Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-защитная зона кладбища Охранная зона кладбищ
На незаконное расширение Хованского кладбища в г. Москве
Уважаемый Сергей Семенович!
Я, ___________________________, выступаю от имени жителей деревни Николо-Хованское и прилегающих территорий, расположенных в ТиНАО г. Москвы, на дату настоящей жалобы собрано 1500 (одна тысяча пятьсот) шт. подписей на сайте www.change.org и подписей жителей деревни 451 (четыреста пятьдесят одна).
Поблизости от нашей деревни расположено Хованское кладбище. Согласно информации, размещенной на официальном сайте ГБУ «Ритуал» (http://www.mosritual.ru/mesta-zahoronenija/hovanskoe-kladbische) Хованское кладбище - самое большое кладбище в Европе с общей территорией 197,2 Га, на которой расположены:
Хованское Центральное кладбище - 87,72 га;
Хованское Северное кладбище - 60 га;
Хованское Западное кладбище - 50,12 га.
Все указанные кладбища были созданы в 70-х - 90-х годах прошлого века.
О максимальной площади кладбища
Согласно части 5 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» р азмер земельного участка для кладбища не может превышать сорока гектаров .
В соответствии с Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (п.п. 7.1.2.) прямо предусмотрено, что размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается.
Таким образом, расширение любого из указанных кладбищ, каждое из которых по площади уже больше 40 Га, прямо противоречит действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
О санитарно-защитной зоне кладбища
Согласно части 2 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории (жилые, общественные, рекреационные и иные территории, не требующие создания СЗЗ).
В соответствии с п.п. 7.1.2. Постановления Главного государственного врача от 25.09.2007 №74 Санитарно-защитные зоны кладбищ площадью от 20 до 40 Га должны составлять не менее 500 м., от 10 до 20 Га – не менее 300 метров.
Согласно п. 2.1. названного Постановления санитарно-защитная зона (СЗЗ)) – специальная территория, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Исходя из изложенного, существующие Хованские Центральное, Северное и Западное кладбища сами по себе должны иметь СЗЗ не менее 500 метров, которые должны уменьшать воздействие загрязнений на атмосферный воздух. Поэтому на территории СЗЗ существующих кладбищ размещение новых кладбищ противозаконно.
О мероприятиях, направленных на незаконное расширение кладбища
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (129626, Москва, Графский пер., д. 4/9) в лице заместителя Главного врача Иваненко А.В. выдал положительное экспертное заключение № 77.01.06.Т.001407.03.16 от 18.03.2016 г. на Материалы комплексной оценки санитарно-экологического состояния территории площадью 10,95 Га на объекте «Создание нового места погребения в районе поселка Коммунарка (участок Коммунарка северное)», далее – Экспертное заключение (прилагается).
Данное экспертное заключение в нарушение указанных нормативных актов предусматривает расположение кладбища на расстоянии всего 100 метров до ближайших жилых домов.
Руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Немерюк А.А. в интервью телеканалу Москва 24 (http://tv.m24.ru/videos/102191, с 1:25), в отношении территории предназначенной для расширения Хованского кладбища утверждает, что данные исследования проводятся лишь «с точки зрения возможности размещения », хотяочевидно, что сама по себе проработка идеи размещения кладбища на расстоянии 100 метров от жилых домов является противозаконной.
Также ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выдал положительные экспертные заключения от 25.03.2016 г. №№ 77.01.06.Т.001549.03.16, 77.01.06.Т.001550.03.16 (участок Коммунарка Южное и участок Коммунарка Центральное). Все три участка суммарно составляют площадь 85 Га – в дополнение к уже существующим 197,2 Га.
23.03.2016 г. и 07.04.2016 г. все названные Экспертные заключения были направлены из Департамента торговли и услуг г. Москвы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы «с целью дальнейшего расширения кладбища» (на это прямо указано в ответе Департамента природопользования и охраны окружающей среды № 81839 от 13.04.2016 г.).
Однако Департамент торговли и услуг г. Москвы считает, что «расположение кладбищ в непосредственной близости друг от друга не противоречит действующему законодательству и не нарушает положение п. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 о недопущении размещения кладбища размером территории более 40 Га». По мнению Департамента «суммирование площадей, расположенных вблизи друг от друга отдельных кладбищ, не корректно » (соответствующее письмо от 23.05.2016 г. Департамента торговли и услуг г. Москвы прилагается).
Таким образом Департамент торговли и услуг г. Москвы, воспользовавшись пробелом в нормативно-правовых актах, планирует оформить фактическое расширение существующего кладбища как строительство нового кладбища - с площадью менее 40 Га , хотя фактически старые и новое кладбища будут отделены друг от друга всего лишь несколькими метрами.
Кроме этого, без каких либо публичных слушаний, в феврале 2016 года была увеличена площадь старого Хованского кладбища на 7 га, произведено межевание и получены новые кадастровые номера за №№ 3687 и 3688 . Сейчас идет вырубка дубового леса и подготовка площадки для захоронений.
В результате суммирования площадей вся территория 289,2 Га будет представлять из себя одну большую зону захоронений, но при этом его составные участки формально будут иметь различные наименования.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации гарантируются право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании вышеизложенного просим Вас принять меры:
1. по пресечению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» нарушений прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и привлечению к ответственности лиц, нарушивших ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. по предупреждению ГБУ «Ритуал», Департаментом торговли и услуг г. Москвы и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы нарушений прав и свобод человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Приложения:
1. Копия экспертного заключения № 77.01.06.Т.001407.03.16 от 18.03.2016 г.
2. Копия письма Департамента Природопользования и охраны окружающей среды № 81839 от 13.04.2016 г.
4. Копия карты расположения новых кладбищ.
5. Копия из Росреестра о выделении новых участков для захоронений №№3687,3688.
Санитарно-защитная зона кладбищ.
В соответствии Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03» в санитарно-защитной зоне кладбища запрещается:
Строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием объектов похоронного назначения, за исключением культовых и обрядовых объектов.
Охранная зона линий электропередачи.
Складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;
Размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
Использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
Бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
Осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
Строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
Горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;
Посадка и вырубка деревьев и кустарников;
Дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
Проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;
Проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
Земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);
Полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
Полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).
Зона санитарной охраны источников водоснабжения (1 пояс).
Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.
В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения (2 пояс).
Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.
Запрещение размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
Территории объектов культурного наследия
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Охранная зона газораспределительных сетей.
Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается:
а) строить объекты жилищно - гражданского и производственного назначения;
б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;
в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;
г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно - измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;
д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;
е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
ж) разводить огонь и размещать источники огня;
з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;
и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;
л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
Лесохозяйственные, сельскохозяйственные и другие работы, не указанные выше, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 метра, производятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ.
Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не указанная выше и, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.
Сокольщик Ирина Анатольевна.
ВОПРОС:
Добрый день. Известно, что санитарно-защитные зоны должны отделять действующее кладбище от жилой застройки. Прошу ответить на первый вопрос: сколько метров в соответствии с санитарными Правилами составляет санитарно-защитная зона действующих сельских кладбищ и закрытых сельских кладбищ? Возможно ли уменьшение санитарно-защитной зоны действующего сельского кладбища от жилой застройки? Если да, то до какого размера и при каких условиях? Вопрос 2: существует ли санитарно-защитная зона, отделяющая действующее (закрытое) кладбище от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения? Каков её размер? Вопрос 3: какие документы регламентируют гигиенические требования при организации захоронений и правила эксплуатации кладбищ на территории Пермского муниципального района или Сылвенского сельского поселения? (10.02.2013)
ОТВЕТ:
Уважаемая Ирина Анатольевна! В соответствии с Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.06.2011 №84 «Об утверждении САН Пин 2.1.2882–11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения». 1. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 м от границ селитебной территории. Кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (за-хоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: а) от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно- курортных зон: -500 м — при площади кладбища от 20 до 40 га (размещение кладбища размером тер-ритории более 40 га не допускается); -300 м — при площади кладбища от 10 до 20 га; -100 м — при площади кладбища до 10 га; б) от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения - не менее 1000 м с подтверждением достаточности расстояния расчетами поясов зон санитарной охраны водоисточника и времени фильтрации; в) в сельских населенных пунктах, в которых используются колодцы, каптажи, родники и другие природные источники водоснабжения, при размещении кладбищ выше по потоку грунтовых вод, санитарно-защитная зона между кладбищем и населенным пунктом обеспечивается в соответствии с результатами расчетов очистки грунтовых вод и данными лабораторных исследований. После закрытия кладбища по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояние до жилой застройки может быть сокращено до 100 м. В сельских населенных пунктах и сложившихся районах городских населенных пунктов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с уполномоченными органами Роспотребнадзора, но принимать не менее 100 м. В Пермском районе приняты следующие нормативные документы: Решение Земского Собрания Пермского муниципального района от 23 сентября 2010 г. N 102 " Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании межпоселенческих мест захоронения и положения о порядке эвакуации умерших из жилья, больниц, с улиц и мест аварий, катастроф и пожаров». Постановление администрации муниципального района от 03.11.2010 N 1588 " Правила содержания, порядок деятельности и режим работы межпоселенченских кладбищ в Пермском муниципальном районе» Глава администрации муниципального района // И.В. Бедрий (15.02.2013)
Здравствуйте.
Согласно пункту 2.10.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 г. N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" Расстояние от зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания до жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения должно составлять не менее 50 м.
Соответственно, требованиям по санитарным нормам расстояние между Вашим домом и кладбищем соблюдены. Однако Вам нужно будет истребовать из местной администрации генеральный план Вашего населенного пункта. Если в связи с расширением кладбища были внесены изменения в генеральный план и место, где расположен Ваш дом, внесено в состав земель, подлежащих использованию для целей захоронения, то Вы вправе будете потребовать предоставления Вам другого земельного участка и компенсации за дом.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Главного государственного
санитарного врача СССР
А. И. Заиченко
Санитарные правила
устройства и содержания кладбищ*
1. Отвод участка под кладбище и его устройство
1.1. Согласно Строительным нормам и правилам (СНи П П-60-75) «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» кладбища и крематории должны размещаться в пригородной зоне города или другого населенного пункта, на расстоянии не менее 300 метров от жилых и общественных зданий и зоны отдыха (п. 6.30 и таблица № 31).
1.2. Площадь участка, отводимого под кладбище, рассчитывается исходя из норм СНиП П-60-75 (табл. № 31) — 0,01 га на 1000 человек (на первую очередь и на расчетный срок).
1.3. Отвод земельного уч астка под кладбище, проекты устройства новых кладбищ, расширения и реконструкции действующих — подлежат согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
1.4. Месторасположение кладбищенского участка и его размеры предусматриваются в проекте планировки и застройки населенного пункта с учетом возможности использования территории кладбища после его закрытия под устройство парка или сада для общественного использования населением. При отсутствии проекта планировки и застройки участок для кладбища отводится с учетом местных условий при соблюдении указанного в п. 1.1. разрыва от жилой застройки.
* В настоящ ие сан итарны е правила включены также сан итарны е тр ебо ван ия по захоронению, эксгумации и перевозке трупов умерших и оста нков умерших.
1.5. В сельских населенных пунктах, где источником водоснабжения являются коло дцы, каптажи и другие устройства для децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, при расположении кладбища выше по потоку грунтовых вод, питаю щих эти источники, размер санитарно-защитной зоны между кладбищем и населенным пунктом при санитарно-гигиеническом обосновании может быть у величен до 500 метров. В сельских населенных пунктах, пользующихся колодцами и другими источниками грунтовых вод, при расположении кладбищ ниже по грунтовому потоку санитарно-защитная зона между кладбищем и населенным пунктом может быть уменьшена до 100 метров.
На территории санитарно-защитной зоны от проектируемых и действующих кладбищ запрещается строительство жилых и общественных зданий.
1.6. Прокладка городской (поселковой) сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения по территории кладбища запрещается. Кладбище должно иметь самостоятельную систему водоснабжения для поливочных целей.
1.7. Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, минеральных источников, первой и второй зоны округа санитарной охраны курорта;
с выходами на поверхность закарстованных, сильно тре щиноватых пород и в местах выклинивания водоносных гори зонто в;
на берегах морей, озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хо зяйственно-бытовых нужд, купания и других культурно-оздоровительных целей.
Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям:
а) иметь уклон в противоположную сторону от населенного пункта и открытых водоемов, используемых для хозяйственно-бытовых целей;
б) не быть подверженным оползням и обвалам;
в) не затопляться при паводках:
г) грунтовые воды на участке должны быть не менее чем в двух метрах от поверхности поч вы при наиболее высоком их стоянии.
Примеч ан ие: при отсутств ии участков, удовлетворяю щих этому тр ебованию, отвод имый под кладби ще у часток должен дрениро ваться
д) иметь сухую пористую почну (песчаную, супесчаную, слабогли нистую и т.п.), обеспечивающую достаточную воздухопроницаемость и быстрое просыхание. Необходимо избегать участко в торфянистых и с тяжелым и глинами;
е) иметь удобные, благоустроенные, озелененные подъезды.
1.9. При определении размера участка под кладбище следует исходить из установленного Строительными нормами и правилами (глава П-60-75) нормат ива 0,01 га на 1000 человек. Общую площадь мест захоронения следует принимать из расчета 65-70% от общей площади кладби ща.
1.10. Устройство кладбища должно осуществляться по утвержденному в установленном порядке проекту, в котором, в частности, должно быть предусмотрено:
а) выделение участков (кварталов) для захоронения и очередность их использования;
б) направление, размеры и благоустройство проездов и пешеходных дорожек;
в) ра зме щен ие и характер зеленых насаждений;
г) строительство необходимых для правильного функционирования кладбища зданий и сооружений (контора, сторожка, водопровод, специальное здание для предпохоронного сохранения трупов с траурным залом, цветочный магазин, общест венные туалеты, ограждение и др.).
д) озеленение кладбища (создание защитных посадок по периметру кладбища и декоративных насаждений по основным аллеям и местам захоронения с учетом обеспечения достаточного проветривания и инсоляции). Площадь зеленых насаждений должна составлять не менее 20% общей площади кладбища.
При устройстве сельского кладбища обя зательно выполнение требований подпунктов «а», «б», «в», «д», а также подпункта «г» в части строительства общественного туалета и ограждения территории кладби ща.
1.11. Территория кладбища должна быть огорожена по периметру и спланирова на таким образом, чтобы обеспечить быстрое удаление поверхностных вод.
1.12. Перед въездом на кладбище в городах, промышленных центрах и других крупных населенных пунктах должны предусматриваться площадка для стоянки автомобильного транспорта.
2. Эксплуатация и содержа ние кладбищ.
Захоронение и перевоз ка трупов умерших
2. 1. Ввод кладбища в эксплуатацию производится по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы.
2.2. Захоронение произ водится в отдельных могилах на каждого умершего. На каждую могилу отводит ся участок 5 кв. м. Расстояние между могилами по длинным сторонам должно быть не менее 1 метра, по коротким — не менее 0,5 метра.
2.3. Длина могилы должна быть не менее 2 метров, ширина — 1 метр, глубина — 1,5 метра с учетом местных почвенно-климатических условий. При захоронении умерших детей размеры могил могут быть соответственно уменьшены. От дна могилы до уровня стояния грунто вых вод должно быть не менее 0,5 м. Над каждой могилой должна быть земляная насыпь высотой 0,5 м от поверхности земли или надмогильная плита. Насыпь должна выступать за края могилы для защиты ее от поверхностных вод. Ограждение могил нежелательно.
Примечания. 1. При захоро нении тела умершего в сидячем положении слой земли над трупом, считая с надмогильной насыпью, должен быть не менее 1 метра.
Правила землепользования и застройки (стр. 8)
В городах, имеющих крематор ий, на кладби щах, в случаях необход имости, должны предусматриваться места для захорон ения урн в спе циальных нишах в огр аде кладбища из расчета 1-1 ,2 кв. м на од ну урну, а для захоронения урн в земле — 2 кв. м.
3. Захоронение трупов умерших в семейных склепах нежелательно. В отдельных случаях, ког да по местным тради циям допускается устройство семейных склепов, захоронение умерших должно произво диться в металлических (оцинкованных) , гермет ично запаянных гробах.
2.4. Устройство братских могил, как правило, не разрешается. В исключительных случаях захоронение в братских могилах может быть допущено по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих правил:
а) расстояние между гробами в братских могилах должно быть не менее 0,5 м;
б) при захоронении в два ряда верхний ряд должен отстоять от нижнего не менее чем на 0,5 м;
в) гробы верхнего ряда должны быть расположены над промежутками между гробами нижнего ряда;
г) глубина братских могил при захоронении в два ряда должна быть не менее 2,5 м и дно могилы выше уровня стояния грунтовых вод — не менее чем на 0,5 м.
2.5. Захоронение производится при предъявлении соответствующего документа из местного ЗАГСа.
2.6. Перевозка или переноска умерших к местам захоронения совершается, как правило, в гробах.
Примеч ан ие: при захоронении трупов умерших в сидячем положении переноска их к месту погребения совершается на спе циальных носилках, а перевозка трупов вдали от предпол агаем ых мест погребения — в гробах.
Процесс погребения умерших в лечебных учреждениях или поступивших в патолого-анатомическое отделение для вскрытия (в том числе погибших в результате несчастных случаев) совершается, как правило, непосредственно из патолого-анатомического отделения, без завоза тела умершего домой.
Примечания: 1. В случае смерти, последовавшей в лечебном учреждении, труп умершего из патолого-анатомического отделен ия может по желанию родственников завоз иться (не более чем на одни сутки) домой для прощания с покойным. В этих случаях труп должен быть предварительно забальзамирован (формалин, спирт и другие в ещества, пр игодные для этой ц ел и) и охлажден. Охлаждение, по возможности, целесообр азно продолжить и в домашних условиях.
2. Перевоз трупа ум ершего должен производиться в гробу, на дно которого необходимо положить ве щества, хорошо вп итываю щие влагу (сухие опилки, мелкая деревянная стружка, торф и др.).
3. Запрещается завозить трупы умерш их домой, если причиной смерти явил ись особо о пасные инфек ции (чума, холера, натуральная оспа, сибирска я язва) , а также когда условия за прещения устанавливаются патолого-анатомами (сильное разлож ение трупа, смерть, последовавшая в р езультате тра нспортных аварий и др.).
4. Порядок погр ебения умерш их от особо опасных инфекц ий о пределяется специальными прав илами Мини стерства здравоохранения СССР.
2.8. Захоронение умерших производится не ранее, чем через 24 часа после наступления смерти.
Примечан ие: Захоронение умерших допускается и в более ран ние сроки, если труп подвергся патолого-аиатомическому вскрытию или судебно-медицинскому исследованию.
2.9. Перевозка трупов умерших к месту погребения (в случаях, когда смерть последовала не по месту жительства покойного) разрешается любыми транспортными средствами (железнодорожный, авиационный, автомобильный и др.) по получении специального разрешения на перевоз от соответствующего транспортного ведомства.
Для оформления перевозки трупа умершего с места, где последовала смерть к месту погребения в другом районе или городе страны, необходимо получить справку-разрешение на перевоз от местной санитарно-эпидемиологической стан ции (по месту смерти) по предъявлении заключения лечебного учреж дения о причине смерти.
2.10. Перед перевозкой труп должен быть забальзамирован для длительного хране ния. От момента наступления смерти до погребения в этих случаях должно пройти не более пяти суток.
2.11. При перевозке умершего железнодорожным или ав иационным транспортом тру п должен быть помещен в оцинкованный, герметично запаянный гроб, изнутри заполненный ве ществом, впитываю щим влагу. М еталлический гроб помешается в деревянный, плотно сколоченный ящик для транспортирования в багажном отделении.
2.12. При перевозке трупов умерших от особо опасных инфекций не ра зрешается открывать гроб для прощания.
2.13. Для ускорения процессов разложения и минерализации захоронение трупов умерших целесообра зно прои зводить в деревян ных гробах, за исключением случаев, связанных с перевозкой и пере захоро нением трупов и останков умерших.
2.14. Перезахоронение останков умерших допускается не ранее одного года с момента погребения в песчаных грунтах и не ранее трех лет в сырых грунтах, где процессы разложения и минерализации замедлены. Эксгумацию (извлечение) останков из могилы желательно производить в зимнее (холодное) время года, днем, в присутствии представителей органов коммунального хозяйства, милиции и местного учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
Разрешение на извлечение останков из могилы и перенос их на другое место захоронения оформляется исполкомами местных Совето в депутатов трудящихся.
Районная санитарно-эпидемиологическая станция дает заключение о возможности эксгумации останков по предъявлении соответствующих документов, разрешаю щих эксгумацию и перевоз останков на другое место захоронения, и справки лечебного учреждения о причине смерти эксгумируемого.
Перевоз останков осуществляется с соблюдением требований, изложенных в пп. 2.9 и 2.11 настоящих правил.
Примеч ание. Исключение из вышеуказанных прав ил допускается в особых случаях, в частности, когда эксгума ция останков производится по требованию следственных органов и прокуратуры и др.
2.15. Могила после извлечения останков должна быть немедленно засыпана и поверхность почвы спланирована.
2.16. Извлечение останков умершего и з братской могилы для перезахоронения не ра зрешается. Исключение может быть допущено лишь в случаях извлечения для перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по согласованию с местным и учреж дениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.17. Территория кладбища (проезды, дорожки, другие места общественного пользования) должна регулярно поливаться в летнее время, посыпаться песком зимой, регулярно убираться (очищаться от мусора и опавших листьев), а зеленые насаждения поддерживаться в хорошем состоянии.
Мог илы должны содержаться в порядке (исправление провалов почвы, подсыпка грунта, озеленение и т. п.).
2.18. Использование закрытого кладбища или отдельного участка на действующем кладбище для вторичного погребения может быть допущено не ранее, чем чер ез 20 лет посл е последнего захоронения (кладбищенский период).
Примеча ние. В отдельных случаях, если кладбище размещено в благоприятных почвенных условиях, этот срок по согласованию с местными учреждения ми санитарно-эпидемиологической службы может быть уменьшен до 15 лет.
Вопрос об использовании закрытого кладбища для вторичного погребения должен быть согласован с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.19. Территория ликвидируемого кладбища (по истечении кладбищенского периода) должна использоваться в качестве зе леного массива для общественного пользования. Ликвидация могил в этом случае, как правило, производится без вскрытия останков захороненных, путем снятия надгробий.
В отдельных случаях, по прошествии полного кладбищенского периода, территория ликвидируемого кладбища по согласованию с местным и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы может быть использована для других целей.
В случае необходимости ликвидации действующего кладбища необходимо вскрытие всех останков и перезахоронение их на другое кладбище, с соблюдением правил по эксгумации и перезахоронению, изложенных в настоящем документе.
Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на органы, в ведении которых находятся кладбища.
2.21. Настоящие санитарные правила уст ройства и содержания к ладбищ изданы взамен отмененных «Санитарных правил устройства и содержания кладбищ» № 343-60.
Еще документы скачать бесплатно
Статья 78. «СЗ-3». Санитарно-защитная зона кладбищ
Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв.
Классификация размеров санитарно-защитных зон для кладбищ установлена СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция):
1) закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища — 50 м;
2) кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га — 100 м;
3) кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га — 300 м;
4) кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га — 500 м.
Расстояние от водозаборных сооружений и централизованного источника водоснабжения населения должно быть не менее 1000 метров независимо от типа кладбища.
Санитарно защитная зона кладбища
Основные виды разрешенного использования:
1) проведение работ по озеленению и благоустройству территории;
2) размещение объектов, связанных с ритуальным услугами;
3) размещение предприятий по производству похоронных принадлежностей;
4) размещение линейных объектов (трубопроводов, ЛЭП, автодорог, железной дороги), кроме водоводов хозяйственного и питьевого назначения.
2. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных в зоне СЗ-3, не подлежат установлению.
3. Особенности использования земельных участков и объектов капитального строительства:
Запрещается:
1) отвод земельных участков под проектирование и строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;
2) предоставление земель для садоводства и огородничества.
Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются для обеспечения нормативного расстояния до жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, а также для соблюдения требований санитарной охраны водных источников, почв. Для кладбищ площадью менее 20 га ширина СЗЗ - 300 м, для закрытых кладбищ ширина СЗЗ - 50 м.
Разрешенное использование:
Проведение работ по озеленению и благоустройству территории;
Размещение объектов, связанных с ритуальными услугами.
Запрещается:
Строительство жилых зданий, объектов общественно-делового и рекреационного назначения, водозаборных сооружений, складов продовольственных товаров, предприятий пищевой промышленности;
Предоставление земель для садоводства и огородничества.
Ст.53 «сз-8» Зона «Санитарно-защитная аэропорта, аэродрома»
Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Проектирование, строительство и развитие поселения, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.
Для защиты обслуживающего персонала, пассажиров и местного населения от воздействия электромагнитных излучений необходимо вокруг устанавливаемого радиотехнического средства устраивать санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения застройки (ЗОЗ). Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами.
В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существующая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью излучения; применение специальных экранов из радиозащитных материалов; использование защитных лесопосадок; систематический контроль уровней излучения в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.006 и другие мероприятия.
Концентрация загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при производстве строительных работ, а также из двигателей воздушных судов и наземного транспорта при эксплуатации аэродрома (фоновое загрязнение), не должна превышать предельно допустимых значений, устанавливаемых санитарными нормами.
дело № 2-540/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего - судьи - Князева А.Г.
при секретаре - Черепановой О.А.
с участием –
представителя истца – прокурора - Черновой А.В.
представителя ответчика - Падерина Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Унитарному муниципальному предприятию г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Октябрьского района г.Томска обратился в суд с иском к УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, в котором просил обязать ответчика разработать проект организации санитарно-защитной зоны муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, в срок д. XXX.07.2011.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района совместно с Управлением Роспотребнадзора по Томской области проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства при эксплуатации кладбища в районе п.Бактин УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг. Проверкой установлено, что основным видом деятельности ответчика является предоставление ритуальных услуг по захоронению тел умерших. Для осуществления деятельности ответчик использует два земельных участка площадью 1046404 кв.м и 6596 кв.м, предоставленных по договорам аренды, для организации городского кладбища и эксплуатации зданий похоронного назначения. Также проверкой установлено, что ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, не имеет отдельно разработанного проекта организации санитарно-защитной зоны кладбища, соответственно не определены размеры и границы санитарно-защитной зоны, которые указываются в проекте санитарно-защитной зоны. Неисполнение обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны и обустройства данной зоны в соответствии с нормативными требованиями нарушает закрепленные ст.42 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В судебном заседании представитель истца – Чернова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в полномочия которого входит осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, и в целях реализации указанных полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и письмом Роспотребнадзора от 22.11.2010., для предприятий и организаций, в том числе объектов коммунального назначения, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, предусмотрена разработка проекта санитарно-защитной зоны. Кладбище, расположенное в п.Бактин и эксплуатируемое ответчиком, относится ко II классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной – 500 метров. СанПиН 2.1.1279-03 также предусмотрено наличие санитарно-защитной зоны. В нарушение требований законодательства, ответчик осуществляет эксплуатацию кладбища без разработки проекта санитарно-защитной зоны, что подтверждено проверкой. Кроме того, на расстоянии 186 м от кладбища расположен жилой дом, что вызывает жалобы населения, в связи с чем в прокуратуру Октябрьского района г.Томска поступило обращение из Администрации г.Томска с просьбой принять меры. В связи с изложенным, просила обязать ответчика разработать проект санитарно-защитной зоны.
Представители ответчика Гарус Е.Л., Падерин Е.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали. Поддержали позицию, изложенную в отзыве и дополнении к нему, в которых указали, что в силу п.1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования санитарных правил распространяется на эксплуатацию вновь строящихся объектов, при этом, кладбище в районе п.Бактин введено в эксплуатацию и эксплуатируется с 1973 года. Согласно письму Роспотребнадзора от 22.11.2010., санитарно-защитные зоны устанавливаются для действующих промышленных объектов и производств, располагаемых в жилой застройке или других зонах без соблюдения ориентировочной санитарно-защитной зоны, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха, что вызывает обоснованные жалобы населения, однако истцом не представлено доказательств загрязнения атмосферного воздуха выше установленных нормативов и наличия жалоб населения, кладбище не находится в жилой застройке, а расположено в своей нормируемой территории. Кроме того, указанным письмом предусмотрено, что размеры и границы санитарно-защитных зон не устанавливаются для действующих объектов, которые стабильно работают в течение последних 5 лет, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха. В связи с чем считали, что установление санитарно-защитной зоны не требуется. Также указали, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг передан в аренду лишь земельный участок, собственником которого, а также комплекса зданий, строений и сооружений, является Муниципальное образование Город Томск, в связи с чем организация не является надлежащим ответчиком по указанному иску. Пояснили, что УМП «Комбинат спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг не относится к промышленным предприятиям и на него не распространяются разъяснения, данные письмом Роспотребнадзора. Кроме того, срок, в который истец просит разработать проект организации санитарно- защитной зоны, считали недостаточным, срок должен быть не менее 6 месяцев, поскольку проект утверждается в г.Москве. Также указали, что главный санитарный врач не вправе давать разъяснения, в связи с чем письмо не имеет силы.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего:
решил:
иск Прокурора Октябрьского района г.Томска, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг о понуждении к совершению действий – удовлетворить частично.
Обязать УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в отношении муниципального кладбища, расположенного в районе п.Бактин в г.Томске, разработать проект организации санитарно-защитной зоны в срок - д. XXX.11.2011.
Взыскать с УМП г.Томска «Комбинат Спецобслуживания» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в пользу местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере – 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано через Октябрьский районный суд г.Томска в Томский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через суд, вынесший настоящее решение.
Председательствующий - судья -
А.Г. Князев
Мотивированное решение составлено -....