Судебная система италии. Италия судебная система органы контроля Схема судебных органов италии
Общую судебную систему возглавляет Высший кассационный суд (обычное название - Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г. он обеспечивает "точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права", рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются 3 палаты по гражданским делам и 3 - по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе 7 судей. Первый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами.
В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей.
Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции - апелляционные жалобы на вынесенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе 3 профессиональных судей.
Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе 2 профессиональных судьи (один из них - председательствующий) и 6 заседателей, называемых "народными судьями". Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по 2 в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с 6 "народными судьями" по 2 профессиональных судьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.
Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено до 3 лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве преторий один претор, в других - несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает компетенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения.
Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.
В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессиональных судей и 2 экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием 2 таких же экспертов.
Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоятельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и консультативным и судебным органом. Он контролирует законность актов Правительства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, рассматривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.
Судьи назначаются Президентом по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование, окончивших курсы Министерства юстиции и после конкурсного отбора зачисленных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в назначении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый Президентом. В него входят по должности первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов Совета избираются (на срок 4 года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3 - Парламентом из университетских профессоров и адвокатов.
Органом конституционного контроля является Конституционный суд, который формально не относится к судебной власти (нормы о нем содержатся в разделе Основного закона, посвященном конституционным гарантиям). Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан, Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Решения Конституционного суда, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента Республики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются Президентом, 5 - Парламентом на совместном заседании палат и 5 - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.
Уголовные дела расследуются органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным делам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).
Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, республиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом разбирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспособности и др.).
Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обвиняемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, получение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно закону обвиняемый может иметь не более 2 защитников. При судебном разбирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представлены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кассационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.
В Италии отсутствует на национальном уровне институт, аналогичный омбудсману. В то же время Закон об устройстве местной автономии 1990 г. содержит обязательную норму об учреждении подобного институтагражданского защитника (difensore civico) во всех областях. Первые должности гражданских защитников были учреждены в Тоскане и Лигурии еще в 1974 г. В настоящее время омбудсманы учреждаются также на уровне провинций и коммун.
Высшим органом финансового контроля является Счетный суд, учрежденный еще в 1862 г. Конституционно он определен как вспомогательный орган Правительства. На практике Счетный суд наделяется функциями судебной инстанции, осуществляющей контроль за правильностью использования государственных финансов. Он осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Полномочия по назначению членов Счетного суда принадлежат Правительству на основании Королевского декрета N 446 "Полномочия Совета министров" от 14 ноября 1901 г.
Литература
Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.
Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.
Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность. 1993. N 11. С. 34-38.
Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.
Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993.
Лубенский А.И. Уголовный процесс Италии. М., 1973.
Попов Н.Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М., 1991.
Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.
Certoma G. L. The Italian Legal System. L., 1984.
Авторитет судебной власти в Италии достаточно высок. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, административных судов и военных трибуналов.
В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально — советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура — суд претора, где рассматриваются апелляции на решения консилиаторов и разрешаются гражданские дела с относительно небольшой суммой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Претор также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трёх лет лишения свободы и штрафа. Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, являются судами первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов. Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики, разрешает споры о компетенции между судами и тому подобное.
Высшая инстанция административной юстиции — Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы деятельности административных трибуналов.
Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооружённых сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.
Особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пять судей. Кассационный суд избирает трёх судей, Государственный совет и Счётная палата — по одному судье. Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министров.
Счётная палата осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства и государственной финансовой отчётности.
Все назначения членов магистратуры (судей, прокуроров, следователей и так далее) на должности, их перемещение, повышение и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент. В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть — парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Члены совета служат 4 года и не могут быть переизбраны сразу же по истечении срока. Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры — своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией главным образом за счёт сужения компетенции исполнительной власти в лице министерства юстиции.
Судебная власть и конституционный контроль. К судебным органам в Италии относятся Конституционный суд, магистратуры (судебные органы общей юрисдикции), специальные суды, военные трибуналы. Вместе с тем, действуют еще и органы административной юстиции (квазисудебные органы).
Для Италии характерны общедемократические принципы правосудия: самостоятельность и независимость судей (обеспечивается их несменяемостью), подчинение их только закону; осуществление судебных функций только ординарными судьями, должности которых учреждены законом; запрет создания чрезвычайных судов; участие народа в отправлении правосудия; презумпция невиновности; право обвиняемого на защиту; запрет обратной силы закона и др. (ст. 101-103 Конституции).
Конституционный суд Италии - ϶ᴛᴏ орган конституционного контроля.
Конституционный суд состоит из 15 судей, назначаемых на девять лет (без права переизбрания). Судьи Конституционного суда назначаются следующим образом . По пять судей назначаются Президентом, парламентом (на совместном заседании палат) и высшими инстанциями юстиции (Высшим советом магистратуры, Государственным советом и Счетной палатой).
В последнем случае три судьи назначаются Кассационным судом, один – Государственным советом и еще один – Счетной палатой.
Судьей Конституционного суда должна быть гражданин Италии, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет. Как правило, судьи назначаются из числа судей, в т.ч. находящихся в отставке, а также ординарных профессоров права и адвокатов. Должность судьи несовместима с какой-либо иной, даже преподавательской, работой. Председатель суда избирается из числа его членов на три года. По традиции им становится судья, чьи полномочия заканчиваются через три года.
В ведении Конституционного суда находятся: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства; споры о компетенции между различными ветвями власти государства, между центром и областями, между областями; решение вопроса о виновности Президента Республики. В случае принятия Конституционным судом решения о неконституционности какого-либо закона или акта͵ имеющего силу закона, они утрачивают силу. Решения Конституционного суда обжалованию не подлежат.
Суды общей юрисдикции образуют в Италии многоступенчатую систему. Низовым звеном являются мировые суды, создаваемые в каждой коммуне и рассматривающие в основном гражданско-правовые споры.
Вышестоящим звеном после упразднения в 1999 ᴦ. преторских судов являются трибуналы, создаваемые в территориальных судебных округах, границы которых совпадают с границами провинций. Трибуналы рассматривают в единоличном или коллегиальном порядке уголовные, гражданские дела, торговые и трудовые споры и являются апелляционной инстанцией по жалобам на решения мирового судьи. Отдельно от суда общей юрисдикции в каждом судебном округе действуют еще трибуналы по делам несовершеннолетних.
Следующим звеном являются апелляционные суды, создаваемые в каждом из 23 апелляционных округов и рассматривающие апелляционные жалобы на решения судов первой инстанции по гражданским и уголовным делам.
Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный кассационный суд, обеспечивающий точное и единообразное применение законов в судебной практике и разрешающий коллизии между судами различных юрисдикции. Верховный кассационный суд состоит из шести палат по уголовным делам, трех палат по гражданским делам и одной палаты по трудовым делам. Каждая из палат действует в составе пяти членов.
При Верховном кассационном суде, апелляционных судах и трибуналах общей юрисдикции действуют прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов, скорым и точным отправлением правосудия и защиту прав государства.
Наряду с судами общей юрисдикции в Италии действуют военные трибуналы, рассматривающие в мирное время дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также суды административной юстиции, высшим звеном которых является Государственный совет. Нельзя не отметить сложную ситуацию, сложившуюся в сфере юстиции, которая, видимо, не свободна от политического влияния. Об этом свидетельствует и конфликт, возникший между правительством С. Берлускони и судейским корпусом. Так, 5 декабря 2001 ᴦ. девять итальянских судей (члены высших судейских сообществ) ушли в отставку в знак протеста против обвинения их правительством в политической предвзятости. Οʜᴎ якобы поддерживали партии, находившиеся в оппозиции к правительству.
Судебная власть в Италии и конституционный контроль. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Судебная власть в Италии и конституционный контроль." 2017, 2018.
Авторитет судебной власти в Италии был всегда достаточно высок. В конституции 1947 г. провозглашалось, что магистратура (судьи, прокуроры, следователи и т. д.) образуют автономное и независимое от всякой другой власти сословие. Все назначения членов магистратуры на должности, их перемещения, повышения и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент.
В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть - парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Они остаются в должности 4 года и не могут быть избраны на ту же должность сразу же по истечении этого срока.
Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры - это своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией - главным образом за счет сужения компетенции соответствующей исполнительной власти в лице министерства юстиции.
В сложной системе юридических органов Италии особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пяти судей. Кассационный суд избирает трех судей, Государственный совет и Счетная палата - по одному судье.
Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министровИталия: Конституция и законодательные акты. - М.: Прогресс, 1998 г. - С. 108..
Авторитет судебной системы особенно окреп в последние годы, когда органам по охране правопорядка удалось добиться немалых успехов в борьбе с правым и левым терроризмом, а также с мафией. Мафия и коррумпированные структуры власти были тесно связаны между собой, и некоторые видные политические деятели на протяжении долгих лет покрывали боссов преступного мира, позволяя им выходить сухими из воды. Именно поэтому решительная борьба с коррупцией в общественных и экономических структурах, развернувшаяся в 80-90-х гг., позволила одновременно нанести существенный урон подпольным гангстерским синдикатам. Политикам было уже не до мафиози, нужно было спасаться самим.
Этим в определенном плане можно объяснить успехи полиции в поимке главарей мафии, потерявших своих покровителей в коридорах власти. Васильева Т.А. Реформа государственных институтов в Италии// Государство и право, 1993 г, № 3- 365с
По разветвленной коррумпированной системе был нанесен сокрушительный удар в результате операции «Чистые руки». В целом в следственных списках оказалось не менее 20 тысяч имен. С февраля 1992 по май 1994 гг. по обвинению во взяточничестве было арестовано более 4 тысяч человек, свыше тысячи получили судебные уведомления. Среди них - 536 депутатов и сенаторов (из общего числа 945).
По этой причине, кстати, в ноябре 1993 года был несколько ослаблен парламентский иммунитет, позволявший многим политикам уклоняться от ответственности в тех случаях, когда обычным гражданам грозило бы судебное расследование. Следственные органы получили право допрашивать любого члена парламента без специального разрешения палаты депутатов или сената. Правда, без согласия парламента по-прежнему нельзя арестовывать подозреваемого в нарушении закона парламентария, обыскивать его квартиру, подслушивать его телефонные разговоры.
«Судебная революция» вышибла из насиженных кресел вчерашних премьеров, министров, руководителей политических партий, без которых последние десятилетия казалась немыслимой политическая жизнь страны. Попали за решетку многие банкиры и предприниматели. Ушли в отставку мэры Рима, Неаполя, Милана и многих других городов. В итоге «судебной революции» без кровопролитных столкновений, в рамках демократии из коридоров власти была изгнана погрязшая в коррупции партноменклатура, произошел развал всей правящей верхушки. Изменилось соотношение политических сил. Ряд партий вообще прекратил свое существование.