Пример пожарной декларации детского сада. Как составить декларацию пожарной безопасности организации (скачать образец)
Впервые требование о наличии на каждое здание или сооружение такого документа, как декларация пожарной безопасности, появилось в августе 2008 году, с принятием Федерального закона .
Появилось много вопросов как у собственников, так и у сотрудников пожарного надзора, связанных как с оформлением, так и с содержанием. В феврале 2009 года МЧС России определило форму и порядок регистрации, но вопросов не стало меньше. В этой статье постараюсь дать некоторые пояснения по таким вопросам.
Зачем нужна и что это такое
– это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (федеральный закон “Технический регламент о требованиях ПБ”).
Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.
Изначально планировалась как документ, содержащий перечень требований, которые собственник объекта должен соблюдать при эксплуатации здания или сооружения. Тем самым у собственника под рукой всегда была как бы “шпаргалка” по пожарной безопасности конкретного объекта. Мысль светлая, но на деле все обстоит совсем не так.
Начну с истории. С 2007 года в МЧС России исключена функция по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Это повлекло за собой сложности в учете вновь построенных объектов в органах государственного пожарного надзора, так как сведения для взятия на учет и дальнейшего планирования надзорной работы было просто не где взять.
Структурные подразделения органов строительного надзора и Росреестра не были обязаны передавать такие сведения в МЧС России. Так или иначе декларация пожарной безопасности являлась хорошим подспорьем в деле по учету вновь введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Немаловажно то, что декларация содержит полную информацию о самом объекте с указанием адреса, а также всю необходимую информацию о собственнике объекта, включая его контактные данные. Эта информация в первую очередь используется органами пожарного надзора для организации проведения проверок объектов.
Наказание за отсутствие
За отсутствие ввели административное наказание в виде предупреждения или штрафа, как и за другие нарушения требований ПБ а именно:
- от 1 000 до 1 500 рублей – на граждан;
- от 6 000 до 15 000 рублей – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- от 150 000 до 200 000 тысяч рублей на юридических лиц.
Суммы штрафов как за нарушение требований ПБ, хотя декларация не имеет отношения к обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие этого документа правильнее было бы классифицировать как непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Штрафы за такие нарушения на порядок ниже:
- на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
- на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
- на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.
Но здесь есть сложность. Нигде не упоминается о том, что декларация ПБ нужна для осуществления органами государственного пожарного надзора его законной деятельности. Хотя как изложено выше, другой цели для регистрации декларации в органах пожарного надзора не наблюдается.
Разработка
Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?
Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.
Не требуется разрабатывать для:
- гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
- объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- строений и сооружений вспомогательного использования;
- отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
- жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
- буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:
- проводится расчет для оценки пожарного риска;
- проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.
Стоит упомянуть о том, что может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования ПБ.
То есть, если вы являетесь собственником нескольких объектов, то имеете полное право подготовить одну декларацию на все свои объекты. Рекомендую выбрать другой вариант, так как объекты в большинстве случаев отличаются друг от друга и соответственно требования пожарной безопасности к ним предъявляются тоже разные.
Вопрос: Кто может разрабатывать?
Из официальных разъяснений МЧС России следует, что необходимо сначала определить, на какой объект необходимо разработать: проектируемый или существующий.
На проектируемый объект, в том числе при проведении расчетов по оценке пожарного риска, разработка производится застройщиком либо проектной организацией. Отмечу, что расчеты пожарных рисков, равно как и разработка декларации о ПБ с такими расчетами, могут проводить только аккредитованные в МЧС России организации.
На существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.
Вот здесь стоит задуматься, о том является застройщик или собственник, которые к примеру являются физическими лицами, специалистами пожарной безопасности. В подавляющем большинстве случаев – нет. Следовательно, этим будут заниматься специализирующиеся в этой области люди и организации, но при этом ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений будут нести собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.
Использование
Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?
Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:
- при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
- при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
- при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
- при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
- при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Представление декларации в органы ГПН
Вам предоставляется выбор из двух вариантов:
- направить на бумажном носителе в двух экземплярах непосредственно или по почте;
- направить в электронном виде непосредственно, по почте, либо с использованием сети Интернет.
В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.
В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.
Сроки представления
Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.
Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.
Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.
Изменение или обновление документа
Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:
- В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
- в случае изменения требований ПБ.
С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.
Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:
- Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
- Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
- Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
- Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
- Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.
P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.
Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.
В соответствии с Федеральным Законом №123 от 22.07.2008, декларация пожарной безопасности должна оформляться на все объекты капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе. Это могут быть детские сады, школы, спортивные комплексы, жилые дома, склады и т. д. Также такой документ составляется и в отношении проектируемых и реконструируемых зданий. В этом случае оформлением занимается застройщик или проектная организация.
Таким образом, заполнение и предоставление декларации – это форма проведения оценки на соответствие объектов капитального строительства регламентным требованиям закона «О пожарной безопасности».
Документ оформляется согласно унифицированным формам, которые содержатся в Приложениях к Приказу №91 МЧС РФ. Для каждого объекта капитального строительства предусмотрен свой образец заполнения, в зависимости от того, к какому классу пожароопасности отнесено здание.
Данная декларация – это многостраничный документ, который должен обязательно содержать:
- титульный лист;
- данные об организации, которая предоставляет декларацию;
- оглавление с указанием страниц разделов и подразделов;
- 1 раздел: «Оценка пожарных рисков»;
- 2 раздел: «Оценка возможного ущерба от пожара третьим лицам»;
- 3 раздел: «Обеспечение требований пожарной безопасности».
Порядок составления
Составление и предварительная разработка декларации – это сложный процесс, к которому могут привлекаться и сторонние организации, специализирующиеся на оформлении подобных документов. Поэтому, если в разработке участвовало несколько предприятий, то информация должна предоставляться о каждом из них.
- На титульном листе указывается территориальный отдел ГПН МЧС РФ, присвоенный документу номер и дата регистрации. Далее прописываются реквизиты и контактные данные компании, сфера деятельности предприятия, правовое основание для декларирования.
- В разделе «Оценка пожарных рисков» предоставляются данные о допустимых значениях уровня пожароопасности для данного объекта капитального строительства. Эта часть документа не составляется, если строение было возведено с учётом всех требований проектной декларации. Обязательное заполнение этого раздела предусмотрено для производственных зданий, а также строений, где есть несоответствие стандартным нормам безопасности. Аудит пожарной безопасности может проводиться специализированными организациями, а заключение с расчётами прилагается вместе с декларацией.
- Второй раздел заполняется, если на территории декларируемого объекта есть имущество третьих лиц или организаций, которое может пострадать от возможного пожара. Здесь указывается предполагаемая сумма ущерба и перечень страховых документов, если таковые имеются. Этот пункт не заполняется, если все требования безопасности соблюдаются.
- Третий раздел самый объёмный. В нём содержится список всех законов и нормативных актов, требования которых полностью соблюдаются на данном объекте капитального строительства.
В каких случаях она оформляется
Декларация обязательно должна оформляться в отношении зданий и помещений, которые подлежат государственному контролю соблюдения норм безопасности. Документ подаётся собственниками строения или же его арендаторами.
Непредставление этой формы в надзорные органы рассматривается как административное правонарушение. Для физических и юридических лиц это влечёт выплату штрафа. А в отношении предприятий или предпринимателей судом может быть принято решение о приостановлении их хозяйственной деятельности.
Декларированию подлежат любые объекты капитального строительства, кроме:
- объектов индивидуальной застройки;
- нежилых зданий до 2-х этажей и площадью менее 1500 кв. м.;
- многоквартирных домов высотой менее 3-х этажей.
Обязаны иметь декларацию : учреждения для детей дошкольного возраста, интернаты и дома престарелых, больницы, гостиницы, театры, дома отдыха, складские и производственные помещения, торговые и административные здания.
Во время разработки этого документа необходимо изучить все нормативные требования к данному типу зданий и проверить степень их соблюдения. Это требует определённых навыков и знания соответствующей законодательной базы. Поэтому в некоторых случаях составление документа поручают специальным организациям. Обращение к экспертам актуально, когда необходимо просчитать точную страховую сумму возмещения ущерба в случае возникновения пожара.
Процедура подачи и срок её действия
После составления декларация обязательно подписывается первым руководителем и в двух экземплярах предоставляется в орган Госпожарнадзора МЧС РФ. Затем она в течение пяти дней рассматривается на предмет соответствия утверждённым формам. После чего принимается решение о соответствии всем требованиям с последующим присвоением регистрационного номера, или же форма возвращается составителю с указанием причины возврата.
Зарегистрированный экземпляр отсылается составителю на протяжении трёх дней после утверждения надзорным органом МЧС.
Все объекты кап. строительства, подлежащие декларированию, которые были построены и сданы после принятия закона №123 от 22.07.2008, должны предоставить соответствующую форму в течение первого года эксплуатации.
Этот документ является бессрочным, за исключением случаев, когда производится смена собственника здания, капитальный ремонт строений или их перепланировка, меняется их функциональное назначение. Тогда в форму вносятся изменения, добавляются приложения, или же разрабатывается новый документ. Если на здание или помещение имеется декларация, то государственная инспекция проводится не реже одного раза в год.
О том, как грамотно представить документ, вы можете узнать из следующего видео:
Порядок представления регулируется:
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон);
- Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и Порядка регистрации декларации пожарной безопасности";
- Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272) (далее - Правила расчетов).
Блок схема предоставления декларации пожарной безопасности в МЧС
Кто имеет право составлять пожарную декларацию ?
Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.
В ходе селекторного совещания, проведенного МЧС 07.02.2010, было отмечено, что руководитель учреждения (объекта защиты) имеет право привлечь к составлению ДПБ любого технического работника (специалиста) или организацию
. При этом наличие у исполнителей каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС и др.) и т.п. не требуется (Письмо
Рособразования от 27.02.2010 N 16-486/07-03 "О декларациях пожарной безопасности").
Декларация подписывается руководителем объекта защиты, заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС лично руководителем либо уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.
Декларация пожарной безопасности должна составляться в отношении каких объектов
В соответствии с
ч. 1 ст. 64
Регламента ДПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности (ч.1 ст.49 ГрК РФ) предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных). К объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1
ГрК РФ).
При этом в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ установлены исключения - виды объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза проектной документации не проводится;
2) зданий (их частей) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
К ним относятся:
- здания дошкольных образовательных организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные) (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.3 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (далее - Порядок));
- больницы (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.4 Порядка);
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Декларация может составляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Для строящихся объектов декларация пожарной безопасности должна быть составлена и направлена в органы МЧС России, непосредственно перед вводом объекта защиты в эксплуатацию (п. 5 Порядка).
Случаи, в которых не требуется составление декларации пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности не составляется в отношении зданий следующих классов функциональной пожарной опасности (ч. 1 ст. 64 Закона):
- Ф1.3 - многоквартирные жилые дома (пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Также декларация пожарной безопасности не должна составляться в отношении объектов капитального строительства, по которым не проводится экспертиза проектной документации (ч. 1 ст. 64 Закона). Данные объекты перечислены в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и п. 1.1 Порядка. Некоторые из них (п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ) относятся к зданиям указанных выше классов Ф1.3 и Ф1.4. Однако в отдельных случаях, если при строительстве (реконструкции) используются бюджетные средства, экспертиза обязательна. Это правило предусмотрено для следующих объектов (п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ):
- жилые дома блокированной застройки;
- многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из блок-секций (от одной до четырех), каждая из которых включает несколько квартир, помещения общего пользования и имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Соответственно, при строительстве или реконструкции указанных объектов с привлечением бюджетных средств необходимо составить .
В ч. 2 ст. 49 ГрК РФ также названы:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. м, предназначенные для осуществления производственной деятельности и не требующие установления санитарно-защитных зон (либо если такие зоны для них установлены или должны быть установлены в пределах границ земельных участков, на которых расположены эти объекты) (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов) (п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- буровые скважины, предусмотренные техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или другой проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Такой технический проект (проектная документация) должен быть подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством РФ о недрах (п. 6 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).
В отношении объекта, имеющего не более двух этажей и общую площадь не более 1500 кв. м (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), владелец может добровольно составить декларацию пожарной безопасности (ч. 2 ст. 64 Закона).
Кто обязан представлять декларацию пожарной безопасности ?
Декларация пожарной безопасности должна разрабатываться и представляться собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (например, на праве аренды) (ч. 5 ст. 6 Закона).
Арендатор помещения также обязан подавать декларацию о пожарной безопасности, если согласно договору аренды, он несет ответственность за противопожарное состояние помещения и арендуемое помещение является отдельно стоящим зданием высотой более двух этажей и общей площадью более чем 1500 квадратных метров или отдельным пожарным отсеком в составе такого здания, к которому установлены требования пожарной безопасности. В иных случаях декларация пожарной безопасности подается в добровольном порядке.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - № 123-ФЗ) декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий и сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1.
Согласно ч. 5 ст. 6 № 123-ФЗ, п. 3 Порядка декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.
Декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав части здания к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Также арендодателями могут быть лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
Таким образом, декларацию пожарной безопасности должны разрабатывать и составлять собственники объекта (или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании), в котором расположено арендуемое помещение. Подавать декларацию можно как для здания в целом так и для его части.
В договоре аренды можно указать, что ответственность за противопожарное состояние арендуемого помещения лежит на арендаторе: в этом случае декларацию должен подавать арендатор.
Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения
В КоАП РФ ответственность за непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями напрямую не установлена. Исходя, в частности, из судебной практики непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями может повлечь за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность установлена в виде предупреждения или штрафа в размере:
- для граждан (если есть доверенность от собственникика на право ведения документации) - от 2000 до 3000 руб.;
- для должностных лиц
(если есть доверенность от собственникика на право ведения документации)
- от 6000 до 15 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 руб.;
- для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Если декларация пожарной безопасности не представлена (либо представлена с неполными или недостоверными сведениями) в условиях введенного особого противопожарного режима, ответственность в виде штрафа наступает в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- для граждан - от 2000 до 4000 руб.;
- для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 40 000 руб.;
- для юридических лиц - от 200 000 до 400 000 руб.
Как правильно составлять декларацию пожарной безопасности в 2018 году
Декларация пожарной безопасности должна быть составлена согласно установленной форме, при ее составлении в бумажном виде необходимо заполнить два экземпляра (п. 10 Порядка). Форма декларации утверждена Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (Приложение N 1 к Приказу).
В декларации отражаются следующие сведения:
- данные об объекте защиты и лице, которому он принадлежит.
В отношении юридического лица, которому принадлежит объект защиты, указываются его организационно-правовая форма и наименование - полное, сокращенное (при наличии) и фирменное. Если объект защиты принадлежит физическому лицу, в декларации приводятся его фамилия, имя и отчество. Необходимо также указать функциональное назначение объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта). Кроме того, рекомендуем привести класс функциональной пожарной опасности объекта защиты;
- основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН).
Если объект защиты принадлежит физическому лицу, данную строку декларации можно не заполнять;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- место нахождения объекта защиты.
Указывается адрес фактического места нахождения объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта);
- контактная информация лица, которому принадлежит объект защиты.
Указываются почтовый адрес и адрес электронной почты, телефон, факс юридического или физического лица, которому принадлежит объект защиты.
Далее в декларации последовательно заполняются три раздела:
Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.
В форме декларации указано, что данный раздел должен заполняться в том случае, если проводился расчет пожарного риска. Такой расчет не требуется, если выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности (ч. 3 ст. 6 Закона).
Также расчет пожарного риска не требуется по объектам, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу Закона (ч. 3 ст. 6 Закона).
В разделе указываются:
- расчетные значения уровня пожарного риска;
- допустимые значения уровня пожарного риска;
- комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.
Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272. Расчеты проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Законом (п. 2 Правил расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются на основании (п. 3 Правил расчетов):
г) оценки последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России (п. 5 Правил расчетов). На данный момент утверждены:
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (утв. Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382);
- Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (утв. Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета (п. 7 Правил расчетов), который, как указано в форме декларации, должен прилагаться к ней.
Какой порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска при составлении декларации пожарной безопасности ?
Из ч. 7 ст. 6 Федерального закона следует, что порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 утверждены Правила, устанавливающие порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом, при составлении декларации пожарной безопасности.
Согласно п. 2 Правил расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом.
На основании ст. 79 Федерального закона индивидуальный пожарный риск в зданиях и сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.
Согласно п. 3 Правил определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности утверждена Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382.
Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах утверждена Приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.
Наличие аккредитации в области пожарной безопасности для любых организаций, выполняющих разработку деклараций пожарной безопасности и проведение расчетов пожарного риска, не требуется.
Раздел II. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.
Данный раздел, согласно форме декларации, может быть заполнен одним из двух способов:
- исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. В таком случае сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно (абз. 9 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности");
- путем приведения реквизитов документов страхования (страхового полиса, прилагаемого к декларации при его наличии).
К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.
При заполнении
раздела
об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В
разделе
могут быть указаны стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара.
Раздел III. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.
В данном разделе, как указано в форме декларации, должен приводиться перечень статей (частей, пунктов) федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов для конкретного объекта защиты (ч. 4 ст. 64 Закона).
Перечислим эти Законы и документы:
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 N 304-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия»;
- Приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
В перечне должны быть указаны не просто документы, а конкретные пункты, которые выполняются декларантом на своем объекте
. Для этого необходимо изучить документацию, требования которой распространяются на объект. На сайтах различных организаций размещены примеры заполнения ДПБ для объектов защиты различного функционального назначения.
их называют образцами пожарной декларации и предлогают скачать примеры..
декларации пожарной безопасности на детский сад
автошколу
декларации пожарной безопасности на
автомастерскую
декларации пожарной безопасности на
торговый ценктр
декларации пожарной безопасности на
больницу
декларации пожарной безопасности на
доу
декларации пожарной безопасности на
школу
декларации пожарной безопасности на
магазин
декларации пожарной безопасности на поликлинику
декларации пожарной безопасности на производство
Однако все они заполнены по устаревшей форме, в них не указаны последние нормы, в декларации должен быть только перечень пунктов и как можно меньше текста.
В декларации указываются должность, фамилия и инициалы разработавшего ее лица (которое должно заверить декларацию своей подписью), проставляется дата заполнения. Декларант - юридическое или физическое лицо также проставляет на ней оттиск печати.
Основание для отказа в регистрации декларации пожарной безопасности
Основанием для отказа в регистрации декларации может послужить только ее несоответствие установленной форме. В таком случае должностные лица органа МЧС возвращают декларацию ее составителю с письменным указанием причин отказа (п. 13 Порядка, абз. 10 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности").
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС только при дальнейшем проведении мероприятий по контролю (абз. 2 п. 12 Порядка).
В каких случаях нужно вносить изменения в существующую ДПБ или разрабатывать новую?
Данный документ уточняется или разрабатывается вновь, если произошли изменения, затрагивающие содержащиеся в ДПБ сведения (например, смена собственника объекта защиты, изменение функционального назначения объекта либо сферы деятельности организации, проведение капремонта, реконструкции или технического перевооружения, появление новых нормативов) (ч. 6 ст. 64
Регламента). Поправки, вносимые в декларацию, регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ.
Декларация уточняется путем внесения изменений, которые прилагаются к ней и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации (п. 8 Порядка). Уточненная декларация должна быть представлена в течение одного года со дня изменения сведений (ч. 3 ст. 64 Закона).
Первый вариант - если требования пожарной безопасности или сведения в декларации изменились, компания должна будет подать в территориальный орган МЧС заявление о внесении изменений в реестр. Оно будет составляться в произвольной форме. К заявлению нужно будет приложить копии документов, подтверждающих наличие изменений.
Второй вариант - разработать новую пожарную декларацию с учетом всех поправок.
Сейчас
* в случае изменений декларация уточняется или разрабатывается вновь. При этом
уточнение
** происходит путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации.
*7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
**8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.
Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".
РЕКЛАМА В БЛОГЕ
Разработка декларации пожарной безопасности и регистрация в МЧС, сроки и гарантии на сайте
https://dekpb.ru
До 1 мая с.г. в соответствие с Федеральным законом от 22 июля 2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» собственникам зданий и сооружений необходимо предоставить в государственный пожарный надзор декларацию пожарной безопасности.
Предлагаем вашему вниманию пример оформления декларации пожарной безопасности.
Будем рады, если представленный документ поможет решить непростую задачу во взаимоотношениях с пожарным надзором.
Зарегистрирована:
Отдел государственного пожарного надзора
____________ района г. ________________
УГПН ГУ МЧС России по _______________
"__"______________ 2010 г.
Регистрационный № _______________________
ДЕКЛАРАЦИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Настоящая декларация составлена в отношении ООО «_______________________»,
расположенного по ул. ____________, д. ____ в г. ________________ _________________.
Основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица ______________________.
Идентификационный номер налогоплательщика ______________________.
Место нахождения объекта защиты:
Почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты:
Почтовый адрес:_______________________________.
Электронный адрес: ___________________
№ п/п | Наименование раздела |
1 | 2 |
I | Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты:
не требуется |
II | Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
Здание построено в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по пожарной безопасности, в этой связи при соблюдении указанных норм и противопожарного режима, ущерб третьим лицам не может быть причинен |
III | Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты
|
В соответствие с вышеназванными нормативными документами на объекте предусмотрено выполнение следующих требований технических регламентов и нормативных документов в области пожарной безопасности, а именно:
Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
Пожарная безопасность объекта защиты обеспечена:
- в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами;
- требования нормативными документами по пожарной безопасности выполняются в полном объеме.
Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара:
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и ограничение последствий их воздействия обеспечивается следующими способами:
- применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
- устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
- устройство систем автоматического обнаружения пожара (автоматических установок пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
- применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и материалов с показателями пожарной опасности, соответствующими требуемой степени огнестойкости зданий (сооружений) и классу их конструктивной пожарной опасности;
- применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
Пути эвакуации людей при пожаре
Здание имеет объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение путей эвакуации, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.
К эвакуационным выходам в здании относятся выходы, ведущие из помещений первого этажа наружу, через коридор наружу и через лестничную клетку наружу.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей:
- установлено необходимое количество эвакуационных выходов;
- обеспечено беспрепятственное движение людей по путям эвакуации и через эвакуационные выходы;
- организовано оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Эвакуационные выходы расположены рассредоточено. Высота эвакуационных выходов в свету составляет не менее 1,9 м, ширина не менее -1,2 м. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль выполнена не менее ширины марша лестницы. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода выполняется такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Двери эвакуационных выходов и двери на путях эвакуации открываются по направлению выхода из здания, из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не имеют запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Лестничные клетки имеют двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности.
В здании на путях эвакуации не допускается применение материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:
Г1, Вl, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
Г2, В2, ДЗ, ТЗ или Г2, ВЗ, Д2, Т2 для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;
Г2, РП2. Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;
В2, РП2, ДЗ, Т2 для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации выполнены из негорючих материалов.
Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов не менее 1 м.
В полу на путях эвакуации перепады высот не менее 45 см.
Эвакуация по лестницам и лестничным клеткам
Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей составляет 1,35 м;
Уклон лестниц на путях эвакуации не более 1:1; ширина проступи - 25 см, а высота ступени - 22 см.
Лестничные клетки имеют выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно.
Лестничные марши и площадки имеют ограждения с поручнями.
Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) предусмотрена горизонтальная входная площадка с глубиной 1, 5 м и шириной полотна наружной двери.
Ширина лестничного марша в здании не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.
Каждый этаж здания имеет не менее 2 эвакуационных выходов. Ширина эвакуационных выходов в свету не менее 1,2 м, при числе эвакуирующихся более 15 чел. Поручни и ограждения в здании отвечают следующим требованиям:
- высота ограждений лестниц, используемых детьми, составляет 1,2 м;
- в ограждении лестниц вертикальные элементы имеют просвет не более 0,1 м - ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки выполнена 1,05 м.
Ширина эвакуационного выхода из коридора на лестничную клетку, а также ширина маршей лестниц установлена в зависимости от числа эвакуирующихся через этот выход из расчета на 1 м ширины, выхода не более ___ чел.
Система обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
Система обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации) оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре обеспечивает автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре, с целью организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Огнестойкость и пожарная опасность зданий и сооружений
В здании применяются основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности и строительные материалы с показателями пожарной опасности, соответствующими требуемой степени огнестойкости зданий и сооружений и классу их конструктивной пожарной опасности.
Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций
Огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций обеспечивается за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.
Ограничение распространения пожара
Ограничение распространения пожара за пределы очага обеспечивается устройством противопожарных преград и применение огнепреграждающих устройств.
Первичные средства пожаротушения в здании
Здание обеспечено первичными средствами пожаротушения, в соответствии с нормами пожарной безопасности.
Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения в здании определены в зависимости от вида горючего материала, объемно - планиоовочных решений здания, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала. При этом система противопожарной защиты здания (в том числе система обнаружения пожара, пути эвакуации людей и система противодымной защиты) обеспечивает возможность безопасной эвакуации обслуживающего персонала, участвующего в тушении пожара первичными средствами пожаротушения в безопасную зону в случае отказа первичных средств пожаротушения.
Проходы, проезды и подъезды к зданию
Ширина проездов для пожарной техники составляет не менее б метров.
Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания не менее 5 метров.
Тупиковые проезды заканчиваются разворотными площадками для пожарной техники размерами 17х 17 метров.
Размещение подразделений пожарной охраны
Объекты расположены в радиусе выезда подразделений пожарной охраны и не превышает 10 минут прибытия пожарных подразделений.
Системы пожарной сигнализации
Автоматические установки пожарной сигнализации смонтированы в здании в соответствии с проектно-сметной документацией, которые обеспечивают автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения и управления эвакуацией людей.
Автоматические установки пожарной сигнализации обеспечивают информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения и управления эвакуацией, управления системами противопожарной защиты.
Системы пожарной сигнализации обеспечивают подачу светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала. Ручные пожарные извещатели установлены на путях эвакуации в местах доступных для их включения при возникновении пожара.
Система оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей в здании
Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в здании осуществляется:
- подачей световых и речевых сигналов во все помещения;
- трансляцией специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
- размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации, включение эвакуационного (аварийного) освещения;
Технические средства, используемые для оповещения людей и управления эвакуацией из здания при пожаре, разработаны с учетом возраста эвакуируемых людей.
Речевые устройства оповещения о пожаре не имеют разъемных устройств. Система оповещения и управления эвакуацией людей оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Огнестойкость и пожарная опасность здания
Степень огнестойкости здания установлена согласно предела огнестойкости строительных конструкций, функциональной пожарной опасности здания, класса пожарной опасности строительных конструкций.
Ограничение распространения пожара в здании
Помещения разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности. Требования к ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград установлены с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Противопожарные двери, люки выполнены с применением негорючих материалов группы НГ, обеспечивающих нормативное значение пределов огнестойкости этих конструкций.
Первичные средства пожаротушения. Требования к огнетушителям
Переносные огнетушители обеспечивают тушение пожара одним человеком на площади, указанной в технической документации предприятия – изготовителя.
Длина струи огнетушащего вещества из переносных огнетушителей обеспечивает безопасность человека при тушении пожара.
Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в здании
Строительные материалы, применяемые в здании, зависят от функционального назначения и пожарной опасности здания. Техническая документация на строительные материалы содержит информацию о показателях пожарной опасности этих материалов, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними.
Область применения декоративно - отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в здании соответствуют техническому регламенту о пожарной безопасности.
Конструкции и оборудование систем вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты
Конструкции каналов вентиляционных систем выполнены из негорючих материалов с требуемой плотностью относительно газопроницаемости. Узлы креплений каналов вентиляционных систем (подвески) и их пересечений с ограждающими строительными конструкциями имеют пределы огнестойкости не ниже требуемых для таких каналов.
Противопожарные двери оснащены узлами уплотнения в местах их примыкания друг к другу, обеспечивающими при требуемых пределах огнестойкости минимально необходимые значения сопротивления дымогазопроницанию.
Требования строительных норм и правил пожарной безопасности ранее принятые и не противоречащих Федеральному закону от 22.07 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Для эксплуатации здания выполнены следующих мероприятий режимного характера:
На объекте разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для учреждения, для дежурного персонала, при проведении газасварочных работ.
Все работники допускаются к работе только после прохождения вводного противопожарного инструктажа, инструктажа на рабочем месте.
Приказом руководителя объекта назначен ответственный за обеспечение пожарной безопасности, который отвечает за своевременное выполнение требований пожарной безопасности в учреждении, предписаний, постановлений и иных законных требований государственного пожарного надзора.
Во всех помещениях на видных местах вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Правила применения на территории учреждения открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются инструкциями о мерах пожарной безопасности.
Приказом руководителя установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе:
- определены и оборудованы места для курения;
- определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов;
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
регламентированы:
- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
- действия работников при обнаружении пожара;
- определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
В здании разработаны и на видных местах вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре.
В дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие проводятся практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Световая, звуковая и визуальная информирующая сигнализация установлена у каждого эвакуационного, аварийного выхода и на путях эвакуации. Световые сигналы в виде светящихся знаков включаются одновременно со звуковыми сигналами. Частота мерцания световых сигналов не выше 5 Гц. Визуальная информация располагается на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения. Обслуживающий персонал прошел специальное обучение по программе пожарно-технического минимума.
Дороги, проезды и подъезды к зданию, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, свободны для проезда пожарной техники, содержатся в исправном состоянии, а зимой очищаются от снега и льда.
Курение на территории и в помещениях учреждения, не разрешается.
Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Противопожарные системы и установки (средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства) здания содержатся в исправном рабочем состоянии.
Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов немедленно устраняются.
Обработанные (пропитанные), в соответствии с требованиями нормативных документов, деревянные конструкции в случае потери огнезащитных свойств, обрабатываются повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) проверяется не реже двух раз в год.
Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) здания содержатся в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаются эксплуатационным испытаниям.
Двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, закрыты на замок. На дверях указанных помещений установлена информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов остеклены и постоянно закрыты.
Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей здания очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приямки, выполнены открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.
При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей используются помещения, обеспеченные не менее, чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток и расположенные не выше 2 этажа в зданиях с горючими перекрытиями.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе по освещенности, количеству, размерам эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности.
Двери на путях эвакуации открываются свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов обеспечивает людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещено:
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестницы, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
- устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
- устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах),
- при менять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);
- фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
- остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
- заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг.
У обслуживающего персонала имеются электрические фонари. Количество фонарей определено руководителем объекта исходя из особенностей здания, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала.
Эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
При эксплуатации действующих электроустановок на объекте запрещено:
- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
- применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать не калиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания"
- размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Сети противопожарного водопровода находятся в исправном состоянии и обеспечивают требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности осуществляется два раза в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты находятся в исправном состоянии, а в зимнее время утеплены и очищаются от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещена. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения обеспечивают проезд пожарной техники к ним в любое время года.
У гидрантов, а также по направлению движения к ним установлены соответствующие указатели. На них нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав присоединен к крану и стволу. Не реже одного раза в год производится перекатка рукавов на новую скатку.
Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией осуществляются в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения ремонтных работ. Техническое обслуживание производится специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
Порядок использования систем оповещения определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.
Настоящую декларацию разработал:
_______________________________
(Должность, фамилия, инициалы)
«____» ________________ 2010 г.
Теги: Декларация пожарной безопасности, законы и технические регламенты по пожарной безопасности, пути эвакуации, огнестойкость строительных конструкций, первичные средства пожаротушения
Понятие декларация пожарной безопасности подразумевает под собой официальное подтверждение в письменной форме пожарной безопасности определенного объекта, в соответствии с положениями «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в РФ», действующего с 1 мая 2009 года. Пожарная декларация оформляется от 5 до 10 дней при участии экспертного органа.
Действие закона распространяется на всех владельцев или других владельцев объектов, обладающих данным правом на основании права пожизненного наследства, хозяйственного ведения, а также оперативного управления (органа управления).
В связи с чем, каждый из них должен был оформить и направить в органы МЧС пожарную декларацию до 01.05.10 года. В противном случае юридическое лицо штрафуется сотрудниками инспекции или прекращает свою деятельность до полного устранения причины (то есть пока не будет оформления декларация пожарной безопасности).
Все объекты, представляющие потенциальную пожарную опасность, подлежат декларированию, это - склады, здания, промышленные объекты и т.д. Но, существуют и некоторые исключения, например жилые здания, ниже 3 этажа, они не попадают в эту категорию.
Кроме того, необходимо отметить, что объекты, находящиеся в стадии проектирования или постройки, должны быть задекларированы до введения в эксплуатацию.
Компоненты пожарной декларации
"Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты". Раздел разрабатывается на основании заключений независимых экспертов. Пожарная декларация содержит расчетные и допустимые значения уровня риска и меры, необходимые, чтобы обеспечить безопасность.
"Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара". Раздел содержит оценку ущерба имуществу третьих лиц, который может последовать, если пожарная безопасность будет нарушена. Раздел пожарной декларации составляется на основании экспертного решения или страховых документов.
"Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты". Раздел представляет собой список статей и пунктов федеральных законов о технических регламентах. Также декларация включает нормативные документы в сфере пожарной безопасности, содержащие перечень профилактических мер.
Первые два пункта пожарной декларации не разрабатываются, если на объекте выполняются все требования (система, обеспечивающая безопасность, разработана и эксплуатируется в соответствии с проектной документацией)
Объекты, подлежащие декларированию
I. Объекты капитального строительства. Исключение составляют:
Индивидуальное строительство.
Жилой дом блокированной застройки (здание не выше трех этажей на одну семью, состоящее не более чем из 10 блоков, имеющее общую стену с соседним зданием).
Многоквартирный дом до трех этажей, состоящий из 4 или менее блок-секций, каждая из которых имеет отдельный подъезд.
Нежилое здание (до двух этажей, площадь до 1500 квадратных метров).
II. Здания класса функциональной пожарной безопасности Ф1.1, в том числе:
Учреждения дошкольного образования.
Образовательные учреждения, имеющие спальные корпуса.
Дома инвалидов и престарелых.
Медицинские учреждения.
Перечень информации для разработки пожарной декларации
- данные об организации - организационно-правовая форма и наименование организации,
- фактический адрес предприятия, где будет проводиться оценка пожарного риска для оформления декларации,
- документы об отступлениях от пожарных норм,
- информация о назначении предприятия и его частей, для которых оформляется декларация,
- информация о числе работников на предприятии, для которого разрабатывается соответствующий документ о пожарной безопасности,
- информация о виде и максимальных количествах веществ, хранящихся на предприятии и использующихся в производстве,
- характеристика технологического процесса, производства, его пожарная безопасность,
- информация о земельном участке предприятия,
- план БТИ (Бюро технической инвентаризации) для каждого здания, на которое оформляется пожарная декларация, с экспликацией (перечень количественных, качественных и технических особенностей),
- информация о климатических условиях региона (температура, осадки),
- основные объемно-планировочные, конструктивные и архитектурные характеристики зданий,
- характеристика инженерного оборудования на объекте, для которого производится разработка пожарной декларации (расположение газопроводов, системы вентиляции, электроснабжения, защита от молнии, водоснабжение, обеспечивающее пожарную безопасность),
- информация о наличии на предприятии, для которого производится разработка декларации, систем АПЗ (автоматическая пожарная защита) и договоров на их техническое обслуживание,
- информация о наличии и характере первичных средств пожаротушения на объекте, для которого производятся разработка декларации,
- информация о наличии на территории предприятии пожарных подразделений и о расположении ближайших,
- информация о наличии на территории или вблизи предприятия, для которого производится разработка пожарной декларации, резервуаров с водой, водоемов,
- документация предприятия в области пожарной безопасности (приказы о назначении ответственных лиц, инструкции о мерах, обеспечивающих пожарную безопасность на предприятии)
- информация о прохождении работниками предприятия, для которого производится разработка декларации, обучения в сфере пожарной безопасности
Перечень документов для разработки пожарной декларации
- Декларация пожарной безопасности разрабатывается на основе нормативных документов:
- ФЗ № 123-ФЗ под названием "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
- Постановление Правительства РФ, в котором освещен порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска.
- Приказ МЧС РФ "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".
- Приказ МЧС РФ "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной безопасности".
- Приказ МЧС РФ "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".
Список документов для оформления пожарной декларации.
Для Российского изготовителя:
- реквизиты для договора или карточка предприятия;
- учредительные документы (ИНН/ОГРН/Устав);
- технические условия или гост, по которому изготавливается продукция;
- заводские протоколы испытаний при наличии.
Для Зарубежного изготовителя:
- реквизиты заявителя или карточка предприятия;
- учредительные документы заявителя (ИНН/ОГРН/Устав);
- наименование и адрес производителя;
- точное наименование продукции;
- таможенный код ТНВЭД (если имеется);
- контракт между заявителем и изготовителем;
- техническое описание продукции.
Процедура оформления
Оформление декларации пожарной безопасности возложено на «плечи» самого владельца объекта, имеющего данные полномочия, либо может быть осуществлено при поддержке аккредитованной экспертной организации.
После оформления декларантом (заявителем), документ регистрируют в аккредитованном органе и подают в орган государственного пожарного надзора, в соответствие с местом нахождения объекта.
Самостоятельное заполнение пожарной декларации требует от декларанта не только подробных знаний и четкого понимания требований, предъявляемых техническим регламентом по пожарной безопасности, но и прочей необходимой нормативно-правовой документации.
В случае, если пожарная декларация заполнена с нарушениями установленных стандартов, она будет возвращена декларанту органами государственного пожарного надзора, с указанием причины. Декларация, которая содержит заведомо недостоверную информацию, может стать основанием для привлечения владельца декларируемого объекта к административной и, возможно, к уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Декларация пожарной безопасности оформляется единожды , как подтверждение соответствия объекта необходимым требованиям. После, каждые три года объект подлежит плановой инспекторской проверке. Но при капитальном ремонте, смене области деятельности организации – декларацию пожарной безопасности переоформляют, согласно новым стандартами.
Правила и форму заполнения пожарной декларации можно найти в приказе №91 МЧС РФ (от марта 2007 года), зарегистрированного в Министерстве юстиции от 23.03.2009г.
В документе декларант должен указать следующее - объект, требования пожарной безопасности ему предъявляемые, соответствующее законодательство, предполагаемый ущерб при пожаре, сумму выплаты с пометкой о том, что ответственность в данном случае ложится на него.
Заявитель прописывает каким именно требованиям пожарной безопасности соответствует данный объект и согласно какому законодательному документу. В декларации заявитель указывает свою ответственность за причиненный ущерб здоровью и/или имуществу третьих лиц при возможном пожаре, в связи с этим прописывается и сумма возмещаемого ущерба в случае ЧП.
Срок действия пожарной декларации.
Срок действия может различаться в зависимости от схемы и от заявленной продукции. Максимальный срок действия составляет 5 лет, при схеме декларирования 4д. Также, документ может оформлять на ограниченную партию товара, в этом случае срок действия в декларации не указывается, документ является одноразовым. При схеме декларирования 1д или 2д срок действия документа не может превышать 1 год. При схеме 3д, срок действия составит 3 года. Если Ваша продукция пользуется спросом или Вы планируете постоянно изготавливать только ее, то в этом случае лучше оформлять документ на максимальный срок действия. Если же, Вы не уверены в серийном производстве своей продукции или импортируете определенное количество из-за границы, то документ лучше оформлять сроком на 1 год.
Преимущества пожарной декларации.
Наличие этого документа является большим преимуществом, так как это упрощенная схема подтверждения соответствия продукции качеству. Для регистрации не обязательно проходить испытания в независимой лаборатории, если имеются заводские или другие доказательства качества. По желанию заявителя вместо декларации можно оформить сертификат пожарной безопасности, что тоже очень важно, при заключении крупных контрактов и участии в тендерах. Еще не маловажно, декларация пожарной безопасности выдается сроком до 5-ти лет. И самое главное, за этим документом подразумевается гарантия безопасности и качества продукции от производителя.