Соотношение гражданского общества и государства. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении Сущность соотношения гражданского общества и правового государства
Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные институты – семью, ассоциации рабочих, крестьян, врачей; церковные, молодежные, экологические движения. Критерием гражданского общества становятся свободные действия и взаимоотношения людей в соответствии с их личными желаниями и интересами. Они поддерживаются и осуществляются на правовой основе.
Гражданское общество – это сфера общественной жизни, в которой главным действующим лицом является сам человек, личность с ее индивидуальными потребностями и целями. Люди стремятся к воплощению различных целей и интересов. В целях сохранения гражданских основ общества все стремления людей оформляются в виде правовой системы и регулируются ею.
Соотношение правового государства и гражданского общества отмечено следующими особенностями:
Понятия «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, внутренне взаимосвязанные и определяющие стороны общества в целом. Гражданская жизнь пронизана элементом политического в той же мере, в какой политическая жизнь не изолирована от гражданского общества:
Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий социально-экономическую и духовную сферы, с одной стороны, и политическую – с другой;
Гражданское общество – первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство, его правовой характер. В свою очередь государство как политический институт – система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества:
Гражданское общество противоположно любой анархии и представляет собой форму общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество – сфера проявления и осуществления индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство – сфера выражения и защиты общих интересов:
Развитие гражданского общества как самодеятельности его членов, выражающих и защищающих индивидуальные и групповые интересы, дает большой простор для развития демократических устоев государства. Степень демократичности государства определяет возможности для развития гражданского общества.
Невозможно полное и всецелое объединение гражданского общества и правового государства в силу специфики их предназначения и функционирования Однако существует тесная взаимосвязь между развитием правовых основ и гражданских традиций общества.
Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки. На протяжении всей истории развития цивилизации лучшие умы человечества в силу переживаемой эпохи пытались в виде учений или практической деятельности создать общество справедливости и равных возможностей. Всемирный опыт революций, социальных открытий, народовластия, новых систем управления обществом аккумулировался буквально по крупицам. Его разумное использование с учетом системных условий в виде форм государства и национальных систем права является гарантом постоянного прогресса человечества в настоящем и будущем.
Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и множеством других необходимых для обязательного учета обстоятельств. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и богатый отечественный опыт в период строительства социализма, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.
Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить "без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества" .
Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.
Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.
Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.
В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.
Отвечая на вопросы журналистов в преддверии главного праздника православных христиан Святой Пасхи - Воскресения Христова (27 апреля 2008 года) Святейший Патриарх Алексий II среди особо значимых перемен, происходящих в российском обществе, заметил, что "общество становится мудрее" <1>. Открытость, прозрачность действий и наличие реального механизма подотчетности действий государства перед гражданским обществом являются одним из эффективных способов получения государственной властью кредита доверия от граждан.
Понятие "гражданское общество" человечеству известно давно. Несмотря на весьма солидный возраст этому понятию не грозит забвение. Разве может быть отправлен в отставку искомый идеал оптимальной организации жизни в определенных государственных границах?
В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других выдающихся мыслителей гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Процитируем некоторые из них.
Макиавелли : Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.
И. Кант : Гражданское общество основано на следующих принципах: свобода каждого члена общества; равенство его с каждым другим как подданного; самостоятельность каждого члена общества как гражданина.
Гегель : Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.
К. Маркс : В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.
Как видим, в различные эпохи существовал свой подход к содержательной характеристике гражданского общества. Иногда люди, совершая общественно значимые поступки, искренне не считают свои действия элементами гражданственности. Думается, действия великих россиян Минина и Пожарского по объединению населения России для защиты Отечества являются ярким показателем определенного уровня развития гражданского общества в России того периода. Государственные институты не были готовы к объединительному действию. Тогда население по внутреннему убеждению, не имея представления о понятии гражданского общества, посчитало необходимым встать на защиту самого государства.
Законодательно закрепленных универсальных критериев содержания гражданского общества на международном и национальном уровнях нет и не должно быть. Это нормальное явление. Также не может быть и единого подхода к понятию демократии. Поэтому обречены на неудачу попытки "сверхдержав" насильственно навязать другим народам демократию собственного приготовления и понимания.
Наличие гражданского общества может проявляться, по крайней мере, трояким образом. С одной стороны - инициативное выступление граждан в виде поддержки или защиты государства (его государственного строя, территориальной целостности или защиты суверенитета). Наиболее ярким примером может служить массовое стремление населения СССР защитить страну от нападения фашистской Германии в 1941 - 1945 годах. В определенной степени показателем наличия гражданского общества являются и протестные выступления населения против проводимой политики государства.
С другой стороны - выступлением (в том числе и вооруженным) против государства. Наиболее ярко это проявляется в революционные периоды. Например, атаманщина в годы гражданской войны в России (1917 - 1922 гг.) далеко не обычное низменное "своеволие любителей половить рыбку" в мутной войне на фоне массового беззакония. Это также один из способов самосохранения и вариант самоорганизации некоторых групп населения и народностей в условиях смуты. Авторитет и сила атаманов заключались в их близости к народным массам. Каждый атаманский отряд представлял собой локальное явление со своей социальной базой. Белые атаманы Восточной Сибири Семенов, Калмыков, Анненков и Красильников формировали свои отряды из бурят, калмыков, казаков, других народностей и сословий.
С третьей стороны - создание государством населению реальных условий и возможностей для самовыражения в виде предоставления прав и свобод, а также гарантий (политических, правовых, организационных, экономических, идеологических и иных) их осуществления. Президент России Д.А. Медведев считает, что "гражданское общество - это неотъемлемый институт любого государства. Институт обратной связи. Организация людей, находящихся вне постов, но активно участвующих в жизни страны" .
В этой связи представляется не лишенным глубокого смыслового содержания афористичное выражение о том, что гражданское общество - это самодеятельность общества, но обязательно под контролем государства . Степень самостоятельности общества, равно как и степень самостоятельности государства, обязательно должны находиться в состоянии динамического равновесия, предусматривающего учет взаимных интересов.
По-настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие "гражданское общество" представлено по-разному.
При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.
По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Согласно этатической модели гражданское общество разделено с государством и ему подчиняется. В либерально-демократической - оно независимо от государства и в определенных сферах имеет перед ним приоритет. Общепризнаваемыми типовыми признаками высокоразвитого гражданского общества являются:
1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).
2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.
3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.
4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.
Общество и государство ‒ понятия несовпадающие. Первое шире второго, так как в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство ‒ лишь политическая часть общества, его элемент.
Общество (в широком смысле) ‒ совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) ‒ исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма общественных отношений.
Государство ‒ это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п. интересов в пределах определённой территории.
Государство занимает в обществе центральное положение. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса нередко как орудие подавления и насилия.
В настоящее время во многих европейских государствах и в Российской Федерации, в частности, сложилось устойчивое понимание того, что границы между государственной властью и обществом не могут проводиться в пользу государства. Новый период отношений характеризуется устранением барьеров между гражданским обществом и государством, поиском путей для взаимопонимания.
В демократических государствах постепенно исчезает существовавшее длительное время противостояние общества и государства. Государство осознает свою ответственность перед гражданским обществом и стремится обеспечить соблюдение правовых норм, эффективность управления и социальные нужды, усиливается контроль гражданского общества за государством.
Таким образом, гражданское общество находится в диалектической взаимосвязи с государством, которая проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем эффективнее роль государства. И наоборот ‒ неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое подчиняет себе общество. В то же время было бы ошибкой противопоставлять общество и государство, так как они не могут существовать отдельно. Общество порождает, выделяет из своих недр, государство ‒ его политическую организацию.
Следует подчеркнуть, что хотя гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся систему, его движение вперёд протекает более успешно, если государство создаёт для этого благоприятные условия. Вот почему для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и на других принципах, лежащих в основе правового государства.
Становление гражданского общества ‒ это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно развиваются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Гражданское общество оказывает влияние на государство.
Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству, ибо всякое государство ‒ это концентрированное выражение и воплощение общества. Отсюда: каково общество, таково и его государство. В свою очередь государство оказывает обратное влияние на гражданское общество, его структуры. Так, принимаемые государством правовые акты либо стимулируют его развитие, либо оказываются тормозом. В правовом государстве правотворческая деятельность находится под контролем общества, обеспечивает его поступательное развитие и демократизацию всех сторон его жизни.
Степень зрелости гражданского общества и всех его составляющих институтов является тем критерием, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. В связи с этим закрепление в конституционных ‒ правовых нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.
Российская Федерация как главная властвующая и организующая сила общества содействует развитию институтов гражданского общества, обеспечивает нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействует их развитию и совершенствованию. Это выражается в следующем:
1. Государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создаёт необходимые условия для их успешной деятельности.Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет в законодательстве, наряду с другими формами собственности, собственность общественных организаций.
2. Государство определяет правовое положение общественных и иных организаций осуществляет регистрацию их уставов.Внутренние же отношения между членами организации регулируются нормами общественных организаций.
3. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же содействуют в реализации некоторых решений общественных организаций, например, решений кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение и др.
Однако Российская Федерация, способствуя формированию гражданского общества, должна учитывать, что в России имеется ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс, во-первых, в социальной психологии гражданРоссии сформировалась привычка подчинения сильной авторитетной государственной власти, которая всегда брала на себя решение всех важнейших вопросов общественной жизни; во-вторых, в сознании россиян традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность; в-третьих, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.
С учётом этих особенностей для формирования гражданского общества в России необходимо:
1) создание экономической основы гражданского общества, которая базировалась бы на эффективном товарном производстве и развитой экономике. Она должна быть многоукладной, сочетающей возможности, государственных, кооперативных, коллективных и частных товаропроизводителей-собственников.
2) достижение экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно в том случае, если сами граждане являются хозяевами произведённого ими общественного продукта;
3) изменение социально-экономической системы общества, которая состояла бы из квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников с достаточно высоким уровнем доходов;
4) осуществление демократических преобразований политической системы, которое связано с повышением роли политических партий и общественных движений, средств массовой информации в жизни государства, развитием политического многообразия. Это позволит оказать стабилизирующее воздействие на общество, будет способствовать широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении;
5) повышение роли граждан в социально-политической жизни общества и деятельности различных общественных формирований, развитием общего уровня гражданской культуры, чтобы граждане России почувствовали себя субъектами государственной и местной власти.
Исходя из перечисленных задач определяются и функции государства в формировании гражданского общества в России. К основным направлениям формирования влиятельных институтов гражданского общества современной России ряд учёных относят:
1) формирование трудовых коллективов, семьи и среднего класса ‒ основы гражданского общества и стабильности конституционного строя;
2) становление гражданского финансового контроля ‒ своеобразного и наиболее действенного общественного мониторинга расходования государственных средств;
3) создание условий для развития политических партий и движений, являющихся связующим мостом между гражданским обществом и властью;
4) формирование средств массовой информации, обслуживающих интересы гражданского общества и государства;
5) осуществление государственной поддержки научных, просветительских, экологических, потребительских, иных общественных объединений; использование потенциала общественных организаций для практической защиты прав граждан;
6) законодательное оформление статуса общественной экспертизы, что позволит каждое социально значимое решение органа государственной власти пропускать через механизмы общественного согласия;
7) формирование информационной открытости как важнейшего условия полноценного взаимодействия власти с институтами гражданского общества. Решение этой проблемы связано с сужением ведомственных и коммерческих тайн;
8) обучение государственных и муниципальных служащих практической работе в условиях информационной открытости и др.».
Конституция РФ и законодательство в целом создают благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества, однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного периода, постоянного внимания и помощи со стороны государства.
Закрепление идей гражданского общества в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, так как реализация их на практике способствует Российской Федерации стать подлинно конституционным государством.
За гражданами признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37, ч. 4).
В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.
Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию.
С одной стороны, гражданское общество возникает в процессе отделения от государства определенных социальных структур (общественные движения и др.), усиления их относительной самостоятельности, разгосударствления ряда общественных отношений. С другой – в социальной системе государство как организация власти является управляющей системой, а гражданское общество подсистемой управляемой.
В связи с этим отношения между такими социальными образованиями целесообразно рассматривать в трех аспектах:
- – установить их единство;
- – определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия;
- – выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.
Единство государства и гражданского общества проявляется по ряду направлений.
- 1. Формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать сто права и интересы.
- 2. Они формируются одновременно на определенном этапе исторического развития при наличии условий, соответствующих их становлению.
- 3. Организация и деятельность основных институтов гражданского общества (общественно-политических, экономических, социальных и др.) осуществляется с участием государства и в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством.
- 4. Необходимой предпосылкой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их нравами и свободами, что также свидетельствует о нерасторжимости правового государства и гражданского общества.
- 5. Государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально- экономических и политических реальностей в современной России и то, что у правового государства и гражданского общества много объединяющих черт.
Различия гражданского общества и государства заключены в их структуре, специфических функциях, что подтверждается многими факторами.
- 1. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно форму ("обруч") общества. В государстве принципиально важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Можно предположить следующее: если "убрать" правовое государство, то и общество будет разделено на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения как структурные элементы гражданского общества могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.
- 2. Любое государство (даже самое демократичное) есть организация. И как любая сложная организация, оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчиненности структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства – всегда отношения вертикальные, субординационные. Гражданское общество основано на "горизонтальных" отношениях, предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих автономно, на началах самоуправления (семья, культурные объединения, научные ассоциации и др.).
- 3. Правовое государство – это организация публичной власти, обеспечивающая, "обслуживающая" гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества, что свидетельствует об их специфике и различиях.
- 4. По существу, гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Вместе с тем гражданское общество, его элементы могут существовать в пределах того же пространства, которое подвластно государству и где государство призвано решать всеобщие, общенациональные задачи, выражать волю всего народа.
- 5. Институты гражданского общества – это семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Назовем также политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества, иные общественные структуры. Во всех случаях речь идет о формированиях, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Имеются в виду объединения, созданные не по указке вышестоящих органов, как это свойственно государственным структурам, а "снизу", т.е. по инициативе названных элементов гражданского общества.
Взаимодействия государства и гражданского общества. Линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений определяются многими названными ранее факторами. Можно сказать, что государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность.
Более предметное воздействие государства на гражданское общество происходит следующим образом.
- 1. Государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса (Федеральный закон "О политических партиях" и др.).
- 2. Гарантирование возможности осуществления прав субъектам гражданского общества, и прежде всего тем из них, которые реализуют свои интересы в различных звеньях политической системы (участие в избирательном процессе, в формировании представительных органов власти и др.).
- 3. Установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц не только в частную и личную жизнь человека и гражданина, но и общественных структур (профсоюзных организаций и др.).
- 4. Законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, определенной автономии общественных объединений в различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической и др.).
Это с одной стороны. С другой – гражданское общество во многом определяет функционирование государства, его органов.
- 1. Правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественные организации граждан.
- 2. Существующие структуры гражданского общества (общественная палата, различные территориальные комитеты в регионах, административно-территориальных единицах) способствуют совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения, нередко несовпадающие с мнением правящей элиты, развитию местного самоуправления и др.
Сказанное подтверждает то, что при демократическом режиме гражданское общество тесно взаимодействует с государством, а правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование.
Диалектическая взаимосвязь гражданского общества с государством проявляется и в том, что чем совершеннее гражданское общество, тем менее заметна роль государства, поскольку многие общественные структуры выполняют более значительную роль в решении ключевых социальных задач. В неразвитом гражданском обществе незначительное участие общественных организаций и иных подобных структур в решении экономических, политических и других важных проблем приводит к чрезмерному усилению государства. Как видно, гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему.
Вместе с тем его развитие проходит более успешно, если государство создаст для этого необходимые условия. Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и объединений. Чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство.
Таким образом, гражданское общество и правовое государство не могут существовать отдельно, взаимно не дополняя друг друга.
Формирование правового государства и гражданского общества в современной России осложнено рядом факторов, в числе которых можно назвать следующие:
- – в социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни. Поэтому граждане, особенно старших поколений, нередко неспособны на самоорганизацию, проявление необходимой активности для решения экономических, социальных и иных задач;
- – в российском сознании традиционно сильны коллективные начала, привычки вести совместную жизнедеятельность, что препятствует проявлению инициативы людей, их способности к самореализации при включении в тот или иной институт гражданского общества;
- – основная часть населения России не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства. Это обстоятельство препятствует формированию "среднего класса", который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых товаропроизводителей, иных участников экономической области жизнедеятельности;
- – государство в настоящее время многое предписывает, регламентирует, устанавливает ограничения, в частности в отношении средств массовой информации, что свидетельствует о существующих сложностях в деле формирования независимого гражданского общества в пашей стране, слабой социальной саморегуляции многих его институтов.
Обобщая рассмотренные выше характеристики гражданского общества, учитывая определенные факторы, способствующие и препятствующие его формированию, отметим, что в современной России постепенно создаются определенные условия формирования такого общества.
Необходимой предпосылкой этого процесса является сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе формирования правового государства. В последние годы в нашей стране достаточно отчетливо проявилась тенденция к созданию именно такой государственной власти.
Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
соотношение гражданского общества и государства Гражданское общество и государство представляют собой понятия которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем что их нельзя ни отождествлять ни противопоставлять друг другу тем более...
26. соотношение гражданского общества и государства
Гражданское общество" и "государство" представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу.
Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.
Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.
Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства.
Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем, что их нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять друг другу, тем более отрывать одно от другого.
Гражданское общество и государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению друг к другу, вместе с тем составляют единое, не лишенное противоречий целое. Ни государство, ни гражданское общество не способны к самостоятельному, более того взаимоисключающему сосуществованию. Государствозакономерный продукт развития общества, оно появляется тогда, когда в недрах этого общества объективно назрела потребность в таком образовании как государство.
История показывает, что государство может подчинить себе гражданское общество (практика авторитарных, тоталитарных государств). В главном проблема их соотношения сводится к замене подчинения гражданского общества государству подчинением ему государства, несмотря на то, что подчинение общества государству даже может характеризоваться положительной ролью последнего в обеспечении экономического процветания и социальной защищенности личности (например, Чили в период диктатуры Пиночета; современный Китай, где социально-экономическому развитию свойствен синтез социализма и капитализма, но политическая система является однопартийной).
Разрешение проблемы соотношения общества и государства связано с пониманием государства как неотъемлемой подсистемы гражданского общества, имеющей в нем собственный сектор деятельности. Например, так называемое "государство всеобщего благоденствия", в частности, проводит в жизнь государственные социальные программы (строительство, финансирование больниц, школ для бедных; в США существует очередь на получение жилья в государственном фонде).
Содержание направлений взаимодействия государства и гражданского общества в целом может характеризоваться наличием у последнего права на невмешательство государства в определенную сферу жизнедеятельности личности, права на участие в формировании определенных органов государства, управлении некоторыми его делами, права на определенные услуги государства.
Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество».
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.
Что такое общество?
Обществом можно назвать общность людей, которая создается на основе взаимных интересов, взаимного сотрудничества. Правда, не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Студентов в аудитории или зрителей в театре также объединяет общий интерес, но это не общество. Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это социальная система.
Общество система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм (в том числе юридических).
К каждому обществу надо подходить конкретно-исторически. У каждого общества имеется своя система отношении:
экономических: формы собственности, производство, распределение, обмен и др.;
социальных: отношения между разными группами населения
Политических отношение групп населения к политической власти., участие граждан и их объединений в политике.
Идеологических-культура, характер и мировоззрения
Общество сложная динамическая система взаимоотношения людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми, национальными отношениями. Основными элементами, определяющими обществами являются собственность, труд, семья.
Гражданское общество система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся во взаимоотношениях конкуренции и солидарности. Вне непосредственного вмешательства государства призванного создавать условия для их свободного развития. Не каждое общество можно назвать гражданским, то есть с достаточно развитыми экономическими культурными правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.
Начало формирования гражданского общества" в странах Европы и Америки приходится на XVIXVII вв.
Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными изменениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразованиями общественной идеологии:
I (XVIXVII вв.): процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;
II (конец XVII конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.
Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несёт ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы;
III (рубеж XIX XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организации. Понятис «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель, напр., рассматривал гражданское общество как единство лиц, его составляющих. Он считал, что поскольку зги лица имеют разные интересы, нередко противоположные, возникает потребность в государстве как организации общей связи каждого с каждым. Диалектически объясняя их взаимосвязь, Гегель называл государство абсолютной целью гражданского общества, ему (государству) подчиненного.
Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:
1) государство и гражданское общество совпадающие социальные системы;
2) государство и гражданское общество разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;
3) государство и гражданское общество разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.
Признаки (черты) гражданского общества в его соотношении с государством:
1) не существует до государства и вне государства;
2) не включает государство, развивается самостоятельно без непосредственного вмешательства государства;
3) состоит из субъектов свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;
4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;
5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;
6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;
7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах", гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта;
" Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических».
8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.
Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.
В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:
служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;
является относительно самостоятельным
по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;
устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;
не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;
оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;
выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;
юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;
имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.
И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:
Субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически и политически;
Субъект, который наделен правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);
Субъект, который осознает ответственность перед обществом;
Субъект, который защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.
Гражданское общество базируется на многообразии форм и видов собственности.
Каждая из них призвана: (1) обеспечить благосостояние всех; (2) открыть экономический простор для приумножения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволил создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» один из показателей сформированного в нем гражданского общества.
Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»). Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.
Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства.
57. инкорпорация законодательства понятие, цели, виды
Инкорпорация законодательства - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.
Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.
Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.
История создания различного рода сборников и собраний правовых актов в России имеет древние корни и довольно интересна и поучительна.
Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России были предпринята еще в XI - XII веках, в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Позднее Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII века Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX века оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX века, проведенной под руководством известного юриста того времени М.М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 года.
Свод законов в России был издан в 1832 году и состоял из 15 томов. В него было включено около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. В него вошли все действующие законодательные акты, исходящие от царя, нормативные акты, принятые Сенатом, министерствами, Святейшим Правительственным Синодом.
В 60 - 70-х годах были подготовлены и изданы Систематическое Собрание законодательства СССР в пятидесяти томах и соответствующие собрания в союзных республиках. В них вошли расположенные по предметному принципу все действующие на момент издания собраний законодательные акты и нормативные решения правительств соответственно СССР и союзной республики. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х годах Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).
Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства РФ общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку.
Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х годов, характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику.
Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям (см. схему 27). В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.
Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х годах Свод законов РСФСР.
Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.
Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х годах.
Неофициальная инкорпорация осуществляется федеральными министерствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.
По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативных акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании законодательства Российской Федерации", газетах "Парламентская газета", "Российская газета", "Российские вести", бюллетенях нормативных актов органов исполнительной власти или муниципальных органов и др.
В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).
При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.
Очевидно, что систематические собрания более удачны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания.
Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.
В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо выросли, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов РФ. Его издание - это необходимая предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства. Как известно, подготовительные работы по подготовке вышеуказанного Свода уже начались. Принят Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. № 94 "О подготовке к изданию Свода законов РФ"376. В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты (разумеется, кроме официально признанных секретными). Только при этом условии он может быть достоверным источником законодательства.
Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов РФ. Так, на основе Распоряжения Мэра г. Москвы от 4 августа 1998 г. № 799-РМ "О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы"377 начата интенсивная работа по отбору нормативных актов для помещения в Собрание. Ныне уже издан первый том Собрания.
Такое Собрание создается как официальное издание нормативных актов г. Москвы, включающее законы г. Москвы, нормативные постановления Московской городской Думы и Правительства г. Москвы, правовые акты нормативного характера Мэра столицы. В него должны быть помещены также подлежащие применению нормативные акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти г. Москвы. Собрание создается как систематизированный, полный, постоянно обновляющийся сборник нормативных актов столицы.
88. понятие правопорядка. Соотношение категорий законность, правопорядок, общественный порядок.
Правопорядок это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. По своей сути правопорядок это реализованная законность, так как правовая упорядоченность общественных отношений полагает повсеместную реализацию правовых норм. Правопорядок, можно сказать, является результатом законности.
К особенностям правопорядка относят также следующее:
Он строго запланирован в нормах права;
Правопорядок обеспечивается государством;
Правопорядок возникает в результате реализации норм права;
Правопорядок делает человека более свободным, организует общественные отношения, значительно облегчает жизнь.
Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок»
Общественный порядок, в отличие от правопорядка, является системой упорядоченных устойчивых общественных отношений, которые сложились под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.
Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:
Истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления;
Законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.
Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.
Правопорядок - это порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения.
Законодательство является нормативной основой правопорядка. Законность есть средство, условие создания правопорядка. Законность и правопорядок являются непременными условиями и выступают в качестве основы:
Нормального функционирования жизни общества;
Четкой, эффективной деятельности государственных, хозяйственных, общественных организационных структур;
Обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей, надежной охраной законных интересов и прав физических и юридических лиц;
Уверенность населения в справедливости действий власти.
Практика соблюдения принципа равенства всех перед законом в других государствах давно стала обычным явлением. Например, выдающийся американский боксер, неоднократный чемпион мира в тяжелом весе среди профессионалов Майкл Тайсон более трех лет отсидел в тюрьме. Только суд присяжных признал всемирно известного певца Майкла Джексона (США) невиновным в предъявляемых ему обвинениях сексуального характера.
В современной России также стали нередкими случаи привлечения к уголовной ответственности влиятельных (политики) и экономически состоятельных (бизнесмены) людей. О конкретных случаях привлечения к юридической ответственности известных людей в различных странах красноречиво свидетельствует следующая таблица.
Важная роль в обеспечении законности принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Он является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. "Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей" (Конституция РФ. Статья 125. Часть 1). "Судьи Конституционного Суда Российской Федерации... назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации" (Конституция РФ. Статья 128. Часть 1).
В 1996 г. в Конституционный Суд РФ поступило 10 000 заявлений. Из них 97% не было принято. Ежегодно Конституционный Суд РФ рассматривает 20-24 дела с вынесением итогового решения (постановления, заключения). В этой связи высказывается предложение предоставить право конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации, судам общей и арбитражной юрисдикции рассматривать дела о признании недействующими законов субъектов Федерации путем "распространения" на них правовых позиций Конституционного Суда.
К сожалению, многие решения судов, в том числе и Конституционного Суда Российской Федерации, не выполняются. Этим грешат и федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Например, в период с 1997 по 2005 г. Государственной Думой РФ не исполнено 10 постановлений и 1 определение Конституционного Суда РФ. Действенный механизм реализации состоявшихся решений суда в стране пока не создан. Еще в 1992 г. в Федеральное Собрание Российской Федерации был внесен проект Закона "Об обеспечении исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации". Пройдя первое чтение, он так и не был принят (по состоянию на июль 2006 г.).
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
35054. | Геохимия | 96.5 KB | |
Ферсмана: Геохимия изучает историю химических элементоватомов в земной коре и их поведение при различных термодинамических и физикохимических условиях природы. Геохимия наука изучающая распространение атомов химических элементов в космосе и на Земле историю их существования происхождение а также поведение в различных природных условиях. Понять историю атомов в земной коре и вообще на Земле и в космосе можно лишь изучив свойства этих атомов так как различные природные процессы связанные с распределением и миграцией химических... | |||
35055. | Геохимия ОС | 456 KB | |
Таблица 1 Классификация химических элементов по декадам В. Таблица 2 Геохимические группы ХЭ по их участию в геохимических циклах по Вернадскому 1934 В этой таблице п число химических элементов. Массы т групп геохимических химических элементов в земной коре Первая группа группа благородных газов включает элементы которые вопервых не принимают участия в главнейших химических земных процессах и вовторых в исключительных случаях дают соединения с другими атомами. В них мы наблюдаем остатки космической истории нашей... | |||
35056. | Объектно-ориентированное программирование. Технология ООП | 82 KB | |
Инкапсулированные в объект данные (переменные и константы) Непосредственно изменяются редко, служат, обычно для инициализации объекта. Необходимо избегать прямого обращения к полям, создавая и используя вместо этого соответствующие свойства. | |||
35057. | Психология ответы к экзамену | 405.5 KB | |
В дальнейшем стало очевидно что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какаято активная переработка поступающей информации что это процессы без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями ускользающими от ясного сознания. Фрейд создал метод психоанализа с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Корни поведения человека в его детстве. | |||
35058. | Общий психологический практикум | 233 KB | |
Предисловие 5 Требование ГОС 7 Учебная программа 8 Расчет часов учебного времени 16 Методические рекомендации по изучению дисциплины 17 Планы групповых занятий 19 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 25 Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий 27 Темы и направления контрольных заданий 31 Методические рекомендации по подготовке к зачету 33 Вопросы для подготовки к зачету 34 Методические рекомендации по проведению экспериментальнопсихологического исследования 39 Рекомендуемая... | |||
35059. | Права и их защита | 142.42 KB | |
Понятие прав и свобод человека и гражданина и их классификация. права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные относятся право на объединение ст. 31 право на забастовку Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные посредством которых реализуются основные в управлении делами государства ч. 32 Конституции РФ реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления участвовать в отправлении правосудия поступать на... | |||
35060. | Организация сельскохозяйственного производства в ООО «Редькинское» Дзержинского района Калужской области | 127 KB | |
Обоснование фактической и перспективной специализации хозяйства Планирование качественных показателей хозяйства на перспективу Планирование урожайности сельскохозяйственных культур Планирование продуктивности сельскохозяйственных животных Установление типа кормления животных Расчет площади условной пашни Расчет посевной площади необходимой для обеспечения внутрихозяйственных нужд и выполнения договоров по растениеводческой продукции Расчет кормовых площадей для производства единицы животноводческой продукции Планирование... | |||
35061. | Осложнения при кастрации | 22.54 KB | |
С лечебной целью кастрируют животных при интравагинальных грыжах орхитах периорхитах при ранениях семенников и заболеваниях семенного канатика. Наиболее часто наблюдаются: кровотечение выпадение общей влагалищной оболочки культи семенного канатика сальника и кишечной петли. К ним относят: воспалительные отеки воспаление общей влагалищной оболочки воспаление и некроз культи семенного канатика и др. Источником кровотечения могут быть артерии и вены мошонки семенного канатика и семяпровода. | |||
35062. | Организация строительного производства | 154.47 KB | |
Разработчики: проектировщики. Состав ПОС: Календарный план строительства или комплексный укрупненный сетевой график Календарный план работ выполняемых в подготовительный период График производства СМР Ведомость основных объемов работ Ведомость потребности в конструкциях изделиях и оборудовании Организационнотехнологические схемы возведения зданий и сооружений Строительные генеральные планы для подготовительного и основного периодов Ситуационный план района строительства График потребности в основных машинах и транспорте по... | |||