Предварительный отбор по 44 фз схема. Предварительный отбор участников
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.
Согласно части 1 статьи 80 Закона N 44-ФЗ в целях указанного Федерального закона под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Таким образом, предварительный отбор проводится заказчиками в целях:
Оказания гуманитарной помощи (под которой понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий);
Ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
При этом распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Одновременно следует отметить, что Заместителем Председателя Правительства Д.Н. Козака было дано поручение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 1 и 2 статьи 80 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвердить перечни поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и организовать их актуализацию в установленном порядке.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента развития контрактной системы |
М.В. Чемерисов |
Обзор документа
Для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут поставить необходимые товары (выполнить работы, оказать услуги).
По итогам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей для последующего совершения у них закупок путем проведения запроса котировок.
Правительством РФ утвержден перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Государственные заказчики регулярно сталкиваются в потребностью в поставках какого либо товара, либо работ и услуг в максимально короткий срок. Это происходит, например, в моменты каких либо стихийных бедствий или чрезвычайных происшествий, в такие моменты государству необходимы поставки различных товаров максимально оперативно. Для удовлетворения таких потребностей проводятся запросы котировок посредством предварительного отбора, данный вид торгов описан в законе №94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и государственных нужд».
Так в чем же отличия такого вида закупок от всех остальных?
Самые главные отличия:
Первое: поставщик должен поставить необходимые товары, работы или услуги в максимально короткий срок, даже без предварительной оплаты
Второе: сумма запроса котировок при помощи предварительного отбора не ограничена.
Третье это срок проведения такого тендера, срок подачи ценовых предложений на такой тендер может составлять даже всего несколько часов. Для того чтобы проводить торги в такие короткие сроки и нужен предварительный отбор. Объявление о предварительном отборе публикуется в различных источниках СМИ.
Потенциальные поставщики, подавшие заявки на предварительный отбор должны соответствовать квалификационным требованиям, а также определенным критериям (например, они должны быть готовы поставить необходимое без предварительной оплаты).
По результатам предварительного отбора, из числа компаний соответствующих требованиям, составляются списки, которые обновляются ежегодно, так же путем предварительного отбора. Во время наступления случая необходимости поставить такие товары, услуги, работы, компаниям прошедшим предварительный отбор направляется уведомление с указанием времени проведения торгов, к участию в таких торгах допускаются только компании прошедшие предварительный отбор, никакие другие участвовать в них не могут.
Структура проведения предварительного отбора
Объявление о проведении предварительного отбора публикуется в различных СМИ не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения.
Такое объявление содержит:
- - Контактные данные заказчика (наименование, адрес, e-mail и т.д.)
- - Источник финансирования
- - Предмет закупки, его объем и краткую характеристику
- - Должно быть указано требование к потенциальным поставщикам - поставка товара без предварительного платежа, либо с отсрочкой (согласно ст. 50 закона)
- - Место, время и дату проведения предварительного отбора
- - Форму заявки на предварительный отбор.
Требования к участникам предварительного отбора.
Потенциальный поставщик, при подаче заявки на предварительный отбор, должен соответствовать следующим требованиям закона, при этом заказчик не должен выдвигать никаких дополнительных требований.
- - Участник предварительного отбора должен соответствовать требованиям закона по поставке услуг, работ или товаров, которые являются предметом торга.
- - В отношении участника не должно проводиться ликвидационных процедур, либо процедуры банкротства.
- - Деятельность компании потенциального поставщика, на момент рассмотрения заявок не должна быть приостановлена.
- - Задолженность по налогам, или каким либо другим обязательным платежам в бюджет не должна превышать 25% от стоимости активов компании.
- - Участник предварительного отбора не должен состоять в реестре недобросовестных участников.
Подача заявки на предварительный отбор.
Заявка на участие в предварительном отборе оформляется согласно установленной в извещении форме и должна содержать следующее:
- - Реквизиты компании, а так же полные контактные данные (наименование, адрес, телефон и т.д.)
- - Выписку из ЕГРЮЛ (для физ. лиц ЕГРИП), полученную не раньше, чем за 6 месяцев до публикации извещения о проведении предварительного отбора.
- - Доверенность, или иной документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени участника.
- - Сведения и характеристики поставляемых товаров, работ, и услуг.
- - Копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям закона, предъявляемым поставщикам на поставку услуг, товара, работ, являющихся предметом торга.
Никакие другие документы заказчик требовать не вправе.
После окончания срока подачи заявок на предварительный отбор, котировочная комиссия рассматривает заявки, и не позднее чем в десятидневный срок формирует список поставщиков прошедших предварительный отбор. При этом направляются уведомление всем участникам о включении компании в данный список либо об отказе. В дальнейшем компании, включенные в данный список, имеют возможность участвовать в таких торгах.
32. Организатор открытого конкурса вправе проводить предварительный отбор участников открытого конкурса (далее - предварительный отбор) в целях выявления исполнителей, которые соответствуют требованиям, установленным организатором открытого конкурса.
33. Предусматривается следующий порядок проведения предварительного отбора:
разработка документации по предварительному отбору;
публикация извещения о проведении предварительного отбора участников открытого конкурса на размещение заказов на выполнение работ‚ оказание услуг для государственных нужд в строительстве в бюллетене "Конкурсные Торги"‚ а при необходимости и в других средствах массовой информации; публикация извещения о проведении предварительного отбора участников открытого конкурса на размещение заказов на выполнение работ‚ оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, для других нужд - в отраслевых, региональных и муниципальных средствах массовой информации;
представление документации по предварительному отбору потенциальным участником;
консультирование исполнителей по вопросам подготовки ими заявок на участие в предварительном отборе;
представление исполнителями в установленные сроки заявок и анкет на предварительный отбор;
рассмотрение и предварительная оценка заявок и анкет на предварительный отбор;
Анализ и оценка технической, организационной и финансовой возможности исполнителя;
составление экспертных заключений;
Принятие решения о результатах предварительного отбора и оформление соответствующего протокола;
извещение исполнителей о прохождении ими предварительного отбора или об отказе.
34. Извещение о проведении предварительного отбора должно содержать сведения о:
наименовании организатора открытого конкурса и месте проведения предварительного отбора;
виде работ и месте их выполнения, виде услуг и месте их оказания;
сроках выполнения работ, оказания услуг;
Требованиях к участникам открытого конкурса, установленных организатором открытого конкурса;
Размере‚ порядке и сроках внесения платы‚ взимаемой организатором открытого конкурса за получение комплекта документации о предварительном отборе, если такая плата установлена;
порядке, месте и сроке подачи заявок и квалификационных документов на участие в предварительном отборе.
35. Документация о предварительном отборе должна содержать:
форму заявки на участие в предварительном отборе;
формы анкеты исполнителя;
краткое описание предмета конкурса и основные условия контракта;
Инструкцию по подготовке заявок на участие в предварительном отборе‚ о порядке вскрытия конвертов с заявками на предварительный отбор и о порядке информирования участников об его итогах;
требования к участникам открытого конкурса, установленные организатором открытого конкурса и другую информацию.
полное и сокращенное наименование исполнителя, почтовый адрес, телефон, телефакс‚ адрес электронной почты;
дата, место и орган регистрации исполнителя, организационно-правовая форма‚ форма собственности;
заверенные копии учредительных и регистрационных документов;
Прежнее название организации, если оно менялось, дата смены названия;
структура организации (фирмы), наличие филиалов, дочерних предприятий;
банковские реквизиты;
профилирующее направление деятельности;
квалификационный состав;
опыт работы по аналогичным объектам‚ отзывы заказчиков по ранее выполненным работам;
лицензии на деятельность, являющуюся предметом конкурса;
техническая оснащенность исполнителя;
информация об использовании исполнителем при выполнении строительных и проектных работ системы управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000 (ГОСТ ИСО 9000) или других систем управления качеством при выполнении строительных и проектных работ‚ осуществлении консультационных услуг‚ управлении проектами‚ управлении эксплуатацией объектов;
балансовый отчет исполнителя за последний отчетный период;
информация о субподрядчиках, которых исполнитель намерен привлечь для выполнения работ‚ на которые он не имеет государственных лицензий‚ а также копии лицензий субподрядчиков на соответствующие виды работ;
Сведения об участии в судебных исках.
При проведении конкурсов на размещение заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в анкете исполнителя необходимо дополнительно отражать информацию:
о квалификации и профессиональной репутации организации‚ подтвержденной печатными трудами‚ патентами и другими подтверждающими документами‚ участием в международных‚ федеральных и региональных программах‚ аналогами разработок‚ объявленных на конкурс‚ документально подтвержденными достижениями в соответствующей области науки и техники‚ отзывами специалистов и потребителей продукции;
О наличии материально-технической базы‚ арендуемой или находящейся на балансе‚ и позволяющей проводить исследования и разработки на современном научном (научно-техническом) уровне.
37. Организатор открытого конкурса предоставляет документацию о предварительном отборе каждому исполнителю, который запрашивает такую документацию и вносит плату за документацию о предварительном отборе, если такая плата установлена. Плата за документацию о предварительном отборе не должна превышать расходы организатора открытого конкурса на изготовление (печатание) указанной документации и доставку ее исполнителям.
38. Организатор открытого конкурса обязан ответить на запрос исполнителя в части разъяснения положений документации о предварительном отборе, полученный не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе. Ответ на поступивший запрос организатор открытого конкурса в письменном виде доводит до сведения всех исполнителей‚ получивших документацию по предварительному отбору‚ без указания источника поступления запроса‚ в срок, позволяющий исполнителю своевременно подать заявку на участие в предварительном отборе.
39. В состав представляемых исполнителем документов на участие в предварительном отборе входят:
сопроводительное письмо;
заявка на участие в предварительном отборе;
заполненная анкета исполнителя с приложением документов‚ перечисленных в п.37.
Комплект документов на участие в предварительном отборе представляется организатору конкурса заказным письмом с описью вложения или с нарочным в запечатанном конверте по адресу‚ указанному в документации для предварительного отбора.
Организатор конкурса обязан зарегистрировать заявку на участие в предварительном отборе немедленно после ее представления и приемки. Регистрационный номер‚ дата и время приемки заявки проставляются на запечатанном конверте. Исполнителю‚ представившему заявку на участие в предварительном отборе‚ выдается или направляется по почте расписка‚ подтверждающая прием и регистрацию заявки с указанием даты и времени ее получения.
Конверт с заявкой на участие в предварительном отборе‚ полученный организатором конкурса по истечении срока приема заявок не вскрывается и возвращается представившему его исполнителю.
40. Организатор открытого конкурса определяет соответствие исполнителей требованиям к участникам открытого конкурса, установленным организатором открытого конкурса, и принимает решение в отношении каждого исполнителя, подавшего заявку на участие в предварительном отборе.
41. Организатор конкурса вправе отстранить исполнителя от участия в конкурсе в случае предоставления последним неполной или неточной информации о своей квалификации.
42. Исполнителю должно быть отказано в участии в конкурсе, если он:
по квалификации и опыту выполнения аналогичных работ и услуг не соответствует требованиям‚ установленным в документации по предварительному отбору;
признан несостоятельным в финансовом или правовом отношениях;
Не представил в заданные сроки документов‚ подтверждающих его квалификацию в соответствии с требованиями документации по предварительному отбору.
К участию в конкурсе не допускаются исполнители, которые находятся в состоянии реорганизации, ликвидации или банкротства.
43. Организатор открытого конкурса обязан в трехдневный срок после принятия решения о предварительном отборе уведомить каждого исполнителя о результатах такого отбора. Право на участие в открытом конкурсе с предварительным отбором имеют только исполнители, прошедшие предварительный отбор.
44. Организатор открытого конкурса обязан в трехдневный срок ответить в письменной форме на запрос исполнителя, не прошедшего предварительный отбор, с указанием оснований принятия соответствующего решения.
Предквалификационный отбор - процедура, которую проводит заказчик с целью определения квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для дальнейшего их участия в последующих закупках.
Закон №223-ФЗ не содержит нормы, которая бы лишала заказчиков права проводить предквалификационный отбор. Заказчик самостоятельно решает, когда использовать эту процедуру.
Предквалификационный отбор нельзя расценивать как самостоятельную закупку, по результатам которой заключается договор. Это дополнительный элемент закупочного процесса, помогающий заказчикам в выборе надежного поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме того, предварительный квалификационный отбор может использоваться при проведении открытых процедур закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры) с ограниченным участием как самостоятельная стадия (этап) закупки.
Отбор проводится до подачи участниками заявок с коммерческими предложениями. Процедура предквалификационного отбора открытая, и в ней могут принять участие любые заинтересованные лица, так как информация о его проведении сообщается неограниченному числу лиц, путем размещения на официальном сайте (в ЕИС) извещения и предквалификационной документации. Предквалификационный отбор проводится тогда, когда товары (услуги, работы) в связи с их высокой сложностью или специализированным характером могут поставить или выполнить не все поставщики (исполнители), а только ограниченное число лиц.
Цели предквалификационного отбора:
Заказчик с помощью предквалификационного отбора:
- снижает риски неисполнения договора со стороны поставщика (при проведении отбора из числа участников отбираются наиболее подходящие, надежные претенденты для участия в последующих закупочных процедурах, либо этапах закупки);
- сокращает время на закупочную процедуру (заказчику не нужно проводить отбор при проведении каждой конкретной закупочной процедуры, так как квалифицированные претенденты уже отобраны);
- обеспечивает повышение гласности закупки (принять участие в предквалификационном отборе может любой поставщик, желающий обеспечить заказчика необходимым товаром, работами или услугами, в дальнейшем среди отобранных претендентов заказчиком будут проводиться закупки);
- обеспечивает развитие добросовестной конкуренции (для того чтобы стать победителем закупки, участникам необходимо для начала пройти предквалификационный отбор, подтвердив тем самым свое соответствие установленным заказчиком требованиям, в последующем претендент, предложивший лучшие условия, одерживает победу в закупке, и с ним заключается договор);
- эффективно использует денежные средства (квалифицированные поставщики, при проведении заказчиком закупочных процедур с их участием, предлагают свои условия исполнения договора - качественно и по наиболее выгодной цене для заказчика).
- закупает качественный товар (работы, услуги) в необходимый срок, тем самым обеспечивая бесперебойный производственный процесс своего предприятия (необходимыми товарами (услугами, работами) в связи с их высокой сложностью или специализированным характером будут обеспечивать надежные поставщики, которые соответствуют всем установленным требованиям заказчика).
Порядок проведения предквалификационного отбора
Порядок проведения предквалификационного отбора должен быть определен положением о закупке заказчика. В положении заказчик указывает условия применения предквалификационного отбора.
Целесообразно проводить предквалификационный отбор при закупке сложных товаров услуг (например, строительных работ), когда квалификация участников влияет на результат закупки.
Нецелесообразно проводить предквалификационный отбор, если необходимо закупить простую продукцию (например, канцелярские товары, широко представленные на рынке) и квалификация участников не играет важную роль при определении победителя, если у заказчика есть ограничение по времени и закупить нужный товар (работы, услуги) нужно быстро).
Если в положении о закупке нет описания проведения предквалификационного отбора, но при этом у заказчика возникла необходимость в нем, следует внести изменения в действующее положение: прописать в нем порядок проведения предквалификационного отбора, разместить измененное положение о закупке на официальном сайте (ЕИС). После этого у заказчика появится полное право проводить предквалификационный отбор.
Для государственных и муниципальных нужд Правительство РФ устанавливает перечень случаев и порядок отнесения предмета закупки к товарам, работам, услугам, которые в связи с их технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером способны поставить (выполнить) только такие поставщики (исполнители), которые имеют нужный уровень квалификации. Заказчики, работающие по 223-ФЗ, самостоятельно устанавливают такие случаи в своих положении о закупке и прописывают порядок проведения квалификационного отбора.
Заказчик создает извещение о проведении предквалификационного отбора, в котором должна содержаться информация о том, что данная процедура является предквалификационным отбором, и другая информация, предусмотренная положением о закупке, например:
- информация о заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика, контактный номер телефона и другие необходимые сведения);
- предмет договора будущей открытой процедуры закупки (сведения об объемах необходимого товара, сроках поставки, выполнения, месте поставки, оказания услуг, предварительные (ориентировочные) сведения о начальной (максимальной) цене договора (при необходимости) и др.);
- срок подачи заявок на участие в предквалификационном отборе (дата начала и дата окончания), место, порядок подачи таких заявок, дата подведения итогов;
- сведения о возможности заказчика отказаться от проведения дальнейшей закупочной процедуры;
- сведения о том, что впоследствии при проведении открытой процедуры закупки к участию в такой процедуре будут допускаться только те участники, которые успешно прошли предварительный квалификационный отбор.
Заказчик может предусмотреть в положении и документации возможность по собственной инициативе, либо в ответ на запрос какого-либо претендента, внести изменения в извещение о проведении предквалификационного отбора в любое время до истечения срока представления заявок на участие в нем, с указанием периода, когда возможно вносить такие изменения, и сроком их размещения на официальном сайте (в ЕИС), а также продлить срок приема заявок на участие в отборе без объяснения причин.
- краткое описание закупаемой продукции и краткое изложение существенных условий договора, заключаемого в результате открытых процедур;
- требования к содержанию, форме («бумажная» или электронная), оформлению и составу заявки на участие в предквалификационном отборе;
- порядок проведения предварительного квалификационного отбора;
- порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок на участие в предквалификационном отборе;
- требования к участнику предквалификационного отбора и перечень документов, представляемых участником для подтверждения соответствия установленным требованиям. Требования, которые не обоснованы потребностями и нуждами заказчика, не следует устанавливать. Каждое требование должно быть конкретным и понятным.
Для участия в предквалификационном отборе, а в дальнейшем в закупке, участники должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (все требования к участникам процедуры должны быть четко прописаны в положении о закупке).
Заказчик может указать, например, следующее: участники должны обладать гражданской правоспособностью для заключения и исполнения договора, заключенного по результатам закупки, а именно:
- быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
- иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
- в отношении участников предквалификационного отбора не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство;
- участники не должны быть по решению арбитражного суда признаны несостоятельными (банкротами);
- деятельность участников отбора не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
- у участника предквалификационного отбора должна отсутствовать задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
- при наличии задолженности участник отбора считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупке не принято;
- показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости;
- заказчик также вправе предусмотреть в положении о закупке такое требование, как отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков информации.
- дата подведения итогов предквалификационного отбора;
- критерии предквалификационного отбора;
- порядок оценки заявок на участие в предквалификационном отборе, отбора участников;
- срок, на который проводится предквалификационный отбор (при необходимости);
- иные сведения и требования (при необходимости).
Критериями предварительного квалификационного отбора могут являться:
- деловая репутация участника (положительный опыт поставки аналогичного товара, выполнение аналогичных работ (оказание услуг) другим заказчикам;
- наличие у участника опыта выполнения договоров, аналогичных по предмету (объему, срокам, цене и т.д.) будущей закупке;
- наличие у участника производственных мощностей (при необходимости);
- наличие у участника технологического оборудования (при необходимости);
- наличие у участника материально-технических ресурсов;
- наличие у участника трудовых ресурсов (необходимое количество работников, соответствующая квалификация и т.д.);
- наличие у участника финансовых ресурсов (наличие денежных средств для выполнения обязательств перед заказчиками);
- иные критерии, установленные документацией о проведении предквалификационного отбора в соответствии с Положением о закупке заказчика.
Заказчик может в документации указать возможность в любое время до истечения срока представления заявок на участие в предквалификационном отборе по собственной инициативе либо в ответ на запрос какого-либо претендента внесения изменений в документацию о проведении предквалификационного отбора с указанием периода, когда возможно вносить такие изменения, и сроком их размещения на официальном сайте (в ЕИС); возможность любому претенденту направить заказчику запрос разъяснений положений документации о проведении предквалификационного отбора в письменной форме или в форме электронного документа, указав срок, когда заказчик принимает такие запросы, сроки, когда разъяснение положений документации направляется претенденту, направившему запрос, а также срок, когда заказчик размещает копию таких разъяснений (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения) на официальном сайте, в (ЕИС) (если это предусмотрено Положением о закупке конкретного заказчика).
Заказчик вправе принять решение об отказе от проведения предквалификационного отбора в любое время (вплоть до подведения итогов), при этом никакой ответственности не неся перед участниками, в том числе по возмещению каких-либо затрат, которые были связаны с подготовкой и подачей заявки на участие в предквалификационном отборе.
Если заказчиком было принято решение об отказе от проведения предквалификационного отбора, он размещает сведения об отказе от проведения предквалификационного отбора на официальном сайте (в ЕИС) в установленный Положением о закупке срок. Заказчик не несет обязательств или ответственности в случае, когда претенденты не ознакомились с извещением об отказе от проведения предквалификационного отбора (порядок отказа заказчиком от проведения предквалификационного отбора отображается в предквалификационной документации в соответствии с Положением о закупке).
Для участия в предквалификационном отборе претендент готовит заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о проведении предквалификационного отбора.
Требования к форме, содержанию, составу заявки на участие в предквалификационном отборе устанавливаются в документации о проведении предквалификационного отбора. Предквалификационные заявки принимаются до дня окончания приема заявок на участие в отборе (срок подачи указывается в извещении в соотвествии с Положением о закупке заказчика). Претендент может подать только одну заявку на участие в предквалификационном отборе.
Способ проведения предквалификационного отбора
Если предквалификационный отбор проводится в бумажной форме , то Положением о закупке заказчика должно быть предусмотрено, что заявки на участие в предквалификационном отборе подаются в запечатанном конверте по форме и в порядке, установленным документацией о проведении такого отбора. Заказчик обеспечивает конфиденциальность сведений, содержащихся в поданных участниками заявках. Все поданные заявки, полученные до истечения срока подачи заявок на участие в предквалификационном отборе, регистрируются заказчиком. По истечению срока подачи заявок на участие в отборе, заказчик рассматривает соответствие участников предквалификационного отбора требованиям, установленными в документации. При рассмотрении поданных заявок на участие в предквалификационном отборе, следует использовать только те критерии отбора, которые установлены предквалификационной документацией и Положением о закупке. Если в составе заявки участника отсутствует информация, предусмотренная предквалификационной документацией, то заказчик для того чтобы правильно оценить участника, вправе запросить у него недостающие документы. Заказчик вправе отказать участнику во включении в перечень лиц, прошедших предварительный квалификационный отбор, например, в таких случаях (которые определены в Положении о закупке и предквалификационной документации) как: непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией о проведении предквалификационного отбора, несоответствия поданной участником заявки требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении предквалификационного отбора, предоставления в составе заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки и др.
В последствии заказчик отбирает среди участников лучших, например 4-6 организаций (количество организаций указывается в предквалификационной документации), формируется перечень квалифицированных участников на определенный заказчиком срок. В течение этого времени среди данных участников заказчиком будут проводиться закупочные процедуры. Другие поставщики (исполнители, подрядчики), кто не прошел предквалификационный отбор, исключается из числа участников последующей закупки. Результаты предквалификационного отбора отражается заказчиком в протоколе , который должен содержать перечень участников, соответствующих установленным требованиям, т.е., кто был признан квалифицированными участниками, а также участники, кто не был признан таковыми. Обязательно заказчик должен отразить причины, по которым тот или иной участник не был признан квалифицированным. Протокол размещается на официальном сайте (в ЕИС) заказчиком в течение трех дней со дня его подписания.
В случае, если при рассмотрении заявок на участие в предквалификационном отборе заказчиком было принято решение о несоответствии всех заявок требованиям документации о проведении предквалифкационного отбора или о соответствии только одной заявки требованиям документации, предквалификационный отбор признается несостоявшимся. В случае, если предквалификационный отбор был признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о повторном проведении предквалификационного отбора, изменив его условия, возможно изначально были заявлены завышенные требования к участникам (данное право должно быть отражено в Положении о закупке заказчика).
Если предквалификационный отбор проводится в электронной форме заказчиком на электронной торговой площадке, то весь документооборот (начиная от подачи заявок, изменения извещения, документации, предоставлении разъяснений документации и т.д.) осуществляется в электронной форме - все документы подписываются электронной подписью уполномоченных лиц со стороны заказчика. Порядок проведения предквалификационного отбора определяется регламентом электронной торговой площадки. Место подачи заявок участниками предквалификационного отбора - электронная торговая площадка. Для того чтобы участвовать в предквалификационном отборе в электронной форме на ЭТП, участник отбора (если он не зарегистрирован на ЭТП) должен пройти процедуру регистрации на электронной торговой площадке. Заявки должны быть поданы в электронной форме подписанной электронной подписью участника предквалификационного отбора с прилагаемыми документами, которые подтверждают его право подписи заявки от имени участника в любое время с момента приема заявок до момента окончания приема заявок на участие в предквалификационном отборе. Заявка оформляется в соответствии с требованиями документации и Положения о закупке заказчика. Извещение о проведении предквалификационного отбора, документация, опубликованная на электронной торговой площадке путем интеграции с официальным сайтом (ЕИС), автоматически публикуется на нем (следует выполнить настройку такой функции как интеграция документов, если это предусмотрено ЭТП). Пользуясь ЭТП заказчик и участники процедуры повышают уровень взаимодействия между собой, снижается риск по несвоевременному и неполному предоставлению документов, входящих в состав заявок. По окончании приема заявок, заказчик также как и при проведении предквалификационного отбора в бумажной форме подводит итоги: определяет перечень квалифицированных участников. После чего формируется протокол, где отображаются сведения о результатах предквалификационного отбора, в последующем заказчик размещает протокол на официальном сайте (в ЕИС) в течение трех дней с момента его подписания.
После того как заказчик определится с перечнем квалифицированных участников, он может проводить среди таких участников конкурентные закупочные процедуры, предусмотренные Положением о закупке (срок действительности результатов предквалификационного отбора указывается заказчиком в документации). Для этого заказчик приглашает всех участников, кто входит в квалифицированный перечень, путем направления им приглашения для участия в конкретной закупке.
Таким образом, с помощью предквалификационного отбора его участники подтверждают обладание достаточной профессиональной компетенцией, наличие необходимой технического оснащения, опыт, деловую репутацию, финансовые, материальные ресурсы и возможности, чтобы качественно и в срок обеспечить заказчика необходимым товаром, оказать необходимые услуги, выполнить определенные работы, тем самым качественно и в срок исполнить обязательства в случае заключения договора с заказчиком.
Пошаговый порядок действий котировочной комиссии при выборе претендующих участников на предварительный отбор закреплен определенными положениями. Их суть заключается в следующих пунктах.
Этапы предварительного отбора по 44 ФЗ
Прием и рассмотрение заявок
1. Главной обязанностью котировочной комиссии является просмотр всех поданных заявок на принятие участи в запросе котировок. Это должно быть сделано на протяжении десяти дней с момента истечения время подачи заявок.
2. Следующий шаг действий котировочной комиссии – это работа по составлению перечня поставщиков. Принимаются остаточные решения по каждому участнику отдельно. Списки составляются по результатам поданных и рассмотренных заявок поставщиков на предварительный отбор.
3. Отрицательное решение комиссии по определенному участнику про невключение его в список предварительного отбора, возможно, в следующих случаях:
- если кандидатура не соответствует определенным требованиям, которые известны всем участникам;
- если подан на рассмотрение комиссии неполный состав необходимых документов, или же в них обнаружена неправдивая информация;
- если поданная заявка не является оформленной по всем требованиям, о которых были извещены участники предварительного отбора;
- если претендент на роль поставщика был уже исключен членами комиссии из списка поставщиков еще в прошлых годах.
Оглашение итогов рассмотрения заявок
4. Все заключительные результаты просмотра и анализа поданных заявок на участие в предварительном отборе проходят специальное оформление, и создается протокол. Оформлением занимается котировочная комиссия, подписи оставляют все члены комиссии, а также присутствующие при вынесении решений. Это должно происходить в последний день перед сдачей результатов отбора заказчику. На следующий день заказчик обязан отправить информацию о результатах действий котировочной комиссии всем участникам, которые подавали заявки.
Оспаривание решения комиссии
5. Участник предварительного отбора, который был не включен в список возможных поставщиков, имеет стопроцентное право подать собственную жалобу по поводу этого решения комиссии. Осуществляется это в определенном порядке, который предусмотрен Федеральным законом.
Работа с поставщиками
6. Далее, уже заказчик занимается списком поставщиков, в который он обязан включить участников предварительного отбора. Этот список составляется по определенным видам товаров или услуг, по качеству выполнения каждым участником будущих договоренностей и т. д.
7. Заказчик имеет полное и безоговорочное право исключить участника предварительного отбора из списка, если он предоставил недействительные документы.
Проведение предварительного отбора по 44 Федеральному закону регламентируется .