Египте, как известно, также существовали бесправные рабы, с которыми по своему усмотрению мог обходиться хозяин. Однако и римские императоры законом связаны не были и могли определять, что является преступлением, а что нет. Наказание в данном случае было произвольным. Однако стоит отметить, что в уголовном праве Рима очень рано выделяются преступления частного и публичного характера. В этом одна из его важных особенностей.
Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману - все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.
Законы XII таблиц – основной источник римского правана раннем этапе его развития, первый древнеримский писаный правовой памятник, появившийся в результате сословной борьбы патрициев и плебеев. До нас текст Законов XII таблиц дошел только в цитатах или пересказе позднейших авторов (например, Тита Ливия). В сер. V в. до н. э. за два года специально созданная экстраординарная коллегия децимвиров (10 человек) создала текст Законов XII таблиц. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным а, следовательно, с их принятием стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. Надо сказать, что некоторые исследователи, опираясь на ряд разночтений в Законах XII таблиц, оспаривают датировку этого важнейшего древнеримского законодательного акта и даже ставят под сомнение само его существование. Однако эти разночтения (например, штрафы исчисляются в монете, которая еще не использовалась в Древнем Риме в V в. до н. э.) вполне можно объяснить тем, что в текст Законов XII таблиц были внесены более поздние вставки. Отраслевое деление в Законах XII таблиц уже присутствует, но не развито. I–II таблицы посвящены процессуальному праву. III таблица содержит очень жестокие нормы долгового права. IV–VI таблицы содержат нормы гражданского и семейного права. VII таблица в основном определяла правила межевания земель. VIII–IX таблицы содержат нормы уголовного права. X таблица содержит нормы административного права. XI–XII таблицы содержат элементы государственного публичного права. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало право южноиталийских греческих полисов. Но были включены также и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Правовые нормы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, Законы XII таблиц достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».
15.Особенности средневекового гос. И права.
Средние века явились основой для постепенного формирования национальных правовых систем, которые окончательно сложатся в Новое время. В целом, правовая система стран Западной Европы в этот период отличалась следующими чертами. Во-первых, партикуляризм (разобщенность), когда каждое государство имело свое право, которое, в свою очередь, было неоднородным и включало несколько правовых подсистем (королевское право, местное право, городское право). Отсюда противоречивость в нормах права. Во-вторых, средневековое право тесно связано с религиозными нормами. В этой связи важное место играло каноническое право. Оно в значительной мере носило наднациональный характер и с XI века выделилось в самостоятельную отрасль права. В XII веке канонические тексты сведены воедино в Кодекс Грациана. Процесс систематизации канонического права продолжался и в дальнейшем. Так, в XVI веке главную роль в качестве важнейшего источника права римско-католической церкви играл Свод канонического права. В-третьих, особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. Профессор О. А. Жидков справедливо отмечает, что его положения по своему содержанию разрабатывали принципы не феодального, а буржуазного права. В-четвёртых, значительным явлением в правовой жизни Западной Европы была рецепция (усвоение, заимствование) римского права. Второе рождение римского права начинается в XI-XII веках, что связано прежде всего с оживлением экономической жизни, торговлей. Однако рецепция римского права была обусловлена не только экономическим фактором, но и социальными, духовными и политическими причинами. Исключительно важную роль в изучении и развитии римского права сыграли университеты Северной Италии. Особую роль в Средние века сыграл юридический факультет Болонского университета (ок. 10 тыс. студентов). Его основателем был знаток римского права Ирнерий (1055-1130 гг.).Созданная им школа римского права получила название школы глоссаторов (запись, комментарии). Со временем возникает правило: “То, что не признаёт глосса, не признаёт суд”. Вершина деятельности глоссаторов – публикация сборника, который получил название “Большая глосса” и считался наиболее авторитетным руководством по римскому праву. В XII-XIV вв. появляется новое поколение юристов – постглоссаторы. Для них была характерна системная обработка римского права, согласование его с нормами средневекового права, судебной практикой. В-пятых, основным принципом средневекового права была сословность, которая проявлялась в юридическом неравенстве социальных групп. Так, право собственности на землю было привилегией дворянского сословия (“нет земли без сеньора”). Купля-продажа земли была очень затруднена. Таковы особенности средневекового права в Западной Европе.
Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были, начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для I всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре - Форуме.
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.
Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст Божий». Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.
Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (реc манципи) относились земля (поначалу - около Рима, а затем - вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (реc нек манципи) - все прочие вещи.
Для отчуждения вещей первой категории - продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Это слово произошло от греч. «манус» - рука и отражает образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что. эта вещь принадлежит мне по праву квиритов» (потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента.
Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.
Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр. , знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника - долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н. э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.
Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».
Одним из первых памятников римского права являются законы XII таблиц. Выше уже говорилось о том, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями стала выработка комиссией 10 (децемвиров) в 451–450 гг. до н.э. законов XII таблиц, которые получили свое название от того, что были начертаны на 12 деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.
Законам XII таблиц присущи многие черты древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного права, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), сакральный характер (связь с религией).
Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за "перст божий".
Законы XII таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV–III вв. до н.э. законы XII таблиц стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.
Регулирование имущественных отношений
Первые века Римской республики земля – главное достояние граждан – находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей (ager publicus). Пахотной земли было мало, и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.
Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием для переделов земли в интересах справедливого распределения, ограничения количества земли и количества скота, выпасаемого на общественных пастбищах. Примером таких ограничений может быть закон Лициния Секстин 367 г. до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров (125 га) государственных (общественных) земель и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.
Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – манципируемых (res mancipi) и неманципируемых (res nec mancipi). К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения; ко второму – все другие вещи.
Для отчуждения вещей первой категории (продажи, дарения и пр.) требовалось соблюдение формальностей, носивших название "манципации". Слово это произошло от "манус" – рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Для совершения обряда манципации требовалось присутствие собственника вещи и приобретателя, пяти свидетелей – совершеннолетних римских граждан, весовщика, держателя медных весов (необходимого элемента обряда), кусочка меди как эквивалента оплаты, затем самой вещи, если она была движимой, или ее символа, если она была недвижимой (черепица от дома, кусок дерна с участка земли). Наложив руку, следовало еще сказать: "Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (т.е. потомков обожествленного Ромула Квирина). Манцинация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег (без манципации) было еще недостаточно для возникновения права собственности.
Обряд манципации возник до появления чеканной монеты (асса), но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем, возникнет связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, т.е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
В принципе, собственник осуществлял полное и исключительное господство над вещью. Однако уже законы XII таблиц предполагали некоторые ограничения, так называемые сервитуты, т.е. право пользования чужой вещью в определенном хозяйственном отношении.
Что касается займа, законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и прочим, знают еще и так называемый нексум, т.е. самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор выводил должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах XII таблиц уже знакомым нам словом "нексум" – долговое обязательство под гарантию личной свободы.
Только в 326 г. до н.э. законом Петелия договор займа был реформирован и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.
Помимо обязательств из договоров, законы XII таблиц выдя- ляют и обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще: воровства, потравы и пр. Виновный присуждался к выплате штрафа. В случае членовредительства допускался талион. Вор должен был возместить стоимость вещи в кратном размере. Если вор был захвачен с поличным, то он подвергался бичеванию и выдавался потерпевшему. Вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.
Семейное право
Римская семья, как ее рисуют законы XII таблиц, была строго патриархальной, находящейся под неограниченной властью домовладыки, которым могли быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.
Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделением из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.
Напротив, усыновленный и тем принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на часть наследства.
Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.
В Риме существовали три формы заключения брака: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и в результате женщину-невесту отдавали под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Второй способ заключения брака состоял в виде покупки невесты (в форме манципации).
Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и самих врачующихся. Брачный возраст для женщины был 12 лет, для мужчин устанавливался путем осмотра. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане. Такого права не имели рабы, перегрины, латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, но в 445 г. до н.э. запрет был отменен законом Канулея.
Типичной формой был брак с властью мужа (cum manu). Однако уже законы XII таблиц знают и брак "sine manu", т.е. "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но эго только предположение. В браке "sine manu" женщина получала значительную свободу, включая свободу развода, которой она не имела в "правильном браке". В случае такого развода женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку "sine manu" было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака постепенно отмирали.
Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали на муже, который распоряжался приданым, принесенным женой и являвшимся его собственностью.
В браке "cum manu" муж или домовладыка имели неограниченную власть над женой, вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Однако отсутствие в древнейший период юридических ограничений для власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, т.е. без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.
Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены – только в браке "sine manu".
После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца. Наследники могли, впрочем, нс делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.
Уголовное право
В древнейший период римского государства преступления рассматривались как публичные деликты (delictum publicum), т.е. правонарушения, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений еще не был широк. К ним относились прежде всего преступления против республики. По законам XII таблиц предавались смертной казни лица, которые подстрекали "врага римского народа к нападению на Римское государство" или же предавали "врагу римского гражданина". Среди других преступлений выделялись умышленные убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время и т.д.
Хотя в самих законах XII таблиц (в пересказе римских юристов) утверждается, что смертная казнь применялась "за небольшое число преступных деяний", последняя упоминалась в целом ряде статей. В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно, однако, смертная казнь начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства ("лишением огня и воды"). Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса (например, запрещение быть магистратом), лишение права на погребение. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов (например, причинение вреда клиенту со стороны патрона) и влекли за собой религиозные проклятья.
При определении наказания в древнейшем римском праве еще слабо учитывались такие категории, как вина, степень участия в преступлении и т.д. Лишь в редких случаях различались умышленные и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные наказания. В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время, за кражу с поличным). По общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди.
Судебный процесс
Первой формой судебного процесса в Древнем Риме был легисакционный процесс. Эта древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев закреплялась законами XII таблиц.
Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась in iure, вторая – in iudicio. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризовалась свободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, которым для данных случаев со временем сделался претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, которое было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
Законы XII Таблиц – свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении – обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI),
0 неиспрашивании привилегий (таблица XII). Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.
Законы двенадцати таблиц были созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках – таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима – Форуме. Для имущественных отношений характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную. Римские юристы под собственностью понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, которые установлены договором или правом.
Со времен Законов XII таблиц римское право подразделяло собственность на два типа:
1) к одному типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первого типа требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципаций;
2) ко другому типу относились все прочие вещи, которые переходили от владельца к владельцу посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором, – так называемой традиции. Действительность договора обусловливалась: согласием сторон и его соответствием закону.
Договоры делились на четыре группы:
1) вербальные договоры;
2) литеральные;
3) реальные;
4) консенсуальные.
Устный договор был древнейшей формой договора, на основе которого заключались различные сделки. Литеральные договоры носили письменный характер. Реальные договоры отличались тем, что права и обязанности в договоре возникали с момента передачи вещи. К ним относились договоры хранения, займа, ссуды. В консенсуальном договоре права, обязанности, ответственность наступают немедленно при заключении договора.
Древнему Риму известны три формы брака:
1) брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа;
2) брак в форме покупки невесты;
3) брак сине Ману – без власти мужа. Наследственное право различало такие очереди, как дети, внуки, братья наследодателя, его дядя и племянники, а далее все кровные родственники. Существовали следующие виды преступлений:
1) государственные преступления;
2) религиозные преступления;
4) преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности;
5) преступления против личности;
6) преступления против собственности.
Происходит резкое увеличение видов наказаний, включая:
1) каторжные работы на рудниках, отдача в гладиаторы;
2) различные виды ссылок;
3) телесные наказания по некоторым видам предусматривались.
Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистром-претором и судьей – частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания.