Налог на прибыль предприятия является прямым пропорциональным. Налогообложение прибыли
Субъектов Федерации и местные.
С позиций роли в формировании доходов региональных бюджетов
налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные фиксируются полностью или частично на длительный период как
доходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно в
Рисунок 5: Расходы правительства Австралии по возрастным группам. Откладывая трудности в точном измерении, ясно, что ряд налоговых расходов Австралии является регрессивным. Например, на рисунке 7 ниже показана доля налоговой концессии на пенсии, полученная людьми в разных частях распределения доходов, и показывает, что они сильно искажены для лиц с высоким доходом. Фактически, лица в дециле с самым низким доходом на самом деле хуже из-за наших налоговых правил для пенсионного обеспечения.
В Германии существует 40 различных налогов. И есть разные критерии их разделения. Например, налоги определяются тем, кто получает доход. Соответственно, существуют федеральные, государственные и местные налоги, а также муниципальные налоги и церковные налоги.
региональные и местные бюджеты.
Регулирующие "дополняют" региональные бюджеты до уровня "необходимой
достаточности", они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней
с целью покрыть дефицит.
В качестве регулирующих, например, используются акцизы, налог на добавленную
стоимость, подоходный налог.
Налоги также могут быть охарактеризованы тем, что их поднимает Казначейство. Если налог на доход или имущество требуется, он называется имущественным налогом. Налоги на имущество включают, например, подоходный налог, торговый налог или налог на наследство. Кроме того, налоги на имущество подразделяются на налоги на имущество на доходы и налоги на имущество по активам - это включает наследование, а также налог на имущество. В отличие от налогов на недвижимость, налоги на трафик фиксируют юридические и коммерческие транзакции.
К ним относятся, например, налог с продаж, налог на автомобиль или гоночные ставки и лотерейный налог. Третьей группой в этой классификации являются акцизы. Как следует из названия, эти налоги касаются налогов, которые влияют на потребление или использование определенных товаров. Это, как правило, продукты питания или роскошные продукты - например, налог на кофе или налог на табак; но и налог на электроэнергию - акциз. Классификация по имуществу, трафику и акцизам имеет, прежде всего, административное значение.
Введем ряд понятий, необходимых для характеристики системы налогообложения.
Это - элементы налога. Каждый налог содержит такие элементы как: субъект,
объект, предмет, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы.
Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на котором лежит
обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
В конце концов, налоги также могут быть дифференцированы в зависимости от того, как они выплачиваются. Соответственно, существуют прямые налоги, взимаемые непосредственно с налогоплательщиком, к которому должно применяться налоговое бремя - как это имеет место с подоходным налогом. Поэтому прямые налоги всегда носят налогоплательщика, который их платит. В случае косвенных налогов облагаемое лицо является кем-то иным, кроме тех, кто в конечном итоге должен нести налог экономически, то есть терпит финансовые потери.
Хотя косвенные налоги взимаются с производства и потребления товаров, они не обременяют налогоплательщика, который их платит - дистрибьютора или производителя. Они взимают налог только за государство и конвертируют его в отпускную цену, так что бремя несет конечный пользователь. Так обстоит дело, например, в отношении налога с продаж и акцизов. Вполне вероятно, что тип налога соответствует нескольким критериям: налог с продаж - это, например, налог на транспорт и косвенный налог.
Согласно принципу постоянного местопребывания (резидентства)
налогоплательщиков делят на лиц:
· имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве
(резиденты);
· не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).
· Важное различие их состоит в том, что резиденты платят налоги на все
Чтобы определить, что налогоплательщик должен платить налоги, нужно исходное значение. Таким образом, существует налоговая база для каждого типа налога, которому назначается так называемая единица налогообложения. Эта единица налогообложения представляет собой наименьшую единицу, в которую можно разделить налогооблагаемую сумму; В случае подоходного налога или налога на добавленную стоимость это один евро или один цент, например, один килограмм для налога на кофе.
Для расчета налогового обязательства налоговой базе назначается ставка налога. Различие между налоговой ставкой и налоговой ставкой: ставка налога предусматривает для каждой единицы налогообложения фиксированную сумму денег; Например, для налога на кофе, например, 2, 19 евро за килограмм жареного кофе и 4, 78 евро за килограмм налога на растворимый кофе. Если ставка налога за единицу налогообложения составляет процент, это ставка налога - как это имеет место с подоходным налогом.
доходы, полученные на территории данного государства, нерезиденты
· только на доходы, полученные из источников в данном государстве. Они
несут ограниченную налоговую обязанность.
Субъекты налогообложения различаются и по другим признакам:
· организационно-правовая форма предпринимательства. Так,
различается налогообложение АО, товариществ и индивидуальных предпринимателей.
Налоговый объект: налоговым объектом может быть вещь, конкретное действие или сумма денег. Это оправдывает налоговое обязательство: у кого есть автомобиль, он должен платить налог с автомобилей. Те, кто зарабатывает деньги, должны уплачивать подоходный налог. И любой, кто пьет пиво, платит налог с пива. Налогооблагаемое лицо: облагаемое лицо является тем, кто обязан налогом, несет ответственность за налог, удерживает и уплачивает налог за счет третьего лица, должен подать налоговую декларацию или должен хранить книги и записи.
Это, в свою очередь, приводит к налоговым обязательствам - в дополнение к финансовым и официальным обязательствам, таким как обязательства по удержанию или раскрытию. Налоговый дебитор: налоговым должником является любой, кто обязан налогом налоговым органам и несет ответственность за платеж.
· форма собственности. В силу декларированного
Конституцией равенства форм собственности, это деление не может использоваться
широко, однако для достижения фактического равенства в условиях экономической
деятельности государственных и приватизированных предприятий, первым
предоставляются налоговые льготы.
Налогоплательщик: Налогоплательщик - это тот, кто должен уплатить налог в налоговую инспекцию. В большинстве случаев налогоплательщик платит налоги. Существуют исключения, если сбор налогов не должен быть более сложным, чем необходимо. Например, налог на заработную плату и налог на прирост капитала взимаются в так называемой процедуре «подоходного налога», т.е. удерживаются непосредственно у источника и передаются в налоговую инспекцию.
Налоговый кредитор: Налоговый кредитор является общественно-правовым сообществом, которому начисляется налог, - таким образом, либо федерация, страны, муниципалитеты, либо церкви. У кого есть право на доход по налогу, также является налоговым кредитором.
· по численности работающих. При соответствии по
численности критерию малого предприятия устанавливаются определенные льготы.
· по видам хозяйственной деятельности. Для предприятий
отдельных отраслей предлагаются налоговые льготы в целях стимулирования
производства, структурной перестройки. Это - одна из форм селективной
Налоговая тайна: налогоплательщик должен участвовать в налоговой декларации, а налоговым органам - полностью раскрывать свои налоговые обстоятельства, как указано в Налоговом кодексе. Данные могут использоваться только для других целей, если субъект данных согласен или используется в уголовном процессе, хотя и с ограничениями.
Идентификационный номер: каждый налогоплательщик получает постоянный налоговый идентификационный номер из Федерального центрального налогового управления. Федеральная центральная налоговая служба хранит для этого номера имя, место рождения и дату, пол, адрес и компетентный налоговый орган.
поддержки.
Объект налогообложения - это те юридические причины, которые
обусловливают обязанность уплатить налог.
Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплаты
собственником земельного налога; перепродажа ценных бумаг, получение
наследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующих
На сегодняшний день самым важным налогом в Германии является подоходный налог - для человека, поскольку он влияет на него наиболее непосредственно и для государства, поскольку он обеспечивает наибольший доход. В хит-лист налоговых поступлений - подоходный налог с его сортами подоходный налог, налог на прирост капитала или.
Линейная, прогрессивная, пропорциональная: структура ставки подоходного налога
Основой оценки подоходного налога является так называемый налогооблагаемый доход. Это рассчитывается из суммы всех доходов, из которых в свою очередь можно вычесть различные пособия, специальные расходы и чрезвычайное бремя. Затем определяется подоходный налог. В законодательстве о подоходном налоге в Германии применяется линейно-прогрессивный тариф, что означает, что разные уровни ставки налога имеют разные ставки налога. Во-первых, доход остается без налогов в размере основного пособия; это «нулевая зона».
Предмет налогообложения - это признаки фактического характера, которые
обосновывают взимание соответствующего налога.
К примеру, земельный участок - предмет налогообложения, но объект, как уже
было указано, - право собственности на него.
Налоговая база (основа налога) - часть предмета налогообложения, на
Однако после этой нулевой зоны это не та же ставка налога, что и последующие, а несколько несколько растущих налоговых ставок, которые применяются к разным разделам. Например, налогообложение за первые несколько евро начинается выше основного освобождения с первоначальной ставкой налога в размере 14 процентов и повышается до верхней налоговой ставки в 42 процента и 45 процентов, соответственно. Зоны прогрессирования делятся на два больших интервала: в первой зоне прогрессии ставка налога увеличивается относительно быстро; Во второй зоне прогрессии ставка налога продолжает расти линейным образом, но не так сильно, как в первой зоне.
которую начисляются налоги.
Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения.
Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения.
По методу установления различают твердые ставки и долевые. При методе
твердых ставок на каждую единицу налогообложения устанавливается абсолютная
сумма налога (например, 1000 р. за 1 га пашни). Долевые ставки
Из верхней налоговой ставки в 42 процента следуют пропорциональные зоны - так называемые, потому что из этой суммы за каждый евро над ней постоянно идет та же налоговая ставка. Кстати, более высокие ставки налога не рассчитываются на общую сумму, а только на дополнительные заработанные деньги. Поэтому это называется «предельной налоговой ставкой». В отличие от этого, «средняя ставка налогообложения» указывает процент от общего подоходного налога, оцененного с точки зрения общего налогооблагаемого дохода.
Подоходный налог рассчитывается в Германии на основе семи видов дохода. Государство взимает подоходный налог со всех доходов физических лиц, т.е. как работников, так и самозанятых лиц. Из сельского хозяйства и лесного хозяйства, бизнеса, самостоятельной занятости, занятости, капитала, аренды и лизинга, а также других доходов, указанных в Законе о подоходном налоге. Семь типов доходов также подразделяются на две группы: существуют так называемые виды доходов и виды с избыточным доходом: в сельском и лесном хозяйстве прибыль коммерческих предприятий и самостоятельной занятости является прибылью.
выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях
объекты ставки называются процентными. Они характерны для налогообложения
прибыли, дохода (например, 12 процентов с каждого рубля зарплаты).
Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в
зависимости от роста налоговой базы.
Это означает, что либо бизнес-активы сравниваются в определенное время, либо определяется разница между операционным доходом и операционными расходами. В результате получается прибыль - или, возможно, потеря. Для других видов доходов налоговая инспекция вычитает из дохода все расходы, которые предназначены для приобретения, обеспечения и сохранения дохода. Другими словами: рекламные расходы. Этот процесс расчета создает излишек, который облагается налогом. Этот тип определения дохода также называется сетевым принципом.
Ставки налога на заработную плату - и для кого они применяются
Сотрудники обычно классифицируются в налоговых классах. Потому что это приводит к тому, сколько денег они получают каждый месяц в сети. Среди прочего, налоговый кодекс определяет, сколько налога на заработную плату работодатель должен перевести в налоговую инспекцию. В какой из шести налоговых категорий налогоплательщики оказываются зависимыми от разных факторов.
Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которыми
формируются три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные и
При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка
(а не сумма) налога. Пропорциональный налог означает неизменность
ставки при изменении величины базы налогообложения. Пример
В противном случае этот налоговый кодекс должен быть применен. Это относится и к женатым работникам. Он вступает в игру только тогда, когда у вас есть вторая работа, или еще не представила свою налоговую карту новому работодателю. В конечном счете, однако, ежегодная налоговая декларация определяет индивидуальную налоговую нагрузку. Но налогоплательщики могут заранее контролировать свои вычеты, выбирая правильный налоговый кодекс. Потому что в отдельных налоговых классах уже приняты во внимание различные свободные и единовременные суммы.
пропорционального налогообложения - налог на прибыль. Ставка налога одинакова
для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах. Исторически
пропорциональные налоги рассматривались как справедливые.
Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по
мере возрастания налоговой базы. Он предусматривает не только большую
абсолютную сумму, но также и большую долю взимаемого дохода по мере роста
налоговой базы. Примером прогрессивного налога является подоходный налог с
физических лиц (граждан).
Регрессивный налог предполагает понижение ставки по мере роста
дохода. Он может приносить большую абсолютную сумму, но составлять меньшую долю
по мере роста доходов налогоплательщика. В экономическом смысле
регрессивными являются косвенные налоги (например, акцизы, налог на
добавленную стоимость, таможенные пошлины) которые представляют собой надбавку
к цене товара. Покупатели одного и того же товара платят одинаковую сумму с
единицы товара, обложенного косвенным налогом. Поскольку часто люди с разными
доходами приобретают одни и те же товары, то в доходах более состоятельных
людей они составляют меньшую долю.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта
в соответствии с действующим законодательством.
Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.
Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под
налогообложения отдельных объектов налогообложения. Например, не подлежит
налогообложению прибыль, полученная от производства продуктов детского питания.
Скидки - это льготы, так же как и изъятия направленные на сокращение
налоговой базы. Скидки часто связаны не с доходами, а с расходами
налогоплательщика. Например, при взимании налога на прибыль в 1997 г.
исключается часть прибыли, идущая на развитие производства и жилищное
строительство.
Налоговые кредиты - льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки
или суммарного налога. Большинство видов налогового кредита является
безвозвратным и бесплатным (в отличие от банковского кредита). Применяют такие
формы налогового кредита, как:
· снижение ставки налога. Например, для предприятий, в
штате которых не менее 50 % составляют инвалиды, ставка налога на прибыль на
1997 г. снижена в 2 раза.
· сокращение суммарного (валового) налога. Сокращение
может быть частичным и применяться на определенное время или бессрочно.
Возможно и полное освобождение от уплаты налога на определенный период
(налоговые каникулы). Так, в первые два года с момента регистрации полностью
освобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству и
переработке сельскохозяйственной продукции.
· Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Например,
подоходный налог может быть уплачен по заявлению налогоплательщика в рассрочку
до 1 года уплатой процентов.
В цивилизованной рыночной экономике налоговая система должна выполнять
следующие функции:
1. фискальную, то есть обеспечения бюджета необходимыми доходами
для финансирования государственных социально-экономических функций. Эта задача
была единственной на ранних этапах становления налоговых систем. Она
превалирует в развивающихся странах в ущерб другим функциям;
2. социальную, то есть налоговая система должна способствовать
реализации принципов социальной справедливости. Признано, что косвенное
налогообложение несет потенциал социальной несправедливости. Несправедливость
косвенных налогов усматривается и в том, что они стимулируют инфляцию. В связи
с задачами реализации принципа социальной справедливости и стимулирования
экономической деятельности актуальна проблема двойного налогообложения. Она
возникает при неурегулированности налогообложения АО при параллельном
налогообложении всей прибыли акционерных компаний и дивидендов акционеров этой
же компании. В современной практике двойное налогообложение чаще всего связано
с проведением фирмами зарубежных операций, которые могут подпадать под
несогласованное налогообложение двух или нескольких стран.
3. регулирующую, то есть функцию стимулирования экономической
деятельности. Особенно актуальна эта задача в отношении прямых налогов. Так, в
теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие посредством
налогообложения более 50 % прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской
деятельности;
Налоги все больше используются для регулирования отраслевой и территориальной
структуры производства.
Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, граждан, страны
в целом является налоговое бремя, то есть доля всех уплачиваемых
налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.
В 90-х годах в Российской Федерации стала формироваться налоговая система,
соответствующая требованиям социально ориентированной рыночной хозяйственной
системы и федеративного государственного устройства.
В 1991 году был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации". Закон установил перечень налогов, сборов и пошлин, определил права,
обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В
соответствии с Законом впервые налоги были разделены на три вида: федеральные;
субъектов федерации; местные. Существенные изменения были внесены Указом
перечень основных видов налогов даются в новом Налоговом кодексе Российской
Федерации.
Рассмотрим основные виды налогов, применяемых в Российской Федерации.
· Подоходный налог с физических лиц (граждан) - прямой
прогрессивный налог, взимаемый со всей совокупности доходов граждан. В
Российской Федерации с 1999 года основная ставка - 12 %. При доходах свыше 50
тыс.руб. применяется прогрессивная ставка. Подоходный налог является
регулирующим налогом.
· Налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций
- прямой пропорциональный налог. Налоговая ставка распределена между
бюджетами.
· Налог на добавленную стоимость - косвенный,
следовательно, регрессивный налог. (Добавленная стоимость - цена продажи
за вычетом затрат на покупку экономических ресурсов.) Регулирующий
налог, составляет значительную часть доходов федерального бюджета и, во многих
случаях, региональных. По оценкам экономистов, НДС оказывает сдерживающее
влияние на экономический рост.
· Акцизы - сборы, взимаемые при продаже особых
(подакцизных) товаров. Утверждаются особым законом. Обычно устанавливаются на
табачные изделия, алкоголь, драгоценности, нефтепродукты и т.д. Это -
косвенный, регрессивный, регулирующий налог, устанавливаемый на товары с
неэластичным спросом. Ставки дифференцированы.
· Поимущественные налоги - на личное имущество граждан и
имущество (фонды) предприятий (юридических лиц). Поимущественные налоги в
большинстве стран закрепляются за региональными и местными бюджетами. Это -
прямые, пропорциональные, закрепленные (собственные) налоги.
Существует острая необходимость в радикальной реформе действующей налоговой
системы России. Основные недостатки существующей в Российской Федерации
налоговой системы:
1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени (особенно на
предпринимательский сектор)
2. Нестабильность и запутанность нормативной базы и процедур
налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой
3. Односторонняя направленность налогообложения на изъятие
доходов, недостаточная стимулирующая составляющая.
4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов.
В силу наличия указанных и других недостатков в российской налоговой системе
предполагается ее реформирование. Одним из главных условий реформы является
принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Основные направления
налоговой реформы:
· упрощение налоговой системы Российской Федерации;
· уменьшение числа налогов, сборов и платежей путем их
объединения или частичного упразднения (в 5-6 раз по сравнению с действующей
налоговой системой, главным образом, за счет налогов, введенных на региональном
и местном уровне);
· сокращение налогового бремени на предпринимательский
сектор, усиление стимулирующей функции;
· отмена налогов, уплачиваемых со всей выручки (таких как
налог на пользователей автомобильных дорог, местный налог на содержание
· сокращение и упорядочение налоговых льгот;
· существенное расширение прав местных администраций в области
льготного налогообложения малого бизнеса;
· установление стабильных нормативов распределения налоговых
Налог (Tax ) – это обязательные платежи физических и юридических лиц государства в бюджеты различных уровней, в соответствии ставке , которая установлена в законодательном порядке на данный момент.
В современной интерпретации налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.
Сущность налогов проявляется через их функции: стимулирующую, фискальную, регулирующую, распределительную (перераспределительную).
Фискальная функция - основная. За счет налогов обеспечивается формирование доходной части всего государственного бюджета (казны государства).
Стимулирующая функция заключается в маневрировании налоговыми ставками, льготами и санкциями, за счет чего государство стимулирует структурные сдвиги в экономике, развитие технического прогресса, инвестиций в базовые отрасли, рост эффективности.
Регулирующая - государство, изменяя условия налогообложения (введение одних, отмена других), применяя систему налоговых льгот и штрафов, воздействует на распределение ресурсов, на цены и уровень производства на отдельных рынках .
Распределительная (социальная) - проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство через госбюджет перераспределяет национальный доход в пользу отдельных групп населения.
В странах с рыночной экономикой сложилась высокоразвитая налоговая система, включающая различные виды налогов. В основу классификации налогов положены различные признаки.
По экономической природе налоги подразделяются на косвенные и прямые. Прямые налоги - это те налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов экономических агентов (заработной платы , процентов, прибыли) либо с имущества (строений, земли, ценных бумаг и т.д.). Косвенные налоги представляют собой налоги на товары или услуги, которые включаются в цену товара или в тариф на услугу. К прямым налогам можно отнести подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество юридических и физических лиц, налог на доходы от ценных бумаг, налог на землю и пр. К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж, налог с оборота и пр.
По характеру обложения налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. В основе этой классификации лежит средняя налоговая ставка, которая представляет собой отношение налоговых отчислений к величине дохода. Налог является пропорциональным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка остается неизменной, постоянной. Примером пропорционального налога может быть налог на имущество физических и юридических лиц, налог на прибыль предприятий в России. Налог считается прогрессивным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка возрастает. Прогрессивным является налог на прибыль корпораций в США и подоходный налог с физических лиц. Регрессивный налог представляет собой налог, средняя ставка которого снижается по мере роста дохода. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, поскольку поглощают большую часть заработков налогоплательщиков с низкими доходами по сравнению с высокодоходными группами.
В целом налоговая система может быть либо прогрессивной, либо регрессивной. Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в распределении доходов сокращается. Она является регрессивной, если после выплаты налогов неравенство возрастает.
В зависимости от того, кто взимает налоги, они подразделяются на центральные и местные. Центральные налоги взимаются центральным правительством и поступают в общегосударственный бюджет. Местные налоги взимаются местными органами власти и управления и поступают в местные бюджеты. В государствах с федеративным устройством национальная налоговая политика проводится на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
По назначению налоги делятся на общие (для осуществления общегосударственных мероприятий) и целевые, поступающие в специальные фонды, за счет которых финансируются специальные программы. Например, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов направляются на издержки, ремонт, реконструкцию и строительство автодорог.
Уплата любого налога осуществляется в виде организованного процесса и по определенным правилам, включающий следующие элементы: субъекты налога - физические или юридические лица, обязанные по закону платить налог; объекты обложения - доход или имущество, с которых исчисляется налог; источник обложения - доход, за счет которого уплачивается налог.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.